95184

Философия позитивизма в России. (Предпосылки влияния философии О.Конта на русскую философию; эмпириокритицизм В.Лесевича; махизм и основные принципы эмпириоманизма А.А. Богданова.)

Доклад

Логика и философия

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную...

Русский

2015-09-20

71.5 KB

0 чел.

Философия позитивизма в России. (Предпосылки влияния философии О.Конта на русскую философию; эмпириокритицизм В.Лесевича; махизм и основные принципы эмпириоманизма А.АБогданова.)

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Этапы развития позитивизма:

  1.  Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
  2.  Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
  3.  Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
  4.  Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844)  Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную религию — так определял сам Конт свою двойную задачу. Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания — достоверное, точное, полезное. Метафизика (классическая философия) — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Конт разрабатывал идею 3-х стадий интеллектуальной эволюции человечества:

  •  Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) 
  •   Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) 
  •  Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) 

Позитивизм в России. 1)Чего нет в позитивизме? – антропологии и психологии. Русская философия сложившаяся на фоне позитивизма старается восполнить пробел антропологии. 2) В огюстконтизме есть полное доверие опыту, нет критик опыта, след-о нет гносеологии. Критика опыта – это следующий второй этап позитивизма (Махх, Авенариус),Огюстконтизм восполняется на почве русской философии. Это восполнение идет по трем линиям: 1) антропологи (Сорокин), 2) Социология (Чернышевский, Сеченов, Мечников, Ухтомский)  3) Гносеология: а) эмпириокритицизм – критика опыта(Лесевич В.В) б) эмпириомонизм.- критика опыта дополненная критикой эмпириокритицизма (Богданов).

Эмпириокритицизм – отправной пункт чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми

В.Лесевич «Эмпириокрицизм», «Письма о научной философии». Лесевич полагал, что опыт необходимо рассматривать с точки зрения текучести содержания опыта. Надо различать в содержании нашего сознания две тенденции: понятие, знание. Опыт – сознание: 1) понятия 2) знание.

Знания всегда объективны. Понятия относительны, релятивны. Не возможно достижение абсолютной истины. Не существует внеопытного знания. Но опыт не есть неизменная данность. В опыте закрепляются общезначимые элементы, индивидуальные, которые выражают субъективный момент содержания человеского сознания.

Мы обладаем общезначимыми знаниями, но в понятиях мы субъективны и не достигаем абсолютного знания. Знание общезначимо не значит, что оно абсолютно.

Все в опыт – вне опыта ничего. Ничего абсолютного, все относительно.

Махизм и основные принципы эмпириоманизма А.АБогданова. «Вера и наука».

ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. μπειρία – опыт и μόνος – один, единственный) – философская концепция, выдвинутая А.А.Богдановым в первом десятилетии 20 в. и основанная на монистическом истолковании опыта. Несмотря на эволюцию своих философских воззрений, Богданов до конца жизни оставался марксистом. Он одним из первых предпринял попытку построить такую модель философии марксизма, которая была бы направлена против ее изоляции от общего направления развития философской культуры.

В основе эмпириомонизма лежат три важнейшие установки. Первая – наивный реализм, т.е. убеждение человека практики в том, что вещи именно таковы, как человек их чувственно воспринимает, а не есть нечто скрытое под оболочкой явлений. Вторая – признание того, что «природа», т.е. низшие, неорганические и простейшие органические комбинации, есть генетически первичное, а высшие органические комбинации, ассоциативные, и особенно те, которые образуют «опыт», – генетически вторичное. Третья – познание – всегда тяготеет к единству, к монизму, поэтому философия есть не что иное, как именно стремление организовать воедино опыт, раздробленный и разрозненный силой специализации.

Сущность эмпириомонизма заключалась в отрицании каких бы то ни было различий между физическим и психическим: это две последовательные фазы организации опыта – индивидуального и социального. Второй тип организации опыта – психический вытекал из результатов первого – физического. Действительный, объективный мир, независимый мир оказывается нашим построением, созданием нашей чувственно-психической организации. Быть объективным, действительным – значит стоять в известном отношении к некоторой группе явлений, отношении, которое неодинаково не только для разной категории фактов, но для разных состояний одного и того же факта. Каждому виду реальности соответствует особая форма индивидуальной и социальной организации опыта. Эмпириомонизм приводил к безусловной релятивизации познания, к субъективно-идеалистическому истолкованию проблемы истины.

