95181

Симеон Людвигович Франк «Духовные основы общества. Введение в социальную психологию» (1917)

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Это единство сверхвременно и претворяет связь настоящего с прошлым и будущим. Благодаря своей сверхвренности соборное единство образует жизненное содержание самой личности и оттого умаление действия соборности означает умаление личности ее лишение.

Русский

2015-09-20

33.5 KB

1 чел.

Симеон Людвигович Франк  «Духовные основы общества. Введение в социальную психологию» (1917)

1 часть. В основе общества должна быть соборность, преодолевающ. односторонн. коллективизма и индивидуализма. Люди не внешнее средство жизни, а внутреннее содерж. бытия. Франк против поклонения любым политич, соц, экономич. идеалам

Общественн. бытие нельзя свести ни к материал., ни к органическому, ни к душевному. Оно нематериально, но в то же время — не психично, ибо надындивидуально. Общественное бытие- всегда есть внешнее выражение духовной жизни

2 часть книги (“Основные принципы общественной жизни”). Обществ. жизнь не только предметн. действительность, но творение духа=>метод познания-синтез эмпирич.,рацион.,ценностного подходов. Общество — это самобытная, внутренне целостная реальность, особый, духовно связанный организм. Это единство, общность порядка и форм жизни определяются общностью человеческих потребностей и человеческой природы. Специфику органического единства общества –в его надвременности.(человеческое сознание вкл. в себя и память о предках ,и устремление к целям);в его надиндивидуальности, сверхличности. Общество-это множественность в единстве-единство разнородного и однородного в людях(вследствие дуализма чел. природы-из за грехопад.)=>Обществ. бытие-слияние 2х качественно противоп.областей-1)реальн.конкретно-временной и 2)объект.-идеальной(сверхчувств,сверхличной).(1-мир конкретный реальный,мир вещей,процессов; 2)неизменные числа,логич.законы вечные начала, истины нравств.сознания) Эти 2 области не противопоставлены, напротив образуют 3 род бытия(двуединство внутр. духовн. жизн. и ее внешнего воплощ.)

Принцип соборности, выражающий внутренне-интимное отношение людей друг к другу, их сопричастность к сердечному знаю -  вере. В соиальной фил-и Франка соборность упрочивает внутреннее единство общества, выступающее в форме онтологического единства я и ты. Это единство сверхвременно и претворяет связь настоящего с прошлым и будущим. Благодаря своей сверхвренности соборное единство образует жизненное содержание самой личности и оттого умаление действия соборности означает умаление личности ее лишение. Соборная жизнь есть жизнь в Боге, ее цель – обожение человека, возможно более полное воплощение в человеческой  жизни всей полноты  божественной правды. Но для этого необходимо  прежде всего уяснение иерархической структуры тех начал, которые данную цель выражают, а именно триединства служения, солидарности и свободы. Философ выделяет четыре аспекта соборности, которые отличают ее от других социальных феноменов. 1) Соборность есть единство “я” и “ты”, вырастающее из первичного в данном отношении единства “мы”. 2) Соборное единство коренится в жизненном содержании самой личности, которое в основе своей — любовь. 3) Любить можно только индивидуальное, и потому соборность есть там, где можно усмотреть личностное начало. 4) В соборности осуществляется сверхвременное единство человеческих поколений, когда прошлое и будущее живут в настоящем.(не совсем славянофильская соборность. Общинное сведено к мин. и по большей части отнесено к обществ.. На 1  плане — способность личности благодаря любви выйти в измерение общности, оставаясь собой.)

Гос-во появилось из за иноземн. вторжений. Госуд-это проявление созидательн. творческого мужского начала в обществ. жизни. Власть это взаимовлияние. В основе власти, как адекватной онтологич. природе общества, лежит свободный акт веры в авторитетность влавствующего. Власть может быть только над душами, она возникает благодаря наличию «харисмы»-объктн-божественной избранности.=>власть-облад. сверхчеловеч.,мистич. значением. Власть начало планомерности;гражданское общество начало-спонтанности и свободы. Гражданское общ-форма свободного обществ. сотрудничества, для достиж. единства. Задача гос-ва организовать эту свободу.

