95189

Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника

Доклад

Медицина и ветеринария

Ориентировочный Включает в себя Сбор анамнеза Выяснение запроса родителей Выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребёнка. документации изучение работ ребёнка беседа с родителями, даёт представление о возможной этиологии и патогенезе изучение работ ребёнка представление о трудностях обучения об усвоении...

Русский

2015-09-20

36 KB

0 чел.

25.  Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника.

ОБСЛЕДОВАНИЕ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

  1.  Проводится предварительная беседа с родителями, где выясняется предварительные данные психич.и реч.развития ребенка.
  2.  Установление эмоц.контакта с ребенком (обследование в ид/ппд/из-за “угла”). Игра на первонач.этапе обследования может носить развлекательный характер. М. Исп-ть элементарн. Игр. Действия: рассматривание игрушки, покормить игрушку, уложить ее спать и т.д. Материалом для обследования служит игрушки/натур.предметы. М.исп-ся яркие красочные картинки с отд.предм./действием.

В ходе обследования фиксируем, называет ли ребенок предм/действие. Если называет, то как: вмсето слова – отд.зв., звукосочетание, лепетное слово/звукоподражание. Необходимо зафиксировать, обозначает ли он один и тот же предм.разными словами/ разные предметы одним и тем же словом. Отмечаем умеет ли ребенок подражать. Воспроизводит ли при повторении один слог/ контур всего слова. Исп-ет ли он имеющиеся у него средства самостоятельно/по побуждению обследователя.

При анализе данных подчеркивается:

  1.  Общее количество звукокомплексов, которыми ребенок пользуется
  2.  Диф-ть значений употребляемых звукокомплексов
  3.  Наличие в лексич.запасе общеупотребит., лепетн.слов
  4.  Исп-е жестов, мимики
  5.  Уровень развития слоговой структуры
  6.  Уровень сформированности понимания речи

Цепочка обследования строится с учётом принципов анализа речевого дефекта (развития, системности, взаимосвязи речи с др. сторонами психич. деятельности), онтогенетического принципа, комплексности, учёта ведущего вида деятельности и т.д.

Условно можно выделить 5 этапов обследования: Ориентировочный (подготовительный)→ Диагностический→Аналитический→Прогностический→Информирование родителей.

1) Ориентировочный

Включает в себя

  •  Сбор анамнеза
  •  Выяснение запроса родителей
  •  Выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребёнка.

(справки от специалистов, мед. карта с анамнезом, характеристика от воспитателя, учителя, школьный дневник)

Виды деятельности: изучение мед. и пед. документации, изучение работ ребёнка, беседа с родителями. Изучение мед. докум. даёт представление о возможной этиологии и патогенезе, изучение работ ребёнка – представление о трудностях обучения, об усвоении социальных навыков и т.д.

Обстановка при беседе с родителями д.б. доверительно-деловая. Беседу начинаем с выяснения запросов родителей. Необходимо выяснить уровень образования родителей.

Не критиковать родителей и их методы воспитания.

2) Диагностический

Процедура обследования направлена на выяснение:

  •  какие языковые средства сформированы
  •  какие не сформированы
  •  характер несформированности языковых средств
  •  в каких видах деятельности проявляются нарушения
  •  какие факторы влияют на проявление речевого дефекта.

Методы: пед. эксперимент, беседа с ребёнком, наблюдение, игра.

Диагностический материал: реальные объекты, игрушки, картинки.

Характер диагностического материала зависит от возраста ребёнка, от уровня его развития, от уровня обученности ребёнка, от уровня психического развития.

На диагностическом этапе важно установление контакта с ребёнком. Нужно максимально заинтересовать ребёнка. Если у ребёнка ярко выражен речевой негативизм, то обследование можно начинать «из-за угла» (т.е. попросить маму с ребёнком что-либо сделать, а самим выйти за дверь, постепенно заходить).

Присутствие родителей желательно, но родители не должны сидеть рядом. Нельзя грубо обрывать родителей, которые вмешиваются в диагностику.

Иссл-ся состояние нереч.ф-й (восприятие, моторика, память, внимание, интеллект), импрессивной, экспрессивной речи.

3) Аналитический

Анализ полученных в ходе ориентировочного и диагностического этапов данных.

4) Прогностический

Установление прогноза обучаемости и соц. адаптации ребёнка.