Исходными для эмпириомонизма являются понятия «опыт» и «организованность», которые впоследствии оказались центральными в богдановской тектологии. Под опытом Богданов понимает и вещи, и ощущения, поскольку и те и другие в одинаковой мере образуют материал для познания, основная задача которого по отношению к наличной системе опыта (здесь Богданов следует за Р.Авенариусом и Э.Махом) состоит в том, чтобы ориентироваться в ней с возможно меньшим трудом, с возможно большей полнотой и точностью, стремясь при этом к практически пригодной ориентировке и реализуя экономическую природу познания.

Базируясь на принципах эмпириомонизма, Богданов построил картину мира как непрерывный ряд форм организации элементов, форм, развивающихся в борьбе и взаимодействии, без начала в прошлом, без конца в будущем. Мир в этой концепции представляется цепью комплексов элементов, где каждый комплекс обладает особой организованностью. Начало цепи – хаос элементов (то, что, по мысли Богданова, материализм именует природой без человека); затем ассоциативная связь элементов – психическое, или индивидуально-организованный опыт, и, наконец, физическое и возникающее из него познание – социально-организованный опыт. В процессе труда психическое становится частью физического. Все основные философские категории получили в эмпириомонизме свою особую интерпретацию, являясь выражением и средством социальной организованности опыта и его форм.

Махи́зм — направление в философии и методологии науки конца XIX — начала XX века, основано Э. Махом и Р. Авенариусом. Частичным синонимом термина «махизм» является термин «эмпириокритицизм»: иногда под махизмом понимается только учение Маха, но не учение Авенариуса. Махизм (эмпириокритицизм) считается вторым этапом эволюции позитивизма.

Махизм относят к феноменализму, релятивизму, агностицизму. Для сторонников махизма феномены — данные сознания, элементы опыта, составляющие единственную реальность.

Основу учения Маха составляет теория (принцип) экономии мышления и идеал чисто описательной науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху необходимость приспособления организма к фактам. Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил. Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки. В развитой науке объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки махизм считает понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

В России махизм был популярен в революционной среде (эсер В. М. Чернов и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

667. Мировой товарный рынок 117.5 KB
  Прогнозирование конъюнктуры мирового товарного рынка. Понятие международного рынка, его функции и виды. Конъюнктура мирового товарного рынка. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка.
668. Активные формы работы с родителями 113 KB
  Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе. Переструктурирование жизненных стереотипов, родительских установок, формирование эффективных способов взаимодействия с собственным ребенком.
669. Философия В.С. Соловьева и русский космизм 120 KB
  Философская система В.С. Соловьева. Концепция всеединства и идея Богочеловечества. Эволюция природы и общества. Софиология С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. Философия русского космизма. Религиозный и естественнонаучный варианты космизма. Философия общего дела Н.Ф. Федорова. Представление В.И. Вернадского о ноосфере. Учение К.Э. Циолковского о разумных атомах. Н.А. Бердяев: от марксизма к христианству. Христианский персонализм Бердяева.
670. Организация как открытая система 122.5 KB
  Формирование моделей открытой и закрытой системы в рамках общей теории систем. Специфика организации как целевой социальной системы. Проблема стабильности входа и входа. Зависимость внутренней среды и внутренних процессов организации от состояния внешней среды. Эквифинальность.
671. Характер источников информации (структура информационной среды) 77 KB
  Процесс освоения журналистом документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация и фиксация. Журналистская информация документальна. В её основе лежит реальный подлинный факт, найденный и оформленный по-своему журналистом.
672. Законы познания (законы восприятия и переработки информации) и законы общения 79 KB
  Методы познания действительности. Конкретные социологические исследования. Предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события. Биографический метод лежит в основе такого жанра, как очерк.
673. Формирование сексуальной ориентации мальчика-подростка в условиях социальной депривации 142.55 KB
  Какое влияние подобный образ жизни (сожительство со взрослым мужчиной) влияет на физическое развитие подростка. Как подобное сожительство влияет на психологическое состояние подростка. Как сексуальные отношения мальчика- подростка со взрослым мужчиной влияют на его половую идентификацию.
675. Формирование мероприятий организационного развития 371.5 KB
  Комплексный анализ среды предпринимательской деятельности. Сравнение типовых организационных структур и формирование организационной структуры общего и функционального управления организацией. Оценка эффективности проекта организационной структуры. Определение квалификации и численности работников.