95222

Основы финансового контроля: сущность, роль, функции контроля в управлении и классификация

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Основы финансового контроля: сущность роль функции контроля в управлении и классификация. В науке и практической деятельности термин контроль употребляется достаточно часто однако единое понятие контроля до настоящего времени так и не принято.

Русский

2015-09-21

144.5 KB

5 чел.

Вопрос 41. Основы финансового контроля: сущность, роль, функции контроля в управлении и классификация.

Слово control английского происхождения, означает надзор, контроль, регулирование. В русский язык оно пришло из немецкого  die controle – контроль, проверка (XVIII в.) или из французского contrŏlle – проверка, контроль, список.

В русском языке слово «контроль» имеет два значения: проверка, наблюдение в целях проверки и учреждение, ведающее такой проверкой.

А. Файоль: «На предприятии контроль  заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии  с утвержденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабое место и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируются все: предметы, люди, действия.

В науке и практической деятельности термин «контроль» употребляется достаточно часто, однако единое понятие контроля до настоящего времени так и не принято.

Сегодня «контроль» можно сказать, что в современной литературе контроль определяется как: средство, элемент, регулятор, метод, функция, вид деятельности, гарант, правомочие, форма, условия, явление, атрибут, фактор, система обратной связи, институт и т.д.

Такие подходы к понятию «контроль» связаны не столько со стремлением дать его универсальную трактовку, сколько с интересами представителей разных научных направлений:

  1.  философии,
    1.  теории управления,
    2.  политики,
    3.  права,
    4.  кибернетики и т.д.

Так с позиции теории управления выделяются три стадии  управленческой деятельности:

  •  проектирование и определение цели,
  •  организация выполнения принятого решения,
  •  контроль исполнения.

Соответственно контроль трактуется как особая стадия цикла управления, что позволяет дать следующее определение контролю.

Контроль – целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры.

Объект теории контроля – это особый вид деятельности, связанный с процессом управления, призванный отвечать на вопросы: «что делать?», «как делать?», «в каком виде делать?» для осуществления контроля – контрольная деятельность.

Функциональная сущность контроля вытекает из объективной необходимости отношений руководства и исполнения как особой функции, обусловленной общественным разделением труда.

Итоговая целенаправленность контроля заключается в том, что в процессе его проведения выявляются:

  •  результаты взаимодействия субъекта и объекта,
  •  допущенные отклонения от требований управленческих решений, принятых принципов организации и регулирования,
  •  причины отклонений,
  •  пути преодоления имеющихся препятствий для эффективного функционирования всей системы.

Функция контроля включает в себя:

  •  выявление и анализ фактического положения дел,
  •  сопоставление фактического положения с намеченными целями,
  •  оценку контролируемой деятельности,
  •  принятие мер по устранению вскрытых недостатков.

Контроль самым тесным образом взаимодействует с правом, осуществляется в установленных правовых процедурах.

Для реализации процесса контроля, т. е. среда, в которой осуществляется контрольная деятельность. Этой средой для контроля являются система контроля и техника контроля.

Понятие механизма контроля вполне конкретно и требует ответа на  вопросы: где делать?, кому делать?,  и чем делать?, для ведения контроля.

Элементы контроля:

  •  субъект контроля (кто  контролирует)
  •  объект контроля (кого  контролируют)
  •  предмет (что контролируют)
  •  цели и  задачи
  •  принципы
  •  метод,
  •  решение по результатам контроля, оценка эффективности контроля.

В системе управления экономический контроль – это одна из функций управления. Его взаимосвязь с другими функциями управления может быть представлена следующим образом: (планирование, учет, анализ, регулирование, организация - контроль).

Связь контроля с планированием – заключается в том, что контроль должен дать оценку результатов планирования.

Основная задача учета как функции управления состоит в том, чтобы представить количественное отражение и качественную характеристику экономических процессов объекта управления. Как планирование, так и учет включают в себя отдельные  контрольные функции.

Активная роль контроля в управлении экономикой проявляется в том, что он не ограничивается только констатацией допущенных отклонений от требований управленческих решений. Его данные используются для поддержания динамического равновесия всей системы управления, принятия наиболее обоснованных управленческих решений.

