95290

Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм

Доклад

Логика и философия

Единой теории психического не может существовать. Если разные теории описывают разные факты могут ли они быть одновременно верными ВМА: я монист считаю что нет. Ведь теории сегодня противоречивы. Плюрализм: все теории неверны нет ничего истинного нужно больше теорий.

Русский

2015-09-21

15.22 KB

3 чел.

32. Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм.

Три подхода к истине.

Методологический монизм. «Учёный – не носитель истины, а её искатель». Теория должна быть одна и мы сможем её построить.

Плюрализм: истина – устаревшее понятие. Чем больше разных теорий, тем лучше. Всё равно ни одна не верная. Единой теории психического не может существовать. Многие московские, томские и т.п. психологи такие. Например, профессор МГУ С.Д.Смирнов.

Пол Фейерабенд. «Всегда следует помнить, что мои риторические упражнения не выражают никаких «глубоких убеждений». Они лишь показывают, как легко рациональным образом водить людей за нос. Анархист подобен секретному агенту, который играет в разумные игры для того, чтобы подорвать авторитет самого разума (Истины, Честности, Справедливости)».
Все его тексты – жуткий пиар и поза. Опускает науку жутко. Про то, что американцы высадились на луне пишет: «кучка дебилов летит туда, куда ни один нормальный человек попасть не хочет, и на это тратятся триллионы долларов налогоплательщиков».

Либерализм. Юревич: «Истин много. Но каждая из них верна для разных ситуаций».

Отличаются и по критерий демаркации (отличие научного от ненаучного):

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Если разные теории описывают разные факты, могут ли они быть одновременно верными? ВМА: я монист, считаю, что нет. То есть как: если бы могли хорошо классифицировать факты (как в физике), то это ок. Факты не пересекаются. Один ощупывает хобот, другой ноги и т.п. Либерализм же допускает противоречие. Ведь теории сегодня противоречивы.

Плюрализм: все теории неверны, нет ничего истинного, нужно больше теорий. С чем большего количества точек зрения будем смотреть на факты (они же теоретически нагружены), тем ближе мы будем к адекватному представлению о реальности.

Либерализм: говорим о разном просто. Противоречить не должны, но по факту противоречат.

Монизм: да, сегодня нет единой теории психического.

У меня есть ощущение, что отличие либерализма от плюрализма не методологической природы, а вопрос о том, одной ли природы психическое (верно ли, что нет закона, верного для одного и неверного для другого).

Смирнов выделяет 4 методологические позиции.

  1.  «методологический нигилизм» (еще точнее было бы назвать его «методологическим пофигизмом», ибо психологам соответствующего типа попросту наплевать на методологию), обобщаемый идеей, особенно характерной, как отмечает автор, для практикующих психологов, о том, что «всякая   методологическая   рефлексия уводит от сути дела в дурную бесконечность бесплодного философствования и вербализма».
  2.  «методологический ригоризм» и «методологический монизм» — и видит ее в убежденности в том, что «должна существовать единственно "подлинно научная" методология, строгое следование которой является критерием научности», отмечая, что «на уровне конкретно-научной методологии сторонники этой позиции стремятся к построению "единой теории психического"», в то время как «современные концепции природы и сущности научного знания ... оставляют все меньше надежд на то, что построение такой теории в принципе возможно».
  3.  Третью позицию он ассоциирует с автором этих строк и вслед за ним называет методологическим либерализмом, согласно которому равно легитимны и равно адекватны все глобальные психологические подходы, прошедшие естественный отбор в истории психологической науки (стало быть, теории, подобные теории флогистона, не в счет), но надо искать «переходы», «мосты» между ними, которые и послужили бы каркасами единой системы психологического знания.
  4.  Четвертую позицию С.Д. Смирнов называет «методологическим плюрализмом», давая понять читателю, что сам он разделяет именно ее. Она состоит в том, что психологическим теориям следует признать друг друга, но не надо стремиться к «наведению мостов» между ними, оставив психологию в ее нынешнем раздробленном состоянии и признав ее полипарадигмальность в качестве неизбежной.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11900. Определение СН3СООН, СН3СООNa, NaCl в их смеси 402 KB
  Лабораторная работа №304 Определение СН3СООН СН3СООNa NaCl в их смеси Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Ионообменная хроматография метод разделения смесей основанный на распределении компонентов смеси между раствором и ионообменником...
11901. Определение аминокислот в их смеси 289 KB
  Лабораторная работа №309 Определение аминокислот в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Создание метода бумажной хроматографии в 1944 г. значительно расширило возможности разделения идентификации и количественного определен...
11902. Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси 229.5 KB
  Лабораторная работа №312 Определение арсеназо 1 и голубого декстрана в их смеси. Краткое теоретическое введение: Общая характеристика метода Гельхроматография или гельпроникающая или эксклюзионная хроматография является одним из вариантов жидкостной хромато...
11903. Балки и фермы. Главная Центроидальная Система координат 1.47 MB
  Методические указания по выполнению лабораторной работы №4 1. Балки и фермы В этой лабораторной работе рассматриваются: Идеализации Балочные элементы Система координат балки Действующая система координат балки Система координат формы...
11904. Лабораторные работы по физике 2.64 MB
  Основные правила работы в лабораториях кафедры прикладной физики 1. На каждое лабораторное занятие студенты должны приносить с собой: а лабораторный журнал тетрадь в клетку не менее 48 листов; б несколько листов миллиметровой бумаги формата А4; в клей для бумаги
11905. ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАШИНЫ АТВУДА 159.5 KB
  Лабораторная работа № 3 ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МАШИНЫ АТВУДА Цель работы: Изучение динамики поступательного движения связанной системы тел с учетом сил трения. Приборы и принадлежности: машина Атвуда смонтированная на лабораторном мод...
11906. МАЯТНИК ОБЕРБЕКА 99 KB
  Лабораторная работа №4 МАЯТНИК ОБЕРБЕКА Цель работы: изучение основного закона динамики вращательного движения определение момента инерции системы грузов. Приборы и принадлежности: лабораторный модуль ЛКМ3 со стойкой и блоком стержень с отверстиями два круглых
11907. Определение плотности твердого тела на примере цилиндра 85.5 KB
  Определение плотности твердого тела. Цель работы: познакомиться с методом обработки результатов измерений научиться пользоваться штангенциркулем и микрометром. Оборудование: цилиндр штангенциркуль микрометр...
11908. Основные правила работы в лабораториях кафедры прикладной физики 48 KB
  Основные правила работы в лабораториях кафедры прикладной физики I.На каждое лабораторное занятие студенты должны приносить ссобой: а лабораторный журнал тетрадь в клетку не менее 48 листов. бнесколько листов миллиметровой бумаги формата А4 А5. вклей для бума