95189

Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника

Доклад

Медицина и ветеринария

Ориентировочный Включает в себя Сбор анамнеза Выяснение запроса родителей Выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребёнка. документации изучение работ ребёнка беседа с родителями, даёт представление о возможной этиологии и патогенезе изучение работ ребёнка представление о трудностях обучения об усвоении...

Русский

2015-09-20

36 KB

5 чел.

25.  Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

  1.  Проводится предварительная беседа с родителями, где выясняется предварительные данные психич.и реч.развития ребенка.
  2.  Установление эмоц.контакта с ребенком (обследование в ид/ппд/из-за “угла”). Игра на первонач.этапе обследования может носить развлекательный характер. М. Исп-ть элементарн. Игр. Действия: рассматривание игрушки, покормить игрушку, уложить ее спать и т.д. Материалом для обследования служит игрушки/натур.предметы. М.исп-ся яркие красочные картинки с отд.предм./действием.

В ходе обследования фиксируем, называет ли ребенок предм/действие. Если называет, то как: вмсето слова – отд.зв., звукосочетание, лепетное слово/звукоподражание. Необходимо зафиксировать, обозначает ли он один и тот же предм.разными словами/ разные предметы одним и тем же словом. Отмечаем умеет ли ребенок подражать. Воспроизводит ли при повторении один слог/ контур всего слова. Исп-ет ли он имеющиеся у него средства самостоятельно/по побуждению обследователя.

При анализе данных подчеркивается:

  1.  Общее количество звукокомплексов, которыми ребенок пользуется
  2.  Диф-ть значений употребляемых звукокомплексов
  3.  Наличие в лексич.запасе общеупотребит., лепетн.слов
  4.  Исп-е жестов, мимики
  5.  Уровень развития слоговой структуры
  6.  Уровень сформированности понимания речи

Цепочка обследования строится с учётом принципов анализа речевого дефекта (развития, системности, взаимосвязи речи с др. сторонами психич. деятельности), онтогенетического принципа, комплексности, учёта ведущего вида деятельности и т.д.

Условно можно выделить 5 этапов обследования: Ориентировочный (подготовительный)→ Диагностический→Аналитический→Прогностический→Информирование родителей.

1) Ориентировочный

Включает в себя

  •  Сбор анамнеза
  •  Выяснение запроса родителей
  •  Выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребёнка.

(справки от специалистов, мед. карта с анамнезом, характеристика от воспитателя, учителя, школьный дневник)

Виды деятельности: изучение мед. и пед. документации, изучение работ ребёнка, беседа с родителями. Изучение мед. докум. даёт представление о возможной этиологии и патогенезе, изучение работ ребёнка – представление о трудностях обучения, об усвоении социальных навыков и т.д.

Обстановка при беседе с родителями д.б. доверительно-деловая. Беседу начинаем с выяснения запросов родителей. Необходимо выяснить уровень образования родителей.

Не критиковать родителей и их методы воспитания.

2) Диагностический

Процедура обследования направлена на выяснение:

  •  какие языковые средства сформированы
  •  какие не сформированы
  •  характер несформированности языковых средств
  •  в каких видах деятельности проявляются нарушения
  •  какие факторы влияют на проявление речевого дефекта.

Методы: пед. эксперимент, беседа с ребёнком, наблюдение, игра.

Диагностический материал: реальные объекты, игрушки, картинки.

Характер диагностического материала зависит от возраста ребёнка, от уровня его развития, от уровня обученности ребёнка, от уровня психического развития.

На диагностическом этапе важно установление контакта с ребёнком. Нужно максимально заинтересовать ребёнка. Если у ребёнка ярко выражен речевой негативизм, то обследование можно начинать «из-за угла» (т.е. попросить маму с ребёнком что-либо сделать, а самим выйти за дверь, постепенно заходить).

Присутствие родителей желательно, но родители не должны сидеть рядом. Нельзя грубо обрывать родителей, которые вмешиваются в диагностику.

Иссл-ся состояние нереч.ф-й (восприятие, моторика, память, внимание, интеллект), импрессивной, экспрессивной речи.

