95316

Содружество Независимых Государств: основные этапы развития и его институционно-правовая структура

Доклад

Международные отношения

Основными документами формирующими основу правовой базы СНГ являются Соглашение о создании СНГ совершенное в Минске 8 декабря 1991 г. и Устав СНГ совершенный там же 22 января 1991 г. Этот документ определил долгосрочные цели СНГ в развитии интеграции в создании общего рынка товаров капиталов рабочей силы и услуг.

Русский

2015-09-22

17.27 KB

0 чел.

Содружество Независимых Государств: основные этапы развития и его институционно-правовая структура (26)

За сравнительно небольшой для истории срок уже в основном существует нормативно-правовая база СНГ. Это обширный кол-во договоров, соглашений и решений государств - участников Содружества, способствующий развитию и утлублению сотрудничества в различ областях.

Основными документами, формирующими основу правовой базы СНГ, являются Соглашение о создании СНГ, совершенное в Минске 8 декабря 1991 г. и Устав СНГ, совершенный там же 22 января 1991 г.

В 1993г. подписан Договор о создании Эк союза. Этот документ определил долгосрочные цели СНГ в развитии интеграции, в создании общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Разработана концепция последовательного образования зон свобод торговли, тамож. и платежного союзов, а в будущем валютн. союза, которые послужат основой для образования общего рынка Содр-ва.

8 декабря 1991 г. Украина, Белоруссия, Россия заключили Соглашение о создании СНГ. В декабре 1991 г. к ним в Алма-Ате присоединились представители бывших союзных республик и приняли Декларацию, в которой было заявлено, что с образованием СНГ, СССР прекращает свое существование. Сейчас 12 государств. Изначально СНГ не накладывало на своих членов никаких обязательств, Это позволяло каждому государству выбирать форму участия в Содружестве и заключать двусторонние или многосторонние договоры. Новое добровольное объединение независимых государств было малопродуктивным. Слишком разными были национальные интересы и уровни развития стран-участниц. Поэтому в рамках СНГ оформились группы государств, появились союзы и альянсы. Союз России и Белоруссии получил название «двойка». Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана стали именовать «пятеркой». Экономическое сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана — «четверкой». Альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы сокращенно назвали «ГУАМ».

После распада Советского Союза Россия предстала миру прежде всего как наследница Великорусского государства и правопреемница СССР. По своим масштабам, геополитическому положению Россия оставалась естественным связующим мостом Европы и Азии. По политической значимости и влиянию на мировую историю Россия являлась одной из великих держав. Это величие базировалось, прежде всего, на статусе ядерной державы, мощном научно-техническом, природном и демографическом потенциале. Данные факторы превращали постсоветскую Россию в один из крупнейших мировых Центров. Между тем по мере реформ все отчетливее проявлялась ассиметрия интересов России и других стран СНГ. Сильнее других к России тяготели Армения, Беларусь и Таджикистан в надежде на эк. помощь и поддержку. Эк. зависимость от России Азербайджана, Узбекистана, Молдовы была заметно слабее и продолжала снижаться. Совершенно особенно складывались взаимоотношения Москвы с Белоруссией и Украиной как славянскими государствами. Белоруссия в концепции нац. безопасности признала приоритетным свое участие в СНГ,, Она усматривала свое будущее в неразрывном единении с Россией. 2 апреля 1996 г. президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Договор об образовании сообщества. Документ предусматривал дальнейшую экономическую интеграцию стран, синхронизацию глубины и темпов проводимых реформ. 1997 г. президенты России и Беларуси подписали Договор о Союзе двух стран, а в мае был принят Устав Союза, определивший механизм сближения славянских государств. В декабре 1998 г. президенты подписали Декларацию, выразив намерения после всенародного обсуждения приступить к объединению России и Беларуси в единое государство. Для Беларуси Россия к концу столетия являлась основным торговым и экономическим партнером.

Менее успешна в рамках СНГ развивались российско-украинские отношения. Причин тому множество. Одна из них- территориальные претензии. 1954 г. Верховный Совет СССР, учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные связи Крымской области и Украинской ССР передал Крымскую область из состава РСФСР в состав УССР. Россия утратила юридические права на бывшую свою территорию.

При распаде Союза в российско-украинских отношениях предметом особого спора стал Севастополь и Черноморский флот. В 1997 г. стороны подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве- «Большой договор» - подтвердил отказ России от Крыма, так как провозглашал принцип нерушимости границ и территориальной целостности Украины. Со своей стороны Украина пошла на смехотворные уступки: в Крыму было разрешено русским говорить по-русски.

