9507

Веймарский классицизм

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Веймарский классицизм Гете жаждал возможности практического влияния на жизнь – и получил: Известность внимание молодого герцога Карла-Августа приглашение в Веймар в качестве ближайшего советника – 1775, почти на всю жизнь придворная служ...

Русский

2013-03-11

22.34 KB

24 чел.

5

Веймарский классицизм

Гете жаждал возможности практического влияния на жизнь – и получил:

Известность внимание молодого герцога Карла-Августа приглашение в Веймар в качестве ближайшего советника – 1775, почти на всю жизнь придворная служба.

Сначала иллюзии, скоро рухнули: пытался создать идеальное государственное устройство, отдал много сил, за первое веймарское десятилетие не закончил ни одно крупное произведение.

Разочарование в политике, в практике формирование философско-эстетической концепции «веймарский классицизм»

ЗАДАЧИ: 1.Создание современного искусства согласно высшим художественным принципам античности; 2. Глубокое раскрытие сущности жизни и утверждение гуманистического идеала цельного человека 3.Принцип веймарской классической эстетики – творчество по законам красоты.

Просветительской цели можно достичь только через красоту искусства (воспитать гармоничного человека и гармоничное общество)

Образец красоты – в античности, которую Гете и Шиллер истолковывают по-просветительски: осуществленный идеал свободного и гармоничного развития человека.

Не обязательно следовать правилам античного искусства (как это делает классицизм). «Пусть каждый будет греком по-своему»

Главное – достижение в итоге красоты и гармонии; так можно обработать и современный материал

Гете утверждается в этом – в итальянском путешествии («бегство» на 2 года в 1786г.) Проникся духом живой античности. Прилив сил. Закончил несколько крупных вещей. Гете в Италии всё больше склоняется к тому, чтобы возродить в своем творчестве идеалы, завещанные античностью.

Молодой Гете-штюрмер видел основу искусства в характерности. В Италии он отвергает этот принцип во имя гармонии и красоты.

Теоретический манифест нового направления в творчестве Гете: статья «Простое подражание природе, манера, стиль» (1789)

Низшая ступень искусства: простое подражание природе (стремление к чисто внешнему правдоподобию)

Манера – творчество, в котором жизненные явления сильно окрашены индивидуальностью художника.

Стиль в понимании Гете зиждется прежде всего на постижении сущности явлений (мысль  раскрыть сущность, философия) Для выявления сути того или иного объекта необходимо отвлечься от всего внешнего, случайного, поверхностного и найти стержень, основу данного рода явлений.

В простом подражании природе Гете видит первую ступень мастерства, обычно направленную на объекты "ограниченные, но приятные"; соответственно и художник, владеющий таким мастерством, оценивается как "спокойный, добросовестный, ограниченный". Вторая ступень - "манера" - предполагает субъективное видение предмета, выражение прежде всего личного начала, создание автором своего художественного языка. Совершенно очевидно, что, говоря об этой второй ступени, Гете подразумевает пройденный им самим этап крайне субъективного творчества. Высшей ступенью - "стилем" - он считает художественное постижение мира в его объективных и закономерных чертах; оно дается не только высоким дарованием, но и глубоким знанием природы. Преодоление простого копирования и индивидуально-личного начала во имя объективного закона, диктуемого таким знанием, тесно связано и с задачей самоограничения. Диалектику этого творческого процесса Гете выразил уже значительно позднее в программном сонете "Природа и искусство":

Лишь в чувстве меры мастерство приметно,

И лишь закон свободе даст главенство.  (Пер. М. Розанова)

С другой стороны, избирательность искусства, поднимающегося над единичным к общему и "фокусирующего", по выражению Гете, природу, делает художника ее господином. С этим связано понимание правдивого и правдоподобного, которое возвращает нас к проблеме, поставленной еще в эпоху Буало. Гете вводит соответственно понятия "действительности" (эмпирически данной) и "правды" (художественно осмысленной и обобщенной).

Штюрмерский гений имел право на полную свободу творчества. Теперь, считает Гете: подобно тому как личность должна принять нормы существующего общественного порядка, так и художник должен подчиниться объективным законам искусства, высшие образцы которого дала античность

В зрелые годы у Гете все чаще выступает идея преобразующей роли искусства, осмысляющего жизнь и "бессознательную" природу с точки зрения человеческих, нравственных ценностей. Уже на склоне лет Гете сказал своему секретарю Эккерману: "Художник - господин природы и ее раб". В этом диалектическом двуединстве сформулирована мудрость художника, вооруженного многолетним опытом не только поэтического творчества, но и научного познания (с первых веймарских лет Гете углубленно занимался ботаникой, геологией, минералогией, палеонтологией).

В Италии Гете по-новому осмыслил труды по древнегреческому искусству Иоганна Иоахима Винкельмана, с которыми был знаком еще в лейпцигские годы. Он принимает формулу Винкельмана "Благородная простота и спокойное величие" и вслед за ним видит эстетический идеал в гармоничном единстве совершенного телесного и духовного облика человека. Этот идеал он противопоставляет социальной действительности, которая уже не внушает ему надежд на коренное обновление.

