95169

Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

Доклад

Педагогика и дидактика

С учётом клинической картины выделяли 4 формы заикания: заикание сопровождается аномалиями в структуре или функции органов участвующих в речи. Биологические: определённый возраст Белякова: заикание появляется в период формирования фразовой речи; - психологическая сторона опережает моторную знаю что хочу сказать но не знаю как...

Русский

2015-09-20

46.5 KB

6 чел.

37.  Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

Первые попытки классификации заикания относятся к 1937 году (Досужев). Это была классификация по этиологическому признаку. С учётом клинической картины выделяли 4 формы заикания:

  1.  заикание сопровождается аномалиями в структуре или функции органов участвующих в речи.
  2.  заикание связанное с леворукостью
  3.  заикание по подрожаниею
  4.  заикание сопровождается с эмоциональной неустойчивостью

1958-1959 Корчегина Н.С., Власова Н.А. по клиническому признаку.

1 группа: дети с нуравновешанным поведением, которое появилось вследствии заикания

2 группа: дети у которых неуравновешанность поведения является индивидуальной тособенностью личности.

3 группа: дети с повышенной возбудимостью (в анамнезе имеются неблагоприятные условия развития)

И т.д.

В начале 70-х г.г. Ковалёв В.В., Дробкин Б.З., Белякова Л.И. и др. выявили 2 клинические формы заикания по патогенетическому механизму: невротическую и неврозоподобную.

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже раннеимевшегося невроза (психогенное реактивное функциональное заболевание, возникающее под влиянием стрессовых факторов).

В качестве ближайшей причины заикания появляется психологическая травма. В дальнейшем заикание обрастает психическими симптомами. При невротическом не обнаруживаются признаки органического поражения мозга, это свидетельствует о функциональном характере нарушений.

Неврозоподобное заикание. Неврозоподобное состояние по своей симптоматике напоминает неврозы, но в основе лежат совсем другие причины: они возникают вследствии органического поражения ЦНС, но всётаки по своей природе неврозоподобное заикание является органофункциональным, т.к. не смотря на наличие органического поражения мозга тут имеется целый ряд расстройств функционального характера. Неврозоподобное заикание развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Психические симптомы выражены слабо и не связаны с определёнными ситуациями.

Биологические и социальные факторы риска в развитии заикания. Биологические:

  •  определённый возраст (Белякова: заикание появляется в период формирования фразовой речи;

- психологическая сторона опережает моторную (знаю, что хочу сказать, но не знаю как)

- психологическая сторона – нет полноценной программы высказывания----физиологические итерации;

- идёт процесс формирования функциональной системы---ранимая);

  •  состояние ЦНС (Белякова:

- есть органическое поражение, носит диффузный характер. Отмечается отклонение состояния моторных структур мозга;

- нет органического поражения, но особенности поведения ---- функциональные нарушения);

  •  индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза (Белякова

- ускоренный

- задержка

Механизм: оординаторные механизмы не могут справится с такой нагрузкой как фраза);

  •  особенности формирования функциональной асимметрии мозга (Белякова: среди заикающихся больший процент левшей. Заикание возникает при переучивании левше в грубой форме и в сжатые сроки.

Механизм: нарушение ведущей роли ЛПШ в организации устной речи);

  •  генетический фактор (Белякова: по наследству не передаётся. Передаётся по наследству слабость центральных механизмов и слабость ЦНС);
  •  половой деморфизм (Белякова: у мальчиков в 4 раза больше, чем у девочек. Почему до сих пор не понятно.

Механизм: у девочек моторные функции формируются быстрее и к моменту формирования фразовой речи моторные уже сформированы);

  •  конституциональная предрасположенность (Селивёрстов: заболевание вегетативной нервной системы и её повышенная ранимость);
  •  физическая ослабленность; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений, травмы (Селивёрстов относит к к неблагоприятным условиям, которые являются предраспологающими факторами).

Социальные:

  •  скрытая психологическая ущемлённость;
  •  недостаточность положительных эмоциональных контактов (Селивёрстов относит к к неблагоприятным условиям, которые являются предраспологающими факторами). 
  •  кратковременная психологическая травма (Селивёрстов: испуг, страх),
  •  неправильное формирование речи в детстве (Селивёрстов: скороговорение, сюсюкание, нарушение звукопроизношения).  

Роль наследственности, среды, воспитания .

