9508

Трагедия Фауст

Лекция

Культурология и искусствоведение

Трагедия Фауст Из немецкой легенды о чернокнижнике 16 век. Кристофер Марло - пьеса. Вершина творчества Гете дело всей жизни (писал 60 лет) Замысел - штюрмерский период (1773) Набросок (найден через 100 лет, Пра-Фауст) Герой...

Русский

2015-02-01

72 KB

5 чел.

Трагедия Фауст

Из немецкой легенды о чернокнижнике 16век. Кристофер Марло – пьеса.

Вершина творчества Гёте; дело всей жизни (писал ок 60 лет)

  1.  Замысел – штюрмерский период (1773) Набросок (найден через 100 лет, «Пра-Фауст»)

Герой – титаническая индивидуалистическая личность. Бунтует против косной жизни. Бросает умственные занятия, бросается в мир, влюбляется в Маргариту, губит её – так и не найдя себе достойного применения.

  1.  В Италии (1786-88) дописал некоторые сцены. По возвращении напечатал в 1790 «Фауст. Фрагменты» (несколько начальных сцен). «Не шло» м.б. потому что оставалась трагедия выдающейся личности, нет удовлетворяющей новой идейной основы.
  2.  Общение с Шиллером (90-е гг) – всеобъемлющий философский характер: Фауст связан с судьбой человечества. Это пр.вс. благодаря трём вводным частям (Посвящение и два пролога)

-> 1часть опубл 1808. Начал параллельно 2-ую, но отвлекли другие замыслы

  1.  1825 возобновил работу над 2-ой частью под влиянием Эккермана (молодой секретарь с 1824). Пишет как Lebenswerk («Дело всей жизни») Окончил 1831 изд посмертно 1833.

Т.обр. «Фауст» вобрал всю жизнь Гёте -> Лич, лирич, но и мысль о человеке и человечестве в связи с историей.

Настрой – вступление:

  1.  1.Посвящение – лирическое ядро: обращено к собственному поэтическому воображению, изменявшемуся в ходе времени. «Я» - поэтически перерабатывает жизнь своим воображением и само меняется в потоке времени вместе со своими образами («изменчивые тени»). А они (образы) получают самостоятельную, отдельную от создателя, жизнь, объективную силу.

= Чудо творчества как сплав реальности, воображения и времени (к-ое охватывает то и др).

  •  Мотив творческой игры, условности, подчеркивание приёма в подаче материала, стилизации
  1.  2.Пролог в театре: продолжает тему творчества

разговор директора труппы, поэта и комического актера. Три позиции в понимании иск-ва: директор – коммерч (заманить публику); поэт – чистое худ-во, возвышенное служение красоте; актер – диалектично, без крайностей обоих: желает поэту своим воображением уловить и обработать то, что значимо для всех, но не всеми осознано;

Это - общечеловеческое значение дальнейшего сюжета

+ (из Посвящения) тема времени, для человека преломляется в возраст: поэт жалеет об ушедшей юности, а актер утверждает, что для творчества лучше зрелость. А директор перекидывает мостик к следующему прологу:

В дощатом этом балагане

Вы можете, как в мирозданье,

Пройдя все ярусы подряд.

Сойти с небес сквозь землю в ад

  1.  3.Пролог на небе Концентрированное выражение основной идеи; завязка и схема сюжета: небо и ад. Форму Гёте позаимствовал из средневековых мистерий; но смысл не религиозный, а философский. Бог – в подчеркнуто наивном духе старинных народных книг, архангелы поют о гармонии мироздания, которое складывается из дня и ночи, воды и камня и т.д.; Отрицание отрицания: движение к добру через зло, Мефистофель – дух отрицания – включен в целое для его гармонии, допущен к Богу как его необходимый сотрудник.

