95182

Общественно-политическое развитие СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель»

Доклад

История и СИД

Одно из центральных мест в деятельности Н.С. Хрущева занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм политического режима, сложившегося в стране, особенно по преодолению культа личности И.В. Сталина: 1) в печати началась критика этого явления; 2) проводилась реорганизация правоохранительных органов...

Русский

2015-09-20

36.5 KB

11 чел.

Общественно-политическое развитие СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель».

После смерти Сталина 5 марта 1953 г. произошло обострение борьбы в руководстве страны за власть. Попытка Л.П. Берии занять место вождя провалилась. 26 июня 1953 г. он был арестован и вскоре казнен, но не за свои преступления, а по сфабрикованным обвинениям в шпионаже. Наиболее удачливым в борьбе за власть оказался Н.С. Хрущев (с сентября 1953 г. он являлся Первым секретарем ЦК КПСС). Но для окончательного укрепления своего положения Н.С. Хрущеву пришлось преодолеть противодействие со стороны старой сталинской гвардии. Основными его оппонентами стали члены Президиума ЦК партии: В.М. Молотов, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович.

   Преодоление культа личности Сталина

   Одно из центральных мест в деятельности Н.С. Хрущева занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм политического режима, сложившегося в стране, особенно по преодолению культа личности И.В. Сталина: 1) в печати началась критика этого явления; 2) проводилась реорганизация правоохранительных органов; 3) осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий; 4) генеральное значение в общественно-политической жизни страны имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.), на закрытом заседании которого Н.С. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Этот доклад не был опубликован, хотя широко обсуждался в партийных организациях страны. (Текст доклада был впервые напечатан в СССР в 1989 г.)

   С 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны.

   Началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. С 1954 г.: 1)освоение целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения зерновой проблемы. К 1958 г. было освоено 42 млн га земель;

   2) проведена реорганизация МТС;

   3) взят курс на укрупнение колхозов;

   4) проведено свертывание личных подсобных хозяйств. Но продовольственная проблема продолжала оставаться острой. СССР начал покупать зерно за рубежом. После кратковременного увеличения урожаи на целине резко упали из-за эрозии почвы, засух.

   Переориентирование экономики на развитие аграрной сферы было кратковременным. Вскоре восстанавливается принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959–1965 гг.).

   Курс на развитие промышленного сектора экономики:

   1) большое внимание в эти годы уделялось внедрению в производство новейших научно-технических достижений;

   2) в 1957 г. был принят Закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Организационной формой управления стали советы народного хозяйства (совнархозы).

   Были осуществлены социальные мероприятия:

   1) развернуто массовое жилищное строительство;

   2) повышены пенсии, а с 1964 г. они впервые стали выдаваться колхозникам;

   3) в 1956–1957 гг. рабочие и служащие переведены на 7-часовой рабочий день.

   В период руководства Н.С. Хрущева была принята новая программа КПСС, которая определила конкретные сроки и задачи коммунистического строительства.

   Но результаты реорганизации экономики и политических структур (в большей степени разделение партийных структур по производственному принципу) угрожали стабильному существованию партийного аппарата. В 1964 г. Н.С. Хрущев был снят с поста руководителя страны и отправлен в отставку

«ОТТЕПЕЛЬ»

   Десятилетие с 1954 по 1964 г. вошло в историю страны как время «оттепели». Смерть Сталина, устранение от власти Берии положило конец массовому террору в стране. Из лагерей и тюрем возвращались политические заключенные. Критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, порождала веру, надежду на изменение к лучшему. Изменения в общественной жизни дали мощный стимул к развитию культуры и искусства. Возник новый тип мировоззрения, новый тип человека – «шестидесятника» – романтика, которому не чужды принципиальность, готовность к социальной критике при беззаветной вере в идеалы ленинизма и революции молодого советского человека В СССР в 60-е гг. большое распространение среди молодежи получает бардовская песня. Авторские песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича и др. расходились по всей стране, часто в виде кустарных записей. Их распространению способствовало массовое обзаведение магнитофонами («магнитофонная революция»).

   1. С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой: публиковались ранее запрещенные стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, рассказы М. Зощенко.

   2. Начали издаваться 28 новых журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты, в которых печатались произведения на запретные ранее темы. Так, в журнале «Новый мир» вышла повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о массовом терроре, сталинских лагерях.

   3. Руководство партии признавало свои ошибочные решения по некоторым вопросам. Так, были приняты постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер „Богдан Хмельницкий“, „От всего сердца“» и др.

