95185

Антропологический принцип философии Н.Г.Чернышевского. (Принцип партийности философии. Критика дуализма духа и тела. Проблема разумного эгоизма. Принцип философской антропологии

Доклад

Логика и философия

В ней главенствует редукционизм сводящий сложные моральные отношения к природе человека. Все проиходящие в нем явления взаимосвязаны между собой и строго детерминированы природой человека. Естественное стремление человека к удовлетворению своих потребностей стремление к приятному к удовольствию и одновременно избегание всего...

Русский

2015-09-20

44 KB

0 чел.

Антропологический принцип философии Н.Г.Чернышевского. (Принцип партийности философии. Критика дуализма духа и тела. Проблема разумного эгоизма. Принцип философской антропологии.

Николай Гаврилович Чернышевский (18280-1889). Романы «Что делать?», «Пролог», философские трактаты: «Эстетические отношения искусства к действительности», «Антропологический принцип в  философии», «Об общинном землепользовании в России».

Своего рода прикладной этикой русского социализма стала антропология Чен-ого, почерпнутая в своих основаниях у Фейербаха. В ней главенствует редукционизм, сводящий сложные моральные отношения к природе человека.

Нравственный мир, как и мир физический, подчинен закону причинности. Все проиходящие в нем явления взаимосвязаны между собой и строго детерминированы природой человека. Мышление состоит в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту, а действия или поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением. Из этого следовало, что каждый человек любит прежде всего сам себя, заботиться и думает о своих выгодах больше, нежели о других, одним словом все люди эгоисты. Всеми ими движет желание добра для себя, и в этом смысле добро ест польз. Разница между добром и пользой- количественная, добро есть не что иное, как большая польза. А так у всех желания одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают умерить эгоизм, придать ему разумную форму.

Его этика основывается на концепции "разумного эгоизма" и антропологическом принципе. В основе этики Чернышевского, во многом построенной под влиянием учения фр. материалистов XVIII в., а также Ш. Фурье и Л. Фейербаха, лежат установки, смысл к-рых сводится к утверждению, что эгоизм личности является движущей силой всех ее нравственных поступков. Естественное стремление человека к удовлетворению своих потребностей, стремление к приятному, к удовольствию и одновременно избегание всего неприятного - вот осн. постулат его дальнейших рассуждений. Человек как био-социальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью». Выше интереса личного у не-го выступает интерес общий. Человек должен осознавать это и руководствоваться таким знанием в своем поведении, только тогда тот или иной его поступок, то или иное его действие будут носить действительно этический характер. Др. словами, Чернышевский обращается здесь к разуму человека. Отсюда и появляется его термин "Р. э.". (роман «Что делать?»)

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

  •  Партийность философии

Каждый из философов бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ.

Принцип партийности возводит естественную человеческую пристрастность в ранг теории. Но именно теоретически он весьма уязвим, ибо соединяет логически несоединимое: партикулярный характер  знания с претензией на его общую значимость. Одно из двух: либо общей истины нет, и каждая партия имеет свою истину, которая не подлежит критике с иных партийных позиций; либо возможна какая-то надпартийная позиция, которая позволяет судить о степени истинности той или иной партийно обусловленной позиции.

Никакой "чистой науки" для Чер-ого не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ".

Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Николай Гаврилович Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы".

       Антропологический принцип в философии: критика дуализма души и тела

Принципом философского воззрения на человеческую жизнь со всеми её феноменами служит выработанная естественными науками идея о единстве человеческого организма; наблюдениями физиологов, зоологов и медиков отстранена всякая мысль о дуализме человека. Философия видит в нём то, что видят медицина,
физиология, химия; эти науки доказывают, что никакого дуализма в человеке не видно, а философия прибавляет, что если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась бы в чём-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чём, так как всё
происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нём нет.

на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую
сторону деятельности человека как деятельность или всего организма, от головы до ног включительно, или
если она оказывается специальным отправлением какого-нибудь особенного органа в человеческом организме, то рассматривать этот орган в его натуральной связи со всем организмом.

