95247

Разработка базы данных «Заявки и учет абонентов провайдера кабельного телевидения»

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Абонентский отдел осуществляет связь между отделом продаж и техподдержкой, а именно координирует техподдержку на предмет времени подключения потенциального абонента, то есть является связующим звеном. Так же отвечает на возникающие у абонентов вопросы и заключает договора с новыми клиентами.

Русский

2015-09-21

3.18 MB

28 чел.

Тема: Разработка базы данных “Заявки и учет абонентов провайдера кабельного телевидения”


ВВЕДЕНИЕ

В России растет огромное количество пользователей информационных услуг. Что вызывает массовые появления компаний, занимающихся услугами в сфере телекоммуникаций. Услугами таких, компаний является предоставление высокоскоростного доступа к сети интернет, кабельного телевидения, телефонной связи.

У таких предприятий возникает потребность в создании информационных систем, которые выполняют автоматизированные задачи и контроль учета клиентов данного предприятия. Важным фактором является использования общей информационной системы, которая бы следила и обрабатывала все Бизнес-процессы предприятия. Автоматизированное рабочее место «АРМ» – программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида.

Не смотря на неудовлетворительную обстановку в экономическом мире, у компаний занимающихся услугами широкополосными передачами данных – «ШПД», идет огромный прирост клиентской базы, что вызывает потребность в создании информационной системы для обработки данных задач предприятия (обработка клиентской базы, отчеты, задания для отделов, и т. д.), разработка данных проектов становится актуальна.

Тем самым с развитием телевизионных и интернет технологий требуются программные средства для упрощениях и обслуживания работы ними.

Своевременность представления всей необходимой информации руководителям и работникам всех уровней управления на предприятии из единого информационного фонда позволяет значительно повысить эффективность управления, обеспечить четкую согласованность решений, принимаемых на различных уровнях и в разных структурных подразделениях.

Количество абонентов постоянно увеличивается, т.к. расширяется сеть кабельного телевидения, т.е. сеть распространяется по новым улицам, кварталам, районам города. Список предоставляемых кабельным телевидением услуг пополняется новыми наименованиями. С течением времени изменяются тарифные ставки на виды

1 Постановка задачи

1.1 Исследование состояния вопроса

Абонентский отдел осуществляет связь между отделом продаж и техподдержкой, а именно координирует техподдержку на предмет времени подключения потенциального абонента, то есть является связующим звеном. Так же отвечает на возникающие у абонентов вопросы и заключает договора с новыми клиентами. Количество заключенных договоров Абонентского отдела в среднем меньше, чем у отдела продаж, поскольку абонентский отдел является вспомогательным подразделением.

          Задача прямой контакт с клиентами (техподдержка, работа с задолженностями, приём сервисных заявок, принятие и расторжение договоров).

Основные усилия абонентского отдела направлены на повышение качества связи, обслуживания абонентов, развития сетевой инфраструктуры, увеличения зоны покрытия и расширения спектра дополнительных услуг. Мониторинг жилищно-коммунального хозяйства, установка сетей охранно-пожарных систем сигнализации и систем видеонаблюдения, организация видеоконференций, оказание услуг IP-телефонии, оказание услуг по передаче данных кабельного радиовещания. Рассмотрев основные задачи и цели перейдем к рассмотрению организационной структуры абонентского отдела.

Организационная структура:

Исполнительным органом предприятия кабельного телевидения является администрация, возглавляемая исполнительным директором. Организационно-производственная структура приведена на Рисунке1.

Рисунок. 1. Организационно-производственная структура

Для связи с абонентами требуется абонентский отдел, описанные в организационной-производственной структуре на рисунке 1, так как он и обеспечивает учет абонентов, тарифных планов и подключений.

Абонентский отдел – состоит из специалистов техподдержки во главе руководителя. Задача прямой контакт с клиентами (техподдержка, работа с задолженностями, приём сервисных заявок, расторжение договоров). К ним относится Центр обслуживания клиентов «ЦОК».

После рассмотрения организационной структуры составим бизнес процессы необходимые для рассмотрения возможностей взаимосвязи абонентского отдела с абонентами.

Рисунок. 2 «Предоставление услуг Абонентского отдела»

Абонент может воспользоваться услугами абонентского отдела – для этого ему нужно выбрать необходимую услугу. После выбора услуги – утверждаются данные о тарифе и услуге - происходит заключения договора, что можно увидеть на рисунке 2.

От абонента требуется данные о выбранной услуге и свои личные данные для заключения договора. На этапе заключения договора утверждается оплата на услуги и подключения, а также данные на подключения абонента.

Рисунок. 3 «Работа с абонентами»

При обслуживании абонента учитываются материалы и оборудования на предоставляемы услуги абонентского отдела провайдера кабельного телевидения. При учете материалов и документов – происхдит поступление материалов и оборудования.Дальше происходит хранение материалов.Происходит запись информации о материале и оборудовании. Поступление материала можно увидеть на рисунке 3.

При необходимости использования материала и оборудования происходит перемещение в производстве и выдача материала на производство.

Рисунок. 4 «Предоставление услуг»

Для того чтобы оформить заказ требуется: информация о клиенте, договор с клиентов, заказ на услуги, выбор тарифа, что можно увидеть на рисунке 4.  Далее необходимо осуществить плату заказа, требуется пополнить счет на оплату.  После оплаты – происходит подключение клиента и расчет необходимого обеспечения и оборудования для подключения.

Рисунок. 5 «Информация о клиенте»

Для администратора абонентского отдела следует внести данные об абоненте в клиентскую базу, далее составить договор. Процесс составление договора можно увидеть на рисунке 5. После составления договора – оформить заказ и выписать цены на предоставляемые услуги, установить дату подключения.

Рисунок. 6 «Оформление заказа»

Для анализа заказа требуются данные заказа и данные оплаты.Далее удет получение материала и оборудование и в последствии подключение абонента . Процесс анализа заказов можно увидеть на рисунке 6.

Рисунок. 7 «Организация подключения абонента»

Для организации подключения также требуетсся информация о поставщике ,так как поставищик делает заказ на поставку ,производит заказ оборудования и материалов и производит оплату счета заказа ,что можно увидеть на рисунке 7.

Исследованные бизнес процессы описывают выполнение тех или иных задач абонентского отдела. С целью определения возможностей по обслуживанию указанных выше процессов, перейдем к рассмотрению аналогов программных продуктов и используемые бизнес процессы в них.

«СуперБиллинг 1.84»

Программа «СуперБиллинг» предназначена для работы в любых сферах, где требуется учёт абонентов и ежемесячной абонентской платы: фирм кабельного ТВ, домофонных компаний, фирм, предоставляющих услуги пультовой охраны, телевизионных студий и радиокомпаний, клининговых компаний и т.д.

«СуперБиллинг» поддерживает учёт нескольких услуг, предоставляемых абонентам; например, КТВ, телефон, интернет.

Программа поддерживает работу многих компьютеров с одной базой данных (БД); подключение к единой БД возможно как через локальную сеть, так и через интернет – удалённо, с соседней улицы или даже из соседнего города.

Соответственно, «СуперБиллинг» позволяет вести учёт абонентов, проживающих в разных городах, в единой БД. Есть возможность разграничить доступ операторов по областям ответственности.

Рисунок. 8 «СуперБиллинг 1.84»

Возможности:

1)Учет данных абонентов (Расширенные параметры абонента);

2) Учет тарифных планов;

3)Список каналов;

4)Вы можете выгрузить список абонентов во внешний DBF-файл практически любой структуры - для передачи в банк или куда-либо ещё

5)Вы можете печатать квитанции (абонентам) любой формы; для настройки используется шаблон MS Word

6)Вы можете печатать в квитанциях штрих-код любой структуры;

Плюсы: Большой набор функционала для учета абонентов;

Минусы: Сложный интерфейс пользователя;

В программе «СуперБиллинг 1.84» происходит учет абонента и тарифных планов, следовательно, протекает процесс предоставления услуг, составление и заключение договоров. Программа «СуперБиллинг 1.84» соответствует бизнес процессам: «Предоставление услуг Абонентского отдела», «Работа с абонентами», «Информация о клиенте», так как обеспечивает учет тарифных планов и других данных абонентов для заключения договора между ними. Программа «СуперБиллинг 1.84» соответствует бизнес процессу «Оформление заказа» , так как обеспечивает учет заказов и договоров с абонентами. В программе «СуперБиллинг 1.84» не выполняется процесс поиска поставщиков, поэтому не выполнялся процесс «Организация подключения абонента», так как поставщики не учитываются это является минусом в обслуживании абонентов и негативно сказывается на эффективность работы абонентского отдела.

Тем самым можно сделать вывод что в программе «СуперБиллинг 1.84» выполняются не все исследованные бизнес процессы, что является огромным минус абонентского отдела. Так же минусом является неудобный интерфейс. Плюсом же является возможность хранения большого количество данных различного типа. Перейдем к рассмотрению еще одного аналога программного продукта для исследования использовании бизнес процессов абонентского отдела.

2) «Система учета абонентов 4.0.1»

Программа предназначена для автоматизации рабочего места оператора предприятия и направлена на облегчение учета абонентов.

