9509

Иоганн Вольфганг Гете 1749 - 1832 Johann Wolfgang Goethe

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

5 Иоганн Вольфганг Гете 1749 - 1832 Johann Wolfgang Goethe Общечеловеческий гений (Гомер, Шекспир) Разносторонний: красавец, долгожитель, светский человек, государственный деятель, ученый-натуралист, поэт, драматург, прозаик + актер, художник Совре...

Русский

2013-03-11

31.13 KB

1 чел.

5

Иоганн Вольфганг Гете 1749 - 1832

Johann Wolfgang Goethe

Общечеловеческий гений (Гомер, Шекспир…)

Разносторонний: красавец, долгожитель, светский человек, государственный деятель, ученый-натуралист, поэт, драматург, прозаик + актер, художник

Современники: полубог, сверхчеловек, олипиец (это и с укором: «над миром», п/ч гармоническая личность в негармоническом мире)

Главная идея творчества Гёте – утверждение в действительности идеала гармонической личности (вообще человека в его полноте)

Гёте родился во Франкфурте, в семье почтенного бюргера («патриция»); основательное домашнее образование (в т.ч. много языков) + юридический факультет в университете – в Лейпциге а затем в Страсбурге (город граничил с Францией, в нем европейский дух)

Годы молодости Гёте пришлись на эпоху «бури и натиска» (Sturm u Drang) «штюрмерство»

«Гёц фон Берлихинген» (1773) – наиболее полное воплощение штюрмерства.

Из эпохи Крестьянской войны 16 века. Широкая панорама общества (от епископского двора и рыцарских замков до крестьян), насыщенное действие (интриги, сражения, суды) – в духе Шекспира.

Форма – подчёркнута свободная, вне классицистических правил: делит кроме актов на 56 сцен разного объёма, действие резко переносится в разные места. Всё перед зрителем, ничего за сценой (некто «мчится галопом из-за холма», «Поле. Вдали  горят две деревни и монастырь и т.п.) потому что «драма для чтения»

Проза, язык – простой, порой грубый, речь социально дифференцирована

Свободная форма соответствует центральной идее, которую воплощает главный герой: свобода личности, за неё воюет Гёц, а изменение социальной системы его не интересует.

Его идеал утопичен, то и дело возникает испытания (интриги князей, измена восставших крестьян, которые насильно сделали его своим вожаком); Гёц начинает воспринимать это как враждебность судьбы и в темнице перед смертью говорит о своей роковой обречённости

Погибает как носитель прекрасного идеала, который неосуществим

[ влияние на В.Скотта, П. Мериме]

Драма – общенациональная известность; роман – начало мировой славы

Император Максимилиан (Карл)

Елизавета – жена Гёца

Мария – сестра гёца = Франц фон Зикинген

Георг – оруженосец Гёца

Епископ Бамбергский

Адельгейда фон Вальдорф – Machtweib (Махтвайб) – демонический образ властной женщины с чувственной красотой

Вейслинген  его оруженосец Фран

Г. Бамберг г. Гейльброн

Драма  была написана осенью 1771 г. и послана на суд Гердеру, который подверг ее суровой критике. Во второй, переработанной редакции драма вышла в свет в 1773 г. По примеру Шекспира Гете обратился к переломному моменту национальной истории -эпохе Крестьянской войны 1524 1526 гг. и Реформации. В ней он видел корни тех зол и бедствий современности, которые так болезненно ощущало его поколение. Своим героем он избрал имперского рыцаря Готфрида фон Берлихингена, чье жизнеописание, составленное им самим, попалось Гете на глаза в городской библиотеке. Среди имперских рыцарей XVI в., сражавшихся за свою независимость с крупными князьями, таких, как Франц фон Зикинген, великий гуманист Ульрих фон Гуттен и другие, историческому Гёцу принадлежало весьма скромное место. Гете поднял эту фигуру до масштаба сильной личности, воплощавшей для него величественное прошлое, энергию и волю к действию, неистребимую жажду справедливости и любовь к свободе, утраченные современным изнеженным, слабым и лживым поколением. По словам самого Гете, он хотел изобразить "буйного самоуправца в анархическую эпоху". Гёц выступает поборником справедливости, как ему подсказывает чувство и совесть - более надежные судьи, чем те, которые опираются на статьи и параграфы римского кодекса (противопоставление чисто руссоистского плана). Но свой справедливый суд он вершит с помощью кулачного права, подстерегая своих недругов на большой дороге. Он ведет неутомимую и безнадежную борьбу против могущественного епископа Бамбергского, превосходящего его не только военной силой и богатством, но и искусством интриги и клеветы. Политическое противостояние мелкого имперского рыцаря и крупного феодала -вполне реальная историческая ситуация XVI в. Но в драме Гете она перерастает в противостояние идеализированного прошлого с его патриархальным благородством и честностью и презренного настоящего, в котором принципы и повадки епископа Бамбергского дали пышные всходы.

