95171

Современные представления о патогенетических механизмах заикания. Нейрофизиологический аспект изучения заикания

Доклад

Медицина и ветеринария

Характер развития речи до появления невротического заикания указывает на то что речевая функция может быть особо ранимой: речь развивается рано и к 15-2 годам лавинообразно накапливается словарь используется сложные речевые конструкции в тоже время артикуляторные механизмы остаются функционально незрелыми.

Русский

2015-09-20

56 KB

3 чел.

40.    Современные представления о патогенетических механизмах заикания. Нейрофизиологический аспект изучения заикания

Роль эмоций в патогенетических механизмах нарушения речедвигательной функциональной системы у детей дошкольного возраста: первые причины и условия появления З-я служат патогенные эмоциональные факторы. Эти факторы приводят к гиперактивации эмоциогенных структур мозга. Но едва ли найдётся человек, который не бывал в состоянии психологического напряжения, т.е. эмоцегенные структуры мозга испытывают  периоды сильного возбуждения. Гиперактивация эмоцигенных структур мозга не всегда заканчивается патологической реакцией. Не редко патогенные эмоциональные факторы вызывают невротические реакции общего типа, кроме этого эти факторы могут привести и к возникновению единичных речевых запинок судорожного характера.

Особенности формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при невротическом заикании. Сосуществование нормальной и патологической программ действия в речедвигательной функциональной системе.

При нормальном созревании мозга уже в детском возрасте в ЦНС развиваются регулирующие тормозные процессы. Достаточно сильные для того, что бы подавить излишнее возбуждение эмоциогенных структур мозга, блокировать распространение этого возбуждения и не дать сформироваться очагу застоенной патологической активности в этих отделах ЦНС.

Для того, что бы возникло невротическое заикание необходимо такое состояние Нс, которое называется особая эмоциональная реактивность (повышенная впечатлительность, робость, ранимость).

Всё это свидетельствует об отклонениях в нормальном состоянии НС.

Для появления заикания необходимо и третье условие: предрасположенность речевых структур к появлению речевых патологий.

Характер развития речи до появления невротического заикания  указывает на то, что речевая функция может быть особо ранимой: речь развивается рано и к 1,5-2 годам лавинообразно накапливается словарь, используется сложные речевые конструкции, в тоже время артикуляторные механизмы остаются функционально незрелыми. Резкое опережение развития на лексико-грамматическом уровне  и не соответствие этому уровню моторного обеспечения указывают на дизонтогенез речевых механизмов.

Нарушение речевого акта раз возникнув имеет тенденцию к патологической фиксации. Важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций помимо очага повышенного возбуждения в эмоцигенных структурах мозга является поток проприоцептивных импульсаций с речевых мышц вовлечённых в аномальную деятельность (обратная афферентация функциональной систем речи). Таким образом, патогенетические механизмы способствующие появления невротической формы заикания сложны и не сводятся к пережитой ребёнком психологической травмы.

Сам факт появления судорожных запинок  свидетельствует о возникновении патологической функциональной речевой системы (ПФРС).

У многих детей защитный механизм ЦНС достаточно сильные и формирование ПФС подавляется регулирующими тормозящим влиянием ЦНС. В этих случая заикание наблюдается как эпизод или регридиентное (постепенное исчезновение) течение.

У части детей низкий уровень компенсаторных возможностей----быстро формируется ПФРС.

ПФРС может подавлять нормальную функцию речевой системы (НФРС). Но НФРС не останавливается в своём развитии.

В первое время формирование ПФРС судорожные запинки могут быть относительно редкими. При повторном действии эмоцигенных факторов усиливается патологическое возбуждение эмоцогенных структур, ухудшается состояние ЦНС. Это способствует закреплению ПФРС и она может подовлять НФРС.

ПФРС также испытывает тормозящее влияние со стороны НФРС и как следствие в периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшение патологической активности эмоцигенных структур мозга речь становится плавной.

Наличие заикания отрицательно влияет на состояние монологической речи. дети с НЗ хуже используют имеющийся в их распоряжении лексический и грамматический материал и начинают искажённо развиваться планирование монологической речи.

Существование двух речевых систем (патологической и нормальной) при НЗ всегда отчетливо прослеживается, даже при тяжёлой форме.

У подростков развивается логофобия (2-ая невротическая реакция).

Логофобия начинает доминировать, а судорожные речевые запинки как бы отходят на второй план. Даже мысленно представление ситуации речевого общения вызывает вегетативные реакции, сопутствующие движения.