… нет предмета, который имел бы только одно качество, – напротив, каждый предмет обнаруживает бесчисленное множество разных явлений, которые мы для удобства суждения о нём подводим под разные разряды, давая каждому разряду имя качества, так что в каждом предмете очень много разных качеств.
Например, дерево растёт, горит; мы говорим, что оно имеет два качества: растительную силу и удобосгораемость. В чём сходство между этими качествами? Они совершенно различны.
<…> Логическое расстояние от одного из этих качеств до другого безмерно велико, или, лучше сказать, нет между ними никакого, близкого или далёкого логического  расстояния, потому что нет между ними никакого логического отношения.

Тем самым без  особых затруднений разрешался и головоломный вопрос: доброе или злое существо человек? Добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим, злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятность себе из нанесения неприятности другим. Человека нельзя упрекать, все зависит от обстоятельств. Человек при одних обстоятельствах бывает добр, а при других зол. И чтобя направить его в сторону развития, необходимо изменить реальные условия его жизни, социальность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76316. Проблема коллатерального кровообращения и роль кафедры в ее разработке 28.98 KB
  Проблема коллатерального кровообращения и роль кафедры в ее разработке Коллатеральное кровообращениекк это процесс доставки крови по окольным путям кровотока в обход локальных нарушений проходимости магистральных сосудов. Основным источником развития коллатералей являются анастомозы сосудов.Вовлечение в окольный кровоток максимального колва сосудов до 5 суток 2. Стабилизация кк 28 мес Признаки сформировавшихся сосудовколлатералий: равномерное расширение просвета на протяжении всего анастомоза крупноволокнистая извилистость...
76317. Коллатерали — боковые или обходные пути кровотока 13.64 KB
  Для понимания коллатерального кровообращения необходимо знать те анастомозы которые соединяют между собой системы различных сосудов по которым устанавливается коллатеральный ток крови в случае их непроходимости. Анастомозы между ветвями крупных артериальных магистралей снабжаюших основные части тела аорта сонные артерии подключичные подвздошные артерии и др. Анастомозы между ветвями одной крупной артериальной магистрали ограничивающиеся пределами ее разветвления называются внутрисистемными. Не менее важны анастомозы между системами...
76318. Круги кровообращения. Особенности строения венозного русла печени 68.57 KB
  Большой круг кровообращения: Начало: левый желудочек сердца Аорта; оттуда кровь распространяется по всему телу. Верхняя и нижняя полая вены Правое предсердие Из правого предсердия кровь поступает в правый желудочек через трикуспидальный клапан откуда начинается малый круг кровообращения. Кровь поступает в желудочки; створки клапанов закрываются. Кровь проталкивается в аорту и лёгочный ствол.
76319. Особенности кровообращения у плода. Изменение кровообращения после рождения 51.86 KB
  Артериальная кровь к зародышу поступает из плаценты по пупочной вене в теле зародыша расположенной в серповидной связке печени. Плацентарная кровь поступает в нижнюю полую вену и смешивается с венозной кровью нижней половины тела плода. Эта смешанная кровь поступает в правое предсердие. По верхней полой вене к сердцу поступает венозная кровь от головы шеи и верхних конечностей.
76320. Микроциркуляторное русло, его звонья и особенности строения. Сосудистая сеть почки 6.22 KB
  Сосудистая сеть почки звенья микроциркуляторного русла: артериальное капиллярное 3венозное Артериальное звено представлено артериолами и прекапиллярами артериолы имеют 3 стенки: интимамедиа и адвентиция у прекапилляров в месте отхождения от артериол есть прекапиллярный сфинктер Капиллярное звено капилляры с непрерывной эндотелиальной выстилкой капилляры фенестрированныев почечном тельцеэндокринных органах слмзистой жктсосудистом сплетении мозга капилляры синусоидныев печениселезенкекостном мозе и коре надпочечников Венозное...
76321. Верхняя полая вена, ее корни, притоки, анастомозы с нижней полой и воротной венами 76.63 KB
  zygos Кавакавальные анастомозы 1на переднейстенке груднойи брюшной полостей анастомозируют v.cv inferior 2на боковой стенке грудной и брюшной полостей анастомозируют vv.lumbles 4венозные сплетения позвоночного столба plexus venosi vertebrlis interni в эпидуральной пространстве и plexus venosi vertebrlis externi расположенного на передней и задней поверхности позвоночного столба Портокавальные анастомозы 1на передней брюшной стенке анастомозируют v.prumbilicles 2в стенке прямой кишки анастомозируют v.