95289

Подход гуманистической школы

Доклад

Логика и философия

Подход гуманистической школы Предмет психологии. Объект психологии. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором параллельно получив степень бакалавра по истории.

Русский

2015-09-21

14.85 KB

0 чел.

30. Подход гуманистической школы

  1. Предмет психологии. Смысловые структуры человека, ценности, самоактуализация, свобода, потенциал личности, психическое здоровье, «Я» и т.п.
  2. Объект психологии. Взрослые люди, исторические персонажи (биографии), клиенты.
  3. Методы изучения. Интервью, опросы, житейские наблюдения. Статистические методы признаются неточными при изучении человека и чуть ли не вульгарными, так как каждый человек уникален. Хотя эксперименты у них всё же были.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие, потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором, параллельно получив степень бакалавра по истории. Затем понял, что у пастырей и психологов общая цель – помогать обездоленным людям – и, на фоне возраставшего разочарования в религиозной пропаганде, ушёл из семинарии изучать психологию. Маслоу поначалу стал учиться истории, но не проучился и года, и пошёл на психолога. Франкл изучал медицину: неврологию и психиатрию.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Не принимают детерминизма. Человек самостоятельно детерминирует своё поведение. Декларируют гуманитарную позицию, отрицают возможность построения психологии по образцу естественной науки. Хотя много говорят о генетике и биологических факторах.

Имплицитная: гуманитарная, но не исключительно. Во многом гуманитарность была реакцией на бихевиористкий редукционизм, а эксперименты они ставили, и на физиологию обращали много внимания.

  1. Вклад в теорию. Возвращение в психологию неотъемлемых для неё понятий смысла, ценностей, осознания себя и т.п. Понятие «Я-концепции». Идея об активности личности, об имманентном ей желании реализовать себя. Изучение, в том числе экспериментальное, потребностей. Демонстрация многочисленными примерами того, что человек способен в некоторых благоприятных условиях осознать то, что каким-то образом до этого он не осознавал вовсе, но что заметно влияло на его поведение и было заметно извне.
  2. Вклад в практику. Недирективная психотерапия. Гуманистическая педагогика. Идеи о том, как человек может улучшить себе жизнь, усвоены и другими направлениями психотерапии, и культурой (в первую очередь – американской). Структура потребностей по Маслоу имеет массу практических приложений, в частности, в менеджменте и политической психологии.

Поход гуманистической школы к проблемам сознания.

А.Маслоу, Р.Мэй, Г.Олпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Э.Фромм.

Психологи-гуманисты вернули в психологию проблемы, которые из нее активно изымались как ненаучные: поиск смысла жизни, путь личностного развития, личная ответственность.

Ключевое понятие для этого направления – самоактулизация. По Маслоу, это процесс постоянного выбора, который существует всегда. Роджерс говорит, что человек в процессе самоактуализации движется к пониманию самого себя и своего опыта, он открыт этому опыту, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, у него возрастает стремление жить настоящим, он не боится своих чувств, доверяет своему организму и всем организмом выбирает направление движения при психологической свободе двигаться куда угодно.

Я (или организм) знает, что ему нужно. Сознание может либо вести человека по этому правильному пути, либо уводить с него. В этом и заключается свобода выбора.

Что же мешает человеку сразу пойти предначертанным путем? Роджерс, сравнивая человека с вычислительной машиной, говорит о том, что у большинства людей есть недостатки, которые приводят к ошибкам в процессе вычисления наиболее экономичного способа удовлетворения потребностей. Например, включается информация, которая не относится к ситуации, или исключается информация, которая к ней относится.

Роль сознания скорее декларируется, чем внятно логически обосновывается.  С одной стороны, сознание мешает идти человеку предначертанным путем, но с другой – только через осознание этого предначертания человек может принять правильное решение.

Решение многих личных проблем зависит от осознания ситуации и самого себя. Осознание играет мощную роль в организации собственного поведения.

Человек лучше кого-либо другого знает и понимает себя, пусть и не осознает этого. Предполагается, к тому же, что в конкретной ситуации именно психотерапевт может помочь человеку осознать, «правильно понять» свои собственные чувства (гуру).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60684. Уроки интегрированного типа как пример развития креативности детей (английский язык + музыка) 44 KB
  Кроме того благодаря широкому распространению звуко и видеозаписи а также авангардному положению англоязычной музыкальной массовой культуры песни на английском языке наиболее популярны среди учащихся и являются объектом их особого интереса.