95183

Русский марксизм: основные направления, философские тенденции

Доклад

Логика и философия

Начало проникновения марксизма в Россию; легальный марксизм и его представители; ортодоксальный маркизм Плеханова большевистское течение в русском марксизме. Судьба марксизма на русской почве не была однозначной: он прошел через целую серию идейных превращений закрепившись в трех основных формах: ортодоксальный позитивистский и большевисткий.

Русский

2015-09-20

45.5 KB

8 чел.

Русский марксизм: основные направления, философские тенденции.

Начало проникновения марксизма в Россию; легальный марксизм и его представители; ортодоксальный маркизм Плеханова, большевистское течение в русском марксизме.

Марксизм оживил в русском обществе веру в близость национального возрождения, демократического развития России. Судьба марксизма на русской почве не была однозначной: он прошел через целую серию идейных превращений, закрепившись в трех основных формах: ортодоксальный, позитивистский и большевисткий.

Лега́льный маркси́зм — течение общественной мысли, возникшее в конце XIX века в России, предпосылкой зарождения и источником которого являлись: в узком смысле — произведения Карла Маркса, в широком смысле — и других авторов, развивавших идеи марксизма (напр, Ф.Энгельса).

В числе крупнейших представителей легального марксизма обычно называют: П. Б. Струве и его ближайших единомышленников (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. С. Изгоев). Особняком от этой группы стоит фигура другого крупнейшего русского экономиста и политика, М. И. Туган-Барановского.

Объективная неизбежность возникновения и утверждения «легального марксизма» в России, выбор теории Маркса как критериальной основы в оспаривании альтернатив, предопределена формулой давней, восходящей к началу XIX века дискуссии о выборе пути дальнейшего развития страны (ср. западники, славянофилы, тж. почвенники). Борьба против «насаждения капитализма», неизбежно влекущего за собой деформацию всей системы общественных отношений, моральных ценностей, а значит и обострение социальных конфликтов, ведётся в то же время и на родине марксизма, в Германии. Там выходом из этого социального кризиса становится «государственный социализм», «построение» которого возглавляет лично канцлер Бисмарк. Изучение современного им европейского опыта занимает важное место в работах марксистов России.

Русский легальный марксизм, с одной стороны — локальный феномен, а с другой — объективно обусловленный этап развития марксизма как учения в глобальном, общемировом масштабе. Размежевание между знатоками Маркса по признаку отношения к революционным аспектам его учения происходило не только в России, но и во всём мире.

Ортодоксальный марксизм: Плеханов Г.В. (1856-1918).

«К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные взгляды марксизма», «История русской общественной мысли».

Был сторонником монистического понимания истории. Производил монистическую корректировку идеи Маркса об определяющей роли экономических отношений, подчиняя  их влиянию географической среды. Географическая среда, воздействуя на характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки. Отношение между основанием, т.е. базисом и надстройкой Плеханов выразил в виде так называемой «пытичленки»: 1) состояние производительных сил, 2) обусловленные им экономические отношения, 3) социально-политический строй, выросший на данной экономической основе, 4) определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека, 5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики.

Плеханову казалось, что эта монистическая формула насквозь пропитана материализмом. В его схеме идеология детерминирована не экономикой, а психикой.

Плеханов проводил монистический принцип и в диалектическом материализме. В качестве исходного начала принимал материю, наделенную такими атрибутами как протяженность (объект) и мышление (субъект). В теории познания он совершал дуализацию материи на вещь в себе, в качестве субстанции, нам совершенно неизвестна, это гносеологический предрассудок. Вид объекта зависит от организации субъекта.

Диалектический метод свел к схеме скачкообразного, революционного развития.

Марксиствующий позитивизм: А.А. Богданов (1873-1928).

Марксизм несовместим с признанием объективности какой бы то ни было истины, с признанием всяких вечных истин. Относительность истины удостоверяется тем, что в основе познавательного процесса лежит не объективный факт сам по себе, а чисто психологическая процедура подстановки, т.е. неявного, но постепенно все более осознаваемого отождествления деятельностных актов и опосредствующих эти акты идей, перенос идей с одной области на другую и персонификация результатов коллективного опыта, наделение их статусом предметности. Понятие материи возникает вследствие осознания некоторого общезначимого сопротивления человеческим усилиям, обнаруживаемого с помощью коллективного труда. Принцип подстановки у Богданова выполнял роль некой основной метафоры, позволяющей переводить индивидуальный опыт в социальный, психическое – в физическое.

Вопрос о социализме. Переживаемый человечеством кризс нельзя рассматривть как кризис перехода к социализму. Для этого еще не созданы соответствующие экономические условия. Велика разница между Европой и Россией. Другое препятствие, не создана всеобщая организационная наука, которая определила бы положительно-практические задачи построения социализма. Марксизм нацедлен лишь на боевое свержение капитализма. Не лучше обстоит дело и с современной наукой: во-первых, она развивалась без связи с вопросом о мировом хозяйственном плане, во-вторых, она буржуазна по своему миропониманию и мироотношению, по своему способу мышлении. Требуется огромная предварительная работа: ее преобразование во всех отраслях. Пока этого нет, наука остается орудием в руках господствующего класса оружием против класса, тяготеющего к социалистическому обществу.

