95180

Неокантианство: Марбургская и Фрайбургская школы

Доклад

Логика и философия

Неокантианство зародилось в Германии и пыталось возродить важные принципы философии Канта. В неокантианстве отчетливо выделяются две фил школы: Марбургская и Баденская. И та и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания.

Русский

2015-09-20

35.5 KB

0 чел.

Неокантианство: Марбургская и Фрайбургская школы.  К сер 19 в. определился нов интерес к кантовской фил. Неокантианство зародилось в Германии и пыталось возродить важные принципы философии Канта. В неокантианстве отчетливо выделяются две фил школы: Марбургская и Баденская. И та и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания. Марбургская школа занималась естествознанием, утвержд что познание мира-дело частных наук. Главное мышление, воля чувства; а Баденская - соц-ми науками,разрабатыв теорию  ценностей (фил как ценность) и методологии наук гуманитарного цикла.

Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология. 

Баденская:. Гл фигурами  были  В. Виндельбанд(1848-1915) и Г. Риккерт(1863-1936).Задачи: 1.Попытка создать методологию для ист. науки. 2. Понимания философии, как учения о ценностях. Школа ориентирована на гуманитарные науки, основной интерес для них представляет «Критика способности суждения» И.Канта.  Возврат к Канту не означает принятие всего Кантовского учения. Цель – критическая ревизия Канта. Центральными для них были понятия "значимость" и "ценность", ими высоко оценивалось философское значение проблемы научного метода. С их точки зрения, основу объективного бытия образуют не логические, а аксиологические, основанные на ценностях законы. основу бытия образуют ценности, независимые от разума и даже от «сознания вообще». Ценности, о которых идет речь в науке, логике, морали, эстетике и т.д., обладают абсолютной значимостью. Это имманентные, идеальные законы. Есть три класса ценностей: ценности истинного, нравственного и прекрасного, а над ними, по Виндельбанду, находятся ценности религиозного. Религиозным ценностям свойственно то, что они немыслимы без трансцендентной реальности. Бог для нас недостижим, но чтобы верить в Бога, - а эта вера требуется в силу существования религиозных ценностей, - нам не надо его понимать. Виндельбанд высказался против традиционного разделения научных дисциплин на науки о природе и науки о духе, которое было основано на различении их предметных областей. Между тем следует классифицировать науки в соответствии не с предметом, а с методом, особым для каждого типа наук, а также их познавательными целями. Существуют два основных типа наук. 1. те кот отыскивают общие законы, господствующий в них тип познания и метода именуется "номотетическим" (то,что всегда имеет место). Ко 2 относятся науки, которые описывают специфические и неповторимые события. Тип познания и метода в них — идиографический (т.е. фиксирующий индивидуальное). Риккерт развивал идеи В. У него 2 метода: познание общих черт явлений- генерализирующий метод, (из многообразия данности выбираются повторяющиеся моменты), при индивидуализирующем- отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления. Первый способ соответствует естественным, второй - историческим наукам. Р. выделил 6 основных категорий ценностей: истину, красоту, безличную святость, нравственность, счастье и личную святость.  истина понимается не как согласованность представлений с действительностью, а как согласованность представлений м/у собой. В итоге Р. пришел к идее о том, что  фил явл делом «теоретического человека», кот может в чистых понятиях схватить мир как целое, в то время как «целостный человек» с его чувствами, желаниями, «жизнью» остается всегда в пределах своей точки зрения.

