95186

Просвещение 18 века и натурфилософия Л.М.Ломоносова. (Сциентизм, влияние вольфианства. Учение Ломоносова об атомах и закон сохранения массы вещества.)

Доклад

Логика и философия

Вольф намеревался построить строгую систему философии которая основывалась бы на строгих доказательствах. Русские вольфианцы хотя и не создали оригинальных философских систем сделали немало для того чтобы строгая школа профессиональной философии стала влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского образованного общества...

Русский

2015-09-20

47 KB

1 чел.

просвещение 18 века и натурфилософия Л.М.Ломоносова. (Сциентизм, влияние вольфианства. Учение Ломоносова об атомах и закон сохранения массы вещества.)

Сциентизм

Основным содержанием русского Просвещения является секуляризация культуры, отделение светской культуры от Церкви. Но Западная Европа проходит несколько эпох секуляризации. В России не было Возрождения и Реформации, поэтому говорили, что она очень быстро развивается. Русское Просвещение соединило в себе элементы Возрождения, Реформации и собственно Просвещения. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

ВОЛЬФИАНСТВО – школа в истории русской философии, влияние которой в академическом и университетском преподавании приходится на период с 20-х гг. 18 в. до 40-х гг. 19 в.

Русское вольфианство своей основной задачей видело пропаганду идей немецкого просветителя Христиана Вольфа (1679–1754) и его последователей: Людвига Филиппа Тюммига, Георга Бернгарда Бильфингера, Александра Готтлиба Баумгартена, Георга Фридриха Мейера. Вольф намеревался построить строгую систему философии, которая основывалась бы на строгих доказательствах. Он имел склонность к дидактике, благодаря чему вольфианство прижилось в высших школах Европы и России. М.В.Ломоносов, слушавший в 1736–39 лекции Вольфа в Марбургском университете, испытал влияние этого мыслителя. Исследование имманентного природе телеологизма, по мнению Ломоносова, должно устранить те противоречия, которые возникают между знанием и верой. В дальнейшем сходные идеи активно развивал А.Т.Болотов.

Русские вольфианцы, хотя и не создали оригинальных философских систем, сделали немало для того, чтобы строгая школа профессиональной философии стала влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского образованного общества, т.е. проделало ту работу, которую выполняла Славяно-греко-латинская академия относительно православного духовенства.

Христиан фон Вольф - Как философ Вольф находился под большим влиянием Лейбница, с которым он был лично знаком и вёл переписку. Заслугой Вольфа считается систематизация центральных разделов философии Лейбница. Кроме того, его влияние испытала традиция рационализма. Разработанная им и предельно чётко изложенная в его трудах онто-теологическая концепция вольфианства, представляющая собой ветвь лейбницианства, являлась доминирующей философской системой в Германии середины XVIII века.

Бог – самостоятельная сущность. Богу не необходимо постоянно контролировать мир, ибо мир подчинен законам, в которых выражены хотения Бога. Законы Вольфа или четыре закона церковной механики: 1) природа не делает скачков 2) в природе сила противодействия равна силе действия на него другого тела. 3) природа предпочитает кратчайшие пути длинным, не допускает окружных путей ( у Вольфа предметы не имеют никакого воления. Вольф – создатель теологии в рамках которой развивается натурфилософская концепция) 4) в природе всегда сохраняется одинаковое количество силы.

Мир не управляется непосредственно Богом. Всякие вмешательства Бога в дела мира могут проявляться как чудо. Надо отличать природные, человеческие явления от божественных. Самый совершенный человек – это Бог, потому что он предельно логичен. Логика и есть метасовершенство. Бог не гармонизирует отношения. Вольфианский Бог начисто лишен милосердия. Вольфианство встречает противодействие у масонства.

Русское вольфианство (Ломоносов, Теплов, Козельский).

Козельский Яков Павлович ( 1728-1794). «Арифметические предложения», «Философические предложения». Главное внимание должно быть обращено не столько на познание, сколько на учение, упражнение в полезных знаниях – интерес к расположению наук, их классификации. Три рода познания: 1) исторический – это констатация наличного факта или явления, 2) философский -  имеет дело с познанием причин и сущности вещей. Содержит в себе все науки как возможность, способную притвориться в соответствующие математические формы. 3) математический – это выявление свойств и отношений.

Философия: 1) Теоретическая – включает в себя логику и метафизику. Метафизика включает онтологию и психологию.2) Практическая -  (нравоучительная) включает юриспруденцию и политику.

Логика, во-первых исследует познавательные силы человеческой души, а именно чувства, рассуждения и умствования, а во-вторых, показывает употребление тех сил к испытанию истины.

Метафизика. Ее предмет – общие понятия. Она разделялась на онтологию (знание вещей вообще) и психологию (наука о душе).

Психология – исследует способности и силы души.

Теплов (1717-1779).   1751 г. – «Знания касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут. Теплов приходит к мысли поправить понимание философии при столкновении с вольфианством. Наукознание – движение ума от известного к неизвестному. Философская мысль должна иметь свойство обратимости нет обратной сопряженности неизвестного с известным. Все определенное философски должно носить характер обратимости. Свойство обратимости определений – это дело логики. Философия характеризуется одним единственным свойством  - философское содержание должно быть доказательным.

