95303

Подход школы Фрейда

Доклад

Логика и философия

Фрейд убеждён что занимается естественной наукой. Имплицитная: Фрейд страшно гуманитарен. Кроме того мы видим как много ответвлений есть у психоанализа и каждый доказывает своё преимущество перед другими исключительно гуманитарно: каждый конкретный случай в рамках своих теорий с лёгкостью объяснит и Фрейд и Юнг и Адлер и Хорни и Берн.

Русский

2015-09-22

15.4 KB

0 чел.

25. Подход школы Фрейда.

  1. Предмет психологии. Сознание, бессознательное, структура психики.
  2. Объект психологии. Больные люди: невротики, истерички. Сновидения, оговорки, описки, неврозы.
  3. Методы изучения. Клинические наблюдения, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, перенос, контрперенос... Фактически гуманитарные, интерпретативные методы.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Из клиники.
  5. Методологическая позиция.
    Эксплицитная. Фрейд убеждён, что занимается естественной наукой. Он монист, и считает, что в мире всё детерминировано, в том числе содержание сознания человека.

Имплицитная: Фрейд страшно гуманитарен. Он не ставит никаких экспериментов, его теория непроверяема, и Карл Поппер, разъясняя свой критерий научности, объявляет психоанализ ярким примером нефальсифицируемой теории. Его теория способна объяснить что угодно, он много горопизирует. Кроме того, мы видим, как много ответвлений есть у психоанализа, и каждый доказывает своё преимущество перед другими исключительно гуманитарно: каждый конкретный случай в рамках своих теорий с лёгкостью объяснит и Фрейд, и Юнг, и Адлер, и Хорни, и Берн...

  1. Вклад в теорию. Невероятный вклад. Фрейд высказал, пожалуй, наиболее глубокие идеи из существующих сегодня в психологии. Благодаря ему много внимания стало уделяться бессознательному. Он обратил внимание на ложную атрибуцию. Защитными механизмами активно занимаются и будут заниматься. Он предложил оригинальную структуру психики, от которой отталкивались многие после. Невротические конфликты, механизмы личности… в общем, можно продолжать долго.
  2. Вклад в практику. Собственно, появилась психотерапия. Фрейд первый стал «лечить словом» неврозы. Его представления о невротических конфликтах, защитных механизмах, либидо и т.п. используются во всех практикоориентированных направлениях психологии. Гештальт-терапия фактически полностью выросла из психоанализа.

Подход школы Фрейда к проблемам сознания.

Фрейд объясняет сознание психическими процессами, которые в сознании не даны – бессознательным. Фрейд вводит бессознательное как мощную самостоятельную структуру, которая ни на что сознательное не похожа и , тем не менее, управляет сознанием

Эксперименты Бернгейма с погружением в гипноз.

Фрейд пытался лечить истерию гипнозом. Сделал вывод, что человек всегда объясняет свое поведение, но не всегда то, что его сознанию кажется искренним объяснением своего поступка, в действительности соответствует его реальной причине. Мы не должны верить человеку на слово, а должны, как положено в естественной науке, подвергать все сомнению и перепроверять.

В области психического нет и не может быть ничего произвольного, недетерминированного. Следовательно, если содержание сознания нас обманывает, то оно обманывает неслучайно. По видимому, в психике, кроме сознания, существует еще какой-то контрольно-пропускной механизм, принимающий решения, какую информацию допускать в сознание, а какую – нет (цензура). Фрейд сосредоточился на непроизвольных ошибках (пропущенных цензурой), чтобы выяснить какую именно информацию цензура не пускает в сознание. И делает вывод, что информацию, прямо или косвенно связанную с неприятными или нежелательными переживаниями. По той же причине Фрейд обращается к сновидениям, полагая, что во время сна цензура тоже «спит».

Но из сознания вытесняются не только нежелательные и неприемлемые переживания, но и самые лучшие и благородные (совесть, самокритика). Фрейд полагал, что высшие социальные ценности человек перенимает от родителей,  а с родителями у него тоже связаны вытесненные желания. Поэтому вытесняются и сами ценности. Правда, люди обычно отказываются признавать влечение к родителям. Но сознание, как отмечалось, не всегда понимает само себя. Факт сопротивления психоаналитическим интерпретациям лишь подтверждает их правильность. Ведь эти желания не случайно были вытеснены из сознания и замаскированы.а значит, и не так просто ввести их обратно в сознание.

Критика:

  1. Схема личности (Id-Ego-SuperEgo) обладает определенной стройностью и завершенностью, но ее нельзя экспериментально доказать. Методы эмпирического исследования (анализ ошибок, сновидений и т.п.) опираются на теоретические понятия, которые выведены только с помощью этих же методов и ни в каком независимом эксперименте непроверяемы.

Адлер. Ид - стремление к власти

Юнг. Коллективное бессознательное

Хорни. Тревога играет главную роль в порождении невротических черт