9508

Трагедия Фауст

Лекция

Культурология и искусствоведение

Трагедия Фауст Из немецкой легенды о чернокнижнике 16 век. Кристофер Марло - пьеса. Вершина творчества Гете дело всей жизни (писал 60 лет) Замысел - штюрмерский период (1773) Набросок (найден через 100 лет, Пра-Фауст) Герой...

Русский

2015-02-01

72 KB

5 чел.

Трагедия Фауст

Из немецкой легенды о чернокнижнике 16век. Кристофер Марло – пьеса.

Вершина творчества Гёте; дело всей жизни (писал ок 60 лет)

  1.  Замысел – штюрмерский период (1773) Набросок (найден через 100 лет, «Пра-Фауст»)

Герой – титаническая индивидуалистическая личность. Бунтует против косной жизни. Бросает умственные занятия, бросается в мир, влюбляется в Маргариту, губит её – так и не найдя себе достойного применения.

  1.  В Италии (1786-88) дописал некоторые сцены. По возвращении напечатал в 1790 «Фауст. Фрагменты» (несколько начальных сцен). «Не шло» м.б. потому что оставалась трагедия выдающейся личности, нет удовлетворяющей новой идейной основы.
  2.  Общение с Шиллером (90-е гг) – всеобъемлющий философский характер: Фауст связан с судьбой человечества. Это пр.вс. благодаря трём вводным частям (Посвящение и два пролога)

-> 1часть опубл 1808. Начал параллельно 2-ую, но отвлекли другие замыслы

  1.  1825 возобновил работу над 2-ой частью под влиянием Эккермана (молодой секретарь с 1824). Пишет как Lebenswerk («Дело всей жизни») Окончил 1831 изд посмертно 1833.

Т.обр. «Фауст» вобрал всю жизнь Гёте -> Лич, лирич, но и мысль о человеке и человечестве в связи с историей.

Настрой – вступление:

  1.  1.Посвящение – лирическое ядро: обращено к собственному поэтическому воображению, изменявшемуся в ходе времени. «Я» - поэтически перерабатывает жизнь своим воображением и само меняется в потоке времени вместе со своими образами («изменчивые тени»). А они (образы) получают самостоятельную, отдельную от создателя, жизнь, объективную силу.

= Чудо творчества как сплав реальности, воображения и времени (к-ое охватывает то и др).

  •  Мотив творческой игры, условности, подчеркивание приёма в подаче материала, стилизации
  1.  2.Пролог в театре: продолжает тему творчества

разговор директора труппы, поэта и комического актера. Три позиции в понимании иск-ва: директор – коммерч (заманить публику); поэт – чистое худ-во, возвышенное служение красоте; актер – диалектично, без крайностей обоих: желает поэту своим воображением уловить и обработать то, что значимо для всех, но не всеми осознано;

Это - общечеловеческое значение дальнейшего сюжета

+ (из Посвящения) тема времени, для человека преломляется в возраст: поэт жалеет об ушедшей юности, а актер утверждает, что для творчества лучше зрелость. А директор перекидывает мостик к следующему прологу:

В дощатом этом балагане

Вы можете, как в мирозданье,

Пройдя все ярусы подряд.

Сойти с небес сквозь землю в ад

  1.  3.Пролог на небе Концентрированное выражение основной идеи; завязка и схема сюжета: небо и ад. Форму Гёте позаимствовал из средневековых мистерий; но смысл не религиозный, а философский. Бог – в подчеркнуто наивном духе старинных народных книг, архангелы поют о гармонии мироздания, которое складывается из дня и ночи, воды и камня и т.д.; Отрицание отрицания: движение к добру через зло, Мефистофель – дух отрицания – включен в целое для его гармонии, допущен к Богу как его необходимый сотрудник.

Завязка сюжета – спор о человеке: Мефистофель отрицает его величие (= перечеркивает гуманистическую философию начиная с Возрождения): люди настолько порочны, что и дьявол не нужен – без него творят зло. (Мефистофель – не как дьявол, а как скептик и вольнодумец 18в. сомневается в общих святынях). Бог в противовес выдвигает Фауста – как своё лучшее детище и позволяет Мефистофелю предпринять что угодно для его совращения: уверен, что это пойдет только на пользу Фаусту, послужит добру – потому что : «Добрый человек в своих блужданьях смутных // Найти сумеет настоящий путь (и еще успешнее благодаря злу) (обыгрывается библейский сюжет Иова – но испытывает не вера в Бога, а собственная сила человека.

