95186

Просвещение 18 века и натурфилософия Л.М.Ломоносова. (Сциентизм, влияние вольфианства. Учение Ломоносова об атомах и закон сохранения массы вещества.)

Доклад

Логика и философия

Вольф намеревался построить строгую систему философии которая основывалась бы на строгих доказательствах. Русские вольфианцы хотя и не создали оригинальных философских систем сделали немало для того чтобы строгая школа профессиональной философии стала влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского образованного общества...

Русский

2015-09-20

47 KB

1 чел.

просвещение 18 века и натурфилософия Л.М.Ломоносова. (Сциентизм, влияние вольфианства. Учение Ломоносова об атомах и закон сохранения массы вещества.)

Сциентизм

Основным содержанием русского Просвещения является секуляризация культуры, отделение светской культуры от Церкви. Но Западная Европа проходит несколько эпох секуляризации. В России не было Возрождения и Реформации, поэтому говорили, что она очень быстро развивается. Русское Просвещение соединило в себе элементы Возрождения, Реформации и собственно Просвещения. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

ВОЛЬФИАНСТВО – школа в истории русской философии, влияние которой в академическом и университетском преподавании приходится на период с 20-х гг. 18 в. до 40-х гг. 19 в.

Русское вольфианство своей основной задачей видело пропаганду идей немецкого просветителя Христиана Вольфа (1679–1754) и его последователей: Людвига Филиппа Тюммига, Георга Бернгарда Бильфингера, Александра Готтлиба Баумгартена, Георга Фридриха Мейера. Вольф намеревался построить строгую систему философии, которая основывалась бы на строгих доказательствах. Он имел склонность к дидактике, благодаря чему вольфианство прижилось в высших школах Европы и России. М.В.Ломоносов, слушавший в 1736–39 лекции Вольфа в Марбургском университете, испытал влияние этого мыслителя. Исследование имманентного природе телеологизма, по мнению Ломоносова, должно устранить те противоречия, которые возникают между знанием и верой. В дальнейшем сходные идеи активно развивал А.Т.Болотов.

Русские вольфианцы, хотя и не создали оригинальных философских систем, сделали немало для того, чтобы строгая школа профессиональной философии стала влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского образованного общества, т.е. проделало ту работу, которую выполняла Славяно-греко-латинская академия относительно православного духовенства.

Христиан фон Вольф - Как философ Вольф находился под большим влиянием Лейбница, с которым он был лично знаком и вёл переписку. Заслугой Вольфа считается систематизация центральных разделов философии Лейбница. Кроме того, его влияние испытала традиция рационализма. Разработанная им и предельно чётко изложенная в его трудах онто-теологическая концепция вольфианства, представляющая собой ветвь лейбницианства, являлась доминирующей философской системой в Германии середины XVIII века.

Бог – самостоятельная сущность. Богу не необходимо постоянно контролировать мир, ибо мир подчинен законам, в которых выражены хотения Бога. Законы Вольфа или четыре закона церковной механики: 1) природа не делает скачков 2) в природе сила противодействия равна силе действия на него другого тела. 3) природа предпочитает кратчайшие пути длинным, не допускает окружных путей ( у Вольфа предметы не имеют никакого воления. Вольф – создатель теологии в рамках которой развивается натурфилософская концепция) 4) в природе всегда сохраняется одинаковое количество силы.

Мир не управляется непосредственно Богом. Всякие вмешательства Бога в дела мира могут проявляться как чудо. Надо отличать природные, человеческие явления от божественных. Самый совершенный человек – это Бог, потому что он предельно логичен. Логика и есть метасовершенство. Бог не гармонизирует отношения. Вольфианский Бог начисто лишен милосердия. Вольфианство встречает противодействие у масонства.

Русское вольфианство (Ломоносов, Теплов, Козельский).

Козельский Яков Павлович ( 1728-1794). «Арифметические предложения», «Философические предложения». Главное внимание должно быть обращено не столько на познание, сколько на учение, упражнение в полезных знаниях – интерес к расположению наук, их классификации. Три рода познания: 1) исторический – это констатация наличного факта или явления, 2) философский -  имеет дело с познанием причин и сущности вещей. Содержит в себе все науки как возможность, способную притвориться в соответствующие математические формы. 3) математический – это выявление свойств и отношений.