Основные задачи: 

1. Заполнения новых, редактирование существующих договоров;

2. Начисление оплаты на оказанные услуги;

3. Регистрация платежей абонентов;

Рисунок. 9 «Система учета абонентов 4.0.1»

Возможности:

1.Оформление договоров с использованием инструментов, предназначенных для проверки корректности вводимой информации и ускорения процесса оформления;

2. Редактирование и удаление существующих договоров из базы;

3. Автоматизированное начисление абонентской платы за выбранный месяц для абонентов, с учетом льготы у данного абонента, тарифного плана и количества дней пользования услугой;

4. Возможность выбора вида начисления платы для конкретного абонента;

5. Возможность печати квитанции об оплате за любой месяц, с выводом уникального штрих кода начисления;

Преимущества:

1)Комплектность программы (единая база данных по работе с абонентами кабельного телевидения);

2)Защита данных;

Недостатки:

1)Сложный и непонятный интерфейс программы;

2)Нет возможности просмотра  дополнительной информации о клиенте на главной форме;

В программе «Система учета абонентов 4.0.1» так же происходит учет абонента и тарифных планов, следовательно, происходит процесс предоставления услуг, составление и заключение договоров.

Программа «Система учета абонентов 4.0.1» соответствует бизнес процессам: «Предоставление услуг Абонентского отдела», «Работа с абонентами», «Информация о клиенте», так как обеспечивает учет тарифных планов и других данных абонентов для заключения договора между ними.

Программа «Система учета абонентов 4.0.1» не соответствует поставленным процессам абонентского отдела провайдера кабельного телевидения.

База данных необходима, чтобы улучшить качество и скорость обслуживания клиентов, создать более комфортные условия работы административного персонала и взаимодействия сервисных служб с клиентами.

После рассмотрения аналогов программ можно сделать вывод что программы «СуперБиллинг 1.84» и «Система учета абонентов 4.0.1» частично могут удовлетворить требованиям описанных бизнес процессов и исследуемой требуемой области поэтому база данных “Заявки и учета абонентов провайдера кабельного телевидения” должна выполнять все описанные бизнес процессы, используя удобный и эффективный для пользователя интерфейс.

1.2 Назначение программного продукта

Назначение база данных является реализация все задуманных бизнес процессов, так как от реализации бизнес процессов зависит эффективность обслуживания и работоспособности абонентского отдела в целом. База данных для учета абонентов кабельного телевидения позволит повысить степень информированности руководителя и управленческого персонала о ходе и результатах деятельности предприятия, а также обеспечивать их необходимыми данными, плановыми и аналитическими расчетами, информацией для принятия эффективных оперативных управленческих решений. Повышается эффективности работы всего персонала. Увеличивается скорость обслуживания абонентов и тем самым предоставляется время для улучшения организации в целом.

База данных должна иметь клиент серверную архитектуру – что означает использование одной базы данных множествами пользователями. Одновременное использование базы данных позволяет значительно повысить эффективность управления, обеспечить четкую согласованность решений, принимаемых на различных уровнях и в разных структурных подразделениях.

При этом повышается обоснованность и объективность принимаемых решений за счет повышения достоверности поступающей информации о состоянии дел на предприятии.

Необходимостью создания программного комплекса послужила невозможность и сложность дальнейшего управления предприятием «ручными» методами. Количество абонентов постоянно увеличивается, т.к. расширяется сеть кабельного телевидения, т.е. сеть распространяется по новым улицам, кварталам, районам города. Список предоставляемых кабельным телевидением услуг пополняется новыми наименованиями. С течением времени изменяются тарифные ставки на виды услуг. Все эти факторы привели к необходимости создания программного комплекса.

Данные из базы могут быть использованы персоналом, который занимается обслуживанием абонентов в пунктах приема абонементной платы. При плановой проверке легальности подключения к сети кабельного телевидения также могут быть использованы данные, предоставляемые системой.  

Определив назначение базы данных абонентского отдела перейдем к рассмотрению функций программного продукта.

1.3 Перечень функций программного продукта

На основе бизнес процессов и задач разрабатываемый программный продукт должен выполнять следующие функции:

  •  хранение большого объема информации;
  •  быстрый поиск требуемой информации;
  •  добавление, удаление и изменение хранимой информации;
  •  вывод информации в отчет (экспорт таблицы в формат .xls).
  •  печать таблиц базы данных.
  •  лог файл работы программы (при любом обращении к таблицам из базы данных происходит запись выполняемого действия).
  •  создание резервной копии базы данных.
  •  мульти загрузочный режим работы с таблицами (одновременная работа со всеми таблицами базы данных).

Используя данные функции, будет производиться учет абонентов, тарифных планов и другой информации об абоненте, что способствует автоматизации данных абонентского отдела провайдера кабельного телевидения.

1.4 Описание входных и выходных данных

В целях обеспечения выполнения функций, система должна обеспечивать обработку входных данных и выводить результат в виде выходных данных. Входные данные имеют структуру любой задачи – это описание некоторой ситуации (исходные данные) и формулировка вопроса, ответ на который должен быть на основе сложившейся ситуации.

Входными данными являются:

  •  Данные об абонентах (ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта);
  •  Данные о тарифах (Тариф, стоимость, информация о тарифе);
  •  Данные о подключениях (Начало подключения, окончание подключения);

Выходными данными являются динамические формы со сформированными отчетами, в которых будут данные об абонентах, тарифах, подключения.

А также такие документы заключенные между абонентом и абонентским отделом как:

  •  Договор на предоставление услуг;
  •  Заявление на предоставление доступа к сети связи;

Вывод: входные и выходные данные необходимые для дальнейшего проектировать базы данных, так как при создании базы данных требуется задать структуру таблиц для дальнейшего обращения к ним.

1.5 Перечень ограничений связанный с оборудованием и программным обеспечением

Для корректной работы базы данных необходимо иметь в наличии базовую комплектацию ПК со следующими характеристиками: Процессор: —32-разрядный (x86) работающий на тактовой частоте от  1 ГГц и выше;

Оперативная память: - 512 мб оперативной памяти для установки 32-разрядной версии; Свободное место на диске: - требуется 10 мб для 32-разрядной версии;

Видеокарта: (для отображение эффектов интерфейса) 128 МБ памяти и библиотеки от Diretix 9 и драйвером WDDM начиная от 1.0.

Поддержка OC:Windows Server 2008 R2 — Windows NT 6.1 (2009);Windows 7 — Windows NT 6.1 (2009);Windows Server 2012 — Windows NT 6.2 (2012); Windows 8.1 - Windows NT 6.3 (2013);

Необходимое оборудование для сервера:

Жесткий диск объёмом:10 ГБ, процессор: Одноядерный процессор с тактовой частотой 2.4 ГГц, Оперативная память объёмом: 1024 Мб.

Требования к программному обеспечению сервера:

Сервер баз, данных MySQL 4.1.

Определив оборудование и программное обеспечение необходимое для запуска базы данных определим ее интерфейс.

1.6 Требования к пользовательскому интерфейсу программного продукта

На основе рассмотренных задач функций и входных данных рассмотрит требования к пользовательскому интерфейсу программного продукта.

Множество пользователей сопоставляют пользовательский интерфейс с самой системой, поэтому от разработки пользовательского интерфейса в значительной степени зависит успех всего проекта.

Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, но они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.                     

Хорошо спроектированный интерфейс предполагает отображения привычного алгоритма работы пользователя при решении конкретной задачи. Он позволяет существенно снизить время для обучения пользоваться системой, а, следовательно, облегчает процесс внедрения в систему. Кроме того рациональный пользовательский интерфейс способствует повышению производительности труда, а так же снижает затраты на создание сопроводительных документов.

Выделяют три основных критерия отличающих хорошо спроектированный интерфейс от плохого:

  •  эффективность решения задач пользователя без дополнительных трудностей в работе;
  •  простота и удобство использования;
  •  работа интерфейса без сюрприза.

Точное восприятие зрительных сигналов возможно только в центральной части поля зрения: 3 градуса вверх-вниз от оси зрения и 7 градусов вправо-влево от оси зрения. В условиях стандартного рабочего места это приблизительно составляет 2.6 -2.7 см вверх-вниз, и 4.8 - 5.2 см вправо-влево от центра экрана.

Размер стандартного экрана - примерно 20,5 см высотой и 27 см шириной. Область точного восприятия - это центральная область экрана высотой 5.2 - 5.4 см и шириной 9.6 - 10.4 см. Именно в этой части экрана располагаются все сообщения о сбоях и предупреждениях ОС Windows.

Если зона экрана монитора, требующая точного восприятия, попала в зону, ограниченную базовыми значениями, значит, программа отвечает этому стандарту.

Поэтому программный продукт должен иметь продуманный пользовательский интерфейс, соответствующий следующим критериям:

  •  простоты и удобства использования, которое заключается в понятной навигации по формам.
  •  стандартное расположение основных кнопок;
  •  восприимчивость к объектам пользовательского интерфейса;
  •  восприимчивость к цветовой гамме пользовательского интерфейса;
  •  понятность и быстрая адаптируемость к программному продукту.
  •  все окна приложения будут, открывается по центру экрана.
  •  между всеми компонентами должен быть отступ для общего понимания расположения элементов программы.
  •  для наглядного отображения, данные будут храниться в таблицах.

