95169

Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

Доклад

Педагогика и дидактика

С учётом клинической картины выделяли 4 формы заикания: заикание сопровождается аномалиями в структуре или функции органов участвующих в речи. Биологические: определённый возраст Белякова: заикание появляется в период формирования фразовой речи; - психологическая сторона опережает моторную знаю что хочу сказать но не знаю как...

Русский

2015-09-20

46.5 KB

6 чел.

37.  Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

Первые попытки классификации заикания относятся к 1937 году (Досужев). Это была классификация по этиологическому признаку. С учётом клинической картины выделяли 4 формы заикания:

  1.  заикание сопровождается аномалиями в структуре или функции органов участвующих в речи.
  2.  заикание связанное с леворукостью
  3.  заикание по подрожаниею
  4.  заикание сопровождается с эмоциональной неустойчивостью

1958-1959 Корчегина Н.С., Власова Н.А. по клиническому признаку.

1 группа: дети с нуравновешанным поведением, которое появилось вследствии заикания

2 группа: дети у которых неуравновешанность поведения является индивидуальной тособенностью личности.

3 группа: дети с повышенной возбудимостью (в анамнезе имеются неблагоприятные условия развития)

И т.д.

В начале 70-х г.г. Ковалёв В.В., Дробкин Б.З., Белякова Л.И. и др. выявили 2 клинические формы заикания по патогенетическому механизму: невротическую и неврозоподобную.

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже раннеимевшегося невроза (психогенное реактивное функциональное заболевание, возникающее под влиянием стрессовых факторов).

В качестве ближайшей причины заикания появляется психологическая травма. В дальнейшем заикание обрастает психическими симптомами. При невротическом не обнаруживаются признаки органического поражения мозга, это свидетельствует о функциональном характере нарушений.

Неврозоподобное заикание. Неврозоподобное состояние по своей симптоматике напоминает неврозы, но в основе лежат совсем другие причины: они возникают вследствии органического поражения ЦНС, но всётаки по своей природе неврозоподобное заикание является органофункциональным, т.к. не смотря на наличие органического поражения мозга тут имеется целый ряд расстройств функционального характера. Неврозоподобное заикание развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Психические симптомы выражены слабо и не связаны с определёнными ситуациями.

Биологические и социальные факторы риска в развитии заикания. Биологические:

  •  определённый возраст (Белякова: заикание появляется в период формирования фразовой речи;

- психологическая сторона опережает моторную (знаю, что хочу сказать, но не знаю как)

- психологическая сторона – нет полноценной программы высказывания----физиологические итерации;

- идёт процесс формирования функциональной системы---ранимая);

  •  состояние ЦНС (Белякова:

- есть органическое поражение, носит диффузный характер. Отмечается отклонение состояния моторных структур мозга;

- нет органического поражения, но особенности поведения ---- функциональные нарушения);

  •  индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза (Белякова

- ускоренный

- задержка

Механизм: оординаторные механизмы не могут справится с такой нагрузкой как фраза);

  •  особенности формирования функциональной асимметрии мозга (Белякова: среди заикающихся больший процент левшей. Заикание возникает при переучивании левше в грубой форме и в сжатые сроки.

Механизм: нарушение ведущей роли ЛПШ в организации устной речи);

  •  генетический фактор (Белякова: по наследству не передаётся. Передаётся по наследству слабость центральных механизмов и слабость ЦНС);
  •  половой деморфизм (Белякова: у мальчиков в 4 раза больше, чем у девочек. Почему до сих пор не понятно.

Механизм: у девочек моторные функции формируются быстрее и к моменту формирования фразовой речи моторные уже сформированы);

  •  конституциональная предрасположенность (Селивёрстов: заболевание вегетативной нервной системы и её повышенная ранимость);
  •  физическая ослабленность; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений, травмы (Селивёрстов относит к к неблагоприятным условиям, которые являются предраспологающими факторами).

Социальные:

  •  скрытая психологическая ущемлённость;
  •  недостаточность положительных эмоциональных контактов (Селивёрстов относит к к неблагоприятным условиям, которые являются предраспологающими факторами). 
  •  кратковременная психологическая травма (Селивёрстов: испуг, страх),
  •  неправильное формирование речи в детстве (Селивёрстов: скороговорение, сюсюкание, нарушение звукопроизношения).  

