95172

Нарушения письма и чтения. Различные подходы к изучению дисграфии

Доклад

Педагогика и дидактика

Виды дисграфии: артикуляторно-акустическая косноязычие на письме; на основе нарушения фонемного распознавания акустическая; на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая литературная вербальная.

Русский

2015-09-20

72.5 KB

6 чел.

44.  Нарушения письма и чтения

Различные подходы к изучению дисграфии.

  1.  Психофизиологический подход.

Классификации С.С. Ляпидевского (1953), О.А. Токаревой (1971) и др.

Дисграфия рассматривается как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов. Виды дисграфии: моторная, акустическая, оптическая.

  1.  Клинико-психологический подход.

Классификация А.Н. Корнева (1997, 2003).

Дисграфия рассматривается как один из симптомов, входящих в комплекс других, преимущественно неврологических или энцефалопатических нарушений. Виды дисграфии:

  1.  Дисграфия (аграфии):

а) дисфонологические:

- паралалические («косноязычие на письме»);

- фонематические.

б) метаязыковые:

- вследствие нарушений языкового анализа и синтеза;

- диспраксические (моторные).

2. Дизорфография:

а) морфологическая;

б) синтаксическая.

3. Нейропсихологический подход.

Классификации Т.В. Ахутиной (2001), А.Л. Сиротюк (2003).

Нарушения письма рассматриваются как нарушения формирования и развития высших психических функций.

Варианты трудности письма (по Т.В. Ахутиной):

- по типу регуляторной дисграфии;

- дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры головного мозга;

- зрительно- пространственную дисграфию по правополушарному типу.

Виды нарушений письма (по А.Л. Сиртюк):

- речевые дисграфии (моторная и сенсорная);

- неречевые дисграфии (гностические);

- дисграфия как нарушение (или несформированность) целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов.

4. Логопедический подход.

Классификация Р.И. Лалаевой (1989, 1997 и др.).

Дисграфия у детей рассматривается как речевое нарушение (является нарушением функционирования речевой системы).

Виды дисграфии:

  1.  артикуляторно-акустическая («косноязычие на письме»);
  2.  на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая);
  3.  на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
  4.  аграмматическая;
  5.  оптическая (литературная, вербальная).

Дизорфография.

По поводу правомерности отнесения дизорфоргафии к дисграфии нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствуют «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних, и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфоргафией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. В исследованиях, посвященных проблемам нарушений письменной речи детей младшего и среднего школьного возраста, имеется особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно именовать дизорфорграфией. Нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на формирование познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом. Статистика показывает, что 90% детей 10-12 лет имеют ошибки дизорфографического характера. Существенную роль их возникновении играет дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, нарушения слухоречевой памяти. Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа – к дизорфографии. Выделяют основные три вида дизорфографии.

Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).

Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.

Смешанная дизорфография, которая включает в себе сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Ступени формирования навыка чтения: овладение звукобуквенными обозначениями→послоговое чтение→становление синтетических приемов чтения→синтетическое чтение

Условия успешного овладения навыком чтения

  1.  сформированность лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя;
  2.  сформированность устной речи, ее фонетико-фонематической стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза);
  3.  достаточное развитие пространственных представлений;
  4.  сформированность зрительного анализа, синтеза, и мнезиса.

Группы ошибок при дислексии

Ошибки при чтении

1

Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв ([Х – Ж], [П - Н], [З - В] и др.).

2

Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.

3

Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

4

Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения.

5

Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической ступенях овладения навыков чтения.

Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.

Семантическая дислексия:

  1.  Развитие звукового синтеза;
  2.  Обогащение словарного запаса;
  3.  Развитие грамматического строя речи;
  4.  Формирование морфологических и синтаксических обобщений;

Оптическая дислексия и оптическая дисграфия:

  1.  Развитие зрительного восприятие и зрительного гнозиса;
  2.  Уточнение и расширение объема зрительной памяти;
  3.  Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений;
  4.  Развитие зрительного анализа и синтеза;
  5.  Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
  6.  Дифференциация смешиваемых букв изолировано, в слогах, в словах, в предложениях и в тексте.

