95304

Подход гештальт-психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне.

Русский

2015-09-22

18.12 KB

0 чел.

27. Подход гештальт-психологии

  1. Предмет психологии. Сознание, восприятие.
  2. Объект психологии. Психологи, люди, животные (например, шимпанзе в экспериментах про инсайт).
  3. Методы изучения. Эксперимент и наблюдение.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Вертгеймер – философ, Кёлер наполовину физик, Коффка и Левин изначально занимались психологией.  
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Естественнонаучное направление. Вертгеймер: «Гештальттеория является по сути такой же строгой, как математическое положение». Многие понятия они заимствовали из физики и старались строить свою теорию по её образцу. 

Имплицитная позиция: тоже естественнонаучная. Порой в этом сомневаются из-за того, что они опирались на данные самоотчётов (а как ещё узнать, какое из значений двойственного изображения осознано?), на мой взгляд это бессодержательный бихевиористический довод. Вопросы испытуемым вполне могут являться частью естественного, строгого эксперимента, и сегодня это сплошь и рядом встречается.

  1. Вклад в теорию. Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне. Инсайт, переструктурирование – новое представление о том, как психика познаёт. Научение, решение задач. Курт Левин – огромное влияние на социальную психологию.
  2. Вклад в практику. В основном, здесь стоит говорить о Курте Левине: идея проведения тренингов, изучение групповой динамики, структуры группы, уровня притязаний, мотивации… Ну а законы восприятия, разумеется, используются, но сложно назвать это влиянием гештальтистов: всё-таки они достаточно интуитивны, и использовались и раньше. Хотя, возможно, существуют современные исследования в духе гештальта, связанные с 3D-графикой и пр.

Подход школы гештальт-психологии к проблемам сознания.

Сознание реагирует не на отдельные элементы реальности, а на целостную ситуацию. А целое нельзя раскладывать на элементы – тогда это целое пропадет (объяснительный принцип).

Деятельность сознания нельзя выводить из элементов, она является непосредственной функцией от целого, порождается этим целым.

Все, что человек сознательно воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него сознательное восприятие фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном фоне будет восприниматься по-разному. Субъект принимает специальное решение. Что является фигурой, а что – фоном (эксперименты Рубина с черно-белыми изображениями). Причем он принимает это решение на основе предыдущего опыта.

Мир никогда не воспринимается как хаотичный. Элементы стимульного материала объединяются в классы.

Законы объединения элементов в 1 класс:

  1. по близости элементов
  2. по их однородности (одна форма, одного цвета, одного направления движения)
  3. по способности образовать «хорошую форму»

Процесс познания определяется не столько получением новой информации сколько переструктурированием целостной ситуации, нахождением нового видения задачи.  Изучали процесс решения задач. При переструктурировании (инсайте) ситуации происходит нечто аналогичное обращению фигуры и фона: неизменная ситуация трансформируется и начинает в целом пониматься иначе. Фигура на новом фоне выглядит иначе. У человека решение задачи происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным «Ага-переживанием»

Опыт Вертгеймера со стробоскопом (фи-феномен).

интервал времени:

более 200 мс – раздельно

менее 30 мс – одновременно предъявляемые

около 60 мс – восприятие движения

Наше сознание воспринимает 2 разных элемента не по отдельности, а в целом, и из-за этого видит даже то, чего на самом деле нет. Целостный

результат восприятия неразложим на составляющие его элементы.

Опыты Кёлера на курицах с полосками разных цветов. Курицы в основном реагировали на соотношение оттенков, т.е. на целостную ситуацию.

Коффка полагает, что  в начале жизни младенец видит единое пятно, как целое, на котором постепенно проявляются фигуры.

Критика:

  1. Если сознание есть непосредственной отражение внешнего мира, то оно пассивно отражает внешний мир. Тогда зачем нужно сознание?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40064. Язык как знаковая система 45 KB
  Ознакомиться с видами знаков. Приобрести навыки определения структуры знаков. Рассмотреть сферу применения знаков при создании информационных продуктов.
40065. Парадигматические отношения в ИПЯ 51.5 KB
  Ознакомиться с видами парадигматических отношений. Овладеть практическими навыками распознавания парадигматических отношений в ИПЯ. Перечень лексических единиц Месяц декабрь Искусственный язык специализированный язык Танец народный танец Библиографическая запись поле данных Самолет фюзеляж Алфавит ИПЯ знак Год месяц...
40066. Синтагматические отношения в ИПЯ 54.5 KB
  Ознакомиться с видами грамматических средств в ИПЯ. Овладеть навыками практического использования грамматических средств в ИПЯ. № документа Поисковый образ документа в индексах ИПЯ УДК ББК таблицы для областных библиотек ГРНТИ 1 16075.
40067. Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 1. Отбор и нормализация лексики 49 KB
  Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1 Таблица 1 Способы достижения однозначности лексических единиц в ИПЯ Наименование ИПЯ Наименование элемента организационной структуры Устранение синонимии Устранение многозначности 1. Выявить все использованные в заданном ИПЯ ссылки для устранения синонимии: см. Привести примеры использования в заданном ИПЯ различных способов устранения полисемии и омонимии: развертывание слова до словосочетания и лексикографический способ.
40068. Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация лексических единиц. Построение классификационной схемы понятий 38 KB
  Построение классификационной схемы понятий Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц. Овладеть правилами деления объема понятий; 2. Технология работы: Найти в словаре определения заданных понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое делимое понятие. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий: Системы классификации Комбинационные Перечислительные УДК ББК...
40069. Лингвистическое обеспечение сайтов 40 KB
  Сформировать умения определять состав лингвистического обеспечения сайтов. Задание 1: Проанализировать состав ИПЯ используемых для подготовки информационных продуктов и услуг информационных учреждений. Таблица 1 Состав ИПЯ используемых для подготовки информационных продуктов и услуг Наименование информационного продукта или услуги Наименование используемых ИПЯ Назначение функция ИПЯ 1 2 3 Технология работы: Проанализируйте структуру сайта заданного информационного учреждения...
40070. Объектно-признаковый язык 55 KB
  Таблица 1 Виды фактографической информации Лексическая единица Вид информации фактическая прогнозная количественная качественная Технология работы: Проанализировать лексическую единицу см. По результатам тематического поиска в базе данных Дипломные работы отобрано 34 документа; 4. Таблица 2 – Типы лексических единиц Лексическая единица Тип лексической единицы Кемеровский государственный университет культуры и искусств номенклатурный знак Технология работы: Проанализировать...
40071. Государственный рубрикатор научно-технической информации как ИПЯ 48.5 KB
  Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ. Определить сферу применения ГРНТИ.
40072. Технология расчета контрольного числа для кодов классификаторов технико-экономической и социальной информации 45.5 KB
  Рассмотреть методы расчета контрольного числа для кодов для кодов классификаторов ТЭСИ. Приобрести навыки расчета контрольного числа для кодов классификаторов ТЭСИ. Обеспечивающие средства: методика расчета контрольного числа перечни кодов.