Нравственным антагонистом Гёца выступает его друг юности Вейслинген, дважды предавший его. Слабый и безвольный, плохой воин, но галантный кавалер, Вейслинген, постепенно возвышаясь благодаря поддержке епископа, в конце пьесы подписывает смертный приговор Гёцу, судимому за участие в крестьянском восстании. Враги Гёца, живущие и действующие, как и он сам, в исторической обстановке XVI в., одновременно принадлежат и другой эпохе, эпохе автора. Окончательное крушение высоких нравственных принципов, утверждаемых Гёцом, символизируется гибелью его самого, его друзей и возможных продолжателей его дела, наконец, жалкой участью его родного сына изнеженного и боязливого мальчика, беспомощного в наступающем на него мире зла и коварства. "Горе эпохе, которая отринула тебя! Горе потомству, которое не признает тебя!" - эти слова над телом умершего в темнице Гёца завершают драму.

Пьеса Гете полифонична по своей идейно-художественной структуре. Кроме проблем политических, правовых, нравственных, в ней затронуты (в чисто руссоистском духе) вопросы воспитания, "естественного человека" (сцена в цыганском таборе), религии. Особо нужно сказать о трактовке Крестьянской войны в двух редакциях драмы. В первой расправа восставших крестьян над феодалами в известной мере оправдывается рассказом о том, как были заживо замурованы в подземелье замка крестьяне, убившие в господском лесу оленя, "чтобы накормить своих голодных жен и детей". Во второй редакции этот эпизод снят, и жестокость крестьянских вожаков лишается мотивировки, выглядит как проявление их кровожадности. Соответственно и участие Гёца в восстании в качестве начальника отряда мотивировано во второй редакции "благородной целью" - предотвратить жестокости и кровопролитие. В сложном переплетении социальных конфликтов XVI в. внимание Гете привлекала не столько Крестьянская война, сколько фигура "буйного самоуправца" и связанные с ней проблемы, но он сумел показать его на фоне массового народного движения, в чем принципиальная новизна созданного им типа драмы. Это, по существу, драматическая хроника в духе шекспировских хроник, широкая панорама жизни Германии XVI в. с обилием действующих лиц, охватывающих всю социальную иерархию тогдашнего общества - от императора до простого латника, трактирщика, крестьянина. Такой "шекспиризирующий" подход к истории определил и композицию драмы: переплетение двух самостоятельных сюжетных линий, множество сцен, ненужных для развития действия, но необходимых для полноты общей картины, растянутость во времени на несколько лет, частую смену места действия, перенесение его из одной области Германии в другую. Элементы эпической структуры в построении драмы определили ее сценическую неудачу - она осталась "драмой для чтения". Но эти же элементы обусловили ее влияние на последующее развитие исторического романа XIX в. Недаром она привлекла внимание Вальтера Скотта, который в 1799 г. перевел ее на английский язык.

Мечта о «старой империи и кулачном праве»

Гёц Вейслингену (вольный имперский рыцарь, добровольно отказавшийся от своей независимости. На службу к духовному князю епископу Бамбергскому «Разве ты не так же свободен, не так же благороден, как всякий другой на немецкой земле, независим, подчинен одному императору? А ты примазываешься к вассалам. Чего тебе нужно от епископа? Потому, что он сосед»

Гёц пьёт со своими сподвижниками в своём замке:

Георг: Да здравствует свобода!

Гёц: Да здравствует свобода!

Все:  Да здравствует свобода!

Гёц (перед смертью):

Бедная жена! Я оставляю тебя в развращённом мире <…> Замыкайте сердца ваши заботливее, чем ворота дома. Приходит время обмана, ему дана полная свобода. Негодяи будут править хитростью, и честный попадётся в их сети. <…> Дайте мне воды…Небесный воздух…Свобода! Свобода! (Умирает)

Елизавета: Она лишь там, в вышине, с тобою. Мир – темница

Мария: Благородный муж! Благородный муж! Горе веку, отвернувшемуся тебя!

Елизавета: Горе потомству, если оно тебя не оценит!