Без контроля нельзя обеспечить компетентность и конкретность руководства.

Любая классификация имеет познавательное и практическое значение, если она опирается на наиболее существенные признаки.

Рассмотрим 5 основания для классификации видов контроля:

1) в зависимости от предмета контроля,

2) по времени осуществления контрольных действий,

3) в зависимости от субъектов контроля,

4) по отношению к объекту контроля,

5) по формам осуществления контрольной деятельности.

Однако необходимо отметить, что научная  классификация не ограничивается рассмотренными в дальнейшем основаниями.

1. Классификация контроля в зависимости от предмета контроля выделяет следующие виды контроля:

1) экономический контроль – изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условия, вызывающие эти явления;

2) финансовый контроль – это проверка специального уполномоченными органами фактически полученных финансовых показателей деятельности, расходования финансовых ресурсов, соблюдения участниками денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства;

3) хозяйственный контроль – это проверка решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей;

4) административный контроль – состоит в обеспечении совершения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных в законодательных и нормативных актах правилами только уполномоченными на то лицами согласно определенным руководством организации полномочиям и процедурам принятия решений по проведению операций;

5) технический (технологический, процедурный) контроль – обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических услвоий, нормативами, лимитами и др.

Все указанные в определениях предмета контроля аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, если характеризующая их информация подается в денежной оценке, выступают предметом финансового контроля.

Финансовый контроль – это многоаспектная межотраслевая система надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов в целях установления законности и оценки эффективности хозяйственных и финансовых операций и выявление резервов доходов государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Функции финансового контроля:

1) информационная – (информация, полученная в результате экономического контроля, служит основанием для принятия  управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование  контролируемого объекта),

2) профилактическая – ( выявление недостатков, хищений, злоупотреблений, устранение и недопущение нарушений в дальнейшей работе хозяйствующего субъекта),

3) мобилизующая – (заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства, в том числе перед государством).

В процессе контроля выявляются:

1) результаты воздействия субъекта на объект,

2) допущенные отклонения от требований управленческих решений, принятых принципов организации и регулирования,

3) причины отклонений,

4) пути преодоления имеющихся препятствий для эффективного функционирования всей системы.

2. Классификация видов контроля по времени осуществления контрольных действий:

1) предварительный контроль – проводится на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования  средств в виде локальных бюджетов и смет:

  •  финансовой помощи, кредитов,
  •  финансирования,
  •  инвестиций,
  •  целевых и иных программ.
  •  Предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

2) текущий контроль – осуществляется для оперативного устранения допускаемых нарушений непосредственно в процессе формирования и использования средств.

3) последующий контроль – это контроль использования средств с установленной периодичностью или в разовом порядке в целях проверки правильности и эффективности расходования средств, утверждения отчетов и оценки деятельности объектов  контроля.

В реальной экономической жизни все три вида контроля тесно взаимосвязаны, и только при наличии всех трех видов можно говорить об эффективной системе  контроля на любом уровне управления хозяйствующего субъекта.

3. Классификация видов контроля в зависимости от субъектов контроля:

1) общегосударственный контроль:

- государственный контроль (федеральный и региональный),

- муниципальный контроль.

2) негосударственный контроль:

- внутрихозяйственный контроль,

- независимый контроль,

- общественный контроль.

Государственный контроль – это контроль, осуществляемый государственными контрольными органами.

Негосударственный контроль – это контроль, осуществляемый негосударственными контрольными органами.

Иная классификация контроля в зависимости от субъектов контроля:

1) государственный  контроль (субъект контролирующего воздействия – государство),

2) общественный контроль (субъект контролирующего воздействия – общество и его структуры),

3) владельческий контроль (субъект контролирующего воздействия – собственник, предприниматель).

Виды контроля по аспектам финансово-хозяйственной деятельности:

1) налоговый,

2) антимонопольный,

3) инвестиционный,

4) кредитный (банковский),

5) экспортно-импортный, валютный,

6) налично-денежного оборота и т.д.