Завязка сюжета – спор о человеке: Мефистофель отрицает его величие (= перечеркивает гуманистическую философию начиная с Возрождения): люди настолько порочны, что и дьявол не нужен – без него творят зло. (Мефистофель – не как дьявол, а как скептик и вольнодумец 18в. сомневается в общих святынях). Бог в противовес выдвигает Фауста – как своё лучшее детище и позволяет Мефистофелю предпринять что угодно для его совращения: уверен, что это пойдет только на пользу Фаусту, послужит добру – потому что : «Добрый человек в своих блужданьях смутных // Найти сумеет настоящий путь (и еще успешнее благодаря злу) (обыгрывается библейский сюжет Иова – но испытывает не вера в Бога, а собственная сила человека.

В «Пра-Фаусте» Фауст и Мефистофель были антиподами: Фауст – живое добро, чувство; Мефистофель – бездушное, безжизненное зло) Теперь они тесно, нерасторжимо связаны, нуждаются друг в друге.

И сам Фауст – внутренне противоречив: «две души живут во мне» в раздоре: одна льнет к земле, другая – влечет к небу: разлад современного (пр.вс.) человека, который стремится и к непосредственно жизненному и к высшему духовному идеалу (как совместить?)

I часть (четверть века «Фауст существовал в культуре как только 1-ая часть)

Состоит из 25 сцен

  1.  Ночь»)Фауст сразу – в состоянии кризиса: постиг все доступное человеку знание – но чувствует недостаточность этого: нет общего смысла; хочет знать суть: «тайну бытия», «Вселенной внутреннюю связь», «всё сущее в основе» Для этого Фауст вышел за пределы обычных наук и изучил магию, тоже преуспел – по его вызову является Дух земли. Но лишь затем, чтобы показать Фаусту его ничтожество, ограниченность его власти над природой.

Но тут же Гёте сопоставляет с Фаустом его коллегу Вагнера, чтобы расставить должные акценты: Вагнер – кабинетный, книжный ученый, без творческого поиска и порыва и соответственно провалов и кризисов, ему всё ясно или, по крайней мере, есть уверенность, что науке всё по силам. На его фоне Фауст выделяется: 1) ищущим и страстным умом. 2) масштабом своих запросов (всё бытие, Вселенная); 3) жаждой действенности знаний, деяния.

Поскольку этого нет – решение о самоубийстве (кубок, яд) – но пасхальный звон и пение спасает. Для Фауста это – напоминание о поре детства с его наивной верой, которая ушла, но так или иначе – спасение (= воскресение = Бог спасает его как любимого сына; человек в своем высшем проявлении богоравен)

  1.  картина «У ворот»: праздничные гуляния у городских ворот, житейские сцены и разговоры – и снова Фауст в сравнении с Вагнером: Фауст радуется общению с ожившей природой и людьми («как человек я с ними весь: я вправе быть им только здесь»), а Вагнер этому дивится («Моя отрада – мысленный полет //По книгам, со страницы на страницу»). Тут Фауст произносит ключевую самохарактеристику (Но две души живут во мне, И обе не в ладах друг с другом)– и именно тут появляется «черный пудель» (Мефистофель), в котором Фауст сразу подозревает необычное – и ведет к себе.
  2.  «Рабочая комната Фауста» Начало сцены: после прогулки Фауст испытывает просветление, умиротворение, но пудель своей возней настойчиво выводит его из этого состояния. Пытаясь сосредоточиться, Фауст берется за перевод Библии и подбирает варианты начала: «В начале было Слово» - «была Мысль» - «была Сила» - «было Дело»: последнее – исходный пункт его позиции, кредо. Но пудель отвлекает его от перевода, и он заклинаниями заставляет его принять настоящий облик.. Мефистофель рекомендуется Фаусту как часть силы, вечно желающей зла и творящей благое, как дух отрицания. Парадокс: Фауст сам первый заводит речь о договоре с ним, удерживает его от ухода, и Мефистофель только обманом убегает.

