95300

Методология науки в XX веке (от позитивизма до постмодернизма)

Доклад

Логика и философия

Призыв к поиску общих законов на основе систематизации опыта. Ожидают, что таким образом положат конец кризису. Откроются законы мышления и получат универсальный путь познания. Характер: найти минимальное число максимально общих законов. Систематизация человеческой жизни.

Русский

2015-09-21

23.23 KB

2 чел.

31. Методология науки в XX веке (от позитивизма до постмодернизма)

Позитивизм

Призыв к поиску общих законов на основе систематизации опыта.

Ожидают, что таким образом положат конец кризису. Откроются законы мышления и получат универсальный путь познания. 

Характер: найти минимальное число максимально общих законов. Систематизация человеческой жизни. Поймём законы эволюции - сможем сделать процесс более эффективным.

Французский позитивизм, Конт – основатель (1 пол. 19 века).
Выделил стадии развития естествознания:

  1.  донаука (мифы)
  2.  начало науки (философия)
  3.  наука (математика)

Ввел термин позитивизм, выстроил науки по степени научности знаний.
Под позитивным Конт понимает полезное, достоверное, точное, вещественное.

Даламбер ещё в 18 веке: ощущение – единственный источник познания.

Англ. позитивизм, Ф.Бэкон (16-17 века) – основатель.
разделили все науки на: учение о божестве, о природе, о человеке
разделил физику на саму физику(то, что неизменно) и метафизику(изменчивая)
считал, что каждый человек изначально чистая доска, и мы не можем точно ничего знать, кроме наших ощущений.

Эмпириокритицизм (критическая проверка опытом). Позитивизм 2ой волны, Мах и Авенариус.
Кризис в физике преодолели так. Объяснительная часть науки ненаучна, научна только описательная часть. Считали, что надо водить новую методологию, так как некоторые явления нельзя объяснить научно. Надо изучать ощущения. Надо отказаться от метафизики, эмпирические факты должны быть проверяемы. Говорят о принципе простоты для теорий.

Мах (2 пол 19 века). Существуют не объекты, а психические космплексы ощущений. Цель науки - удовлетворение жизненных потребностей человека. Отсюда требование к экономии энергии. Говорит, что не надо лезть в причины явлений, а надо понимать, как явление происходит. Как, а не почему. Знаем, как вращаются вокруг солнца планеты. Но не знаем, почему. Надо отказаться от всего абсолютного: нет абсолютного пространства, нет абсолютного времени. Заменить время на угол поворота Земли вокруг своей оси. Время непонятно, что такое, а угол – понятно.

Планк (19-20 века). Нужна теоретическая модель, которая опирается на эксперименты. Познать реальность нельзя. Можно построить модель мира, удобную для человека. Наука может оперировать субъективными ощущениями: я ощущаю красный цвет. Нам неинтересна сущность явлений, нам главное их описать. 

Авенариус (2 пол 19 века). Достаточно описать эксперимент, и в нём исчезает грань между субъектом и объектом. Отправная точка в научном исследовании - опыт. Отказался от построений моделей мира. Знание истинны, если они способствуют адаптации к среде. Учёный должен строить не модель, а устанавливать функциональные зависимости в опыте. Это когда при изменении одного члена изменяется второй член. Интерпретация – пустая трата времени. Всё абсолютное относительно. Есть только опыт.

Неопозитивизм. 20е года 20 века. Рассел, Витгенштейн.
Два направления: логический и лингвистический. Идейным истоком стал классический эмпиризм и интерес к языку.

Логический: в философии нет эмпирики, значит, это не наука, надо от нее избавиться. Надо избавиться от метафизики, так как мир в целом познаваем. Ввели протокольные предложения: описывают объективную реальность, которую мы ощущаем (я вижу зеленое круглое= вижу яблоко). В основе науки должны лежать протокольные данные, описывающие переживания субъекта. 

Впервые разграничение эмпирики и теории. Деятельность учёного: установить новое протокольное предложение и изобретение способов обобщения этих предложений. Если наука - пирамида, то в основании - данные экспериментов, а в вершине - обобщения.

Верификация. Научно то, что проверяемо.
Научный язык – лишённый живых, субъективных обертонов. Хотели редуцировать науку к логике. Ввести категориальный логический аппарат и работать так.