+ Селивёрстов: перегрузка речевым материалом, несоответствующая возрастуусложнение речевого материала; полигласия (одновременное овладение двумя и более языками в раннем возрасте); подражание заикающегося 

Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенетические механизмы заикания. 

Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

Данное исследование исходит из предположения в том, что заикающиеся дети как правило обладают достаточным словарным запасом, но недостаточно адекватно используют имеющиеся речевые средства. Следовательно, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психологическую деятельность и развивать планирующую функцию речи. Для коррекции  речи у заикающегося используются закономерности речевого онтогенеза: развитие речи от ситуативной к контекстной.

Н.А. Чевелёва. В системе коррекционной работы в процессе ручной деятельности. Исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи осуществляется путём перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью) к контекстной (обобщённой), связанный с прошедшими событиями или будущей. Поэтому последовательность речевых упражнений предусматривает переход от наглядных форм к отвлечённым высказываниям и включает в себя следующие формы речи:

- сопровождающие (рисую)

- завершающие (нарисовал)

- предворяющие (буду рисовать).

Система последовательного усложнения речи предусматривает так же усложнение объекта деятельности.

Система включает 5 периодов:

I. пропедовтический: основная цель – привить навыки организованного поведения, учить слушать чёткую речь логопеда и временно ограничить речь самих детей.

II. период сопровождающей (констатирующей) речи: допускается собственная речь детей в ситуации совершаемых ими действий.

III. завершающая речь/ речь по следам зрительных представлений.

Дети описывают выполненную ими работу.

IV. планирующая (предваряющая) речь лишённая зрительной опоры.

Дети рассказывают о том, что будут делать. Развивается умение пользоваться речью вненаглядной опоре, планировать свою работу. Усложняется фразовая речь. Формируются первые навыки самостоятельной речи.

V. закрепление навыков самостоятельной речи.

Предусматривает рассказ детей о всём процессе изготовления подделки.

С.А. Миронова. Предложила систему преодоления заикания в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада.

Ставятся задачи как коррекционные, так и программные – общеразвивающие.

В коррекционных целях используется перестановка видов программных задач и увеличиваются сроки усвоения программного материала: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы.

Обучение делится на 4 квартала:

1 квартал: кор-е задачи: обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях; значительное место занимает работа по развитию словаря.

2 квартал: закрепление навыка пользования ситуативной речью и постепенный переход к элементарной контекстной речи. Интенсивная работа над фразовой речью.

3 квартал: основная кор-я задача: закрепление навыков пользования ситуативной речью; овладение самостоятельной контекстной речью.

Значительное место отводится работе над составлением рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказ, самостоятельное составление рассказов (без каких-либо опор).

4 квартал: закрепление навыков пользования контекстной речью.

У школьников и подростков используются иная система реабилитации так как:

- меняется ведущий тип деятельности (учебная). Игровая форма заменяется уроком.

- в работу включаются педагоги

- большое значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта. Используется рациональная психотерапия.

- речевой материал логопедических занятий сближен со школьной программой.

- большая роль педагога.

Используются методики Чевилёвой: в 1-4 классах тоже в процессе ручной деятельности);

Селивёрстова;

Ястребовой: выделяет 3 периода обучения:

I. подготовительный: осн. задачи- упорядочение темпа, ритма, плавности речи; овладение речевыми средствами ( формирование звукопроизносительной стороны, словаря).

II. закрепляются навыки плавной речи на более сложном речевом материале. + продолжается работа над речевыми средствами.

III. заключительный: формирование навыка пользования плавной речью в любой жизненной ситуации.

Методика В.И. Селивёрстова  рассчитана для медицинских учреждений. Он особо подчёркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия. В его системе большое значение придаётся активному участию детей в коррекционной работе. Обязательное использование магнитофона. Активное участие родителей в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедическое занятие строится в зависимости от речевых возможностей заикающегося: с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи.

Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности с уровнем подготовленности, степени сложности и от социального окружения.

Вся система делится на 3 этапа:

I. Подготовительный. Это щадящий речевой режим + развитие моторики, расширение словарного запаса (сугубоиндивидуальный подгход)

II. Тренировочный. Включаются те виды речи, в которых раннее отмечались запинки.

Развитие психических функций + формирование лексико-грамматической стороны речи.

III. Заключительный. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

На занятиях логопеда используются такие виды речи как: беседа, рассказ о важных событиях.

