9507

Веймарский классицизм

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Веймарский классицизм Гете жаждал возможности практического влияния на жизнь – и получил: Известность внимание молодого герцога Карла-Августа приглашение в Веймар в качестве ближайшего советника – 1775, почти на всю жизнь придворная служ...

Русский

2013-03-11

22.34 KB

24 чел.

5

Веймарский классицизм

Гете жаждал возможности практического влияния на жизнь – и получил:

Известность внимание молодого герцога Карла-Августа приглашение в Веймар в качестве ближайшего советника – 1775, почти на всю жизнь придворная служба.

Сначала иллюзии, скоро рухнули: пытался создать идеальное государственное устройство, отдал много сил, за первое веймарское десятилетие не закончил ни одно крупное произведение.

Разочарование в политике, в практике формирование философско-эстетической концепции «веймарский классицизм»

ЗАДАЧИ: 1.Создание современного искусства согласно высшим художественным принципам античности; 2. Глубокое раскрытие сущности жизни и утверждение гуманистического идеала цельного человека 3.Принцип веймарской классической эстетики – творчество по законам красоты.

Просветительской цели можно достичь только через красоту искусства (воспитать гармоничного человека и гармоничное общество)

Образец красоты – в античности, которую Гете и Шиллер истолковывают по-просветительски: осуществленный идеал свободного и гармоничного развития человека.

Не обязательно следовать правилам античного искусства (как это делает классицизм). «Пусть каждый будет греком по-своему»

Главное – достижение в итоге красоты и гармонии; так можно обработать и современный материал

Гете утверждается в этом – в итальянском путешествии («бегство» на 2 года в 1786г.) Проникся духом живой античности. Прилив сил. Закончил несколько крупных вещей. Гете в Италии всё больше склоняется к тому, чтобы возродить в своем творчестве идеалы, завещанные античностью.

Молодой Гете-штюрмер видел основу искусства в характерности. В Италии он отвергает этот принцип во имя гармонии и красоты.

Теоретический манифест нового направления в творчестве Гете: статья «Простое подражание природе, манера, стиль» (1789)

Низшая ступень искусства: простое подражание природе (стремление к чисто внешнему правдоподобию)

Манера – творчество, в котором жизненные явления сильно окрашены индивидуальностью художника.

Стиль в понимании Гете зиждется прежде всего на постижении сущности явлений (мысль  раскрыть сущность, философия) Для выявления сути того или иного объекта необходимо отвлечься от всего внешнего, случайного, поверхностного и найти стержень, основу данного рода явлений.

В простом подражании природе Гете видит первую ступень мастерства, обычно направленную на объекты "ограниченные, но приятные"; соответственно и художник, владеющий таким мастерством, оценивается как "спокойный, добросовестный, ограниченный". Вторая ступень - "манера" - предполагает субъективное видение предмета, выражение прежде всего личного начала, создание автором своего художественного языка. Совершенно очевидно, что, говоря об этой второй ступени, Гете подразумевает пройденный им самим этап крайне субъективного творчества. Высшей ступенью - "стилем" - он считает художественное постижение мира в его объективных и закономерных чертах; оно дается не только высоким дарованием, но и глубоким знанием природы. Преодоление простого копирования и индивидуально-личного начала во имя объективного закона, диктуемого таким знанием, тесно связано и с задачей самоограничения. Диалектику этого творческого процесса Гете выразил уже значительно позднее в программном сонете "Природа и искусство":

Лишь в чувстве меры мастерство приметно,

И лишь закон свободе даст главенство.  (Пер. М. Розанова)

С другой стороны, избирательность искусства, поднимающегося над единичным к общему и "фокусирующего", по выражению Гете, природу, делает художника ее господином. С этим связано понимание правдивого и правдоподобного, которое возвращает нас к проблеме, поставленной еще в эпоху Буало. Гете вводит соответственно понятия "действительности" (эмпирически данной) и "правды" (художественно осмысленной и обобщенной).

Штюрмерский гений имел право на полную свободу творчества. Теперь, считает Гете: подобно тому как личность должна принять нормы существующего общественного порядка, так и художник должен подчиниться объективным законам искусства, высшие образцы которого дала античность

В зрелые годы у Гете все чаще выступает идея преобразующей роли искусства, осмысляющего жизнь и "бессознательную" природу с точки зрения человеческих, нравственных ценностей. Уже на склоне лет Гете сказал своему секретарю Эккерману: "Художник - господин природы и ее раб". В этом диалектическом двуединстве сформулирована мудрость художника, вооруженного многолетним опытом не только поэтического творчества, но и научного познания (с первых веймарских лет Гете углубленно занимался ботаникой, геологией, минералогией, палеонтологией).

