95229

Механизм внешнеполитической службы Российской империи

Доклад

Международные отношения

Установилась единая для всех государств процедура аккредитования дипломатических агентов каждого класса. В канун первой мировой войны в 1914 году структура Министерства иностранных дел имела следующий вид: центральный аппарат – министерство во главе с министром который имел двух заместителей товарищей...

Русский

2015-09-21

34 KB

0 чел.

Механизм внешнеполитической службы Российской империи

С 1815 года (Венский конгресс, «Положение относительно дипломатических агентов») было установлено три класса дипломатических агентов: класс послов (легатов, нунциев), класс посланников, министров или иных уполномоченных «при государях», класс поверенных в делах, уполномоченных при министрах ин. дел. Установилась единая для всех государств процедура аккредитования дипломатических агентов каждого класса.

В 1832 году Коллегия иностранных дел в России преобразуется в МИД. Складываются следующие основные направления деятельности этого важнейшего государственного ведомства: политические сношения с иностранными державами, изучение общественно-политической жизни в других странах, защита российских экономических интересов, защита русских подданных за границей, вопросы, связанные с православием за рубежом и  положением иностранцев в России.

При Александре III в русской внешнеполитической службе проводятся некоторые меры по ее совершенствованию, в частности в области оперативной информации: вводится срочная дипкурьерская связь Министерства иностранных дел с зарубежными представительствами. Дипломатическая переписка ведется на русском языке, а не на французском.

В целом, система государственных органов, причастных к осуществлению внешних сношений, к началу 20 века не пережила существенных изменений. Исторические особенности развития России придавали внешней политике «самобытные» черты. Они проявлялись в ограниченном влиянии общественного мнения на принятие внешнеполитических решений, в социальной однородности состава кадров дипломатической службы. Трудности создавала неповоротливость и медлительность бюрократической процедуры, безынициативность большинства чиновников. Тот же Государственный совет, созданный для решения внешних проблем, не стал ни координирующим, ни контролирующим органов в области международных сношений.

В канун первой мировой войны в 1914 году структура Министерства иностранных дел имела следующий вид: центральный аппарат – министерство во главе с министром, который имел двух заместителей (товарищей); при министерстве действовал коллегиальный орган – совет министерства; министерство имело два департамента функционального характера, которые делали между собой решение хозяйственных дел, подготовку дипломатических документов, а также текстов договоров, грамот, писем к иностранным дворам и правительствам, пограничные дела, вопросы режима международных рек, путей сообщения и др. Кроме департаментов, министерство в своем составе имело: 1-й политический отдел и канцелярию министра, в функции которых входили вопросы отношения с государствами Западной Европы, Америки и Африки (без Абиссинии и Египта), а также личная переписка министра; 2-й политический отдел, ведавший ближневосточными делами; 3-й политический отдел (среднеазиатский); 4-й политический отдел (дальневосточные вопросы); юрисконсультскую часть; отдел печати; Государственный и Петроградский главный архивы, Московский главный архив. Во главе отделов стояли советники, работавшие руководством товарищей министра. Кроме того, министерство располагало специальным отделением восточных языков, готовившим переводчиков (драгоманов).

МИД играло главную роль исполнительно-распорядительного органа в области внешних сношений. Императорская Главная квартира обеспечивала сношения царя с главами других стран. Царские наместники и генерал-губернаторы получили право заключать договоры не только по торговым, но и по политическим вопросам. Это привело к недоразумениям, которые в свою очередь привели к появлению дипломатических агентов, которые должны были не только наблюдать за действиями местных правителей, решавших внешние вопросы, но и за сугубо внутренними делами. Несоответствие системы государственного управления происходящим в стране и на международной арене вызвали в стране нарастающий кризис. Бюрократическая система управления не давала возможность быстро реагировать на меняющуюся внешнеполитическую обстановку. Вследствие чего произошла первая русская революция.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5323. Оптимизация стратегии деятельности предприятия 968 KB
  Оптимизация использования ресурсов Теория спроса и предложения Спрос на товары и услуги, закон спроса Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механиз...
5324. Управление финансами дорожно-строительной организации 280.5 KB
  Определение сметной себестоимости и цены строительно-монтажных работ дорожно-строительной организации. Программа строительно-монтажных работ ДСО на рассматриваемые полгода предусматривает ввод в действие двух объектов. Первый объект —...
5325. Моделирование инвестиционной программы предприятия 132.5 KB
  Моделирование инвестиционной программы предприятия Цель работы– определение оптимальной производственной программы предприятия. Тема курса - организация инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Содержание работы До...
5326. Разработка плана производства карамели леденцовой на примере леденца Барбарис 309.5 KB
  Кондитерская промышленность наряду с другими отраслями пищевой индустрии призвана удовлетворять потребностям населения в продуктах питания. Приятный вкус, тонкий аромат, привлекательный внешний вид, высокую калорийность и усвояемость кондит...
5327. Глобализация как современный этап развития мирового хозяйства 245.5 KB
  Интернационализация мировой экономики, текучесть капиталов, углубление раскола между бедными и богатыми регионами Земли, утверждение доллара в положении общемировой валюты, массовое распространение новых средств коммуникации, все более акт...
5328. Экономическая деятельность С.Ю. Витте 75 KB
  Сергей Юльевич Витте (1849 -1915 гг.), безусловно, может быть причислен к крупным государственным деятелям в отечественной истории. Будучи в конце XIX - начале XX вв. министром финансов, а затем председателем кабинета министров, он успел ...
5329. Сущность и уроки реализации НЭП в СССР 90.5 KB
  Возможно, годы НЭПа для многих советских людей были лучшими годами эпохи правления большевиков. Подъем экономики после разрушительной гражданской войны, несомненно, стал возможным благодаря восстановлению, хотя и не полного, рыночных отноше...
5330. Психологический климат в коллективе 50.5 KB
  Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляю...
5331. Історії української культури, Курс лекцій 359 KB
  Людина культури перевищує політичне та економічне буття тим, що бачить перед собою ідеал загального блага і втілює його. Культура спирається на моральний кодекс. Мораль виникла раніше законів, права. Це сталося ще у первісну добу. Моральні кодекси як цілісна система взаємин у суспільстві склалася у добу ранніх цивілізацій.