95300

Методология науки в XX веке (от позитивизма до постмодернизма)

Доклад

Логика и философия

Призыв к поиску общих законов на основе систематизации опыта. Ожидают, что таким образом положат конец кризису. Откроются законы мышления и получат универсальный путь познания. Характер: найти минимальное число максимально общих законов. Систематизация человеческой жизни.

Русский

2015-09-21

23.23 KB

2 чел.

31. Методология науки в XX веке (от позитивизма до постмодернизма)

Позитивизм

Призыв к поиску общих законов на основе систематизации опыта.

Ожидают, что таким образом положат конец кризису. Откроются законы мышления и получат универсальный путь познания. 

Характер: найти минимальное число максимально общих законов. Систематизация человеческой жизни. Поймём законы эволюции - сможем сделать процесс более эффективным.

Французский позитивизм, Конт – основатель (1 пол. 19 века).
Выделил стадии развития естествознания:

  1.  донаука (мифы)
  2.  начало науки (философия)
  3.  наука (математика)

Ввел термин позитивизм, выстроил науки по степени научности знаний.
Под позитивным Конт понимает полезное, достоверное, точное, вещественное.

Даламбер ещё в 18 веке: ощущение – единственный источник познания.

Англ. позитивизм, Ф.Бэкон (16-17 века) – основатель.
разделили все науки на: учение о божестве, о природе, о человеке
разделил физику на саму физику(то, что неизменно) и метафизику(изменчивая)
считал, что каждый человек изначально чистая доска, и мы не можем точно ничего знать, кроме наших ощущений.

Эмпириокритицизм (критическая проверка опытом). Позитивизм 2ой волны, Мах и Авенариус.
Кризис в физике преодолели так. Объяснительная часть науки ненаучна, научна только описательная часть. Считали, что надо водить новую методологию, так как некоторые явления нельзя объяснить научно. Надо изучать ощущения. Надо отказаться от метафизики, эмпирические факты должны быть проверяемы. Говорят о принципе простоты для теорий.

Мах (2 пол 19 века). Существуют не объекты, а психические космплексы ощущений. Цель науки - удовлетворение жизненных потребностей человека. Отсюда требование к экономии энергии. Говорит, что не надо лезть в причины явлений, а надо понимать, как явление происходит. Как, а не почему. Знаем, как вращаются вокруг солнца планеты. Но не знаем, почему. Надо отказаться от всего абсолютного: нет абсолютного пространства, нет абсолютного времени. Заменить время на угол поворота Земли вокруг своей оси. Время непонятно, что такое, а угол – понятно.

Планк (19-20 века). Нужна теоретическая модель, которая опирается на эксперименты. Познать реальность нельзя. Можно построить модель мира, удобную для человека. Наука может оперировать субъективными ощущениями: я ощущаю красный цвет. Нам неинтересна сущность явлений, нам главное их описать. 

Авенариус (2 пол 19 века). Достаточно описать эксперимент, и в нём исчезает грань между субъектом и объектом. Отправная точка в научном исследовании - опыт. Отказался от построений моделей мира. Знание истинны, если они способствуют адаптации к среде. Учёный должен строить не модель, а устанавливать функциональные зависимости в опыте. Это когда при изменении одного члена изменяется второй член. Интерпретация – пустая трата времени. Всё абсолютное относительно. Есть только опыт.

Неопозитивизм. 20е года 20 века. Рассел, Витгенштейн.
Два направления: логический и лингвистический. Идейным истоком стал классический эмпиризм и интерес к языку.

Логический: в философии нет эмпирики, значит, это не наука, надо от нее избавиться. Надо избавиться от метафизики, так как мир в целом познаваем. Ввели протокольные предложения: описывают объективную реальность, которую мы ощущаем (я вижу зеленое круглое= вижу яблоко). В основе науки должны лежать протокольные данные, описывающие переживания субъекта. 

Впервые разграничение эмпирики и теории. Деятельность учёного: установить новое протокольное предложение и изобретение способов обобщения этих предложений. Если наука - пирамида, то в основании - данные экспериментов, а в вершине - обобщения.

Верификация. Научно то, что проверяемо.
Научный язык – лишённый живых, субъективных обертонов. Хотели редуцировать науку к логике. Ввести категориальный логический аппарат и работать так.

