95290

Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм

Доклад

Логика и философия

Единой теории психического не может существовать. Если разные теории описывают разные факты могут ли они быть одновременно верными ВМА: я монист считаю что нет. Ведь теории сегодня противоречивы. Плюрализм: все теории неверны нет ничего истинного нужно больше теорий.

Русский

2015-09-21

15.22 KB

4 чел.

32. Методологический монизм, плюрализм (анархизм) и либерализм.

Три подхода к истине.

Методологический монизм. «Учёный – не носитель истины, а её искатель». Теория должна быть одна и мы сможем её построить.

Плюрализм: истина – устаревшее понятие. Чем больше разных теорий, тем лучше. Всё равно ни одна не верная. Единой теории психического не может существовать. Многие московские, томские и т.п. психологи такие. Например, профессор МГУ С.Д.Смирнов.

Пол Фейерабенд. «Всегда следует помнить, что мои риторические упражнения не выражают никаких «глубоких убеждений». Они лишь показывают, как легко рациональным образом водить людей за нос. Анархист подобен секретному агенту, который играет в разумные игры для того, чтобы подорвать авторитет самого разума (Истины, Честности, Справедливости)».
Все его тексты – жуткий пиар и поза. Опускает науку жутко. Про то, что американцы высадились на луне пишет: «кучка дебилов летит туда, куда ни один нормальный человек попасть не хочет, и на это тратятся триллионы долларов налогоплательщиков».

Либерализм. Юревич: «Истин много. Но каждая из них верна для разных ситуаций».

Отличаются и по критерий демаркации (отличие научного от ненаучного):

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Если разные теории описывают разные факты, могут ли они быть одновременно верными? ВМА: я монист, считаю, что нет. То есть как: если бы могли хорошо классифицировать факты (как в физике), то это ок. Факты не пересекаются. Один ощупывает хобот, другой ноги и т.п. Либерализм же допускает противоречие. Ведь теории сегодня противоречивы.

Плюрализм: все теории неверны, нет ничего истинного, нужно больше теорий. С чем большего количества точек зрения будем смотреть на факты (они же теоретически нагружены), тем ближе мы будем к адекватному представлению о реальности.

Либерализм: говорим о разном просто. Противоречить не должны, но по факту противоречат.

Монизм: да, сегодня нет единой теории психического.

У меня есть ощущение, что отличие либерализма от плюрализма не методологической природы, а вопрос о том, одной ли природы психическое (верно ли, что нет закона, верного для одного и неверного для другого).

Смирнов выделяет 4 методологические позиции.

  1.  «методологический нигилизм» (еще точнее было бы назвать его «методологическим пофигизмом», ибо психологам соответствующего типа попросту наплевать на методологию), обобщаемый идеей, особенно характерной, как отмечает автор, для практикующих психологов, о том, что «всякая   методологическая   рефлексия уводит от сути дела в дурную бесконечность бесплодного философствования и вербализма».
  2.  «методологический ригоризм» и «методологический монизм» — и видит ее в убежденности в том, что «должна существовать единственно "подлинно научная" методология, строгое следование которой является критерием научности», отмечая, что «на уровне конкретно-научной методологии сторонники этой позиции стремятся к построению "единой теории психического"», в то время как «современные концепции природы и сущности научного знания ... оставляют все меньше надежд на то, что построение такой теории в принципе возможно».
  3.  Третью позицию он ассоциирует с автором этих строк и вслед за ним называет методологическим либерализмом, согласно которому равно легитимны и равно адекватны все глобальные психологические подходы, прошедшие естественный отбор в истории психологической науки (стало быть, теории, подобные теории флогистона, не в счет), но надо искать «переходы», «мосты» между ними, которые и послужили бы каркасами единой системы психологического знания.
  4.  Четвертую позицию С.Д. Смирнов называет «методологическим плюрализмом», давая понять читателю, что сам он разделяет именно ее. Она состоит в том, что психологическим теориям следует признать друг друга, но не надо стремиться к «наведению мостов» между ними, оставив психологию в ее нынешнем раздробленном состоянии и признав ее полипарадигмальность в качестве неизбежной.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65021. Посмертный титул Бату-хана 28.5 KB
  Однако современники Бату никогда не использовали этот титул. Он не встречается в трудах Джувейни и Джузджани, Киракоса Гандзакеци и Вардана Аравелци или в сочинениях западных авторов — Иоанна де Плано Карпини, Симона де Сен-Кантена и Вильгельма де Рубрука.
65022. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты 157.5 KB
  Мужской союз дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты Употребляя в заглавии данной работы термин мужской союз автор невольно вынужден значительную ее часть посвятить доказательству тезиса о существовании организаций...
65023. ТУРАНСКАЯ СИБИРЬ 76.5 KB
  История Сибири писалась прямо скажем весьма странным образом. Самая заметная странность это начало истории Сибири с тех пор как русские о ней услышали. В 1032 году новгородцы как записано в €œПовести временных лет впервые проникли в устье Оби и с этих пор в русской историографии отсчитывается история Сибири.
65024. Амир Темур и монета Термеза 761 год 53 KB
  Период распада чагатаидского улуса почти не нашел своего отражения в дошедших до нас письменных источниках поэтому монеты нередко становятся главным а иногда единственным тому свидетельством. Особый интерес представляют две различные медные посеребренные монеты чеканенные в Термезе в 761 г.
65025. Касимов: ханы, гробницы, ученые 90 KB
  Юбилей любого города - скорее повод к празднику, чем источник для познания истории. Свидетельство летописей об основании Городца Мещерского Юрием Долгоруким в 1152 году, хоть и названо специалистами...
65027. О локализации золотоордынского города Керман 42.5 KB
  В науке утвердилось мнение о существовании в золотоордынское время города Керман располагавшегося якобы возле деревни Альменьево в нынешней Чувашии который недолгое время чеканил собственную монету. Об этом кладе известно следующее...
65029. К вопросу о генеалогии ханов Золотой Орды в период «Великой Замятни» 249 KB
  Доминантным в комплексе кризисных явлений являлся династический кризис связанный со смертью Бердибека последнего потомка Батухана. После смерти Бердибека теоретически отныне легитимным мог считаться любой правитель нёсший в себе кровь 4 старших сыновей Чингизхана.