«Страдания юного Вертера» 1774

Из реального жизненного эпизода: любовь Гёте к невесте приятеля – Шарлотте Буфф (гёте уехал, живой, но в подобной ситуации один знакомый застрелился)

Летом 1772 г. Гете проходил адвокатскую практику в канцелярии имперского суда в маленьком городке Вецларе, где он познакомился с секретарем Ганноверского посольства Кестнером и его невестой Шарлоттой Буфф. Уже после возвращения Гете во Франкфурт Кестнер сообщил ему о самоубийстве их общего знакомого, молодого чиновника Иерузалема, которое глубоко потрясло его. Причиной была несчастная любовь, неудовлетворенность своим общественным положением, чувство униженности и безысходности. Гете воспринял это событие как трагедию своего поколения.

Частный случай Гете обобщил, передал непримиримый конфликт личности и всего общества

В 1787г. появляется 2-ая редакция, которая стала канонической, - она демонстрировала отход Гёте от штюрмерства.

Главные изменения – смягчил субъективность сюжета (всё было сфокусировано в видении героя), сгладил намеренные неправильности речи, резкую характеристику соперника (Альберт). Так что мы имеем дело уже только со следами штюрмерства в романе.

Влияние «Новой Элоизы»: эпистолярная форма; персонажи похожи (Вертер – Сен Пре, Лотта – Юлия, Альберт – Вольмар)

Но: все письма – от Вертера  как лирический дневник, исповедь одного героя (=штюрмерский лиризм) В конце романа письма героя обращены уже к самому себе - в этом отражается нарастающее чувство одиночества, ощущение замкнутого круга, которое завершается трагической развязкой.

Разные подходы: Руссо хотел всесторонне показать разрешение конфликта между естественной чувствительностью и моральным долгом (героиня в центре); Гёте – само естественное чувство и его судьбу в немецкой реальности (герой Вертер)

В романе 2 части, с разной эмоциональной доминантой, соответственно мировосприятию героя: 1 часть – в духе идиллии: Вертер уединяется на лоне природы, всё кажется гармонично.

NB письмо от 10 мая: лежу в траве, смотрю на былинки и жучков и чувствую милость бога.

Вертера влечет к простым людям, особенно к детям (рисует крестьянских детей, ждущих мать у домика, ощущает покой и довольство)

Читает только Гомера, остальное кажется фальшивым, неестественно.

В общем духе – история молодого работника, влюбленного в хозяйку (как естественной и чистой любви)

Составной частью естественной идиллии Вертер воспринимает и Лотту (первый раз увидел – в «естественной» обстановке)

Любовь к Лотте сливается с любовью к природе, с радостью жизни (+ вместе с ней посещает дом пастора – там ещё одна идиллия.

В самой Лотте подчеркиваются черты естественные, непосредственные: весела, радостно танцует, музицирует.

Но у этой идиллии сразу оттенок хрупкости, иллюзорности, потому что у Вертера – особая обострённость чувств, мешающая умиротворению. Он ощущает огромные душевные силы, которые не находят приложения в этом идиллическом мире

(от 17 мая, от 22 мая: «почитаю счастливцами тех, кто живет не задумываясь, подобно детям…Благо тому, кто может быть таким!»

Сам не таков – потому что постоянно чувства и анализ  на фоне идиллии в романе всё громче мотив смерти, самоубийства.

Сама идиллия с Лоттой сразу подточена: она невеста другого, хотя его пока нет.

Но Альберт возвращается – и это для Вертера как закономерное возвращение из иллюзорного мира в реальность.

Альберт – антипод Вертера: человек реальности, хорошо уживается в ней, потому что душа трезва, свободна от чувства, обо всем точные понятия = добропорядочный обыватель; контрастный фон для штюрмерского героя; особенно спор о самоубийстве (Альберт отрицает, Вертер – как выход для чувствительных натур).

К концу I части – явные  трагические ноты. Вертер, не в силах смирить сердце, уезжает; он ещё надеется найти применение своим душевным способностям в сфере общественной деятельности.

II часть –трагедия, крушение героя.

Начинается с описания службы: окружающие убоги, но он не может подняться над ними, потому что не дворянин; общественная система его выталкивает (особенно отношения с лучшими – с графом К., человеком свободного и просвещенного ума: эпизод на приёме у гр. К. показывает вертеру, что он чужой) ничего кроме личной сферы ему не остаётся, а там он тоже лишний неуклонно к катастрофе.

Все идиллии I – ой части последовательно рушатся: дети (узнает, что младший, которым особенно любовался, умер);

Дом пастора (пастора умер, прекрасные деревья срубили, командует мещанка-пасторша); крестьянский парень (страдает от ревности, т.к. родня хозяйки его удалила, а ей навязала другого работника в мужья). История крестьянского парня становится параллелью к истории Вертера. В финале Вертер узнает её исход (убил соперника) как предупреждение о своём тупике «Тебе нет спасения, несчастный! Я вижу, что нам нет спасения

IIчасть противоположна I-ой: вместо Гомера здесь царит Оссиан (читает его Лотте, и трагический «северный колорит» соответствует его чувствам.

