95290

Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм

Доклад

Логика и философия

Единой теории психического не может существовать. Если разные теории описывают разные факты могут ли они быть одновременно верными ВМА: я монист считаю что нет. Ведь теории сегодня противоречивы. Плюрализм: все теории неверны нет ничего истинного нужно больше теорий.

Русский

2015-09-21

15.22 KB

3 чел.

32. Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм.

Три подхода к истине.

Методологический монизм. «Учёный – не носитель истины, а её искатель». Теория должна быть одна и мы сможем её построить.

Плюрализм: истина – устаревшее понятие. Чем больше разных теорий, тем лучше. Всё равно ни одна не верная. Единой теории психического не может существовать. Многие московские, томские и т.п. психологи такие. Например, профессор МГУ С.Д.Смирнов.

Пол Фейерабенд. «Всегда следует помнить, что мои риторические упражнения не выражают никаких «глубоких убеждений». Они лишь показывают, как легко рациональным образом водить людей за нос. Анархист подобен секретному агенту, который играет в разумные игры для того, чтобы подорвать авторитет самого разума (Истины, Честности, Справедливости)».
Все его тексты – жуткий пиар и поза. Опускает науку жутко. Про то, что американцы высадились на луне пишет: «кучка дебилов летит туда, куда ни один нормальный человек попасть не хочет, и на это тратятся триллионы долларов налогоплательщиков».

Либерализм. Юревич: «Истин много. Но каждая из них верна для разных ситуаций».

Отличаются и по критерий демаркации (отличие научного от ненаучного):

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Если разные теории описывают разные факты, могут ли они быть одновременно верными? ВМА: я монист, считаю, что нет. То есть как: если бы могли хорошо классифицировать факты (как в физике), то это ок. Факты не пересекаются. Один ощупывает хобот, другой ноги и т.п. Либерализм же допускает противоречие. Ведь теории сегодня противоречивы.

Плюрализм: все теории неверны, нет ничего истинного, нужно больше теорий. С чем большего количества точек зрения будем смотреть на факты (они же теоретически нагружены), тем ближе мы будем к адекватному представлению о реальности.

Либерализм: говорим о разном просто. Противоречить не должны, но по факту противоречат.

Монизм: да, сегодня нет единой теории психического.

У меня есть ощущение, что отличие либерализма от плюрализма не методологической природы, а вопрос о том, одной ли природы психическое (верно ли, что нет закона, верного для одного и неверного для другого).

Смирнов выделяет 4 методологические позиции.

  1.  «методологический нигилизм» (еще точнее было бы назвать его «методологическим пофигизмом», ибо психологам соответствующего типа попросту наплевать на методологию), обобщаемый идеей, особенно характерной, как отмечает автор, для практикующих психологов, о том, что «всякая   методологическая   рефлексия уводит от сути дела в дурную бесконечность бесплодного философствования и вербализма».
  2.  «методологический ригоризм» и «методологический монизм» — и видит ее в убежденности в том, что «должна существовать единственно "подлинно научная" методология, строгое следование которой является критерием научности», отмечая, что «на уровне конкретно-научной методологии сторонники этой позиции стремятся к построению "единой теории психического"», в то время как «современные концепции природы и сущности научного знания ... оставляют все меньше надежд на то, что построение такой теории в принципе возможно».
  3.  Третью позицию он ассоциирует с автором этих строк и вслед за ним называет методологическим либерализмом, согласно которому равно легитимны и равно адекватны все глобальные психологические подходы, прошедшие естественный отбор в истории психологической науки (стало быть, теории, подобные теории флогистона, не в счет), но надо искать «переходы», «мосты» между ними, которые и послужили бы каркасами единой системы психологического знания.
  4.  Четвертую позицию С.Д. Смирнов называет «методологическим плюрализмом», давая понять читателю, что сам он разделяет именно ее. Она состоит в том, что психологическим теориям следует признать друг друга, но не надо стремиться к «наведению мостов» между ними, оставив психологию в ее нынешнем раздробленном состоянии и признав ее полипарадигмальность в качестве неизбежной.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1843. Основы маркетинга и современная маркетинговая концепция 1.4 MB
  Основные понятия маркетинга. Маркетинговая концепция. Используемые в маркетинге термины. Уровни маркетинга. Концепции маркетинговой деятельности организаций. Управленческий маркетинг должен показать свою рентабельность. Рыночные факторы, определяющие содержание маркетинг-микса. Основные продуктивные информационные легенды, используемые при проведении исследований конкурентов.
1844. УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ 1.27 MB
  Деятельность методической службы системы повышения квалификации работников образования как педагогическая проблема. Организационно-педагогические условия повышения эффективности функционирования методической службы в структуре региональной системы повышения квалификации работников образования. Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической службы.
1845. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ 1.27 MB
  Профессиональное самосознание и проблема становления личности профессионала. Основные подходы к решению проблемы становления личности профессионала. Модель личности клинического психолога абитуриентов факультета психологии. Модель личности специалиста и особенности профессиональной составляющей самосознания студентов других специализаций. Особенности становления представлений о профессиональной идентичности клинических психологов.
1846. Особенности химического состава бариевых звезд 1.27 MB
  Сравнительный анализ наблюдательного материала, методика определения химического состава атмосфер исследуемых звезд, ошибки, обусловленные неточностью принятых значений параметров модели звездной атмосферы. Исследование умеренных бариевых звезд и нормальных красных гигантов.
1847. Мотивационный менеджмент 1.26 MB
  Сущность и содержание мотивационного менеджмента, понятие мотивации и ее необходимость в управлении. Сложность управления мотивацией, стимулы и стимулирование. Теория существования, связи и роста К. Альдерфера. Содержание работы и мотивация.
1848. CCNP SWITCH 642-813 Quick Reference 1.56 MB
  Campus Network Design. VLAN Implementation. Implementing High Availability. Campus Network Security. Wireless LANs in a Campus Network. Voice and Video in a Campus Network.
1849. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИЗОТОПИЯ ЕДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ МАЛОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА) 1.26 MB
  Гносеологическая и онтологическая сущность семантической изотопии еда. Фрагмент языковой картины мира, репрезентируемый семантической изотопией еда. Реализация семантической изотопии еда в событийном пространстве текста. Ритуализованные формы речи. Застолье, чаепитие, распивание спиртных напитков.
1850. ОБРАЗ ЖИЗНИ БРИТАНСКОЙ ЭЛИТЫ В ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 1.26 MB
  Изменение положения британской элиты в третьей четверти XIX в. Распределение социального, экономического и политического влияния в элитных группах британского общества. Трансформация ценностных ориентиров элитных групп. Досуговая культура средневикторианского высшего общества.
1851. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА 1.26 MB
  Современные научные подходы к выделению факторов риска в образовательном процессе. Педагогические подходы в выявлении негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа. Изучение взаимосвязи учебных факторов риска и состояния здоровья учащихся. Анализ результатов изучения педагогических подходов к преодолению учебных факторов риска в образовательном процессе колледжа.