95316

Содружество Независимых Государств: основные этапы развития и его институционно-правовая структура

Доклад

Международные отношения

Основными документами формирующими основу правовой базы СНГ являются Соглашение о создании СНГ совершенное в Минске 8 декабря 1991 г. и Устав СНГ совершенный там же 22 января 1991 г. Этот документ определил долгосрочные цели СНГ в развитии интеграции в создании общего рынка товаров капиталов рабочей силы и услуг.

Русский

2015-09-22

17.27 KB

0 чел.

Содружество Независимых Государств: основные этапы развития и его институционно-правовая структура (26)

За сравнительно небольшой для истории срок уже в основном существует нормативно-правовая база СНГ. Это обширный кол-во договоров, соглашений и решений государств - участников Содружества, способствующий развитию и утлублению сотрудничества в различ областях.

Основными документами, формирующими основу правовой базы СНГ, являются Соглашение о создании СНГ, совершенное в Минске 8 декабря 1991 г. и Устав СНГ, совершенный там же 22 января 1991 г.

В 1993г. подписан Договор о создании Эк союза. Этот документ определил долгосрочные цели СНГ в развитии интеграции, в создании общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Разработана концепция последовательного образования зон свобод торговли, тамож. и платежного союзов, а в будущем валютн. союза, которые послужат основой для образования общего рынка Содр-ва.

8 декабря 1991 г. Украина, Белоруссия, Россия заключили Соглашение о создании СНГ. В декабре 1991 г. к ним в Алма-Ате присоединились представители бывших союзных республик и приняли Декларацию, в которой было заявлено, что с образованием СНГ, СССР прекращает свое существование. Сейчас 12 государств. Изначально СНГ не накладывало на своих членов никаких обязательств, Это позволяло каждому государству выбирать форму участия в Содружестве и заключать двусторонние или многосторонние договоры. Новое добровольное объединение независимых государств было малопродуктивным. Слишком разными были национальные интересы и уровни развития стран-участниц. Поэтому в рамках СНГ оформились группы государств, появились союзы и альянсы. Союз России и Белоруссии получил название «двойка». Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана стали именовать «пятеркой». Экономическое сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — «четверкой». Альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы сокращенно назвали «ГУАМ».

После распада Советского Союза Россия предстала миру прежде всего как наследница Великорусского государства и правопреемница СССР. По своим масштабам, геополитическому положению Россия оставалась естественным связующим мостом Европы и Азии. По политической значимости и влиянию на мировую историю Россия являлась одной из великих держав. Это величие базировалось, прежде всего, на статусе ядерной державы, мощном научно-техническом, природном и демографическом потенциале. Данные факторы превращали постсоветскую Россию в один из крупнейших мировых Центров. Между тем по мере реформ все отчетливее проявлялась ассиметрия интересов России и других стран СНГ. Сильнее других к России тяготели Армения, Беларусь и Таджикистан в надежде на эк. помощь и поддержку. Эк. зависимость от России Азербайджана, Узбекистана, Молдовы была заметно слабее и продолжала снижаться. Совершенно особенно складывались взаимоотношения Москвы с Белоруссией и Украиной как славянскими государствами. Белоруссия в концепции нац. безопасности признала приоритетным свое участие в СНГ,, Она усматривала свое будущее в неразрывном единении с Россией. 2 апреля 1996 г. президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Договор об образовании сообщества. Документ предусматривал дальнейшую экономическую интеграцию стран, синхронизацию глубины и темпов проводимых реформ. 1997 г. президенты России и Беларуси подписали Договор о Союзе двух стран, а в мае был принят Устав Союза, определивший механизм сближения славянских государств. В декабре 1998 г. президенты подписали Декларацию, выразив намерения после всенародного обсуждения приступить к объединению России и Беларуси в единое государство. Для Беларуси Россия к концу столетия являлась основным торговым и экономическим партнером.

Менее успешна в рамках СНГ развивались российско-украинские отношения. Причин тому множество. Одна из них- территориальные претензии. 1954 г. Верховный Совет СССР, учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные связи Крымской области и Украинской ССР передал Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР. Россия утратила юридические права на бывшую свою территорию.

При распаде Союза в российско-украинских отношениях предметом особого спора стал Севастополь и Черноморский флот. В 1997 г. стороны подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве- «Большой договор» - подтвердил отказ России от Крыма, так как провозглашал принцип нерушимости границ и территориальной целостности Украины. Со своей стороны Украина пошла на смехотворные уступки: в Крыму было разрешено русским говорить по-русски.

Интеграция России со странами Центральной Азии являлась особенно значимой. Для создания един экономического пространства 1995 г. Россия, Беларусь и Казахстан подписали Таможенный союз, к которому 1996 г. присоединился Кыргызстан. 1999 г. соглашение о Таможенном союзе подписала Республика Таджикистан. Пять государств СНГ гарантировали развитие взаимных внешнеэкономических связей, наличие единого таможенного тарифа, а в перспективе — создание единого таможенного пространства, в рамках которого обеспечивалась свобода передвижения товаров, Но договорные обязательства странами «пятерки» не выполнялись, и к исходу XX века Таможенный союз не получил своего развития. Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, и Таджикистан в начале 1994 г. создали Центрально-азиатское экономическое сообщество, а также Центрально-азиатский банк развития и сотрудничества. Имея много общего в истории, экономическом и культурном развитии, государства Центральной Азии вели активный поиск решения региональных проблем, Россия теряла свое былое влияние на Центральную Азию, а суверенные государства сразу после провозглашения оказались в поле интересов мощных полюсов современного мира. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай. Корея, Япония) сделали мощный рывок в развитии торгово-экономических связей с Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном. Центральная Азия превращалась в транзитную территорию, связывающую Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Начало новому «шелковому пути» было положено развитием трех составляющих: трансконтинентальной транспортной системы. энергосистем стран региона и современных систем телекоммуникации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65946. Цена: функции; факторы, влияющие на ее величину 48.5 KB
  Цена — экономическое понятие. Цена – результат оценки. Цена есть денежная оценка. В основе оценки могут лежать как объективные, так и субъективные критерии. Цена – денежная характеристика блага.
65949. Ресурсы: структура; проблема выбора и замещения. Кривая производственных возможностей 45.5 KB
  Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен. Тот факт что отдельная вещь встречается редко или малодоступна для экономиста не определяется как ограниченность ресурсов. Последнее характеризует ситуацию когда ресурсов не хватает для того чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека.