95306

Подход культурно-исторической психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Высшие психические функции знаки сознание. Со времен Ле Бона стало общепризнанно что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание может оно и порождает сознание Выготский: Сознание это идеальное отражение объективной реальности а значит всегда какое-то удвоение реальности.

Русский

2015-09-22

15.34 KB

0 чел.

28. Подход культурно-исторической психологии

  1. Предмет психологии. Высшие психические функции, знаки, сознание.
  2. Объект психологии. Дети, взрослые, языки, тексты, произведения искусства.
  3. Методы изучения. Анализ (языка, речи, текстов). Причём Выготский сам говорил о своём методе, что это не простой анализ, а расчленяющий исследуемый объект на адекватные этому объекту единицы (например, адекватная речевому мышлению единица – это значение слова). Также наблюдение, эксперимент.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Выготский получил юридическое и историко-философское образования.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная: естественнонаучная. Пишет в предисловии к «Психологии искусства»: «Искание выхода за шаткие пределы субъективизма одинаково определило судьбы и русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объективизму, к материалистически точному естественнонаучному знанию в обеих областях создала настоящую книгу». К тому же само увлечение Марксом говорит о тяге к естественнонаучности (Маркс пытался построить социальную теорию по макету естественной науки).

Имплицитная позиция: скорее гуманитарная. Крайне мало экспериментов, его труды больше похожи на философские размышления мудрого человека, чем на строгую интерпретацию реальности. Его анализ, расчленяющий целое на репрезентативные единицы – это гуманитарный метод в чистом виде.

  1. Вклад в теорию. Культурно-историческая теория. Удвоение реальности: социальное и идеальное. Социальное как порождающее, формирующее, структурирующее психику. Психология развития (возрастные кризисы). Психолингвистика.
  2. Вклад в практику. Педагогика, дефектология.

Подход Культурно-исторической психологии к проблемам сознания.

Со времен Ле Бона стало общепризнанно, что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание, может оно и порождает сознание?

Выготский:

Сознание – это идеальное отражение объективной реальности, а значит всегда какое-то удвоение реальности. Система наших мыслей (сознание) – как бы предварительно организует поведение, и если я сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено.

Леонтьев на основе этого создал свою теорию деятельности. Именно труд создал человека вместе с его сознанием. Поэтому сознательный образ возникает при переходе к специфической и присущей только человеку трудовой деятельности как «историческая необходимость презентированности психического образа субъекту». Трудовая деятельность заведомо направлена на результат. Для того, чтобы достигнуть этого результата, он должен быть заранее представлен (презентирован) субъекту. Эта представленность и есть осознание.

Но ведь и животные, идя к водопою, знают, куда идут…

Выготский понимал, что сознание непосредственно невыводимо из трудовой деятельности. Психическую деятельность, утверждал он, следует рассматривать именно как деятельность, как совершение определенных операций. Но психические операции должны осуществляться с «удвоенной» реальностью. Специфика психической деятельности состоит в том, что ее объектами и орудиями выступютне предметы, а их заместители – знаки. Сознание оперирует значениями.

Гальперин.

Сознание не может быть полным дубликатом реальности. Но поскольку сознание – это всегда только «удвоение», то в нем не может содержаться что-либо сверх того, что «удваивается».

Выготский:

Сознание человека – это продукт общественного развития. Поэтому социальное выступает как еще одна причина удвоения реальности сознание взаимодействует с ситуацией не непосредственно, а через другое лицо. Генетический закон культурного развития: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды: сперва – в социальном плане (интерпсихическая категория), потом – в психологическом плане (интрапсихическая категория). Т.О. сознание вторично, а социальное взаимодействие – первично.

Взгляд человека на предметы (в том числе и на себя) возникает из способности видеть мир глазами других людей, понимать и поддаваться воздействию социальных символов.

Критика:

  1. Если  древние предки человека смогли начать трудиться (разговаривать) в совершенно бессознательном состоянии, то, что способствовало появлению сознания? Социальные процессы оказывают огромное влияние на сознание, но они не могут его породить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52110. World AIDS Day is December 1st 70.5 KB
  Ukraine has an HIV/AIDS epidemic. UNAIDS estimates the number of people infected with HIV/AIDS to be between 260 000 and 590 000. The cases of HIV have doubled every year for the past three years. Experts estimate that 1.4 percent of the adult population is HIV positive or has AIDS. This is the highest rate of infection in Eastern Europe and the CIS states. Unfortunately, it is also estimated that about 90 percent of these people don't know, and arent registered with the government thus not receiving the treatment.
52111. Оглянись внимательно вокруг 49.5 KB
  Что по вашему мнению мы должны заложить в фундамент Дома личности способности здоровье окружение Стены можно сравнить с характером человека Их каких кирпичиков по вашему мнению мы возведём стены Дома личности доброта терпение любовь дружба понимание милосердие терпение уважение целеустремленностть Что может быть светом в окошке нашего дома Умение любить людей Что украшает наш дом жизнерадостность оптимизм внешность увлечения духовность И наконец что венчает любой дом Его крыша. Все названные...
52112. Активизация учащегося на уроке как фактор повышения его эффективности 136.5 KB
  В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся [7] 2. Приемы активизации [8] Уровни познавательной активности [9] Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. [17] Факторы побуждающие учащихся к активности.
52113. АКТИВІЗАЦІЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 115 KB
  Сучасний етап історичного розвитку України характеризується істотними змінами в житті її народу оновленням усіх сфер діяльності людини переоцінкою та утвердженням у свідомості нації нових світоглядних орієнтацій. Згідно із законом України Про освіту Державною національною доктриною розвитку освіти України в XXI столітті Концепцією загальної середньої освіти ми маємо здійснити кардинальний перехід від традиційного інформаційнопояснювального навчання зорієнтованого на передачу готових знань до особистісно розвивального спрямованого не...
52114. Створення на уроці умов для підвищення пізнавальної акивності учнів 130 KB
  Нові завдання шкільної освіти в Україні що спрямовані на гуманізацію та демократизацію всього навчального процесу в школі визначають нові пріоритети навчання і виховання потребують формування ініціативної особистості здатної до раціональної творчої праці. Тому ми не повинні забувати про те що сучасні діти не такі якими були ми отже вони потребують від сучасного навчання чогось нового. Формування пізнавального інтересу необхідна умова шкільного навчання. Стійкий пізнавальний інтерес ознака готовності дитини до навчання в школі.
52115. Акваріум 1.51 MB
  Мета: освітня: закріпити знання студентів про влаштування акваріуму в ДНЗ підбір рибок та правила догляду за ними.html на цій сторінці розміщені поради щодо влаштування акваріуму догляду за ним підбору риб та ін. Саме з посмішкою ви повинні заходити до малят у дитячий садок і нести їм лише позитивні емоції не забувати частіше посміхатись адже посмішка – це ключик який відкриває найпотаємніше в дитячих душах Оголошення теми і мети заняття: Сьогодні ми поговоримо про влаштування акваріуму та його мешканців. – Чи бачили ви проходячи...
52117. Лицеисты за здоровое будущее 59 KB
  Ведущий 1: Здравствуйте Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее доброе слово Ведущий 2: Они желают друг другу здоровья. Вот и мы обращаемся к Вам – здравствуйте дорогие друзья и учителя Гости Ведущий 1: А вы знаете что дороже всего на свете Конечно это жизнь это здоровье. Ведущий 2: Ещё в Древней Руси говорили: Здоровье дороже богатства. Ведущий 1: Здоровье не купишь.