95183

Русский марксизм: основные направления, философские тенденции

Доклад

Логика и философия

Начало проникновения марксизма в Россию; легальный марксизм и его представители; ортодоксальный маркизм Плеханова большевистское течение в русском марксизме. Судьба марксизма на русской почве не была однозначной: он прошел через целую серию идейных превращений закрепившись в трех основных формах: ортодоксальный позитивистский и большевисткий.

Русский

2015-09-20

45.5 KB

8 чел.

Русский марксизм: основные направления, философские тенденции.

Начало проникновения марксизма в Россию; легальный марксизм и его представители; ортодоксальный маркизм Плеханова, большевистское течение в русском марксизме.

Марксизм оживил в русском обществе веру в близость национального возрождения, демократического развития России. Судьба марксизма на русской почве не была однозначной: он прошел через целую серию идейных превращений, закрепившись в трех основных формах: ортодоксальный, позитивистский и большевисткий.

Лега́льный маркси́зм — течение общественной мысли, возникшее в конце XIX века в России, предпосылкой зарождения и источником которого являлись: в узком смысле — произведения Карла Маркса, в широком смысле — и других авторов, развивавших идеи марксизма (напр, Ф.Энгельса).

В числе крупнейших представителей легального марксизма обычно называют: П. Б. Струве и его ближайших единомышленников (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. С. Изгоев). Особняком от этой группы стоит фигура другого крупнейшего русского экономиста и политика, М. И. Туган-Барановского.

Объективная неизбежность возникновения и утверждения «легального марксизма» в России, выбор теории Маркса как критериальной основы в оспаривании альтернатив, предопределена формулой давней, восходящей к началу XIX века дискуссии о выборе пути дальнейшего развития страны (ср. западники, славянофилы, тж. почвенники). Борьба против «насаждения капитализма», неизбежно влекущего за собой деформацию всей системы общественных отношений, моральных ценностей, а значит и обострение социальных конфликтов, ведётся в то же время и на родине марксизма, в Германии. Там выходом из этого социального кризиса становится «государственный социализм», «построение» которого возглавляет лично канцлер Бисмарк. Изучение современного им европейского опыта занимает важное место в работах марксистов России.

Русский легальный марксизм, с одной стороны — локальный феномен, а с другой — объективно обусловленный этап развития марксизма как учения в глобальном, общемировом масштабе. Размежевание между знатоками Маркса по признаку отношения к революционным аспектам его учения происходило не только в России, но и во всём мире.

Ортодоксальный марксизм: Плеханов Г.В. (1856-1918).

«К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Основные взгляды марксизма», «История русской общественной мысли».

Был сторонником монистического понимания истории. Производил монистическую корректировку идеи Маркса об определяющей роли экономических отношений, подчиняя  их влиянию географической среды. Географическая среда, воздействуя на характер производительных сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития социальной надстройки. Отношение между основанием, т.е. базисом и надстройкой Плеханов выразил в виде так называемой «пытичленки»: 1) состояние производительных сил, 2) обусловленные им экономические отношения, 3) социально-политический строй, выросший на данной экономической основе, 4) определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека, 5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики.

Плеханову казалось, что эта монистическая формула насквозь пропитана материализмом. В его схеме идеология детерминирована не экономикой, а психикой.

Плеханов проводил монистический принцип и в диалектическом материализме. В качестве исходного начала принимал материю, наделенную такими атрибутами как протяженность (объект) и мышление (субъект). В теории познания он совершал дуализацию материи на вещь в себе, в качестве субстанции, нам совершенно неизвестна, это гносеологический предрассудок. Вид объекта зависит от организации субъекта.

Диалектический метод свел к схеме скачкообразного, революционного развития.

Марксиствующий позитивизм: А.А. Богданов (1873-1928).

Марксизм несовместим с признанием объективности какой бы то ни было истины, с признанием всяких вечных истин. Относительность истины удостоверяется тем, что в основе познавательного процесса лежит не объективный факт сам по себе, а чисто психологическая процедура подстановки, т.е. неявного, но постепенно все более осознаваемого отождествления деятельностных актов и опосредствующих эти акты идей, перенос идей с одной области на другую и персонификация результатов коллективного опыта, наделение их статусом предметности. Понятие материи возникает вследствие осознания некоторого общезначимого сопротивления человеческим усилиям, обнаруживаемого с помощью коллективного труда. Принцип подстановки у Богданова выполнял роль некой основной метафоры, позволяющей переводить индивидуальный опыт в социальный, психическое – в физическое.

Вопрос о социализме. Переживаемый человечеством кризс нельзя рассматривть как кризис перехода к социализму. Для этого еще не созданы соответствующие экономические условия. Велика разница между Европой и Россией. Другое препятствие, не создана всеобщая организационная наука, которая определила бы положительно-практические задачи построения социализма. Марксизм нацедлен лишь на боевое свержение капитализма. Не лучше обстоит дело и с современной наукой: во-первых, она развивалась без связи с вопросом о мировом хозяйственном плане, во-вторых, она буржуазна по своему миропониманию и мироотношению, по своему способу мышлении. Требуется огромная предварительная работа: ее преобразование во всех отраслях. Пока этого нет, наука остается орудием в руках господствующего класса оружием против класса, тяготеющего к социалистическому обществу.

Таким же образом должна быть создана новая пролетарская культура. Без этого пролетариат не сможет вырваться из рамок буржуазной идеологи и подготовить себя к роли организатора общества принципиально иного по строению и направлению жизни.

Выстпуал против ускорения социалистической революции в России, акцентировал внимание на создании мировой строительной науки, т.е. собственно, социологии мирового коллективизма.

