95301

Подход школы Вундта к проблемам сознания

Доклад

Логика и философия

Сознание по сути - содержание сознания элементы сознания. Подход школы Вундта к проблемам сознания. Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку ввел экспериментальные методы исследования и объявил что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

Русский

2015-09-22

15.06 KB

0 чел.

23. Подход школы Вундта.

  1. Предмет психологии. Сознание (по сути - содержание сознания), элементы сознания.
  2. Объект психологии. Специально обученные люди, в основном, психологи.
  3. Методы изучения. Интроспекция, эксперимент. Анализ продуктов деятельности (чтобы изучать психологию творчества и т.п.). Естественнонаучные + интроспекция + гуманитарные.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Философия и физиология.
  5. Методологическая позиция.
    Эксплицитная. Вундт – идеалист. То есть считал, что когда мы занимаемся естественными науками и изучаем физический мир, мы изучаем то, как организуются объекты в нашем сознании. Психология – эмпирическая наука. И естественная: «нельзя допустить никакого принципиального различия между психологическими методами и естественнонаучными методами». Но позже считал, тем не менее, что нельзя ограничиваться только этим методом, признавал гуманитарную составляющую. В этом контексте хочется ещё отметить, что Вундт – монист.
    Имплицитная методологическая позиция, в общем, совпадает с декларируемой (по модулю интроспекции, которую Вундт считал естественнонаучной, а мы не считаем).
  6. Вклад в теорию. Организовал первую психологическую лабораторию.  Ввёл экспериментальные методы психологического исследования. Сделал вывод, что не всё, происходящее в сознании, доступно самонаблюдению. Соответственно, в дальнейшем развитии науки произошёл отказ от возможности изучать психику, руководствуясь в качестве основного методом интроспекции. Экспериментально получил, что сознание структурирует реальность (метроном) – позже, но пройдя совсем с другой стороны, об этом скажут гештальтисты.
  7. Вклад в практику. Организовал первую экспериментальную лабораторию. Создание завода по производству инструментов для психологических экспериментов (часть инструментов придумана самим Вундтом).  

Подход школы Вундта к проблемам сознания.

Вундт трактовал психологию как сугубо эмпирическую науку, ввел экспериментальные методы исследования и объявил, что все другие способы изучения сознания вне границ самого сознания являются ненаучными и непродуктивными.

То, что дано сознанию в полной мере известно только носителю сознания. => единственный метод изучения явлений сознания – интроспекция (испытуемый описывает то, что переживает в заданной экспериментальной ситуации, а экспериментатор пытается разложить это описание на какие-либо устойчивые элементы, выявляя общую структуру сознания).

Вундт пытался разложить сознание на составляющие элементы, чтобы стало возможным описать структуру любого сознательного явления. Эти элементы соединяются в «творческом синтезе», создавая новые свойства.

Апперцепция – связывание в «мгновенном акте» содержания отдельных восприятий в одно целое вместе с уже накопленным предшествующим опытом.

Вундт интересовался ограничениями на возможности сознания:

  1. Одно из 2х одновременных впечатлений всегда осознается раньше другого
  2. При изолированном восприятии отдельных элементов мы не можем ясно различать и сохранять в памяти более 7 элементов. Однако в поле сознания может поступать гораздо большее число элементов, если эти элементы поступают не изолированно

Чувства:

Удовольствие – неудовольствие

Возбуждение – успокоение

Напряжение – разрядка

Титченер

«Ошибка стимула» - любое указание на объективное содержание переживания. «Подлинные» ощущения лишены предметности. Нужно тренировать испытуемого их выделять: «неровная дорога» = «неодинаковое давление на подошвы ног»

Выделяет 2 уровня сознания:

  1. Верхний уровень характеризуется высоким уровнем ясности процессов
  2. Нижний уровень характеризуется их смутностью

Сознание состоит из 44.000 сенсорных элементов, которые порождают в разных комбинациям все восприятия мысли и эмоции.

Критика:

  1. Метод интроспекции. Нельзя найти причины сознательной деятельности в самом сознании. То, что мы осознаем – постоянно меняется во времени. Самонаблюдение подвержено ошибкам.
  2. Сознание из самого себя невыводимо. Оно не разлагается на элементы.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66589. Анализ структуры персонала филиала ОАО «Иркутскэнерго» 145.5 KB
  Преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе её прохождения происходит углубление и закрепление знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения. Она помогает преобразовать знания в умения.
66592. Установка операционной системы Windows7 611.5 KB
  Звуковая система ПК комплекс программно-аппаратных средств выполняющих следующие функции: запись звуковых сигналов поступающих от внешних источников например микрофона или магнитофона путем преобразования входных аналоговых звуковых сигналов...
66593. Побудова емпіричної формули методом найменших квадратів 1.04 MB
  На основі розрахунків, виконаних засобами MS Excel, алгоритмічної мови програмування C#, ми отримали емпіричну формулу у=0,023679-0,11475*Х. Значення суми квадратів відхилень (-19,4716) та графіки, побудовані засобами MS Excel, є наочною ілюстрацією правильності розв’язування завдання.
66595. Аналіз доцільності оплати за спожиту електроенергію за диференційованим тарифом 2.83 MB
  На даний момент ВАТ «Київмедпрепарат» спеціалізується на виробництві лікарських засобів у вигляді різних лікарських форм: порошків для ін'єкцій, таблеток, капсул, мазей, гелів. Номенклатура продукції складає більше 80 найменувань препаратів практично всіх фармакотерапевтичних груп.