Интеграция России со странами Центральной Азии являлась особенно значимой. Для создания един экономического пространства 1995 г. Россия, Беларусь и Казахстан подписали Таможенный союз, к которому 1996 г. присоединился Кыргызстан. 1999 г. соглашение о Таможенном союзе подписала Республика Таджикистан. Пять государств СНГ гарантировали развитие взаимных внешнеэкономических связей, наличие единого таможенного тарифа, а в перспективе — создание единого таможенного пространства, в рамках которого обеспечивалась свобода передвижения товаров, Но договорные обязательства странами «пятерки» не выполнялись, и к исходу XX века Таможенный союз не получил своего развития. Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, и Таджикистан в начале 1994 г. создали Центрально-азиатское экономическое сообщество, а также Центрально-азиатский банк развития и сотрудничества. Имея много общего в истории, экономическом и культурном развитии, государства Центральной Азии вели активный поиск решения региональных проблем, Россия теряла свое былое влияние на Центральную Азию, а суверенные государства сразу после провозглашения оказались в поле интересов мощных полюсов современного мира. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай. Корея, Япония) сделали мощный рывок в развитии торгово-экономических связей с Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном. Центральная Азия превращалась в транзитную территорию, связывающую Европу с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Начало новому «шелковому пути» было положено развитием трех составляющих: трансконтинентальной транспортной системы. энергосистем стран региона и современных систем телекоммуникации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75949. Президентская избирательная компания 1996 года: ход, особенности, последствия 29.75 KB
  Выборы президента России были назначены на 16 июня 1996 года в соответствии с переходными положениями Конституции России и в связи с истечением срока полномочий Президента России-Бориса. Ельцина избранного в 1991 году президентом России РСФСР. Единственные на 2013 год президентские выборы в России где для определения победителя потребовалось два тура. Основными конкурентами считались действующий Президент России Б.
75950. Причины и стадии экономического роста в РФ в начале ХХI века 15.21 KB
  В это время начался рост производства вызванный последствиями дефолта в результате которого возросли цены в рублях на импортные изделия и появился стимул к замещению импорта наращиванием товаров отечественного производства. Росту производства в России помог также рост мировых цен на нефть и газ достигших в конце 2007 г. Вместе с тем этот этап экономического развития России всё ещё характеризовался недостаточной стабильностью роста производства особенно в промышленности чрезмерной зависимостью от мировых цен на сырьё недостаточной...
75951. Проблемы развития правоохранительной и судебной системы в РФ 17.71 KB
  Это вызвано объективными причинами стремлением подчеркнуть независимость и самостоятельность судебной власти уйти от порочной практики сращивания судебной системы и органов осуществляющих следствие дознание и оперативно-разыскную деятельность. Причины неудовлетворительного состояния судебной и правоохранительной системы РФ имеют многоплановый характер. Отмечают что есть все основания для вывода о полномасштабном кризисе судебной и правоохранительной системы.
75952. Развитие гражданского общества в РФ. Неправительственные организации и их значение 20.29 KB
  Это означает что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы но и развитая система социальной поддержки. И в-третьих чувство гражданской ответственности а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества. Становление гражданского общества есть в сущности бесконечный процесс совершенствования всех без исключения сторон жизнедеятельности людей.
75953. Россия – федеративное государство. Особенности проявления российского федерализма на современном этапе 17.78 KB
  Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Эти государства а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том что с момента своего возникновения эта федерация носила конституционно-правовой характер поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие...
75954. Россия к началу 21 века: основные задачи и ресурсы для достижения целей 19.4 KB
  Рост производства означает возможность повышения уровня жизни и благосостояния граждан решения важных социальных проблем. Но для достижения этой цели стало ясно что темпы роста необходимо увеличить с 7 процентов в год за 2002–-2004 гг. Главный источник беспокойства за наше ближайшее будущее заключается в том что экономический рост во многом опирается на высокие цены на нефть. Так за последние годы в стране буквально произошла революция в сотовой связи очень широко распространился кредит бытовой техники мебели автомобилей и пр.
75955. РФ и постсоветское пространство – состояние отношений и основные задачи 22.28 KB
  Интеграция в рамках СНГ стала приоритетным проектом в условиях глобального кризиса 2008–2009 гг. В новой версии Концепции внешней политики РФ прописано что Приоритетными направлениями развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами участниками СНГ дальнейшее укрепление СНГ основы углубления регионального взаимодействия его участников имеющих не только общее историческое наследие но и обширный потенциал интеграции в различных сферах. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств ...
75956. Сентябрьско-октябрьский кризис 1993: истоки и пути решения 15.95 KB
  были внесены многочисленные поправки ограничивавшие полномочия президента. на VII съезде народных депутатов заставили президента убрать из правительства Е. Степанков осудили действия президента. пытался отрешить президента от должности но должного количества голосов не набралось.
75957. События 19-21 августа 1991 г. и их историческое последствия 19.25 KB
  Августовский путч попытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса предпринятая самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению ГКЧП 19 августа 1991 года. Почему 20 августа – День Путча 20 августа – день подписания подписание нового Союзного договора согласно которому вместо СССР создавалась конфедерация Союз Советских Суверенных Государств ССГ. 22 августа все члены ГКЧИ были арестованы Пуго – самоубийство Приостановлено действие компартии РСФСР Горбаче снимает с...