95170

Неврозоподобная форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания

Доклад

Педагогика и дидактика

Судорожные запинки малозависят от внешних ситуационных факторов могут усилиться при физической и психической нагрузке или например в период соматических заболеваний Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения: в возрасте 14-17 лет появляются...

Русский

2015-09-20

61 KB

35 чел.

39.      Неврозоподобная форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания

Неврозоподобная форма заикания: возникает в возрасте 3-4 лет, без видимых причин

Значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии:  тяжёлое течение беременности (токсикозы, асфиксия)

Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функции нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр.:

 речевой: отстают по темпам формирования речи от нормы. Характерно выраженное нарушение звукопроизношения, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя.  

Моторика: патология моторной функции может быть выражена в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов артикуляционного аппарата до нарушений статетической и динамической координации рук и ног. Мышечный тонус не устойчив. Движения напряжённые, несоразмерные. Наибольше выражены нарушения в артикуляционно-мимической моторики.

Двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Необходим показ и образец  

Особенности динамика неврозоподобной формы заикания: в начальном периоде течение заикания может быть волнообразной. Если нет адекватного коррекционно-логопедического воздействия, то заикание утяжеляется и может приобрести стационарный тип течения. НЗП заикание имеет склонность к прогридиентному типу течения.--- не могут обучаться в общеобразовательной школе, должны обучатся в школе V вида во 2-ом отделении.

Судорожные запинки малозависят от внешних ситуационных факторов (могут усилиться при физической и психической нагрузке или например в период соматических заболеваний)

Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения: в возрасте 14-17 лет появляются личностные переживания с дефектом речи, но эти переживания не носят яркий образный характер. Характерно пассивное отношение к своему дефекту. Взрослых речевое общение быстро утомляет.

 Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания: речевое поведение характеризуется тем, что запинки проявляются в любой обстановке. Активное привлечение внимания заикающегося к речи облегчает речь и запинок становится меньше.


41.            Принципы            дифференцированного            психолого-педагогического коррекционного воздействия на заикающихся. Особенности реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии

Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при разных клинических формах заикания:

Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня ограничение речевой активности ребенка, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.):

Торможение патологических навыков рече-двигательных стереотипов: предпологает организацию охранительного речевого режима. Необходимость проведения охранительного речевого режима можно обосновать  физиологическими данными говорящими о том, что важным механизмом поддержания  и усугубления патологических двигательных реакций  является поток нормальных кинестетических импульсаций с мышц вовлечённых  судорожной активности.

Т.о. при заикании образуется замкнутый круг патологических мышечных возбуждений (судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог), поэтому необходимо проведение  специальных  речевых режимов направленных на исключение из общения тех видов речи в котором наиболее часто проявляется судорожные запинки.

Охранительный речевой режим – это оздоровительно щедящий режим который вк

Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у детей дошкольного возраста.

Основные задачи коррекционно-воспитательной работы:

  1.  устранение речевых нарушений (формирование навыка плавно речи)
    1.  устранение психических изменений у заикающихся.

Решение 1-ой задачи связано с применением логопедических техник.

Динамика обучения навыкам плавной речи состоит в последовательном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной монологической речи (внепоследовательности).

1 техника. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

Предполагает организацию охранительного речевого режима – это оздоровительный щедящий режим который включает в себя:

- режим ограничения речи/режим молчания (обычно на 2 недели; у дошкольников – шёпотная речь, техника невербального общения);

- щедящий речевой режим (постепенное увеличение речевой активности);

- чёткий распорядок дня ритмизирует деятельность всех функций организма;

- медикоментозная терапия для оздоровления организма;

- исключение психологического и физического перевозбуждения.

2 техника. Регуляция эмоцигенного состояния.

Связывают главным образом с нормализацией мышечного напряжения. В практике расслабление мышц ведёт к эмоциональному покою.

Системы регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжения мышц называется аутогенная тренировка. Его основной методический приём это расширенная формула спокойствия включает в себя мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных реакций. Взрослые овладевают в полном объёме, дошкольники лишь элементами мышечной релаксации.

Методические рекомендации:

  1.  обучение навыкам релаксации начинают с того, что дают ребёнку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением мышц.
  2.  напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.

Обучение релаксации начинают с рук, ног, корпус, мимические и артикуляционные мышцы.

Вслед за проведением релаксационных упражнений проводится сеанс релаксации (лёжа на полу с закрытыми глазами, если нет страхов, логопед произносит расширенную формулу спокойствия; начинают с 2-5 мин. До 10-15.).

Применение аутогенной тренировки наиболее эффективно при НЗ.

3 техника. Формирование речевого дыхания.

У детей с заиканием есть нарушения речевого дыхания:

- недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом высказывания; укороченный речевой выдох; несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией; судорожная активность дыхательных мышц.

