9510

Дени Дидро 1713 – 1784

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Дени Дидро 1713 – 1784 Родился в семье ремесленника. Духовная карьера – не стал. С 20 лет – интеллигент, бедняк. Разносторонние таланты, в том числе, организаторский. (Энциклопедия) Дидро дважды попадал в тюрьму (в 1749 и в 1...

Русский

2013-03-11

50.29 KB

5 чел.

12

Дени Дидро 1713 – 1784

Родился в семье ремесленника. Духовная карьера – не стал. С 20 лет – интеллигент, бедняк.

Разносторонние таланты, в том числе, организаторский. (Энциклопедия)  Дидро дважды попадал в тюрьму (в 1749 и в 1757 году)

в мае 1773 года предпринял путешествие в Петербург, где пробыл около пяти месяцев. (полгода в России у Екатерины II).   

Мыслитель: атеизм, элемент диалектики.

Дидро был последовательным материалистом; время, движение и пространство он признавал атрибутами существования материи; основным свойством материи - чувствительность, а ее неделимым элементом - молекулу. Материя познаваема, поскольку сознание и бытие едины: в теории познания Дидро был сенсуалистом. Свое материалистическое понимание мира он распространял и на человека; мораль Дидро воспринимал как категорию социальную, определяемую общественными отношениями, а его атеизм был связан с его материалистическим мировоззрением

Крупнейший теоретик искусства:

Материалист в философии, демократ в науке об обществе, Дидро в эстетике сторонник реализма. Статья «Философские изыскания относительно происхождения и природы прекрасного» (1763) отвергает идеалистические теории прекрасного, определяющие его по каким-то абсолютным нормам, якобы существующим вне реальных связей человека с окружающим его миром вещей. Прекрасное относительно, полагает Дидро, ибо идеи красоты берутся из опыта. Дворянская эстетика требует от художника изображения некоей изысканно изящной природы. В таком требовании Дидро усматривает недооценку наших органов чувств и самой действительности.

Прекрасное надо искать и находить в природе, а не навязывать ей наши понятия о красоте, обычно условные и неустойчивые: «Что же люди имеют в виду, когда говорят художнику: подражайте прекрасной природе? Или они не знают, что хотят, или они говорят ему: если вам надо написать цветок и вам безразлично, какой именно, то выберите тот, который красивей всех среди цветов...»

Порочная общественная система развращает людей и искажает их представления о красоте. "При деспотизме красота, - писал он, - это красота рабов"

Античное искусство потому было прекрасным, что народ был и его судьей, и служил моделью для художника. Отсюда Дидро делает вывод о том, что современное искусство должно обратиться к новым темам и проблемам. Не борьба с роком, а борьба человека против общественной несправедливости должна стать содержанием искусства.

Художник должен проникать в социальные причины поведения человека, а для этого надо изучать среду. "В обществе каждая среда, - пишет Дидро, - имеет свой характер и свое выражение - ремесленник, дворник, простолюдин, писатель, священник, чиновник, военный". Драматическое искусство, считает Дидро, должно превратиться в живую картину быта и нравов. Вместе с тем типические характеры для него прежде всего выражение определенного "общественного состояния"; выделяя "родовые" черты персонажа, Дидро недооценивал индивидуально-своеобразные формы выражения этого "родового" начала.

           Таким образом, Дидро открывает дорогу реалистическому искусству, которое он противопоставляет классицизму, намечая тем самым конец его господству во французской литературе.

О живописи: «Опыт о живописи». Дидро против академической живописи и рококо (Шардон, Грёз). Принципы художественного реализма Дидро обосновал и в своих «Салонах», посвященных проблемам и выставкам живописи («Салоны» = 20-ти лет: за демократизацию искусства). В критических очерках «Салоны» (1750–1770-е) Дидро оценил все современное ему французское искусство, выступил против эпичности живописи классицизма и фривольности рококо, противопоставив им искусство третьего сословия, бытовой жанр, призывая обратиться к искусству Возрождения с его стремлением передать все многообразие жизни.

 

ДРАМА

Главное внимание Дидро уделяет драме «Беседы о «Побочном сыне» (1757), «Рассуждение о драме» (1758), «Парадокс об актере» (1778)

Сломал традиционное деление на два жанра, обосновал «серьезный жанр» - драму: герой из III сословия, серьезные идеи. Сюжет из обычной жизни, характеры – не типы, как у Мольера (их ограниченное качество), а социальные положения (классовые, профессиональные, семейные и др.)

Интерес – из взаимодействия характера и ситуации.

Разработал изобразительные средства драмы (пантомиму) = реалистические тенденции

Но противоречие. Проблема: как жизненную достоверность совместить с воспитательной функцией?

