95293

Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

Доклад

Логика и философия

Отличие научного познания от иных видов познания критерий демаркации - Козлов плюрализм: полное равенство всех школ и их представителей подтекст: научное знание не отличается от ненаучного; - Юревич либерализм: нет когнитивных критериев демаркации есть только социальные наличие диплома звания и пр.

Русский

2015-09-21

14.04 KB

2 чел.

12. Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Считаем определение ВМА наиболее адекватным. Дальше исходим из него.

Научное знание отличается от ненаучного знания тем, что оно обосновано по правилам, не зависящим от применяющего эти правила ученого.  Эти правила называются методологическими принципами, или методологическими регулятивами.  

Позитивисты считают: результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным. Бихевиоризм: психика и сознание – ненаучно.

Мах: научное знание – которое подтверждается в опыте, верифицируется. Научная теория суммирует опыт, удобное приспособление к фактам. Полани критикует: тогда и телефонный справочник подпадает под определение науки.

Часто говорят о субъективном критерии. Но это мистический путь. В науке же наоборот: только нормативные критерии необходимы и достаточны для оценки истинности знания. Умение правильно (т.е. по правилам) обосновывать свои высказывания – главное профессиональное требование в науке. Ученого никогда не обвинят в том, что он не совершил открытия (это понятно: даже очень титулованных ученых на порядок больше, чем научных открытий). Но ему не простят, если он некорректно обосновал выдвинутые им идеи.

Научное знание – это знание, полученное каким угодно путем (хоть мистическим откровением), но затем обоснованное по принятым в науке правилам.

Стратегии проверки

Существуют две стратегии проверки:

  1. Верифицируемость (поиск подтверждений собственной гипотезы)
  2. Фальсифицируемость (поиск возможных опровержений)

Вторая стратегия предпочтительнее.

Поппер: теорию можно подтвердить всегда. Большую ценность имеет опровержение.

Считал, что если теория нефальсифицируема, то она ненаучна: это либо философия, либо религия.

Асимметрия подтверждения и опровержения:

Ни одно всеобщее высказывание нельзя доказать опытным путем, ибо нельзя рассмотреть все явления, которые уже были, есть сейчас и будут в будущем.

Однако всеобщее высказывание в опыте можно опровергнуть.

Научная теория должна допускать опровержение путём опыта. Предпочтительнее те гипотезы, которые рискованнее, т.е. которые имеют большее число потенциальных фальсификаторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1539. Розробка теплової схеми установки 115 KB
  Допоміжна котельна та опріснювальна установки. Вибір кількості та типів генераторів та приводів. Розробка теплової схеми установки. Вибір і обґрунтування параметрів робочого тіла. Розрахунок теплової схеми на режимі повного ходу.
1540. Философские знания. Общее и отличное философского и религиозного мировоззрения 138 KB
  Общее и отличное философского и религиозного мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Феномен ремифологизации. Функции философии. Онтология. Проблема бытия в истории философской мысли. Категория времени в философии. Свойства времени. Психоанализ о бессознательном. Фрейд о структуре человеческой психики.
1541. Анализ работы мастера в технологическом цеху 181.74 KB
  Права и обязанности мастера, технолога цеха, контрольного мастера. Описание конструкции сварного узла и его назначение, техническая характеристика, основной материал, его характеристика. Методы технического контроля дефекты и причины их возникновения. Применяемые сборочно-сварочные приспособления, описание конструкции и принципа работы. Сварочные материалы их характеристика и режимы сварки.
1542. Общая психология и ее классификация 182.5 KB
  Понятие о восприятии. Виды восприятия. Индивидуальные особенности памяти людей. Способы синтезирования, обеспечивающие возникновение образов и фантазий. Мыслительные операции. Формирование и развитие личности. Речь как общественно-исторический феномен. Темперамент: определение, концепции, типы.
1543. Затраты на обслуживание и ремонта плат форм-фактора ATX 209 KB
  Характеристика организации и анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия. Расчет основных показателей деятельности предприятия. Краткое описание технологии обслуживания и ремонта материнской платы. Расчет материальных затрат и заработной платы.
1544. Экономические концепции. Предшественники: меркантилисты и физиократы 104 KB
  Предшественники: меркантилисты и физиократы. Экономическое учение А. Смита (1723 – 1790). К. Маркс как исследователь. Основы маржинализма. Дж. М. Кейнс. Возникновение кейнсианства. Монетаристы и неоклассики.
1545. Строительство вертикальных стволов 184.5 KB
  Определение нагрузок на крепь вертикального ствола. Расчетное сопротивление горных пород сжатию. Коэффициент влияния угла залегания породы. Выбор взрывчатых материалов. Расчет количества воздуха по наибольшей численности людей. Расход воздуха по минимальной скорости движения в призабойном пространстве. Фазы проведения ствола при совмещенной технологической схеме.
1546. Безопасность и экологичность строительного проекта 56.9 KB
  Мероприятия по охране окружающей среды при строительстве жилого дома. Мероприятия по исключению чрезвычайных ситуаций при возведении 9-ти этажного жилого дома. Возможные причины аварий, чрезвычайных ситуаций при строительстве объекта. Мероприятия по исключению чрезвычайных ситуаций при строительстве 9-ти этажного жилого дома.
1547. Моделирование программного обеспечения 100.15 KB
  Создание контекстной диаграммы (используя IDEF0). Выполнение процесса декомпозиции модели по результатам разработки контекстной диаграммы. Создание диаграммы вариантов использования и описание потоков. Построение диаграммы вариантов использования.