В «Пра-Фаусте» Фауст и Мефистофель были антиподами: Фауст – живое добро, чувство; Мефистофель – бездушное, безжизненное зло) Теперь они тесно, нерасторжимо связаны, нуждаются друг в друге.

И сам Фауст – внутренне противоречив: «две души живут во мне» в раздоре: одна льнет к земле, другая – влечет к небу: разлад современного (пр.вс.) человека, который стремится и к непосредственно жизненному и к высшему духовному идеалу (как совместить?)

I часть (четверть века «Фауст существовал в культуре как только 1-ая часть)

Состоит из 25 сцен

  1.  Ночь»)Фауст сразу – в состоянии кризиса: постиг все доступное человеку знание – но чувствует недостаточность этого: нет общего смысла; хочет знать суть: «тайну бытия», «Вселенной внутреннюю связь», «всё сущее в основе» Для этого Фауст вышел за пределы обычных наук и изучил магию, тоже преуспел – по его вызову является Дух земли. Но лишь затем, чтобы показать Фаусту его ничтожество, ограниченность его власти над природой.

Но тут же Гёте сопоставляет с Фаустом его коллегу Вагнера, чтобы расставить должные акценты: Вагнер – кабинетный, книжный ученый, без творческого поиска и порыва и соответственно провалов и кризисов, ему всё ясно или, по крайней мере, есть уверенность, что науке всё по силам. На его фоне Фауст выделяется: 1) ищущим и страстным умом. 2) масштабом своих запросов (всё бытие, Вселенная); 3) жаждой действенности знаний, деяния.

Поскольку этого нет – решение о самоубийстве (кубок, яд) – но пасхальный звон и пение спасает. Для Фауста это – напоминание о поре детства с его наивной верой, которая ушла, но так или иначе – спасение (= воскресение = Бог спасает его как любимого сына; человек в своем высшем проявлении богоравен)

  1.  картина «У ворот»: праздничные гуляния у городских ворот, житейские сцены и разговоры – и снова Фауст в сравнении с Вагнером: Фауст радуется общению с ожившей природой и людьми («как человек я с ними весь: я вправе быть им только здесь»), а Вагнер этому дивится («Моя отрада – мысленный полет //По книгам, со страницы на страницу»). Тут Фауст произносит ключевую самохарактеристику (Но две души живут во мне, И обе не в ладах друг с другом)– и именно тут появляется «черный пудель» (Мефистофель), в котором Фауст сразу подозревает необычное – и ведет к себе.
  2.  «Рабочая комната Фауста» Начало сцены: после прогулки Фауст испытывает просветление, умиротворение, но пудель своей возней настойчиво выводит его из этого состояния. Пытаясь сосредоточиться, Фауст берется за перевод Библии и подбирает варианты начала: «В начале было Слово» - «была Мысль» - «была Сила» - «было Дело»: последнее – исходный пункт его позиции, кредо. Но пудель отвлекает его от перевода, и он заклинаниями заставляет его принять настоящий облик.. Мефистофель рекомендуется Фаусту как часть силы, вечно желающей зла и творящей благое, как дух отрицания. Парадокс: Фауст сам первый заводит речь о договоре с ним, удерживает его от ухода, и Мефистофель только обманом убегает.

 4.Сцена «Рабочая комната Фауста»(2) Мефистофель вроде бы восстановил свою независимость – является к Фаусту сам, с предложением. Но и тут активной силой оказывается Фауст. Пр.вс., он предупреждает разлагающее воздействие Мефистофеля и сам проклинает всё настолько полно, что Мефистофелю остается отрицать его отрицание. Т.е. утверждать прелести жизни, которые он обещает показать Фаусту. И Фауст предлагает условия договора: ему, не верящему в загробную жизнь ничего не страшно. И он легко идет на договор с чертом; условие – удовлетворенность хоть на миг, потому что самое дорогое для Фауста – стремление вперед, движение, активное взаимодействие с миром, которого не находит в науке.

Ведь если в росте я остановлюсь,

Чьей жертвою я стану, всё равно мне

Теперь он отрекается от познания и с помощью Мефистофеля окунается «в страстей клокочущих горнило» «в вихрь огорчений и забав», надеясь там найти необходимую самореализацию. Мефистофель видит в этом залог своего успеха: отрекшись от разума, который составляет «мощь человека», погрузившись в «грязь» жизни Фауст должен стать лёгкой добычей, духовно погибнуть. Но Мефистофель недооценивает Фауста.

