95289

Подход гуманистической школы

Доклад

Логика и философия

Подход гуманистической школы Предмет психологии. Объект психологии. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором параллельно получив степень бакалавра по истории.

Русский

2015-09-21

14.85 KB

0 чел.

30. Подход гуманистической школы

  1. Предмет психологии. Смысловые структуры человека, ценности, самоактуализация, свобода, потенциал личности, психическое здоровье, «Я» и т.п.
  2. Объект психологии. Взрослые люди, исторические персонажи (биографии), клиенты.
  3. Методы изучения. Интервью, опросы, житейские наблюдения. Статистические методы признаются неточными при изучении человека и чуть ли не вульгарными, так как каждый человек уникален. Хотя эксперименты у них всё же были.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие, потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором, параллельно получив степень бакалавра по истории. Затем понял, что у пастырей и психологов общая цель – помогать обездоленным людям – и, на фоне возраставшего разочарования в религиозной пропаганде, ушёл из семинарии изучать психологию. Маслоу поначалу стал учиться истории, но не проучился и года, и пошёл на психолога. Франкл изучал медицину: неврологию и психиатрию.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Не принимают детерминизма. Человек самостоятельно детерминирует своё поведение. Декларируют гуманитарную позицию, отрицают возможность построения психологии по образцу естественной науки. Хотя много говорят о генетике и биологических факторах.

Имплицитная: гуманитарная, но не исключительно. Во многом гуманитарность была реакцией на бихевиористкий редукционизм, а эксперименты они ставили, и на физиологию обращали много внимания.

  1. Вклад в теорию. Возвращение в психологию неотъемлемых для неё понятий смысла, ценностей, осознания себя и т.п. Понятие «Я-концепции». Идея об активности личности, об имманентном ей желании реализовать себя. Изучение, в том числе экспериментальное, потребностей. Демонстрация многочисленными примерами того, что человек способен в некоторых благоприятных условиях осознать то, что каким-то образом до этого он не осознавал вовсе, но что заметно влияло на его поведение и было заметно извне.
  2. Вклад в практику. Недирективная психотерапия. Гуманистическая педагогика. Идеи о том, как человек может улучшить себе жизнь, усвоены и другими направлениями психотерапии, и культурой (в первую очередь – американской). Структура потребностей по Маслоу имеет массу практических приложений, в частности, в менеджменте и политической психологии.

Поход гуманистической школы к проблемам сознания.

А.Маслоу, Р.Мэй, Г.Олпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Э.Фромм.

Психологи-гуманисты вернули в психологию проблемы, которые из нее активно изымались как ненаучные: поиск смысла жизни, путь личностного развития, личная ответственность.

Ключевое понятие для этого направления – самоактулизация. По Маслоу, это процесс постоянного выбора, который существует всегда. Роджерс говорит, что человек в процессе самоактуализации движется к пониманию самого себя и своего опыта, он открыт этому опыту, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, у него возрастает стремление жить настоящим, он не боится своих чувств, доверяет своему организму и всем организмом выбирает направление движения при психологической свободе двигаться куда угодно.

Я (или организм) знает, что ему нужно. Сознание может либо вести человека по этому правильному пути, либо уводить с него. В этом и заключается свобода выбора.

Что же мешает человеку сразу пойти предначертанным путем? Роджерс, сравнивая человека с вычислительной машиной, говорит о том, что у большинства людей есть недостатки, которые приводят к ошибкам в процессе вычисления наиболее экономичного способа удовлетворения потребностей. Например, включается информация, которая не относится к ситуации, или исключается информация, которая к ней относится.

Роль сознания скорее декларируется, чем внятно логически обосновывается.  С одной стороны, сознание мешает идти человеку предначертанным путем, но с другой – только через осознание этого предначертания человек может принять правильное решение.

Решение многих личных проблем зависит от осознания ситуации и самого себя. Осознание играет мощную роль в организации собственного поведения.

Человек лучше кого-либо другого знает и понимает себя, пусть и не осознает этого. Предполагается, к тому же, что в конкретной ситуации именно психотерапевт может помочь человеку осознать, «правильно понять» свои собственные чувства (гуру).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83740. Возрасты нашей жизни 84.5 KB
  Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...
83741. Образование множественного числа имён существительных в английском языке 46.91 KB
  Цели урока: Ознакомление учащихся с образованием множественного числа существительных. Активизация лексики по теме House в диалогической речи. Формирование и развитие навыков чтения и аудирования. Развитие интереса к изучению английского языка.
83742. Россия и Германия в сравнении 120 KB
  Практические: активизировать лексику по теме; совершенствовать навыки чтения, говорения; развивать умения систематизировать, обобщать полученную информацию; Образовательные: расширять страноведческий кругозор; знания по профессии...
83743. В поисках счастья (Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина) 45.5 KB
  Цели образовательные: Учить внимательно читать произведения художественной литературы; формировать умения и навыки работы с текстом; осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина; понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.
83744. Односоставные предложения в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 60.48 KB
  Честь нельзя отнять её можно лишь потерять Как вы понимаете его Какое слово является ключевым Как вы понимаете значение этого слова Давайте обратимся к электронным словарям и узнаем лексическое значение слова подберём синонимы и антонимы.
83745. Молекулярная физика и термодинамика 1.11 MB
  Задачи: закрепить основные понятия и закономерности темы умение выстраивать логические цепочки из основных законов; обобщить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам термодинамики и молекулярной физики; закрепить умение решать графические задачи по изопроцессам I закону термодинамики...
83746. За сохранение и чистоту английского языка 143 KB
  Английский язык является языком международного общения. В России английский язык завоевывает все большую популярность и по своей значимости становиться вторым языком общения после родного. Россия – огромная страна и во всех уголках ее изучают английский язык.
83747. Возможности динамических (электронных) таблиц 460 KB
  Формы организации познавательной деятельности: групповая индивидуальная Средства обучения: презентация ПК с программным обеспечением и подключенным ЖК телевизором для объяснения материала раздаточный материал для выполнения практического задания.
83748. Animals in our life 37.5 KB
  Учитель предлагает вспомнить стихотворение Моя мечта которое учащиеся учили дома наизусть. Сначала учитель прочитывает стихотворение затем по одной строчке вместе с детьми после чего каждый учащийся читает по одной строчки стихотворения по цепочке.