 4.Сцена «Рабочая комната Фауста»(2) Мефистофель вроде бы восстановил свою независимость – является к Фаусту сам, с предложением. Но и тут активной силой оказывается Фауст. Пр.вс., он предупреждает разлагающее воздействие Мефистофеля и сам проклинает всё настолько полно, что Мефистофелю остается отрицать его отрицание. Т.е. утверждать прелести жизни, которые он обещает показать Фаусту. И Фауст предлагает условия договора: ему, не верящему в загробную жизнь ничего не страшно. И он легко идет на договор с чертом; условие – удовлетворенность хоть на миг, потому что самое дорогое для Фауста – стремление вперед, движение, активное взаимодействие с миром, которого не находит в науке.

Ведь если в росте я остановлюсь,

Чьей жертвою я стану, всё равно мне

Теперь он отрекается от познания и с помощью Мефистофеля окунается «в страстей клокочущих горнило» «в вихрь огорчений и забав», надеясь там найти необходимую самореализацию. Мефистофель видит в этом залог своего успеха: отрекшись от разума, который составляет «мощь человека», погрузившись в «грязь» жизни Фауст должен стать лёгкой добычей, духовно погибнуть. Но Мефистофель недооценивает Фауста.

Для начала – в «Погребок Ауэрбаха в Лейпциге»; надеется шоком взять Фауста. Но пирующие студенты с грубым разгулом Фауста только отталкивают. Приходится принять более радикальные меры – омолодить Фауста => «Кухня ведьмы» Очень важный эпизод, ключевой для дальнейшего сюжета: Фауст видит в зеркале смутный образ совершенной женской красоты – Елену Прекрасную и очарован. Мефистофель надеется на этом сыграть: «Глотнув настойки, он Елену //Во всех усмотрит непременно» (т.е. в омоложенном Фаусте взыграет чувственность. Но нет: стремление к идеалу -->

Знакомство с Гретхен. Мефистофель хочет унизить Фауста до животной страсти, но возникает настоящая любовь, восхищение чистотой.

Фауст и Маргарита – как воплощение мужского и женского начала: он – ум и воля. Она – вера, самоотверженность, чистота. Совершенно различный интеллектуальный уровень (особенно явно – в религиозных вопросах), но всё равно: Гретхен любовью возвышается духовно, становится вровень с Фаустом.

Мефистофель приложил усилия, чтобы прекрасная любовь сделать преступной: возбудил в Фаусте низменное влечение, и Фауст совратил Гретхен и бросил её. Т.обр. Фауст оказался виновником её трагедии – вместе с мещанским окружением, которое презирал. Благодаря руководству Мефистофеля любовь Фауста приносит Гретхен беды: мать отравлена «снотворным»; брат Валентин убит при ссоре (Фаустом) + беременна – всё это в её религиозном сознании преследует её божьей карой (убила младенца и осуждена на казнь)

А Фауст не нашёл удовлетворения в любви, неутолима тяга к новому -> вместе с Мефистофелем на шабаш нечистой силы в Вальпургиеву ночь (горы Гарца) Мефистофель хочет этим прочнее захватить его во власть низменных страстей. Фауст участвует в оргии, отплясывает с ведьмами, но среди разгула видит призрак Гретхен с кровавым рубцом на шее от секиры палача = его совесть, чувство вины -> спешит назад к ней. Но поздно: Гретхен обречена. А в высшем смысле – спасена: и своей душевной чистотой; и душой Фауста (и это залог его собственного будущего спасения).

Гибель Гретхен для Фауста – не катастрофа, а живительный кризис: опыт – для дальнейших исканий.

1 часть – Фауст в сфере личной, пр.вс. нравственной;

2 часть – новый уровень: универсально-философский, онтологический, большой мир, вся история человечества. Все культуры: стих иной: в 1ч. основа – народный разностопник; во 2 ч. – практически все известные стиховые формы.

