95289

Подход гуманистической школы

Доклад

Логика и философия

Подход гуманистической школы Предмет психологии. Объект психологии. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором параллельно получив степень бакалавра по истории.

Русский

2015-09-21

14.85 KB

0 чел.

30. Подход гуманистической школы

  1. Предмет психологии. Смысловые структуры человека, ценности, самоактуализация, свобода, потенциал личности, психическое здоровье, «Я» и т.п.
  2. Объект психологии. Взрослые люди, исторические персонажи (биографии), клиенты.
  3. Методы изучения. Интервью, опросы, житейские наблюдения. Статистические методы признаются неточными при изучении человека и чуть ли не вульгарными, так как каждый человек уникален. Хотя эксперименты у них всё же были.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Путь Роджерса к психологии был отнюдь не прямой: сначала он думал стать фермером и изучал научное земледелие, потом не на шутку увлёкся религиозной деятельностью и решил стать пастором, параллельно получив степень бакалавра по истории. Затем понял, что у пастырей и психологов общая цель – помогать обездоленным людям – и, на фоне возраставшего разочарования в религиозной пропаганде, ушёл из семинарии изучать психологию. Маслоу поначалу стал учиться истории, но не проучился и года, и пошёл на психолога. Франкл изучал медицину: неврологию и психиатрию.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Не принимают детерминизма. Человек самостоятельно детерминирует своё поведение. Декларируют гуманитарную позицию, отрицают возможность построения психологии по образцу естественной науки. Хотя много говорят о генетике и биологических факторах.

Имплицитная: гуманитарная, но не исключительно. Во многом гуманитарность была реакцией на бихевиористкий редукционизм, а эксперименты они ставили, и на физиологию обращали много внимания.

  1. Вклад в теорию. Возвращение в психологию неотъемлемых для неё понятий смысла, ценностей, осознания себя и т.п. Понятие «Я-концепции». Идея об активности личности, об имманентном ей желании реализовать себя. Изучение, в том числе экспериментальное, потребностей. Демонстрация многочисленными примерами того, что человек способен в некоторых благоприятных условиях осознать то, что каким-то образом до этого он не осознавал вовсе, но что заметно влияло на его поведение и было заметно извне.
  2. Вклад в практику. Недирективная психотерапия. Гуманистическая педагогика. Идеи о том, как человек может улучшить себе жизнь, усвоены и другими направлениями психотерапии, и культурой (в первую очередь – американской). Структура потребностей по Маслоу имеет массу практических приложений, в частности, в менеджменте и политической психологии.

Поход гуманистической школы к проблемам сознания.

А.Маслоу, Р.Мэй, Г.Олпорт, К.Роджерс, В. Франкл, Э.Фромм.

Психологи-гуманисты вернули в психологию проблемы, которые из нее активно изымались как ненаучные: поиск смысла жизни, путь личностного развития, личная ответственность.

Ключевое понятие для этого направления – самоактулизация. По Маслоу, это процесс постоянного выбора, который существует всегда. Роджерс говорит, что человек в процессе самоактуализации движется к пониманию самого себя и своего опыта, он открыт этому опыту, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, у него возрастает стремление жить настоящим, он не боится своих чувств, доверяет своему организму и всем организмом выбирает направление движения при психологической свободе двигаться куда угодно.

Я (или организм) знает, что ему нужно. Сознание может либо вести человека по этому правильному пути, либо уводить с него. В этом и заключается свобода выбора.

Что же мешает человеку сразу пойти предначертанным путем? Роджерс, сравнивая человека с вычислительной машиной, говорит о том, что у большинства людей есть недостатки, которые приводят к ошибкам в процессе вычисления наиболее экономичного способа удовлетворения потребностей. Например, включается информация, которая не относится к ситуации, или исключается информация, которая к ней относится.

Роль сознания скорее декларируется, чем внятно логически обосновывается.  С одной стороны, сознание мешает идти человеку предначертанным путем, но с другой – только через осознание этого предначертания человек может принять правильное решение.

Решение многих личных проблем зависит от осознания ситуации и самого себя. Осознание играет мощную роль в организации собственного поведения.

Человек лучше кого-либо другого знает и понимает себя, пусть и не осознает этого. Предполагается, к тому же, что в конкретной ситуации именно психотерапевт может помочь человеку осознать, «правильно понять» свои собственные чувства (гуру).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68480. МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 29.84 KB
  Источники бывают разные. Нужно различать источник дохода и источник выплаты. Если какая-то организация уплачивает кому-то доход, то эту организацию можно заставить быть налоговым агентом. Как правило, это можно в тех случаях, когда облагаются физ. лица либо иностранные лица...
68481. Общая характеристика НДФЛ 37.01 KB
  Просто в администрировании взимается автоматически с источника получения дохода с зарплаты. Для того чтобы стать налогоплательщиком России нерезиденту надо чтобы их источник дохода был прямо связан с Россией. Пассивный доход владение активами российских предприятий.
68482. НАЛОГОВАЯ СТАВКА 38.63 KB
  Если налог прогрессивный то для того чтобы посчитать налоговую базу надо все доходы сложить. Глобальная система все доходы складываются в один большой котел облагается совокупный доход за год для системы прогрессивного налогообложения где она есть...
68483. Общая характеристика налога на прибыль 34.94 KB
  Общая характеристика налога на прибыль. Общая характеристика налога на прибыль Налог на прибыль прямой федеральный личный похож на НДФЛ. В Российской империи налога на прибыль не было. В СССР налога на прибыль не было всё имущество государственное были отчисления от прибыли а не налог.
68484. Объект и база налога на прибыль 31.29 KB
  Прибылью в целях настоящей главы признается: 1 для российских организаций не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученные доходы уменьшенные на величину произведенных расходов которые определяются в соответствии с настоящей главой...
68485. Налог на прибыль 36.42 KB
  На Западе принято исходить из того, что бизнесмен себе не враг. Любые расходы можно учитывать по одному простому соображению - если компания расходует деньги не на бизнес, компания разоряется. Рынок действует лучше налоговой. Нашим компаниям побоялись свободу давать.
68486. Ставки для резидентов 31.1 KB
  Ставки налога на прибыль. Дивиденды распределение заработанной прибыли после уплаты налога. Когда налогоплательщик получает дивиденды он экономически платит налог второй раз юридически первый раз так как субъекты другие. Это сделано для того чтобы в холдингах не накручивался налог на налог.
68487. Налог на добавленную стоимость 33.57 KB
  Такая система предполагает развернутую систему вычетов, т.к. платит каждый, на каждом этапе. Устаканиться в бюджете налог должен после покупки потребителем (т.к. НДС – потребительский налог). По сути, все, что было на этапах – забегание вперед, аванс, кредитование государства.
68488. Налог на добавленную стоимость. Объект. Понятие и место реализации как объекта НДС 34.5 KB
  Любая страна, освобождает покидающий товар от НДС. Но, страна, которая принимает товар – собирает так называемый “таможенный НДС” с импортеров. Это способ уровнять зарубежные и наши товары по бремени уплаты косвенных налогов. Если кто-то ввозит товары напрямую в РФ – проблем нет. Ввез – заплатил.