95306

Подход культурно-исторической психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Высшие психические функции знаки сознание. Со времен Ле Бона стало общепризнанно что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание может оно и порождает сознание Выготский: Сознание это идеальное отражение объективной реальности а значит всегда какое-то удвоение реальности.

Русский

2015-09-22

15.34 KB

0 чел.

28. Подход культурно-исторической психологии

  1. Предмет психологии. Высшие психические функции, знаки, сознание.
  2. Объект психологии. Дети, взрослые, языки, тексты, произведения искусства.
  3. Методы изучения. Анализ (языка, речи, текстов). Причём Выготский сам говорил о своём методе, что это не простой анализ, а расчленяющий исследуемый объект на адекватные этому объекту единицы (например, адекватная речевому мышлению единица – это значение слова). Также наблюдение, эксперимент.
  4. Откуда автор пришёл в психологию. Выготский получил юридическое и историко-философское образования.
  5. Методологическая позиция.

Эксплицитная: естественнонаучная. Пишет в предисловии к «Психологии искусства»: «Искание выхода за шаткие пределы субъективизма одинаково определило судьбы и русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объективизму, к материалистически точному естественнонаучному знанию в обеих областях создала настоящую книгу». К тому же само увлечение Марксом говорит о тяге к естественнонаучности (Маркс пытался построить социальную теорию по макету естественной науки).

Имплицитная позиция: скорее гуманитарная. Крайне мало экспериментов, его труды больше похожи на философские размышления мудрого человека, чем на строгую интерпретацию реальности. Его анализ, расчленяющий целое на репрезентативные единицы – это гуманитарный метод в чистом виде.

  1. Вклад в теорию. Культурно-историческая теория. Удвоение реальности: социальное и идеальное. Социальное как порождающее, формирующее, структурирующее психику. Психология развития (возрастные кризисы). Психолингвистика.
  2. Вклад в практику. Педагогика, дефектология.

Подход Культурно-исторической психологии к проблемам сознания.

Со времен Ле Бона стало общепризнанно, что окружающие люди влияют на сознание и поведение людей. Если социальное так влияет на сознание, может оно и порождает сознание?

Выготский:

Сознание – это идеальное отражение объективной реальности, а значит всегда какое-то удвоение реальности. Система наших мыслей (сознание) – как бы предварительно организует поведение, и если я сперва подумал, а потом сделал, то это означает не что иное, как такое удвоение и усложнение поведения, когда внутренние реакции мысли сперва подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было наперед установлено и подготовлено.

Леонтьев на основе этого создал свою теорию деятельности. Именно труд создал человека вместе с его сознанием. Поэтому сознательный образ возникает при переходе к специфической и присущей только человеку трудовой деятельности как «историческая необходимость презентированности психического образа субъекту». Трудовая деятельность заведомо направлена на результат. Для того, чтобы достигнуть этого результата, он должен быть заранее представлен (презентирован) субъекту. Эта представленность и есть осознание.

Но ведь и животные, идя к водопою, знают, куда идут…

Выготский понимал, что сознание непосредственно невыводимо из трудовой деятельности. Психическую деятельность, утверждал он, следует рассматривать именно как деятельность, как совершение определенных операций. Но психические операции должны осуществляться с «удвоенной» реальностью. Специфика психической деятельности состоит в том, что ее объектами и орудиями выступютне предметы, а их заместители – знаки. Сознание оперирует значениями.

Гальперин.

Сознание не может быть полным дубликатом реальности. Но поскольку сознание – это всегда только «удвоение», то в нем не может содержаться что-либо сверх того, что «удваивается».

Выготский:

Сознание человека – это продукт общественного развития. Поэтому социальное выступает как еще одна причина удвоения реальности сознание взаимодействует с ситуацией не непосредственно, а через другое лицо. Генетический закон культурного развития: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды: сперва – в социальном плане (интерпсихическая категория), потом – в психологическом плане (интрапсихическая категория). Т.О. сознание вторично, а социальное взаимодействие – первично.

Взгляд человека на предметы (в том числе и на себя) возникает из способности видеть мир глазами других людей, понимать и поддаваться воздействию социальных символов.

Критика:

  1. Если  древние предки человека смогли начать трудиться (разговаривать) в совершенно бессознательном состоянии, то, что способствовало появлению сознания? Социальные процессы оказывают огромное влияние на сознание, но они не могут его породить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78182. Разработка алгоритмов и программ с подключением модулей CRT, DOS 83.5 KB
  Изучить основные приемы программирования по написанию программ, обрабатывающих прерывания, проверяющих статус дисков, управляющих программной средой, организующих работу с каталогами и их элементами реализующих процедуры и функции стандартного модуля DOS.
78183. Разработка алгоритмов и программ с подключением модуля GRAPH 81.5 KB
  Получить индивидуальное задание у преподавателя и разобрать программу в соответствии с поставленной задачей. Показать работающую программу преподавателю. Индивидуальные задания: Создайте программу вывода изображений двух туч. Создайте программу вывода на экран текстовой информации в форме бегущей строки...
78184. Разработка алгоритмов и программ с анализом организации данных 89.5 KB
  Индивидуальные задания Постройте с помощью массива стек из 6 строковых элементов. Разместите в стеке шесть элементов: ‘nme ‘fio ‘ves ‘ge ‘rost ‘dlin. Удалите из стека два элемента ‘dlin и ‘fio и добавьте новый элемент ‘size. После этого добавьте в список шесть элементов 1357911 затем найдите указатель на элемент 9 и удалите этот элемент.
78185. Разработка алгоритмов и программ с использованием указателей 75 KB
  Организация динамической памяти и структур данных. Получить индивидуальное задание у преподавателя и разобрать программу с использованием выделения динамической памяти и создания указателей. Использовать динамическое выделение памяти. Использовать динамическое выделение памяти.
78186. Разработка программ обработки одномерных массивов 80.5 KB
  В качестве элементов массива можно использовать и любой другой ранее описанный тип поэтому вполне правомерно существование массивов записей массивов указателей массивов строк массивов и т. Элементами массива могут быть данные любого типа включая структурированные. Тип элементов массива называется базовым. Особенностью языка Паскаль является то что число элементов массива фиксируется при описании и в процессе выполнения программы не меняется.
78187. Разработка программ обработки двумерных массивов 70.5 KB
  Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива. Индексы представляют собой выражения любого скалярного типа, кроме вещественного. Тип индекса определяет границы изменения значений индекса. Для описания массива предназначено словосочетание: array of (массив из).
78188. Разработка программ с использованием процедур и функций 101 KB
  Dos включает средства позволяющие реализовывать различные функции DOS. Функции в Паскале Функция это независимая именованная часть программы которую можно вызвать по имени для выполнения определенных действий. Структура функции повторяет структуру программы. Особенности использования функции: функция передает в точку вызова скалярное значение; имя функции может входить в выражение как операнд.
78189. Основные комбинаторные алгоритмы 169 KB
  Контрольные вопросы Введение Комбинаторные алгоритмы с их акцентом на разработку анализ и реализацию практических алгоритмов являются продуктом века вычислительных машин. Предмет теории комбинаторных алгоритмов вычисления на дискретных математических структурах.
78190. Графы. Алгоритмы на графах 224.61 KB
  Геометрическое - графом называется фигура, состоящая из точек (называемых вершинами) и отрезков, соединяющих некоторые из этих вершин. Соединяющие отрезки могут быть направленными (дугами), ненаправленными (ребрами)