95179

Предмет и круг проблем эстетики

Доклад

Этика и деонтология

В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики и ее предметом становится...

Русский

2015-09-20

89 KB

4 чел.

90. Предмет и круг проблем эстетики

Эстетика:

1) Наука, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости. Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т.е. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа. В дальнейшем предмет эстетики сужался до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В.Белинский, Н.Добролюбов), экзистенциализма (А.Камю, Ж.-П. Сартр). Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества. А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

91. Основные проблемы классической эстетики

Эстетические взгляды И.Кант изложил в Критике способности суждения, где рассмотрел эстетику как часть философии. Он подробно разработал важнейшие проблемы эстетики: учение о вкусе, основные эстетические категории, учение о гении, понятие искусства и его отношения к природе, классификацию видов искусства. Кант объясняет природу эстетического суждения, которое отлично от логического суждения. Эстетическое суждение является суждением вкуса, логическое имеет своей целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное. Философ выделяет несколько моментов в восприятии прекрасного. Во-первых, это бескорыстность эстетического чувства, которое сводится к чистому любованию предметом. Второй особенностью прекрасного является то, что оно есть предмет всеобщего любования без помощи категории рассудка. Он также вводит в свою эстетику понятие «целесообразность без цели». По его мнению, красота, являясь формой целесообразности предмета, должна восприниматься без представления о какой-либо цели. Одним из первых Кант дал классификацию видов искусства. Он разделяет искусства на словесные (искусство красноречия и поэзия), изобразительные (скульптура, архитектура, живопись) и искусства изящной игры ощущений (музыка). Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г.Гегеля. Систематическое изложение гегелевской эстетической теории содержится в его Лекциях по эстетике (изданы в 1835–1836). Эстетика Гегеля – это теория искусства. Он определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Красота искусства выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Гегель отмечал, что эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трех формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство). С различными формами искусств он связывает систему разных искусств, различающихся по материалу. Началом искусства Гегель считал архитектуру, соответствующую символической ступени развития художественного творчества. Для классического искусства характерна скульптура, а для романтического – живопись, музыка и поэзия. Опираясь на философско-эстетическое учение Канта, создает свою эстетическую теорию Ф.В.Шеллинг. Она представлена в его сочинениях Философия искусства, изд. 1859 и Об отношении изобразительных искусств к природе, 1807. Искусство, в понимании Шеллинга, представляет собой идеи, которые в качестве «вечных понятий» пребывают в Боге. Следовательно, непосредственным началом всякого искусства является Бог. Шеллинг видит в искусстве эманацию абсолютного. Художник обязан своим творчеством вечной идее человека, воплощенной в боге, который связан с душой и составляет с ней единое целое. Это присутствие божественного начала в человеке и есть «гений», который позволяет индивиду овеществить идеальный мир. Он утверждал идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видел завершение мирового духа, объединение духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. Искусство для него – это часть философской истины. Он ставит вопрос о создании новой области эстетики – философии искусства и располагает ее между божественным абсолютом и философствующим разумом. Шеллинг был одним из главных теоретиков эстетики романтизма. Зарождение романтизма связано с иенской школой, представителями которой являлись братья Август Шлегель и Фридрих Шлегель, Фридрих фон Гарденберг (Новалис), Вильгельм Генрих Ваккенродер (1773–1798), Людвиг Тик.Истоки философии романтизма находятся в субъективном идеализме Фихте, возвестившего в качестве первоначала субъективное «Я». Исходя из концепции Фихте о свободной, ничем не ограниченной творческой деятельности, романтики обосновывают автономию художника по отношению к внешнему миру. Внешний мир у них подменяется внутренним миром поэтического гения. В эстетике романтизма разрабатывалась идея креативности, согласно которой художник в своем творчестве не отражает мир таким, какой он есть, а создает его таким, каким он должен быть в его представлении. Соответственно этому возрастала роль самого художника. Так, у Новалиса поэт выступает как прорицатель и маг, оживляющий неживую природу. Для романтизма характерно отрицание нормативности художественного творчества, обновление художественных форм. Романтическое искусство метафорично, ассоциативно, многозначно, оно тяготеет к синтезу, к взаимодействию жанров, видов искусства, к соединению с философией и религией.

92. Основные проблемы неклассической эстетики XIX в.

