95301

Подход школы Вундта к проблемам сознания

Доклад

Логика и философия

Сознание по сути - содержание сознания элементы сознания. Подход школы Вундта к проблемам сознания. Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку ввел экспериментальные методы исследования и объявил что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

Русский

2015-09-22

15.06 KB

0 чел.

23. Подход школы Вундта.

  1. Предмет психологии. Сознание (по сути - содержание сознания), элементы сознания.
  2. Объект психологии. Специально обученные люди, в основном, психологи.
  3. Методы изучения. Интроспекция, эксперимент. Анализ продуктов деятельности (чтобы изучать психологию творчества и т.п.). Естественнонаучные + интроспекция + гуманитарные.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Философия и физиология.
  5. Методологическая позиция.
    Эксплицитная. Вундт – идеалист. То есть считал, что когда мы занимаемся естественными науками и изучаем физический мир, мы изучаем то, как организуются объекты в нашем сознании. Психология – эмпирическая наука. И естественная: «нельзя допустить никакого принципиального различия между психологическими методами и естественнонаучными методами». Но позже считал, тем не менее, что нельзя ограничиваться только этим методом, признавал гуманитарную составляющую. В этом контексте хочется ещё отметить, что Вундт – монист.
    Имплицитная методологическая позиция, в общем, совпадает с декларируемой (по модулю интроспекции, которую Вундт считал естественнонаучной, а мы не считаем).
  6. Вклад в теорию. Организовал первую психологическую лабораторию.  Ввёл экспериментальные методы психологического исследования. Сделал вывод, что не всё, происходящее в сознании, доступно самонаблюдению. Соответственно, в дальнейшем развитии науки произошёл отказ от возможности изучать психику, руководствуясь в качестве основного методом интроспекции. Экспериментально получил, что сознание структурирует реальность (метроном) – позже, но пройдя совсем с другой стороны, об этом скажут гештальтисты.
  7. Вклад в практику. Организовал первую экспериментальную лабораторию. Создание завода по производству инструментов для психологических экспериментов (часть инструментов придумана самим Вундтом).  

Подход школы Вундта к проблемам сознания.

Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку, ввел экспериментальные методы исследования и объявил, что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

То, что дано сознанию в полной мере известно только носителю сознания. => единственный метод изучения явлений сознания – интроспекция (испытуемый описывает то, что переживает в заданной экспериментальной ситуации, а экспериментатор пытается разложить это описание на какие-либо устойчивые элементы, выявляя общую структуру сознания).

Вундт пытался разложить сознание на составляющие элементы, чтобы стало возможным описать структуру любого сознательного явления. Эти элементы соединяются в «творческом синтезе», создавая новые свойства.

Апперцепция – связывание в «мгновенном акте» содержания отдельных восприятий в одно целое вместе с уже накопленным предшествующим опытом.

Вундт интересовался ограничениями на возможности сознания:

  1. Одно из 2х одновременных впечатлений всегда осознается раньше другого
  2. При изолированном восприятии отдельных элементов мы не можем ясно различать и сохранять в памяти более 7 элементов. Однако в поле сознания может поступать гораздо большее число элементов, если эти элементы поступают не изолированно

Чувства:

Удовольствие – неудовольствие

Возбуждение – успокоение

Напряжение – разрядка

Титченер

«Ошибка стимула» - любое указание на объективное содержание переживания. «Подлинные» ощущения лишены предметности. Нужно тренировать испытуемого их выделять: «неровная дорога» = «неодинаковое давление на подошвы ног»

Выделяет 2 уровня сознания:

  1. Верхний уровень характеризуется высоким уровнем ясности процессов
  2. Нижний уровень характеризуется их смутностью

Сознание состоит из 44.000 сенсорных элементов, которые порождают в разных комбинациям все восприятия мысли и эмоции.

Критика:

  1. Метод интроспекции. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании. То, что мы осознаем – постоянно меняется во времени. Самонаблюдение подвержено ошибкам.
  2. Сознание из самого себя невыводимо. Оно не разлагается на элементы.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2540. Нелинейные и дискретные системы автоматического управления 2.68 MB
  Система автоматического управления (САУ) является нелинейной, если хотя бы один ее конструктивный элемент (или одно ее алгоритмическое звено) описывается нелинейным уравнением. Практически все реальные САУ содержат один или несколько нелинейных элементов (или так называемых нелинейностей).
2541. Проектирование магистральных и внутризоновых ВОЛП 440.84 KB
  Необходимо спроектировать трассу ВОК на участке Смоленск – Москва. Определить необходимое количество каналов и определить параметры оптического кабеля. При выборе оптимального варианта трассы прокладки волоконно-оптического кабеля (ВОК) исходят из того, что линейные сооружения являются наиболее дорогой и сложной частью сети связи.
2542. Материаловедение и технология конструкционных материалов для строительства 1.82 MB
  Строительное материаловедение является наукой о строительных материалах и изделиях. Без достаточных знаний о многочисленных разновидностях строительных материалов, способах их производства и качественных показателях, методах их правильного хранения и использования невозможно проектировать и строить здания и сооружения.
2543. Культура користування мобільним зв’язком 1.58 MB
  Мета уроку: перевірити рівень мобільної культури серед молоді, обговорити зі школярами правила дотримання мобільного етикету як в школах, так і в громадських місцях, сформувати культуру спілкування та застерегти учнів від помилок у користуванні мобільним зв'язком.
2544. Умеешь ли ты дружить 50 KB
  Цель: Раскрыть сущность понятия дружба, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими. Формирование у учащихся нравственных качеств, присущих дружеским и товарищеским взаимоотношениям.
2545. Проект комплексной механизации животноводческой фермы 496.5 KB
  Количество скотомест для предприятий крупного рогатого скота по производству молока рассчитывается с учетом коэффициентов, приведенных в таблице № 1 в зависимости от количества коров на ферме.
2546. Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года 705.27 KB
  У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества. Кроме этого игровая форма способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей, позволяет лучше усвоить предлагаемый материал, расширить и углубить знания по той или иной теме.
2547. Инновационный маркетинг 417.52 KB
  Инновационный маркетинг — понятие, возникшее относительно недавно. Предпосылкой появления данной экономической категории явилось общее возрастание роли инноваций в деятельности компаний. В силу ограниченности научно-технических ресурсов, являющихся базой для появления первичных инноваций.
2548. Характеристика беспроводных КС 199.46 KB
  Диапазоны электромагнитного спектра. Распространение электромагнитных волн. Связь одного источника и нескольких приемников. Классификация беспроводных сетей. Беспроводная линия связи.