9514

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Швейцарец - фр гений Сложен, противоречив (история жизни – в Исповеди, факты верны, а освещение) Из демократических низов (как и многие просветители 2-го этапа): сын часовщика - сирота, бродяга, самообраз...

Русский

2013-03-11

48.5 KB

1 чел.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

Швейцарец - фр гений Сложен, противоречив (история жизни – в «Исповеди», факты верны, а освещение…) Из демократических низов (как и многие просветители 2-го этапа): сын часовщика -> сирота, бродяга, самообразование. В Париже в 30 лет. Сблизился с энциклопедистами, пишет о музыке (у Руссо – муз способности, сочинял: посмерт – сборник – ок. 95 романсов – очень естественные, свежие, близки к народной музыке). -> Предугадал эру демократической песенно-романсной лирики. Несколько опер, особенно – «Деревенский колдун» в духе крестьянской пасторали; в репертуаре до сер 19в, арии стали народными песнями; и мелодрама «Пигмалион» (т.е. соединил действие с музыкой)

Но потом разошелся с энциклопедистами («раскольник» среди просветителей) Их позиции переосмысливаются им в трактатах -> (его слава)

  1.  «О влиянии наук и искусств на нравы (1750)

Дижонская Академия – конкурс сочинений на эту тему; предполагался положительный ответ; а Руссо – неожиданный: цивилизация углубляет социальные контрасты -> вредна

Счастливы древ народы, жившие в естест условиях.

Возражения со всех сторон, но – блестяще -> премия.

  1.  «Рассуждение об основах и причинах неравенства среди людей» (1754)

Неравенство противоречит естест порядку и создано не богом, а людьми.

От природы они равны, а с появлением частн собственности – неравенство

Злодей тот, кто первым огородил участок земли и заявил «Это моё!»

Идеал – жизнь дикарей.

  1.  «Письмо к д’Аламберу о зрелищах (1758) – по поводу статьи д’Аламбера в «Энциклопедии»: «Женева» (родина Руссо). д‘Аламбер предлагал открыть там театр, а Руссо – о развращающем влиянии театра.
  2.  «Об общественном договоре» (1761): позитивная программа

Человек рожден свободным, но повсюду он в оковах. Как вернуть естественное счастливое состояние? Если правление не соответствует естественным правам народа, народ имеет право его свергнуть. Чтобы избежать взрыва, заключают общественный договор между народом и властью (Идеал – демократическая республика, но не обязательно, лишь бы соблюдались народные интересы) В таком государстве и культура будет служить человеку, возместит ему утраченное естественное состояние

Одновременно – роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761)

Та же проблематика (отношения между естественными правами человека и цивилизацией, общественным гражданским состоянием) Но в художественном ключе

Руссо – основоположник сентиментализма (= и по художественной манере отличается от просветителей)

У сентиментализма – просветительская идеологическая основа – раскрепощение челов личности. Даже глубже. Потому что человек сложнее ( с опорой на чувства; хотя сами чувства ещё схематично, в соотнесенности с разумом как нормой -> «чувствительность»

Но всё же не логизация человека

Для Руссо чувство – проявление естественной свободы человека (оно – от природы, а разум – от воспитания в духе социальных норм)

Но у Руссо не абсолютный культ чувства

Оно корректируется разумом, и это в основе сюжета

Роль природы в мировоззрении и творчестве Руссо: основная ценность

Деист, но против церкви и атрибутов религии: «Культ, которого требует Бог, есть культ сердца» чтить Бога в его творении – восхищаясь природой (Наз. это «естественной религией»)

Открыл для литературы мир природы: не просто место действия, а созвучие чел душе (т.е. принцип изображения природы – лирический (-> романтизм)

Руссоизм (культ природы, естественности, чувства).

«Юлия, или Новая Элоиза» 1761 (название отсылает к истории Абеляра и Элоизы (12 век) У Руссо – тоже переписка: влюбленная пара, их родные и друзья. Себя Руссо выдает за «издателя» -> эффект подлинности, непосредственности

Фабула (Сен-Пре – псевд., дали друзья после его разлуки с Юлией: preux – герой, богатырь); барон д’Этанж; дочь Юлия, её кузина Клара; Сен-Пре – учитель-плебей. Соц пропасть, но природа побеждает Барон – возмущен; замуж за Вольмара тот знает о былой истории, но приглашает Сен-Пре воспитателем своих детей Несчастный случай -> смерть Юлии. Фабула проста; «события» намеренно затушеваны (Напр-р кругосветное путешествие Сен-Пре – очень кратко)