Как общечеловеческие ценности вложить в буржуа?  Неуспех собственных драм («Побочный сын» 1757, «Отец семейства 1758)

О «Побочном сыне» (1757) Лагарп: «Драматург должен перевоплощаться в любого из своих персонажей, а Дидро, напротив. Превратил всех персонажей в себя: все они обладают его умом и стилем. Мужчины, женщины, слуги – все у него философы». Лессинг: Чрезвычайно однообразные характеры, сухой и надуманный диалог, педантичный звон новомодных философских сентенций – всё это облегчало нападки хулителей. Особенно много смеялись над торжественной Терезией (или Констанцией), так философски ловящей женихов и так мудро рассуждающей с человеком, которому она не нравится, о добродетельных детях, которых надеется от него иметь.

В отличие от авторов «мещанской драмы» (Лилло), Дидро исходит не из классовой морали буржуазии, не раздувает её интересы, а видит в буржуазном герое представителя человечества, живущего в определенных социально-исторических условиях.

Его идеалы шире, чем показанная жизнь поэтому Дидро тесно в рамках третьесословного материала, который сам считает обязательным в драме.

Дидро: «Из каких же источников должен черпать поэт, если нравы его народа мелки, слабы и жеманны, если точное воспроизведение разговоров приведет лишь к нанизыванию лживых, бессмысленных и низких выражений; если нет ни искренности, ни простодушия. Если в общественных обрядах нет ничего величественного, в домашнем быту – ничего трогательного и честного?»

Поиски выхода:

  1.  Расширить аудиторию театра – не буржуа, а вся нация как в античной трагедии.

Сравнение современного театра с античным: «Какая разница между тем, чтобы забавлять в такой-то день, от такого-то до такого-то часа, в темном и тесном помещении несколько сот человек – и тем, чтобы приковывать внимание всей нации в её торжественные дни, занимать самые пышные здания и видеть, что они окружены и набиты неисчислимой толпой, чье веселье или скука зависят от вашего таланта!» [ 2-ая беседа о «Побочном сыне»]

Дидро мечтает о массовом национальном театре, где бы ставились гражданские проблемы, а зрители и актеры сливались в едином действе.

Дидро делает наброски героической драмы «Шериф» из английской истории (народ восстает против злоупотреблений властей)

  1.  Другой путь – философская драма, где идейная проблематика представлена в «чистом виде», без бытовой приземленности.

В «размышлении о драме» Дидро излагает возможный сюжет – о смерти Сократа. Практически этот путь разработали Лессинг, Гете, Шиллер.

Таким образом противоречие между правдой жизни (серая, мещанская) и идеалом Дидро решает в пользу идеала.

Это – в «Парадоксе об актере», где ставятся главные проблемы сценического искусства. («Paradoxe sur le comédien», 1773–1778, опубл. 1830), где он отмечает действительный парадокс: чем больше актер переживает на сцене, входя в образ играемого им персонажа, тем меньше он производит впечатление на зрителя, и наоборот.

Огромная ответственность актера за воспитательный эффект пьесы, этим он – соавтор.

Успех – не когда перевоплощение в персонажа (от этого – бытовая приземленность), а когда актер сохраняет холодный разум и проникается более высокой идеей (= в этом парадокс). При этом сценическая манера должна быть естественна

  1.  Ещё один выход – в поздней комедии «Хорош он или дурен» 1781 опубл. 1834сложный, противоречивый характер, не идеальный, но живой.

Герой ее — писатель Ардуэн — всем ходом событий вовлечен в судьбы множества своих друзей и знакомых, которым он оказывает существенные услуги, прибегая к самым разным, при этом не всегда благовидным средствам. Хорошее и дурное сложно переплетено в этом мире. Иронически снимается идея врожденной добродетели, рушатся иллюзии, связанные с просветительской верой в победу Добра над Злом. Ни Ардуэн, ни другие персонажи не выписаны столь выпукло и ярко, как племянник Рамо или герой «Жака-фаталиста», но и они помогают оценить важнейшее направление поисков Дидро-художника: стремление раскрыть человеческий характер в диалектическом единстве его разных, подчас противоположных качеств.

Действующие лица – французские дворяне, но это не важно, главное – характер главного героя. Смешно, живо – но без масштабности и глубины.

Дидро так и не разрешил внутреннее противоречие просветительской драмы. Но – заслуги в теоретической разработке.

Художественная проза – ярче всего новаторство Дидро.

Все опубликовано только посмертно. влияние только на более позднюю прозу; но – большое, даже на XX в.

Просветительская проза, т.е. с насыщенными идеями. Но форма их воплощения оригинальная и разнообразная.

Роман «Монахиня» («La Religieuse», 1760, опубл. 1796),: центральная просветительская идея – антицерковная раскрепощение человека вообще

о злоключениях незаконнорожденной девушки Сюзаны Симонен, которую родственники, чтобы получить причитающуюся ей часть наследства, отправляют насильно в монастырь

Сюжет – как её письмо-исповедь к знатному покровителю эмоциональная, искренняя интонация; = анализ событий и их комментарий изложение собственной судьбы становится обвинением общественному укладу.

Публицистический пафос. Тон «мужской» - твердый, энергичный, смелый.