Работа по формированию речевого дыхания включает следующие этапы:

I. расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания, формирование длительного выдоха через рот)

II. формирование длительного фонационного выдоха

III. формирование речевого выдоха.

При НЗ усвоение навыков речевого выдоха формируется идёт успешно быстро, но не смотря на видимую лёгкость необходимо соблюдать строгую последовательность.

Формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения (техника 4). Эти 2 техники применяются одновременно и параллельно.

Техника 4: задачи работы над голосом: развитие силы и динамического диапазона; формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие мелодических характеристик голоса..

Работа над голосом начинается с периода щедящего режима. Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков, т.к. чёткое произнесение гласных обеспечивает выразительность речи.

В самом начале работы над голосом заикающегося учат использовать грудной резонатр, т.к. это снимает напряжение голосовых складок.

Гласные звуки даются в следующей последовательности: А,О,У,И,Э.

При работе над голосом ставится задача менять высоту голоса и придавать им различные интонации и для этого используют технику развития просодической стороны речи.

Чем младше ребёнок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания.

Техника 5. Развитие координации и ритмизации движений.  

Задача1 – развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

При НЗ основное внимание развитию точности движения, качеству выполнения движений и завершённость движений.

У детей с НЗ довольно хороший уровень развития моторики, но характерно истощаемость.

Методические рекомендации: тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени; с первых этапов работы в тренировку движения включают музыкальное сопровождение, т.к. облегчает выполнение движений.

Важным компонентом коррекционной работы является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики. Это достигается с помощью логоритмики. Которая включает в себя следующие упражнения:

- ритмическая разминка (упражнеия на ходьбу, бег и т.л.)

- упражнения регулирующие мышечный тонус

- упражнения для развития чувства темпа и ритма

- упражнения на развитие координации речи с движением

- пение

-игра.

Задача2 – развитие чувства темпа и ритма речевых и неречевых движений.

Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней:

- послового ритма

-пословного

- синтагматического (фраза).

Тренировка чувства ритма начинается со стихотворных текстов. Они должны быть:

- с устойчивой ритмикой

- из достаточно коротких фраз

- из простой лексики и не должны включать слово со стечением согласных.

Выработка ритма артикуляции в сочетании с движением руки. Используются следующие приёмы:

Т е п п и н г – проговаривание каждого слова сопровождается отбивание ритма ладонью ведущей руки о твёрдую поверхность.

П о с л о в н ы й – это сочетание движения руки с произношением каждого слова. Рука движется по траектории восьмёрки непрерывно от себя к себе. Скорость и ритм подбирается индивидуально.

При НЗ ритмизация усваивается быстро.

Техника 6. Развитие просодической стороны речи.

Речь заикающегося имеет отклонение от нормы по интонационным характеристикам:

- интонационная незавершённость окончания фразы

- нарушение синтагматического ударения внутри фразы

- отсутствие пауз в конце синтагмы или фразы

Таким образом, речь интонационно бедная.

Задачи по развитию просодической стороны речи:

  1.  развитие навыка интонационного оформление синтагм или фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонации русского языка.
  2.  нормализация процесса речевого паузирования (на материале стихотворения-фраза-чтение-пересказ-самостоятельное высказывание)
  3.  формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров, синтагм

При НЗ навыки формируются быстрее. Фиксация на интонационной стороне значительно облегчает плавность речи

Техника 7. Развитие планирующей функции речи.

Работу принято начинать с проговаривания про себя, т.к. внутреннее проговаривания даёт возможность отобрать необходимую лексику и грамматическую конструкции до включения звучащей речи, что организует внутреннее речевое планирование в целом (в том числе и моторную программу реализации).

В комплексных системах реабилитации заикающегося выделяют несколько постепенно усложняющихся этапов развития планирующееся функции речи:

- сопряжённая речь

- отражённая речь

- ответно-вопросная речь

- самостоятельное описание картинок

- пересказ небольшого текста

- спонтанная речь

- составление творческих рассказов

Эта схема используется в методиках Власова, Рау, Селивёрстова, Ястребовой, Мироновй.

Во всех системах реабилитации заикающегося указана необходимость последовательное усложнение программы высказывания – от простейшей ситуативной формы до контекстной.

Роль логопедических занятий, логоритмики, психотерапии.

психотерапевтическое воздействие  - словесное лечение. Для организации психотерапии необходимо предварительное изучение ребёнка (его отношение к заиканию. Особенности взаимодействия, условия воспитания). Большое занчение имеет личность психотерапевта: он должен обладать авторитетом, отношение к заикающемуся должно быть адекватное, психологическая совместимость психотерапевта и заикающегося.