У подростков возникает устойчивое изменения во взаимоотношении коры БПШ и эмоцигенных структур, что является одним из механизмов генерализации патологического процесса.

У взрослых заикающихся вторичные очаги патологического возбуждения связаны со страхом речи. Может играть роль доминанты, что клинически выражается сильным страхом речи при относительно лёгкой степени заикания.

Эти особенности взаимоотношений ПФРС, НФРС и системы патологического психологического регулирования во многом объясняют значительные трудности реабилитации взрослых заикающихся.

Коррекционное логопедическое воздействие направленное лишь на снятие судорожных речевых запинок оказывается малоэффективным, так же малоэффективным является одномоментное снятие заикания с помощью гипноза.

У детей дошкольного возраста отсутствие психологического реагирования позволяет сосредоточится на логопедической работе.

Использование режима молчания, различных видов психотерапии позволяет снизить или избежать патологического психологического реагирования.

Таким образом, основные блоки патогенетического механизма при НЗ:

  1.  гиперактивация эмоцигенных структур
  2.  особое состояние НС (особая эмоцигенная реактивность)
  3.  предрасположенность специфических речевых структур (дисонтогенез речевых механизмов).
  4.  + у взрослых: патологическое психологическое реагирование.

Особенности функциональной системы речи при невротической форме заикания у дошкольников, подростков и взрослых лиц (речевое дыхание, вегетативное обеспечение, мышечная активность). 

  1.  до появления заикания отмечаются характерологические особенности: повышенная впечатлительность, тревожность, обидчивость, страхи, трудности к адаптации к новой обстановке.
  2.  с появлением заикания дети становятся более раздражительными, двигательно беспокойными, плохо спят, возникает болезненное упрямство
  3.  повышенная двигательная утомляемость

Нейрофизиологические, клинические и психолого-педагогические критерии невротической формы заикания.

  1.  возникает в возрасте от 2 до 6 лет
  2.  возникновению предшествует психологическая травма или в результате активного введения в речь вторго языка (1,5-3 года)
  3.  анамнез показывает отсутствие внутриутробной патологии или родов. Раннее психофизическое развитие происходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки формируются своевременно.
  4.  речевой онтогенез: нередко наблюдается раннее развитие речи становится ускоренным, дети как бы захлёбываются речью не договаривают окончание слов и предложений. У таких детей наблюдается большое количество физиологических итераций (остаются значительно на протяжении долгого времени в сравнении с нормой), что привлекает внимание окружающих. Механизм устной речи остаётся функционально не зрелым на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико и грамматическая сторона опережает норму.
  5.  до появления заикания отмечаются характерологические особенности: повышенная впечатлительность, тревожность, обидчивость, страхи, трудности к адаптации к новой обстановке.
  6.  возникает на фоне развитой фразовой речи
  7.  вслед за острой психической травмы до появления заикания может наблюдаться мутизм (перестаёт говорить и на лице страх) от нескольких минут до суток
  8.  с появлением заикания дети становятся более раздражительными, двигательно беспокойными, плохо спят, возникает болезненное упрямство
  9.  течение: рецидивирующее
  10.  исход заикания может быть благоприятным. Чаще это происходит с изменением окружающей обстановки в лучшую сторону. В случае неблагоприятного  течения заикание приобретает хроническую форму, чаще при наследственной отягащённости и при неправильном воспитан6ии.
  11.  у детей с неблагоприятным течением наблюдается ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок.
  12.  состояние эмоционального комфорта в процессе игры или на едине с собой речь плавная
  13.  развитие общей моторики соответствует норме, но при детальлном обследовании обнаруживаются лёгкие нарушения.
  14.  при логопедическом обследовании: артикуляционная моторика- норма, звукопроизношение- норма или функциональная дислалия. Голос достаточно модулирован. Темп речи несколько убыстрённый.
  15.  при поступлении ребёнка в школу наблюдается рецедив заикания (увиличение эмоций, физической психической, речевой нагрузки)     
  16.  к 10-12 годам резко меняется поведение заикающегося и появляется осознание своего дефекта----логофобия. Речь становится источником постоянной психоческой травматиизации, это вызывает повышенную истощаемость и способствует развитию патологических черт характера.
  17.  с возростом логофобия особое место в общей клинической картине. Выраженность логофобии может быть непропорционально тяжести речевых судорог (едва заметные судороги, а страх речи ярко выражен)
  18.  при особо неблакгприятномтечении заикания у взрослых наблюдается дисгармоничное развитие личности. Чувство социональной неполноценности, своеобразная система сужденияй. Постоянно сниженное насторение может вызвать отказ речи.