Роль наследственности, среды, воспитания .

+ Селивёрстов: перегрузка речевым материалом, несоответствующая возрастуусложнение речевого материала; полигласия (одновременное овладение двумя и более языками в раннем возрасте); подражание заикающегося 

Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенетические механизмы заикания. 

Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

Данное исследование исходит из предположения в том, что заикающиеся дети как правило обладают достаточным словарным запасом, но недостаточно адекватно используют имеющиеся речевые средства. Следовательно, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психологическую деятельность и развивать планирующую функцию речи. Для коррекции  речи у заикающегося используются закономерности речевого онтогенеза: развитие речи от ситуативной к контекстной.

Н.А. Чевелёва. В системе коррекционной работы в процессе ручной деятельности. Исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи осуществляется путём перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью) к контекстной (обобщённой), связанный с прошедшими событиями или будущей. Поэтому последовательность речевых упражнений предусматривает переход от наглядных форм к отвлечённым высказываниям и включает в себя следующие формы речи:

- сопровождающие (рисую)

- завершающие (нарисовал)

- предворяющие (буду рисовать).

Система последовательного усложнения речи предусматривает так же усложнение объекта деятельности.

Система включает 5 периодов:

I. пропедовтический: основная цель – привить навыки организованного поведения, учить слушать чёткую речь логопеда и временно ограничить речь самих детей.

II. период сопровождающей (констатирующей) речи: допускается собственная речь детей в ситуации совершаемых ими действий.

III. завершающая речь/ речь по следам зрительных представлений.

Дети описывают выполненную ими работу.

IV. планирующая (предваряющая) речь лишённая зрительной опоры.

Дети рассказывают о том, что будут делать. Развивается умение пользоваться речью вненаглядной опоре, планировать свою работу. Усложняется фразовая речь. Формируются первые навыки самостоятельной речи.

V. закрепление навыков самостоятельной речи.

Предусматривает рассказ детей о всём процессе изготовления подделки.

С.А. Миронова. Предложила систему преодоления заикания в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада.

Ставятся задачи как коррекционные, так и программные – общеразвивающие.

В коррекционных целях используется перестановка видов программных задач и увеличиваются сроки усвоения программного материала: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы.

Обучение делится на 4 квартала:

1 квартал: кор-е задачи: обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях; значительное место занимает работа по развитию словаря.

2 квартал: закрепление навыка пользования ситуативной речью и постепенный переход к элементарной контекстной речи. Интенсивная работа над фразовой речью.

3 квартал: основная кор-я задача: закрепление навыков пользования ситуативной речью; овладение самостоятельной контекстной речью.

Значительное место отводится работе над составлением рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказ, самостоятельное составление рассказов (без каких-либо опор).

4 квартал: закрепление навыков пользования контекстной речью.

У школьников и подростков используются иная система реабилитации так как:

- меняется ведущий тип деятельности (учебная). Игровая форма заменяется уроком.

- в работу включаются педагоги

- большое значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта. Используется рациональная психотерапия.

- речевой материал логопедических занятий сближен со школьной программой.

- большая роль педагога.

Используются методики Чевилёвой: в 1-4 классах тоже в процессе ручной деятельности);

Селивёрстова;

Ястребовой: выделяет 3 периода обучения:

I. подготовительный: осн. задачи- упорядочение темпа, ритма, плавности речи; овладение речевыми средствами ( формирование звукопроизносительной стороны, словаря).

II. закрепляются навыки плавной речи на более сложном речевом материале. + продолжается работа над речевыми средствами.

III. заключительный: формирование навыка пользования плавной речью в любой жизненной ситуации.

Методика В.И. Селивёрстова  рассчитана для медицинских учреждений. Он особо подчёркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия. В его системе большое значение придаётся активному участию детей в коррекционной работе. Обязательное использование магнитофона. Активное участие родителей в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедическое занятие строится в зависимости от речевых возможностей заикающегося: с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи.

Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности с уровнем подготовленности, степени сложности и от социального окружения.

Вся система делится на 3 этапа:

I. Подготовительный. Это щадящий речевой режим + развитие моторики, расширение словарного запаса (сугубоиндивидуальный подгход)

II. Тренировочный. Включаются те виды речи, в которых раннее отмечались запинки.

Развитие психических функций + формирование лексико-грамматической стороны речи.

