95288

Когнитивизм. Подход когнитивистов к проблемам сознания

Доклад

Психология и эзотерика

Познание процессы переработки и хранения информации нервная система и её ограничения. Кроме того показано что на приём хранение и переработку информации ограничений нет. Постулаты когнитивной психологии: Процесс познания определяет все аспекты психической жизни...

Русский

2015-09-21

16.52 KB

0 чел.

29. Подход когнитивизма

  1. Предмет психологии. Познание, процессы переработки и хранения информации, нервная система и её ограничения.
  2. Объект психологии. Люди, компьютерные модели.
  3. Методы изучения. Эксперимент, физиологические методы, компьютерное моделирование.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Миллер занимался искусствоведением и лингвистикой. Найссер поначалу занимался физикой. Хомский – лингвист.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная и имплицитная совпадают. Естественно-научная. Вводятся аксиомы, выдвигаются содержательные гипотезы, они проверяются (более того – опровергаются!) в экспериментах. Хотя, конечно, про имплицитную позицию можно ещё упомянуть про горопизирование. Надо отдать когнитивистам должное, их гопоризирование не приняло масштабов психоаналитического, и в конце концов лидеры когнитивной психологии признали поражение.

  1. Вклад в теорию. Опровержение всех гипотез о физиологической природе ограничений сознания. Кроме того, показано, что на приём, хранение и переработку информации ограничений нет. Огромный вклад в экспериментатику, создали много экспериментальных парадигм. Во главе угла было поставлено познание.
  2. Вклад в практику. Рационально-эмоциональная и другие виды когнитивной терапии, ориентированные на то, что человек думает о ситуации (а не что он чувствует и как себя ведёт). Вклад в педагогику и ораторское искусство: они получили много результатов, связанных с особенностями работы восприятия, памяти и других познавательных процессов. Например, когда учат, что в презентации на каждом слайде должно быть не более 5-6 объектов, ссылаются на Миллера.

Подход когнитивистов к проблемам сознания.

Появление компьютеров – автоматов, которые были способны перерабатывать информацию – позволило посмотреть на информационные процессы у человека с неожиданной стороны.

Компьютер можно использовать для иллюстрации «действия различных психологических теорий».

Постулаты когнитивной психологии:

  1. Процесс познания определяет все аспекты психической жизни
  2. Этот процесс должен рассматриваться как процесс переработки информации, аналогичный тому, который мог бы происходить в компьютере.
  3. Человек перерабатывает информацию поэтапно. При этом стимульная информация при переходе от одного этапа к лругому подвергается существенным преобразованиям.
  4. Система переработки информации на каждом этапе обладает ограниченной емкостью или ресурсом. Поэтому человек постоянно принимает решения, какую информацию перерабатывать, а какую отбросить, исключить из информационной системы.
  5. Природа ограничений на прием, хранение и переработку информации задана стр-рой рецепторов, мозга или всего организма. Однако можно и нужно устанавливать эти ограничения в психологических экспериментах.

Исследования когнитивистов сыграли немалую роль в том, что все известные и якобы структурно заданные сознанию ограничения на информационные процессы были экспериментально опровергнуты. Тем не менее, они продолжали упорно принимать допущение о физиолого-анатомической природе ограничений. Упорное сохранение обсуждаемого допущения при постоянном экспериментальном опровержении говорит о методологическом дефекте принятого допущения, о необходимости от него отказаться.

Эксперименты Дж.Сперлинга для определения объема зрительной кратковременной памяти по методу частичного воспроизведения (матрицы знаков и звуки разной частоты.)

Невозможность сознательно отслеживать всю одновременно поступающую информацию вела многих исследователей к идее структурно предопределенной ограниченности «поля сознания». В экспериментах однако выяснилось, что информация, не попадающая в поле сознания, может, тем не менее, обрабатываться мозгом и влиять на последующие процессы переработки, доступные сознанию.

Когнитивисты решили, что по аналогии с компьютером, переработкой информации у человека занимается некий центральный процессор, обладающий ограниченной пропускной способностью. Должен существовать механизм селекции наиболее релевантной (существенной) части информации. Такой отбор может происходить либо сразу на входе при ее поступлении (теории ранней селекции), либо на выходе – при попытке попасть в узкое горлышко центрально процессора (теории поздней селекции).

Эксперименты Трейсмана и  Геффена. (подача 2х текстов на 2 уха)

Экономическая модель: из общего ограниченного бюджета на решение каждой задачи могут быть выделены  разные ресурсы. Не подтвердилось.

После этого пришли к выводу – мозг способен перерабатывать всю информацию, но сам же суживает свои возможности из-за очевидных структурных ограничений эффекторных систем действия. (например, речь может осуществляться только последовательно).

Исследуя микроструктуру познавательных актов, когнитивные психологи изучали процессы, которые сами по себе испытуемые не осознавали, но которые, по мнению когнитивистов, определяли содержание сознания – протосознательные процессы. При этом когнитивисты не пытались четко сформулировать, что такое сознание. Сознание для них – это что-то неведомое: то ли некий блок (этап) в системе переработки информации, то ли какой-то механизм, управляющий процессами переработки одновременно в нескольких блоках, или  «качественный аспект психической активности»

Критика:

  1. Методологически дефектной оказалась гипотеза, что в ограничениях на сознательную переработку информации решающую роль играют ограничения, наложенные организмом или мозгом. Причина ограничений, наложенных на сознание, скорее всего не связана с мозгом. Для того, чтобы решить проблему ограничений, необходимо сначала решить проблему сознания.
  2. Упорство в сохранении гипотезы о физиологической (или морфологической) природе ограничений приводит к тому, что когнитивисты не обращают серьезного внимания на эксперименты, противоречащие этой гипотезе, но выполненные в других экспериментальных парадигмах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57306. Возникно 39 KB
  Оборотень и ответьте на вопрос какие же это причины Возникновение искусства На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира. Почему медведь и носорог изображены ранеными Первобытные люди верили что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь На какие рассуждения навели эти рисунки ученых Возникновение колдовства магии зарождение религиозных верований. 16 Бизон и убитый им охотник: Что на этом рисунке вам кажется удивительным странным Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка Дети...
57307. Производство красных вин 639.5 KB
  Красные вина – это, без сомнения, короли вин. Самые распространенные, самые знаменитые и самые любимые вина. С давних пор красное вино кружит головы поэтам и медикам. Сегодня постоянно публикуются всё новые результаты исследований, подтверждающих пользу красного вина для организма
57310. Introductions. Знакомство 39.5 KB
  Whats your name? Im Alex! And you are...? Im Sam. Where are you from, Alex? Im from Russia. And you? Where are you from? Im from the US. Are you here on business or on vacation? On vacation. And you?
57311. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) 232 KB
  Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью прогнозирования, предотвращения и ликвидации...
57313. О рынке и конкуренции. Проблема обмена двух товаров друг на друга 38 KB
  Мы определим общественное богатство как совокупность материальных и нематериальных вещей которые имеют стоимость и могут обмениваться и покажем что все имеющие стоимость и способные к обмену вещи и только они являются одновременно полезными и количественно ограниченными.
57314. Режим дня. Признаки утомления. Учимся и отды 37 KB
  Цель: формировать понятие о режиме дня; показать влияние систематического соблюдения режима дня правильного распределения времени на здоровье человека; развивать память мышление желание быть здоровым; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.