95169

Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

Доклад

Педагогика и дидактика

С учётом клинической картины выделяли 4 формы заикания: заикание сопровождается аномалиями в структуре или функции органов участвующих в речи. Биологические: определённый возраст Белякова: заикание появляется в период формирования фразовой речи; - психологическая сторона опережает моторную знаю что хочу сказать но не знаю как...

Русский

2015-09-20

46.5 KB

6 чел.

37.  Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания

Первые попытки классификации заикания относятся к 1937 году (Досужев). Это была классификация по этиологическому признаку. С учётом клинической картины выделяли 4 формы заикания:

  1.  заикание сопровождается аномалиями в структуре или функции органов участвующих в речи.
  2.  заикание связанное с леворукостью
  3.  заикание по подрожаниею
  4.  заикание сопровождается с эмоциональной неустойчивостью

1958-1959 Корчегина Н.С., Власова Н.А. по клиническому признаку.

1 группа: дети с нуравновешанным поведением, которое появилось вследствии заикания

2 группа: дети у которых неуравновешанность поведения является индивидуальной тособенностью личности.

3 группа: дети с повышенной возбудимостью (в анамнезе имеются неблагоприятные условия развития)

И т.д.

В начале 70-х г.г. Ковалёв В.В., Дробкин Б.З., Белякова Л.И. и др. выявили 2 клинические формы заикания по патогенетическому механизму: невротическую и неврозоподобную.

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже раннеимевшегося невроза (психогенное реактивное функциональное заболевание, возникающее под влиянием стрессовых факторов).

В качестве ближайшей причины заикания появляется психологическая травма. В дальнейшем заикание обрастает психическими симптомами. При невротическом не обнаруживаются признаки органического поражения мозга, это свидетельствует о функциональном характере нарушений.

Неврозоподобное заикание. Неврозоподобное состояние по своей симптоматике напоминает неврозы, но в основе лежат совсем другие причины: они возникают вследствии органического поражения ЦНС, но всётаки по своей природе неврозоподобное заикание является органофункциональным, т.к. не смотря на наличие органического поражения мозга тут имеется целый ряд расстройств функционального характера. Неврозоподобное заикание развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Психические симптомы выражены слабо и не связаны с определёнными ситуациями.

Биологические и социальные факторы риска в развитии заикания. Биологические:

  •  определённый возраст (Белякова: заикание появляется в период формирования фразовой речи;

- психологическая сторона опережает моторную (знаю, что хочу сказать, но не знаю как)

- психологическая сторона – нет полноценной программы высказывания----физиологические итерации;

- идёт процесс формирования функциональной системы---ранимая);

  •  состояние ЦНС (Белякова:

- есть органическое поражение, носит диффузный характер. Отмечается отклонение состояния моторных структур мозга;

- нет органического поражения, но особенности поведения ---- функциональные нарушения);

  •  индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза (Белякова

- ускоренный

- задержка

Механизм: оординаторные механизмы не могут справится с такой нагрузкой как фраза);

  •  особенности формирования функциональной асимметрии мозга (Белякова: среди заикающихся больший процент левшей. Заикание возникает при переучивании левше в грубой форме и в сжатые сроки.

Механизм: нарушение ведущей роли ЛПШ в организации устной речи);

  •  генетический фактор (Белякова: по наследству не передаётся. Передаётся по наследству слабость центральных механизмов и слабость ЦНС);
  •  половой деморфизм (Белякова: у мальчиков в 4 раза больше, чем у девочек. Почему до сих пор не понятно.

Механизм: у девочек моторные функции формируются быстрее и к моменту формирования фразовой речи моторные уже сформированы);

  •  конституциональная предрасположенность (Селивёрстов: заболевание вегетативной нервной системы и её повышенная ранимость);
  •  физическая ослабленность; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений, травмы (Селивёрстов относит к к неблагоприятным условиям, которые являются предраспологающими факторами).

Социальные:

  •  скрытая психологическая ущемлённость;
  •  недостаточность положительных эмоциональных контактов (Селивёрстов относит к к неблагоприятным условиям, которые являются предраспологающими факторами). 
  •  кратковременная психологическая травма (Селивёрстов: испуг, страх),
  •  неправильное формирование речи в детстве (Селивёрстов: скороговорение, сюсюкание, нарушение звукопроизношения).  

Роль наследственности, среды, воспитания .

+ Селивёрстов: перегрузка речевым материалом, несоответствующая возрастуусложнение речевого материала; полигласия (одновременное овладение двумя и более языками в раннем возрасте); подражание заикающегося 

Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенетические механизмы заикания. 

Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

Данное исследование исходит из предположения в том, что заикающиеся дети как правило обладают достаточным словарным запасом, но недостаточно адекватно используют имеющиеся речевые средства. Следовательно, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психологическую деятельность и развивать планирующую функцию речи. Для коррекции  речи у заикающегося используются закономерности речевого онтогенеза: развитие речи от ситуативной к контекстной.

Н.А. Чевелёва. В системе коррекционной работы в процессе ручной деятельности. Исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи осуществляется путём перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью) к контекстной (обобщённой), связанный с прошедшими событиями или будущей. Поэтому последовательность речевых упражнений предусматривает переход от наглядных форм к отвлечённым высказываниям и включает в себя следующие формы речи:

- сопровождающие (рисую)

- завершающие (нарисовал)

- предворяющие (буду рисовать).

Система последовательного усложнения речи предусматривает так же усложнение объекта деятельности.

Система включает 5 периодов:

I. пропедовтический: основная цель – привить навыки организованного поведения, учить слушать чёткую речь логопеда и временно ограничить речь самих детей.