Лингвистический: язык во главе всего, мир познаваем настолько, насколько это позволяет язык.

Предполагаем, что мир познаваем. Это отражается в словах, в языке, в логических высказываниях. Собрались решить две важные проблемы: очистить науку от проблем, которые не имеет смысла вообще решать, и от тех, которые на самом деле противоречат логике и научным запросам. И построить логику, как должен учёный рассуждать.

Рассел и кто-то предполагали, что любое научное высказывание, теорию, предположение нужно подвергать научному анализу. Все они делятся на бессмысленные и осмысленные высказывания. Бессмысленные – философские, так как опытом не подтверждаются, а разуму противоречат. Осмысленные делили на 2 части: аналитические и синтетические. Аналитические – те, которые верны сами по себе, по определению. Синтетические: высказывание по поводу эмпирического факта – на столе лежит ключ. И Следствия из эмпирических фактов. Студенты смеются чаще, чем преподаватели. Это можно проверить. Бессмысленное ненаучно.

Проверка. Сущность науки – проверка истинности высказываний, гипотез. Аналитические можно проверять по правилам логики. Причём по правилам логики языка.

Синтетические выказывания проверяются путём сопоставления с чувственным опытом.

Верификация: гипотеза может быть верифицирована, если доказана эмпирически или однозначно логически.

Факты – ощущения, переживания – то, что появляется у нас в сознании. Вступает в силу конвенционализм. Мои ощущения совпадают с твоими ощущениями, значит, всё в порядке. Тут появляется тема научного сообщества. Имеем дипломы приличных учебных заведений.

Истина не должна противоречить уже полученной базе знаний.

Принцип подтверждения истинности – физикализм. В эмпирических науках все предложения должны в итоге сложиться к предложениям физики. Есть мнение, что демократия существует. Но свести её к тому, как взаимодействуют атомы, пока не удалось. Так что показало несостоятельность.


Постпозитивизм:

Основная идея: большое значение придаётся социальным фактам. Зависимость познавательных процессов от общества и познающего человека. Обращаются к реальной истории науки. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов.

Научное знание нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирику и теорию: эмпирика теоретически нагружена. Научные теории независимы друг от друга, несопоставимы. Цель не достижение истины, а понимание научных проблем и феноменов, решение «ближних задач». 

2 течения: фаллибелистское и релятивистское.

Фаллибелистское

Поппер (20 век). Человек понимает мир так, как он ему дан в теоретическом представлении. Выживают самые непротиворечивые теории. Теория научна, если фальсифицируема. Истина недостижима. Следовательно, знание относительно. Выделил три мира: объективный, субъективный, мир гипотез и идей - мысли о мире. 

Лакатос (середина 20 века). Поиск рациональных оснований. Реальна наука, в которой соблюдаются правила науки. Говорит о научно-исследовательской программе. У неё есть ядро - теории, идеи, гипотезы. И есть защитный пояс - вспомогательная теория, которая помогает теориям сохраняться. Научное знание движется через конкуренцию научных программ. Движется не через опровержение старой, а через создание альтернативной концепции. 
Могут быть как фальсифицируемые, так и нефальсифицируемые элементы теории, поэтому от ядра теории нельзя сразу отказываться.

Релятивистское:

Кун: антикумулятизм. Но, в отличие от Лакатоса, не логико-методологические, а социальные аспекты рассматривает. Парадигма. Традиция. Учёный как бы запрограммирован научной ситуацией.

Полани: выявление человеческого фактора. Любая попытка устранить человеческую перспективу из картины мира ведет не к объективности, а к абсурду. Основа научного прогресса - личностное проникновение учёного в суть исследовательской задачи. Выделял понятие неявного знания: знает больше, чем может выразить словами. Любое научное знание - знание личностное. Условием успешного функционирования научного коллектива является приобретение его членами общих интеллектуальных навыков, составляющих основу совместной работы ученых. Процесс познания, по Полани, предстает как постоянное расширение рамок неявного знания с параллельным включением его компонентов в центральное знание.

Постпостпозитивизм

Фейербенд. Все наблюдения теоретически нагружены. Теории несопоставимы, как и их термины. Разный контекст у них. В науке могут быть равноправные теории и нет универсального способа познания. Должны разрабатываться теории, не сопоставимые с известными. Фейербанд основал эпистомологический анархизм, то есть постмодернизм. Анархизм – плюрализм. 