С. Кьеркегор, развивая романтическую традицию, выводит эстетику на экзистенциальный уровень. Эстетика для него не абстрактная теория, но способ человеческой жизни. Он вы-являет два антиномически сопряженных «начала жизни», две главные формы экзистенции — эстетическую и этическую («Или — Или», 1843). При этом эстетическая, принципом которой является гедонизм — наслаждение жизнью (а в ней — красотой) во всех ее аспектах, представлялась ему изначаль-ней и непосредственной: «...эстетическим началом может бьть названо то, благодаря чему человек является тем, что он есть, этическим же — то, благодаря чему он становится тем, чем становится» (Наслаждение и долг. К., 1994, с, 253— 54). Кьеркегор призывает человека сделать выбор в пользу этического начала, открывающего ему возможность религи-озно-нравственного совершенствования, которое не исклю-чает, но подчиняет себе эстетическое начало. Согласно Кьер-кегору, Бог сам выступил своего рода «соблазнителем» — призвал человека к эстетическому существованию (Dasein), что-бы он научился «жить поэтически», т. е. строить свою жизнь как произведение искусства (сущность которого составляет красота) на основе прекрасных нравственно-религиозных принципов, ощущая себя одновременно «произведением» высшего художника — Бога.

С Ницше в эстетике фактически начинается новый этап — постклассической эстетики. Самим методом свободного полухудожественного философствования, призывом к «переоценке всех ценностей», отказом от всяческих догм, введением понятий двух антиномических стихий в культуре и искусстве (см. Аполлонинеское и дионисийское) Ницше дал сильный импульс свободному плюралистическому бессистемному философствованию и в сфере эстетики. В духе присущего ему антиномизма и парадоксии Ницше провозгласил наступление "эстетического века», когда существование мира может быть оправдано только из эстетических оснований. С развенчанием традиционных ценностей культуры, «разоблачением» основных постулатов морали («По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали») и любого рационального обоснования бытия с точки зрения универсальных или божественных законов, перед угрозой страшной перспективы заглянуть «за край» созданной культурой гармонической аполлоновской реальности в хаотическое дионисийское царство безнравственных (с позиции традиционной морали) основ мира только глобальное эстетическое мирочувствование способно удержать экзистенциальный баланс и сохранить позитивный тонус бытия.

Философия и эстетика Артура Шопенгауера (1788-1860) явилась поворотным этапом от классической немецкой философии и эстетики к современной. Намечается поворот к иррационализму, интуитивизму, а в целом – к явному или завуалированному примирению с буржуазной действительностью и ее оправданием. После революционных событий 1848 г. Шопенгауэр становится «властителем дум» западноевропейцев. В своем основополагающем труде - «Мир как воля и представление» философ создает основные элементы элитарной концепции культуры, в которой в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).Реальный мир, по Шопенгауэру, является двойственным: с одной стороны, в своей сущности он есть воля (сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв), а с другой сто оны – представление (возможность незаинтересованного созерцания объектов и объективности).Эстетическая доктрина А. Шопенгауэра основана на концепции эстетического созерцания. Понятие воли у него соседствует с понятием красоты, однако сам мир заключает в себе не красоту, а зло. Заменив разум созерцанием, философ саму идею созерцания переносит из области философии в сферу искусства, заменяя тем самым понятие духовной жизни концепцией утонченного эстетического наслаждения. Человек стремится освободиться от воли, от служения ей.
Искусство выполняет двойную функцию:
1) делает доступным познание идеи. Художественное произведение устраняет из сознания все побочные, случайные факты, ставит человека лицом к лицу с идеей;
2) делает возможным избавление от страданий. Искусство несет в себе вечное, скрывает истину жизни, сущностные характеристики мира. Художник заставляет смотреть нас на мир его глазами.
Идея искусства как высшей формы познания, осуществляемого художником-гением, лежит в центре эстетической доктрины Шопенгауэра. Анализируя искусство, Шопенгауэр отмечает, что искусство – это плод гения, чья сущность состоит в незаинтересованном созерцании.
Гениальность – это способность пребывать в чистом созерцании. Вся сила гения направляется на созерцание идей. Художник постигнув идею, доносит ее смысл до других людей, не одаренных талантом. Шопенгауэр видел существенную разницу между обычным человеком и художником: первому всегда присущи желания, второй в жизни спокойный наблюдатель, пребывающий в спокойствии, освобожденный от индивидуальности и боли.Шопенгауэр конструирует свою систему видов искусства и анализирует эстетику архитектуры, живописи, поэзии. Особую роль немецкий философ отводит музыке, усматривая в ней способность выражать сущность мира и являться наиболее точным языком чувства и страсти. Музыка – это особый вид искусства, она является олицетворением мировой воли и способом бессознательного философствования.Эстетика А. Шопенгауэра близка традициям восточных философских систем, особенно буддизма. И поскольку бытие есть страдание, то человек, наслаждаясь созерцанием прекрасного, избавляется от боли, страданий и ужаса. Интуитивно Шопенгауэр отразил на строения и взгляды, которые предопределили так называемый «эстетизм» искусства конца XIX — начала XX века.

