95294

Законы психологии. Пример естественнонаучного анализа

Доклад

Психология и эзотерика

Мышление первобытных людей. Представление о ничем не обоснованной случайности почти не встречается в истории мысли до ХХ века. Лейбниц формулирует «великое начало разумности»: ничто не совершается без причины или достаточного основания. Отказ от детерминизма парализует науку.

Русский

2015-09-21

34.83 KB

2 чел.

10. Законы психологии. Пример естественнонаучного анализа.

Законы. Суть и экспериментатика.

Закон Юма

Стр.290

Формулировка: случайные события должны всегда оправдываться в сознании человека неслучайными причинами.

Юм: философ, середина 18 века. «Необходимость… есть качество, присущее не действующей причине, а мыслящему существу; необходимость эта состоит исключительно в принуждении его мышления».

Экспериментатика и другие доказательства:

  1.  Мышление первобытных людей.
  2.  Представление о ничем не обоснованной случайности почти не встречается в истории мысли до ХХ века. Лейбниц формулирует «великое начало разумности»: ничто не совершается без причины или достаточного основания. Отказ от детерминизма парализует науку.
  3.  Все игроки верят, что после многократного выпадения «красного» вероятность «чёрного» возрастает.
  4.  Эксперимент с тем, когда билет сам тянешь и когда за тебя вытянули (9 и 2 доллара хотят за билет соответственно).
  5.  Просят угадывать следующий двоичный знак. Не верят в случайность, говорят, что угадали закономерность, но «экспериментатор тут же её поменял». Некоторые обвиняют в том, что экспериментатор намеренно меняет последовательность, чтобы ввести их в заблуждение, и категорически не рассматривали идею случайной последовательности (например, когда К с вероятностью 0,7 и Р с вероятностью 0,3).
  6.  Сознание вносит закономерность в любое предъявленное изображение: законы гештальта (хорошая форма).
  7.  «Суеверия» у голубей Скиннера, если их случайно подкреплять.

Закон Фрейда-Фестингера

Стр.319

Формулировка: Механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить её с поверхности сознания.

Суть: Если информация противоречива, она заведомо не соответствует сделанным догадкам. А мы стремимся сохранить свои непротиворечивые догадки. Сглаживание противоречивости происходит без осознания самого факта его наличия.

Экспериментатика:

  1.  Студенты-физики («на подъёмах движение реки замедлялось»), просят найти грамматические ошибки. Пересказ – сглаживают противоречия.
  2.  Мцыри.
  3.  Сглаживание когнитивного диссонанса: кузнечики «повкуснели» у тех, с кем говорил неприятный лектор; соврать о том, что работа была приятная (один или двадцать долларов).
  4.  На короткое время показывают на один глаз одно изображение, на второй – другое. Типичное для американской культуры (блондинка, бейсбол) и для мексиканской (бой быков, брюнетка). Большинство осознаёт одно изображение – типичное для собственной культуры.

Закон разрыва шаблона

Стр.329

Формулировка: Неожиданная смена контекста вызывает эмоциональный шок и сбой в поведении до тех пор, пока в результате работы защитного пояса сознания не произойдёт переинтерпретация ситуации, не будет найден новый контекст (извлечённая на поверхность другая часть базового содержания сознания), с точки зрения которого и будет далее рассматриваться эта ситуация.

Экспериментатика:

  1.  Бейвелас ставит такой эксперимент: доска с кнопками, просим найти правильный способ нажатия кнопок. Правильность подкрепляется звонком. Появляется суеверное поведение. А потом приходим и говорим, что никакой связи нет. Испытуемый потрясён и не верит. Сохраняет веру в ничем не обоснованную теорию до тех пор, пока не переструктурирует ситуацию и не поймёт, что эксперимент посвящён как раз изучению реакции на нарушение ожиданий.
  2.  НЛП. Прерванное рукопожатие, на 10 секунд человек оказывается без программы действий и легко поддаётся разнообразным внушениям экспериментатора.
  3.  Постгипнотическое внушение: растерянность и удивление продолжаются до тех пор, пока испытуемый не найдёт объяснения (пусть ложного) собственному поведению.
  4.  Привыкаешь к перевёрнутым изображениям на сетчатке за 30 дней совсем, перестаёшь думать об этом. Сначала всё воспринимается инвертированным.
  5.  Тюремный эксперимент Зимбардо: ситуация крайней ролевой неопределённости вынудила взять на себя лично отвратительные, но знакомые по книгам и фильмам (а потому определённые) роли.