Аграмматическая дислексия и аграмматическая дисграфия:

  1.  Уточнение и усложнение структуры предложения;
  2.  Развитие функций словоизменения;
  3.  Формирование навыков словообразования;
  4.  Развитие умений морфологического анализа слова;
  5.  Работа над однокоренными словами;
  6.  Закрепление грамматических форм письменной речи;

Фонематическая дислексия и дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза:

  1.  Анализ предложений и синтез слов в предложении;
  2.  Развитие навыков слогового анализа и слогового синтеза;
  3.  Развитие навыков фонематического анализа и фонематического синтеза.

Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:

  1.  Уточнение каждого из смешиваемых звуков;
  2.  Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Профилактика нарушений чтения и письма:

  1.  Развитие зрительно-пространственных функций;
  2.  Развитие внимания;
  3.  Обогащение словаря;
  4.  Развитие грамматического строя речи;
  5.  Устранение нарушений устной речи;
  6.  Развитие языкового анализа и синтеза;
  7.  Развитие аналитико-синтетической деятельности;
  8.  Развитие памяти.

Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество детей с дислексией достигает 22%. По данным Р. И. Лалаевой, в первых классах вспомогательной школы нарушения чтения отмечаются у 62% учеников. По данным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7—8 летнего возраста. В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия выявлена в 20—50% случаев. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

Как показывают исследования Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и др., готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. В исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной было выдвинуто предположение, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия — пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.

Так была выдвинута и научно обоснована причина дисграфии и дислексии — фонематическое недоразвитие.

Эта точка зрения на нарушения письма и чтения в дальнейшем не только получила полное подтверждение, но и развивалась в последующих работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спи-ровой, А. К. Марковой, Г. И. Жаренковой и др. В исследованиях вышеуказанных специалистов нарушения письма и чтения трактуются в соответствии с системным подходом к патологии речи как проявлению речевого недоразвития.

Вопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным.

  1.  Наследственная предрасположенность
  2.  Соц. факторы (гипо-/гиперопека, педзапущенность)
  3.  Биол. факторы (функциональные – соматическая ослабленность и др., органич.нарушения центр. и периферич.аннализатора)

Классификация нарушений письменной речи

  1.  По степени проявления дефекта
    1.  Нарушения чтения

-Дислексия

-Алексия

1.2 Нарушения письма

-Дисграфия

-Аграфия

2. По времени возникновения нарушений

-Дисграфия/дислексия развития – нарушение усвоения процесса чтения и письма

-Дислексия/дисграфия – распад процесса чтения и письма вследствие тех или иных причин

3. Классификация Р.И. Лалаевой

  1.  Классификация нарушений чтения
  2.  Фонематическая дислексия – механизм: недостаточный уровень развития фонематический операций (фонем.анализ, синтез, восприятие, представление)

Формы фонематической дислексии: 1-вызвана недоразвитием слуховой дифференциации фонем -  симптомы: замены при чтении букв, обозначающих акустически сходные звуки. 2-Вызвана недоразвитием фонематического анализ  и синтеза – симптомы: пропуски и перестановки при чтении.