Реальная сюжетная основа, но – коррективы.

В семье – внебрачная дочь (ненависть родителей, удаляют её, чтобы не конкурировала с сестрами, которых превосходит). В монастырь насильно; она – в суд; но, щадя память матери, не говорит всю правду проигрывает дело.

Перевели в другой монастырь, мягче; но развращенная настоятельница побег – с помощью духовника, но приходится спасаться и от него.

У «прототипа» было меньше энергии: она смирилась и осталась в монастыре.

А здесь у Дидро – стремление к свободе; героично, хотя только за себя, за право на рядовую жизнь – потому что против целой социальной системы подавления личности.

В Сюзанне подчеркнуты значимые для просветителей (+) черты: природные дарования (красота, музыкальность); врожденная нравственная чистота и свободолюбие => естественная природа человека во всем её богатстве противопоставляется социальной системе.

Идея романа «Монахиня» основана на основном положении политической теории Дидро о трех противоречащих друг другу кодексах законов – религиозных, гражданских и законов природы. в "Монахине" можно выделить три наиболее значительных плана - это, во-первых, общество и семья, во-вторых, - монастырь с его порядками, которые Дидро подвергает резкой критике, и, в третьих, в повести присутствует комплекс идей, связанный с таким понятием, как природа - этот план повествования Дидро связывает с образом Сюзанны Симонен.

Изобильно негативные картины монастырских нравов: (Дидро сам знал церковную систему по опыту собственному – родная сестра Дидро была монахиней и сошла с ума, у брата, надевшего священническую сутану резко изменился характер

Все пороки (жестокость, фаворитизм, суеверия и т.д.) разврат – от насилия над природой).

Традиция нравоописательной прозы; но у Дидро – обобщенный смысл: монастырь = модель всей социальной системы.

Окончание исповеди – в драматический момент: бежав из монастыря, она вне закона, делает грязную работу, всех опасается; одинокое противостояние системе, предельный драматизм борьбы.

Открытый финал, как вопрос – можно ли спастись человеку одному.

(+ Инструкция для попавших в подобных обстоятельствах).

Опубликована после Французской революции, но и в 19 веке не раз запрещали. По жанровой форме – самый традиционный.

«Таковы плоды затворничества. Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли у него спутаются, характер ожесточиться4 сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. Посадите человека в лесную глушь – он одичает; в монастыре, где заботы о насущных потребностях усугубляются тяготами неволи, ещё того хуже. Из леса можно выйти, из монастыря выхода нет. В лесу ты свободен, в монастыре ты раб.

\ Отец Морель: «Вот что случается рано или поздно, когда противодействуешь своим естественным склонностям; такая ломка человеческой природы приводит к извращенным страстям. Тем более необузданным, чем более они противоестественны.

Последние слова: «Я женщина. Быть может, немного кокетливая, право, не знаю. Но это вложено природой и совершенно безыскусственно»

роман «Монахиня» (1760, опубл. 1796). Продолжая и углубляя проблематику философских повестей Вольтера, роман Дидро в жанровом отношении совершенно отличен от всех предшествовавших произведений просветительской прозы. Дидро не прибегает ни к восточному маскараду, ни к условно-фантастическим ситуациям. Вместе с тем изображение быта не становится самоцелью для автора, и в отличие от своих мещанских драм он не делает семью центром изображения.

В романе развертывается трагическая история Сюзанны Симонен, насильно отданной в монастырь. Разоблачение института монашества перерастает в осуждение всякого насилия над естественными правами человека. В противовес религиозному пониманию долга Дидро утверждает гражданские обязанности человека.

В уста адвоката Манури (представляющего Сюзанну на судебном процессе об освобождении ее от обета) автор вкладывает знаменательные слова: «Дать обет бедности — значит обязаться клятвой быть лентяем и вором; дать обет целомудрия — значит обещать богу постоянное нарушение самого мудрого и самого могущественного из его законов; дать обет повиновения — значит отказаться от неотчуждаемого права человека — свободы».

Сюзанна в разное время находится под началом трех настоятельниц, и противоестественность монашества наглядно подтверждается поведением каждой из них, будь это фанатизм или доходящая до садизма жестокость или патологическое влечение к молодым монахиням, которое, будучи подавлено, завершается самообвинением и безумием.

Программны слова Дидро: «Человек создан для общества». Автор убежден, что жестока и опасна всякая изоляция человека от человека: «Поместите человека в дремучий лес, он превратится в дикого зверя». Но монастырь, утверждает писатель-просветитель, хуже дремучего леса, ибо с ним связано представление о рабстве.

Свою героиню автор наделяет аналитическим умом, душевной стойкостью, цельностью характера. Монастырского уклада она органически не принимает. Когда Манури спросил, нет ли у нее тайной причины к тому, чтобы так рваться из монастыря (он предполагал, вероятно, сердечную привязанность), Сюзанна твердо ответила: «Нет, сударь. Я ненавижу затворничество... и чувствую, что буду ненавидеть всегда. Я не смогу стать рабой всего того вздора, который заполняет день монастырской затворницы...». И она бунтует против тирании устава, деспотий настоятельниц, против всех форм унижения человеческого достоинства.

