95176

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов

Доклад

Литература и библиотековедение

После войны – пишут традиционные военные тексты. Своя правда войны отказ от масштаба. Повествование от лица человека прожившего много лет после Войны. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны.

Русский

2015-09-20

15.23 KB

0 чел.

Характеры и обстоятельства в военной прозе 1960-1980-х годов.

1. Симонов и Гроссман. Одновременно начинают работу над романами по истории ВОВ. Сходный биографический опыт: известны с конца 30-х, в Войну – военные корреспонденты. Оба работали в Сталинграде. После войны – пишут традиционные военные тексты. Середина 50-х создают большие тексты: «Живые и мертвые», «Жизнь и судьба».

В. Гроссман. «Жизнь и Судьба». Сталинградская битва. Он сами военные события рассматривает как материал для доказательства своей идеи: о внутреннем сходстве Сталинской и Гитлеровской идеи.

Ориентируется на «Войну и Мир» Толстого. История нескольких семей на фоне значительных исторических событий. (Шапошниковы и Штрумы)

Историософская концепция: смешивает годы.

Использует документы – письма своей матери из Гетто, где она была уничтожена. Главное преступление гитлеровцев: уничтожение евреев.

Почему победили?: Судьба – это человек в государстве. Жизнь – множество обстоятельств, то, что происходит с конкретным человеком, (она корректирует судьбу).     

2. Лейтенантская проза – форма лирико-псих. повествования.

Авторы – воевавшие в молодом возрасте. Война специалистов. Описана своими глазами. Герой автобиографичен. Используется только военный материал. «Своя правда войны» – отказ от масштаба. О военном быте во всей его неприкрашенности. Имеют право т.к. воевали и победили. Их упрекали в мелкотемии, дегероизации великого события, и т.к. снова обратились к военной теме (к. 50-х: военная тема была неактуальной). Но с 65 г. стали праздновать День Победы. Они (писатели) задали настрой: «Война. Беда. Мечта и Юность».

Первые эмоции ощущения товарищества, страха, собственной значительности, серьезной влюбленности. Герою: 18-19 лет. Повествование от лица человека, прожившего много лет после Войны. Война как неразбериха и суета. (Катаев «Сын Полка»)

Богомолов «Иван»: о разведчиках. Парень искореженный войной и взрослые, которые его используют. Тема вины перед погибшими. Тема о том, насколько реально состоялась победа. Победа была куплена ценой жизни нации. Горечь от того, что война осталась самым ярким и значительным событием в их жизни.

Герои: Старший лейтенант, Гальцев 21 год, временно исполняющий обязанности командира батальона «Я чувствовал себя перед ним (Иваном) виноватым. Он не отвечал на мои вопросы, действуя, несомненно, в соответствии с инструкциями, а я кричал на него, угрожал, стараясь выпытать то, что знать мне было не положено… … Теперь я готов был ухаживать за ним как нянька…»

Иван Буслов 11 лет. О себе: «Раньше говорил(во сне). А сейчас не знаю. Нервеность во мне какая-то». Переплыл Днепр при +5 градусах в воде на бревне. Не желает поступать в суворовское училище до окончания войны. Желает продолжать вести разведку, не смотря на приказ командующего. О нем: «он один делает больше чем вся разведрота». При этом остается ребенком – привязан к Катасонову (когда тот погибает – это от мальчика скрывают). У Гальцева был нож – оставшийся от друга. Иван просил его подарить нож ему. Гальцев не подарил – потом чувствовал себя виноватым, потом выяснил, что у парня был «этих ножей с десяток, не меньше. Целый сундучок собрал». Гальцев узнает, что после последней вылазки Иван вернулся, но потом сам ушел, чтоб в училище не отправили. «– Ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя… Может, еще вернется, а скорей всего, к партизанам уйдет…».  

Конец войны. Берлин. Гальцев обнаруживает документы ГФП – тайной полевой полиции. И находит бланк с фотографией Ивана. В приколотом к бланку листке спецсообщения было написано, что Ивана поймал Титков – чин вспомогательной полиции (немцы). «на допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55. …Титкову … выдано вознаграждение… 100 (сто) марок. Расписка прилагается…». (Конец.)

           


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53973. Основные этапы развития научных представлений о культуре. Актуальность культурологических исследований 37.5 KB
  Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура».
53974. Lesen 256 KB
  Wir beginnen unsere Stunde. Aber ich möchte sagen, dass wir heute eine ungewöhnliche Stunde haben. Wir haben heute viele Gäste. Das sind Deutschlehrer und ich möchte meine geehrte Kolegen herzlich in unserer Schule begrüßen. Unser heutiges Thema heißt...
53975. Lesen. Unsere beliebten Buchhelden 65.5 KB
  Heute sprechen wir zum Thema „Lesen. Unsere beliebten Buchhelden“. Wir werden lesen; hören, verschiedene Testaufgaben machen, über unsere beliebten Buchhelden erzählen.
53976. Леся Українка – геніальна донька українського народу. Життя і творчість великої поетеси. Л.Українка «Давня весна» 1.03 MB
  Ми будемо говорити про життєвий і творчий шлях письменниці, яку знає і шанує весь світ. Саме ім’я Леся Українка – наче символ України. Воно викликає в нас світлі почуття радості від зустрічі з талановитою людиною, яка настільки любила свій народ, що взяла собі псевдонім Українка.
53977. Career Prospects 54 KB
  Think about the generations and to say we want to make it a better place for our children and our children's children. So that they know it's a better world for them; and think if they can make it a better place.
53978. Mother’s Day 64.5 KB
  Tape recorder, cassette, large sheet of plain paper for each group, card in a form of sun, photos of kids and their mothers, poster with the quiz, pictures of famous people, cards with sayings and proverbs.
53979. Розвиток мовлення. Переказ 57.5 KB
  Мета: вчити учня розповідати в усній і писемній формі про те, що бачив, про що читав, що знає, добирати для розповіді найбільш вдалі слова, удосконалювати навички використання іменників різних відмінків у зв’язному мовленні.
53981. The Numerals (числівники). Time. Cardinal numerals (кількісні числівники) 117.5 KB
  Let me introduce myself! Where are you from? – I am from Ukraine. I came from Rivne region. How old are you? – I am 25. What is your occupation (profession)? – I am businessman. Are you married? – Yes, I am. No, I am not. Do you have a business here? – Yes, I do. No, I don’t. I came here to have a rest. Glad to meet you! – Glad to meet you too.