Философия: 1) Теоретическая – включает в себя логику и метафизику. Метафизика включает онтологию и психологию.2) Практическая -  (нравоучительная) включает юриспруденцию и политику.

Логика, во-первых исследует познавательные силы человеческой души, а именно чувства, рассуждения и умствования, а во-вторых, показывает употребление тех сил к испытанию истины.

Метафизика. Ее предмет – общие понятия. Она разделялась на онтологию (знание вещей вообще) и психологию (наука о душе).

Психология – исследует способности и силы души.

Теплов (1717-1779).   1751 г. – «Знания касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут. Теплов приходит к мысли поправить понимание философии при столкновении с вольфианством. Наукознание – движение ума от известного к неизвестному. Философская мысль должна иметь свойство обратимости нет обратной сопряженности неизвестного с известным. Все определенное философски должно носить характер обратимости. Свойство обратимости определений – это дело логики. Философия характеризуется одним единственным свойством  - философское содержание должно быть доказательным.

Три рода познания: 1) историческое(чувства и опыт, не дает знание) 2) философское (логика) 3) математическое (постигается прикладное значение вещи, ее красота и мера). Один ряд познания, дополняя другой, вместе создают единую науку о бытии, т.е. метафизику. Метафизика будучи результатом тройственного познания ищет бытие или ens , не просто в вещах, но и в разуме, как след-ие, необходимость иерархизации бытия. Вещь всех вещей – Бог, который пребывает вечно, хотя его «нет», но нет в смысле очевидности, доступности восприятию. Каждая вещь имеет свое начало в другой. Все вещи отличаются друг от друга – имеют в себе нечто особенное. Сущность вещи необязательно находится только в самой вещи. Один имеет то, что необходимо для их пребывания, другие занимают у других вещей. Из различения собственной и привнесенной сущности Теплов выводил свойство бытия, как взаимность  или взаимодействие. Высшим гарантом бытия яв-ся разум Бога, в котором предвечно пребывают все сущности без всякой перемены.

Ломоносов ( 1711-1765). В письме к Эйлеру сформулировал основной закон природы относительно целостности и неуничтожимости бытия. Все изменения в природе происходят таким образом, что сколько к чему прибавляется, столько же отнимается у другого. Этим законом опровергал учение своего учителя Вольфа. В центре натурфилософии Ломоносова - понятие материи. Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она не сводится к веществу, телесности. Материя превращается в тело, только обретая форму. Сама же по себе она состоит из нечувствительных частиц, корпускул или атомов, которые далее неделимы. Корпускулы пребывают в постоянном движении, подчиняясь механическим законам. Благодаря движению они сцепляются друг с другом, образуя тела. Материя из самой себя порождает форму, е не привносит ее со стороны. Сила инерции обеспечивает телам их непроницаемость, т.е. единство, особность в пространстве. Всё что есть и происходит в телах, обусловливается их сущностью, т.е. материей. В телах два вида материи: 1) собственная – это та, из которой состоит тело, 2) посторонняя – это та, которая наполняет промежутки тела, незаполненные собственной материей.

Все изменения происходящие в мире, связаны с процессом движении материи. Оно возможно потому, что тела обладают порами, которые могут заполняться посторонней материей. Движение сводится к простому перемещению  тел в пространстве. Три формы движения: 1) поступательное – все тела непрерывно меняют свое положение. 2) вращательное – тело оставаясь в том же положении вращается вокруг постоянной или переменной оси. 3) колебательное – тело на ничтожном пространстве движется взад и вперед частым чередованием. Материя вечна и неуничтожима. Мир самодостаточен и не нуждается в божественном вмешательстве. Природа действует на основании естественных законов.  Мир в своей сущности постигается не чувствами, а рассуждением. Причину нечувствительности движения материи нужно исследовать путем умозаключения. Всякое умозаключение предполагает опору не только на опыт, но и на воображение. Воображение сопряжено с уклонением  в фантазию, вымысел, которые не научны, не характерны научному познанию, но без них не обходятся художественное творчество и искусство.

