95305

Подход бихевиоризма

Доклад

Психология и эзотерика

Цель психологии предсказание и управление поведением. Объект психологии. Очищение психологии от нагромождения плохопонимаемых не имеющих чётких определений терминов временный эффект и перебор конечно.

Русский

2015-09-22

15.44 KB

0 чел.

26. Подход бихевиоризма.

  1. Предмет психологии. Поведение, поведенческие акты. Поведением называли все наблюдаемые проявления животного/человека (в том числе непроизвольные физиологические). Цель психологии – предсказание и управление поведением.
  2. Объект психологии. Преимущественно животные (из них – преимущественно крысы). Дети и взрослые тоже изучались.
  3. Методы изучения. Эксперименты, физиологические методы. Классический бихевиористский эксперимент: крыса в лабиринте. Минимум интерпретаций.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Уотсон собирался изучать философию в Чикагском Университете по совету одного из своих преподавателей, но ничего не понимал, что вообще говорил ему Дьюи, и стал работать с психологами и физиологами.    
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная. Философская позиция – радикальный позитивизм. Естественнонаучность (в том понимании, которое царило локально в то время – тогда всех очаровал позитивизм). Бессмысленно говорить о том, чего нельзя наблюдать в эксперименте. Практически ориентированная психология. Ценность представляют факты, научен любой факт даже без какой-либо интерпретации.

Имплицитная: эмпирическая, почти естественнонаучная, но тут проще разобрать по принципам:
С принципом рациональности никто не особо не заморачивался.
Принцип простоты – всеми руками за, но overkill, и отказываются в том числе от нужных понятий.
Принцип идеализации – никак нет.
Принцип независимой проверяемости – непонятно. Видимо, так как интерпретации не имели особой ценности, их не пытались проверять гипотетико-дедуктивным методом. А значит, из независимой проверяемости разве что повторение эксперимента было принято.   

  1. Вклад в теорию. Они разработали культуру эксперимента. Повышенные требования к экспериментальной строгости. Во многом благодаря им разработан математический аппарат обработки данных. Идея суеверности (суеверные поступки были продемонстрированы на животных) – случайно закрепляемых в результате нерелевантного подкрепления действий. Развитие методов научения для будущих экспериментов – тоже польза. Очищение психологии от нагромождения плохопонимаемых, не имеющих чётких определений терминов (временный эффект и перебор, конечно).
  2. Вклад в практику. Огромный. До этого: «нельзя торговать наукой ради технологии» (Титченер). Практические приложения – маргинальные ненаучные области. Теперь они объявляются важными, ключевыми, Уотсон провозглашает их расцвет. Бихевиоризм санкционировал научный статус всех практических исследований, даже без интерпретаций. Начало активности индустриальной психологии, педагогической. Психологи-практики приобрели вес в академической среде.

Подход бихевиоризма к проблемам сознания.

Уотсон

«Психология с точки зрения бихевиориста»

Сознание вообще не представляет интереса, т.к. не поддается исследованию. Изучать можно только поведение. Поведение человека надо изучать точно так же, как и поведение животных. Поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии.

Основная задача бихевиоризма – предсказывать, какова будет поведенческая реакция человека на данный стимул или ситуацию. Если дан нужный стимул, всегда можно получить нужный ответ. Для бихевиориста человек – машина по переработке стимулов в реакции.

Как человек приходит к новым мыслям? Его поведение, «будучи освобождено от несущественных, привходящих моментов, тождественно с поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт»»

Процесс научения происходит следующим образом: пробы, совершаемые в процессе научения, хаотичные в начале, лишь случайно приводят к успеху, но после успеха закрепляются.

Бихевиоризм предъявлял  более высокие требования к чистоте эксперимента: к описанию процедуры эксперимента,  к контролю над его условиями, к статистической обработке данных. Бихевиоризм не претендует на выявление жестких  причинных связей,  и в психологический эксперимент начинают активно внедряться вероятностные параметры.

Торндайк

«Закон эффекта»: в случае, если какое-то действие приводит к желательным результатам, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным последствиям – снижается.

Критика:

  1. Бихевиоризм приписал статус научного  исследования любой экспериментальной работе, в том числе такой, где экспериментатор сам не может определить, в чем состоит смысл полученного им результата.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81813. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы 37.76 KB
  Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и в частности с эпохой буржуазных революций которая дала мощный толчок развитию промышленности торговли строительству горному делу мореплаванию. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. Само существование науки в качестве социального института говорило о том что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции а именно отвечать за...
81814. Наука и экономика. Наука и власть.Проблема государственного регулирования науки 28.08 KB
  Проблема государственного регулирования науки. Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными структурами.
81815. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре 42.75 KB
  Наука действительно являет собой сложный полиструктурный организм целый мир в недрах которого бушуют познавательные страсти схлестываются несовместимые точки зрения ведется кропотливая экспериментаторская и теоретическая работа. Наука обладает способностью поглощать своих субъектов делать их фанатиками исследования. Однако на самом деле наука лишь один из видов человеческой соотнесенности с миром возникший исторически довольно поздно и выполняющий в жизни общества совершенно конкретные функции. Коренное различие состояло в том что...
81816. Роль науки в преодолении глобальных проблем современности 27.77 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.
81817. Предмет современной философии науки 31.34 KB
  Создавая образ философии науки следует четко определить о чем идет речь: о философии науки как направлении западной и отечественной философии или же о философии науки как о философской дисциплине наряду с философией истории логикой методологией культурологией исследующих свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию в данном случае к бытию науки. Философия науки как направление современной философии представлена множеством оригинальных концепций предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на...
81818. Понятие науки. Основные аспекты бытия науки 34.37 KB
  Наука как социальный институт или форма общественного сознания связанная с производством научнотеоретического знания представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями членами научного сообщества систему норм и ценностей. Они участвуют в разнообразных формах научного общения дискуссии конференции издания монографии учебники читают лекции и т. Выделим самые характерные черты научного знания. Еще Кант в качестве неотъемлемой черты науки отмечал систематичность научного знания: именно этим как он...
81819. Эволюция подходов к анализу науки 30.26 KB
  Важнейшей характеристикой знания является его динамика т. Дело в том что для логического позитивизма в целом были характерны: а абсолютизация формальнологической и языковой проблематики; б гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков в ущерб естественным; в концентрация исследовательских усилий на структуре готового ставшего знания без учета его генезиса и эволюции; г сведение философии к частнонаучному знанию а последнего к формальному анализу языка науки; д игнорирование социокультурного контекста анализа...
81820. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки 32.07 KB
  Они полагали что причина большинства эпистемологических затруднений – в неправильном использовании языка. Правильное же использование языка которому мы пока не научились даст возможность либо вообще избежать ошибок либо по крайней мере свести к минимуму ущерб от них. исследования языка в основу своих эпистемологических поисков неопозитивисты принялись за работу над многими проблемами методологии науки: тут и соотношение уровней познания принципы выбора теории определение факта место логики и математики в познании и т. Карнапа...
81821. Позитивистская традиция в философии науки 33.28 KB
  Максимум метафизики который признавался позитивизмом законным заключался в призыве к философии стать метанаукой т. Конта 1798–1857 пустившего в оборот термин позитивизм который фигурирует в названиях основных его сочинений: Курс позитивной философии Дух позитивной философии и Система позитивной политики. Наука к тому времени уже была предметом анализа в немецкой классической философии у Канта Фихте и Гегеля и следы немецкого влияния просматриваются у Конта.