Про типы рациональности по Степину: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
Рациональность – способы и методы научного вывода, применяемые в разные периоды культуры
Классическая: теория только одна, субъект познает объект путем измерения, эксперимента, никак не влияет на него. Например, закон Архимеда. Мир познаваем, но, возможно, сейчас нет нужного инструмента познания.
Неклассическая: теорий может быть несколько, главное – принцип преемственности. Субъект влияет на объект. Например, конструкты Келли.
Постнеклассическая: соответствует постмодернизму. Объект становится субъектом исследования, например, социология. Человек рассматривается как сложная система. Человек сам конструирует объект, и встает вопрос о существовании объекта вообще (есть ли в природе интеллект?).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14037. Маленький горбань С. Черкасенко 31 KB
  УРОК № 24 Тема. С. Черкасенко. Маленький горбань. Мета: допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст оповідання; розвивати навички виразного читання переказу висловлення власної думки з приводу прочитаного; виховувати почуття милосердя доброти толера
14038. Багаторічна мінливість повторюваності та кількості опадів в місті Одеса 3.18 MB
  Мета дипломного проекту – розглянути статистичні характеристики кількості опадів, числа днів з дощем та числа днів зі снігом в місті Одеса за період 1973-2012 роки. Визначити динаміку кількості опадів та числа днів з дощем та снігом за останні сорок років. Виявити тенденцію притаманну кількості та повторюваності опадів.
14039. Повышение лояльности потребителей в ЗАО «СМО «Спасение» 3.56 MB
  Значение лояльности как фактора конкурентоспособности подтверждается конкретными статистическими данными. По оценкам Ф.Ф. Райхельда и его коллег, низкий уровень лояльности в деловой среде снижает показатели эффективности экономической деятельности на 25—50%, а иногда и более процентов.
14040. Маленький горбань. Урок з української літератури С. Черкасенко 52.5 KB
  УРОК № 25 Тема.С. Черкасенко. Маленький горбань. Мета:продовжити ознайомлення з твором С. Черкасенка Маленький горбань; розвивати навички звязного мовлення аналізу епічного твору характеристики героїв; на прикладі художньої літератури допомогти учням усвідоми
14041. «Маленький горбань». Краса зовнішня і внутрішня, душевна С. Черкасенко 29 KB
  УРОК № 26 Тема.С. Черкасенко. Маленький горбань. Краса зовнішня і внутрішня душевна. Мета:продовжити роботу над твором С. Черкасенка Маленький горбань; розвивати звязне мовлення учнів уміння аналізувати епічний твір висловлювати власну думку на основі прочита...
14042. «Євшан-зілля» М. Вороний 31 KB
  УРОК № 27 Тема.М. Вороний. Євшанзілля. Мета:ознайомити учнів із життям і творчістю письменника змістом поеми Євшанзілля; розвивати навички виразного й усвідомленого читання переказу ліроепічного твору; виховувати почуття патріотизму поваги до історичного мин
14043. «Євшан-зілля». Конспект уроку з української літератури М. Вороний 39 KB
  УРОК № 28 Тема.М. Вороний. Євшанзілля. Мета:допомогти учням глибше усвідомити ідейнохудожній зміст поеми Євшанзілля; розвивати навички аналізу ліроепічного твору висловлення власної думки щодо прочитаного виховувати почуття патріотизму любові до близьких і
14044. «Різдво», «Коляда» Б.-І. Антонич 37.5 KB
  УРОК № 30 Тема.Б.І. Антонич. Різдво Коляда. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника його віршами про народнорелігійні свята й обряди; розвивати навички виразного читання аналізу визначення художніх засобів у поезіях; висловлення власних судж
14045. М. Вороний. «Євшан-зілля». Роздуми про сучасність 28 KB
  УРОК № 30 Тема. М. Вороний. Євшанзілля. Роздуми про сучасність. Мета: продовжити вивчення твору М. Вороного Євшанзілля; розвивати звязне мовлення учнів уміння повязувати літературні ідеї із життям висловлювати і відстоювати власну точку зору; виховувати почут