95190

Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы

Доклад

Медицина и ветеринария

При этом учитывается уровень недоразвития понимания собственной речи познавательной деятельности общих особенностей ребенка До начала работы нужно ознакомиться с интересами возможностями окружением ребенка. Уточняется степень восприимчивости ребенка к звукам неречевым в тишине и в шуме.

Русский

2015-09-20

37 KB

6 чел.

28. Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы

Основная цель: воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия и понимания речи.

Основные принципы: системности (воздействие на все стороны речевой деятельности), комплексности(коррекционно – педагогическое  воздействие, лечебно-оздоровительное воздействие), опоры на сохр.анализаторы, на ведущую деятельность.

Методы:  направлены на развитие деятельности, формирование звукового  и морфологического анализа и смысловой стоны речи. При этом учитывается уровень недоразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей ребенка

До начала работы нужно ознакомиться с интересами, возможностями, окружением ребенка. Уточняется характер и  объем обращений  к ребенку в семье. Составляется с родителями список инструкций, которые часто употребляются дома и на спец. занятиях. Уточняется степень восприимчивости ребенка к звукам неречевым в тишине и в шуме.

I Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка.  Организуется ситуация сенсорного голода (ограждение от общения, отдых, исключение звуковых раздражителей).Это повышает восприимчивость ребенка к  звукам позже.

Очень часто работа начинается с  неречевой деятельности (мозаика, кубики).Для привлечения внимания ребенка стараются попасть в поле его зрения.

Основными задачами являются: побуждение интереса к звукам, к речи, развитие подражательности им, дифференциация речевых и неречевых звуков.

Коррекционная работа направлена на формирования внимания к речи окружающих, но начинается она с  неречевых звуков(шум, звучащие игрушки). Но только после организации ребенка! При различении неречевых звуков ребенок должен научиться: узнавать игрушку по звучанию, определять место звучания.

Для развития направленного внимания  и работоспособности используют: разрезные картинки, палочки(выкладывание узора), мозаика(классификация по цвету, форме и величине)

Уделяется внимание   развитию деятельности на основе зрительной подражательности, речевое комментирование заданий исключается, так как ребенок еще не понимает обращенную речь.

Также проводится работа по развитию речевой деятельности: развитие потребности общения, мотива общения, ребенка учат концентрироваться на речи.

II При хорошем развитии внимания, подражательности и работоспособности переходят к обучению различения ряда неорганизованных звуков разного характера. Начинают с контрастных звучаний (звон монет, стук карандашей), затем переходят к более тихим звучаниям (шуршание спичек, шелест бумаги). Т.е постепенно переходят к выработке тонких звуковых дифференцировок. Полезно, чтобы ребенок играл с звучащими предметами, ощущал вибрацию, действовал по подражанию за педагогом. Избегать нужно хлопков в ладоши – это  воспринимается вибрация по костной проводимости.

III По мере успешности  ребенка в шумовой ряд вводится сильный речевой звук (а,р,у…, который связан с объектом: у- самолет летит). Нужно  сменять виды деятельности ребенка, дать ему отдых. Объем активного слухового внимания увеличивается медленно. Параллельно нормализуют поведение ребенка, развивают усидчивость, предметно – практическую деятельность, учат подчиняться неречевым инструкциям, учитывать реакцию педагога. Каждый звук обязательно связывают с предметом.

IV После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов, и опять связывают с предметом или действием, и простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее ярки сочетания гласных и открытые слоги. Избегают стечений, они сложны для слухового опознания..Широко используется зрительный, зеркальный  контроль, чтение с лица. Каждое слово получает зрительное, двигательное и тактильное подкрепление. Обязательно  - интонированное произнесение. Первые слова должны быть далекими по звучанию, структуре и смыслу. Проводится работа по накоплению пассивного словаря, одновременно идет и развитие собственной речи.. В играх ребенок учиться  различать силу, длительность и интенсивность звукового сигнала, избирательно реагируя на определенные звуки. В дальнейшем внимание уделяется накоплению активного и пассивного словаря путем многократного повторения одних и тех же слов в предложении. Для превращения слова в понятие важна не только повторяемость, но и выработка большего  числа условных связей, преимущественно двигательных. Ребенок должен овладеть действиями по словесной инструкции, что учит усваивать грамматические стандарты языка.