Для начала – в «Погребок Ауэрбаха в Лейпциге»; надеется шоком взять Фауста. Но пирующие студенты с грубым разгулом Фауста только отталкивают. Приходится принять более радикальные меры – омолодить Фауста => «Кухня ведьмы» Очень важный эпизод, ключевой для дальнейшего сюжета: Фауст видит в зеркале смутный образ совершенной женской красоты – Елену Прекрасную и очарован. Мефистофель надеется на этом сыграть: «Глотнув настойки, он Елену //Во всех усмотрит непременно» (т.е. в омоложенном Фаусте взыграет чувственность. Но нет: стремление к идеалу -->

Знакомство с Гретхен. Мефистофель хочет унизить Фауста до животной страсти, но возникает настоящая любовь, восхищение чистотой.

Фауст и Маргарита – как воплощение мужского и женского начала: он – ум и воля. Она – вера, самоотверженность, чистота. Совершенно различный интеллектуальный уровень (особенно явно – в религиозных вопросах), но всё равно: Гретхен любовью возвышается духовно, становится вровень с Фаустом.

Мефистофель приложил усилия, чтобы прекрасная любовь сделать преступной: возбудил в Фаусте низменное влечение, и Фауст совратил Гретхен и бросил её. Т.обр. Фауст оказался виновником её трагедии – вместе с мещанским окружением, которое презирал. Благодаря руководству Мефистофеля любовь Фауста приносит Гретхен беды: мать отравлена «снотворным»; брат Валентин убит при ссоре (Фаустом) + беременна – всё это в её религиозном сознании преследует её божьей карой (убила младенца и осуждена на казнь)

А Фауст не нашёл удовлетворения в любви, неутолима тяга к новому -> вместе с Мефистофелем на шабаш нечистой силы в Вальпургиеву ночь (горы Гарца) Мефистофель хочет этим прочнее захватить его во власть низменных страстей. Фауст участвует в оргии, отплясывает с ведьмами, но среди разгула видит призрак Гретхен с кровавым рубцом на шее от секиры палача = его совесть, чувство вины -> спешит назад к ней. Но поздно: Гретхен обречена. А в высшем смысле – спасена: и своей душевной чистотой; и душой Фауста (и это залог его собственного будущего спасения).

Гибель Гретхен для Фауста – не катастрофа, а живительный кризис: опыт – для дальнейших исканий.

1 часть – Фауст в сфере личной, пр.вс. нравственной;

2 часть – новый уровень: универсально-философский, онтологический, большой мир, вся история человечества. Все культуры: стих иной: в 1ч. основа – народный разностопник; во 2 ч. – практически все известные стиховые формы.

II часть – начинается с возрождения Фауста после кризиса: духи во главе с Ариэлем (из «Бури» Шекспира) успокаивают его душу (здоровые силы природы)

1 часть – по штюрмерски: 25 сцен; 2-я часть – как класс. Трагедия (5 актов); но переносы действия, в том числе во времени: 3 тыс лет .

Параллели 1 и 2 частей: две Вальпургиевы ночи; сцена со студентом (1ч), с бакалавром (2ч); спасение Гретхен (1ч) и спасение Фауста (2ч) и др. переклички.

Во второй части нет связного сюжета, более самостоятельные эпизоды, аллегоричны. М.б. разные трактовки.

Во 2-ой части Фауст бросается не в кипение страстей, а в познание всей полноты мира.

Начинается – с устройства гос-ва: ко двору молодого императора. Страна в развале, необходимы деньги, и Мефистофель предлагает свои услуги: бумажные деньги (по поверьям чёрт знает клады). Император, надеясь на это финансовое чудо, начинает праздничные увеселения. (Все аллегории понятны и привычны современникам) античный антураж: Фауст в виде Плутоса разбрасывает золото, толпа кидается. Император в виде Пана чуть не сгорел, приблизившись к огненному источнику, на дне которого таятся сокровища (=Пан-природа, а здесь – ложная видимость, а суть – корысть) = реальность, которая неприемлема для Фауста.

Для завершения маскарада Фауст хочет вызвать из царства мертвых Париса и Елену (его давняя мечта). Но Мефистофель не в силах – не властен над языческим миром; необходимо обратиться к Матерям: таинственный, намеренно туманный образ; вроде платоновских Идей (первоначальные сущности всего существующего). Страшны своей полной абстрактностью (обитель их Пустота), всеобщностью (они – корень всего). Фауст похищает у них жертвенный треножник, с помощью которого можно вызвать Елену и Париса.

