95189

Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника

Доклад

Медицина и ветеринария

Ориентировочный Включает в себя Сбор анамнеза Выяснение запроса родителей Выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребёнка. документации изучение работ ребёнка беседа с родителями, даёт представление о возможной этиологии и патогенезе изучение работ ребёнка представление о трудностях обучения об усвоении...

Русский

2015-09-20

36 KB

9 чел.

25.  Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

  1.  Проводится предварительная беседа с родителями, где выясняется предварительные данные психич.и реч.развития ребенка.
  2.  Установление эмоц.контакта с ребенком (обследование в ид/ппд/из-за “угла”). Игра на первонач.этапе обследования может носить развлекательный характер. М. Исп-ть элементарн. Игр. Действия: рассматривание игрушки, покормить игрушку, уложить ее спать и т.д. Материалом для обследования служит игрушки/натур.предметы. М.исп-ся яркие красочные картинки с отд.предм./действием.

В ходе обследования фиксируем, называет ли ребенок предм/действие. Если называет, то как: вмсето слова – отд.зв., звукосочетание, лепетное слово/звукоподражание. Необходимо зафиксировать, обозначает ли он один и тот же предм.разными словами/ разные предметы одним и тем же словом. Отмечаем умеет ли ребенок подражать. Воспроизводит ли при повторении один слог/ контур всего слова. Исп-ет ли он имеющиеся у него средства самостоятельно/по побуждению обследователя.

При анализе данных подчеркивается:

  1.  Общее количество звукокомплексов, которыми ребенок пользуется
  2.  Диф-ть значений употребляемых звукокомплексов
  3.  Наличие в лексич.запасе общеупотребит., лепетн.слов
  4.  Исп-е жестов, мимики
  5.  Уровень развития слоговой структуры
  6.  Уровень сформированности понимания речи

Цепочка обследования строится с учётом принципов анализа речевого дефекта (развития, системности, взаимосвязи речи с др. сторонами психич. деятельности), онтогенетического принципа, комплексности, учёта ведущего вида деятельности и т.д.

Условно можно выделить 5 этапов обследования: Ориентировочный (подготовительный)→ Диагностический→Аналитический→Прогностический→Информирование родителей.

1) Ориентировочный

Включает в себя

  •  Сбор анамнеза
  •  Выяснение запроса родителей
  •  Выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребёнка.

(справки от специалистов, мед. карта с анамнезом, характеристика от воспитателя, учителя, школьный дневник)

Виды деятельности: изучение мед. и пед. документации, изучение работ ребёнка, беседа с родителями. Изучение мед. докум. даёт представление о возможной этиологии и патогенезе, изучение работ ребёнка – представление о трудностях обучения, об усвоении социальных навыков и т.д.

Обстановка при беседе с родителями д.б. доверительно-деловая. Беседу начинаем с выяснения запросов родителей. Необходимо выяснить уровень образования родителей.

Не критиковать родителей и их методы воспитания.

2) Диагностический

Процедура обследования направлена на выяснение:

  •  какие языковые средства сформированы
  •  какие не сформированы
  •  характер несформированности языковых средств
  •  в каких видах деятельности проявляются нарушения
  •  какие факторы влияют на проявление речевого дефекта.

Методы: пед. эксперимент, беседа с ребёнком, наблюдение, игра.

Диагностический материал: реальные объекты, игрушки, картинки.

Характер диагностического материала зависит от возраста ребёнка, от уровня его развития, от уровня обученности ребёнка, от уровня психического развития.

На диагностическом этапе важно установление контакта с ребёнком. Нужно максимально заинтересовать ребёнка. Если у ребёнка ярко выражен речевой негативизм, то обследование можно начинать «из-за угла» (т.е. попросить маму с ребёнком что-либо сделать, а самим выйти за дверь, постепенно заходить).

Присутствие родителей желательно, но родители не должны сидеть рядом. Нельзя грубо обрывать родителей, которые вмешиваются в диагностику.

Иссл-ся состояние нереч.ф-й (восприятие, моторика, память, внимание, интеллект), импрессивной, экспрессивной речи.

3) Аналитический

Анализ полученных в ходе ориентировочного и диагностического этапов данных.

4) Прогностический

Установление прогноза обучаемости и соц. адаптации ребёнка.

5) Информирование родителей

установление контакта, сотрудничества, вся информация преподносится в тактичной форме, понятным и простым языком.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9913. Авторство и авторитет 140 KB
  Аверинцев С. С. Авторство и авторитет Оба слова, вынесенные нами в заглавие, имеют схожий облик, и сходство их отнюдь не случайно. У них одно и то же - латинское - происхождение, единая этимологическая характеристика и если их словарные з...
9914. Криптографические методы защиты информации 70.5 KB
  Криптографические методы защиты информации Шифр системы классифицируются по различным признакам: по видам защищаемой информации (текст, речь, видеоинформация), по криптографической стойкости, по принципам обеспечения защиты информации (симметричные,...
9915. Понятие информационной безопасности. Основные составляю-щие. Важность проблемы 58.5 KB
  Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы Под информационной безопасностью (ИБ) следует понимать защиту интересов субъектов информационных отношений. Ниже описаны основные ее составляющие - конфиденциальность...
9916. Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность 79 KB
  Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность В этой лекции закладываются методические основы курса. Кратко формулируются необходимые понятия объектно-ориентированного подхода, в соответствии с ним выделяются уровн...
9917. Наиболее распространенные угрозы 92.5 KB
  Наиболее распространенные угрозы Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности. Основные опреде...
9918. Законодательный уровень информационной безопасности 134.5 KB
  Законодательный уровень информационной безопасности Эта лекция посвящена российскому и зарубежному законодательству в области ИБ и проблемам, которые существуют в настоящее время в российском законодательстве. Что такое законодательный уровень инфор...
9919. Стандарты и спецификации в области информационной без-опасности 229.5 KB
  Стандарты и спецификации в области информационной безопасности Дается обзор международных и национальных стандартов и спецификаций в области ИБ - от Оранжевой книги до ISO 15408. Демонстрируются как сильные, так и слабые стороны этих документов. Оце...
9920. Административный уровень информационной безопасности 69.5 KB
  Административный уровень информационной безопасности Вводятся ключевые понятия - политика безопасности и программа безопасности. Описывается структура соответствующих документов, меры по их разработке и сопровождению. Меры безопасности увязываются с...
9921. Управление рисками в информационной безопасности 60 KB
  Управление рисками Информационная безопасность должна достигаться экономически оправданными мерами. В реферате описывается методика, позволяющая сопоставить возможные потери от нарушений ИБ со стоимостью защитных средств. Основные понятия Управление...