95300

Методология науки в XX веке (от позитивизма до постмодернизма)

Доклад

Логика и философия

Призыв к поиску общих законов на основе систематизации опыта. Ожидают, что таким образом положат конец кризису. Откроются законы мышления и получат универсальный путь познания. Характер: найти минимальное число максимально общих законов. Систематизация человеческой жизни.

Русский

2015-09-21

23.23 KB

2 чел.

31. Методология науки в XX веке (от позитивизма до постмодернизма)

Позитивизм

Призыв к поиску общих законов на основе систематизации опыта.

Ожидают, что таким образом положат конец кризису. Откроются законы мышления и получат универсальный путь познания. 

Характер: найти минимальное число максимально общих законов. Систематизация человеческой жизни. Поймём законы эволюции - сможем сделать процесс более эффективным.

Французский позитивизм, Конт – основатель (1 пол. 19 века).
Выделил стадии развития естествознания:

  1.  донаука (мифы)
  2.  начало науки (философия)
  3.  наука (математика)

Ввел термин позитивизм, выстроил науки по степени научности знаний.
Под позитивным Конт понимает полезное, достоверное, точное, вещественное.

Даламбер ещё в 18 веке: ощущение – единственный источник познания.

Англ. позитивизм, Ф.Бэкон (16-17 века) – основатель.
разделили все науки на: учение о божестве, о природе, о человеке
разделил физику на саму физику(то, что неизменно) и метафизику(изменчивая)
считал, что каждый человек изначально чистая доска, и мы не можем точно ничего знать, кроме наших ощущений.

Эмпириокритицизм (критическая проверка опытом). Позитивизм 2ой волны, Мах и Авенариус.
Кризис в физике преодолели так. Объяснительная часть науки ненаучна, научна только описательная часть. Считали, что надо водить новую методологию, так как некоторые явления нельзя объяснить научно. Надо изучать ощущения. Надо отказаться от метафизики, эмпирические факты должны быть проверяемы. Говорят о принципе простоты для теорий.

Мах (2 пол 19 века). Существуют не объекты, а психические космплексы ощущений. Цель науки - удовлетворение жизненных потребностей человека. Отсюда требование к экономии энергии. Говорит, что не надо лезть в причины явлений, а надо понимать, как явление происходит. Как, а не почему. Знаем, как вращаются вокруг солнца планеты. Но не знаем, почему. Надо отказаться от всего абсолютного: нет абсолютного пространства, нет абсолютного времени. Заменить время на угол поворота Земли вокруг своей оси. Время непонятно, что такое, а угол – понятно.

Планк (19-20 века). Нужна теоретическая модель, которая опирается на эксперименты. Познать реальность нельзя. Можно построить модель мира, удобную для человека. Наука может оперировать субъективными ощущениями: я ощущаю красный цвет. Нам неинтересна сущность явлений, нам главное их описать. 

Авенариус (2 пол 19 века). Достаточно описать эксперимент, и в нём исчезает грань между субъектом и объектом. Отправная точка в научном исследовании - опыт. Отказался от построений моделей мира. Знание истинны, если они способствуют адаптации к среде. Учёный должен строить не модель, а устанавливать функциональные зависимости в опыте. Это когда при изменении одного члена изменяется второй член. Интерпретация – пустая трата времени. Всё абсолютное относительно. Есть только опыт.

Неопозитивизм. 20е года 20 века. Рассел, Витгенштейн.
Два направления: логический и лингвистический. Идейным истоком стал классический эмпиризм и интерес к языку.

Логический: в философии нет эмпирики, значит, это не наука, надо от нее избавиться. Надо избавиться от метафизики, так как мир в целом познаваем. Ввели протокольные предложения: описывают объективную реальность, которую мы ощущаем (я вижу зеленое круглое= вижу яблоко). В основе науки должны лежать протокольные данные, описывающие переживания субъекта. 

Впервые разграничение эмпирики и теории. Деятельность учёного: установить новое протокольное предложение и изобретение способов обобщения этих предложений. Если наука - пирамида, то в основании - данные экспериментов, а в вершине - обобщения.

