95176

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

После войны пишут традиционные военные тексты. Своя правда войны отказ от масштаба. Повествование от лица человека прожившего много лет после Войны. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны.

Русский

2015-09-20

15.23 KB

0 чел.

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов.

1. Симонов и Гроссман. Одновременно начинают работу над романами по истории ВОВ. Сходный биографический опыт: известны с конца 30-х, в Войну – военные корреспонденты. Оба работали в Сталинграде. После войны – пишут традиционные военные тексты. Середина 50-х создают большие тексты: «Живые и мертвые», «Жизнь и судьба».

В. Гроссман. «Жизнь и Судьба». Сталинградская битва. Он сами военные события рассматривает как материал для доказательства своей идеи: о внутреннем сходстве Сталинской и Гитлеровской идеи.

Ориентируется на «Войну и Мир» Толстого. История нескольких семей на фоне значительных исторических событий. (Шапошниковы и Штрумы)

Историософская концепция: смешивает годы.

Использует документы – письма своей матери из Гетто, где она была уничтожена. Главное преступление гитлеровцев: уничтожение евреев.

Почему победили?: Судьба – это человек в государстве. Жизнь – множество обстоятельств, то, что происходит с конкретным человеком, (она корректирует судьбу).     

2. Лейтенантская проза – форма лирико-псих. повествования.

Авторы – воевавшие в молодом возрасте. Война специалистов. Описана своими глазами. Герой автобиографичен. Используется только военный материал. «Своя правда войны» – отказ от масштаба. О военном быте во всей его неприкрашенности. Имеют право т.к. воевали и победили. Их упрекали в мелкотемии, дегероизации великого события, и т.к. снова обратились к военной теме (к. 50-х: военная тема была неактуальной). Но с 65 г. стали праздновать День Победы. Они (писатели) задали настрой: «Война. Беда. Мечта и Юность».

Первые эмоции ощущения товарищества, страха, собственной значительности, серьезной влюбленности. Герою: 18-19 лет. Повествование от лица человека, прожившего много лет после Войны. Война как неразбериха и суета. (Катаев «Сын Полка»)

Богомолов «Иван»: о разведчиках. Парень искореженный войной и взрослые, которые его используют. Тема вины перед погибшими. Тема о том, насколько реально состоялась победа. Победа была куплена ценой жизни нации. Горечь от того, что война осталась самым ярким и значительным событием в их жизни.

Герои: Старший лейтенант, Гальцев 21 год, временно исполняющий обязанности командира батальона «Я чувствовал себя перед ним (Иваном) виноватым. Он не отвечал на мои вопросы, действуя, несомненно, в соответствии с инструкциями, а я кричал на него, угрожал, стараясь выпытать то, что знать мне было не положено… … Теперь я готов был ухаживать за ним как нянька…»

Иван Буслов 11 лет. О себе: «Раньше говорил(во сне). А сейчас не знаю. Нервеность во мне какая-то». Переплыл Днепр при +5 градусах в воде на бревне. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны. Желает продолжать вести разведку, не смотря на приказ командующего. О нем: «он один делает больше чем вся разведрота». При этом остается ребенком – привязан к Катасонову (когда тот погибает – это от мальчика скрывают). У Гальцева был нож – оставшийся от друга. Иван просил его подарить нож ему. Гальцев не подарил – потом чувствовал себя виноватым, потом выяснил, что у парня был «этих ножей с десяток, не меньше. Целый сундучок собрал». Гальцев узнает, что после последней вылазки Иван вернулся, но потом сам ушел, чтоб в училище не отправили. «– Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя… Может, еще вернется, а скорей всего, к партизанам уйдет…».  

Конец войны. Берлин. Гальцев обнаруживает документы ГФП – тайной полевой полиции. И находит бланк с фотографией Ивана. В приколотом к бланку листке спецсообщения было написано, что Ивана поймал Титков – чин вспомогательной полиции (немцы). «на допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55. …Титкову … выдано вознаграждение… 100 (сто) марок. Расписка прилагается…». (Конец.)

