95303

Подход школы Фрейда

Доклад

Логика и философия

Фрейд убеждён что занимается естественной наукой. Имплицитная: Фрейд страшно гуманитарен. Кроме того мы видим как много ответвлений есть у психоанализа и каждый доказывает своё преимущество перед другими исключительно гуманитарно: каждый конкретный случай в рамках своих теорий с лёгкостью объяснит и Фрейд и Юнг и Адлер и Хорни и Берн.

Русский

2015-09-22

15.4 KB

0 чел.

25. Подход школы Фрейда.

  1. Предмет психологии. Сознание, бессознательное, структура психики.
  2. Объект психологии. Больные люди: невротики, истерички. Сновидения, оговорки, описки, неврозы.
  3. Методы изучения. Клинические наблюдения, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, перенос, контрперенос... Фактически гуманитарные, интерпретативные методы.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Из клиники.
  5. Методологическая позиция.
    Эксплицитная. Фрейд убеждён, что занимается естественной наукой. Он монист, и считает, что в мире всё детерминировано, в том числе содержание сознания человека.

Имплицитная: Фрейд страшно гуманитарен. Он не ставит никаких экспериментов, его теория непроверяема, и Карл Поппер, разъясняя свой критерий научности, объявляет психоанализ ярким примером нефальсифицируемой теории. Его теория способна объяснить что угодно, он много горопизирует. Кроме того, мы видим, как много ответвлений есть у психоанализа, и каждый доказывает своё преимущество перед другими исключительно гуманитарно: каждый конкретный случай в рамках своих теорий с лёгкостью объяснит и Фрейд, и Юнг, и Адлер, и Хорни, и Берн...

  1. Вклад в теорию. Невероятный вклад. Фрейд высказал, пожалуй, наиболее глубокие идеи из существующих сегодня в психологии. Благодаря ему много внимания стало уделяться бессознательному. Он обратил внимание на ложную атрибуцию. Защитными механизмами активно занимаются и будут заниматься. Он предложил оригинальную структуру психики, от которой отталкивались многие после. Невротические конфликты, механизмы личности… в общем, можно продолжать долго.
  2. Вклад в практику. Собственно, появилась психотерапия. Фрейд первый стал «лечить словом» неврозы. Его представления о невротических конфликтах, защитных механизмах, либидо и т.п. используются во всех практикоориентированных направлениях психологии. Гештальт-терапия фактически полностью выросла из психоанализа.

Подход школы Фрейда к проблемам сознания.

Фрейд объясняет сознание психическими процессами, которые в сознании не даны – бессознательным. Фрейд вводит бессознательное как мощную самостоятельную структуру, которая ни на что сознательное не похожа и , тем не менее, управляет сознанием

Эксперименты Бернгейма с погружением в гипноз.

Фрейд пытался лечить истерию гипнозом. Сделал вывод, что человек всегда объясняет свое поведение, но не всегда то, что его сознанию кажется искренним объяснением своего поступка, в действительности соответствует его реальной причине. Мы не должны верить человеку на слово, а должны, как положено в естественной науке, подвергать все сомнению и перепроверять.

В области психического нет и не может быть ничего произвольного, недетерминированного. Следовательно, если содержание сознания нас обманывает, то оно обманывает неслучайно. По видимому, в психике, кроме сознания, существует еще какой-то контрольно-пропускной механизм, принимающий решения, какую информацию допускать в сознание, а какую – нет (цензура). Фрейд сосредоточился на непроизвольных ошибках (пропущенных цензурой), чтобы выяснить какую именно информацию цензура не пускает в сознание. И делает вывод, что информацию, прямо или косвенно связанную с неприятными или нежелательными переживаниями. По той же причине Фрейд обращается к сновидениям, полагая, что во время сна цензура тоже «спит».

Но из сознания вытесняются не только нежелательные и неприемлемые переживания, но и самые лучшие и благородные (совесть, самокритика). Фрейд полагал, что высшие социальные ценности человек перенимает от родителей,  а с родителями у него тоже связаны вытесненные желания. Поэтому вытесняются и сами ценности. Правда, люди обычно отказываются признавать влечение к родителям. Но сознание, как отмечалось, не всегда понимает само себя. Факт сопротивления психоаналитическим интерпретациям лишь подтверждает их правильность. Ведь эти желания не случайно были вытеснены из сознания и замаскированы.а значит, и не так просто ввести их обратно в сознание.

Критика:

  1. Схема личности (Id-Ego-SuperEgo) обладает определенной стройностью и завершенностью, но ее нельзя экспериментально доказать. Методы эмпирического исследования (анализ ошибок, сновидений и т.п.) опираются на теоретические понятия, которые выведены только с помощью этих же методов и ни в каком независимом эксперименте непроверяемы.

Адлер. Ид - стремление к власти

Юнг. Коллективное бессознательное

Хорни. Тревога играет главную роль в порождении невротических черт


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55147. Доходы и их виды. Дифференциация доходов 23.19 KB
  Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.
55148. Аналіз майна підприємства, показники фондовіддачі 72 KB
  Відпрацювати практичні навички з аналізу структури, стану та ефективності використання майна підприємства; навчитись робити висновки за результатами проведених розрахунків та розробляти рекомендації щодо поліпшення фінансового стану підприємства.
55150. ПОНЯТТЯ І СУТНІСТЬ МЕНЕДЖМЕНТУ 119 KB
  Мета. Засвоїти зміст і сутність поняття менеджмент що таке менеджмент і хто такі менеджери; розглянути і проаналізувати такі поняття як менеджмент і управління та відповідно менеджера і керівника; значимість менеджменту в управлінні організацією. Еволюція погдядів на сутність менеджменту.
55151. Методи та засоби навчання аудіювання. Підготовчі та тренувальні вправи при навчанні аудіювання. Методичні рекомендації 31.5 KB
  Узагальнити та систематизувати знання студентів з теми Навчання аудіювання молодших школярів навчити студентів добирати завдання до аудіо текстів на різних етапах роботи з ними вчити студентів методично правильному пред’явленню аудіотексту.
55152. Категорійно-понятійний апарат з БЖД, таксономія небезпек 949 KB
  Мета: Усвідомити концепцію допустимого ризику та визначити небезпечні й шкідливі чинники для життя людини що найчастіше трапляються шляхом соціального опитування студентів.
55153. План рахунків бухгалтерського обліку. Структура та основи побудови балансу 127 KB
  Принцип повного висвітлення передбачає: а) фінансова звітність повинна містити всю інформацію потенційні наслідки госп-ських операцій; б) фінансова звітність повинна містити всю інформацію про фактичні та потенційні наслідки господарських операцій...
55154. Українська товарна номенклатура ЗЕД: поняття, структура, особливості застосування 122.5 KB
  Законом України Про Митний тариф України що використовується для цілей тарифного та інших видів регулювання зовнішньоекономічної діяльності ведення статистики зовнішньої торгівлі та здійснення митного оформлення товарів. УКТ ЗЕД складається на основі Гармонізованої системи...
55155. Форми колективного обговорення професійних проблем 34 KB
  Які існують підходи до перемовин Як класифікують перемовини Які розрізняють стратегії ведення перемовин З яких стадій складаються перемовини Що таке збори Які є види зборів З яких етапів складаються збори Як треба виступати на зборах аби привернути увагу присутніх до змісту виступу та переконати їх...