 

Рисунок. 16 «Таблица Абоненты»

Требования пользовательского интерфейса необходимы для эффективного использования данных и предоставления пользователю взаимодействия работы с программой

1.7 Исследование инструментальных средств разработки программного продукта

При разработке на основании бизнес процессов, задач, функционирования для создания программного продукта могут подойти три языка программирования: Java, Visual Basic, Встроенный язык 1С.

Язык программирования Java – это высокоуровневый объектно-ориентированный язык, разработанный в компании Sun Microsystems.  

С момента появления языка Java его возможности и сферы использования значительно увеличились. В настоящее время принято говорить о Java не как об отдельном языке программирования, а как о целом семействе технологий.

Основные особенности языка Java

Программы на Java транслируются в байт-код, выполняемый виртуальной машиной Java (JVM) — программой, обрабатывающей байтовый код и передающей инструкции оборудованию как интерпретатор.

Достоинством подобного способа выполнения программ является полная независимость байт-кода от операционной системы и оборудования, что позволяет выполнять Java-приложения на любом устройстве, для которого существует соответствующая виртуальная машина. Другой важной особенностью технологии Java является гибкая система безопасности, в рамках которой исполнение программы полностью контролируется виртуальной машиной. Любые операции, которые превышают установленные полномочия программы (например, попытка несанкционированного доступа к данным или соединения с другим компьютером), вызывают немедленное прерывание.

Часто к недостаткам концепции виртуальной машины относят снижение производительности. Ряд усовершенствований несколько увеличил скорость выполнения программ на Java:

  •  применение технологии трансляции байт-кода в машинный код непосредственно во время работы программы (JIT-технология) с возможностью сохранения версий класса в машинном коде,
  •  широкое использование платформенно-ориентированного кода (native-код) в стандартных библиотеках,
  •  аппаратные средства, обеспечивающие ускоренную обработку байт-кода (например, технология Jazelle, поддерживаемая некоторыми процессорами фирмы ARM).

Visual Basic for Application (VBA) - это объектно-ориентированный язык, предназначенный для визуального проектирования программ, приложений и сложных документов. VBA доступен из любого приложения фирмы Microsoft, например, MS Word, MS Excel и т.д., и составляет платформу для создания сложных интерактивных документов.

Достоинства Visual Basic.

Основной плюс Visual Basic - это высокая скорость создания приложений с графическим интерфейсом для MS Windows, а также простой синтаксис, позволяющий очень быстро освоить язык и защита от ошибок, связанных с применением указателей и доступом к памяти.

Недостатки Visual Basic.

Недостатком Visual Basic являются проблемы с обратной совместимостью разных версий. Эти проблемы в основном связаны только с тем, что код программы обращается к функциональным возможностям, появившимся в новой версии программного продукта, которые отсутствуют в старой. А также поддержка операционных систем только семейства Windows.

1С: Предприятие - это специализированная объектно-ориентированная система управления базами данных (СУБД), предназначенная для автоматизации деятельности предприятия.

Достоинства встроенного языка 1С.

Конфигурация в 1С «открыта» для всех, а это означает, что в действующей конфигурации, в любой момент можно будет ввести корректировки и доработки по улучшению ее работы, либо расширить функции данной конфигурации. Также «открытая» конфигурация позволяет программисту прочитать программный код и разобраться в работе данной конфигурации и внести соответствующие доработки.

Недостатки встроенного языка 1С.

На первый взгляд может показаться, что язык 1С также прост в изучении, возможно.  Однако, помимо самого программирования, придется изучать предметную область – бухгалтерию, производство, налоговый учет и т.д. Что делает в совокупности язык программирования 1С не таким простым, как может показаться с первого взгляда. От части это возможно связано с работой над конфигурацией в среде 1С, потому что она отличается от разработки программ на таких языках как «Паскаль», «Ассемблер» и т.п. 1С относится к СУБД - системам управления базами данных, как, например, Oracle, Access и многие другие.

Инструментальные среды разработки

Eclipse— свободная интегрированная среда разработки модульных кроссплатформенных приложений. Развивается и поддерживается Eclipse Foundation.

Наиболее известные приложения на основе Eclipse Platform — различные «Eclipse IDE» для разработки ПО на множестве языков (например, наиболее популярный «Java IDE», поддерживавшийся изначально, не полагается на какие-либо закрытые расширения, использует стандартный открытый API для доступа к Eclipse Platform).

Преимущества:

Eclipse служит в первую очередь платформой для разработки расширений, чем он и завоевал популярность: любой разработчик может расширить Eclipse своими модулями. Eclipse JDT (Java Development Tools) — наиболее известный модуль, нацеленный на групповую разработку: среда интегрирована с системами управления версиями — CVS, GIT в основной поставке, для других систем (например, Subversion, MS SourceSafe) существуют плагины. Также предлагает поддержку связи между IDE и системой управления задачами (ошибками). В основной поставке включена поддержка трекера ошибок Bugzilla, также имеется множество расширений для поддержки других трекеров (Trac, Jira и др.). В силу бесплатности и высокого качества, Eclipse во многих организациях является корпоративным стандартом для разработки приложений.

Eclipse написана на Java, потому является платформо-независимым продуктом, за исключением библиотеки SWT, которая разрабатывается для всех распространённых платформ (см. ниже). Библиотека SWT используется вместо стандартной для Java библиотеки Swing. Она полностью опирается на нижележащую платформу (операционную систему), что обеспечивает быстроту и натуральный внешний вид пользовательского интерфейса, но иногда вызывает на разных платформах проблемы совместимости и устойчивости приложений.

NetBeans IDE— свободная интегрированная среда разработки приложений (IDE) на языках программирования Java.Проект NetBeans IDE поддерживается и спонсируется компанией Oracle, однако разработка NetBeans ведется независимым сообществом разработчиков-энтузиастов (NetBeans Community) и компанией NetBeans Org.

Преимущества:

  •  Кроссплатформенность
  •  Малый обьём
  •  Простота в использовании
  •  Авто-завершение текста в некоторых случаях
  •  Поддержка CVS
  •  Полезные функции
  •  Полностью настраиваемый интерфейс

Недостатки:

  •  Отсутствие интегрированой поддержки SVN
  •  Отсутствие встроенной интерактивной системы справки по тому языку, для которого это IDE предназначено
  •  Несколько большое потребление памяти ввиду использования Java
  •  В некоторых случаях авто-завершение текста предлагает совсем не то что нужно.

Вывод: только после рассмотрения языков программирования и инструментальных средств можно переходить к их выбору, так как требуется знать возможности для создания базы данных.  

1.8 Обоснование выбора инструментальных средств разработки и программного обеспечения

Выбор инструментальных средств и программного обеспечения является важнейшем этапом, так как используемые программные средства будут использовать свой подход для создания программного продукта.

С помощью использования стандарта взаимодействия Java-приложений с различными СУБД, можно создать базу данных с многопользовательским режимом использования данных, что соответствует поставленной задачей так как база данных имеет клиент-серверную архитектуру. Язык JAVA предоставляет широкие возможно по взаимосвязи с клиент-серверной архитектурой приложения и использование автоматизированных средств для их обширного использования.

Среда NetBeans написанная на самой Java - отличается своей простотой, кроссплатформенностью и наличие множества визуальных компонентов что позволяет ускорить процесс разработки ПО так и использовать множество функций самого языка Java.

Также среда предлагает высокие возможности по работе с базами, данными и использование современного интерфейса, в проектирование приложения.

1.9 Требования к качественным характеристикам программного продукта

Программный продукт должен обладать следующими примитивами качества:

  •  завершенность – то есть программа должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к ней, для выполнения заложенных в неё функций;
  •  устойчивость – то есть программа должна продолжать корректное функционирование, несмотря на неправильный ввод данных, и, в случае ошибки, предупреждать пользователя соответствующим сообщением на экране;
  •  информативность – то есть программа должна содержать информацию, необходимую и достаточную для понимания назначения программного средства, существующих ограничений, текущего состояния программы (справка, различные сообщения, документация);
  •  временная эффективность – то есть, программное средство должно выполнять возложенные на него функции за определённый относительно небольшой промежуток времени;
  •  понятность – то есть пользователь должен легко понять её назначение, ограничения, входные данные, результаты работы, разобрать текст программы;
  •  удобочитаемость – лёгкость восприятия программного кода.

2 Проектирование программного продукта

2.1 Исследование предметной области

Предметная область – это совокупность объектов и их свойств, а также связи между ними для которых ведется разработка программного продукта.

Объект – это некоторая сущность в виртуальном пространстве, обладающем определённым состоянием, свойствами и имеет определенные функции. Предметные области бывают реальные и виртуальные (модели).

Предметной областью разрабатываемого программного продукта является разработка базы данных абонентского отдела кабельного телевидения   что позволит повысить степень информированности руководителя и управленческого персонала о ходе и результатах деятельности предприятия, а также обеспечивать их необходимыми данными, плановыми и аналитическими расчетами, информацией для принятия эффективных оперативных управленческих решений.

Таблицы базы данных будут распределены по разделам в меню для более удобной навигации абонентского отдела. Теоретический материал и файлы мультимедиа электронного учебного ресурса расположены в стандартном меню программного приложения. Файл базы данных автоматически будет синхронизован с сервером базы данных.

