95304

Подход гештальт-психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне.

Русский

2015-09-22

18.12 KB

0 чел.

27. Подход гештальт-психологии

  1. Предмет психологии. Сознание, восприятие.
  2. Объект психологии. Психологи, люди, животные (например, шимпанзе в экспериментах про инсайт).
  3. Методы изучения. Эксперимент и наблюдение.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Вертгеймер – философ, Кёлер наполовину физик, Коффка и Левин изначально занимались психологией.  
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Естественнонаучное направление. Вертгеймер: «Гештальттеория является по сути такой же строгой, как математическое положение». Многие понятия они заимствовали из физики и старались строить свою теорию по её образцу. 

Имплицитная позиция: тоже естественнонаучная. Порой в этом сомневаются из-за того, что они опирались на данные самоотчётов (а как ещё узнать, какое из значений двойственного изображения осознано?), на мой взгляд это бессодержательный бихевиористический довод. Вопросы испытуемым вполне могут являться частью естественного, строгого эксперимента, и сегодня это сплошь и рядом встречается.

  1. Вклад в теорию. Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне. Инсайт, переструктурирование – новое представление о том, как психика познаёт. Научение, решение задач. Курт Левин – огромное влияние на социальную психологию.
  2. Вклад в практику. В основном, здесь стоит говорить о Курте Левине: идея проведения тренингов, изучение групповой динамики, структуры группы, уровня притязаний, мотивации… Ну а законы восприятия, разумеется, используются, но сложно назвать это влиянием гештальтистов: всё-таки они достаточно интуитивны, и использовались и раньше. Хотя, возможно, существуют современные исследования в духе гештальта, связанные с 3D-графикой и пр.

Подход школы гештальт-психологии к проблемам сознания.

Сознание реагирует не на отдельные элементы реальности, а на целостную ситуацию. А целое нельзя раскладывать на элементы – тогда это целое пропадет (объяснительный принцип).

Деятельность сознания нельзя выводить из элементов, она является непосредственной функцией от целого, порождается этим целым.

Все, что человек сознательно воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него сознательное восприятие фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном фоне будет восприниматься по-разному. Субъект принимает специальное решение. Что является фигурой, а что – фоном (эксперименты Рубина с черно-белыми изображениями). Причем он принимает это решение на основе предыдущего опыта.

Мир никогда не воспринимается как хаотичный. Элементы стимульного материала объединяются в классы.

Законы объединения элементов в 1 класс:

  1. по близости элементов
  2. по их однородности (одна форма, одного цвета, одного направления движения)
  3. по способности образовать «хорошую форму»

Процесс познания определяется не столько получением новой информации сколько переструктурированием целостной ситуации, нахождением нового видения задачи.  Изучали процесс решения задач. При переструктурировании (инсайте) ситуации происходит нечто аналогичное обращению фигуры и фона: неизменная ситуация трансформируется и начинает в целом пониматься иначе. Фигура на новом фоне выглядит иначе. У человека решение задачи происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным «Ага-переживанием»

Опыт Вертгеймера со стробоскопом (фи-феномен).

интервал времени:

более 200 мс – раздельно

менее 30 мс – одновременно предъявляемые

около 60 мс – восприятие движения

Наше сознание воспринимает 2 разных элемента не по отдельности, а в целом, и из-за этого видит даже то, чего на самом деле нет. Целостный

результат восприятия неразложим на составляющие его элементы.

Опыты Кёлера на курицах с полосками разных цветов. Курицы в основном реагировали на соотношение оттенков, т.е. на целостную ситуацию.

Коффка полагает, что  в начале жизни младенец видит единое пятно, как целое, на котором постепенно проявляются фигуры.

Критика:

  1. Если сознание есть непосредственной отражение внешнего мира, то оно пассивно отражает внешний мир. Тогда зачем нужно сознание?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60229. Свято «Чаювання – родинна традиція» 142.5 KB
  Розширити уявлення учнів про напій який виготовляють люди а саме чай. Сьогодні чай називають напоєм №1. Чай це прекрасний корисний напій який тамує спрагу знімає втому додає бадьорості підіймає настрій.
60230. Поспішайте робити добро! 47.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про моральні якості людини – доброту, доброзичливість; проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших; удосконалювати уміння аналізувати власні вчинки...
60231. Милосердя і доброта - людства два крила 517.5 KB
  Навчальна:дати визначення поняттю «добро». На основі християнської та загальнолюдської моралі формувати в учнів риси людяності допомогти тим, хто в біді; наголосити на важливості гармонії виховання у сімї та школі.
60233. Інтелектуальний турнір «Ігри ерудитів» 175 KB
  МЕТА: розвивати логічне мислення, кмітливість вміння та навички розмірковувати, робити висновки; розвивати інтерес до математики, фізики та інформатики через гру; виховувати свідоме відношення до набування знань, які допомагають перемагати, бути першим.
60234. Харчова промисловість України. Шоколад. Ліки чи задоволення? 140 KB
  Щорічне споживання шоколаду в різних країнах світу Додаток №8 Гра Найбільші виробники шоколаду Вступ Урок в сучасних умовах повинен носити творчий характер. Ліки чи задоволення...
60235. Хлеб – всему голова! 769.5 KB
  Цель: расширить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба; развивать наблюдательность и познавательный интерес; воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
60236. Виховний проект «Як баба Катря хліб пече» 99.5 KB
  У чому полягає задум Для чого це потрібно Дізнатися якомога більше про дбайливе ставлення українців до хліба Щоб учні знали скільки праці покладено щоб кожного дня був на столі окраєць хліба.