Верификация. Научно то, что проверяемо.
Научный язык – лишённый живых, субъективных обертонов. Хотели редуцировать науку к логике. Ввести категориальный логический аппарат и работать так.

Лингвистический: язык во главе всего, мир познаваем настолько, насколько это позволяет язык.

Предполагаем, что мир познаваем. Это отражается в словах, в языке, в логических высказываниях. Собрались решить две важные проблемы: очистить науку от проблем, которые не имеет смысла вообще решать, и от тех, которые на самом деле противоречат логике и научным запросам. И построить логику, как должен учёный рассуждать.

Рассел и кто-то предполагали, что любое научное высказывание, теорию, предположение нужно подвергать научному анализу. Все они делятся на бессмысленные и осмысленные высказывания. Бессмысленные – философские, так как опытом не подтверждаются, а разуму противоречат. Осмысленные делили на 2 части: аналитические и синтетические. Аналитические – те, которые верны сами по себе, по определению. Синтетические: высказывание по поводу эмпирического факта – на столе лежит ключ. И Следствия из эмпирических фактов. Студенты смеются чаще, чем преподаватели. Это можно проверить. Бессмысленное ненаучно.

Проверка. Сущность науки – проверка истинности высказываний, гипотез. Аналитические можно проверять по правилам логики. Причём по правилам логики языка.

Синтетические выказывания проверяются путём сопоставления с чувственным опытом.

Верификация: гипотеза может быть верифицирована, если доказана эмпирически или однозначно логически.

Факты – ощущения, переживания – то, что появляется у нас в сознании. Вступает в силу конвенционализм. Мои ощущения совпадают с твоими ощущениями, значит, всё в порядке. Тут появляется тема научного сообщества. Имеем дипломы приличных учебных заведений.

Истина не должна противоречить уже полученной базе знаний.

Принцип подтверждения истинности – физикализм. В эмпирических науках все предложения должны в итоге сложиться к предложениям физики. Есть мнение, что демократия существует. Но свести её к тому, как взаимодействуют атомы, пока не удалось. Так что показало несостоятельность.


Постпозитивизм:

Основная идея: большое значение придаётся социальным фактам. Зависимость познавательных процессов от общества и познающего человека. Обращаются к реальной истории науки. Происходит отказ от обезличивания науки, игнорирования традиций и авторитетов научных коллективов.

Научное знание нельзя разбить на независимые друг от друга эмпирику и теорию: эмпирика теоретически нагружена. Научные теории независимы друг от друга, несопоставимы. Цель не достижение истины, а понимание научных проблем и феноменов, решение «ближних задач». 

2 течения: фаллибелистское и релятивистское.

Фаллибелистское

Поппер (20 век). Человек понимает мир так, как он ему дан в теоретическом представлении. Выживают самые непротиворечивые теории. Теория научна, если фальсифицируема. Истина недостижима. Следовательно, знание относительно. Выделил три мира: объективный, субъективный, мир гипотез и идей - мысли о мире. 

Лакатос (середина 20 века). Поиск рациональных оснований. Реальна наука, в которой соблюдаются правила науки. Говорит о научно-исследовательской программе. У неё есть ядро - теории, идеи, гипотезы. И есть защитный пояс - вспомогательная теория, которая помогает теориям сохраняться. Научное знание движется через конкуренцию научных программ. Движется не через опровержение старой, а через создание альтернативной концепции. 
Могут быть как фальсифицируемые, так и нефальсифицируемые элементы теории, поэтому от ядра теории нельзя сразу отказываться.

Релятивистское:

Кун: антикумулятизм. Но, в отличие от Лакатоса, не логико-методологические, а социальные аспекты рассматривает. Парадигма. Традиция. Учёный как бы запрограммирован научной ситуацией.

Полани: выявление человеческого фактора. Любая попытка устранить человеческую перспективу из картины мира ведет не к объективности, а к абсурду. Основа научного прогресса - личностное проникновение учёного в суть исследовательской задачи. Выделял понятие неявного знания: знает больше, чем может выразить словами. Любое научное знание - знание личностное. Условием успешного функционирования научного коллектива является приобретение его членами общих интеллектуальных навыков, составляющих основу совместной работы ученых. Процесс познания, по Полани, предстает как постоянное расширение рамок неявного знания с параллельным включением его компонентов в центральное знание.

