95306

Подход культурно-исторической психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Высшие психические функции знаки сознание. Со времен Ле Бона стало общепризнанно что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание может оно и порождает сознание Выготский: Сознание это идеальное отражение объективной реальности а значит всегда какое-то удвоение реальности.

Русский

2015-09-22

15.34 KB

0 чел.

28. Подход культурно-исторической психологии

  1. Предмет психологии. Высшие психические функции, знаки, сознание.
  2. Объект психологии. Дети, взрослые, языки, тексты, произведения искусства.
  3. Методы изучения. Анализ (языка, речи, текстов). Причём Выготский сам говорил о своём методе, что это не простой анализ, а расчленяющий исследуемый объект на адекватные этому объекту единицы (например, адекватная речевому мышлению единица – это значение слова). Также наблюдение, эксперимент.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Выготский получил юридическое и историко-философское образования.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная: естественнонаучная. Пишет в предисловии к «Психологии искусства»: «Искание выхода за шаткие пределы субъективизма одинаково определило судьбы и русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объективизму, к материалистически точному естественнонаучному знанию в обеих областях создала настоящую книгу». К тому же само увлечение Марксом говорит о тяге к естественнонаучности (Маркс пытался построить социальную теорию по макету естественной науки).

Имплицитная позиция: скорее гуманитарная. Крайне мало экспериментов, его труды больше похожи на философские размышления мудрого человека, чем на строгую интерпретацию реальности. Его анализ, расчленяющий целое на репрезентативные единицы – это гуманитарный метод в чистом виде.

  1. Вклад в теорию. Культурно-историческая теория. Удвоение реальности: социальное и идеальное. Социальное как порождающее, формирующее, структурирующее психику. Психология развития (возрастные кризисы). Психолингвистика.
  2. Вклад в практику. Педагогика, дефектология.

Подход Культурно-исторической психологии к проблемам сознания.

Со времен Ле Бона стало общепризнанно, что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание, может оно и порождает сознание?

Выготский:

Сознание – это идеальное отражение объективной реальности, а значит всегда какое-то удвоение реальности. Система наших мыслей (сознание) – как бы предварительно организует поведение, и если я сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено.

Леонтьев на основе этого создал свою теорию деятельности. Именно труд создал человека вместе с его сознанием. Поэтому сознательный образ возникает при переходе к специфической и присущей только человеку трудовой деятельности как «историческая необходимость презентированности психического образа субъекту». Трудовая деятельность заведомо направлена на результат. Для того, чтобы достигнуть этого результата, он должен быть заранее представлен (презентирован) субъекту. Эта представленность и есть осознание.

Но ведь и животные, идя к водопою, знают, куда идут…

Выготский понимал, что сознание непосредственно невыводимо из трудовой деятельности. Психическую деятельность, утверждал он, следует рассматривать именно как деятельность, как совершение определенных операций. Но психические операции должны осуществляться с «удвоенной» реальностью. Специфика психической деятельности состоит в том, что ее объектами и орудиями выступютне предметы, а их заместители – знаки. Сознание оперирует значениями.

Гальперин.

Сознание не может быть полным дубликатом реальности. Но поскольку сознание – это всегда только «удвоение», то в нем не может содержаться что-либо сверх того, что «удваивается».

Выготский:

Сознание человека – это продукт общественного развития. Поэтому социальное выступает как еще одна причина удвоения реальности сознание взаимодействует с ситуацией не непосредственно, а через другое лицо. Генетический закон культурного развития: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды: сперва – в социальном плане (интерпсихическая категория), потом – в психологическом плане (интрапсихическая категория). Т.О. сознание вторично, а социальное взаимодействие – первично.

Взгляд человека на предметы (в том числе и на себя) возникает из способности видеть мир глазами других людей, понимать и поддаваться воздействию социальных символов.

Критика:

  1. Если  древние предки человека смогли начать трудиться (разговаривать) в совершенно бессознательном состоянии, то, что способствовало появлению сознания? Социальные процессы оказывают огромное влияние на сознание, но они не могут его породить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82978. Творимо казковий світ «Кольорочас». We create the world of wonder «Colourtime» 623.5 KB
  Мета: географія ознайомити учнів з етапами формування української нації;сформувати в учнів поняття про національний склад населення та пояснити причини його строкатості; назвати етнографічні групи українців та національні меншини; обґрунтувати географію розміщення історико географічних етнографічних...
82979. Казки народів світу, Ш. Перро «Кіт у чоботях» 1.58 MB
  Мета: Продовжити знайомство з казками народів світу. Формувати в учнів уміння повно, точно, емоційно робити висновки і висловлювати судження про прочитане та посилатися під час відповіді на текст книжки; активізувати читацьку пам’ять; збагачувати словниковий запас...
82980. Речення. Види речень за метою висловлювання 913 KB
  Мета: Допомогти глибше усвідомити поняття мета висловлювання; зясувати які будуть речення за метою висловлювання; формувати вміння визначати види речень за метою висловлювання; будувати речення різних типів; відпрацьовувати навички грамотного письма; розвивати навички звязного мовлення...
82981. Людина серед людей. Норми поведінки. Вихованість 126 KB
  Освітній продукт: колективно створений ілюстрований довідник Людина серед людей. Людина серед людей. В усі часи ще з самого початку виникнення на Землі Людини вона почала замислюватися над своїм призначенням в житті над своїм значенням для інших людей і всього світу.
82982. Основні права та обов’язки громадянина 159.5 KB
  Формувати правові знання учнів; дати загальне поняття про моральні норми загальнолюдські цінності; виховувати пошану до законів України; виховувати громадянські почуття; формувати правову свідомість молодших школярів.
82983. Традиції харчування 141.5 KB
  Очікувані результати: учні повинні знати чотири групи їжі; учні повинні вміти визначати корисні продукти харчування дотримуватись правил поведінки за столом та не забувати місцеві традиції харчування. Обладнання і матеріали: підручник мяч дзеркало малюнки із зображенням продуктів харчування...
82984. Позакласне читання. Урок-гра «Країна Казки» 275.5 KB
  Мета: навчальна - поглибити знання учнів про казку як вид усної народної творчості активізувати читацьку память; корекційно розвивальна удосконалювати навички виразного читання збагачувати словниковий запас розвивати творчі здібності коригувати логічне мислення...
82985. Первый раз в первый класс! 156 KB
  Цель: знакомство детей с учителем и между собой; развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий, расширять кругозор; воспитывать любовь к школе, желание учиться. Оборудование: макет школы на доске, карточки – цветы, пазлы с изображением животных, микрофон.
82986. Небезпека від вогню. Причини виникнення пожежі. Ситуаційна гра «Дії під час пожежі» 317 KB
  Мета. З’ясувати причини виникнення пожежі. Продовжувати навчати учнів правил протипожежної безпеки, правильно діяти під час виникнення пожежі та евакуації з приміщення, знаходити зв’язок: причина – наслідок. Розвивати увагу, мислення, зв’язне мовлення. Виховувати повагу до професії пожежника.