9506

Никола Буало-Депрео

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Буало Поэтическое искусство (1674) – образец Наука поэзии Горации Никола Буало-Депрео (1636 – 1711) – в Париже в семье зажиточного буржуа, адвоката и чиновника парижского парламента. (богослов юридич. факт) Сорбонны 1657 – посл...

Русский

2013-03-11

26.61 KB

5 чел.

Буало Поэтическое искусство (1674) – образец «Наука поэзии» Горации

Никола Буало-Депрео (1636 – 1711) – в Париже в семье зажиточного буржуа, адвоката и чиновника парижского парламента.

(богослов юридич фак-т) Сорбонны

1657 – после смерти отца материальная независимость (от наследства – рента)

Буало – в лит-ру. До конца 1660 – 9 сатир. В этот период сближается с Мольером, Лафонтеном и Расином.

В 1670 – 9 Посланий, «Трактат о прекрасном», ирои-комич поэмы «Налой». В 1674 заканчивает стихотворный трактат «поэтическое искусство»; задум. По образцу «Науки поэзии» Горация.

С начала 1670-х Буало близок ко двору. 1677 Буало и Расин – историографы (миссия их невыполнена)

С 1677 – 1692 – молчание.

Нач 90-х – 3 послания и 3 сатиры трактат «размышления о Лонгине»

Эстетическая теория классиков выросла на основе рациональной философии, нашедшей свое наиболее законченное и последовательное выражение в учении Декарта.

Характерным моментом этого учения является противопоставление двух начал человеческой природы – материального и духовного, чувственных страстей, представляющих «низменную» «животную» стихию, и «высоких» начал – разума.

Эстетика классицизма отрицательно относилась к эмпирическому воспроизведению отдельных частных явлений, ее идеалом был абстрактный, обобщенный художественный образ, исключающий единичное и случайное.

Заслуга.  Поиск закономерного и главного

НО Но вместе с тем классич искусство в поисках всеобщего утрачивало связь с конкретной жизнью. с ее реальными, исторически изменчивыми формами, понимало типическое как вечное и неизменное для всех времен и народов.

Не м.б. разных понятий красоты

Метафизическая антитеза «Хорошего» и «дурного» вкуса. «Хороший» вкус единый и неизменный, основан на правилах, все, что не укладывается в эти правила, объявляется «дурным» вкусом.

Нормативный характер классич поэтики

Буало «Поэтическое искусство» (ПИ) – гл. идея – высокая общественная миссия лит-ры, моральная ответственность поэта перед читателем.

Полезные для общества произведения может создать только поэт, сам безупречный в моральном отношении

Так пусть всего милей вам добродетель будет!

Ведь даже если ум и ясен и глубок,

Испорченность души всегда видна меж строк

Буало сформулировал то принципиально новое и ценное, что внес Мольер во французскую комедию: непосредственность и правдивость изображения, воспитательное значение театра для общества.

Основное требование – следовать разуму, - общее для всей классической эстетики XVII века, конкретизируется в поэме Буало в виде ряда положений.

Следовать разуму – это значит прежде всего подчинить форму содержанию, научиться мыслить ясно, последовательно и логично.

Так пусть же будет смысл всего дороже вам,

Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!

…………..

Обдумать надо мысль, и лишь потом писать,

Пока неясна вам, что вы сказать хотите,

Простых и точных слов напрасно не ищите…

Организующая, направляющая роль разума должна чувствоваться и в композиции, в пропорциональном и гармоничном соотношении разных частей.

Поэт обдуманно всё должен разместить,

Начало и конец в поток единый слить

И, подчинив слова своей бесспорной власти,

Искусно сочетать разрозненные части.

Излишние мелочи, отвлекающие от основной мысли или сюжета, перегруженные деталями описания, напыщенные гиперболы и эмоциональные метафоры – всё это противоречит рациональной ясности и стройности.

Второй принцип – следовать природе

Истина (la vérité) и природа ( la nature) является для поэта объектом изучения и изображения.

Природа, подлежащая художественному изображению, должна быть подвергнута тщательному отбору – это по сути дела только человеческая природа, да к тому же взятая лишь в её сознательных проявлениях и деятельности.

Вторая песнь – анализ лирических жанров.

Буало опирается на традиционную теорию жанров (Гораций). Как последовательный классик-рационалист, он отвергает индивидуальное переживание, лежащее в основе лирики, ибо видит в нем проявление частного единичного, случайного, тогда как высокая классическая поэзия должна воплощать только наиболее общее, объективное, закономерное.

