95180

Неокантианство: Марбургская и Фрайбургская школы

Доклад

Логика и философия

Неокантианство зародилось в Германии и пыталось возродить важные принципы философии Канта. В неокантианстве отчетливо выделяются две фил школы: Марбургская и Баденская. И та и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания.

Русский

2015-09-20

35.5 KB

0 чел.

Неокантианство: Марбургская и Фрайбургская школы.  К сер 19 в. определился нов интерес к кантовской фил. Неокантианство зародилось в Германии и пыталось возродить важные принципы философии Канта. В неокантианстве отчетливо выделяются две фил школы: Марбургская и Баденская. И та и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания. Марбургская школа занималась естествознанием, утвержд что познание мира-дело частных наук. Главное мышление, воля чувства; а Баденская - соц-ми науками,разрабатыв теорию  ценностей (фил как ценность) и методологии наук гуманитарного цикла.

Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология. 

Баденская:. Гл фигурами  были  В. Виндельбанд(1848-1915) и Г. Риккерт(1863-1936).Задачи: 1.Попытка создать методологию для ист. науки. 2. Понимания философии, как учения о ценностях. Школа ориентирована на гуманитарные науки, основной интерес для них представляет «Критика способности суждения» И.Канта.  Возврат к Канту не означает принятие всего Кантовского учения. Цель – критическая ревизия Канта. Центральными для них были понятия "значимость" и "ценность", ими высоко оценивалось философское значение проблемы научного метода. С их точки зрения, основу объективного бытия образуют не логические, а аксиологические, основанные на ценностях законы. основу бытия образуют ценности, независимые от разума и даже от «сознания вообще». Ценности, о которых идет речь в науке, логике, морали, эстетике и т.д., обладают абсолютной значимостью. Это имманентные, идеальные законы. Есть три класса ценностей: ценности истинного, нравственного и прекрасного, а над ними, по Виндельбанду, находятся ценности религиозного. Религиозным ценностям свойственно то, что они немыслимы без трансцендентной реальности. Бог для нас недостижим, но чтобы верить в Бога, - а эта вера требуется в силу существования религиозных ценностей, - нам не надо его понимать. Виндельбанд высказался против традиционного разделения научных дисциплин на науки о природе и науки о духе, которое было основано на различении их предметных областей. Между тем следует классифицировать науки в соответствии не с предметом, а с методом, особым для каждого типа наук, а также их познавательными целями. Существуют два основных типа наук. 1. те кот отыскивают общие законы, господствующий в них тип познания и метода именуется "номотетическим" (то,что всегда имеет место). Ко 2 относятся науки, которые описывают специфические и неповторимые события. Тип познания и метода в них — идиографический (т.е. фиксирующий индивидуальное). Риккерт развивал идеи В. У него 2 метода: познание общих черт явлений- генерализирующий метод, (из многообразия данности выбираются повторяющиеся моменты), при индивидуализирующем- отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления. Первый способ соответствует естественным, второй - историческим наукам. Р. выделил 6 основных категорий ценностей: истину, красоту, безличную святость, нравственность, счастье и личную святость.  истина понимается не как согласованность представлений с действительностью, а как согласованность представлений м/у собой. В итоге Р. пришел к идее о том, что  фил явл делом «теоретического человека», кот может в чистых понятиях схватить мир как целое, в то время как «целостный человек» с его чувствами, желаниями, «жизнью» остается всегда в пределах своей точки зрения.

Марбургская. Герман Коген(1842-1918)-основатель школы; Пауль Наторп(1854-1942) и Эрнст Кассирер(1874-1945). Познание того мира в котором мы живём есть дело частных наук. Общее направление развития школы Когена – избавление от дуализма – «вещи-в-себе». Бытие у Когена – бытие категорий как единственно возможное бытие. Предметный мир и познаваемый мир, совпадают друг с другом, если мы имеем дело с категориями. Т.о.Коген считает, что чувственность не может иметь априорных форм. У Канта речь не идет о человеческом физиологическом аппарате, а о логической структуре познания. Коген считает, что форма не относится к чувственности, она имеет логический характер. На стороне чувственности остается чистый хаос ощущений, на стороне рассудка – способность конструирования. Т.о. снимаются Кантовские ограничения. В соответствии с Кантом нельзя сконструировать существование, бытие, в соответствии с Когеном бытие – результат нашей мысли. Э. Кассирер. Работа «Понятие субстанции, понятие философии». В этой работе дана функциональная интерпретация науки, отрицание всякой субстанции. Кассирер исходит из принципа – нет ничего данного, все задано. С 20-х гг. Кассирер строит философию культуры: «Философию символических форм». Здесь с позиций неокантианства строится картина не только познания, а культуры в целом: язык, история, искусство, религия и т.д. Центральная идея – идея символа и символизирующей деятельности. Понятие символа, представляющее собой не что иное, как модификацию кантовской «априорной формы», т.е. означающее формальный синтез чувственного многообразия. Вопрос о том, есть ли реальность помимо символа, К. характеризует как философски неуместный и мистический. Решение проблем культуры и человеческого бытия сводится к отысканию формообразующего принципа, а не к раскрытию содержания, могущего скрываться за символическими формами. При этом К. не отрицает интенциональной природы символа как указующего на «нечто». Однако под этим «нечто» подразумевается у него единство функции самого формообразования, т.е. правила символического функционирования. Культура, в итоге, является символизирующей деятельностью разума и продукт этой деятельности.   Человек – продукт этого символа, он изначально живет в символическом мире. Символизирующая деятельность – это конструирующая деятельность рассудка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10216. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕТВА 281.5 KB
  Анализ исторического опыта взаимодействия общественных организаций и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Разработка теоретических аспектов необходимых для создания эффективной системы взаимодействия. Анализ нормативно-правовой базы регулирующей взаимодействие институтов гражданского общества с подразделениями УИС...
10221. Реформы в области образования и просвещения 28.66 KB
  Реформы в области образования и просвещения В истории народного образования России петровская эпоха занимает особое место уже потому что в это время впервые были созданы светские учебные заведения. Однако потребность в светском образовании определилась ещё в семнадц
10222. Конструктор и деструктор 113 KB
  Конструктор и деструктор. При создании объектов одной из наиболее широко используемых операций которую выполняется в программах является инициализация элементов данных объекта. Единственным способом с помощью которого можно обратиться к частным элементам данн...
10223. Введение в Delphi 43.5 KB
  Введение в Delphi Delphi это мощная среда для скоростной разработки приложений RAD Rapid Application Development. В ее основу легли концепции объектно-ориентированного программирования на базе языка Object Pascal и визуального подхода к построению приложений. Первой средой разработки с...
10224. Среда программирования Delphi 97.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Среда программирования Delphi Цель работы: изучить главные части рабочей среды программирования и основные части программы созданной в Delphi, научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windowsприложении; познакомиться с компонентами классов...