Лингвистический: язык во главе всего, мир познаваем настолько, насколько это позволяет язык.

Предполагаем, что мир познаваем. Это отражается в словах, в языке, в логических высказываниях. Собрались решить две важные проблемы: очистить науку от проблем, которые не имеет смысла вообще решать, и от тех, которые на самом деле противоречат логике и научным запросам. И построить логику, как должен учёный рассуждать.

Рассел и кто-то предполагали, что любое научное высказывание, теорию, предположение нужно подвергать научному анализу. Все они делятся на бессмысленные и осмысленные высказывания. Бессмысленные – философские, так как опытом не подтверждаются, а разуму противоречат. Осмысленные делили на 2 части: аналитические и синтетические. Аналитические – те, которые верны сами по себе, по определению. Синтетические: высказывание по поводу эмпирического факта – на столе лежит ключ. И Следствия из эмпирических фактов. Студенты смеются чаще, чем преподаватели. Это можно проверить. Бессмысленное ненаучно.

Проверка. Сущность науки – проверка истинности высказываний, гипотез. Аналитические можно проверять по правилам логики. Причём по правилам логики языка.

Синтетические выказывания проверяются путём сопоставления с чувственным опытом.

Верификация: гипотеза может быть верифицирована, если доказана эмпирически или однозначно логически.

Факты – ощущения, переживания – то, что появляется у нас в сознании. Вступает в силу конвенционализм. Мои ощущения совпадают с твоими ощущениями, значит, всё в порядке. Тут появляется тема научного сообщества. Имеем дипломы приличных учебных заведений.

Истина не должна противоречить уже полученной базе знаний.

Принцип подтверждения истинности – физикализм. В эмпирических науках все предложения должны в итоге сложиться к предложениям физики. Есть мнение, что демократия существует. Но свести её к тому, как взаимодействуют атомы, пока не удалось. Так что показало несостоятельность.


Постпозитивизм:

Основная идея: большое значение придаётся социальным фактам. Зависимость познавательных процессов от общества и познающего человека. Обращаются к реальной истории науки. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов.

Научное знание нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирику и теорию: эмпирика теоретически нагружена. Научные теории независимы друг от друга, несопоставимы. Цель не достижение истины, а понимание научных проблем и феноменов, решение «ближних задач». 

2 течения: фаллибелистское и релятивистское.

Фаллибелистское

Поппер (20 век). Человек понимает мир так, как он ему дан в теоретическом представлении. Выживают самые непротиворечивые теории. Теория научна, если фальсифицируема. Истина недостижима. Следовательно, знание относительно. Выделил три мира: объективный, субъективный, мир гипотез и идей - мысли о мире. 

Лакатос (середина 20 века). Поиск рациональных оснований. Реальна наука, в которой соблюдаются правила науки. Говорит о научно-исследовательской программе. У неё есть ядро - теории, идеи, гипотезы. И есть защитный пояс - вспомогательная теория, которая помогает теориям сохраняться. Научное знание движется через конкуренцию научных программ. Движется не через опровержение старой, а через создание альтернативной концепции. 
Могут быть как фальсифицируемые, так и нефальсифицируемые элементы теории, поэтому от ядра теории нельзя сразу отказываться.

Релятивистское:

Кун: антикумулятизм. Но, в отличие от Лакатоса, не логико-методологические, а социальные аспекты рассматривает. Парадигма. Традиция. Учёный как бы запрограммирован научной ситуацией.

Полани: выявление человеческого фактора. Любая попытка устранить человеческую перспективу из картины мира ведет не к объективности, а к абсурду. Основа научного прогресса - личностное проникновение учёного в суть исследовательской задачи. Выделял понятие неявного знания: знает больше, чем может выразить словами. Любое научное знание - знание личностное. Условием успешного функционирования научного коллектива является приобретение его членами общих интеллектуальных навыков, составляющих основу совместной работы ученых. Процесс познания, по Полани, предстает как постоянное расширение рамок неявного знания с параллельным включением его компонентов в центральное знание.

Постпостпозитивизм

Фейербенд. Все наблюдения теоретически нагружены. Теории несопоставимы, как и их термины. Разный контекст у них. В науке могут быть равноправные теории и нет универсального способа познания. Должны разрабатываться теории, не сопоставимые с известными. Фейербанд основал эпистомологический анархизм, то есть постмодернизм. Анархизм – плюрализм. 