5) Информирование родителей

установление контакта, сотрудничества, вся информация преподносится в тактичной форме, понятным и простым языком.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40312. Социофобии 29 KB
  Важными признаками являются: страх оценки критики суждения другими людьми в социальных ситуациях; выраженный и постоянный страх ситуаций представления на людях в которых может возникнуть чувство смущения или униженности; избегание ситуаций внушающих страх. У лиц с социальной фобией имеется неадекватный страх что их оценят отрицательно в целом ряде социальных ситуаций. Это состояние может быть: генерализованным когда страх охватывает почти все социальные контакты или не генерализованным когда страхи относятся к определенным видам...
40313. Судебная психиатрия 32 KB
  Вопросы судебнопсихиатрической экспертизы регламентированы уголовным и уголовнопроцессуальным гражданским и гражданскопроцессуальным законодательством а также действующей Инструкцией о производстве судебнопсихиатрической экспертизы в СССР утвержденной в 1970 г. При психиатрических лечебных учреждениях создаются амбулаторные судебнопсихиатрические комиссии и отделения стационарной судебнопсихиатрической экспертизы. Эксперт обязан явиться по вызову лица производящего дознание следователя прокурора или суда и дать объективное...
40314. Терапия алкоголизма 27.5 KB
  Первый начальный этап лечение острых и подострых болезненных состояний возникших в непосредственной связи с интоксикацией алкоголем и продуктами его метаболизма. Второй этап восстановительная терапия направленная на более полную нормализацию всех функций организма на устранение или смягчение устойчивых нарушений различных органов и систем на перестройку сложившегося патологического стереотипа который способствует рецидивам заболевания т е это этап становления ремиссии алкоголизма. Третий этап стабилизирующая терапия направленная...
40315. Терапия аффективных расстройств 30 KB
  Предпочтительным является назначение антидепрессантов второго поколения атипичных антидепрессантов в психотропном спектре которых сочетается отчетливо транквилизирующее или стимулирующее действие с тимолептическим. При появлении тенденции к затяжному течению депрессии для интенсификации терапии используются метод внутривенного капельного введения амитриптилина лудиомила сочетание антидепрессантов с иглорефлексотерапией и методом кратковременного акупунктурного воздействия. Желаемый терапевтический эффект достигается как правило при...
40316. Терапия шизофрении 30 KB
  При непрерывном течении: назначают высокие дозы нейролептиков с выраженным общим антипсихотическим топрал триседил галоперидол и избирательным антибредовым или антигаллюцинаторным стелазин этаперазин действием. Нейролептики с выраженным общим седативным влиянием хлорпромазин галоперидол. Назначают умеренные а подчас и малые суточные дозы указанных препаратов хлорпромазин по 50 200 мг в день галоперидол 5 10 мг сут. В случаях когда галлюцинаторнобредовые расстройства определяются механизмами аутохтонного развития...
40317. Транквилизаторы 27 KB
  Основные группы транквилизаторов по химической структуре: 1) производные глицерола (мепробамат); 2) производные бензодиазепина (элениум, диазепам, лоразепам, феназепам, клоназепам, альпразолам и многие другие); 3) производные триметоксибензойной кислоты (триоксазин); 4) производные азапирона (буспирон)
40318. Трудовая экспертиза 31.5 KB
  Так I группа инвалидности устанавливается при наличии социальной недостаточности требующей социальной защиты и помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма обусловленным заболеванием последствием травм и дефектами приводящими к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию: способности к самообслуживанию III степени; способности к передвижению III степени; способности к ориентации III степени; способности к общению III...
40319. Основные группы олигофрении 50.5 KB
  Большинство исследователей дают цифры распространенности олигофрении в популяции от 02 до 3. Основные группы олигофрении 1. Недифференцированные формы с невыясненной этиологией составляют 65 всех случаев олигофрении. Большая часть олигофрении обусловлена поражением мозга во внутриутробном периоде.
40320. Цикотимия, дистимия 28.5 KB
  Возможны особенно на начальных этапах заболевания ипохондрические и соматизированные циклотимические фазы по типу маскированных депрессий. Дебют заболевания обычно приходится на зрелый возраст но аффективные расстройства могут впервые появляться как в юности так и в позднем возрасте. Аффективные фазы как правило разделены ремиссиями сопровождающимися на первых этапах заболевания полной редукцией психопатологических расстройств интермиссии. В некоторых случаях прослеживается сезонность чаще весенние и осенние обострения заболевания.