Особенности формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при неврозоподобном заикании.

Роль моторных систем мозга в патогенетических механизмах нарушения речедвигательной функциональной системы при неврозоподобной форме заикания.

Заикание возникает без видимых причин в 3-4 года. В анамнезе наблюдаются признаки аномального поражения, некоторая задержка моторного развития организма, нарушения темпа формирования речи. речь развивается с некоторой задержкой, что свидетельствует о недостаточности в речевых зонах коры БПШ.

Всё это свидетельствует о наличии патологической активности подкорковых моторных (стриополидарных) структур мозга и ослабление регулирующих влияний со стороны высших отделов ЦНС.

Заикание возникает тогда, когда очаг патологического возбуждения в стриополидарных структурах, который имеет отношение к регуляции сократительной активности речевых мышц.

Для понимания механизма важно то, что НПЗ возникает в процессе формирования фразовой речи.

На этом этапе необходимы значительно более сложные координаторные  регуляции для реализации развёрнутого высказывания.

До появления фразы при пословной речи у детей с НПЗ речь бывает уже недостаточно внятной, смазанной, но судорожных запинок в ней не замечается. Это свидетельствует о том, что пословная речь и элементарная фраза обеспечивается достаточно эффективными регуляторными механизмами, которые создают внутреннюю согласованность во всех системах речевого акта на этом этапе речевого онтогенеза.

Таким образом, в механизме НПЗ отмечается повышенная активность в стриополидарных структурах мозга, особое состояние речевых зон коры БПШ, декомпенсация регулирующих механизмов мозга.

При НПЗ быстро формируется ПФРС. При работе любой функциональной системы идут обратные афферентации. ПФРС они не эффективны, вследствии недостаточности контролирующих влияний мозга. Благодаря свойствам ЦНС закреплять только действующие связи  эти патологические связи становятся всё более упроченными и речь всё чаще нарушается судорожными запинками.

Т.к. у детей с НПЗ тормозной контроль тоже оказывается недостаточным, НФРС практически не формируется, то речь в целом формируется патологически, поэтому течение такого заикания бывает стационраным, волнообразным, но регрединтным быть не может.

У детей страшего дошкольного возроста с НПЗ обнаруживается несформированность  базовых уровней  речи (нарушение операции смысловой организации и структурно языкового оформления). ПФРС при НПЗ становится ядром патологического устойчивого состояния.

Следовательно, коррекционная работа при НПЗ включает в себя приёмы способствующие развитию регулятивных тормозных механизмов психической деятельности. Включает в себя работу по формированию норамльных речевых кинестезий и работу по формированию языковой способности. В начальный период этот комплекс бывает высокоэффективным. Логопедическая работа направляется на поэтапное формирование базового уровня  речи и темпо-ритмическую организацию речевого потока. Привлечение активного внимания процессу артикуляции и слуховая оценка устной речи стимулиркет контроль со стороны высших отделов мозга.

Это обеспечивает закрепление в памяти нормализованных речевых кинестезий. В ряде случаев у детей с НПЗ адекватное, организованное введение в речь звуков в соотв-их языковой норме влечёт за собой распад патологической сиситемы и постепенное формирование новой функциональной системы. С учётом патогенетических механизмов становится ясно, что психотерапевтическое воздействие обычно является малоэффективным     

Особенности функциональной системы речи при неврозоподобной форме заикания у дошкольников, подростков и взрослых лиц (речевое дыхание, вегетативное обеспечение, мышечная активность):

Мышечный тонус не устойчив, движения напряжённые несоразмерные. Наибольше выражены нарушения в артикуляционно-мимической моторике. Нарушен тонус артикуляционных мышц, может быть гипреселивация, голос слабомодулирован и ярко выраженное нарушение речевого дыхания.

У взрослых проявляются тяжёлые тоно-клонические судороги. Резкое нарушение речевого дыхания, обилие сопутствующих движений. Речевое общение быстро утомляет.

Нейрофизиологические, клинические и психолого-педагогические критерии неврозоподобной формы заикания.

1. возникает в возрасте 3-4 года

2. без видимых причин

3. анамнез: отмечается тяжёлое течение беременности. Раннее речевой психическое развитие, плохой сон. Физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Поведение характеризуется повышенной истощаемостью. Плохо переносят жару, поездки. Все эти факторы свидетельствуют о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера.

Всё это расценивается как цереброастенический синдром.

4. речевой анамнез:отстают по темпам формирования речи от нормы. Характерно нарушение звукопроизношения, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя.