93. Основные проблемы неклассической эстетики XX в.

Среди главных причин возникновения Э.н. можно назвать также отказ от классического рационализма в науке (неклассический и постнеклассический периоды) и философии (под влиянием фрейдизма, экзистенциализма, структурализма, постмодернизма во всех его разновидностях), отказ от европоцентризма в сфере духовной культуры, кардинальные изменения в сфере концентрированного эстетического объекта — искусства, наиболее чуткого сейсмографа космо-антропных, цивилизационных, социокультурных процессов. После краткого взлета утонченного эстетизма внутри символизма и модерна рубежа 19—20 вв. — своего рода маньеристского всплеска анимичной духовности — в искусстве началось мощное авангардно-модернистское движение, провозгласившее и во многом реализовавшее отказ от тысячелетних традиционных фундаментальных принципов искусства: миметизма (см.: Мимесис), идеализации, символизации и любого выражения и даже обозначения; тео- или антропоцентризма; от художественно-эстетической сущности искусства вообще. Им на смену пришли или подчеркнуто механистические принципы коллажа, монтажа, сборки, деконструкции, глобальной цитатности и центон-ности, или новейшие «стратегии» энвайронментальной, постмодернистской эстетик: организации арт-пространств или смысловых ландшафтов, культурных лабиринтов, гаптических пространств, аудиовизуальных энергетических полей, виртуальных реальностей и т.п. При этом дегуманизация искусства, как заметил еще X. Ортега-и-Гасет, приобрела глобальные масштабы, как и абсолютизация творческого жеста (или скорее любого произвола) личности, возведенной художественной стихией или арт-олигархией в ранг художника.

В эстетике после Т. Адорно («Эстетическая теория», 1970) снова активизируется имплицитный уровень, т.е. ее проблемы наиболее активно обсуждаются и решаются внутри смежных дисциплин (искусствознания, филологии, литературоведения, «продвинутой философии», семиотики, психологии, информатики и др.). Сами эстетики занимаются существенным пересмотром оснований эстетики и поисками новых парадигм и принципов аутентичного эстетического дискурса, опираясь на др. современные гуманитарные и даже естественные науки, на нетрадиционные для зап. мышления духовные практики, на эстетический опыт традиционных цивилизаций древности. Эксперимент и самый широкий поиск во многих направлениях — основа Э. н.

Эстетика постмодернизма фактически отказалась от какой-либо эстетической теории или философии искусства в традиционном понимании. Это в полном смысле слова неклассическая эстетика (подробнее см. ниже). Теоретики (они же и практики) постмодернизма (Деррида, Делёз, Дженкс, Бодрийар, В. Джеймс, В. Велш и др.) рассматривают искусство в одном ряду с другими феноменами культуры (и культур прошлого) и цивилизации, снимая какое-либо принципиальное различие между ними. Весь универсум культуры конвенционально признается за игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм и формул, символов, симулякров и симуляций. Нет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического.