Изображая жизнь Сюзанны в монастыре, ее страдания и ее борьбу, Дидро по ходу действия дает почувствовать, что происходит за монастырской стеной. Манури проигрывает процесс. Сюзанна пытается мысленно представить себе, что за люди эти судьи, которые решали ее судьбу. Но она ясно понимает: «...если позволить дверям этих тюрем распахнуться перед одной несчастной, целая толпа других ринется к ним и попытается прорваться силой».

Для концепции всего романа весьма значимы страницы, посвященные семье Сюзанны. Сюзанна — внебрачная дочь, поэтому отец и сестра не желают выделять ей приданое, отвергают ее права на наследство. Принудительное монашество обусловлено корыстными причинами. Скупые строки об отношениях Сюзанны с семьей звучат как прямая полемика с концепцией мещанских драм самого Дидро. «Отец семейства» Сюзанны меньше всего озабочен торжеством добродетели, а «побочная дочь» бесчеловечно отторгнута не только от семьи, но и от общества. Дидро предвосхищает здесь реализм XIX в., обнажая материальные основы человеческих поступков. Драматический рассказ о том, как дочери стаскивали умирающую мать с постели, чтобы проверить, не прячет ли она деньги под матрацем, — прямой аналог будущих бальзаковских «сцен частной жизни».

 

 Обратимся к первому плану - изображению общества. Историю Сюзанны Симонен Дидро рассматривает во вполне реальных, конкретных бытовых обстоятельствах. Сюзанна растет в семье состоятельного адвоката, у нее две сестры, которых родители обеспечили приданым в отличие от Сюзанны. Кроме того, Сюзанна постоянно испытывает неприязнь со стороны сестер и даже матери, которая затем признается ей в том, что она родилась у нее до брака, поэтому является незаконной и не может рассчитывать на равные права со своими сестрами. Более того, Сюзанне сообщают, что ее присутствие в семье является нежелательным, так как она постоянно напоминает матери о человеке, который в свое время обманул ее. Мать предлагает Сюзанне уйти в монастырь, пытаясь убедить девушку, что для нее - незаконной дочери и бесприданницы, это единственный путь. Так Дидро устанавливает связь между обществом и монастырем. Последний выступает в повести как прибежище для тех, кто отвержен обществом, как средство защиты общества от людей, которые ему не нужны. К тому же согласно обычаям, Сюзанна должна покинуть мирскую жизнь чтобы замаливать перед Богом грехи своих родителей. Дидро же считает, что родители не в праве требовать такое самоотречение от своих детей. На примере Сюзанны он показывает несправедливость этого порядка, упрекая церковь за то, что она его поддерживает. Но по-настоящему критика церковной морали развертывается в повести у Дидро там, где он изображает пребывание Сюзанны в монастыре, что составляет второй и важнейший план его повествования. Описывая судьбу Сюзанны, Дидро важнейшим, если не единственным, фоном происходящих в повести событий делает монастырь, куда попадает Сюзанна и из которого она всячески пытается освободиться. Постриженная в монахини помимо своей воли, Сюзанна возбуждает дело о расторжении обета, а затем, когда судебный процесс заканчивается не в ее пользу, она бежит из монастыря и, скрываясь от властей, идет в прачки, каждый час, каждое мгновение подвергаясь опасности быть разоблаченной и вновь водворенной в монастырь.

     По мере того, как Дидро прослеживает историю Сюзанны, он особенно подробно останавливается на тех преследованиях, которым она подвергается в монастыре со стороны монахинь. Обращает на себя внимание, что в изображении Дидро монастырь - это отнюдь не святая обитель, где все только и озабочены тем, чтобы служить Богу. Между монахинями, как и между обычными людьми, существуют зависть, интриги, соперничество и т.д. Наиболее острый конфликт между монахинями и Сюзанной возникает тогда, когда она официально заявляет о своем желании вернуться в мирскую жизнь. Ее обращение в суд рассматривается монахинями как вероотступничество, святотатство именно потому, что оно публично и таким образом наносит урон престижу монастыря. Между тем все понимают, что протест Сюзанны основывается на ясном осознании ею того, что она не способна к монастырской жизни. Таким образом, в повесть входит как одна из главных ее тем – тема уподобления монастыря тюрьме, осуждения монастыря как учреждения, основанного на насилии над человеческой личностью. Особенно большое внимание в описании испытаний, которым подвергается Сюзанна в монастыре, Дидро уделяет проявлениям жестокости со стороны монахинь. Они помещают девушку в мрачный карцер, заставляют ходить босыми ногами по битому стеклу, держат в рубище на холоде и т.д. Все эти сцены не случайны. Насилие, которое лежит в основе монастырского бытия, порождает жестокость.

