95181

Симеон Людвигович Франк «Духовные основы общества. Введение в социальную психологию» (1917)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Это единство сверхвременно и претворяет связь настоящего с прошлым и будущим. Благодаря своей сверхвренности соборное единство образует жизненное содержание самой личности и оттого умаление действия соборности означает умаление личности ее лишение.

Русский

2015-09-20

33.5 KB

1 чел.

Симеон Людвигович Франк  «Духовные основы общества. Введение в социальную психологию» (1917)

1 часть. В основе общества должна быть соборность, преодолевающ. односторонн. коллективизма и индивидуализма. Люди не внешнее средство жизни, а внутреннее содерж. бытия. Франк против поклонения любым политич, соц, экономич. идеалам

Общественн. бытие нельзя свести ни к материал., ни к органическому, ни к душевному. Оно нематериально, но в то же время — не психично, ибо надындивидуально. Общественное бытие- всегда есть внешнее выражение духовной жизни

2 часть книги (“Основные принципы общественной жизни”). Обществ. жизнь не только предметн. действительность, но творение духа=>метод познания-синтез эмпирич.,рацион.,ценностного подходов. Общество — это самобытная, внутренне целостная реальность, особый, духовно связанный организм. Это единство, общность порядка и форм жизни определяются общностью человеческих потребностей и человеческой природы. Специфику органического единства общества –в его надвременности.(человеческое сознание вкл. в себя и память о предках ,и устремление к целям);в его надиндивидуальности, сверхличности. Общество-это множественность в единстве-единство разнородного и однородного в людях(вследствие дуализма чел. природы-из за грехопад.)=>Обществ. бытие-слияние 2х качественно противоп.областей-1)реальн.конкретно-временной и 2)объект.-идеальной(сверхчувств,сверхличной).(1-мир конкретный реальный,мир вещей,процессов; 2)неизменные числа,логич.законы вечные начала, истины нравств.сознания) Эти 2 области не противопоставлены, напротив образуют 3 род бытия(двуединство внутр. духовн. жизн. и ее внешнего воплощ.)

Принцип соборности, выражающий внутренне-интимное отношение людей друг к другу, их сопричастность к сердечному знаю -  вере. В соиальной фил-и Франка соборность упрочивает внутреннее единство общества, выступающее в форме онтологического единства я и ты. Это единство сверхвременно и претворяет связь настоящего с прошлым и будущим. Благодаря своей сверхвренности соборное единство образует жизненное содержание самой личности и оттого умаление действия соборности означает умаление личности ее лишение. Соборная жизнь есть жизнь в Боге, ее цель – обожение человека, возможно более полное воплощение в человеческой  жизни всей полноты  божественной правды. Но для этого необходимо  прежде всего уяснение иерархической структуры тех начал, которые данную цель выражают, а именно триединства служения, солидарности и свободы. Философ выделяет четыре аспекта соборности, которые отличают ее от других социальных феноменов. 1) Соборность есть единство “я” и “ты”, вырастающее из первичного в данном отношении единства “мы”. 2) Соборное единство коренится в жизненном содержании самой личности, которое в основе своей — любовь. 3) Любить можно только индивидуальное, и потому соборность есть там, где можно усмотреть личностное начало. 4) В соборности осуществляется сверхвременное единство человеческих поколений, когда прошлое и будущее живут в настоящем.(не совсем славянофильская соборность. Общинное сведено к мин. и по большей части отнесено к обществ.. На 1  плане — способность личности благодаря любви выйти в измерение общности, оставаясь собой.)

Гос-во появилось из за иноземн. вторжений. Госуд-это проявление созидательн. творческого мужского начала в обществ. жизни. Власть это взаимовлияние. В основе власти, как адекватной онтологич. природе общества, лежит свободный акт веры в авторитетность влавствующего. Власть может быть только над душами, она возникает благодаря наличию «харисмы»-объктн-божественной избранности.=>власть-облад. сверхчеловеч.,мистич. значением. Власть начало планомерности;гражданское общество начало-спонтанности и свободы. Гражданское общ-форма свободного обществ. сотрудничества, для достиж. единства. Задача гос-ва организовать эту свободу.

Апология принципа иерархизма, как неотъемлемого свойства общества. Лучшие должны руковод. худшими. Критика демократической идеи равенства(кот. приводит к атеизму,человекобожию).Идея равенства эмпирич. неосуществима(вследств. греховности)Но онтологич. все едины-в отношен. к Богу. Истинная иерархия-каждый на своем месте в соответствии с достоинствами и способностями. Согласно С.Л. Франку, иерархичность способствует единству общества. Это происходит в результате целенаправленных действий правящего слоя. Обеспечение единства общества возможно только тогда, когда отдельные ячейки образуют цепочку связей между собой, построенную по определенным принципам (например, по функциям, по профессиям). Техника принятия политических решений изначально не позволяет всему народу участвовать в их подготовке и реализации. Этим занимается узкая группа лидеров, предлагающая (или навязывающая) свое видение той или иной проблемы. Непосредственная демократия могла существовать только на самых ранних стадиях развития общества. Оборотной стороной иерархизма в развитии любого социума является проблема равенства. Оно, согласно С.Л. Франку, нигде не может быть осуществлено. Притязания и обязанности людей очень сложно уравнивать. Тем более что философ исходит из приоритета обязанностей над правами. Демократия, по его мнению, отрицая принципы иерархизма и аристократизма, стремится только к тому, чтобы никто не мог выделиться из общей массы. Таким образом, лишь понижается общий уровень развития социума.