Закон сохранения массы вещества.С появлением понятия массы как меры количества вещества, пропорциональной весу, формулировка закона сохранения материи была уточнена: масса есть инвариант, то есть при всех процессах общая масса не уменьшается и не увеличивается. В середине XVIII века опыты Роберта Бойля поставили закон сохранения массы под сомнение — у него при химической реакции вес вещества увеличился. Однако М. В. Ломоносов и другие физики вскоре указали Р. Бойлю на его ошибку: увеличение веса происходило за счёт воздуха, а в запаянном сосуде вес сохранялся неизменным. Ломоносов писал Л. Эйлеру:Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т. д.

Сциентизм (сайентизм, лат. - знание, наука) - концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни об-ва. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. С. является не строго оформленной системой взглядов, а, скорее, идейной ориентацией. С. в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с др. науками, в отрицании философии как особой формы общественного сознания, имеющего свою специфику по сравнению со специально научным знанием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66989. Образ Добрыни Никитича (былинский сказ). Иллюстрация к былине (портрет богатыря) 28 KB
  Цели: создать у детей целостный литературно-художественный образ былинного героя; показать его в творчестве художников; представить самим и воплотить представленное в рисунке; сформировать понятие о былине виде устного народного творчества; развивать интеллект логическое мышление учащихся...
66990. Морально-етична година 64.5 KB
  Обладнання: на дошці записана тема заняття прихована паперовою смужкою; оформлені висловлювання про добро: Раз добром нагріте серце вік не охолоне.Шевченко Добра людина із доброї скарбниці серця добре виносить а лиха із лихої виносить лихе. Життя таке коротке: поспішайте робити добро.
66991. Ми прийшли у цей світ, щоб творити добро 101.5 KB
  Допомогти учням зрозуміти зміст людського життя визначити своє місце в ньому навчити відрізняти добро від зла; сприяти вихованню в них людяності чесності працьовитості відповідальності любові до людей до рідної землі. На фоні музики читець декламує духовні заповіді Матері Терези Життя це можливість...
66992. «НЕМАЄ ВИЩОЇ СВЯТИНІ НІЖ ЧИСТЕ СЯЙВО ДОБРОТИ» 61.5 KB
  Людяність, милосердя, добро. Такі знайомі нам ці слова. Все частіше ми говоримо про них, а чи кожна людина відкрита для добра? Чомусь сьогдні наше суспільство заражене вірусом егоїзму, зла і жорстокості. Зачерствілі людські серця заросли ряскою байдужості до чужого горя, чужої біди, яких у нашому житті дуже багато.
66994. Про доброту і милосердя 310 KB
  Хто ж винен у ситуації до якої потрапив вовк Чи викликає у вас симпатію герой байки Чому Як можна допомогти вовкові 2. Як це не кайся Яку частину прислів’я можна сказати саме вовкові ІІІ. Що можна віднести до милосердя А що ви вважаєте немилосердним ІІІ група Будь привітним.
66995. Доля, що дарує Надію 33.5 KB
  Одного разу Ніна Михайлівна їхала в поїзді і раптом почула по радіо повідомлення що пасажирці цього поїзду терміново потрібна донорська кров. Був випадок коли після забору крові прийшов вагон з мукою і Ніна Михайлівна пішла його розвантажувати. Ніна Михайлівна дістає із шухляди скриньку з паперами.
66996. Урок обучения грамоте 38 KB
  Формировать умение выделять эти звуки в речи. Ой что за звуки мы слышим сейчас Звучат голоса курицы и петуха гусей. Ребята что за интересные звуки сейчас прозвучали в нашем классе Какую песенку пропел петух Какие знакомые нам звуки вы услышали в пении петуха Запишите какими буквами они обозначаются.
66997. Письмо строчной буквы -з-, слогов и слов с ней 38.5 KB
  Цель: учить писать строчную букву –з-, соединять с другими буквами; развивать фонематический слух; познавательные возможности, тактильную память, умения анализировать, сравнивать; воспитывать самостоятельность, любовь к животным. Оборудование: оформление игровых моментов.