Виды контроля по видам собственности:

1) Государственный контроль, осуществляемый за объектами государственной  формы собственности,

2) Государственный контроль, осуществляемый за объектами негосударственной формы собственности (частные, коллективные),

3) Государственный финансовый контроль, осуществляемый за объектами смешанной формы собственности.

4. Классификация видов контроля по отношению к объекту контроля:

1) внешний,

2) внутренний,

3) смешанный.

Например, государственный контроль – это внешний контроль, но при  проверке отраслевого министерством подчиненного ФГУП – внутренний контроль.

Аудиторский контроль – внешний контроль, но может быть внутренним контролем (внутренний аудит).

Смешанный контроль – контроль совета директоров, ревизионной комиссии.

5. Классификация контроля по формам осуществления контрольной деятельности.

Форма контроля – это способ организации и выражения определенным образом упорядоченной совокупности контрольных процедур.

Виды контроля по формам осуществления контрольной деятельности:

1) до начала рыночных реформ в РФ:

- ревизия,

- проверка,

- бухгалтерская экспертиза.

2) в условиях современной рыночной экономики:

- ревизия,

- проверка,

- бухгалтерская экспертиза,

- налоговая проверка,

- надзор.

Ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизируемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизируемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, для которых в соответствии с российским законодательством и нормативными актами установлена ответственность  за осуществление этих действий.

Цель  ревизии – это  изучение специальными приемами документального и фактического контроля:

  •  экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности,
  •  законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Ревизия в отличие от проверки охватывает все стороны деятельности объекта контроля.

Проверка – это форма финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых субъектами контроля, заключается в единичном  контрольном действии или изучении состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

По проверкой может также подразумеваться и  мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся определенных сторон деятельности, например, проверка на предмет целевого использования бюджетных ассигнований, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Налоговая проверка – это форма контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Виды налоговых проверок: камеральная, выездная.

Экспертиза – это эмпирическое исследование обособленного объекта, проводимое сведущим лицом (экспертом), основанное на специальных (профессиональных) знаниях, с применением особых методов (методик), имеющее целью получение нового занния об объекте, которое оформляется в виде заключения.

Бухгалтерская экспертиза – это исследование записей бухгалтерского учета в целях установления наличия или отсутствия в них искаженных данных.

Финансово-экономическая экспертиза – это исследование :

  •  показателей финансового состояния и деятельности хозяйствующего субъекта,
  •  признаков и способов искажения финансовых показателей,
  •  расчета долевого участия учредителей в имуществе и распределяемой прибыли хозяйствующего субъекта и т.д.

Формы осуществления контрольной деятельности:

  •  аудит
  •  надзор.

Аудиторская деятельность – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Надзор – это форма деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают судебный, конституционный, прокурорский, административный, авторский и другие виды надзора.

Надзор проводится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения ими установленных правил и нормативов. Например, надзор сос стороны Банка России за деятельностью коммерческих банков, Федеральной антимонопольной службы – за предприятиями-монополистами. Внешний контроль – осуществляется специальными вышестоящими по отношению к проверяемому объекту или независимыми от него  органами контроля.

Внутренний контроль – осуществляется в пределах одной организации, отрасли, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников.

При сравнении внешнего и внутреннего контроля необходимо выделить ряд признаков, которые характеризуют их с одинаковой стороны, и  признаки, указывающие на различие этих видов контроля.

Признаки, характеризующие сходство внутреннего и внешнего контроля:

1) Процесс контроля одинаков – организация контрольно- ревизионной  работы остается неизменной, и эта работа проводится при соблюдении следующих этапов:

  •  планирование работ,
  •  проведение работ,
  •  составление  итоговых документов по проведенным работам.

2) Используются одинаковые методические приемы:

  •  общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез и т.д.),
  •  собственно эмпирические ( инвентаризация, контрольные замеры и т.д.),
  •  специфические приемы смежных экономических наук ( ЭММ, методы математической статистики и т.д.).

3) Используются в большинстве случаев одинаковые источники контрольных данных.