5. течение: в начальном периоде может быть волнообразным. Если нет адекватного коррекционно-логопедического воздействия, то заикание утежеляется и может приобрести стационарный тип течения.

Такие дети должны обучаться в школе 5 вида в 2-ом отделе

6. судорожные запинки мало зависят от внешних ситуационных факторов

7. моторика: патология моторной функции может быть выражена в разной степени: от недостаточной координации до нарушений статистической и динамической координации рук и ног.

Мышечный тонус не устойчив, движения напряжённые несоразмерные. Наибольше выражены нарушения в артикуляционно-мимической моторике.

Словесной инструкции при выполнении движений недостаточно, необходим показ и образец.

8. при логопедическом обследовании: строение артик. аппарата  норма, подвижность органов артик-го аппарата нарушено: малоподвижносчть, плохая координация, затруднен поиск артикуляционной позы, нарушен тонус артикуляционных мышц, может быть гипреселивация, голос слабомодулирован и ярко выраженное нарушение речевого дыхания.

Могут наблюдаться ФФН, ФН, ОНР.

9. психологическое состояние: характерно с одной стороны повышенная возбудимость, а с другой пассивность и вялость. Внимание неустойчиво, память снижена и как следствие снижен уровень познавательной деятельности, но в пределах нормы.

10. в том случае если ребёнок получает своевременную и достаточно целую (минимум 1 год) регулярную логопедическую помощь, тогда речь становится плавной и рецидивов нет.

11. в возрасте 14-17 появляются личностные переживания с дефектом речи, но эти переживания не носят яркий образный характер.

12. пассивное отношение к своему дефекту

13. запинки появляются в любой обстановке

14. активное привлечение внимания заикающегося к речи облегчает речь и запинок становится меньше.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9944. Устройство и принцип действия полупроводниковых диодов. Разновидности и особенности полупроводниковых диодов 198 KB
  Занятие 1. Устройство и принцип действия полупроводниковых диодов Учебные, методические и воспитательные цели: 1.Изучить назначение, устройство, характеристики, параметры выпрямительных, высокочастотных, импульсных и туннельных диодов, особенности...
9945. Устройство и принцип действия транзистора. Транзистор в режиме усиления. Импульсные свойства транзистора. 294.5 KB
  Устройство и принцип действия транзистора. Транзистор в режиме усиления. Импульсные свойства транзистора. Занятие 1. Устройство и принцип действия транзистора Учебные, методические и воспитательные цели: 1. Изучить устройство, принцип работы, статич...
9946. Полевые транзисторы с управляющим электронно-дырочным переходом и переходом металл-полупроводник. Транзисторы со структурой металл-диэлектрик-полупроводник. 275.31 KB
  Полевые транзисторы с управляющим электронно-дырочным переходом и переходом металл-полупроводник. Транзисторы со структурой металл-диэлектрик-полупроводник. Занятие 1. Полевые транзисторы (ПТ) с управляющим электронно- дырочным переходом и переходом...
9947. Основные понятия микроэлектроники. Основы цифровых и аналоговых интегральных схем. Операционные усилители. Схемы включения операционных усилителе 143.5 KB
  Основные понятия микроэлектроники. Основы цифровых и аналоговых интегральных схем. Операционные усилители. Схемы включения операционных усилителей. Занятие 1. Основные понятия микроэлектроники Учебные, методические и воспитательные цели: 1. Изучить ...
9948. Операционные усилители 211 KB
  Операционные усилители Учебные, методические и воспитательные цели: 1. Изучить основы построения дифференциальных усилителей, структурную схему, характеристики и параметры операционных усилителей. 2. Прививать мет...
9949. Большие интегральные схемы 147 KB
  Большие интегральные схемы Учебные, методические и воспитательные цели: 1. Изучить проблемы повышения степени интеграции, базовые матричные кристаллы. 2. Совершенствовать умение выделять главное для качестве...
9950. Территориальная организация местного самоуправления 67 KB
  Территориальная организация местного самоуправления. Понятие и виды муниципальных образований в РФ. Критерии создания муниципальных образований. Изменения границ муниципальных образований. Понятие и виды муниципальных образований в...
9951. Банкротство. О несостоятельности (банкротстве) 39 KB
  Банкротство. ФЗ О несостоятельности (банкротстве) 2002 года. 2/3 этого закона нам сейчас не потребуется, даже больше, наверное У нас задача - освоить специфику терминологии, понять, что и как В общем, извлечь материальное из по большей части ...