95175

Жанр романа-эпопеи в русской литературе 1920-1930-х годов ХХ века

Доклад

Литература и библиотековедение

Тихий Дон Хождение по мукам Клим Самгин. завершены три Эпоса: Хождение по мукам Тихий Дон Клим Самгин. Донщина - первый вариант Т. Все ли романы эпопеи По Снигиревой: роман эпопея только Тихий Дон.

Русский

2015-09-20

19.63 KB

10 чел.

Жанр романа-эпопеи в русской литературе 1920-1930-х годов ХХ века.

Тихий Дон, Хождение по мукам, Клим Самгин.

(Соблюдая логику лекции Т. А. Снигирёвой):

30-е. Годы Эпопей, как ведущего жанра.

Первый Съезд Писателей : М.Горький: «Время монументального осмысления действительности».

ВременнАя дистанция от Революции, победа нового гос. строя.

В романах – эпопейного плана «музыка революции» стала емкой и сложной. В ней четче драматические и трагедийные ноты.

Начатые в 20-е. к концу 30-х. завершены три Эпоса: Хождение по мукам, Тихий Дон, Клим Самгин.

Эпопея: масштабный текст с безусловностью утверждающий важную роль народа как субъекта в истории.

  1.  Масштабность (объем)
  2.  Многоплановость
  3.  Многогеройность
  4.  Сюжетная разветвленность
  5.  Принцип историзма который организует повествование.
  6.  Автор – очевидец историч. событий
  7.  Эпопейный роман 30-х: историческая книга о только что ушедшем.

Все три текста – задумывались как более скромные повествования.

Клим – «история пустой души», но соединилась с исторической летописью в 40 лет.

«Донщина» - первый вариант Т.Дона. (о казачьем контрреволюционном восстании).

«Сестры» - первый вариант. Главная идея – всепобеждающей любви.

Все ли романы эпопеи??? По Снигиревой: роман эпопея только Тихий Дон.

Клим – нет, так как нет в основе «мысли народной». 40 лет даны глазами «какого-то гада».

«Хождение по мукам» - нет в основе мысли народной. Нет объективной картины. Автор пытается доказать, что старая российская интеллигенция пройдя через муки приняла революцию. Мощный субъективизм.

Т.Дон – в десятке лучших романов 20в. (Америк.) Шолохов – единственный легальный нобелевский лауреат. (Бунин, Пастернак, Солженицын, Бродский).

Т. Дон: «мир как шедевр». М. Шолохов: его интересует жизнь только в ее трагических изломах.

«Свирепый реализм» - не упрощать, но заострять трагедию жизни, трагедию народа в мире.        

Трактовки художественной концепции Т. Дона

  1.  Советская официальная: 1-е публикации: эволюция Григория от казачества к красному казачеству.  40-е, 50-е: Л. Якименко «Трагедия Григория Мелехова», как результат его (Григория) ошибки, т.к. «Григорий не понял прогрессивного движения истории». Отсюда: суд над героем: гибель Аксиньи и черное солнце
  2.  Симмонс: Роман-трагедия. а) М. Шолохов один из немногих писателей советской эпохи, к. обладал мощным темпераментом яркого индивидуалиста. б) Весь роман – история гибели 5-ти казачьих семейств которая синонимична гибели казачества в революции.
  3.  Г. Хьетсо – роман о великой любви, и вся политическая составляющая – обостряет отношения людей. (Шолохов был этим доволен).  
  4.  М. Бабовичев – «Мировое значение Тихого Дона»

Что отличает Т. Дон от всех других книг 20в.

  1.  Менее всего интеллектуальный роман, т.к. главный герой: народ и герой из народа
  2.  Душа – ключевое слово романа
  3.  Редчайший случай в Мировой прозе когда герой не интеллектуал. Он не духовен, а душевен. Антипод Клима, Не мысли, но чувства, поступки.
  4.  Оценка всех героев идет не по принципу красный – белый, не по казак – не казак, а по принципу: (что редко) способность – не способность к любви.
  5.  Огромную махину охватывает кольцевой композицией. (начало: туман, утро и убийство турчанки; финал: эта же сцена а не гибель Аксиньи) Вечность через утраты и кровь. Абсолютный образ отца, держащего сына, стоящего на пороге дома.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Основной чертой современной Эпопеи («Человеческая комедия», «Война и Мир», «Братья Карамазовы», «Жизнь Клима Самгина») является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс, и это ставит ее в один ряд с величественными Э. прошлого и в тоже время отделяет от романов в собственном смысле слова, напр. романов Флобера, Тургенева, Томаса Гарди. Эпопея занимает большое место в литературе 20в. К этому жанру можно отнести «Клим», «Дон», трилогия о Сноупсах Фолкнера, «Семья Тибо» Мартена дю Гара и т.п. Для эпопеи характерна широкая, многранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности. (По словарю Литературоведческих терминов. Под ред. Тмофеева и Тураева. М. 1974г.)      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15887. Возрастающая роль философии в современной науке и университетском образовании 119.11 KB
  И.А. Ланцев д. физ.мат. н. проф. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Кризис человека образования и культуры составляет основное содержание эпохи в
15888. Коррупция в инновациях философского познания 49 KB
  Э.Н. Грибакина д. филос. н. проф. Уральская государственная юридическая академия КОРРУПЦИЯ В ИННОВАЦИЯХ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ Одним из инновационных направлений современной философии как науки являются исследования в области криптоционной реальности. По
15890. Что такое мироощущение опыт осмысления 381.55 KB
  В.К. Шрейбер к. филос. н. доц. Челябинский государственный университет ЧТО ТАКОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ: ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ Мироощущение относят к феноменам мировоззренческого круга. Но что подразумевается под мироощущением Ощущение о каких бы его типах не говорить...
15891. Механизмы интерпретации классического текста в «Чайке» Б. Акунина 44.5 KB
  Механизмы интерпретации классического текста в Чайке Б. Акунина Н. А. Кузьмина Омский государственный университет Интерпретация вторичный текст римейк прототекст Summary. The article deals with the specific genre of postmodernistic fiction remake and peculiarities of interpretation classic literary prototexts. Аксиомой...
15892. ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 83 KB
  ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Анализ художественного произведения Анализ прозаического литературного произведения Концептуальный уровень художественного произведения Уровень организации произведения как художественного целого Урове...
15893. «СВОЕ» И «ЧУЖОЕ» В ЭПИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ К вопросу о «родовых» структурных признаках 86 KB
  Н.Д.ТАМАРЧЕНКО СВОЕ И ЧУЖОЕ В ЭПИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ К вопросу о родовых структурных признаках Слово эпос в русской культурной традиции обозначает и литературный род и один из жанров относимых к этому роду эпопею иногда в этом случае употребляется термин
15894. Структура художественного произведения и ее анализ 48.5 KB
  Структура художественного произведения и ее анализ Художественное произведение сложноорганизованное целое. Необходимо познать его внутреннюю структуру то есть выделить отдельные его составляющие и осознать связи между ними. В современном литературоведении с
15895. Бахтин как парадигма мышления 71.5 KB
  В.И. Тюпа Бахтин как парадигма мышления To the 100 birth anniversary of Michael Bakhtin we publish Valery Tjupa's paper Bakhtin as a Paradigm of Mentality with the author`s attempt to reconstruct the axiomatics of Bakhtin discourses of scientific and philosophical nature. Three axiomatic complexes discovered by the author: personalism eventfulness responsibility can be subdivided into three more special axioms. Бахтин теперь моден....