95186

Просвещение 18 века и натурфилософия Л.М.Ломоносова. (Сциентизм, влияние вольфианства. Учение Ломоносова об атомах и закон сохранения массы вещества.)

Доклад

Логика и философия

Вольф намеревался построить строгую систему философии которая основывалась бы на строгих доказательствах. Русские вольфианцы хотя и не создали оригинальных философских систем сделали немало для того чтобы строгая школа профессиональной философии стала влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского образованного общества...

Русский

2015-09-20

47 KB

1 чел.

просвещение 18 века и натурфилософия Л.М.Ломоносова. (Сциентизм, влияние вольфианства. Учение Ломоносова об атомах и закон сохранения массы вещества.)

Сциентизм

Основным содержанием русского Просвещения является секуляризация культуры, отделение светской культуры от Церкви. Но Западная Европа проходит несколько эпох секуляризации. В России не было Возрождения и Реформации, поэтому говорили, что она очень быстро развивается. Русское Просвещение соединило в себе элементы Возрождения, Реформации и собственно Просвещения. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

ВОЛЬФИАНСТВО – школа в истории русской философии, влияние которой в академическом и университетском преподавании приходится на период с 20-х гг. 18 в. до 40-х гг. 19 в.

Русское вольфианство своей основной задачей видело пропаганду идей немецкого просветителя Христиана Вольфа (1679–1754) и его последователей: Людвига Филиппа Тюммига, Георга Бернгарда Бильфингера, Александра Готтлиба Баумгартена, Георга Фридриха Мейера. Вольф намеревался построить строгую систему философии, которая основывалась бы на строгих доказательствах. Он имел склонность к дидактике, благодаря чему вольфианство прижилось в высших школах Европы и России. М.В.Ломоносов, слушавший в 1736–39 лекции Вольфа в Марбургском университете, испытал влияние этого мыслителя. Исследование имманентного природе телеологизма, по мнению Ломоносова, должно устранить те противоречия, которые возникают между знанием и верой. В дальнейшем сходные идеи активно развивал А.Т.Болотов.

Русские вольфианцы, хотя и не создали оригинальных философских систем, сделали немало для того, чтобы строгая школа профессиональной философии стала влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского образованного общества, т.е. проделало ту работу, которую выполняла Славяно-греко-латинская академия относительно православного духовенства.

Христиан фон Вольф - Как философ Вольф находился под большим влиянием Лейбница, с которым он был лично знаком и вёл переписку. Заслугой Вольфа считается систематизация центральных разделов философии Лейбница. Кроме того, его влияние испытала традиция рационализма. Разработанная им и предельно чётко изложенная в его трудах онто-теологическая концепция вольфианства, представляющая собой ветвь лейбницианства, являлась доминирующей философской системой в Германии середины XVIII века.

Бог – самостоятельная сущность. Богу не необходимо постоянно контролировать мир, ибо мир подчинен законам, в которых выражены хотения Бога. Законы Вольфа или четыре закона церковной механики: 1) природа не делает скачков 2) в природе сила противодействия равна силе действия на него другого тела. 3) природа предпочитает кратчайшие пути длинным, не допускает окружных путей ( у Вольфа предметы не имеют никакого воления. Вольф – создатель теологии в рамках которой развивается натурфилософская концепция) 4) в природе всегда сохраняется одинаковое количество силы.

Мир не управляется непосредственно Богом. Всякие вмешательства Бога в дела мира могут проявляться как чудо. Надо отличать природные, человеческие явления от божественных. Самый совершенный человек – это Бог, потому что он предельно логичен. Логика и есть метасовершенство. Бог не гармонизирует отношения. Вольфианский Бог начисто лишен милосердия. Вольфианство встречает противодействие у масонства.

Русское вольфианство (Ломоносов, Теплов, Козельский).