(внимание Буало: идиллия, элегия, ода, мадригал. Эпиграмма, сонет

Сатира (о ней у Буало много) потому что общественное содержание

Автор – судья общества, нравов, носитель объективной истины)

Не злобу, а добро стремясь посеять в мире

Являет истина свой чистый лик в Сатире.

Буало в этом отступает от традиционной классич. Иерархии жанров, согласно которой сатира относится к числу «низких», а ода – к числу «высоких»

Неразрывное единство этического и эстетического моментов в теории Буало особенно ясно выступает в IIIпесне «Поэтического искусства», посвященной анализу трагедии, эпопеи и комедии.

Буало: чтобы высокий этический идеал ясно чувствовался в разработке характеров

«Ужас» и «сострадание», на которых, согласно Аристотелю, основывается эстетическое воздействие трагедии, Буало не мыслит себе вне морального оправдания героя. это оправдание может заключаться в неведении героя, совершившего свое преступление невольно (Эдип), или в последующих угрызениях совести (Орест).

Раскрыть душевную борьбу и страдания героя, осознавшего свою вину и изнемогающего под ее бременем. (идеал для Буало – трагедия Расина)

Вопрос о соотнешении реального факта и художественного вымысла

Буало проводит грань между категорями правды (vrai) и правдоподобия (vraisemeble)

Невероятное растрогать неспособно

Пусть правда выглядит всегда правдоподобно

  1.  Ранние теоретики классицизма Шаплен и д’Обиньяк – против неправдоподобного, но совершившегося факта (правда) в пользу правдоподобного вымысла (повседневное, привычное)
  2.  Корнель – предпочтение «правде», т.е. фактически засвидетельствованному, хотя и невероятному событию перед правдоподобным, но банальным вымыслом.
  3.  Буало, продолжая в этом вопросе линию неоднократно высмеянных им Шаплена и д’Обиньяка, тем не менее дает совершенно иное, углубленное истолкование эстетической категории правдоподобного.

Критерием служит не привычность, не обыденность изображаемых событий, а их соответствие универсальным законам человеческой логики, разума.

Мы холодны душой к нелепым чудесам,

И лишь возможное всегда по вкусу нам.

Буало резко осуждает всякое стремление к оригинальничанию, погоню за новизной лишь ради новизны – как в вопросах стиля и языка, так и в выборе сюжетов и героев.

Материалом для трагедии (в отличие от комедии) может служить только история или античный миф, иначе говоря – сюжет и герои неизбежно традиционны. Но творческая самостоятельность поэта проявляется в трактовке характера, в истолковании традиционного сюжета соответственно той моральной идее, которую он хочет вложить в свой материал.

… страну и век должны вы изучать:

Они на каждого кладут свою печать

(не изучение местного и исторического колорита). Бауло не склонен отождествлять французов своего времени с героями древности.

Примеру «Клелии» вам следовать не гоже:

Париж и Древний Рим между собой не схожи.

Герои древности пусть облик свой хранят:

Не волокита Брут, Катон не мелкий фат.

Буало против влияния прециозного романа засилья любовной тематики (она захлестнула французскую сцену с 50-х годов XVII века) слащавые пьесы Филиппа Кино

Источник счастья, мук, сердечных жгучих ран,

Любовь забрала в плен и сцену и роман

Буало протестует не против любовной тематики как таковой, а против её «галантной» - ходульной, слащавой трактовки, против превращения больших страстей в набор словесных штампов:

Они умеют петь лишь цепи да оковы,

Боготворить свой плен, страданья восхвалять

И деланностью чувств рассудок оскорблять.

Итак, пусть ваш герой горит любви огнем,

Но пусть не будет он жеманным пастушком!

Любовь, томимую сознанием вины,

Представить слабостью вы зрителям должны.

Именно слабость этих героев (величественных) должна оттенить значительность и величие, без которых Буало не мыслит себе героя трагедии.

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен.

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил:

Нам дорог вспыльчивый, стремительный Ахилл;

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность.

Буало решительно отвергает запутанную и сложную завязку, требующую длительных и многословных объяснений.

Пусть вводит в действие легко, без напряженья

Завязки плавное, искусное движенье.

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.

Поскольку весь драматический интерес сосредоточен на психологических переживаниях персонажей, а внешние события служат для них лишь толчком и поводом, не требуется ни физического времени, ни физического места для этих внешних событий – действие классической трагедии разыгрывается в душе героя.

