95293

Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

Доклад

Логика и философия

Отличие научного познания от иных видов познания критерий демаркации - Козлов плюрализм: полное равенство всех школ и их представителей подтекст: научное знание не отличается от ненаучного; - Юревич либерализм: нет когнитивных критериев демаркации есть только социальные наличие диплома звания и пр.

Русский

2015-09-21

14.04 KB

2 чел.

12. Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Считаем определение ВМА наиболее адекватным. Дальше исходим из него.

Научное знание отличается от ненаучного знания тем, что оно обосновано по правилам, не зависящим от применяющего эти правила ученого.  Эти правила называются методологическими принципами, или методологическими регулятивами.  

Позитивисты считают: результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным. Бихевиоризм: психика и сознание – ненаучно.

Мах: научное знание – которое подтверждается в опыте, верифицируется. Научная теория суммирует опыт, удобное приспособление к фактам. Полани критикует: тогда и телефонный справочник подпадает под определение науки.

Часто говорят о субъективном критерии. Но это мистический путь. В науке же наоборот: только нормативные критерии необходимы и достаточны для оценки истинности знания. Умение правильно (т.е. по правилам) обосновывать свои высказывания – главное профессиональное требование в науке. Ученого никогда не обвинят в том, что он не совершил открытия (это понятно: даже очень титулованных ученых на порядок больше, чем научных открытий). Но ему не простят, если он некорректно обосновал выдвинутые им идеи.

Научное знание – это знание, полученное каким угодно путем (хоть мистическим откровением), но затем обоснованное по принятым в науке правилам.

Стратегии проверки

Существуют две стратегии проверки:

  1. Верифицируемость (поиск подтверждений собственной гипотезы)
  2. Фальсифицируемость (поиск возможных опровержений)

Вторая стратегия предпочтительнее.

Поппер: теорию можно подтвердить всегда. Большую ценность имеет опровержение.

Считал, что если теория нефальсифицируема, то она ненаучна: это либо философия, либо религия.

Асимметрия подтверждения и опровержения:

Ни одно всеобщее высказывание нельзя доказать опытным путем, ибо нельзя рассмотреть все явления, которые уже были, есть сейчас и будут в будущем.

Однако всеобщее высказывание в опыте можно опровергнуть.

Научная теория должна допускать опровержение путём опыта. Предпочтительнее те гипотезы, которые рискованнее, т.е. которые имеют большее число потенциальных фальсификаторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47723. Учебно-методический комплекс. Культурология 345.5 KB
  Для изучения дисциплины необходимы компетенции сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе дисциплинОбществознание и Мировая художественная культура. 6 Культура в соврем.1 Культура и цивилизация . Что такое культура ...
47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.
47729. Step up. Иностранный язык (английский). Учебно-методическое пособие 902 KB
  Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения английскому языку студентов 1 курса естественнонаучных специальностей и направлений. Пособие ориентировано на студентов, не изучавших английский язык ранее. Основная цель пособия – формирование базовых грамматических и речевых навыков.
47730. Snapshots of english-speaking countries. Учебно-методическое пособие 714 KB
  Most of these countries are former British territories. Even more widely English is studied and used as a foreign language. Half of the world’s scientific literature is in English. It is the language of automation and computer technology, the major language of diplomacy and bussines