Статьи Гете: «О правде и правдоподобии в искусстве», «Коллекционер и его близкие»

По-иному шло движение к классицизму Шиллера. Отправным пунктом его можно считать завершение Шиллером "Дон Карлоса" и переезд в Веймар. Уже в следующем 1788 г. в журнале Виланда "Немецкий Меркурий" он напечатал стихотворение "Боги Греции", в котором в духе концепции Винкельмана провозглашается глубоко человечный характер греческой мифологии и всей греческой культуры: "Когда боги были человечней,/Люди приближались к божествам". Чувственному жизнелюбию античности противопоставлен суровый христианский аскетизм, пластичным древним богам, олицетворявшим природу во всех ее проявлениях, - незримый бог, живущий лишь в абстрактном Слове. Поэт сетует и на научное механистическое истолкование "разбожествленной" природы, которая ныне "рабски служит закону тяготения".

Так возникает культ античности (основа веймарского классицизма). Стихотворение Шиллера «Боги Греции» 1788

Поэма Шиллера «Художники» 1789 – мечта Шиллера о слиянии истины и красоты.

Шиллер и Гете опираются на литературную традицию античности и утверждают необходимость четкого разграничения жанров. (статья Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» 1795-1796 разбирает своеобразие сатиры, элегической поэзии и идиллии и других литературных видов) Он различает два типа творчества, проистекающих из различного отношения к природе: "Поэт либо является природой, либо ищет ее". Гете олицетворял для него первое, сам он - второе. Наивное сознание не отделяет себя от природы, ему свойственна целостность, чувственная импульсивность, бессознательное, интуитивное творчество. Наивный поэт выполняет свою задачу целиком, но сама эта задача ограничена. Сентиментальный поэт (термин этот употреблен в более широком смысле, чем он утвердился в литературе того времени) остро ощущает свою разобщенность с природой, стремится слиться с ней, но это достижимо только в идеале. Сентиментальная поэзия отражает усложненный нравственный мир, исполненный коллизий и внутренней борьбы, незнакомый наивному сознанию. Наивное - это гомеровский Одиссей, пирующий вместе со свинопасом, сентиментальное - Вертер, с умилением читающий эти страницы. Наивное сознание господствует по преимуществу в древней поэзии, но встречается и у поэтов нового времени - у Шекспира и отчасти у Гете. В целом, однако, для нового времени характерна сентиментальная поэзия, хотя иногда ее можно встретить и в античности. Таким образом, типология, предлагаемая Шиллером, не .приурочена жестко к историческим эпохам. Она отчасти предвосхищает противопоставление романтической и классической поэзии, которое будет заявлено в недалеком будущем теоретиками немецкого романтизма. Эстетический идеал Шиллер видит в синтезе наивной и сентиментальной поэзии, к которому надо стремиться, но который реально не может быть достигнут.

Убеждение в необходимости возрождения форм и приемов античной поэзии (и лирической, и драматической).

У Шиллера – стихотворения (с 1795 г.) написанные элегическим дистихом или гекзаметром: Танец, Гений, Прогулка, Два пола, Счастье, Философы

Статья Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека» - древнегреческая цивилизация – высшая форма человеческого общежития.

Одновременно с историей Шиллер занимался философией. Большое влияние оказали на его творчество труды Канта, в особенности его этическое учение о торжестве нравственного закона ("категорического императива") над чувственным и эгоцентрическим началом в человеке. Однако трактовка его у Шиллера - и в философских трудах, и в поздних драмах - смягчена и проникнута гуманистическим оправданием человеческих слабостей, сочувствием к страдающей личности. В своих теоретических работах Шиллер полемически развивает и эстетические идеи Канта ("О грации и достоинстве", 1793). В "Письмах об эстетическом воспитании человека" (1795) он выдвигает мысль о решающей роли искусства в воспитании подлинно "свободного" человека, поднявшегося над "естественным" состоянием, в котором действует только закон необходимости и человек подвластен своим стихийным неосознанным инстинктам. Путь к этой внутренней свободе лежит не через обновление общественных условий, не через государство (как это мыслилось в "Дон Карлосе"), а через воздействие красоты, воплощенной в искусстве. Тем самым искусству отводится важное место между царством природы и необходимости, с одной стороны, и царством разума и свободы - с другой. Такая концепция, возникшая на основе кантовской философии, отражает и восприятие событий Французской революции. Вначале Шиллер, как и другие немецкие писатели - Гердер, Клопшток, Бюргер, восторженно приветствовал ее; но казнь Людовика XVI и якобинский террор заставили его отшатнуться от революции; в террористической практике переустройства мира поэт увидел "страшное злоупотребление идеалом совершенства", не совместимого с человечностью. Оповестив об издании своего журнала "Оры" (1795 - 1797), к работе в котором он привлек Гете и других крупных писателей, Шиллер заявил, что в нем будут обсуждаться не текущие события, а только вневременные, общечеловеческие проблемы. Выдержать этот принцип последовательно ему не удалось, однако он симптоматичен для позиций Шиллера и Гете в этот период.

Шиллер и Гете стремились поднять духовный уровень народа до той ступени, когда стремление к свободе проникает в сознание каждого.