      И, наконец, третий план повествования - план природы - связывается писателем прежде всего с образом Сюзанны. Сюзанна выступает в повести не только как реальная конкретная личность, но и как обобщенное выражение естественных устремлений человека, свойственных самой его природе. Чтобы подчеркнуть это природное начало, заложенное в Сюзанне, Дидро каждое столкновение ее с враждебной средой сопровождает точной регистрацией физического состояния героини. Все поведение Сюзанны предстает именно как цепь физиологических реакций на "раздражение" внешней среды. Вот как, например, Дидро описывает состояние Сюзанны после обряда пострижения:"О боже, что со мной будет?.. Когда я произнесла мысленно эти слова, силы вдруг оставили меня, и я без сознания упала на подушку. Этот обморок сменился ознобом, мои колени колотились одно о другое, зубы громко стучали. За ознобом последовал страшный жар, в голове у меня помутилось."      Таким образом, автор показывает, что протест Сюзанны - это голос самой природы и что заключение человека в монастырь враждебно самой природе человека. Этот мотив присутствует у Дидро и там, где он описывает нравы монахинь. Если даже в монастырь идут люди искренно верующие, как настоятельница де Мони, это ведет к ранней смерти, к истощению физических сил, так как религиозный экстаз, по Дидро,- своего рода болезнь, которая не может оставаться для человека без последствий. В другом случае монастырская жизнь заставляет человека лицемерить, превращает в ханжу, может привести и к нравственному падению, как это происходит с настоятельницей Арпажонского монастыря, которая преследует Сюзанну своими гнусными домогательствами. Сюзанна видит в монастыре людей, искалеченных и физически и духовно, поскольку законы монастыря противоречат общественной природе человека.

     " Таковы плоды затворничества, - размышляет Сюзанна.- Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его, - и мысли у него спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник средь пустыря.

Посадите человека в лесную глушь - он одичает; в монастыре, где заботы о насущных потребностях усугубляются тяготами неволи, - еще того хуже. Из леса можно выйти, из монастыря выхода нет... Нужда принижает, затворничество развращает".      

В своем отстаивании общественного назначения человека Сюзанна проявляет убежденность, страстность, становится своего рода борцом, добиваясь поставленной цели - уйти из монастыря. Борясь за свои человеческие права, Сюзанна проявляет удивительную активность, показывая, что именно действие является самым эффективным средством в противостоянии злу и несправедливости. Так в романе раскрывается мысль о необходимости сплочения всех здоровых сил общества для борьбы с гнусной действительностью. В лице Сюзанны Дидро показывает подлинно прекрасного человека, которого не могут испугать и испортить никакие обстоятельства жизни и который может сам без посторонней помощи выстраивать собственную линию поведения, хотя бы это грозило ему множеством опасностей.

     Такого рода концепция героя определила в повести и его характер. Образ Сюзанны - это с одной стороны победа реализма, так как перед нами обычный, конкретный человек со своей конкретной судьбой и характером. Но с другой стороны - в образе Сюзанны есть и элемент идеализации. Кроме того, отстаивая свои взгляды на человека и его место в обществе, Дидро делает Сюзанну как бы рупором своих идей. Нарушая психологическую достоверность образа, Дидро вкладывает в уста восемнадцатилетней Сюзанны мысли, которые могли родиться только в голове умудренного жизнью выдающегося философа, каким являлся сам Дидро. Поэтому, наряду с глубиной мысли, повесть Дидро отличает публицистическая страстность. Это особенно подчеркивается тем, что она написана от первого лица, а именно от лица Сюзанны. Она описывает пережитое ею в письме, с которым она обращается к своему покровителю - маркизу. Эта форма непосредственного обращения человека к человеку, использовавшаяся и до Дидро, в его произведении приобретает особую окраску - она становится формой, выражающей страстный призыв писателя к сопротивлению несправедливым порядкам, что свидетельствовало не только о зрелости французской просветительской мысли, но и подъеме всего общественного самосознания в целом. Вместе с тем обращение к повествованию от первого лица позволило Дидро показать внутреннее состояние героини, доведенной окружающей ее средой до отчаяния, но борющейся до конца. В повести проявляется вера Дидро в возможности человека, в его способность переломить ситуацию, занять достойное его место в обществе.

     

Этой же проблеме - а именно проблеме места и назначения человека, отноше-

ний человека и среды посвящены и две другие философские повести Дени Дидро -

"Племянник Рамо" и "Жак-фаталист". Дидро развивает в них многое из того, что бы-

ло сказано им в "Монахине", но идет значительно дальше, подводя читателя к диа-

лектическому взгляду на человеческую природу и на взаимоотношения человека и

общества.

