95302

Подход школы Джеймса

Доклад

Логика и философия

Джеймс рассматривал сознание как выполняющее важную функцию в человеческой жизни. Разлагать сознание на элементы бессмысленно поток сознания непрерывен сознание в целом а не его отдельные элементы предназначено помогать организму быть эффективным в различных жизненных ситуациях.

Русский

2015-09-22

17.28 KB

0 чел.

24. Подход школы Джеймса.

  1. Предмет психологии. Сознание. Адаптивные функции сознания. Эмоции, «Я» (близко к гуманистическим вопросам). Связь физиологии и психологии. Каким образом действительность искажается в психике человека.
  2. Объект психологии. Люди, животные, их нервная система.
  3. Методы изучения. Физиологические. Эксперименты с предъявлением стимулов, описание людьми, что они видят, их реакции, самоотчёт. Нельзя провести один и тот же эксперимент несколько раз: в одну реку не войдёшь дважды.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Из медицины и философии.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Прагматист:

««То, во что было бы для нас лучше верить!» Это звучит вполне как определение истины.» Или, например: «Истиной прагматизм признаёт то, - и это единственный критерий истины, - что лучше всего «работает» на нас, ведёт нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, - причём ничего не должно быть опущено».

Из этого непременно вытекает плюрализм, ведь истин в таком определении может быть много. Полезно верить в этих богов? Значит, они истинны. Полезно верить в других? Они тоже истинны! У него даже есть книга «Плюралистическая Вселенная».

Эксплицитная позиция сочетает естественнонаучность и, что удивительно, мистицизм. Впрочем, Джеймс не боится себе противоречить даже в декларативной методологической позиции.

Имплицитная позиция: если рассматривать исключительно его психологические идеи, то они естественнонаучны. А как и почему он к ним пришёл – вопрос ведь совсем другой, главное, что конечный результат удовлетворяет критериям естественной науки.

  1. Вклад в теорию.
    Закон Джеймса-Ланге. Хоть в чистом виде его сегодня мало кто рассматривает всерьёз, но обобщённая идея о том, что нужно изучать, как физиология влияет на эмоции и вообще на психику, полезна и была воспринята.
    Закон диссоциации. Очевидно повлиял на Келли.
    Идея психических обертонов. Правда, она сама по себе не была новой, как и многие его идеи… Но тут нужно отметить совокупный вклад: Джеймс высказал очень много точных догадок, которые потом то и дело будут отзываться. И повлиял тут ещё и его авторитет (с работами Джеймса знакомились почти все психологи, с работами отдельных философов, у которых эти же идеи звучат – меньше, к тому же философов с единичными ценными для психологии идеями очень много, а Джеймс с кучей ценных догадок – один).

Например, он говорит: мы воспринимаем то, к чему мы изначально готовы благодаря этому психическому обертону. Уже сейчас мы видим в этом и предвестье теории установки, и намёк на позитивный выбор по В. М. Аллахвердову, и ещё много чего.  

Теория эмоций Джеймса до сих пор привлекает много внимания. Для её проверки было поставлено много экспериментов. Кеннон с кошками – некоторые считают, что опровержение. Эксперимент Штракка с карикатурами с карандашами – подтверждение.

  1. Вклад в практику. Американский стиль жизни . Нам смешно, потому что мы улыбаемся. Соответственно, если вам плохо – улыбайтесь! Как произвести впечатление (театральные концепции) и как изменить своё состояние.

Подход школы Джемса к проблемам сознания.

Функционализм

Основной вопрос функционализма – что значит быть полезным или эффективным?.

Джемс рассматривал сознание как выполняющее важную функцию в человеческой жизни. Оно появилось потому, что было полезно. Это инструмент, с помощью которого организм приспосабливается к окружающей среде.

Разлагать сознание на элементы – бессмысленно – поток сознания непрерывен, сознание, в целом,  а не его отдельные элементы, предназначено помогать организму  быть эффективным в различных жизненных ситуациях.

=> экспериментировать над сознанием не слишком продуктивно: один и тот же эксперимент невозможно повторить.

Функционализм в принципе направлен на объяснение.

Джемс полагает, что значение образа целиком заключается в «полутени окружающих и сопровождающих образ элементов». Зачем нужны эти дополнения (психические обертоны)?  Сознание – это поток. Состояния нашего ума никогда не бывают абсолютно тождественны. Тождественен объект,  а не наши мысли или ощущения. У каждого объекта много свойств. Сознание выделяет те, которые полезны для действия. Ни одно свойство не является абсолютным, требующим обязательного выделения мыслью. Наши мысли об одном и том же объекте отражают разные свойства. Но, чтобы установить тождественность этих мыслей, сознание обязано выделить несколько сторон у объекта своей мысли и остановиться на тех из них, которые тождественны другой мысли об этом же объекте. Психические обертоны – это реально существующие, но не выделенные сознанием в данный момент стороны нашей мысли.