Условный промежуток времени в 24 часа оказывается достаточным, ибо события происходят не на сцене, не на глазах у зрителя, а даются только в форме рассказа, в монологах действующих лиц.

Наиболее острые, напряженные моменты сюжетного развития – например, убийства, всякого рода ужасы и кровопролития – должны совершаться за сценой.

Художественное воздействие на зрителя должно оказываться не через чувственное впечатление, а через осознанное разумом восприятие.

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

КОМЕДИЯ

Отвлекаясь от целостного восприятия сложного и многостороннего характера, Буало заостряет внимание на одной доминирующей черте – скупости. Расточительности, раболепии, - которая целиком должна определять характер комического персонажа.

Автор не должен буквально копировать ни себя, ни окружающих, он должен создавать обобщенный, типический характер, так, чтобы живые прототипы его смеялись не узнав самих себя.

Буало полностью отвлекается от социально-конкретной характерности персонажей.

Но:  Узнайте горожан, придворных изучите;

        Меж них старательно характеры ищите.

Игнорируя социальную конкретность и заостренность комедии, Буало, само собой разумеется, не мог оценить тех богатых сатирических возможностей, которые были заложены в традициях народного фарса и которые так широко использовал и развил Мольер.

ЯЗЫК: против «низких» и «вульгарных» выражений. Буало обрушивается на «площадной», «базарный» «кабацкий» язык. Но и высмеивает лишенный выразительности язык ученых педантов.

Пушкин, назвал Буало в числе «истинно великих писателей, покрывших таким блеском конец XVII века.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3969. Типове положення про службу захисту інформації в автоматизованій системі 375.74 KB
  «Типове положення про службу захисту інформації в автоматизованій системі» Виконала: ст. гр. СН-41 Ковальчук Лариса У загальному випадку «Типове положення про службу захисту інформації (СЗІ) в автоматизованій системі (АС)» складається з таких розділ...
3970. Схемотехніка логічних елементів та їх реалізація на мікропроцесорі 365.86 KB
  Специфіка програмування мікроконтролера PIC16F628. Рішення задач. Створення проекту в MPLAB. Створення проекту в PROTEUS. Схемотехніка логічних елементів та їх реалізація на базі мікропроцесорів. Прості висловлення – логічний елемент (змінна) – входить до складу складного висловлення логічної функції, яка залежить від істинності чи помилковості аргументів.
3971. ІНФОРМАЦІЙНА БЕЗПЕКА WEB 2.0 359.9 KB
  ІНФОРМАЦІЙНА БЕЗПЕКА WEB 2.0. Що таке Web 2.0 WEB 2.0 – це методика проектування систем, котрі шляхом врахування мережевих взаємодій стають тим краще, чим більше ними користуються. Web 2.0 - не технологія і не особливий ...
3972. АЭРОНАВИГАЦИЯ Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ 355.61 KB
  Дисциплина «Аэронавигация» является профилирующей, которая определяет уровень профессиональной подготовки студентов специализации «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов». Она является основой для изучения других дисциплин, формирующих профессиональную подготовку.
3973. Знайомство з пакетом Swing 350.08 KB
  Лабораторна робота №7 (Знайомство з пакетом Swing) Тема роботи: Знайомство з пакетом Swing Мета роботи: Дослідити пакет Swing. План роботи. Ознайомлення з компонентами бібліотеки Swing. Навчитися добавляти компоненти до контейнерів Озн...
3974. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 336.63 KB
  Развитие малого предпринимательства является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Особая роль отводится бизнесу в развитие сферы услуг, которая является своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны....
3975. Системы линейных неравенств 331.41 KB
  Лекция Системы линейных неравенств Основные понятия Системы линейных неравенств применяются для решения различных математических задач. Системой линейных неравенств из m с n неизвестными x1 ,x2 ,...
3976. Створення простого текстового редактора 331.12 KB
  Лабораторна робота №9 (Створення простого текстового редактора.) Мета роботи: Створення простого текстового редактора. Мета: Написати програму на Java простого текстового редактора на Java План роботи. Вивчення додаткових компонентів для створе...
3977. Java. Типи даних 329.05 KB
  Лабораторна робота №5 (Java. Типи даних.) Тема роботи: Java. Типи даних. Мета роботи: Навчитися писати прості програми на Java 2SE. План роботи. Ознайомитися з структурою JDK. Ознайомитися з інтерфейсом програми IDEA. Написати просту...