94. Основные проблемы и направления современной эстетики

Сегодня, как и в момент возникновения, в центре внимания эстетики стоят две главные проблемы: эстетическое и искусство в его сущностных основаниях. Термины, их обозначающие, фактически — ее главные категории, метакатегории. Все остальные категории являются производными от них и имеют целью в той или иной мере конкретизировать отдельные аспекты и уровни главных категорий и феноменов, обозначаемых ими. Для классической эстетики в качестве наиболее значимых утвердилось поле феноменальных проблем и соответственно означающих их терминов и категорий: эстетическое сознание (включая эстетическое восприятие, воображение, инспирацию и др.), эстетический опыт, эстетическая культура (включая основные закономерности и принципы художественной культуры, художественного текста, художественного языка, типологии искусства), эстетическое воспитание, игра, прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, катарсис, наслаждение, мимезис, образ, символ, знак, выражение, творческий метод, стиль, форма и содержание, гений, творчество и некоторые др. В эстетике 20 в. возникло много принципов классификации эстетических категорий и почти бесчисленное множество самих категорий, иногда доходящее до абсурда. Появившиеся в сер. 20 в. тенденции не классической эстетики в русле фрейдизма, структурализма, постмодернизма ориентированы на утверждение в качестве центральных маргинальных, а часто и антиэстетических (с позиции классической эстетики) проблем и категорий (типа абсурдного, заумного, жестокости, шока, насилия, садизма, мазохизма, деструктивности, энтропии, хаоса, телесности и др.); современные эстетики руководствуются принципами релятивности, полисемии, полиморфии ценностей и идеалов, а чаще вообще отказываются от них. При этом сами новейшие гуманитарные науки (особенно в поле постструк-туралистско-постмодериистской текстографии) в своей практике активно опираются на эстетический опыт, их тексты часто превращаются в современные арте-факты, эстетические объекты, требующие эстетико-герменевтического анализа, в некие пропедевтические фрагменты виртуальной «игры в бисер» (по Гессе). Все это свидетельствует как о необычайной сложности и многоликости предмета эстетики, постоянно балансирующего на грани материального — духовного, рационального — иррационального, вербализуемого — невербализуемого, так и о больших перспективах этой науки. Уже сегодня достаточно ясно наметились тенденции перерастания ее в некую гипернауку, которая постепенно втягивает в себя основные науки гуманитарного цикла (филологию, теоретическое искусствознание, отчасти культурологию, семиотику, структурализм) и активно использует опыт и достижения многих других современных наук.