У дошкольников в основном используется общая психотерапия. Кроме этого используется игровая психотерапия, сказкотерапия, рисуночная психотерпаия.

Логоритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикающегося.

При невротическом заикании необходимо:

- воспитывать точность, чёткость движения, быстроту двигательных реакций

- отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса

- формировать чувство уверенности в своих возможностях, формировать умения коллективных действий

- чаще использовать задания в образной форме.

Особенности работы с детьми имеющими неврозоподобное заикание

- увеличиваются сроки подачи материала

- необходима детальная передача материала

- большое внимание уделяется работе на координацию движения

- в связи с быстрой утомляемостью детей чередуются статистические и динамические упражнения

- обязательно включается наглядный показ и словесное объяснение

- на каждом занятии идёт работа над развитием речи, психических процессов.

Коррекционно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у подростков и взрослых. 

Роль психотерапии (ее формы), логоритмических и логопедических занятий.

Психотерапия проводится в коллективной (обучение общению, взаимопомощь друг другу) и индивидуальной (ориентирована на конкретную личность, максимальный учёт всей психической симптоматики, особенности речевого общения) форме

Виды:

- рациональная (адресуется к разуму человека);

- суггестивная (проводится в форме внушения)

- трудотерапия

- библиотерапия

- сказкотерапия.

У подростков важное значение в психотерапевтическом воздействии имеют аутогенные тренировки, используются тренинги направленные на формирование5 адекватной формы психологической защиты. Используют рациональную психотерапию. Ведут дневниковые записи, самонаблюдение.

Роль комплексного медико-педагогического метода в реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии.                                                                                                                                                                                             


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22958. Проблема свідомості 62.5 KB
  Свідомість самосвідомість мова. Проблема свідомості одна з найбільш важливих для дослідження і одна з найбільш загадкових оскільки свідомість не існує як окремий предмет дослідження. Свідомість присутня в кожному образі думці поєднує наші почуття і думки. Свідомість завжди проявляється через якийсь конкретний зміст який виражається думками знаннями образами.
22959. Психіка людини 56 KB
  Голодна людина має енергію скеровану на пошук їжі. Людина народжується в суспільстві яке задає певні правила виховання. Людина деякі з цих правил бере добровільно в свою свідомість як ті правил яким вона буде підкорятись. Людина перестає контролювати себе і відчуває певне задоволення.
22960. ПИТАННЯ ПРО ПРИРОДУ ЛЮДИНИ 68 KB
  Питання сутності людини це питання про те які глибинні людські якості визначають специфіку людини і проявляється зовні в її природі. Природи людини дуже суперечлива. Наші біологічні властивості це лише передумови виникнення людини а якщо не буде соціальних умов то людина не виникне.
22961. Виявлення сутності суспільства 63 KB
  Пізнання. Уявлення про знання і пізнання. Теорія пізнання її предмет і метод. Чуттєве і раціональне пізнання.
22962. Форми раціонального пізнання 62 KB
  На їх основі створюються більш складні форми наукового пізнання: 1. Умовивід це форма мислення за допомогою якої з раніше встановленого знання або судження виводяться нові знанні нові судження. Напрямком сучасної західної філософії для якої головна проблема це звязок пізнання і розуміння герменевтика.
22963. Наукове пізнання 46.5 KB
  Це сукупність способів принципів пізнання прийомів і процедур якими керуються в тій або іншій галузі науки. Ця дисципліна входить до якоїсь галузі науки. Для сучасної науки в цілому характерним є методологічний плюралізм тобто вона прагне використовувати будьякі принципи і прийоми дослідження в їхньому сполученні і взаємодії. Питання етики науки.
22964. Філософський зміст буття 40.5 KB
  Форми буття. Це питання стосовно буття. Буття як філософська категорія означає умоосягаєму одвічну першореальність яка обумовлює все існуюче и пронизує його.
22965. Поняття про світогляд 53 KB
  Особливості ставлення людини до світу 2. А ми пристосовуємось до світу іншим способом ми активно перетворюємо його прагення пристосувати світ до себе змінюючи його своєю діяльністю олюднення світу тобто робити світ більш придатним до людини. Все це означає пізнання людини пізнання світу пізнання одночасно. Висновок: людині щоб існувати треба перетворювати дійність але для цього це перетворювання відбувається в голові людини.
22966. Історичні типи світогляду: світоглядні погляди або уявлення певної епохи 52 KB
  Будьте уважні термін філософія змінювався. Вперше в первинному розумінні терміном філософія позначалась уся сукупність зань про все в перекладі любов до мудрості. Філософія це любов до мудрості це людська справа мудрими можуть будити лише боги а люди можуть тільки любити мудрість. Те що для буденної свідомості для релігії здається безсумнівною істиною те для філософії є вихідним пунктом роздуму над цим філософія думає.