Абонентский отдел кабельного телевидения разработан в программной среде разработки Net Beans чтобы улучшить качество и скорость обслуживания абонентов, создать более комфортные условия работы административного персонала и взаимодействия сервисных служб с клиентами.

Сущность (таблица, отношение) — это представление набора реальных или абстрактных объектов (людей, вещей, мест, событий, идей, комбинаций и т.д.), которые можно выделить в одну группу, потому что они имеют одинаковые характеристики могут принимать участие в похожих связях. Каждая сущность должна иметь наименование, выраженное существительным в единственном числе. Каждая сущность в модели изображается в виде прямоугольника с наименованием.

Можно сказать, что Сущности представляют собой множество реальных или абстрактных вещей (людей, объектов, событий, идей и т. д.), которые имеют общие атрибуты или характеристики. 

Экземпляр сущности (запись, кортеж) - это конкретный представитель данной сущности.

Атрибут сущности (поле, домен) — это именованная характеристика, являющаяся некоторым свойством сущности.

Связь — это некоторая ассоциация между двумя сущностями. Одна сущность может быть связана с другой сущностью или сама с собою. Связи позволяют по одной сущности находить другие сущности, связанные с ней.

Каждая связь может иметь один из следующих типов связи:

Один-к-одному, многое-ко-многим, один-ко-многим.

Связь типа один-к-одному означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с одним экземпляром второй сущности (правой). Связь один-к-одному чаще всего свидетельствует о том, что на самом деле мы имеем всего одну сущность, неправильно разделенную на две.

Связь типа многое-ко-многим означает, что каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности, и каждый экземпляр второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности. Тип связи много-ко-многим является временным типом связи, допустимым на ранних этапах разработки модели. В дальнейшем этот тип связи должен быть заменен двумя связями типа один-ко-многим путем создания промежуточной сущности.

Связь типа один-ко-многим означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с несколькими экземплярами второй сущности (правой). Это наиболее часто используемый тип связи. Левая сущность (со стороны «один») называется родительской, правая (со стороны «много») — дочерней.

При разработке ER-моделей необходимо обследовать предметную область (организацию, предприятие) и выявить:

  •  Сущности, о которых хранятся данные в организации (предприятии), например, люди, места, идеи, события и т.д., (будут представлены в виде блоков);
  •  Связи между этими сущностями (будут представлены в виде линий, соединяющих эти блоки);
  •  Свойства этих сущностей (будут представлены в виде имен атрибутов в этих блоках)

На основании исследуемой предметной области составим ER-диаграмму.

Объекты предметной области: «Абоненты», «Тарифы», «Подключения».

В рассматриваемой предметной области можно выделить следующие сущности: «Данные о абоненте», «Сведения о тарифах», «Сведения о подключениях».

Анализируя сущности рассматриваемой предметной области, можно выделить следующие атрибуты и идентифицирующие ключи:

Сущность «Абоненты» обладает атрибутами: ID, ФИО, дата рождения, серия и номер паспорта.

Сущность «Тарифы» обладает атрибутами: ID, тариф, стоимость, информация о тарифе.

Сущность «Подключения» обладает атрибутами: ID, начало подключения, окончание подключения.

Между сущностями «Абоненты» и «Тарифы» существует связь один к одному, так как каждому отдельному абоненту соответствует свой тариф. Первичным ключом сущности «Абоненты» будет атрибут ID по отношению к сущности «Тарифы» с внешним ключом ID.

Рисунок 5.1 – Связь между сущностями «Абоненты» и «Тарифы»

Между сущностями «Абоненты» и «Подключения» существует связь один к одному, так как каждому ID сущности «» Абоненты» соответствует один ID сущности «Подключения». Первичным ключом сущности «Абоненты» будет атрибут ID по отношению к сущности «Подключения» с внешним ключом ID.

Рисунок 5.2 – Связь между сущностями «Абоненты» и «Подключения»

Построим диаграмму сущность-связь (ER — Entity-Relationship) — ERD.ER -диаграммы используют графическое изображение сущностей предметной области, их свойств (атрибутов), и взаимосвязей между сущностями.

Рисунок. 22 «ЕР Диаграмма»

ER- диаграммы позволяют использовать наглядные графические обозначения для моделирования сущностей и их взаимосвязей. Основное достоинство метода состоит в том, модель строится методом последовательного уточнения и дополнения первоначальных диаграмм.

2.2 Исследование методов проектирования

На основании исследуемой предметной области и ER-диаграммы перейдем к методам проектирование базы данных.

Существуют два основных подхода к проектированию систем баз данных: нисходящий и восходящий. При восходящем подходе работа начинается с самого нижнего уровня атрибутов (т.е. свойств сущностей и связей), которые на основе анализа существующих между ними связей группируются в отношения, представляющие типы сущностей и связи между ними.

Нисходящий подход используется в концепции метода проектирования «сущность-связь». В этом случае работа начинается с выявления сущностей и связей между ними, интересующих данную организацию в наибольшей степени.

Процесс проектирования баз данных методом «сущность-связь» состоит из трех основных этапов: концептуальное, логическое и физическое проектирование.

Концептуальное проектирование БД - это процесс создания модели используемой информации, не зависящей от любых физических аспектов ее представления. Эта модель данных создается на основе информации, записанной в спецификациях требований пользователей. Концептуальное проектирование БД абсолютно не зависит от таких подробностей ее реализации, как тип выбранной целевой СУБД, набор создаваемых прикладных программ, используемые языки программирования, тип выбранной вычислительной платформы, а также от любых других особенностей физической реализации.

Логическое проектирование БД - это процесс создания модели используемой информации на основе выбранной модели организации данных, но без учета типа целевой СУБД и других физических аспектов реализации. Концептуальная модель данных, созданная на предыдущем этапе, уточняется и преобразуется в логическую модель данных, которая учитывает особенности выбранной модели организации данных в целевой СУБД (например, реляционная модель).

Физическое проектирование БД - это процесс подготовки описания реализации БД на вторичных запоминающих устройствах; на этом этапе рассматриваются основные отношения, организация файлов и индексов, предназначенных для обеспечения эффективного доступа к данным, а также все связанные с этим ограничения целостности и средства защиты.

Составим дата логическую модель для подробного рассмотрения взаимодействия структуры абонентского отдела провайдера кабельного телевидения.

Рисунок. 22 «Дата логическая модель»

Использование методов проектирования, взаимодействии в определенной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе, чтобы увидеть, казалось бы, невидимое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения.

3.3.3 Обоснование выбора методов проектирования

Исследовав все методы проектирования и их назначения, для предметной области был выбран нисходящий метод проектирования базы данных. Так как для проектирования подобных баз данных больше всего подходит нисходящий метод. Это позволит начать работу с разработки моделей данных, которые содержат несколько высокоуровневых сущностей и связей, затем работа продолжается в виде серии нисходящих уточнений низкоуровневых сущностей, связей и относящихся к ним атрибутов. Нисходящий подход используется в концепции метода проектирования «сущность-связь». В этом случае работа начинается с выявления сущностей и связей между ними, интересующих данную организацию в наибольшей степени.

На основании исследуемой предметной области и методов проектирования составим модульную схему программного продукта.

Модульная структура основана на понятии модуля - логически взаимосвязанной совокупности функциональных элементов, оформленных в виде отдельных программных модулей.

Рисунок. 24 «Модульная схема»

Модульная схема необходима для распределения функций программного продукта а также для распределения их как на отдельные, так и на взаимосвязанные модули.

3.3.4 Описание функциональной схемы программного продукта

На основании рассмотренных исследуемой области и рассмотренных методов проектирования составим функциональную схему базы данных абонентского отдела.

Функциональная схема необходима для описания функциональных возможностей, а также взаимодействия компонентов программного продукта.

Рисунок. 23 «Функциональная схема»

При запуске программы будет, происходит аутентификация администратора для доступа к возможностям администрирования базы данных. При аутентификации требуется указать поля: логин и пароль.  После успешной аутентификации происходит подключение к серверу, поиск базы данных на сервере и отображение таблиц из базы данных на сервере. При подключении к серверу также проверяется логин и пароль базы данных. При работе с записями в базе данных идет обращение к базе данных, а дальше выполняются инструкции, следует просто выбрать таблицу для работы.

Работа с записями включает базовые функции:

  •  Добавление данных;
  •  Удаление данных;
  •  Редактирование данных;

Для поиска записей требуется указать ключевое слово для фильтрации данных в таблице базы данных. Для печати таблицы ее следует выбрать, а дальше происходит обращение к свойствам таблицы и вывод таблицы в печатном виде. Лог файл представляет собой отчет по совершаемым операциям над базой данных и таблиц входящие в нее. Такие функции как: экспорт, мульти загрузочный режим обращаются непосредственно к самой базе данных и выполняют операции над ней сразу на сервере.

3.3.5 Описание модульной структуры программного продукта

На основании модульной структуры из раздела 3.3.3 обоснование выбора методов проектирования  на рисунке 24 составим ее описание:

1.UtilModStart-модуль загрузки программы, отвечаю за подключение других модулей программы.

2.UtilModAutoriz-модуль авторизации отвечающий за безопасность программы.

3.UtilModConnect- модуль подключения к серверу базы данных

4.UtilOpenDB-модуль открытия базы данных.

