9514

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) Швейцарец - фр гений Сложен, противоречив (история жизни – в Исповеди, факты верны, а освещение) Из демократических низов (как и многие просветители 2-го этапа): сын часовщика - сирота, бродяга, самообраз...

Русский

2013-03-11

48.5 KB

1 чел.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

Швейцарец - фр гений Сложен, противоречив (история жизни – в «Исповеди», факты верны, а освещение…) Из демократических низов (как и многие просветители 2-го этапа): сын часовщика -> сирота, бродяга, самообразование. В Париже в 30 лет. Сблизился с энциклопедистами, пишет о музыке (у Руссо – муз способности, сочинял: посмерт – сборник – ок. 95 романсов – очень естественные, свежие, близки к народной музыке). -> Предугадал эру демократической песенно-романсной лирики. Несколько опер, особенно – «Деревенский колдун» в духе крестьянской пасторали; в репертуаре до сер 19в, арии стали народными песнями; и мелодрама «Пигмалион» (т.е. соединил действие с музыкой)

Но потом разошелся с энциклопедистами («раскольник» среди просветителей) Их позиции переосмысливаются им в трактатах -> (его слава)

  1.  «О влиянии наук и искусств на нравы (1750)

Дижонская Академия – конкурс сочинений на эту тему; предполагался положительный ответ; а Руссо – неожиданный: цивилизация углубляет социальные контрасты -> вредна

Счастливы древ народы, жившие в естест условиях.

Возражения со всех сторон, но – блестяще -> премия.

  1.  «Рассуждение об основах и причинах неравенства среди людей» (1754)

Неравенство противоречит естест порядку и создано не богом, а людьми.

От природы они равны, а с появлением частн собственности – неравенство

Злодей тот, кто первым огородил участок земли и заявил «Это моё!»

Идеал – жизнь дикарей.

  1.  «Письмо к д’Аламберу о зрелищах (1758) – по поводу статьи д’Аламбера в «Энциклопедии»: «Женева» (родина Руссо). д‘Аламбер предлагал открыть там театр, а Руссо – о развращающем влиянии театра.
  2.  «Об общественном договоре» (1761): позитивная программа

Человек рожден свободным, но повсюду он в оковах. Как вернуть естественное счастливое состояние? Если правление не соответствует естественным правам народа, народ имеет право его свергнуть. Чтобы избежать взрыва, заключают общественный договор между народом и властью (Идеал – демократическая республика, но не обязательно, лишь бы соблюдались народные интересы) В таком государстве и культура будет служить человеку, возместит ему утраченное естественное состояние

Одновременно – роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761)

Та же проблематика (отношения между естественными правами человека и цивилизацией, общественным гражданским состоянием) Но в художественном ключе

Руссо – основоположник сентиментализма (= и по художественной манере отличается от просветителей)

У сентиментализма – просветительская идеологическая основа – раскрепощение челов личности. Даже глубже. Потому что человек сложнее ( с опорой на чувства; хотя сами чувства ещё схематично, в соотнесенности с разумом как нормой -> «чувствительность»

Но всё же не логизация человека

Для Руссо чувство – проявление естественной свободы человека (оно – от природы, а разум – от воспитания в духе социальных норм)

Но у Руссо не абсолютный культ чувства

Оно корректируется разумом, и это в основе сюжета

Роль природы в мировоззрении и творчестве Руссо: основная ценность

Деист, но против церкви и атрибутов религии: «Культ, которого требует Бог, есть культ сердца» чтить Бога в его творении – восхищаясь природой (Наз. это «естественной религией»)

Открыл для литературы мир природы: не просто место действия, а созвучие чел душе (т.е. принцип изображения природы – лирический (-> романтизм)

Руссоизм (культ природы, естественности, чувства).

«Юлия, или Новая Элоиза» 1761 (название отсылает к истории Абеляра и Элоизы (12 век) У Руссо – тоже переписка: влюбленная пара, их родные и друзья. Себя Руссо выдает за «издателя» -> эффект подлинности, непосредственности

Фабула (Сен-Пре – псевд., дали друзья после его разлуки с Юлией: preux – герой, богатырь); барон д’Этанж; дочь Юлия, её кузина Клара; Сен-Пре – учитель-плебей. Соц пропасть, но природа побеждает Барон – возмущен; замуж за Вольмара тот знает о былой истории, но приглашает Сен-Пре воспитателем своих детей Несчастный случай -> смерть Юлии. Фабула проста; «события» намеренно затушеваны (Напр-р кругосветное путешествие Сен-Пре – очень кратко)

  •  акцент на нравственно-психологическом анализе. Небывало тонкое изображение любви. Событие – 1-ый поцелуй (1ч письма 13 и 14) сначала в письме Юлии – обещание «сюрприза», потом – поток реакций Сен-Пре: «Так это милость? Нет, это несказанные муки! О, не целуй меня больше! Я не перенесу этого…») На материальное состояние дел героя – только смутный намек (Юлия: «вы мне о нем никогда не говорили) предлагает ему денег на поездку, их пререкания, полные душевных излияний. Это сфера (матер. Состояния) сознательно отодвинута – ради максимализма чувств (Сен-Пре ступени лестницы, позже – заражается от Юлии оспой) Максимализм чувств – и у второстепенных персонажей. Н-р Клара уравновешеннее, но тоже: овдовев, отказывается выйти за Сен-Пре по совету Вольмара: «может ли моё сердце удовлетвориться этим и могу ли я быть счастлива с человеком, которого я не в силах сделать счастливым?» Роль природы: дополняет, углубляет изображение любви (н-р 1ч №26 – Сен-Пре в разлуке с Юлией

Но – не просто история любви, а философский роман о важнейших вопросах человеческого бытия Рассуждения разного рода: №12 от Сен-Пре о чтении; (в связи с дуэлью Бомстона и Сен-Пре ) 1ч. от Юлии №57-58: о дуэлях; 38 – о воспитании, образовании

Осн. – гл проблема Руссо: соотношение естественного и общего(общественного) начал в жизни человека. Эта проблема решается на разных уровнях (морал, соц-эконом, пед, эстет) и пронизывает всё произведение.

Место действия – Швейцария: символ свободы и равенства потому что республиканский строй. Идеализированное изображение страны, где земледельцы в мире вкушают плоды своих трудов, где нравы просты и искренни; люди чужды тщеславия и роскоши = близки к естественному состоянию Природа (какая!) – тоже воплощение естеств свободы и мощи -> только в Швейцарии могла так расцвести душа Юлии, возникнуть такая любовь

Любовь Сен-Пре и Юлии в 1ч – апофеоз естест чувства, торжествующего над ложными правилами общественной морали

По контрасту с миром естественности – жизнь Парижа. (Сен-Пре в разлуке с Юлией): здесь всё починено внешней форме; природные чувства искажены. (2ч № 14,17,21,23). Сен-Пре тоскует о простоте швейцарцев, о Юлии (у парижскихдам – маскарадная красота) Сен-Пре осуждает и фр искусство: театр, музыку, живопись – изгнано непосредственное чувство (Н-р гармония вместо мелодии); трагедия – антич сюжеты, статика, только Вольтер живее, а комедия после Мольера «остановилась» Портрет Юлии (№25) – образец такой живописи: надуманный наряд, черты стерты во имя идеализации -> нет живой прелести. Но Руссо в романе не так категоричен в осуждении современной культуры и цивилизации, как в первых трактатах. Разница между бесчеловечным угнетением и разумной мерой (Сен-Пре видел рабство и грабеж в путешествии)

Образец – порядки в семействе Вольмаров: естественные начала в гармонии с требованиями общества. (4ч № 10) Кларан (имение) ~ общест эконом утопия. Всё целесообразно, но без сухого прагматизма. Нет роскоши, но всё – полезное и привлекательное. Слуги и хозяева = семья: порядок, взаимоуважение. Нет тяжелого труда, четко разделены обязанности, есть возможность активного отдыха, освежающего и тело и дух. Особенно детально – система воспитания детей (Вольмара и Юлии): бережно приноравливают их естественную природу к обществу. Не балуют и не притесняют, деликатно направляют естественные наклонности в нужное русло (Более системно пед система Руссо в трактате «Эмиль» 1762)

Образное воплощение (~ эмблематич) мудрой системы – сад Юлии «Элизиум». Природа сохраняет живую прелесть. А тактичное вмешательство человека её подчеркивает. На небольшом участке земли сосредоточено всё очарование естественных ландшафтов, и всё подчинено удобству человека, наслаждению его чувств и всё это сочетается с разумной полезностью. -> ведет к мысли, что в идеале возможно и необходимо соединение естественных начал с их бережной адаптацией к интересам общества

В таком ключе решается вопрос о естественном чувстве. Только треть романа посвящена изображению торжества естественной любви, демонстрации богатства и ценности чел чувств. А две трети – моральное испытание этого чувства: роман не заканчивается с разлучением влюбленных, не сводится к трагической гибели любви от бесчеловечных законов об-ва. Руссо не только провозглашал права свободного чувства, но и показывал границу этой свободы: чувство прекрасно, пока не задевает права других. Парадоксальная мораль: для человека не д.б. ничего дороже собственных естественных интересов, кроме – интересов др. людей. Эта альтруистическая поправка предупреждает эгоистический перекос, которым чревато самоутверждение естественного человека.

  •  Лейтмотивом становится самоограничение и даже самоотречение. Напр-р у Юлии и Сен-Пре возникает редкая возможность свидания (из-за отъезда родителей Юлии), но они жертвуют ею, т.к. в это время необходимо помочь сельской девушке Фаншоне соед-ся с любимым (которого – в рекруты); Сен-Пре едет к военачальнику, чтобы жениха освободили от армии. Или. Когда не стало возможности видеться, друг Сен-Пре милорд Эдуард Бомстон предлагает побег и дальнейшую помощь, но Юлия отказывается, т.к. родители не переживут (2ч №6). Когда Юлия становится женой и матерью, борьба с собственными чувствами усиливается: муж и дети – безусловный «тормоз» для её чувства к Сен-Пре. Так утверждается новая мораль, основанная не на сословных запретах, а на внутреннем регуляторе, который тоже дан человеку от природы и способен согласовать чувства с требованиями разума [ ~ чувства <-> долг, но они соприродны]

У Сен-Пре такой самодисциплины меньше (романт герой) – он порывист, страстен. Но для концепции романа важнее Юлия (= название): Юлия – героиня и чувства, и нравственного подвига; идеал человека. Демонстрируется : путь обуздания чувства привел к счастью и близких, и её самой: у Юлии подчеркивается душевная просветленность, внутренняя гармония. Особенно – в описании её болезни и смерти (письмо Вольмара к Сен-Пре: ч6 №11): её совесть спокойна, она сделала всё, что в силах человека, - и постигла высшее счастье. На таком, высшем моральном уровне базируется справедливое соц устройство, в котором высшее проявление чел-ка – как путь к общему благу.

Такова главная идея Руссо как философа-моралиста и социолога. Но как художник-психолог он с этим спорит. Смерть Юлии всё же оставляет впечатление грустное и мрачное.

В целом роман трагичен: такой настрой – уже от эпиграфа: «Мир не знал её, пока она была жива, но знал я и остался её оплакивать» (эпиграф напоминает о «Манон Леско», акцент на живой любви и её судьбе). А в конце – печальное заключение Юлии: «в этом мире лишь страна мечты – достойный приют души нашей. Прекрасно лишь то, чего нет на свете». Перед этим: Юлия: «И всё же меня терзает тревога: сердце не знает, чего ему недостает, и смутные желания томят его (ч6 №12). В финале все персонажи несчастливы. Победа над собой, одержанная Юлией, а под её руководством – и Сен-Пре – эта победа оказывается мучительной и иллюзорной

Бальзак: «Поэт победил философа, ибо, оставив в сердце Юлии после замужества пережитки первой любви, автор был соблазнен поэтической ситуацией более трогательной, чем истина, которую он хотел изложить»

  •  В результате роман в целом – всё же утверждение естественных прав человека, но более глубоких выстраданных: обвинение всему, что их нарушает, и сочувствие им

Счастье невозможно там, где нарушаются естественные права. (В «Эмиле»: «Блаженны народы у которых м.б. добрым без усилия и справедливым без добродетели») Мечта и тоска о гармоническом общественном порядке (-> восприятие «Юлии» как «революционного романа)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52751. Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання 147.5 KB
  Кривий Ріг Україна Розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання У статті розкрито розвиток критичного мислення учнів на уроках математики як важливого елементу продуктивної технології навчання. Як відомо у шкільній освіті існує безліч методів навчання різні типи уроків які переслідують одну єдину мету засвоєння знань учнями. Учень і вчитель є рівноправними суб’єктами навчання. Організація інтерактивного навчання припускає моделювання життєвих ситуацій використання...
52753. Розробка і виготовлення композицій за творами О.Довженка на уроках трудового навчання з теми «Художня обробка деревини» 2.71 MB
  Із творчістю одного з таких митців – письменника, художника, кінемотографіста, дуже талановитої людини - Олександра Петровича Довженка, діти продовжують знайомство на уроках праці, розробляючи і виготовляючи композиції за його творами. Батьківщина Олександра Петровича – це золотаві соняшники, жовтогарячі колоски пшениці, синє волошкове поле, мальовничі луки, Біла круча на Десні, пісня солов’я...Саме про це й говоримо на уроках. Зачитуємо епізоди з творів письменника, а потім виконуємо завдання: створити композицію за уривками
52754. ХОЧЕШЬ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ? DO YOU WANT TO BE A MILLIONAIRE? 142.81 KB
  Начало викторины. Организационный момент. Игра дает шанс поиграть каждому из 7 участников по очереди. Они сидят на стульях перед сценой, спиной к зрительному залу. Ведущий задает вопросы в порядке увеличения трудности вопроса и его стоимости. У участников есть 1 подсказка - помощь друга. В случае ошибки ему выдается стоимость предыдущего вопроса (в евромонетах), а затем принимается следующий игрок. Правильные ответы приветствуются аплодисментами. В конце игры объявляются победители. Great Britain is divided into ... (10 «евро») a) three parts; b) five parts; c) four parts; d) two parts. 2. What is a Picadilly Circus? (20 «евро») a) a circus; b) a square; c) a street; d) a house. 3. What is the Tower of London now? (50 «евро») a) a prison; b) a museum; c) a house; d) a fortress.
52755. Інтегрований урок. Українська література + фізична культура. 5 клас 195.5 KB
  Завдання: прочитати речення з певними інтонаціями: Спочатку із захопленням потім з осудом Ну і богатир Із захватом із розчаруванням Оце так козак Зачудовано із зневагою Яка красуня Домашнє завдання 3хв. Перевірка домашнього завдання Що ви знаєте про речення Як ви розумієте епіграф до нашого уроку Мотивація навчання школярів 45хв. Завдання: створити словесний образ слова здоров’я або 2. Завдання: Скласти 5 речень з ключовими словами: Діти Небезпека Правила Здоров’я Оголошення теми і мети уроку 1хв.
52756. Drama Techniques for Teaching English 37 KB
  Using drama to teach English results in real communication involving ideas, emotions, feelings appropriateness and adaptability; in short an opportunity to use language in operation which is absent in a conventional language class. Such activities add to the teachers repertoire of pedagogic strategies giving them a wider option of learner-centered activities to chose from for classroom teaching, thereby augmenting their efficiency in teaching English
52757. Древнеруский языкъ. Этимология. 91 KB
  Корень ров н суффикс ая окончание потому что ровную. А что Если корень ров к примеру. Ров это понятие что это яма канава. Поэтому я вам начало положу а дальше будем уже Я не хочу чтобы вы как в школе механически всё воспринимали.
52758. Множення звичайних дробів 258.5 KB
  Мета уроку: закріпити навички та вміння учнів виконувати множення звичаних дробів та розв’язувати задачі на множення звичайних дробів; розвивати творчу та розумову активність увагу інтерес до математики використовуючи історичний матеріал виховувати культуру математичних знань. Подивимось може й у нас є особливий спосіб множення звичайних дробів. Пропоную Вам спосіб швидкого усного множення на та .
52759. Множення і ділення дробів 221 KB
  Дату народження якого українського письменника ви отримали Отже Іван Франко народився 27. Учень: Видатний український письменник Іван Якович Франко народився в селі Нагуєвичі Дрогобицького повіту на Львівщині в родині сільського коваля. Потім Іван Франко перейшов до школи при монастирі в Дрогобичі а згодом – до дрогобицької гімназії. Розв’язавши задачу ми з’ясуємо скільки мов знав Іван Франко і скількома мовами перекладені його твори.