95301

Подход школы Вундта к проблемам сознания

Доклад

Логика и философия

Сознание по сути - содержание сознания элементы сознания. Подход школы Вундта к проблемам сознания. Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку ввел экспериментальные методы исследования и объявил что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

Русский

2015-09-22

15.06 KB

0 чел.

23. Подход школы Вундта.

  1. Предмет психологии. Сознание (по сути - содержание сознания), элементы сознания.
  2. Объект психологии. Специально обученные люди, в основном, психологи.
  3. Методы изучения. Интроспекция, эксперимент. Анализ продуктов деятельности (чтобы изучать психологию творчества и т.п.). Естественнонаучные + интроспекция + гуманитарные.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Философия и физиология.
  5. Методологическая позиция.
    Эксплицитная. Вундт – идеалист. То есть считал, что когда мы занимаемся естественными науками и изучаем физический мир, мы изучаем то, как организуются объекты в нашем сознании. Психология – эмпирическая наука. И естественная: «нельзя допустить никакого принципиального различия между психологическими методами и естественнонаучными методами». Но позже считал, тем не менее, что нельзя ограничиваться только этим методом, признавал гуманитарную составляющую. В этом контексте хочется ещё отметить, что Вундт – монист.
    Имплицитная методологическая позиция, в общем, совпадает с декларируемой (по модулю интроспекции, которую Вундт считал естественнонаучной, а мы не считаем).
  6. Вклад в теорию. Организовал первую психологическую лабораторию.  Ввёл экспериментальные методы психологического исследования. Сделал вывод, что не всё, происходящее в сознании, доступно самонаблюдению. Соответственно, в дальнейшем развитии науки произошёл отказ от возможности изучать психику, руководствуясь в качестве основного методом интроспекции. Экспериментально получил, что сознание структурирует реальность (метроном) – позже, но пройдя совсем с другой стороны, об этом скажут гештальтисты.
  7. Вклад в практику. Организовал первую экспериментальную лабораторию. Создание завода по производству инструментов для психологических экспериментов (часть инструментов придумана самим Вундтом).  

Подход школы Вундта к проблемам сознания.

Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку, ввел экспериментальные методы исследования и объявил, что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

То, что дано сознанию в полной мере известно только носителю сознания. => единственный метод изучения явлений сознания – интроспекция (испытуемый описывает то, что переживает в заданной экспериментальной ситуации, а экспериментатор пытается разложить это описание на какие-либо устойчивые элементы, выявляя общую структуру сознания).

Вундт пытался разложить сознание на составляющие элементы, чтобы стало возможным описать структуру любого сознательного явления. Эти элементы соединяются в «творческом синтезе», создавая новые свойства.

Апперцепция – связывание в «мгновенном акте» содержания отдельных восприятий в одно целое вместе с уже накопленным предшествующим опытом.

Вундт интересовался ограничениями на возможности сознания:

  1. Одно из 2х одновременных впечатлений всегда осознается раньше другого
  2. При изолированном восприятии отдельных элементов мы не можем ясно различать и сохранять в памяти более 7 элементов. Однако в поле сознания может поступать гораздо большее число элементов, если эти элементы поступают не изолированно

Чувства:

Удовольствие – неудовольствие

Возбуждение – успокоение

Напряжение – разрядка

Титченер

«Ошибка стимула» - любое указание на объективное содержание переживания. «Подлинные» ощущения лишены предметности. Нужно тренировать испытуемого их выделять: «неровная дорога» = «неодинаковое давление на подошвы ног»

Выделяет 2 уровня сознания:

  1. Верхний уровень характеризуется высоким уровнем ясности процессов
  2. Нижний уровень характеризуется их смутностью

Сознание состоит из 44.000 сенсорных элементов, которые порождают в разных комбинациям все восприятия мысли и эмоции.

Критика:

  1. Метод интроспекции. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании. То, что мы осознаем – постоянно меняется во времени. Самонаблюдение подвержено ошибкам.
  2. Сознание из самого себя невыводимо. Оно не разлагается на элементы.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52228. Україна в геополітичних планах країн Антанти і Троїстого союзу 72 KB
  Розкрити причини та привід до початку першої світової війни. Війна; привід до війни світова війна ринки збуту воєннополітичний блок причини війни ультиматум імперіалізм. – оформлення союзу Антанта; 28 червня 1914 року – вбивство в Сараєво ерцгерцога Франца Фердинандаспадкоємця австрійського престолу; 10серпня 1914 року – початок першої світової війни оголошення Німеччиною війни Росії. Після цього уроку учні зможуть: називати роки утворення...
52229. Географічне положення Антарктиди. Історія відкриття і дослідження 2.76 MB
  Мета уроку: сформувати e учнів систему знань про географічне положення Антарктиди; охарактеривувати своєрідність географічного положення материка; розповісти про історію відкриття і дослідження Антарктиди; удосконалювати вміння і навички роботи з картою; розвивати інтерес до предмету. Обладнання: карта Антарктиди контурні карти підручники портрети мандрівників презентація PowerPoint. Ми вирушаємо до Антарктиди слайд 1 Про цій материк полярник А.
52230. Антарктида – льодовий материк планети 93 KB
  Цілі: Виявити особливості унікальності і своєрідності географічного положення природи Антарктиди та Південного океану. Тип уроку: засвоєння нових знань Форма уроку: урок конференція Обладнання: фізична карта півкуль і Антарктиди атлас контурна карта мультимедійна презентація I. Майже в центрі материка розміщений Південний полюс тому всі береги Антарктиди дивляться на північ. Як бачимо географічне положення Антарктиди дуже відрізняється від географічного положення інших континентів.
52231. Античний світ: подорож у минуле 36 KB
  Перше завдання Візитки команд Домашнє завдання . Другим завданням нашої історичної подорожі є похід до керамічної майстерні. Завдання дітям: виконати малюнок на кольоровому папері чорним фломастером: Розпис амфор . Завдання: розіграти сценку давньогрецької комедії та трагедії з використанням масок.
52233. Методична розробка уроку з англійської мови «В аптеці» для учнів 10 - 11 класів 3.2 MB
  Актуальність теми полягає у постійно зростаючій потребі людей у кваліфікованому та грамотному обслуговуванні представниками такої важливої професії, як фармацевт. Значення роботи аптекаря усвідомлюється саме в час різкого підвищення рівня захворюваності населення, а саме в зимовий період.