5.UtilLoadDB-модуль поиска и загрузки файла базы данных.

6.UtilOptionDB- модуль отвечающий за функции набор работы с базой данных.

7.UtilFindDB –модуль поиска в базе данных.

8.UtilLogDB-модуль для создания отчета.

9.UtilPrintDB-модуль печати отчетов.

10.UtilModExport -модуль экспорта отчета в разные форматы файлов.

11.UtilMultiDB-модуль мульти загрузки таблиц.

3.3.6 Описание структурной схемы программного продукта

На основании бизнес процессов, задач, модульной схемы построим структурную схемы программного продукта.

UtilModAutoriz-модуль с формой авторизации содержит текстовых поля и  кнопку:

  •  Поля jtextfield (текстовое поле): для логина и пароля
  •  jButton (кнопка) – для подтверждении авторизации

UtilOpenDB – модуль с формой открытия и загрузки базы данных содержит:

  •  Таблицу(jtable);
  •  кнопки управления таблицей(jbutton);
  •  поле для поиска данных(jtextfield);

UtilModConnect- модуль подключения к базе данных – который используя драйвер для подключения к базе данных mysql и содержит обработчики для обращения к ней.

UtilLoadDB-модуль поиска и загрузки файла базы данных содержит обработчики событий для загрузки файла базы данных и дальнейшего подключения модуля работы с ней.

UtilOptionDB- модуль с формой отвечающий за функциональный набор работы с базой данных и обращается к свойствам компонента jtable для работы с материалом.

UtilFindDB –модуль поиска в базе данных обращается к свойствам компонента jtextfield и jtable.

UtilPrintDB-модуль печати отчетов обращается к свойствам компонента  jtable .

UtilModExport -модуль экспорта отчета в разные форматы файлов содержит обработчики события вывода отчета в печатный формат используя компонент poi для вывода отчетов в печатные форматы.

UtilMultiDB-модуль мульти загрузки таблиц содержит форму для загрузки всех таблиц из базы данных.

3.3.7 Описание сценария пользовательского интерфейса

На основании модульной и структурной схемы определим сценарий пользовательского интерфейса.

В основной части окна расположены таблица абонентов, которая является главным звеном по работы с данной программой. При нажатии на кнопку редактировать данные абонента откроется форма с выбором получаемой информацией по этому абоненту которую впоследствии можно редактировать и заполнять новые данные абонента. Данные абонента формируются из таких таблиц как: тарифные планы, подключения, пакеты, адреса, телефоны. В каждую таблицу можно добавлять, изменять, удалять данные.

Рисунок. 29 «Таблица Абонентский отдел»

На форме каждой таблицы Присутствуют модифицирующие кнопки для работы с базой данных. Присутствуют такие кнопки, как “Добавить”, ”Удалить”, ”Лог файл”, ”Обновить”, ”Печать”.

 Рисунок. 30 Интерфейс пользователя. Щелчок по кнопке “Редактировать данные абонента”.

Рисунок. 31 Интерфейс пользователя. Щелчок по кнопке “Добавить абонента ”.

Рисунок. 32 Интерфейс пользователя. Щелчок по кнопке “Дополнительные параметры”.

  1.   Технологии программирования программного продукта
    1.  Технология программирования интерфейса программного продукта

При запуске формы вы увидите главную форму;

Ожидается выбор: начать или выйти из программы;

Рисунок. 40 Форма «Титульная».

Из формы титульная переходит на форму «Авторизация»

По нажатии кнопки происходит запуск окна авторизации;

Логин и пароль должны соответствовать паролю администратора;

Только в авторизованном виде вы сможете редактировать, добавлять, удалять записи в таблицах базы данных.

Так же существует режим просмотра данных (в этом режиме в базу данных может зайти любой пользователь без пароля, но с правами только просмотра таблиц базы данных). Сам файл базы данных защищен как через установочный файл, так и с помощью средств Microsoft Office.

Рисунок. 41 Форма «Авторизация».

При правильном пароле (или выборе режиме просмотра) попадаем на форму «Абонентский отдел»

Выполнение программы:

Администратор имеет все функции: просмотр, редактирование, добавление записей, просмотр и печать отчетов и т.д.

При входе просмотра данных имеются функции лишь: просмотра записей, фильтрации и поиска.

На главной форме программы располагается главная таблица со всеми зарегистрированными абонентами.  В верхней части окна присутствут инструменты для работы с таблицей: поиск и обзор таблиц. При вводе в поиске фамилии таблица изменяет свои значения по критерию поиска.

Рисунок. 42 Форма «Абонентский отдел» при входе администратора.

На форме “Абонентский отдел” при входе администратора;

Имеются такие функции как:

  •  Просмотр таблицы абонентов;
  •  Редактирование абонента (Кнопка – “Редактировать данные абонента”);
  •  Удаление абонента (Кнопка – “Удалить абонента”);
  •  Добавление абонента (Кнопка – “Добавить абонента”)
  •  Поиск  (Кнопка – Поиск);
  •  Отчет (Кнопка – Лог файл)
  •  Настройка отображения таблицы (Текстовое поле – для ввода ширины заголовка, Кнопка – “Установить”, Кнопка – “Дополнительные параметры”);
  •  Печать таблицы (Кнопка – “Печать таблицы ”);

По нажатию на кнопку Обзор Таблиц попадаем на форму с выбором действий:

Рисунок. 43 Форма «Обзор таблиц» при входе администратора.

1.Загрузить таблицы – Происходит загрузка всех таблиц на форму:

Рисунок. 44 Форма «Обзор таблиц» - загрузка таблиц , при входе администратора.

Для каждой таблицы пРисунокутсвуют кнопки для дальнейшей работы с БД.(Кнопки - “Добавить” , “Удалить”,”Лог файл” , “Обновить” , “ Печать”);

Для изменения текущий записи следует выделить необходимую ячейку таблицы и два раза нажать на поле для вызова режима редактирование , далее следует изменить ячейку и нажать клавишу Enter для сохранения . После нажатия клавиши Enter появится уведомляющее окно которое сообщит о  изменении данных в таблице :

Рисунок. 45 Сообщение  о изменении данных , при входе администратора.

2.Создание таблиц – открывается форма для создания таблиц в БД:

Рисунок. 46 Форма «Создания таблиц» при входе администратора.

По нажатию на кнопке “Редактировать данные абонента” попадаем на форму со списком таблиц, где необходимо выбрать таблицу для работы:

Сам список использует плавную полосу прокрутки содержимого, чтобы благоприятно влияет на работу пользователей.

Список получается напрямую с сервера и таблицы обновляются также с сервера.

Рисунок. 47 Форма «Выбора таблицы для работы ».

После выбора таблицы – попадаем на форму с выбранной таблицей:

Рисунок. 48 Форма «Абоненты ».

Рисунок. 49 Форма «Тарифные планы».

Рисунок. 50 Форма «Подключения».

Рисунок. 51 Форма «Пакеты».

Рисунок. 52 Форма «Адреса».

Рисунок. 53 Форма «Телефоны».

Рисунок. 54 Форма «Лог файл».

Рисунок. 55 Форма «Печать».

  1.  Описание инструментов программирования интерфейса

Для отображения данных используются таблицы. Для работы с таблицами используется компонент JTable.Компонент JTable, внутри себя разделяют код, который занимается только отрисовкой и код, который занимается поставкой данных для отрисовки. Для JTable данные поставляются моделью TableModel.

 

Рисунок. 26 «Компонент jtable»

Для получения модели таблицы требуется подключиться к базе данных и установить сущности данных .

Рисунок. 25 «Модуль подключения к базе данных»

  1.  Технология создания и программирования структуры базы данных;

Используется технологии разработки JDBC  для разработки базы данных. Среда разработки Netbeans обладает встроенной библиотекой JDBC которая подключается к базе данных SQL . Это и объясняет мой выбор среды NetBeans, так как кроме стандартного пакета возможностей по работе с базами данных я могу использовать другие дополнительные возможности.

Программный пакет Java Database Connectivity (JDBC) был создан в компании Sun Microsystems для разработчиков Java-приложений как средство формирования и обработки SQL-запросов: с помощью программ из небольшой библиотеки JDBC подбирается необходимый драйвер для соединения с базой данных, при этом он в пакет не входит и поставляется, как правило, третьими фирмами. Таким образом, с помощью JDBC нельзя обеспечить само взаимодействие с базой данных, поскольку пакет включает в себя лишь прикладной программный интерфейс и систему управления драйверами.

Для работы с конкретной БД необходим JDBC драйвер. В общем случае драйвером называется набор классов, которые, помимо указанного интерфейса, реализуют ещё ряд обязательных и опциональных интерфейсов. Этот набор классов, как правило, упаковывается в виде jar-архива и доступен для загрузки с сайта производителя конкретной СУБД. Существует так же большое количество независимых производителей JDBC драйверов, которые предлагают коммерческие версии, утверждая, что они показывают лучшие параметры производительности. В сети Интернет на сайтах производителей СУБД доступны бесплатные версии драйверов для всех популярных версий СУБД, таких как Oracle, MS SQL Server, MySQL, PostgreSQL и многих других.

Прежде чем создать структуру базы данных, необходимо определить объекты и их сущности.