На маскарадном представлении он сам очарован красотой Елены и пытается отнять её у Париса, чтобы завладеть давней мечтой. Но – безуспешно: это только духи.

Тема Фауста и Елены переплетается с темой Гомункула, возникающей во 2 акте: Вагнер упорным трудом создал в колбе искусственного чел-ка: образ чистой духовности. Его дух – подобен Фаусту (как олицетворение человеческого духа): та же тяга к новому, потребностей деяний. Все духовные свершения ему доступны (не обременен материальным, не ограничен им); но без материальной опоры, без земной, телесной стороны неполноценен -> жаждет воплощения, обращается за советом к философам – Фалесу и Анаксагору, сторонникам разных теорий возникновения земли – из влаги (нептунизм) и из огня (вулканизм) Гёте ближе эволюция (из воды), хотя и кризисы важны(взрыв, т.е. из огня): эволюция и революция. Но советы ничего не стоят без собственного жизненного опыта, деяния (сначала было Дело), а Гомункулу это недоступно. Он влюбляется в морскую царевну Галатею и разбивается о её трон в жажде соединения с природной, материальной стихией.

(Фауст проживает это же в менее «формульном», аллегорическом виде)

Гомункул вводит Фауста в античный мир, недоступный Мефистофелю, чтобы естественным, материальным путем завладеть Еленой (а не её тенью). Для этого – пережить Классическую Вальпургиеву ночь, которая представляет мифологические этапы развития мира: через это – включиться в его жизнь.

Развитие – от уродливых хтонических существ – к более совершенным (нимфы, кентавры) и т.д. вершина – Елена Прекрасная, идеал земного совершенства (не чисто существа, а создания фантазии: эволюция человеческого сознания)

Елена – символ худ идеала Гёте, воплощение красоты(но не абсолютной добродетели, нравственной чистоты: возбуждает чувственные порывы, и сама не чужда страсти)

Брак Фауста с Еленой – отражение передовых идей Германии, где иск-во виделось важнейшим средством преодоления убожества жизни: сочетать формы античной красоты с современными духовными стремлениями. Это сочетание – в художественном строе 3-го акта: первые сцены (Елена в своем дворце) – стихом античной трагедии; речи Фауста и его приближенного Линкея – рифмованным стихом (рифма введена в рыцарской сред-век поэзии). Далее Елена переходит на ритмы и рифмы речи Фауста.

От брака Фауста и Елены рождается Эвфорион (по мифу – сын Елены и Ахилла) прообраз Эвф. – Байрон, недавно умерший) для Гете он – органическое соединение двух начал. От матери – красота, от Фауста – ищущий дух. Стремясь всё выше, Эвфорион падает и разбивается. Тогда Елена покидает Фауста, воспаряя ввысь, а в его руках – только её одежды -> разочарование Гете в Веймарском классицизме и т.п.

И главная идея – искусство не заменит самой жизни. Только в практической деятельности можно найти суть, смысл человеческого существования. Т.об. в 1ч. Фауст изжил штюрмерство, теперь – Веймарский классицизм, путь – в жизнь.

4 акт – Мефистофель подвергает Фауста тем испытаниям, которым Сатана подвергал Христа: искушение богатством, властью, славой; но – ничто не влечет; иное желание – преобразовать некогда виденную прибрежную полосу для людей. Получению этой земли предшествует большая гражданская смута, война разных властей (аллюзии на бурные политические события в Европе начала века). Император, восстановлению власти которого помогли Фауст и Мефистофель, дарит Фаусту эти земли.

5 акт

Фауст, достигший 100летнего возраста, поглощен преобразованиями общественным прогрессом. Диалектика: усовершенствование невозможно без зла. Идеи Фауста осуществляет Мефистофель, доводя до издержек и жертв – особенно эпизод с Филемоном и Бавкидой. Это и общая закономерность исторического развития, и конкретный исторический момент – смена патриархального уклада капиталистическим прогрессом.

Фауст впервые получает возможность реального деяния. Оно омрачено, отягщено годами, аллегорическими фигурами Нужды, Вины, Заботы и т.д. Он слеп и не видит действительного положения вещей, профанации Мефистофеля. Но в нем усиливается внутреннее зрение:

 Вокруг меня весь мир покрылся тьмой,

 Но там, внутри тем ярче свет горит.

= видит отдаленную перспективу, смысл всего совершающегося.. В свете этой перспективы и испытывает удовлетворение, произносит заветные слова: (Фауст – о будущем людей на этой земле: не безбедное, в постоянной борьбе с натиском стихии, но будут заделывать прорванные плотины, трудиться:

Вот мысль, которой весь я предан,

  Итог всего, что ум скопил

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

  Жизнь и свободу заслужил.