Во второй половине 50-х годов Дидро создал новую целостную концепцию драматического искусства ("Рассуждения о драматической поэзии", 1758, "Беседы о "Побочном сыне"", 1758, позднее - "Парадокс об актере", 1773 1778). Признавая огромную воспитательную роль театра, Дидро разрушал многие принципы классицизма, которые, став условностями, мешали развитию литературы и препятствовали проникновению в театр нового содержания. Дидро требовал от произведений для театра реалистической правдивости и идейности. Сюжет должен основываться на событии жизненно подлинном, душой нового театра должен стать "частный" человек в "частных обстоятельствах", следовательно, задача драматурга - воспроизведение прозы жизни. По теории классицизма обыденная жизнь изображалась в низших жанрах и подвергалась осмеянию. Дидро настаивал на высокой общественной значимости "частного существования" и для доказательства этого предложил новую схему деления на жанры. Это - веселая комедия, которая изображает смешное и порочное; серьезная комедия, повествующая о добродетели и долге человека, и трагедия, воспроизводящая семейные несчастья и народные катастрофы. Однако главным жанром Дидро признавал мещанскую драму, в которой сочетаются признаки серьезной комедии и трагедии.

Тематика мещанской драмы - это изображение буржуазной семьи, в которой просветители видели прототип общества; они считали, что в ней наиболее полно проявлялись принципы естественной политики. Героев надо показывать в их социальных функциях, которые определяют поступки, психологию, характер персонажей, зависящих от реального положения человека в действительности. Конфликты необходимо черпать из реально-бытовой проблематики. Таким образом, в театре надо изображать картину быта и нравов третьего сословия. Одна из проблем мещанской драмы - проблема семейной добродетели, которая заключается в выполнении долга, в умении сдерживать страсти разумом, раскаяться в дурном поступке, простить виноватого. Этому и посвящены драмы Дидро "Побочный сын" (1757) и "Отец семейства" (1758).

В последней драме идеальным проводником естественной политики становится г-н д'Орбессон, "отец семейства". Его отношение к домочадцам и слугам разумно и служит интересам общества; он строго судит сына, который, как ему кажется, проматывает состояние, губит здоровье, дискредитирует свое имя; он отговаривает дочь идти в монастырь, он сочувствует бедному арендатору и берет с него мало денег; он дает отсрочку должнику и т. д. Исходя из убеждения, что "надо обвинять несчастные условия, которые портят человека, а не его природу", Дидро показывает, как тягостная для всех членов семьи власть честолюбивого злодея, богатого родственника командора д'Овиле разрознила всю семью. Конфликт в драме держится на том, что сам отец семейства становится жертвой, по его собственным словам, "светских нравов, жестоких предрассудков, которые подчиняют природу жалким условностям". Следуя благородному идейному замыслу,

Дидро наделяет высокими гражданскими добродетелями своих героев-буржуа, что открыто противоречило эгоистической и стяжательской природе их реальных прототипов; это ограничивало сценические возможности его драмы, герои которой были нетипичными, а сюжеты - бесконфликтными; драмы Дидро - это скорее не драмы, а проповеди в лицах.

Гораздо более значительным было творчество Дидро в жанре художественной прозы. Ему принадлежат три романа и диалог "Племянник Рамо" (1762 - 1779). Из этих четырех произведений три - самых значительных - были опубликованы после его смерти. В романе "Монахиня" (закончен в 1760 г.) все внимание автора сосредоточено на главной героине Сюзанне Симонен, и сюжет повествования несложен. В этом романе Дидро постоянно пересекаются три плана, что помогает писателю выявить сущность человеческой природы. Это план общественный, который определяет место главной героини Сюзанны в семье и обществе: незаконная дочь и нелюбимая сестра, она подвергается преследованиям семьи и оказывается существом отверженным в глазах общества. Содержание романа заключается в сопротивлении Сюзанны объединившимся семье и обществу, которые хотят ее изолировать. Второй план - это план религиозный: монастырь становится основным местом, где происходят события романа. Третий план - план природы с ее законами. Из сопоставления с природой выявляются неестественность и неразумность законов социальных и религиозных.

Дидро показывает, что монастырь - отнюдь не мирная обитель для тех, кто посвятил себя служению Богу. Это вынужденное общежитие для тех, кто не нужен обществу. Жизнь в монастыре нарушает естественные права человека, его обитателей лишают свободы и тем самым растлевают их. Дав обет жить в бедности, послушании и целомудрии, монахини на самом деле живут по иным, прямо противоположным законам - они жестоки, вероломны, мстительны, коварны, корыстны. В монастыре живут два типа людей. Одни - лицемеры, примирившиеся со своим положением и извлекающие из него выгоду. Другие - искренне верующие. Способность испытывать искренние религиозные чувства Дидро сближал с аномалией, патологией в психике. Добрая и справедливая настоятельница первого монастыря сестра де Мони впадает в состояние молитвенного экстаза, доходит до невменяемости, что приводит ее к болезни и смерти. Другая настоятельница - Арпажонского монастыря - из-за своей противоестественной страсти опускается физически и нравственно.