Козельский Яков Павлович ( 1728-1794). «Арифметические предложения», «Философические предложения». Главное внимание должно быть обращено не столько на познание, сколько на учение, упражнение в полезных знаниях – интерес к расположению наук, их классификации. Три рода познания: 1) исторический – это констатация наличного факта или явления, 2) философский -  имеет дело с познанием причин и сущности вещей. Содержит в себе все науки как возможность, способную притвориться в соответствующие математические формы. 3) математический – это выявление свойств и отношений.

Философия: 1) Теоретическая – включает в себя логику и метафизику. Метафизика включает онтологию и психологию.2) Практическая -  (нравоучительная) включает юриспруденцию и политику.

Логика, во-первых исследует познавательные силы человеческой души, а именно чувства, рассуждения и умствования, а во-вторых, показывает употребление тех сил к испытанию истины.

Метафизика. Ее предмет – общие понятия. Она разделялась на онтологию (знание вещей вообще) и психологию (наука о душе).

Психология – исследует способности и силы души.

Теплов (1717-1779).   1751 г. – «Знания касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут. Теплов приходит к мысли поправить понимание философии при столкновении с вольфианством. Наукознание – движение ума от известного к неизвестному. Философская мысль должна иметь свойство обратимости нет обратной сопряженности неизвестного с известным. Все определенное философски должно носить характер обратимости. Свойство обратимости определений – это дело логики. Философия характеризуется одним единственным свойством  - философское содержание должно быть доказательным.

Три рода познания: 1) историческое(чувства и опыт, не дает знание) 2) философское (логика) 3) математическое (постигается прикладное значение вещи, ее красота и мера). Один ряд познания, дополняя другой, вместе создают единую науку о бытии, т.е. метафизику. Метафизика будучи результатом тройственного познания ищет бытие или ens , не просто в вещах, но и в разуме, как след-ие, необходимость иерархизации бытия. Вещь всех вещей – Бог, который пребывает вечно, хотя его «нет», но нет в смысле очевидности, доступности восприятию. Каждая вещь имеет свое начало в другой. Все вещи отличаются друг от друга – имеют в себе нечто особенное. Сущность вещи необязательно находится только в самой вещи. Один имеет то, что необходимо для их пребывания, другие занимают у других вещей. Из различения собственной и привнесенной сущности Теплов выводил свойство бытия, как взаимность  или взаимодействие. Высшим гарантом бытия яв-ся разум Бога, в котором предвечно пребывают все сущности без всякой перемены.

Ломоносов ( 1711-1765). В письме к Эйлеру сформулировал основной закон природы относительно целостности и неуничтожимости бытия. Все изменения в природе происходят таким образом, что сколько к чему прибавляется, столько же отнимается у другого. Этим законом опровергал учение своего учителя Вольфа. В центре натурфилософии Ломоносова - понятие материи. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она не сводится к веществу, телесности. Материя превращается в тело, только обретая форму. Сама же по себе она состоит из нечувствительных частиц, корпускул или атомов, которые далее неделимы. Корпускулы пребывают в постоянном движении, подчиняясь механическим законам. Благодаря движению они сцепляются друг с другом, образуя тела. Материя из самой себя порождает форму, е не привносит ее со стороны. Сила инерции обеспечивает телам их непроницаемость, т.е. единство, особность в пространстве. Всё что есть и происходит в телах, обусловливается их сущностью, т.е. материей. В телах два вида материи: 1) собственная – это та, из которой состоит тело, 2) посторонняя – это та, которая наполняет промежутки тела, незаполненные собственной материей.

Все изменения происходящие в мире, связаны с процессом движении материи. Оно возможно потому, что тела обладают порами, которые могут заполняться посторонней материей. Движение сводится к простому перемещению  тел в пространстве. Три формы движения: 1) поступательное – все тела непрерывно меняют свое положение. 2) вращательное – тело оставаясь в том же положении вращается вокруг постоянной или переменной оси. 3) колебательное – тело на ничтожном пространстве движется взад и вперед частым чередованием. Материя вечна и неуничтожима. Мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. Природа действует на основании естественных законов.  Мир в своей сущности постигается не чувствами, а рассуждением. Причину нечувствительности движения материи нужно исследовать путем умозаключения. Всякое умозаключение предполагает опору не только на опыт, но и на воображение. Воображение сопряжено с уклонением  в фантазию, вымысел, которые не научны, не характерны научному познанию, но без них не обходятся художественное творчество и искусство.