В Италии Гете по-новому осмыслил труды по древнегреческому искусству Иоганна Иоахима Винкельмана, с которыми был знаком еще в лейпцигские годы. Он принимает формулу Винкельмана "Благородная простота и спокойное величие" и вслед за ним видит эстетический идеал в гармоничном единстве совершенного телесного и духовного облика человека. Этот идеал он противопоставляет социальной действительности, которая уже не внушает ему надежд на коренное обновление.

Статьи Гете: «О правде и правдоподобии в искусстве», «Коллекционер и его близкие»

По-иному шло движение к классицизму Шиллера. Отправным пунктом его можно считать завершение Шиллером "Дон Карлоса" и переезд в Веймар. Уже в следующем 1788 г. в журнале Виланда "Немецкий Меркурий" он напечатал стихотворение "Боги Греции", в котором в духе концепции Винкельмана провозглашается глубоко человечный характер греческой мифологии и всей греческой культуры: "Когда боги были человечней,/Люди приближались к божествам". Чувственному жизнелюбию античности противопоставлен суровый христианский аскетизм, пластичным древним богам, олицетворявшим природу во всех ее проявлениях, - незримый бог, живущий лишь в абстрактном Слове. Поэт сетует и на научное механистическое истолкование "разбожествленной" природы, которая ныне "рабски служит закону тяготения".

Так возникает культ античности (основа веймарского классицизма). Стихотворение Шиллера «Боги Греции» 1788

Поэма Шиллера «Художники» 1789 – мечта Шиллера о слиянии истины и красоты.

Шиллер и Гете опираются на литературную традицию античности и утверждают необходимость четкого разграничения жанров. (статья Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» 1795-1796 разбирает своеобразие сатиры, элегической поэзии и идиллии и других литературных видов) Он различает два типа творчества, проистекающих из различного отношения к природе: "Поэт либо является природой, либо ищет ее". Гете олицетворял для него первое, сам он - второе. Наивное сознание не отделяет себя от природы, ему свойственна целостность, чувственная импульсивность, бессознательное, интуитивное творчество. Наивный поэт выполняет свою задачу целиком, но сама эта задача ограничена. Сентиментальный поэт (термин этот употреблен в более широком смысле, чем он утвердился в литературе того времени) остро ощущает свою разобщенность с природой, стремится слиться с ней, но это достижимо только в идеале. Сентиментальная поэзия отражает усложненный нравственный мир, исполненный коллизий и внутренней борьбы, незнакомый наивному сознанию. Наивное - это гомеровский Одиссей, пирующий вместе со свинопасом, сентиментальное - Вертер, с умилением читающий эти страницы. Наивное сознание господствует по преимуществу в древней поэзии, но встречается и у поэтов нового времени - у Шекспира и отчасти у Гете. В целом, однако, для нового времени характерна сентиментальная поэзия, хотя иногда ее можно встретить и в античности. Таким образом, типология, предлагаемая Шиллером, не .приурочена жестко к историческим эпохам. Она отчасти предвосхищает противопоставление романтической и классической поэзии, которое будет заявлено в недалеком будущем теоретиками немецкого романтизма. Эстетический идеал Шиллер видит в синтезе наивной и сентиментальной поэзии, к которому надо стремиться, но который реально не может быть достигнут.

Убеждение в необходимости возрождения форм и приемов античной поэзии (и лирической, и драматической).

У Шиллера – стихотворения (с 1795 г.) написанные элегическим дистихом или гекзаметром: Танец, Гений, Прогулка, Два пола, Счастье, Философы

Статья Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека» - древнегреческая цивилизация – высшая форма человеческого общежития.

