95176

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

После войны пишут традиционные военные тексты. Своя правда войны отказ от масштаба. Повествование от лица человека прожившего много лет после Войны. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны.

Русский

2015-09-20

15.23 KB

0 чел.

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов.

1. Симонов и Гроссман. Одновременно начинают работу над романами по истории ВОВ. Сходный биографический опыт: известны с конца 30-х, в Войну – военные корреспонденты. Оба работали в Сталинграде. После войны – пишут традиционные военные тексты. Середина 50-х создают большие тексты: «Живые и мертвые», «Жизнь и судьба».

В. Гроссман. «Жизнь и Судьба». Сталинградская битва. Он сами военные события рассматривает как материал для доказательства своей идеи: о внутреннем сходстве Сталинской и Гитлеровской идеи.

Ориентируется на «Войну и Мир» Толстого. История нескольких семей на фоне значительных исторических событий. (Шапошниковы и Штрумы)

Историософская концепция: смешивает годы.

Использует документы – письма своей матери из Гетто, где она была уничтожена. Главное преступление гитлеровцев: уничтожение евреев.

Почему победили?: Судьба – это человек в государстве. Жизнь – множество обстоятельств, то, что происходит с конкретным человеком, (она корректирует судьбу).     

2. Лейтенантская проза – форма лирико-псих. повествования.

Авторы – воевавшие в молодом возрасте. Война специалистов. Описана своими глазами. Герой автобиографичен. Используется только военный материал. «Своя правда войны» – отказ от масштаба. О военном быте во всей его неприкрашенности. Имеют право т.к. воевали и победили. Их упрекали в мелкотемии, дегероизации великого события, и т.к. снова обратились к военной теме (к. 50-х: военная тема была неактуальной). Но с 65 г. стали праздновать День Победы. Они (писатели) задали настрой: «Война. Беда. Мечта и Юность».

Первые эмоции ощущения товарищества, страха, собственной значительности, серьезной влюбленности. Герою: 18-19 лет. Повествование от лица человека, прожившего много лет после Войны. Война как неразбериха и суета. (Катаев «Сын Полка»)

Богомолов «Иван»: о разведчиках. Парень искореженный войной и взрослые, которые его используют. Тема вины перед погибшими. Тема о том, насколько реально состоялась победа. Победа была куплена ценой жизни нации. Горечь от того, что война осталась самым ярким и значительным событием в их жизни.

Герои: Старший лейтенант, Гальцев 21 год, временно исполняющий обязанности командира батальона «Я чувствовал себя перед ним (Иваном) виноватым. Он не отвечал на мои вопросы, действуя, несомненно, в соответствии с инструкциями, а я кричал на него, угрожал, стараясь выпытать то, что знать мне было не положено… … Теперь я готов был ухаживать за ним как нянька…»

Иван Буслов 11 лет. О себе: «Раньше говорил(во сне). А сейчас не знаю. Нервеность во мне какая-то». Переплыл Днепр при +5 градусах в воде на бревне. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны. Желает продолжать вести разведку, не смотря на приказ командующего. О нем: «он один делает больше чем вся разведрота». При этом остается ребенком – привязан к Катасонову (когда тот погибает – это от мальчика скрывают). У Гальцева был нож – оставшийся от друга. Иван просил его подарить нож ему. Гальцев не подарил – потом чувствовал себя виноватым, потом выяснил, что у парня был «этих ножей с десяток, не меньше. Целый сундучок собрал». Гальцев узнает, что после последней вылазки Иван вернулся, но потом сам ушел, чтоб в училище не отправили. «– Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя… Может, еще вернется, а скорей всего, к партизанам уйдет…».  

Конец войны. Берлин. Гальцев обнаруживает документы ГФП – тайной полевой полиции. И находит бланк с фотографией Ивана. В приколотом к бланку листке спецсообщения было написано, что Ивана поймал Титков – чин вспомогательной полиции (немцы). «на допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55. …Титкову … выдано вознаграждение… 100 (сто) марок. Расписка прилагается…». (Конец.)

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19592. ПЛАСТИЧНІ МАСИ 45 KB
  Пластичні маси (пластмаси) — матеріали на основі природних або синтетичних полімерів, здатні під впливом нагрівання і тиску формуватися у вироби складної конфігурації. Обовязковим компонентом усіх пластмас, крім полімерів {органічних сполук
19593. Перспективи вдосконалення технологій міжнародного маркетингу на ринку шоу-бізнесу 199.68 KB
  Ринок послуг є різновидом товарного ринку і разом з цим, має ряд специфічних рис, що зумовлює особливий підхід до підприємницької та маркетингової діяльності, покликаної забезпечити задоволення попиту на послуги.
19594. Методи проектування. Художнє конструювання виробів 51.5 KB
  Тема 1.2: Методи проектування. Художнє конструювання виробів. Мета: Навчальна: сформувати знання з даної теми. Виховна: виховувати в учнів культуру праці. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності сприяти розвитку технічного мислення. Об...
19595. Вивчення універсального осцилографу С1-73 2.29 MB
  Універсальний осцилограф, призначений для вивчення форм електронних сигналів в діапазоні частот 0 – 5 МГц шляхом візуального спостереження и вимірювання їх амплітуд у діапазоні 0,02 – 120 В, часових інтервалів від 0,4 10-6 до 0,5 с.
19596. Ручні інструменти для нанесення фарб та лаків 221 KB
  Ручні інструменти для нанесення фарб та лаків. Лакофарбові матеріали на підготовлену поверхню наносять вручну пензлями а механізовано розпиленням наливом зануренням та на вальцових верстатах. Для ручного нанесення фарб на поверхню деревини застосовують різном
19597. Вивчення вимірювальних генераторів 4.05 MB
  Генератор Г3-112 – джерело низькочастотних синусоїдальних та прямокутних сигналів. Діапазон частот: від 10 Гц до 10 МГц для синусоїдального сигналу та від 10 Гц до 1 МГц для меандру
19598. Технологія як перетворююча діяльність людини 26.54 KB
  Урок 1. Вступне заняття. Технологія як перетворююча діяльність людини 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про техніку технології основні види технологічної діяльності правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Розвивати пам'ять. Вихову
19600. Об’єкти технологічної діяльності 28.99 KB
  Урок 2. Обєкти технологічної діяльності 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про обєкти технологічної діяльності метод фантазування як засіб створення обєктів технологічної діяльності показники якості виробу; види виробів з фанери. Формування вмінь здійснювати по