95306

Подход культурно-исторической психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Высшие психические функции знаки сознание. Со времен Ле Бона стало общепризнанно что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание может оно и порождает сознание Выготский: Сознание это идеальное отражение объективной реальности а значит всегда какое-то удвоение реальности.

Русский

2015-09-22

15.34 KB

0 чел.

28. Подход культурно-исторической психологии

  1. Предмет психологии. Высшие психические функции, знаки, сознание.
  2. Объект психологии. Дети, взрослые, языки, тексты, произведения искусства.
  3. Методы изучения. Анализ (языка, речи, текстов). Причём Выготский сам говорил о своём методе, что это не простой анализ, а расчленяющий исследуемый объект на адекватные этому объекту единицы (например, адекватная речевому мышлению единица – это значение слова). Также наблюдение, эксперимент.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Выготский получил юридическое и историко-философское образования.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная: естественнонаучная. Пишет в предисловии к «Психологии искусства»: «Искание выхода за шаткие пределы субъективизма одинаково определило судьбы и русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объективизму, к материалистически точному естественнонаучному знанию в обеих областях создала настоящую книгу». К тому же само увлечение Марксом говорит о тяге к естественнонаучности (Маркс пытался построить социальную теорию по макету естественной науки).

Имплицитная позиция: скорее гуманитарная. Крайне мало экспериментов, его труды больше похожи на философские размышления мудрого человека, чем на строгую интерпретацию реальности. Его анализ, расчленяющий целое на репрезентативные единицы – это гуманитарный метод в чистом виде.

  1. Вклад в теорию. Культурно-историческая теория. Удвоение реальности: социальное и идеальное. Социальное как порождающее, формирующее, структурирующее психику. Психология развития (возрастные кризисы). Психолингвистика.
  2. Вклад в практику. Педагогика, дефектология.

Подход Культурно-исторической психологии к проблемам сознания.

Со времен Ле Бона стало общепризнанно, что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание, может оно и порождает сознание?

Выготский:

Сознание – это идеальное отражение объективной реальности, а значит всегда какое-то удвоение реальности. Система наших мыслей (сознание) – как бы предварительно организует поведение, и если я сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено.

Леонтьев на основе этого создал свою теорию деятельности. Именно труд создал человека вместе с его сознанием. Поэтому сознательный образ возникает при переходе к специфической и присущей только человеку трудовой деятельности как «историческая необходимость презентированности психического образа субъекту». Трудовая деятельность заведомо направлена на результат. Для того, чтобы достигнуть этого результата, он должен быть заранее представлен (презентирован) субъекту. Эта представленность и есть осознание.

Но ведь и животные, идя к водопою, знают, куда идут…

Выготский понимал, что сознание непосредственно невыводимо из трудовой деятельности. Психическую деятельность, утверждал он, следует рассматривать именно как деятельность, как совершение определенных операций. Но психические операции должны осуществляться с «удвоенной» реальностью. Специфика психической деятельности состоит в том, что ее объектами и орудиями выступютне предметы, а их заместители – знаки. Сознание оперирует значениями.

Гальперин.

Сознание не может быть полным дубликатом реальности. Но поскольку сознание – это всегда только «удвоение», то в нем не может содержаться что-либо сверх того, что «удваивается».

Выготский:

Сознание человека – это продукт общественного развития. Поэтому социальное выступает как еще одна причина удвоения реальности сознание взаимодействует с ситуацией не непосредственно, а через другое лицо. Генетический закон культурного развития: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды: сперва – в социальном плане (интерпсихическая категория), потом – в психологическом плане (интрапсихическая категория). Т.О. сознание вторично, а социальное взаимодействие – первично.

Взгляд человека на предметы (в том числе и на себя) возникает из способности видеть мир глазами других людей, понимать и поддаваться воздействию социальных символов.

Критика:

  1. Если  древние предки человека смогли начать трудиться (разговаривать) в совершенно бессознательном состоянии, то, что способствовало появлению сознания? Социальные процессы оказывают огромное влияние на сознание, но они не могут его породить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70531. Структурная схема осциллографа 1003 KB
  Из этих сигналов в устройстве запуска формируются импульсы синхронизации с длительностью кратной периоду исследуемого сигнала запускающие генератор развертки в моменты времени соответствующие одной и той же фазе исследуемого сигнала. На вход Х может также подаваться внешний сигнал...
70532. Измерение индуктивности и добротности 127.5 KB
  Индуктивность взаимную индуктивность и добротность измеряют мостом переменного тока с произведением балансных плеч рис. Взаимную индуктивность измеряют мостом переменного тока при согласном и встречном включениях двух катушек.
70533. Измерение емкости и тангенса угла потерь 115.5 KB
  Схемы мостов переменного тока с отношением балансных плеч для измерения емкости конденсатора с малыми и большими потерями представлены на рис. 1 Рассмотрим схему для измерения емкости конденсатора с малыми потерями рис. Тангенс угла потерь для конденсатора с малыми потерями.
70535. Безопасность жизнедеятельности, ответы к экзамену 134.73 KB
  Под опасным гидрометеорологическим явлением (ОЯ) понимается явление, которое по своей интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики.
70539. ОПОРНИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ ІЗ ДИСЦИПЛІНИ МАКРОЕКОНОМІКА 2.15 MB
  В трансформаційних умовах розвитку економіки України всім учасникам ринкових перетворень потрібний базовий обсяг економічних знань. Що ж до майбутніх фахівців з економіки та менеджменту – студентів економічних спеціальностей, то необхідним є вивчення не лише базового курсу економічної теорії...