Три рода познания: 1) историческое(чувства и опыт, не дает знание) 2) философское (логика) 3) математическое (постигается прикладное значение вещи, ее красота и мера). Один ряд познания, дополняя другой, вместе создают единую науку о бытии, т.е. метафизику. Метафизика будучи результатом тройственного познания ищет бытие или ens , не просто в вещах, но и в разуме, как след-ие, необходимость иерархизации бытия. Вещь всех вещей – Бог, который пребывает вечно, хотя его «нет», но нет в смысле очевидности, доступности восприятию. Каждая вещь имеет свое начало в другой. Все вещи отличаются друг от друга – имеют в себе нечто особенное. Сущность вещи необязательно находится только в самой вещи. Один имеет то, что необходимо для их пребывания, другие занимают у других вещей. Из различения собственной и привнесенной сущности Теплов выводил свойство бытия, как взаимность  или взаимодействие. Высшим гарантом бытия яв-ся разум Бога, в котором предвечно пребывают все сущности без всякой перемены.

Ломоносов ( 1711-1765). В письме к Эйлеру сформулировал основной закон природы относительно целостности и неуничтожимости бытия. Все изменения в природе происходят таким образом, что сколько к чему прибавляется, столько же отнимается у другого. Этим законом опровергал учение своего учителя Вольфа. В центре натурфилософии Ломоносова - понятие материи. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она не сводится к веществу, телесности. Материя превращается в тело, только обретая форму. Сама же по себе она состоит из нечувствительных частиц, корпускул или атомов, которые далее неделимы. Корпускулы пребывают в постоянном движении, подчиняясь механическим законам. Благодаря движению они сцепляются друг с другом, образуя тела. Материя из самой себя порождает форму, е не привносит ее со стороны. Сила инерции обеспечивает телам их непроницаемость, т.е. единство, особность в пространстве. Всё что есть и происходит в телах, обусловливается их сущностью, т.е. материей. В телах два вида материи: 1) собственная – это та, из которой состоит тело, 2) посторонняя – это та, которая наполняет промежутки тела, незаполненные собственной материей.

Все изменения происходящие в мире, связаны с процессом движении материи. Оно возможно потому, что тела обладают порами, которые могут заполняться посторонней материей. Движение сводится к простому перемещению  тел в пространстве. Три формы движения: 1) поступательное – все тела непрерывно меняют свое положение. 2) вращательное – тело оставаясь в том же положении вращается вокруг постоянной или переменной оси. 3) колебательное – тело на ничтожном пространстве движется взад и вперед частым чередованием. Материя вечна и неуничтожима. Мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. Природа действует на основании естественных законов.  Мир в своей сущности постигается не чувствами, а рассуждением. Причину нечувствительности движения материи нужно исследовать путем умозаключения. Всякое умозаключение предполагает опору не только на опыт, но и на воображение. Воображение сопряжено с уклонением  в фантазию, вымысел, которые не научны, не характерны научному познанию, но без них не обходятся художественное творчество и искусство.

Закон сохранения массы вещества.С появлением понятия массы как меры количества вещества, пропорциональной весу, формулировка закона сохранения материи была уточнена: масса есть инвариант, то есть при всех процессах общая масса не уменьшается и не увеличивается. В середине XVIII века опыты Роберта Бойля поставили закон сохранения массы под сомнение — у него при химической реакции вес вещества увеличился. Однако М. В. Ломоносов и другие физики вскоре указали Р. Бойлю на его ошибку: увеличение веса происходило за счёт воздуха, а в запаянном сосуде вес сохранялся неизменным. Ломоносов писал Л. Эйлеру:Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т. д.

Сциентизм (сайентизм, лат. - знание, наука) - концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни об-ва. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. С. является не строго оформленной системой взглядов, а, скорее, идейной ориентацией. С. в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с др. науками, в отрицании философии как особой формы общественного сознания, имеющего свою специфику по сравнению со специально научным знанием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58198. Російська революція 1905-1907 рр. в Україні 48 KB
  Мета: формувати в учнів знання про події російської революції 19051907 рр. в Україні а також охарактеризувати процес активізації громадськополітичного життя в Україні в даний період; розвивати в учнів уміння встановлювати причинно-наслідкові зв’язки...
58200. Части речи, Характеристика основных частей речи 43.5 KB
  Орфолого-синтаксический способ словообразования осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные булочная, лесничий, рабочий, столовая перешли в имена существительные
58202. Функции белков 74.5 KB
  Белки выполняют чрезвычайно важные и многообразные функции. Белки входят в состав всех клеточных мембран и органоидов клетки. Двигательную функцию выполняют особые сократительные белки.
58205. Принципы бухгалтерского учета 75.5 KB
  Принципы бухгалтерского учета Развитие модели рыночной экономики в России вызывает необходимость изменения базисных категорий бухгалтерского учета к которым в первую очередь относятся принципы ведения бухгалтерского учета.