95288

Когнитивизм. Подход когнитивистов к проблемам сознания

Доклад

Психология и эзотерика

Познание процессы переработки и хранения информации нервная система и её ограничения. Кроме того показано что на приём хранение и переработку информации ограничений нет. Постулаты когнитивной психологии: Процесс познания определяет все аспекты психической жизни...

Русский

2015-09-21

16.52 KB

0 чел.

29. Подход когнитивизма

  1. Предмет психологии. Познание, процессы переработки и хранения информации, нервная система и её ограничения.
  2. Объект психологии. Люди, компьютерные модели.
  3. Методы изучения. Эксперимент, физиологические методы, компьютерное моделирование.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Миллер занимался искусствоведением и лингвистикой. Найссер поначалу занимался физикой. Хомский – лингвист.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная и имплицитная совпадают. Естественно-научная. Вводятся аксиомы, выдвигаются содержательные гипотезы, они проверяются (более того – опровергаются!) в экспериментах. Хотя, конечно, про имплицитную позицию можно ещё упомянуть про горопизирование. Надо отдать когнитивистам должное, их гопоризирование не приняло масштабов психоаналитического, и в конце концов лидеры когнитивной психологии признали поражение.

  1. Вклад в теорию. Опровержение всех гипотез о физиологической природе ограничений сознания. Кроме того, показано, что на приём, хранение и переработку информации ограничений нет. Огромный вклад в экспериментатику, создали много экспериментальных парадигм. Во главе угла было поставлено познание.
  2. Вклад в практику. Рационально-эмоциональная и другие виды когнитивной терапии, ориентированные на то, что человек думает о ситуации (а не что он чувствует и как себя ведёт). Вклад в педагогику и ораторское искусство: они получили много результатов, связанных с особенностями работы восприятия, памяти и других познавательных процессов. Например, когда учат, что в презентации на каждом слайде должно быть не более 5-6 объектов, ссылаются на Миллера.

Подход когнитивистов к проблемам сознания.

Появление компьютеров – автоматов, которые были способны перерабатывать информацию – позволило посмотреть на информационные процессы у человека с неожиданной стороны.

Компьютер можно использовать для иллюстрации «действия различных психологических теорий».

Постулаты когнитивной психологии:

  1. Процесс познания определяет все аспекты психической жизни
  2. Этот процесс должен рассматриваться как процесс переработки информации, аналогичный тому, который мог бы происходить в компьютере.
  3. Человек перерабатывает информацию поэтапно. При этом стимульная информация при переходе от одного этапа к лругому подвергается существенным преобразованиям.
  4. Система переработки информации на каждом этапе обладает ограниченной емкостью или ресурсом. Поэтому человек постоянно принимает решения, какую информацию перерабатывать, а какую отбросить, исключить из информационной системы.
  5. Природа ограничений на прием, хранение и переработку информации задана стр-рой рецепторов, мозга или всего организма. Однако можно и нужно устанавливать эти ограничения в психологических экспериментах.

Исследования когнитивистов сыграли немалую роль в том, что все известные и якобы структурно заданные сознанию ограничения на информационные процессы были экспериментально опровергнуты. Тем не менее, они продолжали упорно принимать допущение о физиолого-анатомической природе ограничений. Упорное сохранение обсуждаемого допущения при постоянном экспериментальном опровержении говорит о методологическом дефекте принятого допущения, о необходимости от него отказаться.

Эксперименты Дж.Сперлинга для определения объема зрительной кратковременной памяти по методу частичного воспроизведения (матрицы знаков и звуки разной частоты.)

Невозможность сознательно отслеживать всю одновременно поступающую информацию вела многих исследователей к идее структурно предопределенной ограниченности «поля сознания». В экспериментах однако выяснилось, что информация, не попадающая в поле сознания, может, тем не менее, обрабатываться мозгом и влиять на последующие процессы переработки, доступные сознанию.

Когнитивисты решили, что по аналогии с компьютером, переработкой информации у человека занимается некий центральный процессор, обладающий ограниченной пропускной способностью. Должен существовать механизм селекции наиболее релевантной (существенной) части информации. Такой отбор может происходить либо сразу на входе при ее поступлении (теории ранней селекции), либо на выходе – при попытке попасть в узкое горлышко центрально процессора (теории поздней селекции).

Эксперименты Трейсмана и  Геффена. (подача 2х текстов на 2 уха)

Экономическая модель: из общего ограниченного бюджета на решение каждой задачи могут быть выделены  разные ресурсы. Не подтвердилось.

После этого пришли к выводу – мозг способен перерабатывать всю информацию, но сам же суживает свои возможности из-за очевидных структурных ограничений эффекторных систем действия. (например, речь может осуществляться только последовательно).

Исследуя микроструктуру познавательных актов, когнитивные психологи изучали процессы, которые сами по себе испытуемые не осознавали, но которые, по мнению когнитивистов, определяли содержание сознания – протосознательные процессы. При этом когнитивисты не пытались четко сформулировать, что такое сознание. Сознание для них – это что-то неведомое: то ли некий блок (этап) в системе переработки информации, то ли какой-то механизм, управляющий процессами переработки одновременно в нескольких блоках, или  «качественный аспект психической активности»

Критика:

  1. Методологически дефектной оказалась гипотеза, что в ограничениях на сознательную переработку информации решающую роль играют ограничения, наложенные организмом или мозгом. Причина ограничений, наложенных на сознание, скорее всего не связана с мозгом. Для того, чтобы решить проблему ограничений, необходимо сначала решить проблему сознания.
  2. Упорство в сохранении гипотезы о физиологической (или морфологической) природе ограничений приводит к тому, что когнитивисты не обращают серьезного внимания на эксперименты, противоречащие этой гипотезе, но выполненные в других экспериментальных парадигмах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35638. ФРУКТОША (Дерево из бисера.) Творческий проект 896.38 KB
  Фруктовое дерево потому что изделия из бисера во все века притягивали к себе восхищенные взоры. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка а достаточно лишь фантазии.Немного из истории бисера С доисторических времен и до наших дней бусины вырезанные из камня или из костей и зубов животных вызывали огромный интерес.
35640. Рисование витражными красками на стеклянной поверхности 34.27 KB
  Мой творческий проект называется: Роспись витражными красками на стеклянном стакане. У меня дома не было красивого стакана который бы я сделала своими руками и я решила свой стакан раскрасить витражными красками потому что знала что получится очень красиво. Рисовать на стакане можно чем угодно и есть много разных способов но мне понравились больше витражные краски и я решила что раскрашу свой стакан именно витражными красками. Узоры на моём стакане должны быть ярки красивыми и очень аккуратными чтобы все смотрели и им нравилось...
35644. Творческий проект «Тигр». В технике холодный батик 246.84 KB
  Что означает слово батик. Влияние батика на новое поколение. На уроках технологии я научилась рисовать батиком.
35645. Бижутерия. Творческий проект 64.68 KB
  Бисер - (от араб. бусра – фальшивый жемчуг) - мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на предметах быта, женской одежде и т. д.). Бисер плотно вошел в нашу жизнь, заявив о себе в разных сферах жизни человека. Бисер можно использовать как элемент декора интерьера, как эксклюзивное украшение, для некоторых людей бисер является неотъемлемой частью их жизни. Маленькие разноцветные шарики с отверстиями несут в себе магическую силу притяжения. И столкнувшись один раз с бисером, вы оказываетесь под его влиянием.