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45590. Информационно-процессный подход к коммуникациям 28.5 KB
  Математическая модель коммуникации Шэннона и Вивера точный количественный анализ процесса передачи информации возможность измерять качество перемещения передачи информации от источника к получателю и определять факторы которые могли повлиять на характеристики коммуникации.Ньюкомба рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия. Главная задача обеспечение взаимодействующих субъектов одновременной ориентацией относительно предмета...
45591. Семиотический подход к коммуникациям 47.5 KB
  Выделяет понятие знака. Сформирован под воздейст.семиотики (научн.дисциплина, изуч.природу, виды и ф-ции знаков, зн.системы, зн.деят-сть чел.с целью построения общей теории знаков. Знак определся как чувственно-воспринимаемое явление (изображение, письмо,звук), которое представ.или замещает в соц.-комм.процессах др.явление или св-во или отношение (знак-заместитель)
45592. Информационно-коммуникативное общество: сущность, подходы, основные характеристики 33 KB
  Происходящая в современном мире глобальная трансформацияиндустриального общества в информационнокоммуникативное обществосопровождается не только проникновением коммуникации во все сферыжизнедеятельности общества возникновением и развитием качественно нового типакоммуникативных структур и процессов но и глубоким переосмыслениемкоммуникативной природы социальной реальности. Сегодня представления Никласа Лумана о коммуникации как о сущностнойхарактеристике самого общества его утверждения о том что человеческиеотношения да и сама...
45593. Норма современного русского литературного языка. Словари современного русского языка 52.5 KB
  Словари современного русского языка. Литературный язык форма общенародного языка понимаемая говорящими как образцовая. Возникает как необходимость существования единого общеупотребительного общераспространенного языка на территории единого государства.
45594. Научный стиль 39.5 KB
  Образные средства используются не для создания образности выразительности образа а для разъяснения авторской идеи. часто используются в значении мн. Часто используются субъективированные прилагательные переход из одной ч. Используются как средство конкретизации понятий: цепная реакция равномерное движение.
45595. Лексико-грамматические особенности деловой речи 44 KB
  Официально деловой стиль это разновидность литературного языка который функционирует в сфере административно правовой общественной деятельности. Активно используются эти модели и с отрицательной частицей НЕ Преобладание имен над глаголами Существительные обозначающие должности и употребляющиеся в официально деловом стиле в мужском роде: декан почтальон продавец Использование существительных в ед. для обозначения множества: журналист обязан Использование существительных обозначающих лицо по признаку обусловленному...
45596. Публицистический стиль 41.5 KB
  Использованием местоимения мы вместо я. Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств: Лексические языковые средства: широкое употребление общественно-политической экономической общекультурной лексики; использование торжественной лексики мерило воззрение источать несравненно часто в сочетании с разговорной; использование образных средств: эпитетов сравнений метафор фразеологизмов и крылатых выражений; акцентирование авторского я личной оценки ситуации; частая языковая игра...
45597. Стилистика аудиовизуальных СМИ 59 KB
  Чтобы понять что такое телевизионная речь и в чем ее специфика необходимо прежде всего выяснить кому эта речь предназначена кто ее адресат и чего он ждет от телевизионных текстов. Телевизионная речь как и речь радио адресована массовой аудитории. Телеречь таким образом адресована всем.ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕЧЬТелевизионная речь это литературная устная речь тут вряд ли могут быть какието разночтения.
45598. Речевые особенности информационных жанров 67.5 KB
  Основная роль принадлежит авторской причем непрямой речи К информационным жанрам относятся: Хроникальная информация заметка корреспонденция отчет интервью путевые заметки блицопрос вопросответ репортаж некролог Хроникальная информация Наиболее простой вид информации. власти настроения силы позиции частое употребление предлога по работы по расширению Синтаксис: относительно сложный строй предложения изза тяги к деловому языку множество оборотов прозрачность и ясность синтаксического строя...