95293

Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

Доклад

Логика и философия

Отличие научного познания от иных видов познания критерий демаркации - Козлов плюрализм: полное равенство всех школ и их представителей подтекст: научное знание не отличается от ненаучного; - Юревич либерализм: нет когнитивных критериев демаркации есть только социальные наличие диплома звания и пр.

Русский

2015-09-21

14.04 KB

2 чел.

12. Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Считаем определение ВМА наиболее адекватным. Дальше исходим из него.

Научное знание отличается от ненаучного знания тем, что оно обосновано по правилам, не зависящим от применяющего эти правила ученого.  Эти правила называются методологическими принципами, или методологическими регулятивами.  

Позитивисты считают: результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным. Бихевиоризм: психика и сознание – ненаучно.

Мах: научное знание – которое подтверждается в опыте, верифицируется. Научная теория суммирует опыт, удобное приспособление к фактам. Полани критикует: тогда и телефонный справочник подпадает под определение науки.

Часто говорят о субъективном критерии. Но это мистический путь. В науке же наоборот: только нормативные критерии необходимы и достаточны для оценки истинности знания. Умение правильно (т.е. по правилам) обосновывать свои высказывания – главное профессиональное требование в науке. Ученого никогда не обвинят в том, что он не совершил открытия (это понятно: даже очень титулованных ученых на порядок больше, чем научных открытий). Но ему не простят, если он некорректно обосновал выдвинутые им идеи.

Научное знание – это знание, полученное каким угодно путем (хоть мистическим откровением), но затем обоснованное по принятым в науке правилам.

Стратегии проверки

Существуют две стратегии проверки:

  1. Верифицируемость (поиск подтверждений собственной гипотезы)
  2. Фальсифицируемость (поиск возможных опровержений)

Вторая стратегия предпочтительнее.

Поппер: теорию можно подтвердить всегда. Большую ценность имеет опровержение.

Считал, что если теория нефальсифицируема, то она ненаучна: это либо философия, либо религия.

Асимметрия подтверждения и опровержения:

Ни одно всеобщее высказывание нельзя доказать опытным путем, ибо нельзя рассмотреть все явления, которые уже были, есть сейчас и будут в будущем.

Однако всеобщее высказывание в опыте можно опровергнуть.

Научная теория должна допускать опровержение путём опыта. Предпочтительнее те гипотезы, которые рискованнее, т.е. которые имеют большее число потенциальных фальсификаторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49919. Разработка инструментальной среды для проектирования и выполнения нейропроектов 509 KB
  В течение последних 10 лет искусственные нейронные сети получили широкое распространение в качестве инструмента для решения различных задач анализа данных и распознавания образов. Разработать универсальный инструментарий при помощи которого можно создавать различные нейропроекты приложения использующие нейронные сети как универсальные так и специализированные. Модули для работы сетями включают в себя модуль для работы со структурой сети модули реализующие различные алгоритмы обучения а также модули содержащие...
49920. Кинематическое исследование грейферного механизма 4.76 MB
  В левом верхнем углу чертежного листа в масштабе 10:1 вычерчена кинематическая схема грейферного механизма в 12-ти положениях. Для этого один полный оборот ведущего звена 1 разбит на 12 частей по , где за нулевое положение принята точка, совпадающая с осью Y. Направление вращения ведущего звена выбрали так, чтобы перемещение пленки зубом грейфера обеспечивалось сверху вниз.
49921. Повышение эффективности системы подготовки и переподготовки государственных служащих в Республике Башкортостан 305 KB
  Образовавшийся дефицит компетентных кадров выдвинул на первый план проблему создания корпуса государственных и муниципальных служащих обладающих современными научными знаниями в области государственного и муниципального управления и профессионально подготовленных к осуществлению функций государства и местного самоуправления в своей практической деятельности. Решение столь сложной задачи невозможно без эффективной системы подготовки переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Функционирование системы...
49926. Электроснабжение жилого района города 19.28 MB
  Все здания, представленные на плане застройке, являются жилыми. Общественные здания располагаются на первых этажах зданий (соответственно, первый этаж нежилой). Во всех корпусах предусмотрена подземная парковка на 100 машин мест.