95. Традиции отечественной эстетики

Русская философия всегда существенно отличалась от западной. Естественно, это отразилось и на развитии эстетики в России. По мнению исследователя русской философии С.А. Левицкого, Древняя Русь не знала “ни богословия, ни философии”. До XVIII в. философские идеи проявлялись либо в религиозной форме, либо в произведениях искусства – не случайно древнерусскую иконопись часто называют “умозрением в красках”. Преподавание философии в русском государстве началось лишь в конце XVII в. в первом высшем учебном заведении России – Славяно-греко-латинской академии.XVIII век часто именуют веком ученичества русской философии, веком, когда в России формируется самостоятельное философское мышление, появляются основные философские и эстетические понятия, начинается обособление философии и эстетики от религии. В это время зрелые, опирающиеся на вековые традиции философские учения Запада (сначала идеи французских просветителей, а с XIX в. и представителей немецкой классической философии)  пылко усваивались и развивались на российской почве. Но это вовсе не означает, что русская философия и русская эстетика не имеют самостоятельной ценности, своеобразия и значения.Для русской философии особенно характерна публицистичность, острая полемичность сочинений мыслителей,  неприязнь к чистой теории и отвлеченным, оторванным от жизни темам. И неудивительно, что функции философии в России часто брала на себя художественная литература. Поэтому вся философия в нашей стране до недавнего времени была эстетической. С этой особенностью русской философии тесно связана и другая – повышенное внимание эстетики к моральным, историософским, социальным вопросам, связанным с живым и конкретным человеком,  смыслом его жизни в мироздании и обществе. Не случайно, что публицистика и художественная литература часто решали философские проблемы, а от самой философии ждали непосредственного руководства практической жизнью и развитием искусства.В.Г. Белинский (1811–1848) прямо говорил, что просвещение – единственная сила, порождающая общественный прогресс. Путь к изменению общества – нравственное совершенствование индивидов : преодоление эгоизма, воспитание любви к людям и эстетического чувства.  Он определял искусство как воспроизведение действительности, признавал его общественное назначение и воспитательную силу, в то же время  понимал искусство в духе романтической эстетики как “синтетическое” постижение мира и противопоставлял “аналитическому” научному познанию. Художественное творчество он трактовал как акт “таинственного ясновидения”. В последние годы жизни под влиянием эстетики Гегеля Белинский стремился обосновать свою концепцию реалистического искусства, опираясь на опыт мировой литературы и искусства. Специфика искусства  в том, что оно отражает действительность в образной форме: не “доказывает”, а “показывает”. Но в отличие от Гегеля Белинский не ставит искусство ниже логического мышления. Он решительно отвергал “искусство для искусства”, обосновывая плодотворность связи искусства с актуальными проблемами общественной жизни.В основе созданной Белинским концепции реализма лежит трактовка художественного образа как единства общего и индивидуального. Такое единство является необходимым условием создания типических характеров. Народность искусства понимается Белинским как отражение в искусстве особенностей данного народа и национального характера, выражение его интересов и потребностей.Н.А. Добролюбов (1836–1861) также строит свою эстетику на опровержении теории “искусства для искусства”. По его мнению, литература представляет “силу служебную”, ее назначение – пропагандировать просвещение. Гениальные художники слова возвышаются над этой программой-минимум и помогают человечеству осознать свои силы и наклонности. Добролюбов не видит разницы между истинным знанием и истинным искусством. Это просто разные формы отражения действительности.Его эстетический идеал состоит в полном слиянии науки и поэзии. Искусство должно стать проводником благородных идей. Для настоящего произведения искусства мало точно отражать действительность. Художественная правда – это человеческая правда, служащая, по Добролюбову, просветлению человеческого сознания. Успех обеспечен тем произведениям, которые выражают дух народа, общечеловеческие интересы и идеалы.Вслед за Белинским и в противовес теоретикам “искусства для искусства”, искавшим в художественных произведениях некие априорные и вечные законы искусства, Добролюбов развивал концепцию “реальной критики”, определяющей ценность художественного произведения с учетом критерия “правды”.Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – русский революционер-демократ, философ-материалист, ученый, писатель, литературный критик – защитил свою магистерскую диссертацию “Эстетическое отношение искусства к действительности” в 1855 году. В ней, применяя принципы философии Фейербаха, он обосновывает главный тезис: “Прекрасное есть жизнь”, который нередко трактуется в упрощенном виде.Чернышевский далек от того, чтобы сводить прекрасное к чисто биологическим явлениям и остаться на позициях вульгарного материализма или позитивизма. Этот знаменитый тезис –  визитная карточка философа – является началом его определения прекрасного, если можно так выразиться, вводной частью. Полностью же определение  понятия “прекрасное” звучит так: “Прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни”.Очевидно, что Чернышевский видел в прекрасном не просто биологическое объективное явление; он поднимается до понимания диалектической взаимосвязи биологического и социального, объективного и субъективного, реального и идеального.Бахтин: две ранние философские работы Бахтина посвящены проблеме отношений искусства и действительности как нравственной реальности, т. е. области человеческого поступка. Бахтин предложил рассматривать категории "автора" и "героя" не только как литературные, но как укорененные в жизни понятия. Всякий человек, с точки зрения Бахтина, является "автором" по отношению к другим людям, а те, в свою очередь, являются по отношению к нему "героями". Подобная постановка проблемы не только открывала подлинно-жизненные, "невыдуманные" основания литературы, но и обнаруживала эстетические основания межчеловеческих отношений. Исходным пунктом бахтинской философской рефлексии является восприятие другого человека как говорящего (как слово) и как выглядящего, имеющего наружность (как тело) или, иначе говоря, граница внешнего и внутреннего в человеке. Особый интерес в этом отношении для Бахтина представлял Ф.