  •  акцент на нравственно-психологическом анализе. Небывало тонкое изображение любви. Событие – 1-ый поцелуй (1ч письма 13 и 14) сначала в письме Юлии – обещание «сюрприза», потом – поток реакций Сен-Пре: «Так это милость? Нет, это несказанные муки! О, не целуй меня больше! Я не перенесу этого…») На материальное состояние дел героя – только смутный намек (Юлия: «вы мне о нем никогда не говорили) предлагает ему денег на поездку, их пререкания, полные душевных излияний. Это сфера (матер. Состояния) сознательно отодвинута – ради максимализма чувств (Сен-Пре ступени лестницы, позже – заражается от Юлии оспой) Максимализм чувств – и у второстепенных персонажей. Н-р Клара уравновешеннее, но тоже: овдовев, отказывается выйти за Сен-Пре по совету Вольмара: «может ли моё сердце удовлетвориться этим и могу ли я быть счастлива с человеком, которого я не в силах сделать счастливым?» Роль природы: дополняет, углубляет изображение любви (н-р 1ч №26 – Сен-Пре в разлуке с Юлией

Но – не просто история любви, а философский роман о важнейших вопросах человеческого бытия Рассуждения разного рода: №12 от Сен-Пре о чтении; (в связи с дуэлью Бомстона и Сен-Пре ) 1ч. от Юлии №57-58: о дуэлях; 38 – о воспитании, образовании

Осн. – гл проблема Руссо: соотношение естественного и общего(общественного) начал в жизни человека. Эта проблема решается на разных уровнях (морал, соц-эконом, пед, эстет) и пронизывает всё произведение.

Место действия – Швейцария: символ свободы и равенства потому что республиканский строй. Идеализированное изображение страны, где земледельцы в мире вкушают плоды своих трудов, где нравы просты и искренни; люди чужды тщеславия и роскоши = близки к естественному состоянию Природа (какая!) – тоже воплощение естеств свободы и мощи -> только в Швейцарии могла так расцвести душа Юлии, возникнуть такая любовь

Любовь Сен-Пре и Юлии в 1ч – апофеоз естест чувства, торжествующего над ложными правилами общественной морали

По контрасту с миром естественности – жизнь Парижа. (Сен-Пре в разлуке с Юлией): здесь всё починено внешней форме; природные чувства искажены. (2ч № 14,17,21,23). Сен-Пре тоскует о простоте швейцарцев, о Юлии (у парижскихдам – маскарадная красота) Сен-Пре осуждает и фр искусство: театр, музыку, живопись – изгнано непосредственное чувство (Н-р гармония вместо мелодии); трагедия – антич сюжеты, статика, только Вольтер живее, а комедия после Мольера «остановилась» Портрет Юлии (№25) – образец такой живописи: надуманный наряд, черты стерты во имя идеализации -> нет живой прелести. Но Руссо в романе не так категоричен в осуждении современной культуры и цивилизации, как в первых трактатах. Разница между бесчеловечным угнетением и разумной мерой (Сен-Пре видел рабство и грабеж в путешествии)

Образец – порядки в семействе Вольмаров: естественные начала в гармонии с требованиями общества. (4ч № 10) Кларан (имение) ~ общест эконом утопия. Всё целесообразно, но без сухого прагматизма. Нет роскоши, но всё – полезное и привлекательное. Слуги и хозяева = семья: порядок, взаимоуважение. Нет тяжелого труда, четко разделены обязанности, есть возможность активного отдыха, освежающего и тело и дух. Особенно детально – система воспитания детей (Вольмара и Юлии): бережно приноравливают их естественную природу к обществу. Не балуют и не притесняют, деликатно направляют естественные наклонности в нужное русло (Более системно пед система Руссо в трактате «Эмиль» 1762)

Образное воплощение (~ эмблематич) мудрой системы – сад Юлии «Элизиум». Природа сохраняет живую прелесть. А тактичное вмешательство человека её подчеркивает. На небольшом участке земли сосредоточено всё очарование естественных ландшафтов, и всё подчинено удобству человека, наслаждению его чувств и всё это сочетается с разумной полезностью. -> ведет к мысли, что в идеале возможно и необходимо соединение естественных начал с их бережной адаптацией к интересам общества

В таком ключе решается вопрос о естественном чувстве. Только треть романа посвящена изображению торжества естественной любви, демонстрации богатства и ценности чел чувств. А две трети – моральное испытание этого чувства: роман не заканчивается с разлучением влюбленных, не сводится к трагической гибели любви от бесчеловечных законов об-ва. Руссо не только провозглашал права свободного чувства, но и показывал границу этой свободы: чувство прекрасно, пока не задевает права других. Парадоксальная мораль: для человека не д.б. ничего дороже собственных естественных интересов, кроме – интересов др. людей. Эта альтруистическая поправка предупреждает эгоистический перекос, которым чревато самоутверждение естественного человека.

