95293

Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

Доклад

Логика и философия

Отличие научного познания от иных видов познания критерий демаркации - Козлов плюрализм: полное равенство всех школ и их представителей подтекст: научное знание не отличается от ненаучного; - Юревич либерализм: нет когнитивных критериев демаркации есть только социальные наличие диплома звания и пр.

Русский

2015-09-21

14.04 KB

2 чел.

12. Отличие научного познания от иных видов познания (критерий демаркации)

- Козлов (плюрализм): полное равенство всех школ и их представителей (подтекст: научное знание не отличается от ненаучного);

- Юревич (либерализм): нет когнитивных критериев демаркации, есть только социальные (наличие диплома, звания и пр.);

- Аллахвердов (монизм): деятельность научна, если она соответствует методологическим принципам.

Считаем определение ВМА наиболее адекватным. Дальше исходим из него.

Научное знание отличается от ненаучного знания тем, что оно обосновано по правилам, не зависящим от применяющего эти правила ученого.  Эти правила называются методологическими принципами, или методологическими регулятивами.  

Позитивисты считают: результат научного поиска будет достоверен, только если он строго опирается на факты. То, что нельзя наблюдать и измерять, не является научным. Бихевиоризм: психика и сознание – ненаучно.

Мах: научное знание – которое подтверждается в опыте, верифицируется. Научная теория суммирует опыт, удобное приспособление к фактам. Полани критикует: тогда и телефонный справочник подпадает под определение науки.

Часто говорят о субъективном критерии. Но это мистический путь. В науке же наоборот: только нормативные критерии необходимы и достаточны для оценки истинности знания. Умение правильно (т.е. по правилам) обосновывать свои высказывания – главное профессиональное требование в науке. Ученого никогда не обвинят в том, что он не совершил открытия (это понятно: даже очень титулованных ученых на порядок больше, чем научных открытий). Но ему не простят, если он некорректно обосновал выдвинутые им идеи.

Научное знание – это знание, полученное каким угодно путем (хоть мистическим откровением), но затем обоснованное по принятым в науке правилам.

Стратегии проверки

Существуют две стратегии проверки:

  1. Верифицируемость (поиск подтверждений собственной гипотезы)
  2. Фальсифицируемость (поиск возможных опровержений)

Вторая стратегия предпочтительнее.

Поппер: теорию можно подтвердить всегда. Большую ценность имеет опровержение.

Считал, что если теория нефальсифицируема, то она ненаучна: это либо философия, либо религия.

Асимметрия подтверждения и опровержения:

Ни одно всеобщее высказывание нельзя доказать опытным путем, ибо нельзя рассмотреть все явления, которые уже были, есть сейчас и будут в будущем.

Однако всеобщее высказывание в опыте можно опровергнуть.

Научная теория должна допускать опровержение путём опыта. Предпочтительнее те гипотезы, которые рискованнее, т.е. которые имеют большее число потенциальных фальсификаторов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59261. Малі олімпійські ігри 43.5 KB
  Ознайомити дітей з історією Олімпійських ігор; З культурою і традиціями Стародавньої Греції символікою Олімпійських ігор прапор факел; Поглибити знання дітей про видатних спортсменів України; Розвивати інтерес до пізнання історії спорту нашої країни...
59262. ПІСНЯ – ДУША НАРОДУ 55.5 KB
  Яке диво дивне народна пісня Яку владну силу таїть вона в собі Минають віки змінюються суспільні устрої потрясають світ нищівні війни і голодомори на зміну одним поколінням приходять інші у кожного свої смаки свої уподобання.
59263. Разработка внутрифирменных практик ускоренного развития Менеджеров отделений страховой компании «АЛИКО» в интересах лидерства в темпах роста 3.33 MB
  Значение страхования жизни для экономики Российской Федерации остается пока минимальным в связи с небольшим объемом рынка по страхованию жизни. Доля премий по страхованию жизни в ВВП по-прежнему снижается
59264. Сценарій спортивного вечора у початковій школі 32.5 KB
  Вчитель. Змагання буде проводити вчитель фізвиховання судитимуть змагання. Вчитель фізкультури. Вчитель фізкультури.
59265. Інсценізація за мотивами української народної казки Украдене щастя (Естрадна казка) 42.5 KB
  Відбувається на хуторі, біля ґрунтової дороги, неподалік від хати Газди. На дорозі через весь шлях велика холобина, де завжди грузнуть коні і вози, просто навпроти хати Газди.
59266. Розцвіла верба – прийшла справжня весна 30 KB
  Ми чекаємо коли весна прижене холод устелить землю травичкою уквітчає квітами а пташки наповнять ліс веселими співами. Весела гарна кучерява маленька дівчинка Весна Біжить сміється сіє трави І пісня ллється голосна.
59267. Сценарій проведення спортивного свята 35 KB
  Дорога класна родино гості Сьогодні як і щорічно ми зібралися на наше улюблене фізкультурнохудожнє свято щоб позмагатись у силі спритності і просто відпочити. Вчитель фізкультури: Учасники змагань слухайте мою команду.
59268. A HAPPY NEW YEAR 49.5 KB
  Another popular way of celebrating the New Year is to go to a New Year’s dance. Most hotels and dance halls hold a special dance on New Year’s Eve. The hall is decorated, there are several different bands and the atmosphere is very gay.
59269. У гості до колобка 25.5 KB
  Вчити фіксувати характерні особливості персонажів: Колобок круглий він котиться Ведмедик клишоногий перевальцем ходить Лисичка руденька хитра; долати перешкоди: купи хмизу горбочки та пеньки у лісі.