Путь к свободе ведет только через красоту.

В древней Греции для них (Шиллера и Гете) важна была не социология, а гуманистический идеал целостного, всесторонне развитого, мужественного и свободного человека.

Но суть веймарского классицизма отнюдь не ограничивается подражанием античности

Нравственный идеал     Личность

И Гете, и Шиллер создают образы не обязательно великих, но зато цельных людей

Шиллер в особенности любил героев возвышенных: Мария Стюарт, Жанна (Ионна) д’Арк. Вильгельм Телль и доблестные швейцарцы воплощают гуманистический идеал Шиллера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40754. Абразивні матеріали: класифікація, властивості та галузі використання 111.92 KB
  Абразивные материалы это материалы обладающие высокой твердостью и используемые для обработки поверхности различных материалов. Для изготовления абразивных инструментов используются частицы материалов различной зернистости обладающие высокой твердостью и способностью резания. Карбид кремния SiC обладает более высокой твердостью до3235 ГПа но имеет высокую хрупкость и малую прочность поэтому применяется для обработки хрупких материалов – чугунов бронзы титановых и тугоплавких сплавов заточки твердосплавных инструментов.
40755. Регулювання конфліктів 69.82 KB
  Згладжування конфлікту. Співробітництво – базується на впевненості сторін конфлікту в тому що розбіжності в поглядах є закономірними і сторони визнають право кожного на особисту думку та готові зрозуміти один одного що дає можливість аналізувати причини розбіжностей і знайти прийнятний для всіх вихід. Методика вирішення конфлікту
40756. ЗУПИНЕННЯ І ЗАКІНЧЕННЯ ДОСУДОВОГО РОЗСЛІДУВАННЯ 39.61 KB
  Підстави і процесуальний порядок зупинення та відновлення досудового розслідування. Форми закінчення досудового розслідування. Про затвердження Інструкції з організації взаємодії органів досудового слідства з оперативними підрозділами ОВС на стадіях документування злочинних дій реалізаціїоперативних матеріалів розслідування кримінальної справи та її розгляді в суді : наказ МВС України від 07 верес.
40757. ОСКАРЖЕННЯ РІШЕНЬ, ДІЙ ЧИ БЕЗДІЯЛЬНОСТІ ПІД ЧАС ДОСУДОВОГО РОЗСЛІДУВАННЯ 42.38 KB
  ОСКАРЖЕННЯ РІШЕНЬ ДІЙ ЧИ БЕЗДІЯЛЬНОСТІ ПІД ЧАС ДОСУДОВОГО РОЗСЛІДУВАННЯ Поняття і суть оскарження рішень дій чи бездіяльності під час досудового розслідування.Порядок оскарження рішень дій чи бездіяльності органів досудового розслідування. Порядок оскарження ухвал слідчого судді.
40758. Підсудність у кримінальному провадженні. Підготовче провадження 36.15 KB
  Правосуддя в Україні здійснюється виключно судами. Делегування функцій суддів, а також привласнення цих функцій іншими органами чи посадовими особами не допускається. Особи, які незаконно взяли на себе виконання функцій суду, несуть передбачену законом відповідальність. Народ безпосередньо бере участь у здійснені правосуддя через народних засідателів і присяжних, участь яких у здійсненні правосуддя є їхнім громадським обов’язком.
40759. СУДОВИЙ РОЗГЛЯД 56.35 KB
  Поняття суть і значення стадії судового розгляду. Загальні положення судового розгляду у кримінальному провадженні. Межі судового розгляду. Процедура судового розгляду.
40760. Электрофизические, химические и электрохимические методы обработки и резки металлов и сплавов 606.64 KB
  Постоянно растущие требования к качеству, надежности и долговечности изделий делают актуальными создание и применение новых методов обработки упрочняющей технологии для повышения износостойкости, коррозионной стойкости, жаропрочности и других эксплуатационных характеристик.
40761. МІЖНАРОДНЕ СПІВРОБІТНИЦТВО ПІД ЧАС КРИМІНАЛЬНОГО ПРОВАДЖЕННЯ 64.06 KB
  Висновки Рекомендовані нормативні акти та література: Про порядок застосування окремих положень міжнародних договорів України з питань правової допомоги у кримінальних справах у відносинах з державамиучасницями Конвенцій Ради Європи в галузі кримінального права : вказівка Генеральної прокуратури України від 10 серп. 1957 року Офіційний вісник України. Європейська конвенція про видачу правопорушників Офіційний вісник України. Збірник міжнародних договорів України про правову допомогу у кримінальних справах.
40762. ОСОБЛИВІ ПОРЯДКИ КРИМІНАЛЬНОГО ПРОВАДЖЕННЯ 81.08 KB
  Законодавство України передбачає єдиний порядок кримінального провадження. Це логічно витікає із принципу рівності громадян перед законом і судом передбаченому Конституцією України. Разом з тим у зв’язку з існуванням особливих умов, таких як наприклад готовність сторін до компромісу, незначна суспільна небезпека злочину, особливий суб’єкт злочину та ін. процесуальний закон допускає провадження, яке відрізняється від звичайного.