М.Достоевский. Бахтин определяет тип романа Достоевского как роман идей, но не в традиционном смысле столкновения различных идеологий, закрепленных за тем или иным героем, а в смысле взаимопроникновения "голосов" разных героев. Идея понимается им как авторитетный голос другого, который может овладевать сознанием героя. Бахтин называет роман Достоевского "полифоническим", многоголосым, потому что автор предоставляет героям в пределах своего замысла предельную свободу высказывания и обмена высказываниями, почти не вмешиваясь и не отвечая за них. Голос героя в любой момент проницаем для чужих голосов. Герой Достоевского оказывается все время не равен себе, его речь отражает речь других и отражается речью других. Сложные пересечения голосов героев, "речевая интерференция", с точки зрения Бахтина, не могут быть описаны в пределах лингвистики, и исследователь выступает с проектом новой гуманитарной дисциплины — металингвистики. Книга о Достоевском, по существу, является работой по философской антропологии. "Двуголосое слово", "слово с лазейкой" — эти понятия из книги о Достоевском описывают духовную реальность бессмертия: изнутри себя человек незавершен и незавершим, т. е. не может пережить свою смерть, представить ее себе — оттого и речь его "нескончаема". Ключевой книгой оказывается Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса (1965). Именно здесь находит свое наиболее полное воплощение концепция "гротескного коллективного тела", которое мыслится то как пространственная незавершенность (различные формы праздника, которые дают личности ощущение совместности, причастности всемирной жизни), то как временная незавершенность (продолжение человеческого рода). С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе — жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos "время" и topos "место") оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях. Лосев: В ранний период творчества он самым серьезным образом воспринял принципы феноменологии. Лосева привлекало в философии Гуссерля то, что в определенной мере сближало ее с метафизикой платоновского типа: учение об эйдосе, метод феноменологической редукции, предполагающий "очищение" сознания, и переход к "чистому описанию", к "усмотрению сущностей". В то же время методологизм и идеал "строгой научности", столь существенные для феноменологии, никогда не имели для Лосева самодовлеющего значения. Мыслитель стремился "описывать" и "усматривать" не только феномены сознания, хотя бы и "чистого", но и подлинно бытийственные, символически-смысловые сущности, эйдосы. Лосевский эйдос — не эмпирическое явление, но и не акт сознания. Это "живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета".Не приняв "статичности" феноменологического созерцания, Лосев обратился к диалектике, определяя ее как "подлинную стихию разума", "чудную и завораживающую картину самоутвержденного смысла и разумения". Лосевская диалектика призвана раскрыть смысл мира, который, согласно философу, есть "разная степень бытия и разная степень смысла, имени". В имени "светится" бытие, слово-имя — не отвлеченное понятие только, но живой процесс созидания и устроения космоса ("именем и словами создан и держится мир"). В онтологии Лосева (мысль философа была онтологична уже изначально и в этом отношении можно согласиться с В.В.Зеньковским, что "до всякого строгого метода он уже метафизик") бытие мира и человека раскрывается также в "диалектике мифа", который, в бесконечно многообразных формах, выражает столь же бесконечную полноту реальности, ее неиссякаемую жизненную силу. Метафизические идеи Лосева в существенной мере определили философское своеобразие его фундаментальных трудов, посвященных античной культуре.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9118. ДЕРЖАВА І ПРАВО УРСР У ПЕРІОД ВІДЛИГИ М.ХРУЩОВА (ДРУГА ПОЛОВИНА 1950-х – ПЕРША ПОЛОВИНА 1960-х рр.), У ПЕРІОД ЗАСТОЮ Л.БРЕЖНЄВА (СЕРЕДИНА 1960-х – СЕРЕДИНА 1980-х рр.) ТА У ПЕРІОД ПЕРЕБУДОВИ (1986-1991 рр.) 159.5 KB
  ДЕРЖАВА І ПРАВО УРСР У ПЕРІОД ВІДЛИГИ М.ХРУЩОВА (ДРУГА ПОЛОВИНА 1950-х – ПЕРША ПОЛОВИНА 1960-х рр.), У ПЕРІОД ЗАСТОЮ Л.БРЕЖНЄВА (СЕРЕДИНА 1960-х – СЕРЕДИНА 1980-х рр.) ТА У ПЕРІОД ПЕРЕБУДОВИ (1986-1991 рр.). РОЗПАД СРСР І П...
9119. Раціональна економічна поведінка споживача і виробника 32.38 KB
  Тема уроку Раціональна економічна поведінка споживача і виробника Завдання уроку: визначити зміст виробництва, зміст факторів (ресурсів) виробництва, класифікація потреб та виробничі можливості підприємства . Обладнання: крейда, дошка, робочі зошити...
9120. Українська термінологія в професійному спілкуванні 31.91 KB
  Тема: Українська термінологія в професійному спілкуванні Історія і сучасні проблеми української термінології Сучасна українська термінологія практично не відрізняється від зафіксованої у радянських і теперішніх академічних словниках. Зросійщен...
9122. Автоматизация менеджмента среднего звена предприятий на примере МОТЕЛЯ ВАЛЕНТИНКА 11.64 MB
  Обеспечение работы по эффективному и культурному обслуживанию клиентов, созданию для них комфортных условий. Информирование проживающих в гостинице о предоставляемых дополнительных платных услугах, прием и контроль исполнения заказов
9123. Внешняя политика Владимира Путина 101.5 KB
  Содержание: Введение Краткая биографическая справка Личные качества, характеристики Наследие Признание положения страны в мире Итоги первых полутора лет у штурвала станы Краткое описание внешней и внутренней...
9124. Сложение гармонических колебаний 170.5 KB
  Тема: Сложение гармонических колебаний Сложение гармонических колебаний одного направления и одинаковой частоты, условия усиления и ослабления. Биения. Уравнение биений и его анализ. Сложение взаимно перпендикулярных колеба...
9125. Затухающие и вынужденные колебания 112 KB
  Тема: Затухающие и вынужденные колебания Собственные колебания реальной системы. Дифференциальное уравнение затухающих колебаний. Коэффициент затухания. Решение дифференциального уравнения затухающих колебаний. Амплитуда и ...
9126. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме 118 KB
  Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме Роль коллектива в развитии личности Понятие коллектив и его признаки 4. Структура детского коллектива, функции коллектива 5. Стадии развития детского коллектива, их характеристика...