Апология принципа иерархизма, как неотъемлемого свойства общества. Лучшие должны руковод. худшими. Критика демократической идеи равенства(кот. приводит к атеизму,человекобожию).Идея равенства эмпирич. неосуществима(вследств. греховности)Но онтологич. все едины-в отношен. к Богу. Истинная иерархия-каждый на своем месте в соответствии с достоинствами и способностями. Согласно С.Л. Франку, иерархичность способствует единству общества. Это происходит в результате целенаправленных действий правящего слоя. Обеспечение единства общества возможно только тогда, когда отдельные ячейки образуют цепочку связей между собой, построенную по определенным принципам (например, по функциям, по профессиям). Техника принятия политических решений изначально не позволяет всему народу участвовать в их подготовке и реализации. Этим занимается узкая группа лидеров, предлагающая (или навязывающая) свое видение той или иной проблемы. Непосредственная демократия могла существовать только на самых ранних стадиях развития общества. Оборотной стороной иерархизма в развитии любого социума является проблема равенства. Оно, согласно С.Л. Франку, нигде не может быть осуществлено. Притязания и обязанности людей очень сложно уравнивать. Тем более что философ исходит из приоритета обязанностей над правами. Демократия, по его мнению, отрицая принципы иерархизма и аристократизма, стремится только к тому, чтобы никто не мог выделиться из общей массы. Таким образом, лишь понижается общий уровень развития социума.

По С.Л. Франку, возможно только одно отношение, в котором люди равны фактически, это отношение к Богу. Перед Ним нет различий. Все одинаково должны служить. Богу и Правде, и именно в этом мыслитель видит источник равенства.

Меньшинство всегда господствует над большинством. Чтобы не употреблять термина олигар- хия, дурного властвования меньшинства, Франк гово- рит об олигократии. Неконтролируемое господство масс возможно только в момент временного разложе- ния общества. Существует специальная общественная сила, обес- печивающая устойчивость целого. Это государство. Франк отвергает две крайности в подходе к государст- ву. Прежде всего либеральное «манчестерство», отвер- гающее всякое вмешательство государства во внутрен- нее устройство общества, превращающее государство в «ночного сторожа». При этом пропадает соборное единство общества. Оно исчезает и при другой крайно- сти — социалистическом строе, опекающем с помощью государства все проявления внутренней жизни. Горо- довой на страже миросозерцания — городовой, кото- рый не загоняет вора или пьяницу в участок, а загоня- ет людей в церковь  — есть мерзость запустения. В отличие от государства, возникающего путем на- силия, гражданское общество слагается спонтанно, это молекулярная общественная связь. Индивиды — не атомы, существующие сами по себе. Не интересы лич- ности, а интересы служения правде требуют в силу не- устранимого функционального значения личной свобо- ды расчленения общества на отдельные защищенные правом центры свободной активности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60186. Стройові прийоми і рух без зброї 131 KB
  Строї та їх елементи стройове положення повороти на місці рух стройовим і похідним кроком вихід зі строю підхід до начальника повернення до строю. вихід зі строю підхід до начальника повернення до строю.
60187. Постороение выкроек головных уборов 29.5 KB
  Форма козырька его длина будут зависеть только от Вашей фантазии И наконец построение круглой шляпки но состоящей не из клиньев а как бы из двух полукруглых бочков и средней части имеющей прямоугольную форму.
60191. Свято «Прощавай, початкова школа!» 53.5 KB
  Звучить святкова музика. Лунають фанфари. 1учень. Слухайте! 2 учень. Слухайте! 1учень. І не кажіть, що ви не чули! 2учень. І не кажіть, що ви не бачили! 1 учень. Сьогодні в нашому шкільному королівстві – свято!
60192. Сценарій тематичного вечора Дня Матері на тему «Рідна мати моя» 73 KB
  Спливли роки мов човник по воді І ведмежа стареньке десь поділось Та очі мами сині та сумні Моїм дитинством вранці подивились Анастасія Клєцова Руда Дитинство Ведуча 2 Кожна мама дає дитині свій наказ свою любов.
60193. Сценарій виховного заходу «Від зернини до хлібини» 72 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про походження хліба, розвивати знання про професії, повязані з вирощуванням зернових культур,різновиди зернових культур. Виховувати любов до хліба, та бережливе ставлення до нього; повагу і пошану до людей хліборобської професії.