Рисунок. 34 Структура таблицы абоненты

Рисунок. 35 Структура таблицы тарифы

Рисунок. 36 Структура таблицы подключения

Рисунок. 37 Структура таблицы пакеты

Рисунок. 38 Структура таблицы Адреса

Рисунок. 39 Структура таблицы Телефоны

  1.  Технология создания интерфейса базы данных;

Для создания интерфейса базы данных воспользуемся средой программирования NetBeans, используя визуальные компоненты для работы.

 

Для отображения данных требуются таблицы для этого перетащим на форму компонент Table .

Используя конструктор можно настроить поля таблицы и значения по умолчанию.

  1.  Технология создания запросов базы данных.

Все запросы осуществляются непосредственно как запросы SQL.

Для просмотра данных таблицы используется команда Select 

Рис. 1 Выборка из таблиц.

 

Рис. 2 Вставка записей используя команду sqlInsert.

Рис. 3 Удаление записей используя команду sqlDelete.

  1.  Технология создания отчетов базы данных.

Для вывода данных (создания отчета) я использую дополнительный компонент Apache Poi .

С помощью Apache Poi можно вывести таблицу в различные форматы данных , включая пакеты   Microsoft Office .

В моем случаи таблица с данных экспортируется такие форматы как:

xls(Microsoft Excel) – для локального отчета, xml(Web)-для сетевого отчета;

Так же в самой программе есть возможность просмотра отчета (лога файла) подключений к базе данных .(Так как база данных сетевая , эта функция будет необходимо для отслеживания состояния подключения ) .

Рис.1  Окно сохранения отчета в .*xls (Microsoft Excel);

Рис.2  Сохраненные данные из таблицы в  .*xls (Microsoft Excel);

Обработчики событий:

Рис.3  Сохранение в формат XML:

Рис.4 Сохранение в формат XLS:

  1.  Технология создания справочной системы программного продукта

Существуют множество программ для создание справочной системы, следует выбрать как эффективную, так и достаточно удобную программу для взаимодействия с программным продуктом. Для этих целей используется программа WinCHM. 

WinCHM - небольшая утилита для создания файлов помощи, книг или журналов в формате HTML, CHM, Web help, PDF и Word файлов. Для работы в программе не обязательно обладать знаниями HTML, можно писать и редактировать текст так же как вы делаете это в Word, редактируя уже готовые документы CHM или создавая свои. Имеется визуальный дизайнер CHM и возможность редактировать внешний вид документа используя свои шаблоны, которые можно сохранять для последующего применения, так же присутствует визуальный редактор оглавлений.

Основные возможности:

  •  Поддержка шаблонов - делайте документ в едином стиле.
  •  Полный цикл создания (Содержание, Индекс, Поиск и Закладки).
  •  Встроенный полнофункциональный WYSIWYG HTML редактор.
  •  Редактирование стороннего CHM файла.
  •  Преобразование набора HTML-файла в файл CHM.
  •  Редактор иерархии оглавления.
  •  Поддержка Multi-выбора при перемещении, изменение значка.
  •  Визуальный CHM дизайнер.

Для создании справки создается новый проект и требуется отредактировать разделы в левой части программы, а справа содержимое разделов.

3.5   Тестирование программного продукта

3.5.1 Описание видов и методов тестирования

Описав технологию создания программного продукта и создав его, необходимо провести его тестирование.

Существует несколько методов тестирования:

-Тестирование ПП методом "чёрного ящика";

-Тестирование ПП методом "белого ящика";

-Тестирование ПП методом "серого ящика;

-Тестирование не функциональных аспектов программы;

-Тестирование программы как "белого ящика" и "чёрного ящика".

При тестировании «чёрного ящика», тестировщик имеет доступ к ПП только через те же интерфейсы, что и заказчик или пользователь, либо через внешние интерфейсы, позволяющие другому компьютеру либо другому процессу подключиться к системе для тестирования. Например, тестирующий модуль может виртуально нажимать клавиши или кнопки мыши в тестируемой программе с помощью механизма взаимодействия процессов, с уверенностью в том, все ли идет правильно, что эти события вызывают тот же отклик, что и реальные нажатия клавиш и кнопок мыши. Как правило, тестирование чёрного ящика ведётся с использованием спецификаций или иных документов, описывающих требования к системе.

При тестировании «белого ящика,» разработчик теста имеет доступ к исходному коду и может писать код, который связан с библиотеками тестируемого ПП. Это типично для юнит-тестирования (англ. unit testing), при котором тестируются только отдельные части системы. Оно обеспечивает то, что компоненты конструкции — работоспособны и устойчивы, до определенной степени.

3.5.2  Обоснование выбора  метода тестирования

Для выполнения тестирования разработанного программного продукта выберем 2 метода тестирования:

  1.  Тестирование «черного ящика»;
  2.  Тестирование «белого ящика».

Выбранные методы тестирования позволяют протестировать программный продукт как внешнюю часть (интерфейс программного продукта), так и внутреннюю часть (программный код).

3.4.3 Описание тестовых наборов, данных

3.5    Организационно-экономическая часть

Организационно-экономическая часть

С каждым годом возрастает не малое количество пользователей информационных услуг, а это способствует массовым появлениям компаний, которые занимаются услугами в сфере телекоммуникаций.

У таких компаний (предприятий) возникает потребность в создании информационных систем, которые выполняют автоматизированные задачи и контроль учета клиентов данного предприятия. Так как количество абонентов постоянно увеличивается, расширяется сеть кабельного телевидения (сеть распространяется по новым улицам, кварталам, районам города), список услуг предоставляемых кабельным телевидением пополняется новыми наименованиями, а так же с течением времени изменяются тарифные ставки на виды услуг.

База данных «Абонентский отдел» для компании кабельного телевидения была разработана для учета абонентов кабельного телевидения для повышения степени информированности руководителя и управленческого персонала о ходе и результатах деятельности предприятия, а так же для обеспечения их необходимыми данными (плановыми и аналитическими расчетами), информацией для принятия эффективных оперативных управленческих решений.

Достоинствами базы данных по сравнению с аналогом на бумажном носителе являются:

  •  временное преимущество при поиске информации (время не тратится на перелистывание страниц и поиске нужной информации);
  •  управление тарифным планом абонента;
  •  мульти загрузочный режим работы с таблицами (одновременная работа со всеми таблицами базы данных);
  •  создание резервной копии базы данных;
  •  фильтрация данных по категориям;
  •  лог файл работы программы (Отчет по работе с БД).

К недостаткам можно отнести только то, что для того, чтобы пользоваться базой данных, необходимо иметь компьютер.

4.1 Расчет затрат на разработку

Подтверждением целесообразности применения программного средства, разрабатываемого в рамках дипломной работы, являются расчёт экономической эффективности.

Для того, чтобы определить эффективность от внедряемого программного обеспечения, необходимо знать сумму затрат на его разработку и внедрение, то есть его себестоимость.

Калькуляцию себестоимости программного продукта произведем по следующим статьям:

  •  затраты на оплату труда;
  •  затраты на содержание основных средств;
  •  затраты на электроэнергию;
  •  прочие расходы.

Затраты на оплату труда.

Работа по дипломному проектированию студенту не оплачивается, а так же я не прибегал к помощи специалистов-консультантов. Поэтому статья «Затраты на оплату труда» в данном случае не рассчитывается.

Затраты на содержание основных средств.

Амортизация основных производственных фондов (использование в производственном процессе техники, установок, пультов, устройств и т.п.) рассчитывается за месяц:

Амес. =(Сп*На) / (12*100%)

или

Амес = Первоначальная стоимость ОФ / (Т х 12), где

Сп – общая первоначальная стоимость основных производственных фондов, руб.

На – годовая  норма амортизации, %

Т - срок полезного действия оборудования.

Стоимость основных производственных фондов представлена  в виде таблицы 10.

Таблица 10. Ведомость оборудования

Наименование оборудования

Количество

Первоначальная стоимость единицы оборудования, руб.

Общая первоначальная стоимость  ОПФ, руб.

1

2

3

4

5=3*4

Системный блок

1

16000

16000

Монитор

1

4000

4000

Лазерный принтер

1

5000

5000

ИТОГО

-

25000

25000

Рассчитаем сумму амортизации оборудования:

Амес=25000*0,3/12=625 руб.

А1час=Амес/176,

где  А1час – сумма часовой амортизации, руб.

176 – фонд рабочего времени работы оборудования в месяц (час);

Ачас=625/176=3,55 руб.

Стоимость Амортизация вычислительной техники, необходимой для разработки новой программы рассчитывается для каждого вида отдельно (компьютер, принтер, сканер и т.д.). При расчете необходимо учесть количество фактического времени работы с техникой.

Затраты на содержание основных средств (Сам):

Сам = А1час*Q, где

Q – количество затраченного времени  по выполнению данного технологического процесса,  час.  

На разработку программного продукта было затрачено 165 часов (Q=165).

Сам=3,55*165=585,75 руб.

Затраты на электроэнергию.

Затраты на электроэнергию рассчитываются исходя из стоимости 1кВт/ч и количества потребляемой электроэнергии за месяц при создании  данного программного продукта.

Сэл = Р*Z, где

Р – общая мощность оборудования, кВт;

Z – цена 1кВт/ч (2,96 руб.).

Стоимость 1 квт-часа дана для города Димитровграда на 1 полугодие 2015 года.

