95180

Неокантианство: Марбургская и Фрайбургская школы

Доклад

Логика и философия

Неокантианство зародилось в Германии и пыталось возродить важные принципы философии Канта. В неокантианстве отчетливо выделяются две фил школы: Марбургская и Баденская. И та и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания.

Русский

2015-09-20

35.5 KB

0 чел.

Неокантианство: Марбургская и Фрайбургская школы.  К сер 19 в. определился нов интерес к кантовской фил. Неокантианство зародилось в Германии и пыталось возродить важные принципы философии Канта. В неокантианстве отчетливо выделяются две фил школы: Марбургская и Баденская. И та и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания. Марбургская школа занималась естествознанием, утвержд что познание мира-дело частных наук. Главное мышление, воля чувства; а Баденская - соц-ми науками,разрабатыв теорию  ценностей (фил как ценность) и методологии наук гуманитарного цикла.

Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология. 

Баденская:. Гл фигурами  были  В. Виндельбанд(1848-1915) и Г. Риккерт(1863-1936).Задачи: 1.Попытка создать методологию для ист. науки. 2. Понимания философии, как учения о ценностях. Школа ориентирована на гуманитарные науки, основной интерес для них представляет «Критика способности суждения» И.Канта.  Возврат к Канту не означает принятие всего Кантовского учения. Цель – критическая ревизия Канта. Центральными для них были понятия "значимость" и "ценность", ими высоко оценивалось философское значение проблемы научного метода. С их точки зрения, основу объективного бытия образуют не логические, а аксиологические, основанные на ценностях законы. основу бытия образуют ценности, независимые от разума и даже от «сознания вообще». Ценности, о которых идет речь в науке, логике, морали, эстетике и т.д., обладают абсолютной значимостью. Это имманентные, идеальные законы. Есть три класса ценностей: ценности истинного, нравственного и прекрасного, а над ними, по Виндельбанду, находятся ценности религиозного. Религиозным ценностям свойственно то, что они немыслимы без трансцендентной реальности. Бог для нас недостижим, но чтобы верить в Бога, - а эта вера требуется в силу существования религиозных ценностей, - нам не надо его понимать. Виндельбанд высказался против традиционного разделения научных дисциплин на науки о природе и науки о духе, которое было основано на различении их предметных областей. Между тем следует классифицировать науки в соответствии не с предметом, а с методом, особым для каждого типа наук, а также их познавательными целями. Существуют два основных типа наук. 1. те кот отыскивают общие законы, господствующий в них тип познания и метода именуется "номотетическим" (то,что всегда имеет место). Ко 2 относятся науки, которые описывают специфические и неповторимые события. Тип познания и метода в них — идиографический (т.е. фиксирующий индивидуальное). Риккерт развивал идеи В. У него 2 метода: познание общих черт явлений- генерализирующий метод, (из многообразия данности выбираются повторяющиеся моменты), при индивидуализирующем- отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления. Первый способ соответствует естественным, второй - историческим наукам. Р. выделил 6 основных категорий ценностей: истину, красоту, безличную святость, нравственность, счастье и личную святость.  истина понимается не как согласованность представлений с действительностью, а как согласованность представлений м/у собой. В итоге Р. пришел к идее о том, что  фил явл делом «теоретического человека», кот может в чистых понятиях схватить мир как целое, в то время как «целостный человек» с его чувствами, желаниями, «жизнью» остается всегда в пределах своей точки зрения.