Курс заканчивается концертом, в котором участвуют все дети.                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20202. Промышленная экология. Промышленное производство и его воздействие на окружающую среду 47.5 KB
  Протяжённость тропосферы 710 километров на полюсах и 1618 километров по экватору. Протяжённость стратосферы примерно 40 километров. До высоты 30 километров температура стратосферы примерно 50оС а затем начинает расти и на высоте 50 километров составляет 10оС. Это связано с наличием в стратосфере озонового слоя расположенного на высоте 2540 километров.
20203. Загрязнение гидросферы 87 KB
  Пресная вода составляет только 25 от всех запасов воды. Примерно 70 пресной воды содержится в ледниках. Ежегодно люди расходуют около 3000 км3 воды из них 150 км3 безвозвратно. Больше всего воды потребляет сельское хозяйство.
20204. Стандартизация и охрана окружающей природной среды 31 KB
  ПДКрз это концентрация которая при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболевания или отклонения в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколения. ПДКав это максимальная концентрация примеси в атмосфере отнесенная к определению времени усреднено значение которой при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывая на него вредного влияния включая отдаленные последствия. Это концентрация присутствие которой допустимо не...
20205. Расчёт предельно допустимого выброса вредного вещества в атмосферу 145 KB
  Нарисуем график зависимости концентрации загрязняющего вещества по оси факела выброса от расстояния до источника выброса. Расчёт предельно допустимого выброса состоит из нескольких частей и первая часть расчёт максимальной приземной концентрации. Все формулы даются для двух вариантов: горячего выброса и холодного выброса.
20206. Контроль загрязнения почв 38 KB
  Кроме ПДК в номенклатуру санитарного состояния почв входят показатели: Общее количество аммонийного азота. Общее количество нитратного азота. Общее количество хлоридов. Общее количество пестицидов.
20207. ИССЛЕДОЛВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ 96 KB
  Для получения равноплечной дифференциальной системы соединяются дужками гнезда 10 16 при этом коэффициенты трансформации равны: Для получения неравноплечной дифференциальной системы соединяются дужками гнезда 10 16 при этом коэффициент трансформации равны Резисторная дифференциальная схема состоит из четырех резистров по 600 Ом образующих равноплечный мост рис. Для этого соединить дужкой гнезда 11 16 а к гнездам ГЕН 23 27 подключить измерительный генератор с частотой...
20208. ИЗУЧЕНИЕ ОКОНЕЧНОЙ АППАРАТУРЫ СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧИ К - 60П 148.5 KB
  Шестидесятиканальная система передачи на транзисторах К 60П предназначена для уплотнения симметричного кабеля диаметром жил 12мм в спектре частот 12 252 кГц. Работой устройств АРУ управляют токи контрольных частот: 16кГц наклонная 112 кГц криволинейная 248 кГц плоская. Индивидуальное преобразование спектра частот 03 34 кГц каждого из 12 каналов тональной частоты осуществляется соответственно с помощью одной из несущих частот: 108; 104; ; 64 кГц. В результате этого преобразования образуется спектр стандартной первичной...
20209. ИЗУЧЕНИЕ КОДИРУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА 33 KB
  Сигнал на выходе компаратора зависит от соотношения Iвх и Iэт если Iвх Iэт на выходе компаратора логическая 1 . Если Iвх Iэт на выходе компаратора логический 0 . Сигнал строб 1 формирует импульс кодовой группы а сигнал строб 2 в зависимости от решения компаратора оставляет эталонный ток включенным до конца кодирования отсчета если Iвх Iэт или выключает эталонный ток данного разряда если Iвх Iэт. Наименование импульсов Амплитуда Примечание ТИ Строб 1 Строб 2 РИ 2вых Iэт 23 = 8 Iэт 22 = 4 Iэт 21 = 2 Iэт 20 = 1...
20210. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГЕНЕРАТОРА ЦСП 35 KB
  Подключить шнуры питания макета и измерительные приборы к розеткам сеть 220В . Включить тумблеры питания настроить измерительные приборы. Исследовать работу датчика кодовых групп ДКГ: поставить на макете ключ 1 в положение РУЧ при этом работой ДКГ можно управлять вручную кнопкой при помощи ручного датчика импульсов РДИ для контроля состояния комбинации кодовой группы используются светодиоды; при помощи шнуров подключить 1ый вход осциллографа к выходу ДКГ и настроить осциллограф на неподвижное изображение импульсов на экране для этого...