II часть – начинается с возрождения Фауста после кризиса: духи во главе с Ариэлем (из «Бури» Шекспира) успокаивают его душу (здоровые силы природы)

1 часть – по штюрмерски: 25 сцен; 2-я часть – как класс. Трагедия (5 актов); но переносы действия, в том числе во времени: 3 тыс лет .

Параллели 1 и 2 частей: две Вальпургиевы ночи; сцена со студентом (1ч), с бакалавром (2ч); спасение Гретхен (1ч) и спасение Фауста (2ч) и др. переклички.

Во второй части нет связного сюжета, более самостоятельные эпизоды, аллегоричны. М.б. разные трактовки.

Во 2-ой части Фауст бросается не в кипение страстей, а в познание всей полноты мира.

Начинается – с устройства гос-ва: ко двору молодого императора. Страна в развале, необходимы деньги, и Мефистофель предлагает свои услуги: бумажные деньги (по поверьям чёрт знает клады). Император, надеясь на это финансовое чудо, начинает праздничные увеселения. (Все аллегории понятны и привычны современникам) античный антураж: Фауст в виде Плутоса разбрасывает золото, толпа кидается. Император в виде Пана чуть не сгорел, приблизившись к огненному источнику, на дне которого таятся сокровища (=Пан-природа, а здесь – ложная видимость, а суть – корысть) = реальность, которая неприемлема для Фауста.

Для завершения маскарада Фауст хочет вызвать из царства мертвых Париса и Елену (его давняя мечта). Но Мефистофель не в силах – не властен над языческим миром; необходимо обратиться к Матерям: таинственный, намеренно туманный образ; вроде платоновских Идей (первоначальные сущности всего существующего). Страшны своей полной абстрактностью (обитель их Пустота), всеобщностью (они – корень всего). Фауст похищает у них жертвенный треножник, с помощью которого можно вызвать Елену и Париса.

На маскарадном представлении он сам очарован красотой Елены и пытается отнять её у Париса, чтобы завладеть давней мечтой. Но – безуспешно: это только духи.

Тема Фауста и Елены переплетается с темой Гомункула, возникающей во 2 акте: Вагнер упорным трудом создал в колбе искусственного чел-ка: образ чистой духовности. Его дух – подобен Фаусту (как олицетворение человеческого духа): та же тяга к новому, потребностей деяний. Все духовные свершения ему доступны (не обременен материальным, не ограничен им); но без материальной опоры, без земной, телесной стороны неполноценен -> жаждет воплощения, обращается за советом к философам – Фалесу и Анаксагору, сторонникам разных теорий возникновения земли – из влаги (нептунизм) и из огня (вулканизм) Гёте ближе эволюция (из воды), хотя и кризисы важны(взрыв, т.е. из огня): эволюция и революция. Но советы ничего не стоят без собственного жизненного опыта, деяния (сначала было Дело), а Гомункулу это недоступно. Он влюбляется в морскую царевну Галатею и разбивается о её трон в жажде соединения с природной, материальной стихией.

(Фауст проживает это же в менее «формульном», аллегорическом виде)

Гомункул вводит Фауста в античный мир, недоступный Мефистофелю, чтобы естественным, материальным путем завладеть Еленой (а не её тенью). Для этого – пережить Классическую Вальпургиеву ночь, которая представляет мифологические этапы развития мира: через это – включиться в его жизнь.

Развитие – от уродливых хтонических существ – к более совершенным (нимфы, кентавры) и т.д. вершина – Елена Прекрасная, идеал земного совершенства (не чисто существа, а создания фантазии: эволюция человеческого сознания)

Елена – символ худ идеала Гёте, воплощение красоты(но не абсолютной добродетели, нравственной чистоты: возбуждает чувственные порывы, и сама не чужда страсти)

Брак Фауста с Еленой – отражение передовых идей Германии, где иск-во виделось важнейшим средством преодоления убожества жизни: сочетать формы античной красоты с современными духовными стремлениями. Это сочетание – в художественном строе 3-го акта: первые сцены (Елена в своем дворце) – стихом античной трагедии; речи Фауста и его приближенного Линкея – рифмованным стихом (рифма введена в рыцарской сред-век поэзии). Далее Елена переходит на ритмы и рифмы речи Фауста.