Закон Узнадзе

Стр.338

Комментарий: Закономерность в стимульном материале => готовность, установка реагировать на стимулы в соответствии с ожиданиями, основанными на закономерности. Нарушаешь закономерность – испытуемому уже не отделаться созданием иной интерпретации, необходимо вначале отказаться от найденной закономерности.

Формулировка: Нарушение ситуативной закономерности ведёт к разрушению привычных схем поведения, к затруднениям в принятии самых простых решений, вызывает сбой в поведении и хаотические попытки избавиться от навязанной ситуацией закономерности.

Экспериментатика:

  1.  Голодная собака отворачивается от мяса (Анохин).
  2.  Типичный методический приём школы Узнадзе: даём несколько раз неравные стимулы, правый больше левого. Затем два равных. Только 1% воспринимает как равные (редко – до 15%), а без установочных опытов почти всеми воспринимаются как равные. Хаотические скачки в восприятии стимулов.
  3.  Задачи с сосудами. Везде формула X=b-a-2c. Шестое и седьмое можно так, а можно по формуле X=a+-c. А восьмое – только по формуле X=a-c. 64% не справляются с решением восьмой задачи!!!!!!!!! Против 5% из контрольной группы. Вот оно, внезапное изменение уже найденной закономерности.
  4.  Двоичная последовательность, частый знак (0,8) и редкий (0,2). После 10 предъявлений редкий повторяется 25 раз подряд. Те, кто считали, что играют в рулетку, начинали его и предсказывать, переинтерпретировав контекст: с прибором неполадки. Те, кто считали, что играют с экспериментатором, вели себя более хаотично, ведь он может произвольно менять закономерность, в отличие от физического объекта.

Обобщённый закон Хика

Стр.346

Формулировка: чем менее вероятен предъявленный стимул или требуемая реакция, тем больше времени над этой ситуацией работает сознание.

Это является обобщением закона Хика: при равной частоте появления сигналов, на которые испытуемый должен отвечать двигательной реакцией, время реакции прямо пропорционально логарифму числа сигналов (стимулов), используемых в эксперименте.

Суть: Ключ к решению познавательных головоломок в детерминированной среде – в объяснении причин появления редких и неожиданных стимулов. Павлов назвал ориентировочным рефлексом.

Экспериментатика:

  1.  Четвёрка стимулов – случайная последовательность из 1, 2, 3, 4. Реакция на первый стимул в четвёрке самая длинная, потом быстрее и быстрее.
  2.  Научение в скорости реакции происходит и после более 45 тыс.проб. Чем меньше изменяется стимул, тем заметнее. Значит, существенную роль в уменьшении времени реакции *опечатка на 348 странице!* играет уменьшение информативности стимулов.
  3.  Дошкольники дольше рассматривают новые изображения и игрушки.
  4.   Время узнавания слов сокращается, если заранее сообщить, к какой категории (мебель, животные) относятся эти слова.
  5.  Время, необходимое для узнавания редких слов, больше (тахистоскопически).
  6.  Неожиданный стимул в ряду запоминается куда лучше (потом воспроизводится значительно чаще) – например, цифра в ряду букв, длинное слово в ряду коротких.
  7.  По жизни лучше запоминаются необычные события, а не рутинные.

Время работы сознания зависит от возможности заранее подготовиться к ответам на сигналы:

  1.  Время двигательной реакции увеличивается, если больше альтернатив ответов, если соврать, что стимулов может быть больше, чем их будет на самом деле.
  2.  Чем стандартнее ответ-ассоциация на слово, тем быстрее он даётся.
  3.  Время словесного называния стимула тем меньше, чем стандартнее название выберет испытуемый.

Закон Джеймса

Стр.358

Формулировка: Осознаваться может только такая информация, которая изменяется либо объективно, либо субъективно. Сохранение осознаваемого обеспечивается только путём его изменения. Всё неизменное исчезает из сознания, или же происходит изменение данного сознанию представления об этом неизменном.

