95305

Подход бихевиоризма

Доклад

Психология и эзотерика

Цель психологии предсказание и управление поведением. Объект психологии. Очищение психологии от нагромождения плохопонимаемых не имеющих чётких определений терминов временный эффект и перебор конечно.

Русский

2015-09-22

15.44 KB

0 чел.

26. Подход бихевиоризма.

  1. Предмет психологии. Поведение, поведенческие акты. Поведением называли все наблюдаемые проявления животного/человека (в том числе непроизвольные физиологические). Цель психологии – предсказание и управление поведением.
  2. Объект психологии. Преимущественно животные (из них – преимущественно крысы). Дети и взрослые тоже изучались.
  3. Методы изучения. Эксперименты, физиологические методы. Классический бихевиористский эксперимент: крыса в лабиринте. Минимум интерпретаций.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Уотсон собирался изучать философию в Чикагском Университете по совету одного из своих преподавателей, но ничего не понимал, что вообще говорил ему Дьюи, и стал работать с психологами и физиологами.    
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Философская позиция – радикальный позитивизм. Естественнонаучность (в том понимании, которое царило локально в то время – тогда всех очаровал позитивизм). Бессмысленно говорить о том, чего нельзя наблюдать в эксперименте. Практически ориентированная психология. Ценность представляют факты, научен любой факт даже без какой-либо интерпретации.

Имплицитная: эмпирическая, почти естественнонаучная, но тут проще разобрать по принципам:
С принципом рациональности никто не особо не заморачивался.
Принцип простоты – всеми руками за, но overkill, и отказываются в том числе от нужных понятий.
Принцип идеализации – никак нет.
Принцип независимой проверяемости – непонятно. Видимо, так как интерпретации не имели особой ценности, их не пытались проверять гипотетико-дедуктивным методом. А значит, из независимой проверяемости разве что повторение эксперимента было принято.   

  1. Вклад в теорию. Они разработали культуру эксперимента. Повышенные требования к экспериментальной строгости. Во многом благодаря им разработан математический аппарат обработки данных. Идея суеверности (суеверные поступки были продемонстрированы на животных) – случайно закрепляемых в результате нерелевантного подкрепления действий. Развитие методов научения для будущих экспериментов – тоже польза. Очищение психологии от нагромождения плохопонимаемых, не имеющих чётких определений терминов (временный эффект и перебор, конечно).
  2. Вклад в практику. Огромный. До этого: «нельзя торговать наукой ради технологии» (Титченер). Практические приложения – маргинальные ненаучные области. Теперь они объявляются важными, ключевыми, Уотсон провозглашает их расцвет. Бихевиоризм санкционировал научный статус всех практических исследований, даже без интерпретаций. Начало активности индустриальной психологии, педагогической. Психологи-практики приобрели вес в академической среде.

Подход бихевиоризма к проблемам сознания.

Уотсон

«Психология с точки зрения бихевиориста»

Сознание вообще не представляет интереса, т.к. не поддается исследованию. Изучать можно только поведение. Поведение человека надо изучать точно так же, как и поведение животных. Поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии.

Основная задача бихевиоризма – предсказывать, какова будет поведенческая реакция человека на данный стимул или ситуацию. Если дан нужный стимул, всегда можно получить нужный ответ. Для бихевиориста человек – машина по переработке стимулов в реакции.

Как человек приходит к новым мыслям? Его поведение, «будучи освобождено от несущественных, привходящих моментов, тождественно с поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт»»

Процесс научения происходит следующим образом: пробы, совершаемые в процессе научения, хаотичные в начале, лишь случайно приводят к успеху, но после успеха закрепляются.

Бихевиоризм предъявлял  более высокие требования к чистоте эксперимента: к описанию процедуры эксперимента,  к контролю над его условиями, к статистической обработке данных. Бихевиоризм не претендует на выявление жестких  причинных связей,  и в психологический эксперимент начинают активно внедряться вероятностные параметры.

Торндайк

«Закон эффекта»: в случае, если какое-то действие приводит к желательным результатам, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным последствиям – снижается.

Критика:

  1. Бихевиоризм приписал статус научного  исследования любой экспериментальной работе, в том числе такой, где экспериментатор сам не может определить, в чем состоит смысл полученного им результата.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60915. Основи САПР 4.18 MB
  Мета дисципліни є ознайомлення з загальними принципами проектування, класифікацією сучасних систем автоматизованого проектування та навчання студентів принципам побудови, функціонування та особливостям роботи з програмними засобами розробки електротехнічних пристроїв і електромеханічних систем.
60917. Крыша. Устройство крыши 4.92 MB
  Поэтому архитекторы и строители уделяют особенное внимание проектированию и монтажу кровли. Несмотря на это при сооружении конкретной кровли возникает огромное количество трудностей. Конструкция крыши и выбор кровельного материала определяется на стадии проекта и зависит от дизайна фасада здания и технологии настила кровли. Кровля из штучных материалов отличается наличием в ней специфических элементов которые присущи только такому типу кровли и предусмотрены для обеспечения ее надежности в процессе эксплуатации.
60918. Оцінка продуктів харчування за їхнім хімічним складом. Ознайомлення з інструкціями з використання окремих хімічних речовин як медичних препаратів, засобів побутової хімії тощо та оцінка їхньої небезпеки 210.5 KB
  Мета: Навчитися користуватися інструкціями до медикаментів вивчити цінність харчових продуктів скласти свій добовий харчовий раціон і визначити його хімічний склад на основі отриманих знань...
60919. Складання плану уроку виробничого навчання 50.5 KB
  Обладнання: плануюча документація майстра виробничого навчання методичний посібник Школа молодого майстра1 інструкція Підготовка майстра виробничого навчання до уроку додаток...