95304

Подход гештальт-психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне.

Русский

2015-09-22

18.12 KB

0 чел.

27. Подход гештальт-психологии

  1. Предмет психологии. Сознание, восприятие.
  2. Объект психологии. Психологи, люди, животные (например, шимпанзе в экспериментах про инсайт).
  3. Методы изучения. Эксперимент и наблюдение.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Вертгеймер – философ, Кёлер наполовину физик, Коффка и Левин изначально занимались психологией.  
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Естественнонаучное направление. Вертгеймер: «Гештальттеория является по сути такой же строгой, как математическое положение». Многие понятия они заимствовали из физики и старались строить свою теорию по её образцу. 

Имплицитная позиция: тоже естественнонаучная. Порой в этом сомневаются из-за того, что они опирались на данные самоотчётов (а как ещё узнать, какое из значений двойственного изображения осознано?), на мой взгляд это бессодержательный бихевиористический довод. Вопросы испытуемым вполне могут являться частью естественного, строгого эксперимента, и сегодня это сплошь и рядом встречается.

  1. Вклад в теорию. Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне. Инсайт, переструктурирование – новое представление о том, как психика познаёт. Научение, решение задач. Курт Левин – огромное влияние на социальную психологию.
  2. Вклад в практику. В основном, здесь стоит говорить о Курте Левине: идея проведения тренингов, изучение групповой динамики, структуры группы, уровня притязаний, мотивации… Ну а законы восприятия, разумеется, используются, но сложно назвать это влиянием гештальтистов: всё-таки они достаточно интуитивны, и использовались и раньше. Хотя, возможно, существуют современные исследования в духе гештальта, связанные с 3D-графикой и пр.

Подход школы гештальт-психологии к проблемам сознания.

Сознание реагирует не на отдельные элементы реальности, а на целостную ситуацию. А целое нельзя раскладывать на элементы – тогда это целое пропадет (объяснительный принцип).

Деятельность сознания нельзя выводить из элементов, она является непосредственной функцией от целого, порождается этим целым.

Все, что человек сознательно воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него сознательное восприятие фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном фоне будет восприниматься по-разному. Субъект принимает специальное решение. Что является фигурой, а что – фоном (эксперименты Рубина с черно-белыми изображениями). Причем он принимает это решение на основе предыдущего опыта.

Мир никогда не воспринимается как хаотичный. Элементы стимульного материала объединяются в классы.

Законы объединения элементов в 1 класс:

  1. по близости элементов
  2. по их однородности (одна форма, одного цвета, одного направления движения)
  3. по способности образовать «хорошую форму»

Процесс познания определяется не столько получением новой информации сколько переструктурированием целостной ситуации, нахождением нового видения задачи.  Изучали процесс решения задач. При переструктурировании (инсайте) ситуации происходит нечто аналогичное обращению фигуры и фона: неизменная ситуация трансформируется и начинает в целом пониматься иначе. Фигура на новом фоне выглядит иначе. У человека решение задачи происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным «Ага-переживанием»

Опыт Вертгеймера со стробоскопом (фи-феномен).

интервал времени:

более 200 мс – раздельно

менее 30 мс – одновременно предъявляемые

около 60 мс – восприятие движения

Наше сознание воспринимает 2 разных элемента не по отдельности, а в целом, и из-за этого видит даже то, чего на самом деле нет. Целостный

результат восприятия неразложим на составляющие его элементы.

Опыты Кёлера на курицах с полосками разных цветов. Курицы в основном реагировали на соотношение оттенков, т.е. на целостную ситуацию.

Коффка полагает, что  в начале жизни младенец видит единое пятно, как целое, на котором постепенно проявляются фигуры.

Критика:

  1. Если сознание есть непосредственной отражение внешнего мира, то оно пассивно отражает внешний мир. Тогда зачем нужно сознание?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8246. Цивільна оборона в сучасних умовах. Конспект лекцій 1.89 MB
  Роль і завдання цивільної оборони в сучасних умовах Питання, які розглядаються на лекції: 1. Правові та організаційні основи ЦО. Женевські конвенції про захист цивільного населення і цивільних обєктів у НС. Закон і положення Про цивільн...
8247. Основи використання оптичного випромінювання в сільськогосподарському виробництві 86 KB
  Основи використання оптичного випромінювання в сільськогосподарському виробництві Природа оптичного випромінювання. Основні поняття та визначення. Фотобіологічна дія оптичного випромінювання. Основні оптичні величини і одиниці вимі...
8248. Штучні джерела оптичного випромінювання 582.63 KB
  Штучні джерела оптичного випромінювання. Основні закони теплового випромінювання. Лампи розжарювання. Будова принципи дії, структура позначень, переваги та недоліки. Галогенні лампи розжарювання. Будова,пр...
8249. Газорозрядні лампи низького тиску 1.03 MB
  Газорозрядні лампи низького тиску Будова,принцип дії, структура позначень Вплив виду баластного опору на роботу газорозрядної лампи Схеми вмикання ЛЛ в мережу. Світлотехнічні, енергетичні, експлуатаційні...
8250. Газорозрядні лампи високого тиску 1.19 MB
  Газорозрядні лампи високого тиску Будова, принцип дії, схеми вмикання, переваги і недоліки ртутної лампи високого тиску ДРЛ. Дугова метало галогенна лампа високого тиску ДРИ. Будова, принцип дії, схеми вмика...
8251. Освітлювальні установки для сільського господарства 121.5 KB
  Освітлювальні установки для сільського господарства. Освітлювальні прилади. Загальні відомості Загальні принципи нормування освітленості Види і системи освітлювання Вибір типу джерела світла і світильника Розміщення сві...
8252. Електрична частина освітлювальних установок 93 KB
  Електрична частина освітлювальних установок Вибір системи напруги живлення освітлювальної установки. Компоновка електричної освітлювальної мережі. Вибір марок проводів і способу їх прокладки. Розрахунок перерізу проводів осві...
8253. Джерела і установки УФ опромінення в С.Г 78.5 KB
  Джерела і установки УФ опромінення в С.Г. Розприділення енергії УФ опромінення по спектру. Джерела УФ опромінення в області УФ-С, УФ-В, УФ-А і області застосування в с.г. УФ- випромінювання невидиме і не викликає зорового відчуття у люди...
8254. Джерела установки інфрачервоного (ІЧ) опромінення 64 KB
  Джерела установки ІЧ опромінення. Розподілення іч опромінення по спектру. Джерела і установки іч опромінення в області ІЧ-А, ІЧ-В, ІЧ-С. Автоматизовані установки ІЧ-обігріву і УФ опромінення Діапазон ІЧ опромінення поділяється на 3 групи...