Комментарии: мы не осознаём базовое содержание сознание, пока оно не изменится. А разве как-то меняется номер телефона, который я вытащила из базового содержания сознания? Видимо, меняется его контекст, ведь пока мне не потребуется номер, то у меня он не всплывёт, в общем-то, то есть знание этого номера является неизменной информацией.

Экспериментатика:

  1.  Стабилизированное на сетчатке изображение.
  2.  Одежда, часы, постоянный шум перестают осознаваться очень скоро.
  3.  Феномен семантической сатиации.
  4.  Автоматизированные навыки не удерживаются в сознании (не надо задумываться, как ты играешь на музыкальном инструменте или печатаешь).
  5.  Кратковременная память несовершенна настолько, что диву даёшься. Не соответствует ощущению от того, сколько помнишь (кинула тряпкой ).
  6.  «Эффект психического пресыщения»: не может долго чертить одинаковые чёрточки, кружочки – начинает вносить изменения.
  7.  Субъективное изменение – обычно это усложнение – упрощает запоминание.

Закон отождествления Ланге

Стр.403

Формулировка: Вначале осознаётся нечто, отождествлённое с точностью до самых слабых критериев соответствия, а затем образ уточняется путём последовательного ужесточения этих критериев.

Суть: Работа сознания направлена прежде всего на подтверждение своих ожиданий. Поэтому всё начинается с отождествления этих ожиданий действительности. Сознание начинает свою работу с настолько слабых требований к точности соответствия, чтобы можно было любое ожидание отождествить со всем, чем угодно.

Экспериментатика:

  1.  Веккер: первая стадия – аморфной и вариативной структуры.
  2.  Чем короче время предъявления наклонной линии, тем чаще и расплывчатее то, что человек видит.
  3.  Очень короткие длительности звука – слышит треск или щелчок.
  4.  Дети: сверхгенерализация значений слов, «мяч» может обозначать любой круглый предмет.
  5.  Угадывание начинается с более общих гипотез.
  6.  Сознание отождествляет схожие предметы. Например, Уотсон выучил Альберта бояться белую крысу, страх распространился на все предметы с белым мехом, включая Санта-Клауса.
  7.  Генерализованная реакция (бьют током на какое-то слово) есть на слова, похожие по смысл, а не по звучанию.

Закон классификации

Стр.413

Формулировка: Любой конкретный стимул (объект) всегда появляется в поверхностном содержании сознания лишь в качестве члена некоего класса стимулов (объектов), при этом класс не может состоять только из одного члена.

Комментарий: Веккер говорит об этом в контексте восприятия и называет феноменом обобщённости – то, что мы всегда осознаём что-то в качестве представителя класса.

Суть: к этому приводит работа сознания по отождествлению.

Экспериментатика:

  1.  Павлов: разные стимулы могут вызывать одинаковую реакцию, любой раздражитель может вызывать всевозможные действия.
  2.  Константность восприятия: на сетчатке глаза размер меняется очень сильно, а в осознании размер предмета неизменен. Сбоку колесо выглядит эллипсом, а кажется всё равно круглым.
  3.  Поезд СПб-Москва, отходящий в 20-45, воспринимается как одно явление, хотя это могут быть разные поезда (вагоны, паровоз, бригада).

Закон Витгенштейна-Рош

Стр.420

Формулировка: среди членов класса обычно удаётся найти наиболее типичные члены.

Экспериментатика:

  1.  Оценивать по 7бальной шкале, насколько хорошо соответствуют некоторому классу различные его представители. Для животных по убыванию репрезентативности: волк-человек-пингвин. Инструменты: пилы и молотки. Прототипы.
  2.  Время реакции на утверждения в духе: «цыплёнок – это птица». Более типичные – быстрее.
  3.  Цветовые прототипы, они имеют обычно более короткие названия в языке и быстрее всего идентифицируются.
  4.  Мой брат – более типичный для меня представитель класса братов, чем я сам.
  5.  Просим первую слово, пришедшее на ум (ассоциацию) – есть наиболее типичные.

Обобщение лингвистического закона и закона классификации

Стр.427

Формулировка: В базовом содержании сознания любой знак – омоним, то есть может быть отнесён к разным классам в поверхностном содержании сознания, но при отнесении к какому-то классу он становится синонимом, так как всегда существуют другие знаки, отнесённые к этому же классу.

