95168

Клинические и психологические особенности проявления заикания

Доклад

Медицина и ветеринария

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Симптомы делятся: физиологические (первичные) и психические (вторичные). Речевая судорога выражается в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги имеют различный тип, локализацию и силу выраженности...

Русский

2015-09-20

39.5 KB

0 чел.

36.  Клинические и психологические особенности проявления заикания

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Симптомы делятся: физиологические (первичные) и психические (вторичные).

Речевая судорога выражается в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги имеют различный тип, локализацию и силу выраженности (физиологические проявления).

Типы: тонические – насильственное повышение тонуса мышц (длительность спазм мышц). Акустически это проявляется в виде длительной паузы в речи или в виде напряженной  и протяженной вокализации(д ом)

клонические – насильственное многократное ритмичное сокращение мышц. Акустически это проявляется в многократном повторении одного и того же звука или слога (дддом).

Обычно у ребенка проявляется смешанный тип судорог (тоноклонический, клонотонический). Первые появляются у ребенка клонические судороги. Это первый признак заикания.

Судороги локализуются во всех отделах речевого аппарата: дыхательные, фоноторные (голосовые), артикуляционные.

Впервые описал судороги Сикорский И.А. (1889). В своей монографии он описал 16 форм судорог.

1.Судороги дыхательного аппарата: инсператорные – внезапно резкий вдох, эксператорные – внезапно резкий выдох.

2. Судороги голосового аппарата:

- смыкательная голосовая судорога. Возникает при попытке начала речи. При этом голосоподача прекращается. Основной признак – полное отсутствие звука. Объективно заикающийся застывает, мышцы находятся в оцепенении. Субъективно, жалуется на чувство напряженности в области гортани.

- вокальная судорога. Связана с повышением тонуса голосовых мышц. Возникает на гласных звуках. Акустически воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука. Этот вид судорог является первым признаком начинающегося заикания.

- дрожащий или толчкообразный гортанный спазм. Возникает на гласных звуках. При этом речь прерывается и возникает дрожащий звук (часто не фонологический – такие звуки, которых нет в русском языке).

3. Судороги артикуляционного аппарата.

А) Лицевые – губные судороги.

- смыкательная судорога губ. Самая распространенная. Проявляется в виде спазмы круговой мышцы рта. Губы сильно сжимаются, щеки надуты. Акустически проявляется в нарушении произношения губных звуков.

- верхнегубная судорога – встречается изолированно редко, вызван спазмом мышц, открывающий верхнюю губу.

- нижнегубная судорога, вызван спазмом мышц, опускающий уголок рта.

- угловая судорога рта. Вызывается спазмом угловой мышцы рта. Заикающийся не в состоянии сомкнуть губы.

- судорожное раскрытие ротовой полости. Протекает в 2 вариантах: когда рот раскрывается с одновременным опусканием нижней челюсти и при сомкнутых челюстях обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Это сложная судорога лица. Представляет собой сочетание сочетание различных лицевых судорог (у взрослых).

Б) Язычные.

- судорога кончика языка. Наиболее часто встречаемая. Кончик языка упирается в твердое небо с напряжением (переднеязычные)

- судорога корня языка – насильственный подьем корня языка и оттягивание его назад. Нарушаются звуки к,г,х.

- изгоняющая судорога языка – выталкивание языка в прстранство между зубами. Тоническая – язык высунут вперед, клоническая – вперед и назад, или упираются в зубы (скрытая форма)

- подъязычная судорога. Опускание нижней челюсти и открывание полости рта. Акустически проявляется в частом повторении слогов.

В)Судорога мягкого неба. Мягкое небо то опускается, то поднимается (пн, пм) Акустически – слышна нозализация.

До настоящего времени нет объективных точных показателей и единой методики для оценки степени  тяжести заикания. Условно выделяют тяжелую, среднюю и легкую степень проявления судороги. Имеются  разные мнения специалистов по поводу степени тяжести заикания.

1 т. зр. Степень тяжести определяется возможностью владения плавной речью. Легкая степень заикания – это когда запинки слышны в спонтанной речи. Средняя степень – запинки наблюдаются как в монологической речи, так и в диалогической. Тяжелая степень – запинки встречаются во всех формах речи: сопряженной и отраженной.

2 т. зр. Волкова определяет тяжесть заикания следующим образом: легкая степень – заикание проявляется лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. Средняя степень – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко, запинки единичные. Тяжелая степень – заикание проявляется в течении всей речи.

Степень тяжести не постоянна и зависит от условий: эмоционального состояния, значимости обстановки, общения, значимости информации.

   Нарушение речевого дыхания.

Физиологическое дыхание нарушено. Оно у них верхнереберное или ключичное. Ритм недостаточно устойчив или нарушается при эмоциональном воздействии, дыхание поверхностное.

Речевое дыхание – высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающегося эта координация нарушена, даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающийся делает недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения синтагмы (отрезок речи, который носит законченную информацию). Иногда говорят на вдохе или в фазе полного выдоха.

 Сопутствующие речевые движения.

 Возникновение сопутствующих движений связано с распространением нервного возбуждения с речевых мышц на другие мышечные группы. Проявления сопутствующих движений: раздувание крыльев носа, зажмуривание глаз, движения во всем теле. Сопутствующие движения являются насильственными, непроизвольными, но могут носить произвольный маскировочный характер. В некоторых случаях они могут быть настолько сложными, что напоминают двигательные ритуалы (физиологические или психические проявления)

Речевые уловки.

