95176

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

После войны пишут традиционные военные тексты. Своя правда войны отказ от масштаба. Повествование от лица человека прожившего много лет после Войны. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны.

Русский

2015-09-20

15.23 KB

0 чел.

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов.

1. Симонов и Гроссман. Одновременно начинают работу над романами по истории ВОВ. Сходный биографический опыт: известны с конца 30-х, в Войну – военные корреспонденты. Оба работали в Сталинграде. После войны – пишут традиционные военные тексты. Середина 50-х создают большие тексты: «Живые и мертвые», «Жизнь и судьба».

В. Гроссман. «Жизнь и Судьба». Сталинградская битва. Он сами военные события рассматривает как материал для доказательства своей идеи: о внутреннем сходстве Сталинской и Гитлеровской идеи.

Ориентируется на «Войну и Мир» Толстого. История нескольких семей на фоне значительных исторических событий. (Шапошниковы и Штрумы)

Историософская концепция: смешивает годы.

Использует документы – письма своей матери из Гетто, где она была уничтожена. Главное преступление гитлеровцев: уничтожение евреев.

Почему победили?: Судьба – это человек в государстве. Жизнь – множество обстоятельств, то, что происходит с конкретным человеком, (она корректирует судьбу).     

2. Лейтенантская проза – форма лирико-псих. повествования.

Авторы – воевавшие в молодом возрасте. Война специалистов. Описана своими глазами. Герой автобиографичен. Используется только военный материал. «Своя правда войны» – отказ от масштаба. О военном быте во всей его неприкрашенности. Имеют право т.к. воевали и победили. Их упрекали в мелкотемии, дегероизации великого события, и т.к. снова обратились к военной теме (к. 50-х: военная тема была неактуальной). Но с 65 г. стали праздновать День Победы. Они (писатели) задали настрой: «Война. Беда. Мечта и Юность».

Первые эмоции ощущения товарищества, страха, собственной значительности, серьезной влюбленности. Герою: 18-19 лет. Повествование от лица человека, прожившего много лет после Войны. Война как неразбериха и суета. (Катаев «Сын Полка»)

Богомолов «Иван»: о разведчиках. Парень искореженный войной и взрослые, которые его используют. Тема вины перед погибшими. Тема о том, насколько реально состоялась победа. Победа была куплена ценой жизни нации. Горечь от того, что война осталась самым ярким и значительным событием в их жизни.

Герои: Старший лейтенант, Гальцев 21 год, временно исполняющий обязанности командира батальона «Я чувствовал себя перед ним (Иваном) виноватым. Он не отвечал на мои вопросы, действуя, несомненно, в соответствии с инструкциями, а я кричал на него, угрожал, стараясь выпытать то, что знать мне было не положено… … Теперь я готов был ухаживать за ним как нянька…»

Иван Буслов 11 лет. О себе: «Раньше говорил(во сне). А сейчас не знаю. Нервеность во мне какая-то». Переплыл Днепр при +5 градусах в воде на бревне. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны. Желает продолжать вести разведку, не смотря на приказ командующего. О нем: «он один делает больше чем вся разведрота». При этом остается ребенком – привязан к Катасонову (когда тот погибает – это от мальчика скрывают). У Гальцева был нож – оставшийся от друга. Иван просил его подарить нож ему. Гальцев не подарил – потом чувствовал себя виноватым, потом выяснил, что у парня был «этих ножей с десяток, не меньше. Целый сундучок собрал». Гальцев узнает, что после последней вылазки Иван вернулся, но потом сам ушел, чтоб в училище не отправили. «– Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя… Может, еще вернется, а скорей всего, к партизанам уйдет…».  

Конец войны. Берлин. Гальцев обнаруживает документы ГФП – тайной полевой полиции. И находит бланк с фотографией Ивана. В приколотом к бланку листке спецсообщения было написано, что Ивана поймал Титков – чин вспомогательной полиции (немцы). «на допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55. …Титкову … выдано вознаграждение… 100 (сто) марок. Расписка прилагается…». (Конец.)

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56001. Літературний монтаж до дня народження класика світової літературі Шолом-Алейхема 85.5 KB
  Мене радує що ти з великим бажанням взявся за вивчення ремесла Наші мудреці говорили що не соромно здирати шкуру з падалі тільки б не жити милостинею людською. Дорогий тато Сьогодні о пятій шостій годині після обіду я повідомив тобі радісну новину...
56002. Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена 70.5 KB
  Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...
56003. «Серце моє там, де моя батьківщина» Ф.Шопен 65.5 KB
  На фоні музики декламуються вислови митців про Шопена. Шопен хворів стражданнями своєї батьківщини хворів розлукою зі своїми рідними і друзями хворів тугою за вітчизною і своє щире глибоке горе висловив у дивних поетичних звуках.
56004. Дітям про Шопена 150 KB
  МЕТА: показати учням можливості музики у втіленні почуттів людини через жанр інструментальної мініатюрипрелюдії; дати визначення понять ноктюрн скерцо; поглибити знання учнів про життя і творчість ...
56005. Lets Go Shopping 470 KB
  Sit down, please. But I am not your teacher, I am a shop assistant. Today we are going to do the shopping together and I am going to teach you how to do it in the best way. Do you like to go shopping?
56006. At the Shopping Centre 137 KB
  It’s Saturday afternoon and Tina and Tim are shopping with their mother. They go to a big shopping centre. The shopping centre is a big building outside the town. It has got many different types of shops.
56007. SHOPPING 31.5 KB
  You task was to revise the new words and prepare some information about shopping in Great Britain, Ukraine and other counties. You were divided into some groups. So, please at first let’s remind our words, look and try to match.
56008. Shops and Shopping 500.5 KB
  Hello, girls and boys! Nice to meet you how are you feeling today? I hope you are fine and ready to work. Let’s start the class. Today’s lesson will be devoted to shops and shopping.
56009. SHOPS AND SHOPPING 46 KB
  Text, exercises are aimed at learning new vocabulary. Pupils are offered to complete the chart, find true or false sentences, give short answers, put questions to the statements, find the odd word, make up sentences with words, find and correct the mistakes.