Комментарий: лингвистический закон: Все лингвистические знаки в потенции являются синонимами и омонимами одновременно.

Экспериментатика:

  1.  Одно и то же лицо воспринимается как злое, если говорим, что это убийца, как умное, если говорим, что это великий физик, как доброе, если спасатель, как туповатое, если говорим, что это умственно-отсталый.
  2.  Отнесение одинаковых или почти одинаковых (ниже различительного порога) стимулов к разным классам. Профессионалы детали так отличают, которые невозможно вообще-то глазами отличить.
  3.  Жёлто-зелёный кружок воспринимается как зелёный в окружении сине-зелёных кружков, и как жёлтый в окружении жёлтых кружков.
  4.  Кеттелл: эффект превосходства слова. Буква, предъявленная в слове, узнаётся быстрее и точнее, чем в случайной последовательности из букв этого же слова. Следовательно, буква воспринимается по-разному в зависимости от того, к какому классу мы её отнесли: просто букв или букв, составляющих слово.
  5.  Классификация стимулов по форме занимает больше времени, если стимулы окрашены в разные цвета.

Закон Бардина

Стр.442

Формулировка: Два стимула могут признаваться неразличимыми или различимыми не сами по себе, а в зависимости от того, каково различие между другими стимулами, используемыми в данном опыте.

Экспериментатика:

  1.  Эксперимент Бардина. Серии эксперимента с наклонной линией. 0,5; 1; 2; 3. И 1; 4; 5; 10. Спрашивали, когда предъявленная линия горизонтальна. В первой серии почти всегда определяли, что 1 градус – наклонная, а во второй – что горизонтальная. //Можно было бы объяснить так, что думает, что экспериментатор не стал бы спрашивать, если бы вообще не предъявлял горизонтальных линий. Но есть следующие эксперименты:
  2.  Аналогичные эксперименты с размерами рисунков. Путаются, если соседние, и не путаются, если есть промежуточный размер.
  3.  Время решения, что стимул не равен эталону, больше всего для самого близкого стимула из тех, которые предъявляются в данной серии.

Закон последействия фигуры

Стр.447

Формулировка: Повторное предъявление стимулов побуждает сознание повторять ранее сделанный выбор ответа, так как именно этот выбор для сознания является a posteriori закономерным.

Комментарий: Сначала в зону неразличения попадает несколько ответов, мы решаем Буриданову проблему и выбираем какой-то из возможных ответов, а потом трактуем как закономерный. При этом фиксируется зона неразличения, то есть выбранный ответ не различим со стимулом с точки зрения принятых критериев. Тенденция повторять выбранный ранее ответ (то, что было выбрано для осознания, предпочитается и в последующем), а значит и фиксировать зону неразличения.

Экспериментатика: так как действует много факторов, то в опыте проявляется только как статистическая закономерность.

  1.  Мутно – сформировал ошибочное представление о стимуле – не способен узнать стимул даже в тех условиях, когда все узнают, у кого не было прошлого опыта более мутных предъявлений.
  2.  Нарисуем В с небольшим просветом. Если предъявляли буквы, опознаёт В, если числа – опознаёт 13. //Почему не последействие позитивного выбора? Мы отождествляем с выбранным классом…//
  3.  Эффект ореола: сохраняем первое впечатление и в свете него интерпретируем последующее поведение человека.
  4.  Ошибочное решение, которое повторяется в задаче-копии (с 9 точками, просим маршрут) – столько же времени, сколько повтор правильного решения. Повторение решения осуществляется быстрее его изменения.
  5.  Сохранение иностранного акцента, не замечаем его у себя (отождествление).
  6.  Представители другой расы кажутся более похожими друг на друга, чем представители своей. Европейцы лучше на фотках опознают европейцев, негроиды – негроидов. (Фиксированная зона неразличения).

Закон последействия фона

Стр.452

Формулировка: Повторное предъявление стимула из зоны неразличения побуждает сознание повторно не осознавать не данный при предшествующем предъявлении ответ. Повторение отказа от ответа.

Отличие от последействия фигуры: Повторение отказа от ответа правильного, например, разные ошибочные ответы на один пример, или устойчивый пропуск ответа.

