95148

Колобаева. Героич концепция личности в худ мире М. Горького

Доклад

Литература и библиотековедение

Мотив озорства – это человек, освобождающийся от страха перед жизнью, которому тесно в данных ему судьбой рамках существования и который пытается их расшатать, хотя и делает это неумело, вслепую, смешно. Мотив «счастливых грешников» - переживающие духовное воскресение. Мотив «ненависти к страданию».

Русский

2015-09-20

18.48 KB

2 чел.

Колобаева. Героич концепция личности в худ мире М. Горького.

Г. Создал новое слово о человеке и личности. «Блики веселья»: в творч Г веселье – свободная игра жизненных сил непокорного человека, упрямое понимание им жизни как блага, крепнущая уверенность в том, что можно «переменить расписание жизни».

Мотив озорства – это человек, освобождающийся от страха перед жизнью, которому тесно в данных ему судьбой рамках существования и который пытается их расшатать, хотя и делает это неумело, вслепую, смешно.

Мотив «счастливых грешников» - переживающие духовное воскресение. Мотив «ненависти к страданию».

Г отстаивал, возвеличивал человека, свободного духом и телом, но делал это глубоко по-своему, так, словно он не только мечтал о свободе, но уже ею обладал (Андреев).

Своеобразие горьковских романтич героев:сталкивал в них свободу не только с несвободой, со злом, но и с другими высокими ценностями жизни – С тем, чтобы утвердить свободу как высшую среди них. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» - сталкиваются свобода и любовь, и любовь, что сильнее смерти, уступает только одному – свободе. Соединение свободы и любви – гибельно, трагич, оказываются несовместимы. (Лойко Зобар).

Главный аспект – не трагичность конфликта, а возвышенность выбора.

В рассказах 1900 годов – проблемы свободы и ответственности, независимости и «нужности», социальной значимости, мотивы скитальчества, проблема свободной индивидуальной воли.

Разрыв со средой – симптом историч, знак глубинных сдвигов в самых социальных основах русской жизни, предвестье будущ революц потрясений.

«Челкаш» 0 реальный корень внутренней свободы – своб превратная, искаженная, отчаянная. У человека, падающего на дно, разрушаются всякие связи, разрывается связь с собственностью.

«Мальва» - ничья женщина, «Гулящая», трогает и поражает безвыходностью своего положения. Она – человек с повышенными требованиями к жизни, не приним судьбу – вечного бабьего рабства.

«Коновалов» - беда героя – в его неудовлетворенности всем, что встречается на пути. «Тоска» обретает на вечное одиночество»: «НЕ НАШЕЛ Я СЕБЕ МЕСТО» - самоубийство.

Ранние рассказы начин драму «ненужного человека». Ранний Г схватывает человеч мир в единстве его измерений – Социальном, психологическом, философском. Ищет в человеке общественно – значимое, сокровенно-индивид и общечеловеч.

Горький и Ницше.

Ницше: концепция рискованности человеч бытия в мире: категория риска – как способ бытия человека.

Проблема границ: добра, страдания, морали, разума, логики, науки, знания, физич сил, любви и нравственности.

Эпоха рубежа – время переоценки ценностей в философии, морали и искусстве.

Природа человека в понимании Ницше – эгоистическая, «злая», иррациональная, вожделеющая власти, но – творческая, подавленная вековыми предрассудками христианской морали и условиями мещанской современности.

Отрицание идеи единого Творца – отрицание идеи, сковывающ творч человеч личности, ее свободу.

Ницше бунтовал против христианского духа «покорности»,  погаш в человеке право на земные страсти и смех. Теория «смеха над трагедией».

Эстетика Ницше созвучна Г своей установкой на антисозерцательность, действен слова, а также – героич пафосом – самой трактовкой подвига.

Ницше развив мысль о недостаточности самоотречения для героизма (Христос – не герой). И обосновывает идею борьбы, сопротивления общему течению жизни. У Г: идея сопротивления среде (Коновалов).

«Счастливые грешники» - Г. Для Г и Н характерны не сострадание, а со-радость. Г: «страдание необходимо ненавидеть, оно унижает человека, существо великое и трагическое».

Сила – проявление совершенства телесной, земной природы человека, жажды жизни, размаха и интенсивности страстей, воли к творч деянию и подвигу.

Сила (Г и Н) – это «бич» правды, способность художника к жесткой, бескомпромиссной правдивости в осмыслении бытия. «Макар Чудра»: убийство не вызывает ужаса и осуждения, не устрашает, а даже восхищает величием, красотой чувств, духом непокорства человека перед другим человеком пленом собственной любовной страсти».

Человек и обстоятельства: найти свою точку и опереться на нее. Новый тип: «задумавшийся босяк».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8744. Традиционное и индустриальное общества 39 KB
  Вариант 1 Традиционное и индустриальное общества Традиционное общество (Восток) Индустриальное общество (Запад). Непрерывность исторического процесса, отсутствие явных граней между эпохами, резких сдвигов и скачков. История движется неравном...
8745. Цивилизации Древнего Востока (речные) 46 KB
  Цивилизации Древнего Востока (речные) Египет - IV тыс. до н.э. (империя - 3200-525г. до н.э.) Месопотамия - III тыс. до н.э. (Вавилонская империя - 3000 – 538 г. до н.э.) Индия - III - II тыс. до н.э. (XVIII век д...
8746. Древнегреческая цивилизация (морская) 52 KB
  Древнегреческая цивилизация (морская) Основные понятия: морские цивилизации, колонии, полис, гражданская община, автаркия, тирания, олигархия, демократия, натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения, эллинизм, мировая империя. Особенности ра...
8747. Политическое развитие Западной Европы 37 KB
  Политическое развитие Западной Европы Особенности феодальной иерархии король - верховный сюзерен (господин) всех феодалов, первый среди равных в период раздробленности крупные светские и духовные феодалы - вассалы (военные слуги) к...
8748. Цивилизации в эпоху нового времени 42.5 KB
  Цивилизации в эпоху нового времени В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. ХVII и ХVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подгот...
8749. Цивилизация - это синоним культуры 36 KB
  Цивилизация - это синоним культуры. Цивилизация – это уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры это ступень развития, следующая за варварством. Существуют древние цивилизации и современные цивилизации, Западные и...
8750. Глобальные проблемы современности. Проблема предотвращения новой мировой войны 47.5 KB
  Глобальные проблемы современности 1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания второй мировой и победы над нацизмом. Тогда было принято решение и о со...
8751. Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике 47.5 KB
  Экономическая сфера общества. Структура отношений собственности в современной экономике Экономика играет огромную роль в жизни общества. Экономика - в широком смысле обычно понимают систему общественного, производства, т. е. процесс создания ма...
8752. Рыночные отношения в современной экономике 31 KB
  Вариант 1. Рыночные отношения в современной экономике Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика и рыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются: производство товаров в соответ...