По С.Л. Франку, возможно только одно отношение, в котором люди равны фактически, это отношение к Богу. Перед Ним нет различий. Все одинаково должны служить. Богу и Правде, и именно в этом мыслитель видит источник равенства.

Меньшинство всегда господствует над большинством. Чтобы не употреблять термина олигар- хия, дурного властвования меньшинства, Франк гово- рит об олигократии. Неконтролируемое господство масс возможно только в момент временного разложе- ния общества. Существует специальная общественная сила, обес- печивающая устойчивость целого. Это государство. Франк отвергает две крайности в подходе к государст- ву. Прежде всего либеральное «манчестерство», отвер- гающее всякое вмешательство государства во внутрен- нее устройство общества, превращающее государство в «ночного сторожа». При этом пропадает соборное единство общества. Оно исчезает и при другой крайно- сти — социалистическом строе, опекающем с помощью государства все проявления внутренней жизни. Горо- довой на страже миросозерцания — городовой, кото- рый не загоняет вора или пьяницу в участок, а загоня- ет людей в церковь  — есть мерзость запустения. В отличие от государства, возникающего путем на- силия, гражданское общество слагается спонтанно, это молекулярная общественная связь. Индивиды — не атомы, существующие сами по себе. Не интересы лич- ности, а интересы служения правде требуют в силу не- устранимого функционального значения личной свобо- ды расчленения общества на отдельные защищенные правом центры свободной активности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73940. УПРАВЛİННЯ АКТИВАМИ 98.5 KB
  Розглядаючи наведену формулу необхідно визначити період який потрібен для перетворення виробничих запасів дебіторської і кредиторської заборгованості в готівку.з середній період обороту дебіторської заборгованості...
73941. Фінансовий аналіз діяльності ПрАТ ЧШФ Елегант 1.2 MB
  Джерела інформації та форми документації. Капітал підприємства, показники його стану, динаміки та використання. Економічна сутність і класифікація капіталу підприємства. Показники стану капіталу підприємства. Капітал підприємства ПрАТ ЧШФ «Елегант». Фінансовий аналіз діяльності ПрАТ ЧШФ «Елегант». Аналіз структури балансу, складу майна та джерел його формування. Аналіз ліквідності ПрАТ ЧШФ «Елегант»
73942. УПРАВЛIННЯ IНВЕСТИЦIЯМИ 151.5 KB
  Економічна сутність інвестицій та їх класифікація Ефективне управління інвестиціями обумовлює необхідність: зясування сутності інвестицій та можливості їх реалізації в різних формах; розробки і реалізації інвестиційної стратегії як головної мети інвестиційної діяльності; урахування класифікації інвестицій; вибору та оцінки ефективності інвестиційних проектів підприємств; забезпечення оптимального співвідношення джерел фінансування в реальних капітальних інвестицій; оцінювання ефективності фінансових інвестицій та формування оптимального...
73943. Етапи формування команди 45.5 KB
  Люди, обєднані в робочу групу, мають різні мотиви і очікування. Важливо розуміти, в чому буде виграш кожного учасника у разі загального успіху проекту, і використовувати це знання для об'єднання співробітників.
73944. ТИПОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО СУБЪЕКТА 77 KB
  В эпосе герой еще всецело находится в зависимости от божества: он не может действовать самостоятельно он по словам Б. Герой обладает теми же качествами что и боги но он жертва тех свойств носителем которых является. Тематическая близость обнаруживается между Бедными людьми и повестью Белые ночи герой которой дает себе уничижительную характеристику: Мечтатель не человек а знаете какоето существо среднего рода.
73945. ШКОЛЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 148.5 KB
  Гадамер утверждает что смысловые потенции текста далеко выходят за пределы того что имел в виду его создатель. Суть интерпретации для Хирша как и деконструктивистов состоит в том чтобы из знаковой системы текста создать нечто большее чем его физическое бытие создать его значение. В повседневной практике интерпретации Хирш видит подтверждение онтологического равенства всех возможных значений интерпретируемого текста.
73946. Финансы, конспект лекций 2.73 MB
  Исследование системы финансовых экономических отношений возникающих по поводу образования и использования фондов денежных средств сложный процесс. Finnci1 в переводе означают наличность доход ; в широком смысле денежные средства денежные обороты . Главное назначение финансов состоит в том чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Национальный доход страны равен валовому общественному продукту...
73947. Разрывные нарушения. Трещиноватость, кливаж 41.5 KB
  Понятия о согласном и несогласном залегании осадочных пород. Они выражаются в нарушении сплошности горных пород т.Разрывы со смещением горных пород. Часто сместитель может представлять целую зону раздробленных пород; иметь выпуклую или вогнутую форму быть волнистыми.