95290

Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм

Доклад

Логика и философия

Единой теории психического не может существовать. Если разные теории описывают разные факты могут ли они быть одновременно верными ВМА: я монист считаю что нет. Ведь теории сегодня противоречивы. Плюрализм: все теории неверны нет ничего истинного нужно больше теорий.

Русский

2015-09-21

15.22 KB

4 чел.

32. Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм.

Три подхода к истине.

Методологический монизм. «Учёный – не носитель истины, а её искатель». Теория должна быть одна и мы сможем её построить.

Плюрализм: истина – устаревшее понятие. Чем больше разных теорий, тем лучше. Всё равно ни одна не верная. Единой теории психического не может существовать. Многие московские, томские и т.п. психологи такие. Например, профессор МГУ С.Д.Смирнов.

Пол Фейерабенд. «Всегда следует помнить, что мои риторические упражнения не выражают никаких «глубоких убеждений». Они лишь показывают, как легко рациональным образом водить людей за нос. Анархист подобен секретному агенту, который играет в разумные игры для того, чтобы подорвать авторитет самого разума (Истины, Честности, Справедливости)».
Все его тексты – жуткий пиар и поза. Опускает науку жутко. Про то, что американцы высадились на луне пишет: «кучка дебилов летит туда, куда ни один нормальный человек попасть не хочет, и на это тратятся триллионы долларов налогоплательщиков».

Либерализм. Юревич: «Истин много. Но каждая из них верна для разных ситуаций».

Отличаются и по критерий демаркации (отличие научного от ненаучного):

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Если разные теории описывают разные факты, могут ли они быть одновременно верными? ВМА: я монист, считаю, что нет. То есть как: если бы могли хорошо классифицировать факты (как в физике), то это ок. Факты не пересекаются. Один ощупывает хобот, другой ноги и т.п. Либерализм же допускает противоречие. Ведь теории сегодня противоречивы.

Плюрализм: все теории неверны, нет ничего истинного, нужно больше теорий. С чем большего количества точек зрения будем смотреть на факты (они же теоретически нагружены), тем ближе мы будем к адекватному представлению о реальности.

Либерализм: говорим о разном просто. Противоречить не должны, но по факту противоречат.

Монизм: да, сегодня нет единой теории психического.

У меня есть ощущение, что отличие либерализма от плюрализма не методологической природы, а вопрос о том, одной ли природы психическое (верно ли, что нет закона, верного для одного и неверного для другого).

Смирнов выделяет 4 методологические позиции.

  1.  «методологический нигилизм» (еще точнее было бы назвать его «методологическим пофигизмом», ибо психологам соответствующего типа попросту наплевать на методологию), обобщаемый идеей, особенно характерной, как отмечает автор, для практикующих психологов, о том, что «всякая   методологическая   рефлексия уводит от сути дела в дурную бесконечность бесплодного философствования и вербализма».
  2.  «методологический ригоризм» и «методологический монизм» — и видит ее в убежденности в том, что «должна существовать единственно "подлинно научная" методология, строгое следование которой является критерием научности», отмечая, что «на уровне конкретно-научной методологии сторонники этой позиции стремятся к построению "единой теории психического"», в то время как «современные концепции природы и сущности научного знания ... оставляют все меньше надежд на то, что построение такой теории в принципе возможно».
  3.  Третью позицию он ассоциирует с автором этих строк и вслед за ним называет методологическим либерализмом, согласно которому равно легитимны и равно адекватны все глобальные психологические подходы, прошедшие естественный отбор в истории психологической науки (стало быть, теории, подобные теории флогистона, не в счет), но надо искать «переходы», «мосты» между ними, которые и послужили бы каркасами единой системы психологического знания.
  4.  Четвертую позицию С.Д. Смирнов называет «методологическим плюрализмом», давая понять читателю, что сам он разделяет именно ее. Она состоит в том, что психологическим теориям следует признать друг друга, но не надо стремиться к «наведению мостов» между ними, оставив психологию в ее нынешнем раздробленном состоянии и признав ее полипарадигмальность в качестве неизбежной.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7003. Типология управления и выбор альтернатив 223.5 KB
  Типология управления и выбор альтернатив Настоящая тема даст ответы на следующие вопросы и поможет осваивающим менеджмент изучить типологию управления: роль типологии управления в освоении менеджмента типологический анализ менеджмента ...
7004. Стратегия в менеджменте 269 KB
  Стратегия в менеджменте В этой теме осваивающие менеджмент и интересующиеся проблемами развития фирмы могут получить ответы на следующие вопросы: понятие стратегии понятие тактики основные признаки стратегического менеджмента...
7005. Документация и делопроизводство в системе управления 224.5 KB
  Документация и делопроизводство в системе управления В настоящей теме осваивающие профессию менеджера и заинтересованные читатели получат ответы на следующие вопросы: понятийный аппарат документа обозначение реквизитов в документах требования к бл...
7006. Управление персоналом. Персонал организации и его характеристика 417.5 KB
  Управление персоналом В этой теме осваивающие менеджмент и интересующиеся проблемами управления получат ответы на следующие вопросы: характеристика персонала организации основные параметры персонала оценка эффективности использов...
7007. Результативность управления 85.5 KB
  Результативность управления Результативность управления. Качество управления. Эффективность управления. I. Для того, чтобы быть успешной организацией в течении долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффектив...
7008. Тесты по экологии с ответами 134 KB
  1. Когда был принят закон Республики Узбекистан об охране природы? а) 10 декабря 1991 г б) 8 декабря 1994 г в) 9 ноября 1993 г г) 9 декабря 1992 г. д) 12 декабря 1993 г. 2. Когда отмечается Международный день охраны окружающей среды? а) ...
7009. Исследование электрического поля между двумя электродами в полупроводящей среде 962.5 KB
  Цель: Исследовать влияние формы электродов на картину поля, при изменении характеристик среды. Расчет электрических полей с помощью ЭВМ Для расчета электрических полей используем программу ElectField. В данной программе можно использовать электроды...
7010. Определение пробивного напряжения воздушного промежутка 106.5 KB
  Тема: Определение пробивного напряжения воздушного промежутка. Цель: Получить статистические характеристики электрической прочности воздуха. Рисунок 1. Принципиальная схема. Автомат АП 2. ЛАТР Т1 3. Выпрямительный мост 4. Преобразователи высок...
7011. Определение качества кабельной изоляции по токам абсорбции 42 KB
  Тема: Определение качества кабельной изоляции по токам абсорбции Цель: Изучение приборов и методов измерения сопротивления изоляции электрооборудования выработка навыков использования приборов и методов измерений. Рисунок 1. Упрощенная схема мегомм...