95303

Подход школы Фрейда

Доклад

Логика и философия

Фрейд убеждён что занимается естественной наукой. Имплицитная: Фрейд страшно гуманитарен. Кроме того мы видим как много ответвлений есть у психоанализа и каждый доказывает своё преимущество перед другими исключительно гуманитарно: каждый конкретный случай в рамках своих теорий с лёгкостью объяснит и Фрейд и Юнг и Адлер и Хорни и Берн.

Русский

2015-09-22

15.4 KB

0 чел.

25. Подход школы Фрейда.

  1. Предмет психологии. Сознание, бессознательное, структура психики.
  2. Объект психологии. Больные люди: невротики, истерички. Сновидения, оговорки, описки, неврозы.
  3. Методы изучения. Клинические наблюдения, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, перенос, контрперенос... Фактически гуманитарные, интерпретативные методы.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Из клиники.
  5. Методологическая позиция.
    Эксплицитная. Фрейд убеждён, что занимается естественной наукой. Он монист, и считает, что в мире всё детерминировано, в том числе содержание сознания человека.

Имплицитная: Фрейд страшно гуманитарен. Он не ставит никаких экспериментов, его теория непроверяема, и Карл Поппер, разъясняя свой критерий научности, объявляет психоанализ ярким примером нефальсифицируемой теории. Его теория способна объяснить что угодно, он много горопизирует. Кроме того, мы видим, как много ответвлений есть у психоанализа, и каждый доказывает своё преимущество перед другими исключительно гуманитарно: каждый конкретный случай в рамках своих теорий с лёгкостью объяснит и Фрейд, и Юнг, и Адлер, и Хорни, и Берн...

  1. Вклад в теорию. Невероятный вклад. Фрейд высказал, пожалуй, наиболее глубокие идеи из существующих сегодня в психологии. Благодаря ему много внимания стало уделяться бессознательному. Он обратил внимание на ложную атрибуцию. Защитными механизмами активно занимаются и будут заниматься. Он предложил оригинальную структуру психики, от которой отталкивались многие после. Невротические конфликты, механизмы личности… в общем, можно продолжать долго.
  2. Вклад в практику. Собственно, появилась психотерапия. Фрейд первый стал «лечить словом» неврозы. Его представления о невротических конфликтах, защитных механизмах, либидо и т.п. используются во всех практикоориентированных направлениях психологии. Гештальт-терапия фактически полностью выросла из психоанализа.

Подход школы Фрейда к проблемам сознания.

Фрейд объясняет сознание психическими процессами, которые в сознании не даны – бессознательным. Фрейд вводит бессознательное как мощную самостоятельную структуру, которая ни на что сознательное не похожа и , тем не менее, управляет сознанием

Эксперименты Бернгейма с погружением в гипноз.

Фрейд пытался лечить истерию гипнозом. Сделал вывод, что человек всегда объясняет свое поведение, но не всегда то, что его сознанию кажется искренним объяснением своего поступка, в действительности соответствует его реальной причине. Мы не должны верить человеку на слово, а должны, как положено в естественной науке, подвергать все сомнению и перепроверять.

В области психического нет и не может быть ничего произвольного, недетерминированного. Следовательно, если содержание сознания нас обманывает, то оно обманывает неслучайно. По видимому, в психике, кроме сознания, существует еще какой-то контрольно-пропускной механизм, принимающий решения, какую информацию допускать в сознание, а какую – нет (цензура). Фрейд сосредоточился на непроизвольных ошибках (пропущенных цензурой), чтобы выяснить какую именно информацию цензура не пускает в сознание. И делает вывод, что информацию, прямо или косвенно связанную с неприятными или нежелательными переживаниями. По той же причине Фрейд обращается к сновидениям, полагая, что во время сна цензура тоже «спит».

