95301

Подход школы Вундта к проблемам сознания

Доклад

Логика и философия

Сознание по сути - содержание сознания элементы сознания. Подход школы Вундта к проблемам сознания. Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку ввел экспериментальные методы исследования и объявил что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

Русский

2015-09-22

15.06 KB

0 чел.

23. Подход школы Вундта.

  1. Предмет психологии. Сознание (по сути - содержание сознания), элементы сознания.
  2. Объект психологии. Специально обученные люди, в основном, психологи.
  3. Методы изучения. Интроспекция, эксперимент. Анализ продуктов деятельности (чтобы изучать психологию творчества и т.п.). Естественнонаучные + интроспекция + гуманитарные.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Философия и физиология.
  5. Методологическая позиция.
    Эксплицитная. Вундт – идеалист. То есть считал, что когда мы занимаемся естественными науками и изучаем физический мир, мы изучаем то, как организуются объекты в нашем сознании. Психология – эмпирическая наука. И естественная: «нельзя допустить никакого принципиального различия между психологическими методами и естественнонаучными методами». Но позже считал, тем не менее, что нельзя ограничиваться только этим методом, признавал гуманитарную составляющую. В этом контексте хочется ещё отметить, что Вундт – монист.
    Имплицитная методологическая позиция, в общем, совпадает с декларируемой (по модулю интроспекции, которую Вундт считал естественнонаучной, а мы не считаем).
  6. Вклад в теорию. Организовал первую психологическую лабораторию.  Ввёл экспериментальные методы психологического исследования. Сделал вывод, что не всё, происходящее в сознании, доступно самонаблюдению. Соответственно, в дальнейшем развитии науки произошёл отказ от возможности изучать психику, руководствуясь в качестве основного методом интроспекции. Экспериментально получил, что сознание структурирует реальность (метроном) – позже, но пройдя совсем с другой стороны, об этом скажут гештальтисты.
  7. Вклад в практику. Организовал первую экспериментальную лабораторию. Создание завода по производству инструментов для психологических экспериментов (часть инструментов придумана самим Вундтом).  

Подход школы Вундта к проблемам сознания.

Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку, ввел экспериментальные методы исследования и объявил, что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

То, что дано сознанию в полной мере известно только носителю сознания. => единственный метод изучения явлений сознания – интроспекция (испытуемый описывает то, что переживает в заданной экспериментальной ситуации, а экспериментатор пытается разложить это описание на какие-либо устойчивые элементы, выявляя общую структуру сознания).

Вундт пытался разложить сознание на составляющие элементы, чтобы стало возможным описать структуру любого сознательного явления. Эти элементы соединяются в «творческом синтезе», создавая новые свойства.

Апперцепция – связывание в «мгновенном акте» содержания отдельных восприятий в одно целое вместе с уже накопленным предшествующим опытом.

Вундт интересовался ограничениями на возможности сознания:

  1. Одно из 2х одновременных впечатлений всегда осознается раньше другого
  2. При изолированном восприятии отдельных элементов мы не можем ясно различать и сохранять в памяти более 7 элементов. Однако в поле сознания может поступать гораздо большее число элементов, если эти элементы поступают не изолированно

Чувства:

Удовольствие – неудовольствие

Возбуждение – успокоение

Напряжение – разрядка

Титченер

«Ошибка стимула» - любое указание на объективное содержание переживания. «Подлинные» ощущения лишены предметности. Нужно тренировать испытуемого их выделять: «неровная дорога» = «неодинаковое давление на подошвы ног»

Выделяет 2 уровня сознания:

  1. Верхний уровень характеризуется высоким уровнем ясности процессов
  2. Нижний уровень характеризуется их смутностью

Сознание состоит из 44.000 сенсорных элементов, которые порождают в разных комбинациям все восприятия мысли и эмоции.

Критика:

  1. Метод интроспекции. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании. То, что мы осознаем – постоянно меняется во времени. Самонаблюдение подвержено ошибкам.
  2. Сознание из самого себя невыводимо. Оно не разлагается на элементы.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3996. Класифікація компютерних злочинів 222.3 KB
  Закордонними фахівцями розроблені різні класифікації способів здійснення комп'ютерних злочинів. Нижче приведені назви способів здійснення подібних злочинів, що відповідають кодифікаторові Генерального Секретаріату Інтерполу. У 1991 році даний кодифікатор був інтегрований в автоматизовану систему пошуку і в даний час доступний НЦБ більш ніж 100 країн.
3997. Аналіз ефективності інвестиційних проектів засобами ПК 221.95 KB
  АНАЛІЗ ЕФЕКТИВНОСТІ ІНВЕСТИЦІЙНИХ ПРОЕКТІВ ЗАСОБАМИ КОМП’ЮТЕРНИХ ТЕХНОЛОГІЙ Теоретична довідка. Основна задача аналізу ефективності інвестиційного проекту полягає у визначенні цінності проекту з погляду зіставлення вигод і витрат проекту, вираж...
3998. Програмування та настроювання малоканального програмованого логічного контролера МІК-51 підприємства Мікрол 228.81 KB
  Робота 2. Програмування та настроювання малоканального програмованого логічного контролера МІК51 підприємства «Мікрол». Мета роботи Вивчення основних можливостей програмного пакета «Редактор FBD-програм АЛЬФА», програмна реалізація мовою FBD-блок...
3999. Імітаційне моделювання інвестиційних ризиків засобами ПК 219.7 KB
  Лабораторна робота. ІМІТАЦІЙНЕ МОДЕЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНИХ РИЗИКІВ ЗАСОБАМИ КОМП’ЮТЕРНИХ ТЕХНОЛОГІЙ Вибір та обґрунтування доцільності реалізації того чи іншого інвестиційного проекту пов’язані з аналізом подій, які відбуватимуться в майбу...
4000. Амортизація. Метод рівномірної амортизації 216.18 KB
  Амортизація. Амортизація – це списання частини вартості активу (як правило основних засобів), яке пов’язане з його використанням у процесі отримання доходу. Списання відбувається поступово по мірі зносу активу, в залежності від строку його...
4001. Изучение пакета NetCracker Pro 205.99 KB
  Лабораторная работа № 1 Изучение пакета NetCracker Pro Цель работы: познакомиться с основными возможностями пакета NetCracker Pro и получить навыки построения компьютерных сетей. Краткое руководство по использованию программы NetCracker Pro. Програм...
4002. Изучение центрального соударения двух тел. Проверка второго закона Ньютона 192.98 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Изучение центрального соударения двух тел. Проверка второго закона Ньютона Цель работы 1. Экспериментальная проверка законов упругого и неупругого центрального соударения для системы двух тележек, движущихся с малым трением. ...
4003. Термінологія дисципліни Компютерні системи захисту інформації 213.52 KB
  Згідно з нормативним документом системи технічного захисту інформації “Термінологія у галузі захисту інформації в комп’ютерних системах від несанкціонованого доступу” НД ТЗІ 1.1-003-99 : автоматизована система (АС) - це організаційно-технічна система, що реалізує інформаційну технологію і поєднує у собі
4004. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА 180.84 KB
  Лабораторная работа. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА. Цель работы: определение опытным путем момента инерции системы, состоящей из массивного металлического диска и шкива, насаженных на об...