Про типы рациональности по Степину: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
Рациональность – способы и методы научного вывода, применяемые в разные периоды культуры
Классическая: теория только одна, субъект познает объект путем измерения, эксперимента, никак не влияет на него. Например, закон Архимеда. Мир познаваем, но, возможно, сейчас нет нужного инструмента познания.
Неклассическая: теорий может быть несколько, главное – принцип преемственности. Субъект влияет на объект. Например, конструкты Келли.
Постнеклассическая: соответствует постмодернизму. Объект становится субъектом исследования, например, социология. Человек рассматривается как сложная система. Человек сам конструирует объект, и встает вопрос о существовании объекта вообще (есть ли в природе интеллект?).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...
53375. Дидактическая игра – залог успешной деятельности учащихя на уроке 101 KB
  Игра помогает формированию фонематического восприятия слова обогащает ребенка новыми сведениями активирует мыслительную деятельность внимание а главное стимулирует речь. В каком глаголе слово нет слышится сто раз стонет В каком слове семь гласных семья Что принадлежит только тебе а употребляется другими чаще чем тобой имя Какое слово состоит из трёх одинаковых букв три – о Какая часть растения бывает и частью слова корень Какие буквы обозначают два звука если стоят в начале слова или после гласной ...
53376. Ігрові завдання на корекцію емоційної сфери дітей дошкільного віку 98.5 KB
  Психологічний етюд Хто що любить Діти приходять у лісове кафе. Психологічний етюд Клумба і садівник Діти обирають ролі квітів на клумбі. Психологічний етюд Слухаємо себе Ведучий звертається до дітей: Давайте сядемо зручніше розслабимося і заплющимо очі. Психологічний етюд Неслухняні ведмежата Ведмедики з'їли смачні але немиті яблука.
53377. Игры для детей к Библейским урокам 43 KB
  Во время этой игры дети могут увидеть что Божья любовь неотделима от нас также как и наша тень. Пока бутерброды теплые поговорить о том что нам тепло когда Божья любовь покрывает нас как расплавленный сыр покрывает хлеб.
53379. Игры и игровые приемы на уроках ритмики 96 KB
  Одобрено на кафедре ритмики и хореографии В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций проводимых студентами на пробных уроках ритмики а также на внеклассных мероприятиях. Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью вызывают веселое бодрое настроение ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности а не редко и соревнования кто скорее кто лучше кто более...
53380. Використання інформаційно-телекомунікаційних технологій в навчальному процесі 11.85 MB
  Рецензент: Кучерявенко Олена Петрівна викладач вищої категорії викладач методист Педагогічне дослідження проведено шляхом вивчення професійної діяльності викладачів ВНЗ та вчителів шкіл моделей ефективного використання інформаційнокомунікаційних та дистанційних технологій навчання у вищому навчальному закладі. Інформаційна технологія навчання ІТН. Яку форму навчання обрати . На сучасному етапі уже визначені і сформульовані головні завдання освіти підвищення рівня якості навчання трудового і морального...
53381. Використання ІКТ на уроках рідної мови 292 KB
  Сьогодні використання вчителем ІКТ в його професійній діяльності вже не розглядається як інновація – в сучасній школі це є необхідний обов’язковий засіб навчання, бо ці технології можна використовувати на будь-якому етапі уроку: і у процесі перевірки домашньої роботи, і для актуалізації знань, і під час вивчення нового матеріалу, і для закріплення, повторення вивченого, контролю та оцінювання.
53382. Компетентнісне навчання за допомогою ІКТ на уроках української мови та літератури 22.04 MB
  Завідуюча шкільним методичним кабінетом учитель української мови та літератури спеціаліст вищої категорії вчительметодист Соледарської загальноосвітньої школи ІІІІ ступенів № 13 Артемівської міської ради Донецької області На одній зі стін древнього монастиря в Англії був напис: Бачення без завдань залишається лише мрією. Мій вибір науковометодичної теми Використання інформаційнокомунікаційних технологій на уроках української мови та літератури як засіб формування ключових компетентностей не випадковий не є це також і...