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной

  Увидеть я б хотел такие дни

Тогда бы мог воскликнуть я: Мгновенье!

О, как прекрасно ты, повремени!

Воплощены следы моих борений,

 И не сотрутся никогда они».

И, это торжество предвосхищая,

Я высший миг сейчас переживаю.

Мгновение дорого не достигнутым, желаемым, т.е. сохраняется устремленность вперед => Мефистофель победил только формально, а по сути прав был Господь => в финале душа Фауста не достается Мефистофелю, а улетает на небо, для встречи с Гретхен.

Т.обр. заключительная сцена перекликается с «Прологом на небесах»: спор о человеке (о человечестве) завершен – оправданием человека.

Гете использует христианские образы для проведения своей философской идеи – утверждения гуманизма.

Идея и образ Вечной Женственности (~безрелиг София) – много воплощений (Гретхен, Елена, в финальной сцене много святых жён). Мефистофель хотел т.обр. пробудить в нем чувствительность( смутный образ прекрасной женщины в «Кухне ведьмы»), но это развернулось во всеобъемлющее, разностороннее содержание – гармонию мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11195. Система доказательства трудового стажа 132 KB
  Подтверждение трудового стажа является насущной проблемой большинства россиян. В жизни случается множество таких ситуаций, когда подтвердить трудовой стаж бывает очень затруднительно. Например, трудовая книжка утеряна. Такое обстоятельство влечет за собой неприятности, например, назначение пенсии меньшей, чем та, на какую граждане правомерно рассчитывали.
11196. Основы термодинамики. Применение І закона термодинамики и изопроцессам 364.5 KB
  Лекция 11 Основы термодинамики. План лекции Применение закона термодинамики и изопроцессам. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели их КПД. Цикл Карно. Понятие об энтропии. Второе начало термодинамики. Применение  закона термодинамики и изоп...
11197. Электростатическое поле. Теорема Гаусса для потока вектора и ее применение для расчета полей протяженных зарядов в вакууме 501.5 KB
  Электростатическое поле План лекции Электрические заряды их свойства и классификация. Закон Кулона. Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Поток вектора. Теорема Гаусса для потока вектора...
11198. Рекомендательная система на основе узорных структур 223.61 KB
  Программа, которая обрабатывает начальные данные и преобразовывает их в глобальные матрицы, с которыми работают все остальные программы. Программа, которая запускает методы с различными параметрами и сравнивает полученные результаты в терминах точности и полноты. Программа, реализующая алгоритм рекомендаций на основе узорных структур. Программа, которая реализовывала алгоритм Slope One. программа для вычисления точности и полноты.
11199. Совершенствование системы переподготовки пилотов на самолет ИЛ-114-100 в авиакомпании «Узбекские авиалинии» 3.64 MB
  Для обоснования необходимости разработки данной программы раскрыты приоритеты развития и обновления парка воздушных судов национальной авиакомпании (НАК) “Узбекистон Хаво Йуллари”, обоснована целесообразность замены Ан-24 самолетом отечественного производства Ил-114-100, подтверждена необходимость переучивания выпускников СПбГУГА
11200. Постоянный электрический ток, Правила Кирхгофа для разветвленных цепей 382 KB
  Постоянный электрический ток. План лекции: Сила и плотность тока. Электродвижущая сила и напряжение. Закон Ома. Сопротивление проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Правил...
11201. Контроль у сфері державного управління 24.94 KB
  Держава є одним із головних суб’єктів здійснення контрольної функції в суспільстві. Вона наділена реальними повноваженнями і має можливості для впливу на суспільство, в ході здійсненнія якого покладається і на результати контролю.
11202. Технология монтажа центробежного охлаждающего насоса пресной воды 2.38 MB
  По результатам расчета ходкости для заданного корпуса судна произведён альтернативный выбор ГД, для которого разработаны системы (топливная, масляная, охлаждения, пускового воздуха), обеспечивающие его надежную работу. Для этих систем определён состав и технические характеристики основного оборудования.
11203. Ливия в системе международных отношений в конце XX – начале XXI веков 226 KB
  Целью моей работы является рассмотрение вопроса Ливии в системе международных отношений, региональной и глобальной безопасности. Исходя из цели работы, я ставлю перед собой такие основные задачи, как: изучение истории государства Ливия; анализ кризисного государства и угрозы глобальной и региональной безопасности; рассмотрение потенциала Ливии