95317

Роль и деятельность России в международных организациях

Доклад

Международные отношения

Во внешней политике РФ занимает прочные позиции по вопросам глобальной безопасности, сохранения мира, предотвращения войн и решения споров мирными средствами. На Востоке РФ входит в АТЭС (МПО, создано в 1989 г., РФ вошла в состав в 1997г.) и является партнёром по диалогу с АСЕАН...

Русский

2015-09-22

20.69 KB

17 чел.

Роль и деятельность России в международных организациях (29)

Во внешней политике РФ занимает прочные позиции по вопросам глобальной безопасности, сохранения мира, предотвращения войн и решения споров мирными средствами.

На Востоке РФ входит в АТЭС (МПО, создано в 1989 г., РФ вошла в состав в 1997г.) и является партнёром по диалогу с АСЕАН (субрегион. орг-я. в регион. орг-и АТЭС, создана в 1967г). Интересы РФ в данном сотрудничестве: развитие Д.Востока и Сибири; обмен опытом; вступление в ВТО при помощи АТЭС; развитие двусторонних связей. РФ в рамках данного сотрудничества занимается вопросами энергетической безопасности, борьбы с энергетической бедностью, борьбой с инфекционными заболеваниями. Участие России в АТЭС можно расценить как перспективное, но пока недостаточное. Но уже в 2000 г. президентом РФ была одобрена концепция «Участие РФ в АТЭС». В ней признавалась необходимость возобновления и укрепления отношений с Вьетнамом и Китаем, развития тесных отношений с субрегиональными организациями, которые находятся под зонтиком АТЭС (НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество и т.д.), укрепления дипломатического присутствия в АТЭС. Существует Комиссия Правительства РФ по вопросам участия в форуме АТЭС: «Деловой клуб АТЭС» на территории АТЭС. На территории РФ проходит всё больше мероприятий АТЭС.

Главными темами в рамках сотрудничества РФ и АСЕАН являются экономика и безопасность. В сфере безопасности: запрет распространения и наращивания ядерного оружия в Тихом океане, сокращение вооружения и вооружённых сил (на Д.Востоке численный состав вооружённых сил сократили на 120 тыс.). С 1994г РФ стала участником АСЕАНовского форума по безопасности. 1999г – декларация «Тихоокеанское согласие» (призыв к добровольному соблюдению межд. права и сотрудничеству с учётом специфики региона) на конференции во Владивостоке по вопросам безопасности. 2003 г. – Декларация о партнёрстве в деле мира и безопасности на встрече МИДов России и АСЕАН в г.Пнумпинь. В экономической сфере: совместные предприятия с конца 60-х и до сих пор; поставка вооружения, авиатехники в страны АСЕАН (самые гл.покупатели – Вьетнам, Малайзия).

Институты в отношениях АСЕАН и России: 1. Совместный институт сотрудничества, 2. Московский комитет АСЕАН (послы государств-членов АСЕАН), 3. Деловой Совет (налаживание контактов деловых кругов), 4. Фонд сотрудничества России и АСЕАН (поступления от участников).

На Западе:

РФ и ЕС: Действуют программы и инициативы, существуют совместные институты. В 1989 было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). В 2007 г. истёк срок СПС, действие которого было пролонгировано на год в мае 2007 г. Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998. С 2001 г. Проходят встречи ЕС и РФ.

Соглашением 2003 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств: экономического, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования. В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику. В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учетом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд. евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов.

Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25%. Россия поставляет в ЕС 44% от её общего импорта нефти.

РФ и ОЭСР (орг-я экономического сотрудничества и развития): В 1990 г. создан Комитет по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. В 1994 г. подписана декларация о сотрудничестве ОЭСР и РФ (основополагающий документ). В 1997 г. создан специальный комитет по связям ОЭСР и РФ для закрепления рыночных механизмов и рыночной экономики в России. ОЭСР готовит ежегодные обзоры по отраслям экономики и социальной политики России, также проводятся конференции и семинары. ОЭСР консультирует российские законодательные органы. В 1996 г. Россия подавала заявку на вступление в ОЭСР, но ответили отказом (критерии членства: 1. рыночная экономика, 2. демократические принципы).

РФ и «Большая восьмёрка»: "Группа восьми" – неофициальный форум лидеров ведущих промышленно развитых демократических стран, участниками которого являются Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия, а также представлен и полноформатно участвует ЕС. На долю стран-участниц «восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ. В рамках «восьмерки» осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды). В 2006 встреча Большой восьмёрки проходила в Санкт-Петербурге. Темами были энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом, ситуация на Ближнем Востоке.

