95190

Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы

Доклад

Медицина и ветеринария

При этом учитывается уровень недоразвития понимания собственной речи познавательной деятельности общих особенностей ребенка До начала работы нужно ознакомиться с интересами возможностями окружением ребенка. Уточняется степень восприимчивости ребенка к звукам неречевым в тишине и в шуме.

Русский

2015-09-20

37 KB

7 чел.

28. Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы

Основная цель: воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия и понимания речи.

Основные принципы: системности (воздействие на все стороны речевой деятельности), комплексности(коррекционно – педагогическое  воздействие, лечебно-оздоровительное воздействие), опоры на сохр.анализаторы, на ведущую деятельность.

Методы:  направлены на развитие деятельности, формирование звукового  и морфологического анализа и смысловой стоны речи. При этом учитывается уровень недоразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей ребенка

До начала работы нужно ознакомиться с интересами, возможностями, окружением ребенка. Уточняется характер и  объем обращений  к ребенку в семье. Составляется с родителями список инструкций, которые часто употребляются дома и на спец. занятиях. Уточняется степень восприимчивости ребенка к звукам неречевым в тишине и в шуме.

I Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка.  Организуется ситуация сенсорного голода (ограждение от общения, отдых, исключение звуковых раздражителей).Это повышает восприимчивость ребенка к  звукам позже.

Очень часто работа начинается с  неречевой деятельности (мозаика, кубики).Для привлечения внимания ребенка стараются попасть в поле его зрения.

Основными задачами являются: побуждение интереса к звукам, к речи, развитие подражательности им, дифференциация речевых и неречевых звуков.

Коррекционная работа направлена на формирования внимания к речи окружающих, но начинается она с  неречевых звуков(шум, звучащие игрушки). Но только после организации ребенка! При различении неречевых звуков ребенок должен научиться: узнавать игрушку по звучанию, определять место звучания.

Для развития направленного внимания  и работоспособности используют: разрезные картинки, палочки(выкладывание узора), мозаика(классификация по цвету, форме и величине)

Уделяется внимание   развитию деятельности на основе зрительной подражательности, речевое комментирование заданий исключается, так как ребенок еще не понимает обращенную речь.

Также проводится работа по развитию речевой деятельности: развитие потребности общения, мотива общения, ребенка учат концентрироваться на речи.

II При хорошем развитии внимания, подражательности и работоспособности переходят к обучению различения ряда неорганизованных звуков разного характера. Начинают с контрастных звучаний (звон монет, стук карандашей), затем переходят к более тихим звучаниям (шуршание спичек, шелест бумаги). Т.е постепенно переходят к выработке тонких звуковых дифференцировок. Полезно, чтобы ребенок играл с звучащими предметами, ощущал вибрацию, действовал по подражанию за педагогом. Избегать нужно хлопков в ладоши – это  воспринимается вибрация по костной проводимости.

III По мере успешности  ребенка в шумовой ряд вводится сильный речевой звук (а,р,у…, который связан с объектом: у- самолет летит). Нужно  сменять виды деятельности ребенка, дать ему отдых. Объем активного слухового внимания увеличивается медленно. Параллельно нормализуют поведение ребенка, развивают усидчивость, предметно – практическую деятельность, учат подчиняться неречевым инструкциям, учитывать реакцию педагога. Каждый звук обязательно связывают с предметом.

IV После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов, и опять связывают с предметом или действием, и простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее ярки сочетания гласных и открытые слоги. Избегают стечений, они сложны для слухового опознания..Широко используется зрительный, зеркальный  контроль, чтение с лица. Каждое слово получает зрительное, двигательное и тактильное подкрепление. Обязательно  - интонированное произнесение. Первые слова должны быть далекими по звучанию, структуре и смыслу. Проводится работа по накоплению пассивного словаря, одновременно идет и развитие собственной речи.. В играх ребенок учиться  различать силу, длительность и интенсивность звукового сигнала, избирательно реагируя на определенные звуки. В дальнейшем внимание уделяется накоплению активного и пассивного словаря путем многократного повторения одних и тех же слов в предложении. Для превращения слова в понятие важна не только повторяемость, но и выработка большего  числа условных связей, преимущественно двигательных. Ребенок должен овладеть действиями по словесной инструкции, что учит усваивать грамматические стандарты языка.

V Правильность понимания ребенком речи постоянно проверяется (задаются вопросы, инструкции, используются графические схемы, фишки). Сначала ребенок учиться понимать одного взрослого, потом привлекаются его близкие. Менять порядок слов при проговаривании не рекомендуется. Для развития понимания речи  предлагаются простые бытовые конструкции, сопровождаются мимикой и жестами. Семья должна воспроизводить все дома.

Возможность восприятия развивается медленно, понимание возможно лишь на основе зрительного и тактильно- вибрационного анализаторов: ощущение голосовых складок, воздушной струи.

Первыми исчезают акустические неточности, позднее изживаются ошибки собственной речи.

Жинкин рекомендовал не заучивать слова с ребенком, а ставить ребенка в ситуации мыслительных задач, когда нужно действовать осознанно. Работу он предлагал проводить в условиях узких микротем.