Философия большевизма: В.И.Ленин (1870-1924) «Материализм и эмпириокритицизм»

Идеолог большевизма Ленин провозгласил непреложный вывод о победе социализма певоначально в одной или нескольких странах. Эти страны должны были составлять слабые звенья капитализма. К ним принадлежала и Россия. Ленин реанимировал угасшее народничество. Обращался к философии Гегеля, возрождая традиции Чернышевского. Говорил о ревизии натурфилософских положений Энгельса, о развитии революционной сути диалектического материализма применительно к современному естествознанию.

Согласно Ленину, исчезновение материи – это очередной миф идеалистической философии, исчезает не материя, а существующий предел наших знаний о материи, исчезают такие ее свойства, которые раньше казались абсолютными, неизменными. Вместе с тем в материи всегда сохраняется некая постоянная константа, не колеблемая никакими открытиями в науке. Это константа гносеологического характера: единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Если сущность или субстанция относительна, релятивна, то ее независимость от человеческого сознания вечна и неизменна. Материя есть философская категория, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

На основе гносеологического критерия Ленин подходил и к разработке диалектики. Он видел в ней прежде всего закон познания. Учитывал полемику вокруг гегелевского метода. Логику Гегеля нельзя принимать в данном виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от идейной мистики.

Гносеологическая схема: а) диалектика есть правильное отражение вечного развития мира, т.е. такое отражение, которое показывает, как могут и как бывают (становятся) тождественными противоположности. б) в человеческом сознании отдельные стороны движения фиксируются в форме понятий (кроме абсолюта, Бога). Понятия столь же подвижны, изменчивы как и сам мир, соответсвенно и на них распространяется принцип тождества противоположностей. в) истинность понятий (=знаний) доказывается практикой, которая выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действиетльностии.

В данной схеме совпадение, тождество противоположностей бралось в качестве ядра диалектики. Если начальная стадия развития совпадает с конечной, завершаюей, то не так уж трудно предвидиь будущее.

Утверждение о примате практики над теорией.

Аппеляция к практике как критерию истины стала едва ли не главной причиной  дефилософизации, а затем и деантропологизации большевизма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32376. Специфика детско-родительских отношений. Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей 14.57 KB
  Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей. В диагностике направления работы с ребенком условно можно выделить наиболее часто встречающиеся задачи: Контроль развития ребенка с целью своевременного обнаружения трудностей отставаний профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Полученные данные могут использоваться специалистами психологами и социальными педагогами для построения профилактической коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями. Этические нормы работы психолога не...
32377. Метод анализа результата деятельности. Анализ почерка. Анализ детского рисунка. Анализ внешнего поведения 11.75 KB
  Учение о почерке – графология. Первые научные представления появились в Древнем мире. Аббат Мишон основал первое графологическое общество. Зуев-Инсаров (в России начало 20в.) один из известных графологов. После революции графология была признана лженаукой.
32378. Понятие деятельности. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности 14.17 KB
  Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности.
32379. Основные принципы, задачи и направления работы психологической службы в образовании 13.98 KB
  Цель психологической службы в образовании максимальное содействие психическому и личностному развитию всех участников образовательного процесса. Задачи психологической службы в образовании: Выявление причин различного рода трудностей в учебновоспитательной работе с учащимися различного возраста психоаналитический подход Преодоление в рамках профессионализма отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников коррекционный подход Преодоление и помощь в решении конфликтных ситуаций и сложных вопросов. Структура психологической...
32380. Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Классификация профессий 17.89 KB
  Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Выбор профессии проф. Самоопределение которое подразумевает самостоятельный выбор профессии на основе: Объективных и достаточно полных знаний о себе своих интересах склонностях особенностях мышления памяти внимания нервной системы.
32381. Учет индивидуальных особенностей при обучении. Специфика обучения одаренных детей. Психологические причины неуспеваемости 14.22 KB
  Специфика обучения одаренных детей. Для поиска успешных форм и методов обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности: нервной системы физиологические уровень и темп психического и физического развития. Программы обучения: Образовательные ускоренное обучение обогащенное обучением углубленное и расширенное изучение отдельных тем Образовательноразвивающие развитие продуктивного мышления и личности ребенка Эльконин Давыдов Развивающие мышление личность развитие высших мыслительных процессов творческого критического...
32382. Общие представления о памяти 14.29 KB
  Никакое психическое или внешнее действие или процесс невозможны без участия процессов памяти. Виды памяти: По характеру психической активности: Двигательная запоминание сохранение и воспроизведение различных движений и их систем служит основой для навыков ходьбы письма спортивных навыков. Образная память на представления Словестнологическая память на мысли специфически человеческий вид памяти в отличие от других ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний.
32383. Психология как наука 14.95 KB
  Все так называемые движения души: эмоции чувства мышление мотивы и другие процессы возможно зафиксировать лишь через их внешние проявления. Индивидуальные психологические явления Индивидуальные психические процессы: познавательные процессы ощущения восприятие внимание память воображение мышление; эмоциональные процессы чувственный тон эмоции аффекты чувства настроение эмоциональный стресс; волевые процессы воля принятие решений преодоление трудностей борьба мотивов управление своим поведением.
32384. Ощущения 13.15 KB
  Каждое из этих свойств отражается разными органами чувств по сути это разные виды ощущений Психический образ каждого из этих свойств первоначально возникает в разных отделах мозга. Свойства ощущений: Качество это качественная характеристика ощущений позволяющая отличать одни ощущения от других и осознавать их своеобразие в пределах одного вида. Качество ощущений очень тесно связано с их модальностью. Интенсивность это количественная характеристика ощущений зависящая от силы действующего раздражителя и от функционального состояния...