Постпостпозитивизм

Фейербенд. Все наблюдения теоретически нагружены. Теории несопоставимы, как и их термины. Разный контекст у них. В науке могут быть равноправные теории и нет универсального способа познания. Должны разрабатываться теории, не сопоставимые с известными. Фейербанд основал эпистомологический анархизм, то есть постмодернизм. Анархизм – плюрализм. 

Про типы рациональности по Степину: классическая, неклассическая, постнеклассическая.
Рациональность – способы и методы научного вывода, применяемые в разные периоды культуры
Классическая: теория только одна, субъект познает объект путем измерения, эксперимента, никак не влияет на него. Например, закон Архимеда. Мир познаваем, но, возможно, сейчас нет нужного инструмента познания.
Неклассическая: теорий может быть несколько, главное – принцип преемственности. Субъект влияет на объект. Например, конструкты Келли.
Постнеклассическая: соответствует постмодернизму. Объект становится субъектом исследования, например, социология. Человек рассматривается как сложная система. Человек сам конструирует объект, и встает вопрос о существовании объекта вообще (есть ли в природе интеллект?).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3649. Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций 76.5 KB
  Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций Нормативные акты, регулирующие деятельность по снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: частные и общие (общесистемные) акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый ...
3650. Автоматизированный электропривод машин и аппаратов химических производств 1.63 MB
  Назначение электродвигателя – для привода с регулированием скорости в широком диапазоне, обеспечивающем хорошие пусковые качества и перегрузочной способностью. Вид автоматизированного пуска – в функции времени. По назначению привода опреде...
3651. Лексико-стилистические особенности комментариев пользователей официальных групп СМИ социальной сети В Контакте 182.95 KB
  Объектом исследования является текстовые сообщения Интернет-сообщества. Предмет исследования – лексико-стилистические особенности комментариев пользователей официальных групп СМИ социальной сети ВКонтакте. Цель работы – комплексное изуче...
3652. Закріплення і узагальнення мовленнєвих умінь, пов`язаних з вивченням частин мови 1.06 MB
  Мета: повторити з учнями вживання частин мови у своєму мовленні, вчити знаходити їх у тексті, давати характеристику, як частини мови; розвивати мову, збагачувати словниковий запас, розвивати вміння користуватися словниками; виховувати повагу до люде...
3653. Величний подвиг в ім’я людства – поза часом 2.11 MB
  «Величний подвиг в ім’я людства – поза часом» Мета: Знайомство з героїчними сторінками історії нашої країни, нашого міста. Формування в учнів почуття патріотизму, любові до свого народу, його героїчного минулого. Виховання г...
3654. Закріплення знань про звукове значення букви «ш» (ша). 2.84 MB
  Закріплення знань про звукове значення букви «ш» (ша). Мета. Закріплювати знання учнів про звукове значення букви «ш» (ша) виконувати звуко-буквений аналіз слів;формувати в учнів навички свідомого й виразного читання розвивати мислення...
3655. Виховний захід. У країні дорожніх знаків 1.85 MB
  У країні дорожніх знаків 1-а ведуча. Добрий день! Сьогодні ми поговоримо про правила дорожнього руху. Відомо всім, що найдорожчий скарб людини - це її власне життя...
3656. Дистанційне навчання 761.5 KB
  Одним з пріоритетних напрямів програми модернізації загальноосвітньої і вищої школи визнане дистанційне навчання. В 2000 році прийнята Концепція розвитку дистанційної освіти в Україні (затверджено Постановою МОН України В.Г. Кременем 20 г...
3657. Познакомить учащихся с участниками афганской войны 38.5 KB
  Цель: познакомить учащихся с участниками афганской войны, с воинами, поэтический талант которых расцвел в суровый военный период, с жизнью и творчеством 23-летнего Александра Стовбы (Аиста), посмертно принятого в Союз писателей СССР воспитывать у ш...