Дети с сенсорной алалией способны к овладению грамотой, хотя у них нарушено чтение и письмо. Обучение грамоте начинают в ранние сроки. Отмечается легкость усвоения ПР , в отличие от  УР. Зрительное восприятие  написанного  слова облегчает усвоение звукового состава слова.

При обучении грамоте эффективен звуковой аналитико – синтетический метод, поэтому применяют метод глобального чтения, который расширяет акустические и артикуляторные возможности. Через чтение уточняется и расширяется понимание, проводится работа по развитию лексико – грамматических категорий.

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии ставиться под сомнение. Прогноз неопределенный. В лучшем случае – речевая или вспомогательная школа. Эффективность  достигается при длительной коррекционной работе. Работа преимущественно индивидуальная. Диагностика сложна, диагноз часто ставят предположительный.

По мнению Ипполитовой за первые 3-4 месяца в самых тяжелых случаях удается добиться понимания 8-10 слов, но 2-4 слова из них появятся в активной словаре.

Обучение в школах 5, 8 вида, дневных стационарах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34586. ОТКРЫТИЕ И ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (XVII – XIX вв.) 21.97 KB
  По берегам Амура и Зеи было построено более 20 русских поселений: острожков заимок деревень. и русские ушли с берегов Амура. Но Крузенштерн не нашел фарватеры ведшие в устье Амура и дал заключение о полуостровном положении Сахалина. Поэтому почти каждому командиру русского корабля вменялось по инструкции в обязанность исследовать лиман Амура.
34587. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ в XIX– начале XX в. КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 21.18 KB
  РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ в XIX начале XX в. Сегодня идут споры об уровне зрелости капитализма в России накануне революционных событий 1917 года. Для развития капитализма в России были характерны не только быстрые темпы сжатые сроки но и иная последовательность аграрнокапиталистического и промышленного переворотов. Если в развитых странах Европы железнодорожное строительство явилось результатом промышленного переворота то в России массированное строительство железных дорог явилось мощным стимулом для капиталистической эволюции всего...
34588. БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ (XIII – XV вв.) 21.16 KB
  Кочевые племена монголов были очень многочисленными но родовые порядки обеспечивали участие в войне всех мужчин поголовно. Во время похода монголов в Индию полководцы Джебе и Субэдэй отделились от главной армии и через Закавказье вторглись в Европу где на их пути оказались половцы. Половцы столкнувшись с монголотатарскими войсками обратились к русскому князю Мстиславу Удалому за помощью. После таких широких завоеваний монголотатарскую знать привлекли торговые пути обладание которыми могло приносить большие доходы.
34589. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 19.56 KB
  Самобытность России во многом определяется ее географическим положением между Европой и Азией миром модернизации и миром традиционности. Этот фактор накладывает отпечаток на историческое развитие России. В самой России начиная с XVIII в. Главным среди природных факторов был континентальный характер расположения территории России.
34590. МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 24 KB
  МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Составитель: С. Соответственно и место России во всемирной истории определялось с точки зрения принадлежности ее к одной из общественноэкономических формаций.К какому же типу отнести Россию В какой мере самобытна цивилизация России Ответы на эти вопросы давались историками публицистами общественными деятелями с высоты своего времени с учетом всего предшествующего развития России а также в соответствии со своими идейнополитическими установками. Абсолютное большинство населения России исповедует...
34591. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 22.91 KB
  ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Составитель: Л. Степанова Появление славян как самостоятельного этноса согласно археологическим материалам произошло еще в первое тысячелетие до н. славяне известны под именем антов и венедов. в источниках появляется имя славяне.
34592. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (IX – начало XII вв.) 21.55 KB
  Но произошло это объединение в результате похода князя Олега датируемого летописью 882 годом при активном участии его Руси варяжской дружины вместе с другими племенами Поильменья. Рассматривая особенности политического устройства Киевской Руси следует выделить такой родоплеменной пережиток как наследование великого княжения по старшинству. Это заставляло всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве...
34593. США во Второй мировой войне 14.25 KB
  Когда УВП не удалось взять под свой контроль добычу и поставки сырья Рузвельт создал сначала управление экономической стабилизации а затем управление военной мобилизации наделенное чуть ли не диктаторскими полномочиями. Комиссия по справедливому найму которую Рузвельт был вынужден создать под угрозой негритянского марша на Вашингтон во главе с Филипом Рэндолфом председателем профсоюза железнодорожных проводников помогла афроамериканцам бороться с дискриминацией в военной промышленности особенно после того как в 1943 Рузвельт наделил...
34594. США в конце XX – начале XXI вв 15.84 KB
  Укрепление политического экономического военного лидерства в мире стало ведущей идеей политики США во второй половине XX начале XXI в. Этому способствовало с одной стороны ключевое положение США в ООН в составе 5 государств членов Совета Безопасности а с другой активное участие в создании НАТО сети других военнополитических блоков. Была развернута сеть военных баз и объектов США в Европе в государствах участниках НАТО на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана в Латинской Америке и зоне Карибского бассейна на Ближнем...