II. период сопровождающей (констатирующей) речи: допускается собственная речь детей в ситуации совершаемых ими действий.

III. завершающая речь/ речь по следам зрительных представлений.

Дети описывают выполненную ими работу.

IV. планирующая (предваряющая) речь лишённая зрительной опоры.

Дети рассказывают о том, что будут делать. Развивается умение пользоваться речью вненаглядной опоре, планировать свою работу. Усложняется фразовая речь. Формируются первые навыки самостоятельной речи.

V. закрепление навыков самостоятельной речи.

Предусматривает рассказ детей о всём процессе изготовления подделки.

С.А. Миронова. Предложила систему преодоления заикания в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада.

Ставятся задачи как коррекционные, так и программные – общеразвивающие.

В коррекционных целях используется перестановка видов программных задач и увеличиваются сроки усвоения программного материала: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы.

Обучение делится на 4 квартала:

1 квартал: кор-е задачи: обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях; значительное место занимает работа по развитию словаря.

2 квартал: закрепление навыка пользования ситуативной речью и постепенный переход к элементарной контекстной речи. Интенсивная работа над фразовой речью.

3 квартал: основная кор-я задача: закрепление навыков пользования ситуативной речью; овладение самостоятельной контекстной речью.

Значительное место отводится работе над составлением рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказ, самостоятельное составление рассказов (без каких-либо опор).

4 квартал: закрепление навыков пользования контекстной речью.

У школьников и подростков используются иная система реабилитации так как:

- меняется ведущий тип деятельности (учебная). Игровая форма заменяется уроком.

- в работу включаются педагоги

- большое значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта. Используется рациональная психотерапия.

- речевой материал логопедических занятий сближен со школьной программой.

- большая роль педагога.

Используются методики Чевилёвой: в 1-4 классах тоже в процессе ручной деятельности);

Селивёрстова;

Ястребовой: выделяет 3 периода обучения:

I. подготовительный: осн. задачи- упорядочение темпа, ритма, плавности речи; овладение речевыми средствами ( формирование звукопроизносительной стороны, словаря).

II. закрепляются навыки плавной речи на более сложном речевом материале. + продолжается работа над речевыми средствами.

III. заключительный: формирование навыка пользования плавной речью в любой жизненной ситуации.

Методика В.И. Селивёрстова  рассчитана для медицинских учреждений. Он особо подчёркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия. В его системе большое значение придаётся активному участию детей в коррекционной работе. Обязательное использование магнитофона. Активное участие родителей в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедическое занятие строится в зависимости от речевых возможностей заикающегося: с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи.

Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности с уровнем подготовленности, степени сложности и от социального окружения.

Вся система делится на 3 этапа:

I. Подготовительный. Это щадящий речевой режим + развитие моторики, расширение словарного запаса (сугубоиндивидуальный подгход)

II. Тренировочный. Включаются те виды речи, в которых раннее отмечались запинки.

Развитие психических функций + формирование лексико-грамматической стороны речи.

III. Заключительный. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

На занятиях логопеда используются такие виды речи как: беседа, рассказ о важных событиях.

Курс заканчивается концертом, в котором участвуют все дети.                              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1978. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ И МЕТОДИКА ЕГО ОСВОЕНИЯ 1.16 MB
  Теоретические основы педагогического проектирования в образовании. Технология проектирования дисциплинарного образовавательного пространства в вузе и методики его освоения.
1979. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации 1.15 MB
  Коммерческая концессия: теоретический и исторический анализ. Правовое регулирование коммерческой концессии: становление и развитие. Договор коммерческой концессии: проблемы и противоречия законодательного регулирования.
1980. УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 1.15 MB
  Место категории инвестиционный процесс в экономической науке. Сравнительный анализ экономического аспекта инвестиционной привлекательности региона. Обоснование использования коэффициентов расширения для управления инвестиционным процессом в региональных системах, ориентированных на экономический рост. Методические подходы к использованию коэффициентов расширения для прогнозной оценки роста региональной экономической системы.
1981. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ 1.15 MB
  Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза.
1982. КОРРЕКТИРОВКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗАХ 1.15 MB
  Теоретические основы формирования информационной культуры при подготовке специалистов на экономических факультетах в вузах. Практическая реализация корректировки процесса формирования информационной культуры при подготовке специалистов на экономических факультетах в вузах. Особенности проведения педагогического эксперимента по корректировке формирования информационной культуры экономистов специальности 060400 Финансы и кредит
1983. ЕКОНОМІКА ПРИРОДОКОРИСТУВАННЯ 1.15 MB
  Поняття, види і особливості природокористування. Навколишнє природне середовище. Поняття і класифікація природних ресурсів, сутність і функції статистики навколишнього середовища.
1984. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов 1.14 MB
  Правовое регулирование общественных отношений в сфере охраны окружающей среды. Юридическая природа уголовной ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Проблемы совершенствования правоприменительной практики и квалификация нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
1985. Управление культурными процессами на кавказских минеральных водах в XIX начале XX веках 1.14 MB
  СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК НОВЫХ СУБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ.
1986. Разработка биотехнологии вакцины чумной живой сухой со сниженным количеством человеко-доз в производственной упаковке (ампуле) 1.14 MB
  Современное состояние и перспективы совершенствования эффективности чумных вакцин. Пути совершенствования биологических показателей вакцины чумной живой на этапах сведения, разлива и лиофилизации бактериальной суспензии. Смыв бактериальной массы с поверхности агара с последующим приготовлением необходимой концентрации микробных клеток, разлив, лиофилизация вакцины. Изучение реактогенности различных образцов вакцины чумной живой сухой.