3) Аналитический

Анализ полученных в ходе ориентировочного и диагностического этапов данных.

4) Прогностический

Установление прогноза обучаемости и соц. адаптации ребёнка.

5) Информирование родителей

установление контакта, сотрудничества, вся информация преподносится в тактичной форме, понятным и простым языком.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76615. Декабризм. Исторические условия, предпосылки, программы, тактика 28.5 KB
  Серьезное влияние на становление взглядов будущих декабристов оказали идеи западных национально-освободительных движений русская публицистика и просветительская литература. Таким образом можно выделить следующие важнейшие причины восстания декабристов. Несмотря на то что далеко не все было готово заговорщики решили действовать и восстание декабристов произошло в 1825 г. Но Николай 1 был предупрежден о том что готовится восстание декабристов на Сенатской площади.
76616. Николай 1. Западничество и славянофильство 35 KB
  Либеральная мысль в России разделилась на два идейных течения оппозиционных политике Николая I славянофилы и западники. Западники придерживались идеи о том что Россия принадлежит к европейской цивилизации и следовательно путь ее развития проходит по тем же рельсам по которым уже прошла Европа. Западники напротив верили в единство человеческой цивилизации и полагали что Россия стала цивилизованным государством лишь со времен Петра Великого благодаря именно реформам Петра. С особенным интересом западники следили за умственным...
76617. Россия во второй половине 19 в. Реформы и контрреформы 45 KB
  Реформы и контрреформы. Сразу же началась подготовка судебной реформы. Основные принципы судебной реформы определенные с учетом опыта европейских стран была одобрена Александром II в сентябре 1862 г. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.
76618. Основные направления народничества 33 KB
  езавершенность и половинчатость большинства реформ, проводившихся в борьбе с консерваторами, вызвали всплеск движения революционного народничества. Общество «Земля и воля», созданное Чернышевским, Слепцовым, Обручевым, Серно-Соловьевичем в конце 1861- начале 1862 г. в Петербурге не имело достаточно сил, чтобы стать всероссийской организацией
76619. Распространение марксизма в России 34 KB
  Первые организации пролетариата возникли в Петербурге и Одессе и назывались соответственно Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Оба императора и мысли не допускали чтобы разрешить образование профсоюзов или других даже не политических рабочих организаций. В результате по решению правительства трудовые споры должны были улаживать специальные чиновники фабричные инспектора которые разумеется чаще находились под влиянием предпринимателей нежели заботились об интересах рабочих. со своими соратниками он создал в...
76620. Россия и мир на рубеже XIX-XX веках 45 KB
  Приблизительное представление об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков дает т. В России же промышленный переворот 90е гг. В России действовала хотя и не повсеместно рыночная система превосходящая западную ее средний уровень по своей динамике. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз в Германии в 5 во Франции в 25 в Англии в 2 раза.
76621. Первая Российская революция 1905-1907 годах 37.5 KB
  Царизм объявил об учреждении законосовещательной Государственной Думы Булыгинской по имени министра внутренних дел А. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока те классы населения которые ныне совсем лишены избирательных прав предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку и 3. Установить как незыблемое правило чтобы никакой...
76622. Политическое и экономическое развитие после первой революции 36 KB
  Столыпина ставшего в день роспуска Первой Государственной Думы Председателем Совета Министров. Председателем Думы являлся кадет Ф. Председателями III Государственной Думы являлись Н. Были отклонены законопроекты о расширении бюджетных прав Думы введении земских учреждений в западных губерниях местного самоуправления о старообрядческих общинах об усовершенствовании судопроизводства и др.
76623. Россия в первой мировой войне 27.5 KB
  Между Австрией и Сербией разгорелся международный конфликт в котором Россия стала поддерживать Сербию а Германия приняла сторону Австро-Венгрии. Германия объявила войну России как ответный шаг на начавшуюся мобилизацию российских войск. Германия сконцентрировав основные силы на Восточном фронте провела весенне-летнее наступление в результате которого Россия потеряла все завоевания 1914 г.