95289

Подход гуманистической школы

Доклад

Логика и философия

Подход гуманистической школы Предмет психологии. Объект психологии. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором параллельно получив степень бакалавра по истории.

Русский

2015-09-21

14.85 KB

0 чел.

30. Подход гуманистической школы

  1. Предмет психологии. Смысловые структуры человека, ценности, самоактуализация, свобода, потенциал личности, психическое здоровье, «Я» и т.п.
  2. Объект психологии. Взрослые люди, исторические персонажи (биографии), клиенты.
  3. Методы изучения. Интервью, опросы, житейские наблюдения. Статистические методы признаются неточными при изучении человека и чуть ли не вульгарными, так как каждый человек уникален. Хотя эксперименты у них всё же были.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие, потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором, параллельно получив степень бакалавра по истории. Затем понял, что у пастырей и психологов общая цель – помогать обездоленным людям – и, на фоне возраставшего разочарования в религиозной пропаганде, ушёл из семинарии изучать психологию. Маслоу поначалу стал учиться истории, но не проучился и года, и пошёл на психолога. Франкл изучал медицину: неврологию и психиатрию.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Не принимают детерминизма. Человек самостоятельно детерминирует своё поведение. Декларируют гуманитарную позицию, отрицают возможность построения психологии по образцу естественной науки. Хотя много говорят о генетике и биологических факторах.

Имплицитная: гуманитарная, но не исключительно. Во многом гуманитарность была реакцией на бихевиористкий редукционизм, а эксперименты они ставили, и на физиологию обращали много внимания.

  1. Вклад в теорию. Возвращение в психологию неотъемлемых для неё понятий смысла, ценностей, осознания себя и т.п. Понятие «Я-концепции». Идея об активности личности, об имманентном ей желании реализовать себя. Изучение, в том числе экспериментальное, потребностей. Демонстрация многочисленными примерами того, что человек способен в некоторых благоприятных условиях осознать то, что каким-то образом до этого он не осознавал вовсе, но что заметно влияло на его поведение и было заметно извне.
  2. Вклад в практику. Недирективная психотерапия. Гуманистическая педагогика. Идеи о том, как человек может улучшить себе жизнь, усвоены и другими направлениями психотерапии, и культурой (в первую очередь – американской). Структура потребностей по Маслоу имеет массу практических приложений, в частности, в менеджменте и политической психологии.

Поход гуманистической школы к проблемам сознания.

А.Маслоу, Р.Мэй, Г.Олпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Э.Фромм.

Психологи-гуманисты вернули в психологию проблемы, которые из нее активно изымались как ненаучные: поиск смысла жизни, путь личностного развития, личная ответственность.

Ключевое понятие для этого направления – самоактулизация. По Маслоу, это процесс постоянного выбора, который существует всегда. Роджерс говорит, что человек в процессе самоактуализации движется к пониманию самого себя и своего опыта, он открыт этому опыту, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, у него возрастает стремление жить настоящим, он не боится своих чувств, доверяет своему организму и всем организмом выбирает направление движения при психологической свободе двигаться куда угодно.

Я (или организм) знает, что ему нужно. Сознание может либо вести человека по этому правильному пути, либо уводить с него. В этом и заключается свобода выбора.

Что же мешает человеку сразу пойти предначертанным путем? Роджерс, сравнивая человека с вычислительной машиной, говорит о том, что у большинства людей есть недостатки, которые приводят к ошибкам в процессе вычисления наиболее экономичного способа удовлетворения потребностей. Например, включается информация, которая не относится к ситуации, или исключается информация, которая к ней относится.

Роль сознания скорее декларируется, чем внятно логически обосновывается.  С одной стороны, сознание мешает идти человеку предначертанным путем, но с другой – только через осознание этого предначертания человек может принять правильное решение.

Решение многих личных проблем зависит от осознания ситуации и самого себя. Осознание играет мощную роль в организации собственного поведения.

Человек лучше кого-либо другого знает и понимает себя, пусть и не осознает этого. Предполагается, к тому же, что в конкретной ситуации именно психотерапевт может помочь человеку осознать, «правильно понять» свои собственные чувства (гуру).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77748. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 49.5 KB
  Исследования как бы проникают в повседневную практику. Исследования это задача только научных работников. Исследования позволяют увидеть: где находятся резервы; что мешает развитию; чего надо опасаться; что надо поддерживать и т.
77749. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 31.5 KB
  Проблемное видение мира способность распознавать проблемы там где для других все ясно. Экспрезентность способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Способность к имитации функций различных членов коллектива. Инновационность и безынерционность мышления способность выйти за границы формального привычного проверенного традиционного.
77750. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 64 KB
  Методология это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования подходов и ориентиров в его проведении выборе средств и методов определяющих наилучший результат. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели например: мониторинг качества управления формирование атмосферы творчества и инноваций в...
77751. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 31.5 KB
  Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.
77752. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 81.5 KB
  Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: Эмпирические методы построены на осмыслении практической деятельности сути и особенностей событий и ситуаций. Методы наблюдений исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.
77753. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ 36.5 KB
  Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...
77754. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ 56.5 KB
  Наиболее важными из них являются методы: исследования документов эксперимент социологические исследования тестирование коллективный анализ социометрические оценки деловые и инновационные игры имитационное моделирование. Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. Эффективность исследования по документам зависит от: состава документов их содержания формы информационной классификации.
77755. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИСУ 82 KB
  Наблюдаются ли процессы диверсификации в области исследования? В чем они проявляются? Почему возникает потребность в диверсифицированных методах исследования? Что собой представляют диверсифицированные методы исследования? Что дают диверсифицированные методы, в чем их сильные и слабые стороны?
77756. МЕТОД СИНЕКТИКИ В ИСУ 79.5 KB
  Как мобилизовать и мотивировать творческий потенциал исследователя? Какую роль формирование группы играет в мобилизации творчества исследователя? Как социально-психологические факторы совместной деятельности исследователей влияют на результат?