РФ и Совет Европы: Cовет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. В начале 1990-х годов членство в Совете Европы было названо одним из главных приоритетов Москвы. Российская Федерация вступила в Совет Европы в 28 февраля 1996, а в 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов РФ, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести свое законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. Вторая чеченская война чуть было не привела к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000. С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. В частности, в одном из докладов, представленных в рамках ПАСЕ, дело ЮКОСа было квалифицировано как политическое. Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации. 20 января 2006 директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Россия планирует сократить свой взнос в Совет Европы, поскольку недовольна его «отдачей». За период членства в СЕ Россия ратифицировала более 40 конвенций по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские граждане пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идет работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским Союзом.

Российские представители активно участвуют в работе Парламентской ассамблеи СЕ и Конгресса местных и региональных властей Европы. Главой российской делегации в ПАСЕ является председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев, в КМРВЕ – первый заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов возглавляет в ПАСЕ политическую группу (фракцию) Европейских Демократов. При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство Российской Федерации во главе с Постоянным представителем. В секретариате СЕ работает около 50 россиян.

Россия и Балтийский Совет (или Совет государств Балтийского моря - межправит. субрег. орг-я, создана в 1992 г.): Основным документом является комплексный план «VASAB» (Visions and Strategies around the Baltic Sea), вступивший в силу в 2005 г. (до 2010 г.) и обеспечивающий стабильное развитие Балтийского субрегиона на основе развития инфраструктуры (носит рекомендательный характер).

Сотрудничество РФ и БС осуществляется в рамках нескольких направлений:

• Экономическое. Высок уровень взаимозависимости стран региона в торговле. Существует 4 центра торг. Потоков – Германия (1 место), Россия (2 место), Швеция, Финляндия.

• Сотрудничество в области охраны окружающей среды. Сама идея межбалтийского сотрудничества выросла из идеи охраны окружающей среды. В 1969 г. подписан договор об охране водной среды Балтийского моря. В 1974 г. создана Балт. Комиссия по охране окр. среды. Осуществляются 2 природоохранные программы. «Совместная комплексная программа действий по охране окр. Среды» и «Повестка дня на XXI В.». Действует Группа по ядерной безопасности (АЭС в Сосновом Бору в России ив др. странах).

• Сотрудничество в области энергоснабжения в целях создания единого рынка электроэнергии. В 1995 г. Россия присоединилась к проекту «НОРДЕЛЬ» (единая сеть электроэнергии). Проекты «Балтийское энергетическое кольцо», «Балтийское газовое кольцо». Также существует проект создания БТС – «Балтийская трубопроводная система» (для перекачивания нефти из Пимано-Печорска в Европу через перевалочный пункт порт Приморск в Ленинградской области).

• Сотрудничество в области транспорта: 2 проекта:

1. «ВИА Балтика» - сеть автодорог из Хельсинки в гос-ва Балтии, Варшаву с ответвлением на Петербург)

2. «ВИА Гандиатика» - от Петербурга через Балтику в Польшу).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10411. Политическое поведение личности как категория в политологии 35.5 KB
  Политическое поведение личности как категория в политологии. В самом общем виде действие социальных норм состоит: а в установлении типов образцов общественно значимого поведения; б в установлении границ в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществл...
10412. Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров 29 KB
  Проблемы политического лидерства в обществе. Основные типы политических лидеров. Понятие лидер€ происходит от английского leader что означает ведущий управляющий другими людьми. Становление и функционирование лидеров объективное и универсальное явление. С понят...
10413. Социально-политические и этнические конфликты 51.5 KB
  Социальнополитические и этнические конфликты. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия. На основе углубления кризисного состояния общества приводящего к столкновениям различных сил и общностей обостряются социальные проти
10414. Социальная дифференциация общества: классовая теория, теория социальной стратификации 23.5 KB
  Социальная дифференциация общества: классовая теория теория социальной стратификации. Социально-классовая стр. Маркса: Появление классов связано с историческими определениями фазами развития производства Классовая борьба ведет к диктатуре пролеториата ...
10415. Общественно-политические движения и организации и формы проявления плюрализма интересов 34.5 KB
  Общественнополитические движения и организации и формы проявления плюрализма интересов. Общественные движения и организации добровольные формирования возникшие в результате свободного волеизъявления граждан объединяющихся на основе общих интересов и целей. Общ
10416. Группы давления и группы интересов в политике 29 KB
  Группы давления и группы интересов в политике. Понятие группы давления пришло из американской политологии. Группы давления это не политические партии. Последние преследуют цель осуществления власти Первые ограничиваются оказанием влияния на власть стремлением по
10417. Национальная политика в России 34.5 KB
  Национальная политика в России. Задача современной национальной политики достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того что Россия это единое многонацио...
10418. Понятие Политическая культура 31 KB
  Понятие Политическая культура. Политическая культура неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества его классов социальных групп трудовых коллективов индивидуумов уровень их
10419. Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры 32 KB
  Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры. Тема политическая культура занимает особое место в курсе политологии. Она посвящена проблемам взаимоотношений власти и личности политического поведения субъектов политики. Политическая ку...