4)  Пользователями результатов контрольных мероприятий являются:

  •  при внешнем контроле – внешние пользователи, обеспечивающие руководство организации информацией как о допущенных ошибках, так и о недостатках в организации самого внутреннего контроля,
  •  при внутреннем контроле – руководители и другой  управленческий персонал организации, получающий оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций.

5)  Информация по результатам контрольных мероприятий, проведенных субъектами внутреннего контроля, может использоваться субъектами внешнего контроля. Примером служит использование данных СВК при независимом аудите после соответствующей оценки эффективности СВК.

Признаки, указывающие на различия внутреннего и внешнего контроля:

1) субъект, проверяющий контрольные мероприятия:

  •  при внешнем контроле – орган, не зависящий от контролируемой организации,
  •  при внутреннем контроле – структурное подразделение  (отдел) организации, структурная единица.

2) Субъект, принимающий решение по результатам  проведения контрольных мероприятий.

3) Регламентация проведения контрольных мероприятий:

  •  внешний контроль в большей степени регламентирован,
  •  внутренний контроль организуется в соответствии с целями и задачами управления организации и регламентируется внутренними документами организации: приказами и распоряжениями (за исключением инвентаризации, документооборота, должностных обязанностей АУП).

Вопрос о единстве цели внешнего и внутреннего контроля достаточно спорный:

1) с одной стороны внешний и внутренний контроль объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для хозяйствующего субъекта;

2) с другой стороны, соблюдение законодательства – скорее  одна из задач внутреннего контроля, нежели ее цель.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6317. Основные положения о праве 144.67 KB
  Основные положения о праве. Происхождение, понятие и признаки права. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве домини...
6318. Программное обеспечение персонального компьютера 116.5 KB
  Программное обеспечение персонального компьютера. План. Системное программное обеспечение. базовое ПО операционные системы служебные программы Прикладное программное обеспечение. Инструментальное программное обесп...
6319. Зубчатые передачи 672.36 KB
  Основные понятия о зубчатых передачах Общие сведения В зубчатой передаче движение передается с помощью зацепления пары зубчатых колес (рис. 1, а - в). Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее - колесом....
6320. Мутационная изменчивость 52 KB
  Мутационная изменчивость 1. Наследственная и ненаследственная изменчивость. 2. Классификация мутаций. 3. Геномные мутации. 4. Хромосомные мутации. 1. Наследственная и ненаследственная изменчивость Различают наследственную и ненаследственную изменчив...
6321. Мутационная изменчивость. Генные и хромосомные мутации 46.5 KB
  Мутационная изменчивость 1. Генные мутации. 2. Классификация мутаций. 3. Геномные мутации. 4. Хромосомные мутации. 1. Генные мутации Связаны с изменениями структуры гена. «Сдвиг рамки считывания» - вставка или выпадение перы или нескольких пар нукле...
6322. Индуцированный мутационный процесс 51 KB
  Индуцированный мутационный процесс 1. Факторы индуцирующие мутации. 2. Действие ионизирующих излучений. 3. Влияние генотипа на частоту мутаций. 4. Действие химических веществ на мутагенез. 1. Факторы индуцирующие мутации Под индуцированным мутационн...
6323. Теорія інформації та кодування як основа інформаційних технологій 87 KB
  Предмет дисципліни, її цілі та задачі. Порядок вивчення дисципліни, звітність. Навчально-методичні матеріали з дисципліни Сьогодні ми розпочинаємо вивчення навчальної дисципліни Теорія інформації та кодування. Дисципліна вивчаєть...
6324. Математичні моделі завад в каналах звязку. Поняття про модуляцію 243 KB
  Вступ В попередніх лекціях ми говорили про те, що забезпечення інформаційної безпеки пов'язане з комплексним рішенням трьох задач, пов'язаних із забезпеченням доступності, цілісності та конфіденційності інформації. Рішення таких зада...
6325. Цивільна оборона в сучасних умовах 59.5 KB
  Цивільна оборона в сучасних умовах План: Роль і місце Цивільної оборони в житті суспільства Визначення та основні завдання Цивільної оборони Організація і проведення рятувальних та інших необхідних робіт у районах лиха та осередк...