95150

Авангард. Поэзия 19 века: досказанность. 20 век: неточность и неясность – маркированные факторы

Доклад

Литература и библиотековедение

Достаточно устойчивая культура 19 века – рубежность веков (рубежность как основа мировоззрения: ломка устаревших парадигм, смена оппозиций, формирование героя нового типа и др.) – революции – «Тревожно-взрывное время» непонятность и абсурд жизни требовали адекватных форм эстетического освоения, порождая беспокойство...

Русский

2015-09-20

18.79 KB

0 чел.

Авангард.

Достаточно устойчивая культура 19 века – рубежность веков (рубежность как основа мировоззрения: ломка устаревших парадигм, смена оппозиций, формирование героя нового типа и др.) – революции – «Тревожно-взрывное время» непонятность и абсурд жизни требовали адекватных форм эстетического освоения, порождая беспокойство и дисгармоничность худ мысли вплоть до ее провокативного отказа от себя. (Васильев). – закономерное развитие авангарда.  Модернизм и авангард – оппозиция реализму. Сов литературоведы связывали нереалистич направления с романтическим началом.  Модернизм – такая революция, которая стремится упразднить культурную условность и относительность знаков и утвердить стоящую за ними бытийную безусловность – Эпштейн: фрагментарность, коллажность, бессюжетность, граничащая с произволом, игра, смех, ирония, гротеск – формы неклассического искусства. Циклическая смена эпохальных культурных парадигм, «череда приливов и отливов». Декадентская поэзия – свет «нездешнего мира», приоритет мистического и религиозного перед земным, культ греховной красоты и проч. Устремление в иррациональные области бытия. Слабость перед всесильными силами рока. Мережковский: «никогда ещё люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможности верить». Раздвоенная личность. Соллогуб: Мы – пленные звери, голосим, как умеем. Глухо заперты двери, Мы открыть их не смеем.». Бездействие людей (невозможность действия) – молчание – понимание невозможности выразить эпоху старыми словами – поиск новых форм, символов – символизм – вернет поэзии свежесть, сломает стереотипы.

Поэзия 19 века: досказанность. 20 век: неточность и неясность – маркированные факторы.

Эффект алогизма. Тяга к запредельному, высшей реальности, которая выражалась с помощью символико-образных форм, провоцировала погружение в пограничное состояние, мистический транс, способный дать откровение, озарение. Блок: «В нас всех заложено чувство болезни, тревоги, катастрофы, разрыва».

Метафизика – тема религиозно-философская – преграда к естественности, простоте – окостенение направления «символизм» - Возникновение «постсимволистской эпохи» - авангард (стилевая формация).

  1.  Пересмотр ценностей, отказ от общепринятых представлений об искусстве, создание его новой модели, базирующейся на разрыве с традициями. Обращение к фольклору, дет мышлению, творчеству, первобытному искусству) – ОБЭРИУ – создание детской поэзии.
  2.  Разработка своего, особого языка искусств. Поиск новых средств воздействий, недостижимых на прежнем уровне.
  3.  Эскалация свойств, способов, средств и приемов творчества. ЭПАТАЖ – как стимуляция духовного поиска.
  4.  Утопизм, связанный с завышенной оценкой преобразовательных возможностей собственного творчества, связ с попытками овладеть иррациональным.
  5.  Принцип дисгармонии.
  6.  Тяга к синкретичности.

Все эти принципы соответствовали эстетике футуризма. Акмеизма они не касались. Футуристы «осуществляли радостный апокалипсис» (Якимович). Язык – неологизмы. (Хлебников: бобэоби пелись губы») вээоми – синий цвет глаз, пиээа – черный цвет бровей и т.д. Звук, переходящий в цвет, - цвет, переходящий в вещество – вещество, переходящее в предмет. КРАЙНИЕ формы. Хлебников: «Как треугольник, круг, восьмиугольник суть части плоского, так и наши слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения суть части, случайные обмолвки великого многообразия». «Величины, которые, изменяясь, проходят через неведомые нам области разрыва: синий цвет василька превратится в звук кукования кукушки».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54728. Формы музыки. Рондо 43.5 KB
  Цель урока: развитие и закрепление темы Формы музыки; знакомство с новой формой рондо; разучивание песни Новый год Задачи: развивать восприятие память внимание учащихся а также исполнительские творческие навыки; пробуждать художественно-образное мышление любовь к музыке; активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
54729. СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - КЛИНИКА И ПРОГНОЗ 101 KB
  Толстого: Все мысли о смерти нужны для жизни а тема урока заболевания сердечнососудистой системы оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы: Причины сердечнососудистых заболеваний. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Часто причиной смерти являются болезни сердечнососудистой системы.
54730. Обработка накладного кармана 463.5 KB
  Задачи урока: познакомить с историческими сведениями о кармане, его роли в современной одежде, тренировать глазомер, приобщать к работе в коллективе, учить аккуратному выполнению швов. Тип урока: урок усвоения нового материала. Формы работы: фронтальная. групповая.
54732. Класс Земноводные. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания 55.5 KB
  Цель урока: Выявить во внешнем строении лягушки черты приспособленности к обитанию в двух средах наземно-воздушной и водной и водной лягушки Да действительно сегодня на уроке мы с вами будем изучать представителей класса Земноводных или Амфибий. К классу Земноводных относятся не только лягушки. Бесхвостые лягушки жабы квакши живут в водоемах и вблизи от них.
54733. Лоскутный коллаж 61.5 KB
  1 слайд Я готова подарить вам мир модных и стильных вещей на основе лоскута. слайд 2 С чего же все началось слайд 2 Лоскутное шитье исходно возникло в среде бедняков как необходимость малыми средствами создать красивые вещи. слайд 3 В настоящее время лоскутное шитье сохраняет этот смысл однако современный его статус значительно выше. слайд 4 Лоскутная техника шитья популярна у многих народов.
54735. Тригонометриялық функциялардың қасиеттері мен графиктері 556.5 KB
  Сабақтың типі: Бекіту жүйелеу сабағы.Сабақтың түрі: Дәстүрлі Сабақтың көрнекілігі: слайдттар плакаттар интерактивті тақта. Пәнаралық байланыс: физика гармониялық тербеліс Сабақтың барысы 1.
54736. Музыкальность стихов А. Блока 109 KB
  Цели: Показать своеобразие лирики Блока и особенности поэтики. Блока удивительно музыкальны. В стихах Блока есть таинственный смысл как в музыке. Чем достигается музыкальность Блоковской лирики Для Блока приемом музыкальной организации стиха является Ассонанс и много других литературных приёмов.