«Закон диссоциации образа при изменении сопровождающих элементов»: сознание выделяет в предъявленном объекте в первую очередь те его качества, которые отличают данный объект от подобных, сопровождающих  его предъявление; повторные предъявления того же объекта вместе с новыми объектами постепенно ведут к полному обособлению в сознании данного объекта.

С помощью эмоций организм сообщает сознанию о совершающихся в нем процессах. Это важно, т.к. сознательным усилием человек может сознательным усилием может снять нежелательную реакцию и вызвать положительную. Сами по себе эмоции приспособительного значения не имеют.

Эксперименты Штракка с карикатурами (ручка в зубах).

Психологи должны видеть в явлениях сознания то, как искажается действительность в ее субъективном переживании. Это искажение придает психической жизни своеобразие. Психология, изучая психическую деятельность, не должна забывать о последующем использовании результата психической деятельности для управления поведением. Потому что психические процессы, не реализующиеся в каком-то действии, бесполезны для организма.

Единственным мотивом мыслительной работы человека является преодоление неуверенности.

Дьюи

Только в момент торможения привычки рождается мысль.

5 шаговая модель принятия нестандартных решений:

  1. осознание наличия затруднения
  2. определение сущности затруднения
  3. создание возможных вариантов решения
  4. оценка последствий при выборе разных вариантов и, на этой основе, выбор одного из вариантов.
  5. опытная проверка выбранного варианта, приводящая в конечном счете к принятию или отвержению этого варианта.

Критика:

  1. Если  отражение и регуляция могут протекать совершенно автоматически, зачем нужны психика и сознание?
  2. Эволюционное учение, на которое опирались функционалисты, не проверяемо опытным путем и ничего не предсказывает. Ни термин «выживание», ни термин «приспособление» не являются определенными. Поэтому в принципе не удается логически объяснить сознание из функции приспособления организма к среде.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69539. Бюджетная система 523 KB
  Финансовая система Украины Централизованные финансовые ресурсы сосредотачиваются в Государственном бюджете Пенсионном фонде Фонде государственного страхования и др. Государственный бюджет формируется за счет отчислений плательщиков налогов согласно Закону...
69540. Проектное финансирование 96.5 KB
  Отличие проектного финансирования от кредитования реальных инвестиций.1 Отличие проектного финансирования от кредитования реальных инвестиций. Однако в Украине преобладает упрощенное представление о проектном финансировании как о банковском долгосрочном кредитовании...
69541. Складні речовини. Основні класи неорганічних сполук. Оксиди, їх склад, назва, визначення. Фізичні властивості 71 KB
  Ознайомити учнів з основними класами неорганічних сполук; складом, фізичними властивостями оксидів, та їх класифікацію; вдосконалювати вміння складати формули бінарних сполук.; виробляти вміння складати генетичні ряди.
69542. Конспекти уроків з технології 11 клас 655 KB
  Професійна діяльність і професійне самовизначення. Проектування як складова сучасного виробництва в життєдіяльності людини. Методи творчого та критичного мислення в проектній технології. Раціоналізаторські пропозиції – рушійна сила розвитку виробництва...
69543. Методологія і організація наукових досліджень 483 KB
  Наукове дослідження – це процес генерування нових наукових знань, тобто процес вивчення певного об’єкта (процесу або явища) з метою встановлення закономірностей його виникнення, розвитку і перетворення для раціонального використання у практичній діяльності людей.
69544. Методы прогнозирования и принятия решений, курс лекций 1.49 MB
  В курсе лекций показаны роль и место управленческих решений в функционировании организаций, методология и технология процесса разработки управленческих решений, классификация и типология управленческих решений, качество и эффективность управленческих решений, роль и методология прогнозирования в процессе принятия решений.
69545. Основы управления интеллектуальной собственностью, курс лекций 365.5 KB
  Интеллектуальная собственность в последнее время стала одной из основных движущих сил развития общества. В большинстве стран мира сложилась крупная отрасль общественного производства – экономика интеллектуальной собственности.
69546. Соціологія, курс лекцій 1.25 MB
  Вивчення даного курсу допоможе сформувати у майбутніх фахівців соціологічне мислення і культуру, надасть їм необхідну допомогу в розумінні сутності й змісту складних соціологічних явищ і процесів, що відбуваються в сучасному ринковому суспільстві
69547. Видоутворення: основні способи і значення 125.5 KB
  Видоутворення – еволюційний процес утворення нових біологічних видів (з предкового). Вперше термін «видоутворення» або «кладогенез» був введений біологом Оратором Куком. З генетичної точки зору видоутворення - це процес перетворення генетично відкритих систем (внутрішньовидові форми) в генетично закриті (види).