Таким же образом должна быть создана новая пролетарская культура. Без этого пролетариат не сможет вырваться из рамок буржуазной идеологи и подготовить себя к роли организатора общества принципиально иного по строению и направлению жизни.

Выстпуал против ускорения социалистической революции в России, акцентировал внимание на создании мировой строительной науки, т.е. собственно, социологии мирового коллективизма.

Философия большевизма: В.И.Ленин (1870-1924) «Материализм и эмпириокритицизм»

Идеолог большевизма Ленин провозгласил непреложный вывод о победе социализма певоначально в одной или нескольких странах. Эти страны должны были составлять слабые звенья капитализма. К ним принадлежала и Россия. Ленин реанимировал угасшее народничество. Обращался к философии Гегеля, возрождая традиции Чернышевского. Говорил о ревизии натурфилософских положений Энгельса, о развитии революционной сути диалектического материализма применительно к современному естествознанию.

Согласно Ленину, исчезновение материи – это очередной миф идеалистической философии, исчезает не материя, а существующий предел наших знаний о материи, исчезают такие ее свойства, которые раньше казались абсолютными, неизменными. Вместе с тем в материи всегда сохраняется некая постоянная константа, не колеблемая никакими открытиями в науке. Это константа гносеологического характера: единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Если сущность или субстанция относительна, релятивна, то ее независимость от человеческого сознания вечна и неизменна. Материя есть философская категория, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

На основе гносеологического критерия Ленин подходил и к разработке диалектики. Он видел в ней прежде всего закон познания. Учитывал полемику вокруг гегелевского метода. Логику Гегеля нельзя принимать в данном виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от идейной мистики.

Гносеологическая схема: а) диалектика есть правильное отражение вечного развития мира, т.е. такое отражение, которое показывает, как могут и как бывают (становятся) тождественными противоположности. б) в человеческом сознании отдельные стороны движения фиксируются в форме понятий (кроме абсолюта, Бога). Понятия столь же подвижны, изменчивы как и сам мир, соответсвенно и на них распространяется принцип тождества противоположностей. в) истинность понятий (=знаний) доказывается практикой, которая выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действиетльностии.

В данной схеме совпадение, тождество противоположностей бралось в качестве ядра диалектики. Если начальная стадия развития совпадает с конечной, завершаюей, то не так уж трудно предвидиь будущее.

Утверждение о примате практики над теорией.

Аппеляция к практике как критерию истины стала едва ли не главной причиной  дефилософизации, а затем и деантропологизации большевизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65168. К вопросу о переходе власти в государствах Чингизидов. Золотая Орда в 1358-1362 гг.: династический кризис и феномен самозванства 153 KB
  Также мы попытаемся разобраться с проблемой самозванства ряда претендентов на трон в этот период кажется единственный беспрецедентный период в истории Золотой Орды когда к власти приходили правители с сомнительным происхождением.
65169. Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов) 214 KB
  Личность Мамая выдающегося правителя Золотой Орды Улуса Джучи второй половины XIV в. Безусловно такая задача была бы практически нерешаемой если бы в нашем распоряжении были только упомянутые нарративные источники с негативной оценкой деятельности Мамая и собственные логические умозаключения.
65170. «Закон», «обычай», «традиция» средневековых монголов в «Книге о тартарах» 81 KB
  Книга о тартарах Иоанна де Плано Карпини имеет большую ценность для исследователей права средневековых монголов поскольку в ней представлен взгляд европейского современника который к тому же побывал в Монгольской империи в эпоху преобразований.
65171. Золотоордынские ярлыки Русской Церкви как пример правоотношений светской и духовной власти на государственном и надгосударственном уровне 50 KB
  Ярлыки русской церкви представляют собой в общемто весьма распространенный тип ярлыков выдававшихся и в Монгольской империи и в ее отдельных улусах. Надо полагать что выдача ярлыков русской церкви осуществлялась всеми золотоордынскими ханами начиная с самых первых за исключением...
65172. К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы) 29 KB
  Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.
65173. ОБРАЗ МАМАЯ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ КАК СРЕДСТВО ДЕЛЕГИТИМИЗАЦИИ ВЛАСТИ ОРДЫНСКОГО ХАНА 132 KB
  В отечественной историографии правитель Золотой Орды Мамай удостоился самых отрицательных отзывов какими только характеризовались враги России. Эти характеристики могут быть отнесены к проводимой им в отношении Руси политики но некоторые источники...
65174. ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ КОЧЕВНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИС-ХАНА) 78 KB
  Другие же ногайские орды казахские узбекские монгольские сибирские ханства по мнению исследователей сделали в своем развитии шаг назад и из государств трансформировались в вождества; соответственно развитая система писанного права существовавшая...
65175. Математик, которого я знаю – Ньютон Исаак 235 KB
  Исаак Ньютон появился на свет в небольшой деревушке в семье мелкого фермера, умершего за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным, бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке, из которой он однажды выпал и сильно ударился головкой об пол.
65176. Математик, которого я знаю – Франсуа Виет 77.7 KB
  Франсуа Виет 1540-1603 Родился в 1540 году на юге Франции в небольшом городке Фантенеле Конт французской провинции Пуату Шарант в 60 км от Ла Рошели. Его отец Этьен Виет прокурор. Благодаря связям матери Маргариты Дюпон и браку своей ученицы с принцем...