Судьба главной героини Сюзанны дает возможность Дидро экспериментально исследовать человеческую природу. Для этого неопытную, полную жизненных сил девушку он ставит в исключительную обстановку, которая препятствует проявлению этих сил. Враждебная человеческой природе монастырская среда вызывает у нее не просто страх, а физическое неприятие ее. Свою непримиримую вражду к монастырю Сюзанна выражает в словах: "Я с этим родилась". Это звучит голос самой природы, законы которой не могут сосуществовать с насилием, ибо каждый имеет право на свободу и счастье.

Дидро наделяет Сюзанну умом, способностью к пониманию мотивов поведения других и к самоанализу.

Роман "Монахиня" отличается глубоким психологизмом. Душевные метания героини переживают эволюцию: от сомнений, от чувства протеста и гнева она переходит к открытому бунту. Кроме того, это и публицистическое произведение, утверждающее личные и общественные права человека.

"Племянник Рамо" (1762 - 1779) был написан Дидро в форме диалога. Дидро и другие французские просветители часто обращались к диалогу не только потому, что он давал возможность популяризировать философские или научные идеи, но и потому, что использование диалога позволяло видеть мир диалектически. Главный герой - это реально существовавшее историческое лицо Жан-Франсуа Рамо, племянник знаменитого композитора Жан-Филиппа Рамо. Это был умный и одаренный человек, но он опустился, став паразитом и попрошайкой, и умер на больничной койке. В произведении Дидро племянник Рамо предстает собирательным, социально-обобщенным типом, который характерен для предреволюционной эпохи; одной из главных его черт стала, по определению Гегеля, "разорванность сознания".

Беседу с племянником Рамо ведет философ, который видится с ним в знаменитом кафе "Регентство". Этот человек привлек внимание философа своей оригинальностью. В его натуре сочетались высокомерие и низость, здравый смысл и безрассудство; для него не существует разницы между честным и бесчестным. Он являл собою саму изменчивость, само непостоянство. В этом диалоге, как и в ряде философских трудов, Дидро выразил свое диалектическое понимание мира: в противоположность метафизически устойчивым и неизменным сущностям человеческой природы в понимании XVIII в. Дидро увидел их диалектическую изменчивость. "Разорванность сознания" проявляется в образе мысли и образе жизни Рамо. Наблюдательный, остроумный, злоязыкий, он вхож в особняки аристократов, разбогатевших финансистов, он развлекает и веселит там гостей, терпит унижения за то, что его кормят и поят. Образ жизни героя - откровенно паразитический. Без всякого лицемерия Рамо открывает философу всю мерзость существования, порожденную безудержным накопительством. К своим "благодетелям" он относится с явным презрением. Из наблюдения над жизнью у него сложилась своя философия: "В природе все виды пожирают друг друга, а в обществе друг друга пожирают сословия". В обществе, где он живет, полностью стерлись понятия добродетели и порока, их содержание меняется соответственно интересам сильнейших, т. е. знатных и богатых. Деклассированный интеллигент, Рамо презирает это общество, но он к нему приспосабливается. Наглый циник, беззастенчивый негодяй, он сознательно выбирает общественный паразитизм и восхваляет его. Опровергая философию Рамо, Дидро говорит о великой роли труда в социально-историческом развитии человечества и вместе с тем показывает полную негодность, упадок "старого порядка", который развращающе влияет на людей и порождает паразитизм.

Племянник Рамо отличается полной искренностью. Он признается, что он "невежа, дурак, безумец, нахал, лентяй". Он страдает оттого, что ради куска хлеба приходится унижать себя. Он знает, что в каждом человеке есть достоинство, данное ему самой природой, а презрение к себе - это подлинная мука сознания. Ничтожные люди многого для себя добиваются подлостью, значит, считает он, и ему можно лгать, клясться, обещать и не выполнять обещаний, сводничать. Его безнравственность порождена обществом. Поступки таких людей, как Рамо, замечает философ, человека столь яркой индивидуальности, полной жизненных сил и энергии, заставляют людей задумываться, одобрять или порицать, т. е. двигаться вперед.

В романе "Жак-фаталист" (1773 - 1774) Дидро критикует традиционные приемы, свойственные роману предшествующей эпохи, и создает, во многом под влиянием Стерна, новаторское произведение. На первый взгляд, композиция романа кажется нарочито беспорядочной; в роман включен диалог, в нем много отступлений, скачков мысли. Однако на поверку оказывается, что это логически стройное повествование, в котором каждая его часть имеет важное значение для выявления глубокой идейной значимости общего замысла. Жак и его ничем не примечательный хозяин путешествуют неизвестно куда, неведомо с какой целью. По дороге Жак рассказывает хозяину историю своей первой любви. Но основное внимание Дидро уделяет повествованию о тех событиях, которые этот рассказ сопровождают: в романе описываются происшествия, случившиеся по дороге, остановки на постоялых дворах; в роман включены вставные новеллы. Есть в романе и глубокий психологический анализ, и достоверное изображение парижских, крестьянских, монашеских нравов.