Таблица 11. Мощность оборудования

Наименования оборудования

Количество

Мощность единицы, кВт

Затраты времени, час

Общая мощность, кВт

1

2

3

4

5

6=4х5

1

Системный блок

1

0,3

165

49,5

2

Монитор

1

0,2

165

33

3

Лазерный принтер

1

0,1

50

24,75

ИТОГО

-

-

-

107,25

Принтер используется только 15% (т.е. 165*15%/100% = 24,75) от времени работы ПК.

В среднем, месячное время работы оборудования равно 340 часам, а потребление электроэнергии составляет 104,25 кВт. На освещение в среднем  берется 7кВт. Тогда  рассчитаем затраты на потребление электроэнергии:

Сэл = (107,25  кВт + 7 кВт)* 2,96 руб. = 338,18 руб.

Прочие расходы.

Прочие расходы (Спр) принять равными  сумме 548 руб., так как я потратил деньги на покупку:

  •  одной папки сумма которой составляет 48 руб. ;
  •  125 файлов (1*125=125 руб.);
  •  распечатал 125 страниц (т.е. стоимость одной страницы равна 3 руб. ) на сумму 375 руб. ;

Спр =  48руб. + 125 руб. + 375 руб. = 548 руб.

ИТОГО себестоимость программного обеспечения (С.п.о.):

С.п.о. = Сам + Сэл + Спр    

С.п.о. = 585,75 руб. + 338,18 руб. + 548 руб. = 1471,93 руб.

Расчет сведем в таблицу 12.

Таблица 12. Расчет себестоимости

Статья затрат

Сумма, руб.

Затраты на содержание основных средств

585,75

Затраты на электроэнергию

338,18

Прочие

548

ИТОГО

1471,93

Стоимость данной базы данных 1471 рубля 93 копейки. Данной базой данных могут пользоваться работники на предприятии заказчика в рабочее время.

4.2 Расчет экономической эффективности от внедрения программного продукта

Под экономическим эффектом понимают те преимущества, которые получают в результате внедрения чего-то нового (техники, материала, операции обработки и т.п.).

Для наглядного представления эффекта от внедрения нового программного обеспечения (базы данных), необходимо сгруппировать полученные данные в таблицу 13.

Таблица 13   Сравнительная характеристика времени

Наименование операций

Затраты времени, час.

Экономия от внедрения П.О.

До внедрения П.О.

После внедрения П.О.

Часы

%

1

2

3

4

5=3-4

6= (5/3)*100%

1

Сбор данных по спискам

6

6

0

0

2

Работа в программе

0

10

21

67,7

3

Занесение данных в базу данных

31

0

4

Поиск данных

3

0,15

2,85

0,95

ИТОГО

40

16,15

23,85

68,65

В связи с сокращением трудоемкости работы увеличивается производительность труда, которая составляет 68%.

Экономическая эффективность от внедрения программного продукта проявляется в следующем:

  1.  рост производительности труда, а так же экономики материальных ресурсов (затраты на бумажные носители, картриджей для принтеров и т.п.);
  2.  прирост дохода, увеличение прибыли, экономия на текущие и единовременные затраты;
  3.  своевременное доставление информации (тарифы, клиенты, цены и т.п.);
  4.  увеличение клиентов за счет быстрой обработки данных;

База данных предоставляется бесплатно, а так же может быть широко востребована как руководителем организации, так и  каждым из сотрудников, так как информация структурирована для каждого из пользователей.

3.6    Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

3.6.1 Общие требования к охране труда

Охрана труда — это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и  средств, обеспечивающих безопасность, сохранение жизни и здоровья, а так же работоспособность работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно- гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)).

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, и которая разрабатывает соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Общая организация охраны труда в предприятии/организации осуществляется в соответствии с ст.212 ТК РФ, Положением об организации работы по охране труда, нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти). Обязанности по обеспечению безопасных условий для сотрудников и  организацией охраны труда возлагается на работодателя, конкретно — на первое лицо предприятия/организации. На основе перечисленных актов, руководитель предприятия/организации: организует разработку, утверждает и вводит в действие локальные нормативные акты по охране труда — положения, правила, инструкции (в том числе должностные) и т. д. Обеспечивает контроль за их надлежащим исполнением, в процессе повседневной деятельности, в необходимых случаях — издает приказы (распоряжения) по отдельным направлениям (вопросам) охраны труда. Для осуществления мероприятий по охране труда руководителем предприятия/организации формируется локальная (корпоративная)  система охраны труда.

В соответствии с Российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, конкретно — на первое лицо предприятия/организации. Каждый работник обязан (ст. 214 ТК РФ):

  •  соблюдать требования охраны труда;
  •  правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  •  проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
  •  немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания или отравления;
  •  проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

3.6.2. Воздействия вредных факторов на пользователей ПК

В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» все производственные факторы делятся на опасные и вредные факторы. Опасные и вредные производственные факторы в свою очередь делятся на физические, химические, биологические и психофизиологические факторы.

Опасный производственный фактор – это фактор, воздействие которого может привести к травме или другому резкому внезапному ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор – это фактор, воздействие которого на работающего может привести к снижению работоспособности человека, заболеванию или профессиональному заболеванию.

Пользователи ПК в основном подвергаются воздействию физических и психофизиологических производственных факторов.

При работе с компьютером на человека могут воздействовать следующие опасные производственные факторы:

  •  поражение электрическим током;
  •  возникновение пожара;
  •  возможность механического травмирования;
  •  ожоги в результате случайного контакта с горячими поверхностями внутри лазерного принтера.

К вредным физическим производственным факторам относятся:

  •  повышенный уровень электромагнитного излучения;
  •  повышенный уровень статического электричества;
  •  повышенные уровни запыленности воздуха рабочей зоны;
  •  повышенное содержание положительных и отрицательных ионов в воздухе рабочей зоны;
  •  пониженная или повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
  •  повышенный уровень шума;
  •  нерациональная организация освещения рабочего места.

К психофизиологическим производственным факторам относятся:

  •  перенапряжение зрительного анализатора;
  •  умственное перенапряжение;
  •  эмоциональные перегрузки;
  •  монотонность труда;
  •  длительные статические нагрузки.

Вероятность воздействия химических и биологических факторов незначительная, но она значительно возрастает в переполненных и неправильно вентилируемых помещениях.

По данным ВОЗ глазные и зрительные нарушения наблюдаются у 40–92 % пользователей ПК время от времени, а у 10–40 % – ежедневно.

Можно выделить следующие основные нарушения здоровья пользователей ПЭВМ [25-26]:

  •  зрительный дискомфорт и болезни органов зрения;
  •  перенапряжение опорно-двигательной системы;
  •  расстройства ЦНС и болезни сердечнососудистой системы;
  •  заболевания кожи;
  •  нарушение репродуктивной функции.

В зависимости от условий труда, в которых применяются ПК, и характера работы на работников могут воздействовать также другие опасные и вредные производственные факторы.

Кроме того, выявлено негативное влияние на другие системы организма – снижение иммунитета, атеросклероз, аритмия, гипертония, инфаркт миокарда, болезни органов пищеварения, застойные процессы в области малого таза и др. Нарушения здоровья и заболевания пользователей ПК являются, как правило, результатом воздействия не какого-либо отдельного фактора, а всего комплекса.

3.6.3. Техника безопасности

Перед началом работы с ПК работник обязан убедиться в исправности и целостности электропроводки, выключателей и штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, а также наличие заземления компьютера. Проверить устойчивость положения оборудования на рабочем столе, отсутствие видимых повреждений оборудования и исправность мебели.

Отрегулировать положение стола, стула (кресла), подставки для ног, клавиатуры, экрана монитора и освещенность на рабочем месте. При необходимости включить местное освещение.

Протереть поверхность экрана монитора, защитного фильтра (при его наличии) сухой мягкой тканевой салфеткой, убедиться в отсутствии отражений на экране монитора, встречного светового потока.

Включить оборудование ПК в электрическую сеть, соблюдая следующую последовательность: стабилизатор напряжения (если он используется), блок бесперебойного питания, периферийные устройства (принтер, монитор, сканер и другие устройства), системный блок.

Запрещается приступать к работе при:

  •  выраженном «дрожании» изображения на мониторе;
  •  обнаружении неисправности оборудования;
  •  наличии поврежденных кабелей или проводов, разъемов, штепсельных соединений;
  •  отсутствии или неисправности защитного заземления оборудования.

Требования безопасности при выполнении работ

Во время работы с ПК работник обязан:

  •  соблюдать требования охраны труда, установленные настоящей Инструкцией;
  •  содержать в порядке и чистоте свое рабочее место;
  •  держать открытыми вентиляционные отверстия оборудования;
  •  соблюдать оптимальное расстояние от экрана монитора до глаз.

Работу за экраном монитора следует периодически прерывать на регламентированные перерывы, которые устанавливаются для обеспечения работоспособности и сохранения здоровья, или заменять другой работой с целью сокращения рабочей нагрузки у экрана.

Продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности необходимо применять чередование операций.

При работе с текстовой информацией следует отдавать предпочтение физиологически наиболее оптимальному режиму представления черных символов на белом фоне.

Не следует оставлять оборудование включенным без наблюдения. При необходимости прекращения на некоторое время работы корректно закрываются все активные задачи и оборудование выключается.