III. Заключительный. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

На занятиях логопеда используются такие виды речи как: беседа, рассказ о важных событиях.

Курс заканчивается концертом, в котором участвуют все дети.                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40377. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ 62.5 KB
  Психические нарушения возникающие в ответ на воздействие острых катастрофических стрессовых факторов острая реакция на стресс острые стрессовые расстройства посттравматическое стрессовое расстройство. Нарушения психического приспособления: этиологические факторы клинические варианты динамика. Психические нарушения реактивного характера легче возникают у лиц ослабленных соматическими заболеваниями имеющих заболевания головного мозга травматического или сосудистого генеза некоторые акцентуации характера или личностные расстройства.
40378. Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами бытовыми и промышленными токсическими веществами 39.5 KB
  Первые признаки интоксикации заключаются в появлении астении сильной сонливости расстройстве зрения. При атропиновой интоксикации возникают картины делирия с выраженным возбуждением и изменчивым аффектом а также состояния оглушения переходящего в сопор и кому. При хронической интоксикации барбитуратами наблюдаются психопатоподобные состояния с эйфорией расторможенностью расстройствами памяти значительным снижением критики. Психические нарушения близки к расстройствам при интоксикации анилином.
40379. Справочник по психиатрии: Психические расстройства сосудистого генеза 57.5 KB
  Психические нарушения сосудистого генеза отличаются большим клиническим многообразием и среди них значительное место занимают сравнительно неглубокие непсихотические нарушения неврозоподобные психопатоподобные нерезко выраженные аффективные и психоорганические изменения. Только при разных формах сосудистой деменции а также некоторых острых психозах экзогенноорганического типа патогенетическая связь между собственными закономерностями сосудистого заболевания и возникновением психических расстройств представляется прямой и очевидной. В...
40380. ПСИХОТЕРАПИЯ 41 KB
  Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больной. Психотерапия имеет целью устранить проявления болезни изменить отношение больного к своему состоянию самому себе и окружающему. Выделяют следующие основные методы психотерапии: 1 рациональная психотерапия; 2 суггестивная психотерапия включающая внушение наяву в состоянии гипнотического сна и самовнушение аутосуггестия; 3 коллективная групповая психотерапия семейная поведенческая игровая имаготерапия психоэстетотерапия и т.
40381. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЗЫ 49 KB
  Реактивные состояния легче возникают у психопатических личностей а также у лиц ослабленных инфекциями тяжелыми соматиче скими заболеваниями интоксикациями черепномозговыми травмами сосудистыми заболеваниями длительной бессонницей тяжелыми авита минозами и др. Реактивные состояния и психозы подразделяются на: 1 аффективношоковые психогенные реакции; 2 депрессивные психогенные реакции реактивная депрессия; 3 реактивные пси хогенные бредовые психозы; 4 истерические психотические реакции или истерические психозы. В большинстве...
40383. СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ 23 KB
  Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным напряжением. Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования интерпретативного тем что в их основе реальные факты и события а источники интерпретативного бреда целиком ошибочные неправильные умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при определенных условиях блекнут и исчезают а бредовые имеют тенденцию к дальнейшему развитию. Сверхценные идеи нередко сопутствуют депрессиям и бывают при этом тесно связаны с бредом самообвинения.
40384. Психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга. Расстройства возраста обратного развития 51 KB
  Все психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга не выходят за рамки психоорганического синдрома. сосудистая амнестический синдром органический бредовый синдром органический галлюциноз органическое кататоническое расстройство нарушения настроения органической природы синдром тревоги органического характера органические диссоциативные расстройства астенические расстройства расстройства личности вследствие органического поражения мозга и другие более редко встречаемые нарушения. Каждому этапу развития заболевания...
40385. Судебная психиатрия 57 KB
  поэтому при проведении судебнопсихиатрической экспертизы нередко привлекаются специалисты узких областей психиатрии. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании ; Инструкция о производстве судебнопсихиатрической экспертизы № 1091 1470 утверждена Министерством здравоохранения СССР и согласована с Прокуратурой СССР Верховным судом СССР Министерством внутренних дел СССР 03. Правовые и организационные аспекты судебнопсихиатрической экспертизы Вопросы судебнопсихиатрической экспертизы регламентированы уголовным и...