V Правильность понимания ребенком речи постоянно проверяется (задаются вопросы, инструкции, используются графические схемы, фишки). Сначала ребенок учиться понимать одного взрослого, потом привлекаются его близкие. Менять порядок слов при проговаривании не рекомендуется. Для развития понимания речи  предлагаются простые бытовые конструкции, сопровождаются мимикой и жестами. Семья должна воспроизводить все дома.

Возможность восприятия развивается медленно, понимание возможно лишь на основе зрительного и тактильно- вибрационного анализаторов: ощущение голосовых складок, воздушной струи.

Первыми исчезают акустические неточности, позднее изживаются ошибки собственной речи.

Жинкин рекомендовал не заучивать слова с ребенком, а ставить ребенка в ситуации мыслительных задач, когда нужно действовать осознанно. Работу он предлагал проводить в условиях узких микротем.

Дети с сенсорной алалией способны к овладению грамотой, хотя у них нарушено чтение и письмо. Обучение грамоте начинают в ранние сроки. Отмечается легкость усвоения ПР , в отличие от  УР. Зрительное восприятие  написанного  слова облегчает усвоение звукового состава слова.

При обучении грамоте эффективен звуковой аналитико – синтетический метод, поэтому применяют метод глобального чтения, который расширяет акустические и артикуляторные возможности. Через чтение уточняется и расширяется понимание, проводится работа по развитию лексико – грамматических категорий.

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии ставиться под сомнение. Прогноз неопределенный. В лучшем случае – речевая или вспомогательная школа. Эффективность  достигается при длительной коррекционной работе. Работа преимущественно индивидуальная. Диагностика сложна, диагноз часто ставят предположительный.

По мнению Ипполитовой за первые 3-4 месяца в самых тяжелых случаях удается добиться понимания 8-10 слов, но 2-4 слова из них появятся в активной словаре.

Обучение в школах 5, 8 вида, дневных стационарах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7177. Формирование и история развития российского менеджмента 162 KB
  Введение В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом ос...
7178. Общая психология. Учебно-методическое пособие 455 KB
  Учебно-методическое пособие содержит в обобщенном виде основное содержание курса общей психологии, что способствует более глубокому и прочному усвоению понятий и категорий в области данной дисциплины, значительно облегчает процесс овладения ее знани...
7179. Конкурсное право 319.16 KB
  Оглавление Глава 1. Понятие и история развития конкурсного права Понятие конкурсного права Римское конкурсное право Французское конкурсное право Конкурсное право Германии Английское конкурсное право Русское конкурсное право Глава 2. Общие понятия ст...
7180. Система менеджмента качества строительных организаций 527.78 KB
  Система менеджмента качества строительных организаций Потребность в создании в строительных организациях систем менеджмента качества (СМК) требует обучения студентов строительных специальностей правилам разработки, внедрения систем менеджмента качес...
7181. Гидропривод сельскохозяйственной техники 2.38 MB
  Гидропривод сельскохозяйственной техники Издание предусмотрено для изучения устройства и принципов работы гидравлических машин объемного типа, контрольно-регулирующих и вспомогательных гидравлических аппаратов сельскохозяйственных машин, для исследо...
7182. Организационное поведение 344.1 KB
  Конспект лекций содержит теории изучения закономерностей организационного поведения личности, современных форм и методов воздействия на её поведение, принципы формирования групп, объединенных едиными целями, и выявление особенностей обоснования мето...
7183. Философия абсолютной идеи Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики 33 KB
  Философия абсолютной идеи Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики. Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма.Гегелевская...
7184. Бихевиоризм и необихевиоризм 52.5 KB
  Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм/ Хрестоматия по истории психологии Общая позиция, принятая в этой работе, бихевиористская, но это особый вариант бихевиоризма, ибо имеются различные варианты бихевиоризма. Уотсон, архибихевиорист, предлагает...
7185. Статистичний аналіз фінансового стану підприємства 63 KB
  Тема:Статистичний аналіз фінансового стану підприємства. Фінансовий аналіз: сутність, мета та основні методи. Аналіз прибутку та прибутковості. Основні фінансові коефіцієнти. 2. Позитивний фінансовий результат діяльності під...