Природа вторит чувствам героя: сюжетное время организовано так, будто не 2 года, а один – встреча весной, разгар счастливой любви летом, мучения осенью, гибель зимой (сопоставлены 2 письма в начале и в конце – от 10 мая и 12 декабря: одна долина описывается, была прекрасной, блаженство в ней, а потом – залита бурной водой в декабрьскую оттепель).

Внутренняя связь с природой  мифологическая масштабность, неуклонность, общезначимость трагедии героя.

Социально-критическая острота: несоответствие общества человеческой душе. Не только в эпизоде государственной службы, но и вся любовная драма – с таким аспектом (даже прямые подсказки, как в споре о самоубийстве: Вертер – Альберту: если притясняемый народ взбунтуется против тирана – неужто ты назовешь его слабым?)

Фурор. Увлечение, мода. Уловлена черта поколения (бунтующего против бездуховной бюргерской жизни). Сам Гёте от искушения самоубийства спасается в его художественное изображение. Винит не только общество, но и излишнюю самососредоточенность, субъективность Вертера. Во втором издании (1775) был эпиграф ко IIчасти «мужем будь, - он шепчет из могилы; не иди по моему пути» (Вертер пишет другу об исключительной неровности, чувствительности своего сердца, о резких переходах настроений – и о том, как он ему потакает, как за ним ухаживает).

Гёте жаждал возможности практического влияния на жизнь – и получил: известность внимание молодого Карла-Августа приглашение в Веймар в качестве ближайшего советника (1775) – почти на всю жизнь придворная служба.

Сначала иллюзии, скоро рухнули: пытался создать идеальное государственное устройство, много сил. За первое веймарское десятилетие не закончил ни одно крупное произведение. Разочарование в политике, в практике. Формирование философско-эстетической концепции «веймарского классицизма»: суть – просветительской цели (воспитывать гармонического человека, и через него – общество) можно достичь только через красоту искусства.

Её образец – в античности, которую истолковывает по-просветительски: осуществленный идеал свободного и гармонического развития человека. Не обязательно следовать правилам античного искусства (как классицизм) («Пусть каждый будет греком по-своему»): главное – достижение в итоге красоты и гармонии; так можно обработать и современный материал. Утверждается в этом – в итальянском путешествии («бегство» на 2 года в 1786)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78692. ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 246.77 KB
  Конец прошлого столетия в Российской Федерации характеризуется такими понятиями, как: политически нестабильная обстановка, экономический дефолт и демографический кризис. Как правило, за черной полосой наступает белая, поэтому на данный момент времени можно смело утверждать...
78693. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РЕНОВАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 3.06 MB
  Целью диссертационного исследования является разработка методики оценки эффективности проектов реновации жилых зданий с учетом интересов субъектов инвестиционного процесса, и решение на этой основе вопросов экономического обоснования и формирования программ реновации жилищного фонда.
78694. «Северный край» - печатный орган оппозиции губерний Севера и Верхнего Поволжья конца XIX – начала XX веков 1.23 MB
  Конец XIX – начало XX в. для российской печати стали временем количественного и качественного роста. Данная тенденция в полной мере характерна и для столичной, и для провинциальной журналистики. Причин перехода отечественной прессы на новую ступень эволюции в это время несколько.
78695. Методические основы оценки конкурентной позиции предприятия на примере рынка водки г. Москвы 1.55 MB
  Между тем разработанные механизмы оценки взаимодействия конкCрентной и внутренней среды предприятия не позволяют определять эффе:тивность решений с точки зрения улучшения или укрепления конкурентной позиции предприятия относительно других производителей.
78696. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1.36 MB
  Практика реформирования экономики России наглядно продемонстрировала, что недооценка микроэкономических предпосылок роста реального сектора экономики может привести к негативному влиянию на экономическое развитие, к значительным потерям ресурсов и увеличению продолжительности реформ.
78697. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров 440.33 KB
  Рост девиантного поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетней молодежи обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми и молодежью, но в связи с тем, что реализация профилактических технологий осуществляется с детьми...
78698. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ 2.51 MB
  Сегодня все больше увеличивается значение информации в самых различных социальных процессах. Активное использование средств обработки и передачи информации развитие новых технологий вызывает существенные изменения в экономической политической и иных сферах общественной жизни.
78699. Ідея розвитку у працях Я. А. Коменського, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо 69.5 KB
  Мета даного реферату - розкрита одну з головних проблем сучасної педагогіки, а саме проблему розвиваючого навчання. Можна із впевненістю сказати, що запровадження розвиваючого навчання в сучасну школу має величезне педагогічне значення.