95215

Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Отчетность представляет собой систему показателей отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы которые составляют по данным бухгалтерского статистического и оперативного учета.

Русский

2015-09-21

101 KB

0 чел.

74вопрос Содержание, значение и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Понятие и состав бухгалтерской отчетности. Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы. 
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды. Организации составляют бухгалтерскую отчетность по формам, рекомендуемым Минфином РФ. Формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом РФ.Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом. 
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую, оперативную и налоговую. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. 
Бухгалтерская отчетность подразделяется на индивидуальную бухгалтерскую отчетность, консолидированную финансовую отчетность и управленческую отчетность.Индивидуальная бухгалтерская
отчетность выполняет две функции — информационную и контрольную. В части первой функции она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности организации, а в части второй — обеспечивает системный контроль достоверности данных бухгалтерского учета по каждому учетному циклу. Поэтому организации должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период. Индивидуальная бухгалтерская отчетность используется собственниками: для выявления конечного финансового результата деятельности организации — чистой прибыли (убытка) и ее распределения между ними; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; в управлении организацией, судопроизводстве, налогообложении и для иных целей. Поскольку главной задачей индивидуальной бухгалтерской отчетности является обеспечение пользователей качественной, надежной и сопоставимой информацией об организации, то ее нужно составлять по российским стандартам, разрабатываемых на основе МСФО.Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.Главной задачей консолидированной финансовой отчетности является обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи консолидированная финансовая отчетность должна составляться по МСФО, подвергаться обязательному аудиту и публикации.Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом. В связи с этим ее содержание, сроки, формы и порядок составления определяются организацией самостоятельно. 
Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении. 
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, установленными законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем ее корректировки по правилам налогового законодательства. Главной задачей налоговой отчетности является снижение затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового и бухгалтерского учета. 
По периодичности составления
различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год. По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов. 
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. 
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

- форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы («Отчет о движении денежных средств» и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996. г. № 129-ФЗ) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; 

д) пояснительной записки.

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности. 
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.
годовая бухгалтерская отчетность включает:

• бухгалтерский баланс — форма № 1;

? отчет о прибылях и убытках — форма № 2; 

• отчет об изменениях капитала — форма № 3;

• отчет о движении денежных средств — форма № 4; 

• приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

• отчет о целевом использовании полученных средств — форма № 6;

• пояснительную записку; 

• итоговую часть аудиторского заключения. 

Порядок составления бухгалтерских отчетов.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при ее составлении должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное соответствие данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета; запись хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса. 
Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо:

• провести инвентаризацию имущества и обязательств организации; 

• внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;

• осуществить закрытие счетов; 

• провести реформацию баланса; 

• отразить операции, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события осле отчетной даты). Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году, — записями от 31 декабря отчетного года. Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверенаправильность этих записей. Обобщение накопленного опыта позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. 
В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности. 
В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки». 
Под реформацией баланса понимают списание прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции. 
Реформацию баланса осуществляют в два этапа:

  •  вначале закрывают счета, на которые в течение года учитывалисьдоходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации (счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»);
  •  на втором этапе финансовый результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. Для этого сальдо по субсчетам 90-1 и 91-1 переносят на счет 99 «Прибыли и убытки». Последней записью отчетного года счет 99 закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». К событиям после отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации.

Если отчетность еще не была представлена заинтересованным лицам, то события после отчетной даты должны быть в ней отражены. При этом события, подтверждающие факты, возникшие на отчетную дату (банкротство крупного должника организации, снижение стоимости ее активов и т. п.) отражают в учете дважды: на 31 декабря отчетного года и на дату, когда они фактически произошли. События, возникшие после отчетной даты (стихийное бедствие, резкое изменение курсов валют и т. п.), в бухгалтерском учете не отражаются. Сведения о них сообщаются в пояснительной записке к годовому отчету.

После составления бухгалтерской отчетности необходимо: 

• осуществить аудиторскую проверку отчетности; 

• утвердить отчетность у участников или акционеров организации; 

• сдать отчетность в налоговую инспекцию и Росстат; 

• опубликовать отчетность в печати (определенными организациями). 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35865. ПРЕВРАЩЕНИЯ В СТАЛИ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ 283 KB
  При скорости охлаждения стали обеспечивающей полное протекание диффузионных процессов и соответственно близкое к равновесному состоянию стали в структуре последней согласно диаграмме железо углерод образуется перлит.5 приведена диаграмма изотермического превращения аустенита для эвтектоидной стали 08 С. Диаграмма изотермического превращения аустенита эвтектоидной стали На диаграмме можно выделить следующие области: 1 область устойчивого аустенита для стали содержащей 08 С выше АС1; 2 область переохлажденного аустенита; 3...
35867. БЖД. Содержание, цель и задачи БЖД 101.92 KB
  Как видим она посвящена решению задач сохранения здоровья и жизни человека в среде его обитания. Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология а именно количественная оценка риска несчастных случаев профессиональных заболеваний экологических бедствий и т. Цель дисциплины вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками необходимыми для: 1 создания...
35868. Международное частное право. Шпаргалка 99.5 KB
  Принципы МЧП Принципы МЧП это определенные постоянные правила вытекающие из требования рационального урегулирования наиболее типичных случаев особенно в сфере коллизионного права. Общие принципы права непосредственно применяемые в МЧП: нельзя передать другому больше прав чем сам имеешь; принципы справедливости и доброй совести равные возможности равные основания; разумно осмотрительно рачительно как хозяйствующий субъект; недобросовестность когда реализация своего права влечет убытки для другого лица; принципы...
35869. Дроссель с обратным клапаном, конструкции применение 100.36 KB
  21 показан пример конструкции дросселя с обратным клапаном и указано направление потока воздуха. В реальных потоках жидкости присутствуют силы вязкого трения. На это трение затрачивается часть энергии потока. Изза этих потерь энергия потока жидкости по длине потока и в его направлении постоянно уменьшается.
35870. Ассоциация художников революционной России 100.32 KB
  Майская 1922 года Декларация АХРР: “Наш гражданский долг перед человечеством художественнодокументально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве.Создание в 1925 году инициативной группой учащейся молодежи АХРР. Первый съезд АХРР 1928 г.
35872. Информационно-поисковый язык Система индексирования 157.4 KB
  Осуществление выдачи системой требуемых данных реализуется с помощь главной операции документальной ИПС проведения информационного поиска. В то же время во множестве выданных ему документов присутствуют и такие которые не отвечают запросу т. Коэффициент полноты p характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве релевантных документов: 2. Коэффициент точности n характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве выданных документов: 3.