Марбургская. Герман Коген(1842-1918)-основатель школы; Пауль Наторп(1854-1942) и Эрнст Кассирер(1874-1945). Познание того мира в котором мы живём есть дело частных наук. Общее направление развития школы Когена – избавление от дуализма – «вещи-в-себе». Бытие у Когена – бытие категорий как единственно возможное бытие. Предметный мир и познаваемый мир, совпадают друг с другом, если мы имеем дело с категориями. Т.о.Коген считает, что чувственность не может иметь априорных форм. У Канта речь не идет о человеческом физиологическом аппарате, а о логической структуре познания. Коген считает, что форма не относится к чувственности, она имеет логический характер. На стороне чувственности остается чистый хаос ощущений, на стороне рассудка – способность конструирования. Т.о. снимаются Кантовские ограничения. В соответствии с Кантом нельзя сконструировать существование, бытие, в соответствии с Когеном бытие – результат нашей мысли. Э. Кассирер. Работа «Понятие субстанции, понятие философии». В этой работе дана функциональная интерпретация науки, отрицание всякой субстанции. Кассирер исходит из принципа – нет ничего данного, все задано. С 20-х гг. Кассирер строит философию культуры: «Философию символических форм». Здесь с позиций неокантианства строится картина не только познания, а культуры в целом: язык, история, искусство, религия и т.д. Центральная идея – идея символа и символизирующей деятельности. Понятие символа, представляющее собой не что иное, как модификацию кантовской «априорной формы», т.е. означающее формальный синтез чувственного многообразия. Вопрос о том, есть ли реальность помимо символа, К. характеризует как философски неуместный и мистический. Решение проблем культуры и человеческого бытия сводится к отысканию формообразующего принципа, а не к раскрытию содержания, могущего скрываться за символическими формами. При этом К. не отрицает интенциональной природы символа как указующего на «нечто». Однако под этим «нечто» подразумевается у него единство функции самого формообразования, т.е. правила символического функционирования. Культура, в итоге, является символизирующей деятельностью разума и продукт этой деятельности.   Человек – продукт этого символа, он изначально живет в символическом мире. Символизирующая деятельность – это конструирующая деятельность рассудка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14781. Қазақтың ұлттық аспаптары 127 KB
  Қазақтың ұлттық аспаптары. Адырна Адырна қазақ халқының өте ерте заманнан келе жатқан көп ішекті музыка аспабының бірі. Ежелгі заманда бұл аспапты аңшылар ұстаған. Садақ атып жебе тартып аң құстарды аулаған. Әуелде адырна садақ пішінді болды. Кейін бұл аспапты бұ
14782. Қазанғап күйші 63.5 KB
  Қазанғап күйші Тілепбергенұлы Қазанғап 1854-1927 қазақтың әйгілі күйшікомпозиторы. Туыпөскен жері – арал көлінің жағасы Құланды түбегінің Ақбауыр деген жері. Топырақ бұйырған жері – сол Ақбауыр маңы Айшуақ ауылының іргесі. Шыққан тегі – Ұлы жүз құрамындағы байырғ
14783. Қорқыт- қылқобыз өнерінің негізін қалаушы 81.61 KB
  Қорқыт қылқобыз өнерінің негізін қалаушы Қорқыт есімі де XIII ғасыр бойы халықтың мұңы мен зарын қуанышы мен қайғысын үміті мен арманын баяндап үні мен сарынын сақтап келген қобыз да оның әуені де киелі. Сондықтан Қорқыт десек қобызды қобыз десек Қорқытты көз а
14784. Қылқобыздың қос қыраны 62 KB
  Қылқобыздың қос қыраны Қылқобыздың шығу тарихын сонау атам заманнан белгілі бақсы балгерлерді жебеп жасқаушы түркілердің бабасы тұңғыш қобызшы Қорқыт ата есімімен байланыстырып аңыз етіп айтады. Халық арасына кең тараған аңызда былай дейді: – Қорқыт 20 жасқа тол...
14785. Манарбек Ержанов 97 KB
  Манарбек Ержанов Ержанов Манарбек 1901-1966 әнші актер композитор. Қазақстанның халық артисі. Ол Ақан сері Біржан сал және басқалары сияқты композиторлар әншілердің композиторлықәншілік мектебін лайықты тұрақты жалғастырушы болып табылады. Ол белгілі әнші жә...
14786. Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері 38.5 KB
  Музыкалық білім және музыкалық ғылымның өзекті мәселелері Төл музыка дәстүр тереңінен тамыр тартып біліктілік пен кәсіпқойлық деңгейде шыңдалса ғана өрге шабады. Қазақтың дәстүрлі музыкасын жоғары кәсіптік деңгейде өркендету мәселесіне түбегейлі бет бұрылып ұл...
14787. Мусин Қапан Әубәкірұлы 249 KB
  Мусин Қапан Әубәкірұлы. 1921 жылы Батыс Қазақстан обылысы Жәнібек ауданының Ақоба ауылында дүниеге келген. 1970 жылдың 21 сәуірінде Алматы қаласында қайтыс болған. Қазақ композиторы. 19391941 жылдары Мәскеу консерваториясының қазақ студиясында дәріс алған. Ұлы Отан соғысыны
14788. Нұрғиса Тілендиев 56 KB
  Нұрғиса Тілендиев Тілендіұлы Нұрғиса 1925-1998 – қазақтың әйгілі күйші композиторы дирижер дәулескер домбырашы. Туып өскен жері Алматы облысының Іле ауданына қарасты Шилікемер ауылы. Топырқ бұйырған жері Жамбыл кесенесінің іргесі. Москваның П.И.Чайковский атын...
14789. Саз әлемінің сардары 55 KB
  Саз әлемінің сардары А.Жұбановтың қазақ мәдениетіне қосқан үлесі ұшантеңіз. 1933 жылдың ақпанынан басталған еңбек жолы қазақ өнері мен мәдениетінің қалыптасуы дамуы және өркендеуі жолында алтын әріптермен жазылған жемісті беттеріне айналды. Бұл кезең жаңадан қаулап ...