  •  Лейтмотивом становится самоограничение и даже самоотречение. Напр-р у Юлии и Сен-Пре возникает редкая возможность свидания (из-за отъезда родителей Юлии), но они жертвуют ею, т.к. в это время необходимо помочь сельской девушке Фаншоне соед-ся с любимым (которого – в рекруты); Сен-Пре едет к военачальнику, чтобы жениха освободили от армии. Или. Когда не стало возможности видеться, друг Сен-Пре милорд Эдуард Бомстон предлагает побег и дальнейшую помощь, но Юлия отказывается, т.к. родители не переживут (2ч №6). Когда Юлия становится женой и матерью, борьба с собственными чувствами усиливается: муж и дети – безусловный «тормоз» для её чувства к Сен-Пре. Так утверждается новая мораль, основанная не на сословных запретах, а на внутреннем регуляторе, который тоже дан человеку от природы и способен согласовать чувства с требованиями разума [ ~ чувства <-> долг, но они соприродны]

У Сен-Пре такой самодисциплины меньше (романт герой) – он порывист, страстен. Но для концепции романа важнее Юлия (= название): Юлия – героиня и чувства, и нравственного подвига; идеал человека. Демонстрируется : путь обуздания чувства привел к счастью и близких, и её самой: у Юлии подчеркивается душевная просветленность, внутренняя гармония. Особенно – в описании её болезни и смерти (письмо Вольмара к Сен-Пре: ч6 №11): её совесть спокойна, она сделала всё, что в силах человека, - и постигла высшее счастье. На таком, высшем моральном уровне базируется справедливое соц устройство, в котором высшее проявление чел-ка – как путь к общему благу.

Такова главная идея Руссо как философа-моралиста и социолога. Но как художник-психолог он с этим спорит. Смерть Юлии всё же оставляет впечатление грустное и мрачное.

В целом роман трагичен: такой настрой – уже от эпиграфа: «Мир не знал её, пока она была жива, но знал я и остался её оплакивать» (эпиграф напоминает о «Манон Леско», акцент на живой любви и её судьбе). А в конце – печальное заключение Юлии: «в этом мире лишь страна мечты – достойный приют души нашей. Прекрасно лишь то, чего нет на свете». Перед этим: Юлия: «И всё же меня терзает тревога: сердце не знает, чего ему недостает, и смутные желания томят его (ч6 №12). В финале все персонажи несчастливы. Победа над собой, одержанная Юлией, а под её руководством – и Сен-Пре – эта победа оказывается мучительной и иллюзорной

Бальзак: «Поэт победил философа, ибо, оставив в сердце Юлии после замужества пережитки первой любви, автор был соблазнен поэтической ситуацией более трогательной, чем истина, которую он хотел изложить»

  •  В результате роман в целом – всё же утверждение естественных прав человека, но более глубоких выстраданных: обвинение всему, что их нарушает, и сочувствие им

Счастье невозможно там, где нарушаются естественные права. (В «Эмиле»: «Блаженны народы у которых м.б. добрым без усилия и справедливым без добродетели») Мечта и тоска о гармоническом общественном порядке (-> восприятие «Юлии» как «революционного романа)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63319. Сутність та організація обліку валютних операцій 7.38 MB
  Облік операцій в іноземній валюті Лекція 15 Сутність та організація обліку валютних операцій План Організація обліку валютних операцій. Характеристика рахунків для обліку валютних операцій. Облік ведення операцій за рахунками клієнтів в іноземній валюті.
63320. Відображення в обліку торговельних та обмінних валютних операцій 67 KB
  За дорученням клієнта: Ведення валютних рахунків клієнта; Купівляпродаж валюти для клієнтів. до валютнообмінних операцій банків з іноземною валютою і дорожніми та іноземними чеками належать: купівля у фізичних осібрезидентів і нерезидентів готівкової іноземної валюти за готівкові гривні
63321. Специфика жанра «антиутопия» в современном литературоведении 67.5 KB
  Жанр утопия как предпосылки возникновения жанра антиутопия. Антиутопия как жанр современного литературоведения. Русская литературная антиутопия.
63322. Школа «черного юмора» как течение постмодернизма в современной американской литературе. Представители и их достижения 28.46 KB
  Цели: ознакомить студентов с особенностью эстетики постмодернисткой школы черного юмора расцветом американского абсурдизма 60х годов получить представление о ярких представителях школы. развивать желание творчески мыслить узнавать новое углубить и закрепить знания Ход...
63324. Новий час. Наукова революція XVII століття: етапи, структура, герої, результати 47 KB
  і опублікованої двома роками пізніше Кеплер привів два зі своїх знаменитих трьох законів руху планет: Кожна планета рухається по еліпсі в одному з фокусів якого перебуває Сонце.Кеплеровский закон площ це перший математичний опис планетарних рухів що виключило принцип рівномірного руху по окружності як першооснову. Цей миттєвий метод опису що Кеплер згодом цілком усвідомлено використовував при аналізі руху Марса став одним з видатних принципових досягнень науки XVII в. Галилея Бесіди й математичні докази що стосуються двох нових...
63325. МІЖБЮДЖЕТНІ ВІДНОСИНИ І СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО ВИРІВНЮВАННЯ 251.5 KB
  Крім того статтею 142 визначено матеріальну та фінансову основу місцевого самоврядування до складу якої входить: рухоме і нерухоме майно доходи місцевих бюджетів інші кошти земля природні ресурси що є у власності територіальних громад...