Марбургская. Герман Коген(1842-1918)-основатель школы; Пауль Наторп(1854-1942) и Эрнст Кассирер(1874-1945). Познание того мира в котором мы живём есть дело частных наук. Общее направление развития школы Когена – избавление от дуализма – «вещи-в-себе». Бытие у Когена – бытие категорий как единственно возможное бытие. Предметный мир и познаваемый мир, совпадают друг с другом, если мы имеем дело с категориями. Т.о.Коген считает, что чувственность не может иметь априорных форм. У Канта речь не идет о человеческом физиологическом аппарате, а о логической структуре познания. Коген считает, что форма не относится к чувственности, она имеет логический характер. На стороне чувственности остается чистый хаос ощущений, на стороне рассудка – способность конструирования. Т.о. снимаются Кантовские ограничения. В соответствии с Кантом нельзя сконструировать существование, бытие, в соответствии с Когеном бытие – результат нашей мысли. Э. Кассирер. Работа «Понятие субстанции, понятие философии». В этой работе дана функциональная интерпретация науки, отрицание всякой субстанции. Кассирер исходит из принципа – нет ничего данного, все задано. С 20-х гг. Кассирер строит философию культуры: «Философию символических форм». Здесь с позиций неокантианства строится картина не только познания, а культуры в целом: язык, история, искусство, религия и т.д. Центральная идея – идея символа и символизирующей деятельности. Понятие символа, представляющее собой не что иное, как модификацию кантовской «априорной формы», т.е. означающее формальный синтез чувственного многообразия. Вопрос о том, есть ли реальность помимо символа, К. характеризует как философски неуместный и мистический. Решение проблем культуры и человеческого бытия сводится к отысканию формообразующего принципа, а не к раскрытию содержания, могущего скрываться за символическими формами. При этом К. не отрицает интенциональной природы символа как указующего на «нечто». Однако под этим «нечто» подразумевается у него единство функции самого формообразования, т.е. правила символического функционирования. Культура, в итоге, является символизирующей деятельностью разума и продукт этой деятельности.   Человек – продукт этого символа, он изначально живет в символическом мире. Символизирующая деятельность – это конструирующая деятельность рассудка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54545. NATURE. ENVIRONMENTAL PROTECTION 69 KB
  The biggest polluter today is the car. Exhaust fumes are the main cause of bad air quality, which can make people feel ill and have difficulty breathing. This problem is especially bad in some cities where on days when there is not much wind, a brown layer of smog hangs in the air. The number of cars is increasing every year, and this causes serious congestion. Governments then build new roads to try to improve the situation, but this means that they cut down trees and destroy more of the countryside.
54546. Nature and Weather 57 KB
  Aims of the lesson. To develop academic communication skills, critical thinking, students’ listening comprehension. To encourage responsible leadership, stimulate research activities using new technologies. To help people to understand the global threats facing our planet and take actions to improve the situation.
54547. Натюрморт. Тоновий малюнок 340 KB
  Мета уроку: продовжувати знайомство з жанром натюрморту; формувати вміння передавати форму об’єм; фактуру предмета працювати над композицією розвивати спостережливість гостроту зору. Під кінець роботи обов’язково розглянути малюнок з певної відстані. Малюнок 1 Малюнок 2 Малюнок 3 Малюнок 4 Малюнок 5 Малюнок 6 Малюнок 7.
54548. Бабусина наука 33 KB
  Щоб ми швидше дістались її дому бабуся нам підказала коротку дорогу. Діти рухаються згідно інструкції Бабуся виходить з хати. Бабуся: Добрий день мої дорогенькі Як я рада вас бачити Ви так виросли Ви ж збираєтесь іти до школи Готові 2. Бабуся: Зараз я перевірю на дошці виставлено 10 тварин та 10 птахів.
54549. ЯК ПИСАТИ НАУКОВУ РОБОТУ З ФІЛОЛОГІЇ 82 KB
  Безумовно сьогоднішній учитель має можливість через інет†знайти вимоги до змісту та оформлення роботи наприклад на сайтах МАНУ та МОНУ: mn. Я маю чималий досвід цієї роботи: 15 моїх учнів захищали наукові роботи усі брали участь у конкурсізахисті обласного рівня лише двоє не отримали призових місць четверо захищали роботи на Всеукраїнському рівні усі мали призові місця два І місця та два ІІІ м. Пропоную до Вашої уваги деякі порадиспостереження що народилися в процесі багаторічної роботи з учнями над науковими дослідженнями....
54550. Біологія – наука про живу природу 162 KB
  Передбачувані результати навчального заняття: А Знати:; що вивчає наука біологія; основні ознаки живого; основні галузі біології; принципи класифікації організмів; значення біології у практичній діяльності людини Б Нормувати: теоретичний матеріал у вигляді усної розповіді та діалогу; В Цінувати: старанність ініціативність працьовитість; переконання у справедливості; особисту точку зору. До неї входять: Ботаніка ботане рослина вивчає рослини. Зоологія зоон тварина вивчає тварини.
54551. Наука і технічний прогрес 83 KB
  They mke it possible to do complicted tsks in short time You cn buy lmost nything on the Internet without hving to leve your home. Some people becme ddicted to the Internet nd computer. 3 Which web browser does your computer use Internet Explorer Fire fox Mzil 4 How mny buttons re there on your mouse There re two buttons on my mouse. 7 re you member of ny cht group 8 Wht else cn you use the Internet for to find interesting informtion to do complicted tsks Повідомлення теми та мети уроку.
54552. Свято «Наум, Наум – наведи на ум» 49 KB
  Учитель: за народним календарем 14 грудня день Святого Наума покровителя розуму і доброчинства. учитель англійської мови вивчає дітей два три слова Конкурс: на листку паперу намалювати квіти з закритими очима кожен учасник по одній квітці. Учитель: Як ви вважаєте діткичи завжди були школи в Україні Перша школа в Україні була заснована князем Володимиром Великим у 988 році.
54553. Інтегроване навчання із використанням інноваційних технологій 105.5 KB
  Етап початкового навчання є перехідним від звичного способу життєдіяльності в період дошкільного дитинства до способу який домінує в режимі життєдіяльності молодшого а потім і старшого підліткового віку. Основним завданням початкової школи вважається і я з цим безперечно згодна підготовка до систематичного цілеспрямованого навчання на старших вікових паралелях виховання позитивної мотивації учіння емоційно благополучного ставлення до школи і навчальної праці формування пізнавальних потреб. Навчання в школі будується на предметній...