Но главное в "Жаке-фаталисте" - его философское содержание. Жизнь Жака полна радостных и печальных неожиданностей. События романа развиваются так, что они оказываются полностью неподвластными воле персонажей. Эти события могут показаться случайными, и можно подумать, что они предопределены силами, которые выше человеческого понимания. Но это только первое впечатление. Мудрый неунывающий Жак понимает фатализм не как покорность судьбе или случайности. Он эпикурейски стремится получать от жизни наслаждения и стоически переносит невзгоды, повторяя, что "так было предписано свыше". Наделяя материю главным ее свойством - чувствительностью, Дидро все происходящее в мире воспринимал как взаимодействие причин и следствий. Любое событие романа - это неизбежный результат конкретных причин. Фатализм-детерминизм Дидро отличен от религиозной идеи предопределения. Эта идея предполагает, что связь причин и следствий для человека остается тайной, она подвластна только Богу; согласно Дидро, человек вполне способен постичь взаимосвязь причин и следствий. Жак познает законы детерминизма обычным жизненным опытом. Большую роль играет в романе и социальная критика - осуждение вредного паразитического существования церкви и монастырей, суда, где царят продажность и подкуп, несправедливая налоговая политика. Дидро выражает свое сочувствие нищему, обобранному народу.

Многогранная просветительская деятельность и творчество Дидро, подвижничество в издании "Энциклопедии", смелые философские идеи поставили его в ряды крупнейших деятелей не только французской, но и мировой культуры.

МОНАХИНЯ

Начальнику королевской военной школы графу де Круамару с 1760 на имя его двоюродного брата Марка Антуана Никола Круамара (который был в своем нормандском имении) принесли письма бывшей монахини Сюзанны Симонен. В письме указан адрес некоей мадам Маден.

В форме записок героини Сюзанны Симонен (якобы своему покровителю)

в романе «Жак-фаталист» («Jacques le fataliste», 1773, опубл. на нем яз. 1792, на фр. яз. 1796)

повести-диалоге «Племянник Рамо» («Le Neveu de Rameau», 1762–1779, опубл. на нем яз. 1805, на фр. яз. 1823)

Через призму отдельной судьбы Дидро стремится показать законы общества. На отдельной частной человеческой жизни он проверяет состоятельность целой общественной системы. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65929. Анализ существующего фонда жилой недвижимости г. Ижевска 34.36 KB
  Характеристика жилищного фонда города В жилом фонде города преобладают многоэтажные жилые дома 5 этажей и выше доля которых составила около 90. В таблице 1 приведены основные показатели характеризующие состояние жилого фонда и изменения за анализируемый период.
65930. СУДЬБА ЖАНРА ПОСЛАНИЯ В ЛИРИКЕ ХХ ВЕКА 169 KB
  Признаки послания подробно описаны но к сожалению не систематизированы и оттого не выявлена модель жанра. С этой точки зрения жанр послания эпохи классицизма может быть описан как система признаков находящихся в достаточно строгих иерархических отношениях...
65931. Факторы, определяющие цену объекта недвижимости 24.19 KB
  Рассмотрим теперь те факторы от которых зависит цена конкретного объекта недвижимости. Местоположение Для многих людей местоположение это одно из наиболее важных условий при выборе объекта недвижимости...
65932. ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА «INTERACTIVE FICTION»: ОТ НЕЛИНЕЙНОГО РОМАНА К ТЕКСТОВОМУ КВЕСТУ 56 KB
  Классический роман отводит читателю весьма незавидную роль безмолвного соглядатая. Обратимся к трем интерактивного романа. Хулио Кортасар предлагает как известно два способа прочтения своего романа Игра в классики 1963. Произведение Гарри Гаррисона Стань стальной крысой...
65934. Управляющая система в сфере недвижимости 31.67 KB
  Управление недвижимостью включает: систему законодательного и нормативного регламентирования и контроля поведения всех субъектов рынка недвижимости осуществляемую государственными органами; оформление и регистрацию правоустанавливающих и других документов на объекты недвижимости...
65935. Понятие недвижимости в Российской Империи и современной России 21.58 KB
  Строение как принадлежность земли считается недвижимым имуществом; но если оно предназначено на слом или снос то получает характер движимого имущества. В составе недвижимого имущества русский закон отличает имущества раздельные и нераздельные.
65936. Технический паспорт объекта недвижимости. Бюро технической инвентаризации 67 KB
  Землеустройство оформление землеустроительной документации Услуга Результат проведения работ Кадастровые работы в отношении земельных участков: Включают полный цикл работ от полевых измерений до подачи в орган кадастрового учета необходимых документов...
65937. Строительный инвестиционный цикл 52 KB
  Иными словами это понятие строительства в широком смысле включающем изучение грунтов проектирование строительные работы и если это промышленный объект то и наладочные работы. С экономической точки зрения это период от начала финансирования строительства...