Одновременно с историей Шиллер занимался философией. Большое влияние оказали на его творчество труды Канта, в особенности его этическое учение о торжестве нравственного закона ("категорического императива") над чувственным и эгоцентрическим началом в человеке. Однако трактовка его у Шиллера - и в философских трудах, и в поздних драмах - смягчена и проникнута гуманистическим оправданием человеческих слабостей, сочувствием к страдающей личности. В своих теоретических работах Шиллер полемически развивает и эстетические идеи Канта ("О грации и достоинстве", 1793). В "Письмах об эстетическом воспитании человека" (1795) он выдвигает мысль о решающей роли искусства в воспитании подлинно "свободного" человека, поднявшегося над "естественным" состоянием, в котором действует только закон необходимости и человек подвластен своим стихийным неосознанным инстинктам. Путь к этой внутренней свободе лежит не через обновление общественных условий, не через государство (как это мыслилось в "Дон Карлосе"), а через воздействие красоты, воплощенной в искусстве. Тем самым искусству отводится важное место между царством природы и необходимости, с одной стороны, и царством разума и свободы - с другой. Такая концепция, возникшая на основе кантовской философии, отражает и восприятие событий Французской революции. Вначале Шиллер, как и другие немецкие писатели - Гердер, Клопшток, Бюргер, восторженно приветствовал ее; но казнь Людовика XVI и якобинский террор заставили его отшатнуться от революции; в террористической практике переустройства мира поэт увидел "страшное злоупотребление идеалом совершенства", не совместимого с человечностью. Оповестив об издании своего журнала "Оры" (1795 - 1797), к работе в котором он привлек Гете и других крупных писателей, Шиллер заявил, что в нем будут обсуждаться не текущие события, а только вневременные, общечеловеческие проблемы. Выдержать этот принцип последовательно ему не удалось, однако он симптоматичен для позиций Шиллера и Гете в этот период.

Шиллер и Гете стремились поднять духовный уровень народа до той ступени, когда стремление к свободе проникает в сознание каждого.

Путь к свободе ведет только через красоту.

В древней Греции для них (Шиллера и Гете) важна была не социология, а гуманистический идеал целостного, всесторонне развитого, мужественного и свободного человека.

Но суть веймарского классицизма отнюдь не ограничивается подражанием античности

Нравственный идеал     Личность

И Гете, и Шиллер создают образы не обязательно великих, но зато цельных людей

Шиллер в особенности любил героев возвышенных: Мария Стюарт, Жанна (Ионна) д’Арк. Вильгельм Телль и доблестные швейцарцы воплощают гуманистический идеал Шиллера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47065. Дифференциальная диагностика округлых образований в лёгких (туберкулёма, абсцесс, эхинококкоз, опухоль) 51.5 KB
  Начало заболевания: острое при пневмонии постепенное или неосознанное при раке и туберкулезе. Изменения на архивных флюорограммах: отсутствуют при воспалении; выраженное прогрессирование при раке умеренное прогрессирование или стабильность при туберкулезе. Динамика процесса в период между выявлением заболевания и госпитализацией: инволюция при пневмонии прогрессирование при раке стабильность при туберкулезе. Чувствительность к туберкулину по пробе Манту с 2 ТЕ: выраженная при туберкулезе ...
47066. Органичения целостности БД. Классификация ограничений. Предикаты и высказывания. Пердикаты переменной отношения и БД. Основное правило целостности данных 43.5 KB
  Органичения целостности БД. Основное правило целостности данных. Ограничения целостности классифицируются по четырем основным категориям: ограничения типа домена атрибута переменнойотношения и базы данных. Типы виды условий целостности данных.
47067. Редакторская подготовка журнальных (газетных) изданий 52 KB
  Конечно все это возможно при условии если авторы представляют оригиналы своих материалов в установленный срок что во многом зависит от организаторскоуправленческой работы редактора. Большая роль в реализации перспективного тематического плана отводится редакторам. Успешному решению редакционноиздательских задач способствуют творческие контакты редактора с авторами. Работа редактора журнала обусловлена спецификой редакционного процесса в журнальной редакции и отличается от работы редактора книжной редакции.
47069. Реализация биологической информации в клетке (Билет № 12) 52 KB
  Критерии вида это разнообразные таксономические признаки которые характерны для одного вида но отсутствуют у других видов. Комплекс признаков по которому можно надежно отличить один вид от других видов называется видовым радикалом Н. Критерии вида делят на основные которые используются практически для всех видов и дополнительные которые трудно использовать для всех видов. Эти виды различаются морфологически лишь по строению репродуктивных структур например окраска яиц у одних видов гладкосерая у других с пятнами или полосами...