Но из сознания вытесняются не только нежелательные и неприемлемые переживания, но и самые лучшие и благородные (совесть, самокритика). Фрейд полагал, что высшие социальные ценности человек перенимает от родителей,  а с родителями у него тоже связаны вытесненные желания. Поэтому вытесняются и сами ценности. Правда, люди обычно отказываются признавать влечение к родителям. Но сознание, как отмечалось, не всегда понимает само себя. Факт сопротивления психоаналитическим интерпретациям лишь подтверждает их правильность. Ведь эти желания не случайно были вытеснены из сознания и замаскированы.а значит, и не так просто ввести их обратно в сознание.

Критика:

  1. Схема личности (Id-Ego-SuperEgo) обладает определенной стройностью и завершенностью, но ее нельзя экспериментально доказать. Методы эмпирического исследования (анализ ошибок, сновидений и т.п.) опираются на теоретические понятия, которые выведены только с помощью этих же методов и ни в каком независимом эксперименте непроверяемы.

Адлер. Ид - стремление к власти

Юнг. Коллективное бессознательное

Хорни. Тревога играет главную роль в порождении невротических черт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23238. Аристотель, Стагірит 216 KB
  Зі сказаного очевидно що з того де йде мова про предмет необхідно говорити про предмет і ім'я й поняття; так наприклад людина говорить про предмет про окрему людину і про неї звичайно говорить ім'я [людини]: адже окремою людиною називають живу істоту й визначення людини буде визначати окрему людину адже окрема людина є й людина і жива істота. Так біле перебуваючи в тілі як у підметі говорить про предмет адже тіло називається білим але поняття білого ніколи не може означати тіло. Її предмет мислення як цілісне утворення...
23239. Ільєнков, Евальд Васильович 146.5 KB
  І ось учорашній оптиміст стає похмурим нитиком песимістом якого вже ніщо не радує і ніщо не веселить не дивлячись на його паспортну молодість здоровий шлунок і міцні зуби. Якщо ми недвозначно беремо висвітлену таким чином наукову присутність у своє володіння то маємо сказати: Те на що спрямоване наше світовідношення є саме суще і більше ніщо. Те чим керується вся наша установка є саме суще і крім нього ніщо. Те з чим працює дослідження що втручається у світ є саме суще і ніщо понад того.
23240. Сковорода, Григорій Савич 152.5 KB
  Навпаки саме при падінні аристократичних оцінок людської совісті поступово нав'язується весь цей контраст €œегоїстичного€ і €œнеегоїстичного€ цей по моїй термінології стадний інстинкт котрий дістав тоді розповсюдження. Поняття €œдобро€ він вважає по суті рівним поняттю €œкорисний€ €œдоцільний€ так що в думках €œдобро€ і €œзло€ людство ніби то підсумовує і санкціонує саме незабуті і незабутні пізнання про корисне доцільне і шкідливе недоцільне. Добро згідно цієї теорії те що споконвіку виявилося корисним тому воно...
23241. Кримський, Сергій Борисович. ФІЛОСОФІЯ - АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ 192.5 KB
  Кримський розробляє принципи трансформації знання прийоми інтерпретації принципи узагальненої раціональності та розуміння принципи духовності розвиває неоплатонічну концепцію вилучення архетипових структур буття розуму та культури; виділяє архетипи української культури. ФІЛОСОФІЯ АВАНТЮРА ДУХУ ЧИ ЛІТУРГІЯ СМИСЛУ Видатний мислитель пізньоантичної епохи Плотін стверджуючи прилученність мудрості до центральних зон смислотворчості буття та людини проголошував що філософія є найголовнішим у житті. Вона є єдиним засобом поставити людину...
23242. Фоєрбах, Людвіг. РАГМЕНТИ ДО ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЄЇ ФІЛОСОФСЬКОЇ БІОГРАФІЇ 85.5 KB
  Головним завданням своєї філософії Фоєрбах вважав відповідь на питання якою є справжня природа людини як визначити її шлях до щастя Для розкриття природи людини застосовує поняття любові. Подальший прогрес людства Фоєрбах вбачав в утвердженні нової філософії релігії що культивуватиме любов людини до людини як до Бога. Але чи не слід би саму релігію зрозуміти у більш загальному смислі А порозуміння з філософією чи не повинно полягати лише у визнанні та виправданні певних вчень Чи немає якогось іншого виду порозуміння ________ Яке ж...