 При хроническом текущем заикании все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся высказывания, звукосочетания (типа, так сказать). Это эмболофразия, слова – эмболо. Эмболо чаще употребляется перед трудными звуками. Они могут появляться в конце судороги, как вступление в плавную речь или могут заполнять паузы (физиол. или псих.).

 Вегетативные реакции.

Нормальное функционирование вегетативной нервной системы регулируется корой головного мозга. Но при заикании регулирующая и контролирующая роль кгм ослабевает и возникет вегетативное расстройство. Проявление – покраснение лица и шеи, усиленная потливость (физиол.)

Логофобия – страх речевого высказывания. Чаще всего возникает в подростковом возрасте, включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Эти переживания очень часто носят яркий, образный характер и только представление ситуации или воспоминание о какой-либо ситуации общения могут вызвать страх и судороги. Логофобия может быть ситуационной (возникает при ожидании) и генерализованной ( во всех ситуациях общения или при общении в определенной ситуации). Логофобия приводит к тому, что заикающийся начинает избегать речевой ситуации, это приводит к ограничению общения. Это приводит к формированию патологических черт личности (заниженная самооценка, сниженный фон настроения, депрессивное состояние).

Типы течения заикания.

Регредиентный – постепенно вся симптоматика заикания исчезает, это может происходить спонтанно или под влиянием коррекционных воздействий.

Если заикание не проходит в течении 6 месяцев после возникновения дефекта, то оно приобретает хроническое течение. При хроническом течении выделяют 4 типа:

Стационарный –стабильное, монотонное протекание.

Рецедивирующий – чередование периодов плавной речи с периодами заикания.

Волнообразный – периодические колебания то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения, но полного исчезновения не наблюдается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30610. Категории творчества в философии Ницше 29.5 KB
  Категории творчества в философии Ницше. Ницше РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ. Творчество по Ницше имеет в основе двойственность аполлонического и дионисического начал также как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. В творчестве и творческой личности считает Ницше могут присутствовать либо то либо другое начала либо сочетаться в одном человеке одновременно.
30611. Шопенгауэр о творчестве 29.5 KB
  Интеллект слуга воли. Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. Искусства иерархичны разные степени объективации воли: архитектура тяжесть садоводство и ландшафтный дизайн растительный мир скульптура животные живопись и поэзия чел. Но круче всех музыка она мистическое воплощение самой воли.
30612. Иосиф Бродский о творчестве (воспоминания) 19.1 KB
  Творчество вообще Для Бродского творчество это прежде всего процесс а не результат потому что последний невозможен без первого это он высказывает и в интервью и в речи нобелевского лауреата и в своих эссе например Кошачье мяу. Поэтическое творчество Язык это уникальный инструмент познания. Творчество учит частности человеческого существования. Поэзия не столько форма искусства сколько искусство форма к которой часто прибегает поэзия Творчество Бродского Всё что не относится к творческому процессу семья и...
30613. А. П. Чехов о журналистском творчетсве 28.87 KB
  Чехов о журналистском творчетсве.Первые опыты литературного творчества Чехова в юмористическом духе относятся к гимназическим годам. Чехов в воспоминаниях комунибудь подражая или когонибудь представляя.Так еще в гимназические годы проявляется у Чехова тяга к юмору и желание установить связь с юмористическими журналами.
30614. Сергей Довлатов: ремесло и творчество 44 KB
  Произведения Довлатовапрозаика не издавались в СССР. В Америке проза Довлатова получила широкое признание публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник ставшая первым значительным произведения писателя изданным на родине.Основные произведения Довлатова: Зона 19641982 Невидимая книга 1978 Соло на ундервуде: Записные книжки 1980 Компромисс 1981 Заповедник 1983 Наши 1983 Марш одиноких 1985 Ремесло 1985 Чемодан...
30615. З. Фрейд: бессознательное и творчество 38 KB
  Если председатель палаты депутатов в первых же своих словах закрывает заседание вместо того чтобы его открыть мы склонны считать это ошибочное действие не лишенным смысла. Особый вид сна сны наяву является сырым материалом для поэтического творчества потому что сны наяву поэт использует в своих новеллах романах пьесах. Гёте на вопрос когда и где появляется национальный классический писатель он отвечает: Когда в образе мысли своих соотечественников он не видит недостатка в величии равно как и в...
30616. Понятие творчества в философии С.Н.Булгакова («Свет невечерний») 37.5 KB
  ТВОРЧЕСТВО Главное: Бог творец. И творчество его возможность заложено богом. От них можно либо уйти в ленность либо их испытывать постоянно либо прийти к смирению перед богом и все творчество сделать религиозным. Чел существо двуполое и творчество тоже двуполое Оно есть скрещение двух начал гениальности и талантливости.
30618. Суть художественного тв-ва В. Кандинского (по книге «Духовное в искусстве») 76 KB
  Действие цвета. Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: осуществляется чиста физическое воздействие цвета когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. При низкой душевной восприимчивости цвет может вызвать лишь поверхностное действие которое исчезает вскоре после того как прекратилось раздражение. Глаз становитсябеспокойным не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя всинем или зеленом.