При работе с ПК не разрешается:

  •  при включенном питании прикасаться к панелям с разъемами оборудования, разъемами питающих и соединительных кабелей, экрану монитора;
  •  загромождать верхние панели оборудования, рабочее место бумагами, посторонними предметами;
  •  производить переключения, отключение питания во время выполнения активной задачи;
  •  допускать попадание влаги на поверхность оборудования;
  •  включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;
  •  производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования;
  •  вытирать пыль на включенном оборудовании;
  •  допускать нахождение вблизи оборудования посторонних лиц.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

При повреждении оборудования, кабелей, проводов, неисправности заземления, появлении запаха гари, возникновении необычного шума и других неисправностях немедленно отключить электропитание оборудования и сообщить о случившемся непосредственному руководителю и лицу, осуществляющему техническое обслуживание оборудования.

В случае сбоя в работе оборудования ПК или программного обеспечения вызвать специалиста организации, осуществляющего техническое обслуживание данного оборудования, для устранения неполадок.

При возгорании электропроводки, оборудования и тому подобных происшествиях отключить электропитание и принять меры по тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения, сообщить о происшедшем непосредственному руководителю. Применение воды и пенных огнетушителей для тушения находящегося под напряжением электрооборудования недопустимо. Для этих целей используются углекислотные огнетушители.

При повреждении кожи рук, места повреждений  должны быть закрыты лейкопластырем или повязкой.

В случае внезапного ухудшения здоровья (усиления сердцебиения, появления головной боли и других) прекратить работу, выключить оборудование, сообщить об этом руководителю и при необходимости обратиться к врачу.

Требования безопасности по окончании работы

По окончании работы с ПК работник обязан:

  •  корректно закрыть все активные задачи;
  •  при наличии дискеты или других носителей информации извлечь их;
  •  выключить питание системного блока;
  •  выключить питание всех периферийных устройств;
  •  отключить блок бесперебойного питания;
  •  отключить стабилизатор напряжения (если он используется);
  •  отключить питающий кабель от сети;
  •  осмотреть и привести в порядок рабочее место;
  •  о неисправности оборудования и других замечаний по работе с ПК сообщить непосредственному руководителю или лицам, осуществляющим техническое обслуживание оборудования;
  •  при необходимости вымыть с мылом руки.

3.6.4 Эргономика рабочего места пользователя ПК

Организация рабочего места с ПК должна учитывать требования безопасности, удобство положения, движений и действий работника.

Рабочий стол с учетом характера выполняемой работы должен иметь достаточный размер для рационального размещения монитора (дисплея), клавиатуры, другого используемого оборудования и документов, поверхность, обладающую низкой отражающей способностью.

Клавиатура располагается на поверхности стола таким образом, чтобы пространство перед клавиатурой было достаточным для опоры рук работника (на расстоянии не менее чем 300 мм от края, обращенного к работнику).

Чтобы обеспечивалось удобство зрительного наблюдения, быстрое и точное считывание информации, плоскость экрана монитора располагается ниже уровня глаз работника предпочтительно перпендикулярно к нормальной линии взгляда работника (нормальная линия взгляда - 15° вниз от горизонтали).

Для исключения воздействия повышенных уровней электромагнитных излучений расстояние между экраном монитора и работником должно составлять не менее 500 мм (оптимальное 600-700 мм).

Применяемые подвижные подставки для документов размещаются в одной плоскости и на одной высоте с экраном.

Рабочий стул (кресло) должен быть устойчивым, место сидения должно регулироваться по высоте, а спинка сиденья - по высоте, углам наклона, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья. Регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Для удобства, предусматривается подставка для ног.

Рабочее место должно размещается таким образом, чтобы естественный свет падал сбоку (желательно слева). Для снижения яркости при естественном освещении применяются регулируемые жалюзи или плотные шторы.

Светильники общего и местного освещения должны создавать нормальные условия освещенности и соответствующий контраст между экраном и окружающей обстановкой с учетом вида работы и требований видимости со стороны работника.

Возможные мешающие отражения и отблески на экране монитора и другом оборудовании устраняются путем соответствующего размещения экрана, оборудования, расположения светильников местного освещения.

При рядном размещении рабочих столов расположение экранов видеомониторов навстречу друг другу из-за их взаимного отражения не допускается.

Для обеспечения безопасности работников на соседних рабочих местах расстояние между рабочими столами с мониторами (в направление тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м.

3.6.5 Пожарная безопасность

На рабочем месте запрещается иметь огнеопасные вещества.

В помещениях запрещается:

  •  зажигать огонь;
  •  включать электрооборудование, если в помещении пахнет газом;
  •  курить;
  •  сушить что-либо на отопительных приборах;
  •  закрывать вентиляционные отверстия в электроаппаратуре.

Источниками воспламенения являются:

  •  искра при разряде статического электричества;
  •  искры от электрооборудования;
  •  искры от удара и трения;
  •  открытое пламя.

При возникновении пожароопасной ситуации или пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию.

Помещения с электрооборудованием должны быть оснащены огнетушителями типа ОУ-2 или ОУБ-3.

Вывод

В дипломной работе разработан программный комплекс для учета платежей абонентов кабельного телевидения. Программный комплекс состоит из базы данных и программы-клиента.

Изучена предметная область предприятия, информационные потребности пользователей программного комплекса, на основе которых спроектирована инфологическая модель базы данных. Обоснован выбор архитектуры клиент-сервер созданной информационной системы. Выбрана СУДБ для реализации базы данных. Произведено проектирование БД. Спроектирована база данных для учета оплаты за услуги кабельного телевидения, предназначенная для хранения всей необходимой для функционирования организации и обслуживания абонентов информации. Определены ограничения на формат вводимых данных.

В дипломной работе подробно описан процесс создания интерфейса  программного комплекса, а так же приведены листинги наиболее важных процедур программы с указанием всех используемых компонентов.

Программа-клиент обладает рядом положительных сторон: простой интерфейс, защита от некорректного ввода данных, использование программы не требует специального опыта и т.д.

В результате проектирования была достигнута поставленная перед разработчиком цель – максимально сократить время, требуемое для обслуживания абонентов, вести четкий учет денежных средств, поступающих на счет предприятия; выявлять неплательщиков и нелегально подключенных абонентов, снизить трудоемкость работы обслуживающего персонала кабельного телевидения, принимать решения по управлению предприятия в целом.

В дальнейшем программный комплекс может быть усовершенствован в процессе внедрения.

В  данном разделе дипломного проекта определены общие требования к охране труда. Подробно рассмотрены воздействия множества вредных производственных факторов на пользователей ПК. Описана техника безопасности при работе с ПК (см. Приложение 1) и требования безопасности в аварийных ситуациях. Также рассмотрена организация рабочего места пользователя ПК и требования пожарной безопасности.

Рисунок. 25 «Модуль подключения к базе данных»

Рисунок. 27 «Обработчик печати jtable»


Абоненты

Тарифы

1

Абоненты

Подключения

1

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39288. Односвязные списки 131.45 KB
  Пользователь вводит информационные поля в массив структур. Условия для обработки – поиск элементов списка по значению одного из полей, вывод информационных полей структур Описание структуры для формирования списка приведено в следующем пункте.
39291. Изготовление железобетонных подкрановых балок 274.58 KB
  Эффективность применения бетона в современном строительстве в значительной мере определяется темпами производства железобетонных изделий. Решающим средством ускорения твердения бетона в условиях заводской технологии сборного железобетона является. тепловая обработка сборного железобетона является. На тепловуюобработку расходуется до 70 всей тепловой энергии на производство сборного железобетона.
39292. Технология изготовления железобетонных плит 458.5 KB
  Для производства изделия назначим следующий тепловой режим: Предварительная выдержка 2 часа; Подъем температуры 3 часа; Изотермическая выдержка 5 часов; Время охлаждения 2 часа. Качественную характеристику скорости изменения температуры тела при неустановившемся режиме учитывают критериальным комплексом Фурье: где  продолжительность нагрева охлаждения ч; R определяющий размер изделия м; a коэффициент...
39295. Технология изготовления трехслойных стеновых панелей 667 KB
  Качественную характеристику скорости изменения температуры тела при неустановившемся режиме учитывают критериальным комплексом Фурье: 1 где  продолжительность нагрева охлаждения ч; R определяющий размер изделия м; a коэффициент температуропроводности м2 ч; 2 где  коэффициент теплопроводности материала Вт м С для твердеющего бетона =25 Вт м С; ρ плотность бетона кг м3 с теплоемкость материала кДж кг С кДж кг С 3 где сцпщвм...
39296. Анализ точности грейферного механизма 925.5 KB
  АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ГРЕЙФЕРНОГО МЕХАНИЗМА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОШИБКИ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛЕНКИ ГРЕЙФЕРНОГО МЕХАНИЗМА МЕТОДОМ ПРЕОБРАЗОВАННЫХ МЕХАНИЗМОВ Учет погрешности звена 1 Переносим с первого листа на третий пять рабочих положений грейферного механизма. Имеем для преобразованного механизма векторное уравнение скоростей: где направлена параллельно плоскости BB – параллельно АО1 а – перпендикулярно AB. Далее строим план скоростей для рабочих положений механизма.