   4. Наряду с бардами молодежь 60-х гг. была охвачена поэзией молодых литераторов: Е. Евтушенко,

   А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Они снискали себе особенную популярность необычной для советской литературы манерой стихосложения. В частности, Евтушенко подражал поэтике В. Маяковского, Вознесенский писал в стиле западно-европейского авангарда.

   5. Во время Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г., состоявшегося в Москве, впервые выставили свои работы художники и скульпторы «абстрактного» направления (Э. Неизвестный).

   Вместе с тем руководством партии определялись границы десталинизации, продолжалось идеологическое давление в духе традиционной коммунистической пропаганды.

   1. Цензурный пресс не ослабевал, продолжал свое существование. Хрущев неоднократно сам пытался определить степень свободы писателей.

   2. Принципы советской литературы, а именно «партийность», которая должна «вдохновлять» писателя на творчество, были по-прежнему актуальны. Либерализация проходила в рамках коммунистической идеологии.

   3. Противоречия идейно-политической жизни ярко отразились на отношении власти к творчеству Б. Пастернака, (роман «Доктор Живаго»), М. Хуциева (фильм «Мне двадцать лет»), Э. Неизвестного и др.

   «Дело Пастернака» наглядно показало ограниченность хрущевской «оттепели». Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за то, что он напечатал за рубежом свой роман «Доктор Живаго». Чтобы избежать высылки из страны, ему пришлось отказаться от Нобелевской премии, которая была присуждена ему за это произведение.

   Не менее сложной была судьба выдающегося поэта И. Бродского, чья поэтическая деятельность была объявлена тунеядством. В результате Бродский был сослан, а после возвращения был вынужден покинуть страну.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14013. Содержание музыкального образования 151.5 KB
  Тема: Содержание музыкального образования План. 1.Основные элементы содержания музыкального образования. 2.Содержание программ дополнительного образования в области музыкальной деятельности Содержание музыкального образования выступает как педагогическая ин
14014. Значення та завдання музичного виховання 27 KB
  Значення та завдання музичного виховання Музика як вид мистецтва має низку особливостей: Музика здатна відображати переживання людини в різні моменти її життя. Музика виконує комунікативну функцію є засобом спілкування. Музика має власну мову тобто з
14015. Вікові особливості музичного розвитку дітей 22.5 KB
  Вікові особливості музичного розвитку дітей Діти другого року життя емоційно чутливі до музики і художнього слова. У них зявляються найпростіші співочі інтонації вони підспівують дорослому закінчення музичних фраз. Розвивається здатність співвідносити рухи з м...
14016. Методи та прийоми музичного виховання 23 KB
  Методи та прийоми музичного виховання Метод це спосіб досягнення мети сукупність прийомів та операцій. За визначенням Н.Ветлугіної метод музичного виховання це дії педагога спрямовані на загальний музичноестетичний розвиток дитини. Вибір методів зале...
14017. МУЗИЧНО-РИТМІЧНІ РУХИ 88 KB
  МУЗИЧНОРИТМІЧНІ РУХИ ЗНАЧЕННЯ ТА ЗАВДАННЯ РИТМІКИ Рухи під музику одна з форм музичного виховання дітей що дозволяє їм активно виявити себе в музичній діяльності. Над створенням радянської методики музичного виховання дітей засобами рухів працювало почина...
14018. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) 11.97 KB
  Людвиг ван Бетховен 17701827 великий немецкий композитор пианист дирижер. Бетховен родился 17 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе клавесине скрипке флейте. Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композит
14019. Автоматизация проектирования систем и средств управления 662 KB
  Расчет модальных регуляторов МЕТОДИЧЕСКИЕ Указания по выполнению курсовой работы по дисциплине Автоматизация проектирования систем и средств управления СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Структура курсового проекта 1.1. Построение математической модели объекта у
14020. Могучая Кучка. Эпоха 60-х годов XIX века 68.5 KB
  Могучая Кучка. Эпоха 60х годов XIX века. Эпоху 60х годов принято исчислять с 1855 года даты бесславного окончания Крымской войны. Военное поражение царской России было последней каплей переполнившей чашу народного терпения. По стране про...
14021. Ференц Лист 1811-1886 54.5 KB
  4 Творческий путь Очень яркая и многогранная романтическая личность 2й половины 19го века. Гениальный пианист и композиторноватор. Музыкальный критик который написал много статей о музыке Письма баккалавра музыки О цыганах и их му