  1.  Оптическая дислексия – механизм: нарушение операций зрительно-пространственного анализа и синтеза. Симптомы: замены и смешения при чтении оптически сходных букв
  2.  Аграмматическая дислексия – механизм: нарушение морфемного анализа и синтеза. Симптомы: аграмматизмы при чтении
  3.  Семантическая дислексия – механизм: нарушение операций синтеза на разных этапах понимания прочитанного. Симптомы: непонимание прочитанного (слов, фраз, текста) при технически правильном чтении
  4.  Мнестическая дислексия – механизм: нарушение процесса памяти – трудности в установлении ассоциаций между звуком и буквой. Симптомы: необоснованные и непостоянные замены букв (нестойкие).
  5.  Тактильная – механизм – нарушение кинестетического анализа и синтеза. Симптомы: ошибки при усвоении букв по системе Брайля.
  6.  Классификация нарушений письма
  7.  Акустическая дисграфия - механизм: недостаточный уровень развития фонематический операций (фонем.анализ, синтез, восприятие, представление). Симптомы: замены при письме букв, обозначающих акустически сходные звуки.
  8.  Оптическая дисграфия – механизм: нарушение операций зрительно-пространственного анализа и синтеза. Симптомы: замены и смешения при письме оптически сходных букв
  9.  Аграмматическая дисграфия – механизм: нарушение морфемного анализа и синтеза. Симптомы: аграмматизмы при письме
  10.  Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза – механизм: нарушения языкового анализа и синтеза. Симптомы: пропуски, вставки, перестановки букв и слогов, слитное написание слов и приставок, необоснованные разрывы в середине слов, отсутствие точек в конце предложения, написание предложений с маленькой буквы
  11.  Артикуляторно-акустическая – механизм: нарушение фонетического, кинетического, кинестетического анализа и синтеза. Симптомы: косноязычие на письме – отражение на письме неправильного произношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54051. Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений 450.5 KB
  Обзор зарубежного и российского опыта социальной работы с несовершеннолетними. Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений. Охарактеризовать преступность несовершеннолетних, выделить её особенности. Рассмотреть возрастные особенности представленной категории лиц.
54052. МЕТОДИКА ВИКЛАДАННЯ ЛОГАРИФМІЧНОЇ ФУНКЦІЇ В ШКОЛІ 884 KB
  Мета роботи - системазувати відомості про логарифмічну функцію в шкільному курсі алгебри старшої школи і розкрити роль і місце вивчення логарифмічної функції, рівнянь та нерівностей в школі та вибрати методику подання цієї теми.
54053. ЛОГАРИФМІЧНІ РІВНЯННЯ. МЕТОДИ РОЗВЯЗУВАННЯ ЛОГАРИФМІЧНИХ РІВНЯНЬ 857 KB
  Мета: продовжувати роботу над пошуком шляхів розв’язування логарифмічних рівнянь, формувати вміння і навички аналізувати здобути корені рівнянь; розвивати увагу, математичне мовлення, робити висновки, узагальнювати факти; виховувати цілеспрямованість, вміння працювати в колективі, бути стійким перед труднощами.
54054. Типология культур. Особенности массовой и элитарной культуры 35 KB
  Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культуры позволяет объединять какие-либо сходные культуры в одну группу и отличать их от других культур.
54055. Урочисте відкриття тижня Логіки 149.5 KB
  Учень. Відкрити тиждень логіки дозволяю Капітанів прошу представити команди і здати рапорти команди здають рапорти 1 учень. Увага Увага 2 учень. Доброго дня дорогі діти і гості 1 учень.
54056. Інтегрування змісту навчальних предметів та логіки 120.5 KB
  Дітям необхідно знати правила і закони логіки у них мають бути сформовані логічні вміння розвинуте логічне мислення. Особливо виразно продуктивність застосування інтегрованого підходу можна побачити на уроках логіки. Знання учителя основних правил і законів логіки дає змогу користуватися логічними прийомами під час розв’язування проблемних ситуацій з будь – якої освітньої галузі; розвивати в учнів вміння застосовувати правила і закони логіки щодо аналізу подій явищ оцінки своїх і чужих думок формулювати і приймати обґрунтовані рішення під...
54057. Межпредметная интеграция как средство активизации учебного процесса 135.5 KB
  В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.
54058. АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АЛГЕБРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 1.77 MB
  Таблица истинности - это таблица, устанавливающая соответствие между всеми возможными наборами логических переменных, входящих в логическую функцию и значениями функции.
54059. Логика 81.18 KB
  Знаешь ли ты этого человека запутанного в плащ Нет. А между прочим это твой отец. Объект логики –это то на что направлен интерес ученого в логике это мышление на человекомышление. Логика это наука не о всем мышлении а о правильном мышлении о правильном рациональном мышлении которое можно выразить в знаково символической форме –словами.