Закон сохранения массы вещества.С появлением понятия массы как меры количества вещества, пропорциональной весу, формулировка закона сохранения материи была уточнена: масса есть инвариант, то есть при всех процессах общая масса не уменьшается и не увеличивается. В середине XVIII века опыты Роберта Бойля поставили закон сохранения массы под сомнение — у него при химической реакции вес вещества увеличился. Однако М. В. Ломоносов и другие физики вскоре указали Р. Бойлю на его ошибку: увеличение веса происходило за счёт воздуха, а в запаянном сосуде вес сохранялся неизменным. Ломоносов писал Л. Эйлеру:Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т. д.

Сциентизм (сайентизм, лат. - знание, наука) - концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни об-ва. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. С. является не строго оформленной системой взглядов, а, скорее, идейной ориентацией. С. в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с др. науками, в отрицании философии как особой формы общественного сознания, имеющего свою специфику по сравнению со специально научным знанием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33866. Средневековая философия 14.69 KB
  Реализм это учение согласно которому реальностью обладает только общие понятия идеи универсалии. Благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей а сущность вещей и есть общие понятия универсалии. Номинализм согласно этому учению общие понятия это только имена названия вещей они не могут существовать вне вещей. Общие понятия могут существовать только в вещах и в нашем разуме благодаря способности абстрагироваться поэтому их называют абстракциями.
33867. Философия эллинистического периода 14.19 KB
  И хотя продолжали существовать и действовать старые философские школы в том числе и основанная Платоном Академия а Аристотелем Ликей наиболее полно и рельефно новые мировоззренческие установки эллинистическиримской эпохи выразили уже новые философские школы скептицизм эпикуреизм стоицизм и неоплатонизм.
33868. Патристика 15.27 KB
  Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Августин 354 430 выдающийся мыслитель. Августин считал достойным познания такие объекты как Бог и душа: бытие Бога возможна вывести из самосознания человека т. Душа согласно Августину нематериальная субстанция отличная от тела а не простое свойство тела.
33869. Схоластика 13.82 KB
  Номиналисты Оккан Иоанн Дунс Скотт утверждали что реально существуют только единичные вещи общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. утверждали что общие понятия существуют объективно и до вещей. Номиналисты Оккан Иоанн Дунс Скотт утверждали что реально существуют только единичные вещи общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. утверждали что общие понятия существуют объективно и до вещей.
33870. Взаимоотношения с развивающимися странами 62 KB
  СССР заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах оказывал им активную материальную и военную помощь. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией 1956 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики науки и культуры. К концу 50х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.
33872. Политическая жизнь страны во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг 26 KB
  Снова установлено коллективное руководство 1й секретарь Брежнев председатель СМ Косыгин. Отставка Хрущева сопровождалась кадровыми переменами Договорщики: Подгорный секретарь ЦК Шелест член Президиума КЦ Шелепин член Президиума секретарь ЦК председатель комитета партийного контроля Суслов секретарь ЦК по идеологии.
33873. Общественная жизнь страны во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Диссидентское движение 38 KB
  Национальное сознание развивалось в очень неблагоприятных условиях в условиях идеалогического диктата причем монодиктата в условиях политического диктата. 60ники : романтики в условиях Хрущеавской оттепели высшее достижение общественной жизни было: 1. 70ники : формировались в других условиях приспособленцы карьеристы циники космополиты. В условиях застоя был неизбежен рост различных форм протеста среди населения.
33874. Экономи́ческая рефо́рма 1965 г. в СССР 103 KB
  в СССР в СССР известна как Косыгинская реформа на Западе как реформа Либермана реформа управления народным хозяйством и планирования осуществлённая в 1965 1971 гг. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей что снижало эффективность директивного планирования в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей 47 тыс. Струмилин эксперты Госплана СССР руководители предприятий и др.