От брака Фауста и Елены рождается Эвфорион (по мифу – сын Елены и Ахилла) прообраз Эвф. – Байрон, недавно умерший) для Гете он – органическое соединение двух начал. От матери – красота, от Фауста – ищущий дух. Стремясь всё выше, Эвфорион падает и разбивается. Тогда Елена покидает Фауста, воспаряя ввысь, а в его руках – только её одежды -> разочарование Гете в Веймарском классицизме и т.п.

И главная идея – искусство не заменит самой жизни. Только в практической деятельности можно найти суть, смысл человеческого существования. Т.об. в 1ч. Фауст изжил штюрмерство, теперь – Веймарский классицизм, путь – в жизнь.

4 акт – Мефистофель подвергает Фауста тем испытаниям, которым Сатана подвергал Христа: искушение богатством, властью, славой; но – ничто не влечет; иное желание – преобразовать некогда виденную прибрежную полосу для людей. Получению этой земли предшествует большая гражданская смута, война разных властей (аллюзии на бурные политические события в Европе начала века). Император, восстановлению власти которого помогли Фауст и Мефистофель, дарит Фаусту эти земли.

5 акт

Фауст, достигший 100летнего возраста, поглощен преобразованиями общественным прогрессом. Диалектика: усовершенствование невозможно без зла. Идеи Фауста осуществляет Мефистофель, доводя до издержек и жертв – особенно эпизод с Филемоном и Бавкидой. Это и общая закономерность исторического развития, и конкретный исторический момент – смена патриархального уклада капиталистическим прогрессом.

Фауст впервые получает возможность реального деяния. Оно омрачено, отягщено годами, аллегорическими фигурами Нужды, Вины, Заботы и т.д. Он слеп и не видит действительного положения вещей, профанации Мефистофеля. Но в нем усиливается внутреннее зрение:

 Вокруг меня весь мир покрылся тьмой,

 Но там, внутри тем ярче свет горит.

= видит отдаленную перспективу, смысл всего совершающегося.. В свете этой перспективы и испытывает удовлетворение, произносит заветные слова: (Фауст – о будущем людей на этой земле: не безбедное, в постоянной борьбе с натиском стихии, но будут заделывать прорванные плотины, трудиться:

Вот мысль, которой весь я предан,

  Итог всего, что ум скопил

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

  Жизнь и свободу заслужил.

Так именно, вседневно, ежегодно,

Трудясь, борясь, опасностью шутя,

Пускай живут муж, старец и дитя.

Народ свободный на земле свободной

  Увидеть я б хотел такие дни

Тогда бы мог воскликнуть я: Мгновенье!

О, как прекрасно ты, повремени!

Воплощены следы моих борений,

 И не сотрутся никогда они».

И, это торжество предвосхищая,

Я высший миг сейчас переживаю.

Мгновение дорого не достигнутым, желаемым, т.е. сохраняется устремленность вперед => Мефистофель победил только формально, а по сути прав был Господь => в финале душа Фауста не достается Мефистофелю, а улетает на небо, для встречи с Гретхен.

Т.обр. заключительная сцена перекликается с «Прологом на небесах»: спор о человеке (о человечестве) завершен – оправданием человека.

Гете использует христианские образы для проведения своей философской идеи – утверждения гуманизма.

Идея и образ Вечной Женственности (~безрелиг София) – много воплощений (Гретхен, Елена, в финальной сцене много святых жён). Мефистофель хотел т.обр. пробудить в нем чувствительность( смутный образ прекрасной женщины в «Кухне ведьмы»), но это развернулось во всеобъемлющее, разностороннее содержание – гармонию мира.