Экспериментатика:

  1.  Даём ряды знаков из ограниченного алфавита (ноты, карты, числа). Вероятность воспроизведения знака в данном ряду заметно снижается, если он не был осознан при предыдущем предъявлении.
  2.  Сложность и даже невозможность увидеть второе значение двойственного изображения. «Дерево-утка». Чаще, чем в контрольной группе, появлялось в пейзажах то, что ассоциируется с уткой: вода, птица и пр.
  3.  Пропустив в «карамель» слово «мел», с большей вероятностью пропустит его в слове «мелиорация».
  4.  Список из 60 слов, отмечаем, где есть «лес» и «лос». Вероятность пропуска была 0,07. Спустя месяц вероятность новой ошибки пропуска была ничтожно мала, а вероятность повторения ошибки – 0,33! //А может, просто это случалось, в основном, с конкретными словами, поскольку они самые сложные, и вот в них и делали ошибки – и первый, и второй раз? А вовсе не в повторе дело.
  5.  Предъявляем слово «блесна». Много раз читает, как «бассейн». Время экспозиции возрастает, но он всё равно не читает как «блесна»: башня, бавна, бшесна, бшесна.
  6.  Вытеснение.
  7.  Обесценивание отвергнутой альтернативы (оценить вещи, выбрать одну из трёх).
  8.  Фаза инкубации.

Комментарий от меня:

  1.  Это можно объяснить блефом: понятно же, что на большом времени экспозиции я должен был бы увидеть, раз продолжаю читать странно, то нельзя делать вывод, что я плохо различаю – очевидно, тут дело в другом.
  2.  Как соотносится? Анимация, когда крутится девочка. Кажется, что она крутится в одну сторону, но если долго смотреть, ничего не делая, она сама начинает крутиться в другую. Это же как двойственное изображение – изображение непроизвольно сменяется.

Закон последействия позитивного выбора

Стр.460

Формулировка: При предъявлении стимула защитный пояс сознания прежде всего пытается отождествить его с одним из тех классов стимулов, который до этого уже был положительно выбран.

Отличие от последействия фигуры: Последействие фигуры – фиксируется зона неразличения, происходит повтор ошибки, сделанной при невозможности дать правильный ответ (так как первое предъявление было мутным). Последействие позитивного выбора – расширение зоны неразличения, отнесение к выбранному до этого классу.

Экспериментатика:

  1.  Психофизический метод границ. Нисходящий вариант измерения порога и восходящий.
  2.  Выключение телевизора – как будто уменьшение изображения постепенное.
  3.  Время положительного ответа (стимул соответствует эталону) быстрее отрицательного – сначала пытаемся отождествить с выбранным классом.
  4.  «нога в дверях» - техника пошаговых уступок. Плакат согласились только 17%, но после согласия листовки разместить – 76%.
  5.  Милгрем.
  6.  Двойственное изображение «человек-крыса» обычно опознаётся как человек, но если рассматривались картинки с животными, то как крыса.
  7.  Эффект привязки (Тверски и Канеман).
  8.  Список бессмысленных сочетаний латинских букв, читаешь. Потом начинают давать русские слова, которые можно прочитать как бессмыслицу на латинице. 96% так и делают.

Закон последействия негативного выбора

Стр.477, 478.

Комментарии: Параллельно с удержанием предшествующего позитивного выбора в базовом содержании сознания возникают варианты отнесения данного стимула к другому классу. До поры до времени принимается решение их не осознавать (негативные выборы). А потом происходит скачкообразное изменение понимания, переструктурирование ситуации.

Формулировка: При повторении одной и той же ситуации негативный выбор имеет тенденцию к сохранению в виде негативного выбора (последействие фона), а при изменении ситуации, если сознание вынуждено решать новую буриданову проблему, негативный выбор имеет тенденцию влиять на следующий позитивный выбор.

Экспериментатика:

  1.  Тихомиров с шахматными задачами (чувство близости правильного решения)
  2.  Что-то последействует как фон (продолжает не замечаться). А потом чаще случайного проявляется в виде ошибок испытуемого.
  3.  Появление утки (ассоциаций с неосознанной уткой).

Закон диссоциации (Джеймс)

Стр.

Формулировка:

Экспериментатика: