95304

Подход гештальт-психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне.

Русский

2015-09-22

18.12 KB

0 чел.

27. Подход гештальт-психологии

  1. Предмет психологии. Сознание, восприятие.
  2. Объект психологии. Психологи, люди, животные (например, шимпанзе в экспериментах про инсайт).
  3. Методы изучения. Эксперимент и наблюдение.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Вертгеймер – философ, Кёлер наполовину физик, Коффка и Левин изначально занимались психологией.  
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Естественнонаучное направление. Вертгеймер: «Гештальттеория является по сути такой же строгой, как математическое положение». Многие понятия они заимствовали из физики и старались строить свою теорию по её образцу. 

Имплицитная позиция: тоже естественнонаучная. Порой в этом сомневаются из-за того, что они опирались на данные самоотчётов (а как ещё узнать, какое из значений двойственного изображения осознано?), на мой взгляд это бессодержательный бихевиористический довод. Вопросы испытуемым вполне могут являться частью естественного, строгого эксперимента, и сегодня это сплошь и рядом встречается.

  1. Вклад в теорию. Они открыли множество законов восприятия. Идея о влиянии целого на восприятие его элементов, в частности – на один и тот же стимул человек по-разному отреагирует в зависимости от всей ситуации, от контекста. Мир всегда структурируется восприятием, хотя в нём самом структура не заложена. Понятие о фигуре и фоне. Инсайт, переструктурирование – новое представление о том, как психика познаёт. Научение, решение задач. Курт Левин – огромное влияние на социальную психологию.
  2. Вклад в практику. В основном, здесь стоит говорить о Курте Левине: идея проведения тренингов, изучение групповой динамики, структуры группы, уровня притязаний, мотивации… Ну а законы восприятия, разумеется, используются, но сложно назвать это влиянием гештальтистов: всё-таки они достаточно интуитивны, и использовались и раньше. Хотя, возможно, существуют современные исследования в духе гештальта, связанные с 3D-графикой и пр.

Подход школы гештальт-психологии к проблемам сознания.

Сознание реагирует не на отдельные элементы реальности, а на целостную ситуацию. А целое нельзя раскладывать на элементы – тогда это целое пропадет (объяснительный принцип).

Деятельность сознания нельзя выводить из элементов, она является непосредственной функцией от целого, порождается этим целым.

Все, что человек сознательно воспринимает, он воспринимает как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него сознательное восприятие фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном фоне будет восприниматься по-разному. Субъект принимает специальное решение. Что является фигурой, а что – фоном (эксперименты Рубина с черно-белыми изображениями). Причем он принимает это решение на основе предыдущего опыта.

Мир никогда не воспринимается как хаотичный. Элементы стимульного материала объединяются в классы.

Законы объединения элементов в 1 класс:

  1. по близости элементов
  2. по их однородности (одна форма, одного цвета, одного направления движения)
  3. по способности образовать «хорошую форму»

Процесс познания определяется не столько получением новой информации сколько переструктурированием целостной ситуации, нахождением нового видения задачи.  Изучали процесс решения задач. При переструктурировании (инсайте) ситуации происходит нечто аналогичное обращению фигуры и фона: неизменная ситуация трансформируется и начинает в целом пониматься иначе. Фигура на новом фоне выглядит иначе. У человека решение задачи происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным «Ага-переживанием»

Опыт Вертгеймера со стробоскопом (фи-феномен).

интервал времени:

более 200 мс – раздельно

менее 30 мс – одновременно предъявляемые

около 60 мс – восприятие движения

Наше сознание воспринимает 2 разных элемента не по отдельности, а в целом, и из-за этого видит даже то, чего на самом деле нет. Целостный

результат восприятия неразложим на составляющие его элементы.

Опыты Кёлера на курицах с полосками разных цветов. Курицы в основном реагировали на соотношение оттенков, т.е. на целостную ситуацию.

Коффка полагает, что  в начале жизни младенец видит единое пятно, как целое, на котором постепенно проявляются фигуры.

Критика:

  1. Если сознание есть непосредственной отражение внешнего мира, то оно пассивно отражает внешний мир. Тогда зачем нужно сознание?

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27969. Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины 30.95 KB
  Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины Чувственное отражение субъективный познавательный процесс и результат этого процесса где объективное познание выступает в виде чувственной формы а именно в виде ощущений восприятий и представлений компоненты чувственного отражения. Восприятие 1 субъективный образ предмета явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов перцептивный образ или образ восприятия 2 процесс формирования образа предмета или...
27970. Восприятие как процесс категоризации в трудах Дж. Брунера 36.92 KB
  Личность и психика развитие личности и развитие психики: соотношение понятий. Личность и психика развитие личности и развитие психики: соотношение понятий. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Петровский Ярошевский Развитие личности процесс качественных психологических личностных изменений в личности а также результат этих изменений.
27971. Память как высшая психическая функция 23.01 KB
  Психология этнической социализации и этнической идентичности. Психология этнической социализации и этнической идентичности. Этническая социализация выполняет функцию формирования множественной и многоуровневой идентичности личности способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия. Одним из основных институтов этнической социализации является семья.
27972. Эффект Зейгарник. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности 18.62 KB
  Механизмы и эффекты межличностного восприятия Этническая идентичность: общее описание структура становление и формирование изменения этнической идентичности. Эффект Зейгарник. Эффект незавершенного действия эффект Зейгарник явление характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.
27973. Долговременная, кратковременная, оперативная и иконическая память 27.68 KB
  Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия Особенности межкультурной коммуникации развитие культурной сензитивности. Непосредственный отпечаток полезен в тех случаях когда сигнал действует очень недолго как при просмотре к ф; он обеспечивает также непрерывность восприятия при моргании или движении глаз. Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса....
27974. Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение 35.57 KB
  Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Область исследований связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов.
27975. Основные свойства внимания и методы их оценки 43.91 KB
  Основные свойства внимания и методы их оценки. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное перцептивное: зрительное и слуховое интеллектуальное моторное двигательное исполнительское. Внешнее внимание сенсорноперцептивное обращено на объекты внешнего мира необходимое условие познания и преобразования окружающего мира Внимание внутреннее интеллектуальное обращено на объекты субъективного мира человека необходимое условие самопознания и самовоспитания Виды внимания Джеймс По объекту: а чувственное...
27976. Когнитивные теории внимания и их критика. Этноцентризм и этнические стереотипы 28.85 KB
  Допускается существование группы механизмов селекции в канале ограниченной емкости в результате возникают отсеивание информации еще до момента ее полной идентификации в блоке Р. это процесс в котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Всем известный пример внутригрушювого фаворитизма ...
27977. Мышление как регулятор деятельности и как самостоятельная деятельность Психология управления: объект, предмет, задачи. Основные теоретические школы менеджмента 65.33 KB
  Роль посредника в разрешении конфликтов Психология управления: объект предмет задачи. Поэтому в современном менеджменте навык управления конфликтами рассматривается как один из критически важных для менеджера. Цикл конфликта Первое чему необходимо научиться для успешного управления конфликтом это вовремя распознавать сигналы его эскалации. Схема выбора способа управления конфликтом Уровни конфликта в организации и их источники В любой организации существует несколько уровней конфликтов: внутриличностные межличностные межгрупповые...