95318

Международное сотрудничество: сущность и основные направления

Доклад

Международные отношения

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

Русский

2015-09-22

19.55 KB

2 чел.

Международное сотрудничество - сущность и основные направления (38)

Мжд институты в системе права. Современная политическая наука рассматривает м/орг в качестве важнейших наряду с государствами – участниками МО и субъектами мировой политики. Наличие м/орг придает МО стабильность, упорядоченность и институциональную завершенность. Понятия международный институт включают в себя такие понятия, как «м/орг», «международные конференции» и, по мнению многих специалистов, междунар. режимы. Поскольку сегодня м/орг являются самыми многочисленными из всех м/н институтов, сам термин «международный институт» часто употребляется как синоним термина М/Орг. Однако М/Орг. зародились из практики работы междунар. конференций – формы м/н сотрудничества, имеющей давние традиции. Одним из первых полит. инст. Нового времени могут считаться Священный союз (монархи Австрия, Пруссия, Россия), а также контрольный механизм, сформированный Конференцией против рабства в 1840г. Вслед за ними были учреждены М\н Ассоциация Права (1873), М/Н Комитет Кр.Креста (1875).Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества является одним из примечательных феноменов современного международного развития. Проблема государственного суверенитета и международное сотрудничество. Эволюция роли и значения государства как социально-политического института вообще и гос. суверенитета в частности является в настоящее время одной из наиболее актуальных и дискуссионных тем. Происходящие в мире фундаментальные процессы в сфере политики и экономики во многом меняют привычные взгляды на роль государства и значение его формального атрибута — гос.суверенитета. Связано это с тем, что в современном мире государства все в большей степени вынуждены поступаться частью своих прерогатив, будучи ограниченными в принятии пол. решений. Говоря о причинах пересмотра принципа суверенитета, следует прежде всего обратить внимание на комплекс процессов, который традиционно обозначается как «глобализация». При этом «наступление» на принцип суверенитета государства происходит сразу по нескольким направлениям, а существующая концепция государственного суверенитета ставится под сомнение в отношении практически всех ее основных составляющих.Потребности экономического развития вступают в противоречие с принципом незыблемости гос. суверенитета в той мере, в какой государственные границы препятствуют экономической эффективности и в целом социальному прогрессу. Подчиняясь диктату экон. целесообразности, государства открывают свои границы и подвергаются нашествию иностр.валют, мжд террористов, наркотиков, потоков информации, исходящих из других стран, сект, обществ и т.д Олицетворением глобального рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК), подчинившие свою деятельность одному — эффективности в погоне за прибылью. Сужая сферу деятельности национальных правительств, глобальный рынок подтачивает основы гос. суверенитета. При этом государство также утрачивает и значение гаранта сохранения демократических устоев общества. В действие вступают законы свободного рынка, а не национальных парламентов. Однако главным с точки зрения проблемы государственного суверенитета следствием процессов глобализации является противоречие между нарастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов с одной стороны и сохранением за государством права самостоятельно и по своему усмотрению решать собственные проблемы с другой. Благодаря прогрессирующему размыванию границ между национальными экономиками проблемы, ранее считавшиеся исключительно внешнеполитическими, все больше приобретают мжд-политический характер. Действия правительства одного государства способны повлечь за собой самые серьезные последствия на другом конце земного шара. В этих условиях становится очевидной необходимость согласования ответственных решений, а следовательно, и создания соответствующих политических механизмов.

Другим важным фактором, предопределившим переоценку принципа государственного суверенитета, стало появление многочисленных негосуд.ассоциаций и организаций, деятельность которых, направленная на реализацию собственных корпоративных интересов, расширила спектр актуальных политических проблем и интенсифицировала их динамику. Обращаясь к статистике, следует отметить, что если в том же 1909 году насчитывалось 176 негос. мжд организаций, то к концу прошлого века их число достигло 5472. Возникновение новых форм социальной интеграции, вероятно, обусловлено тем, что гражданское общество перестает видеть в государстве главный и незаменимый инструмент реализации своих потребностей. Общественные организации все более претендуют на то, чтобы стать главными выразителями интересов социальных групп, оттесняя гос-во на второй план. В результате процедура принятия гос-вом решений по различным вопросам внутренней и внешней политики все чаще опирается на согласование позиций с неправительственными общественными организациями и транснациональными корпорациями. Распространение рыночных отношений, расширение зон свободной торговли, с одной стороны, ведут к сближению и усилению интеграции стран, а с другой — поощряют изоляционистские и сепаратистские силы, способствующие воскрешению национализма и эскалации локальных конфликтов. Помимо прочего это связано также и с тем, что глобализация зачастую означает «вестернизацию», то есть модернизацию незападных, традиционных обществ по образу и подобию современных либеральных демократий западных стран. При этом игнорируются многовековые традиции уникальной культуры, особенности экономического уклада и архетипы массового сознания. В настоящее же время самый серьезный фактор, подрывающий краеугольный камень концепции государственного суверенитета — принцип невмешательства во внутренние дела суверенного гос-ва, — связан с распространением и утверждением универсальной идеологии прав человека. Сегодня мы становимся свидетелями попытки навязать мировому сообществу переход от «права государства» к «гуманитарному праву» или праву гражданского общества, где соблюдение прав человека становится одним из важнейших, если не самым важным приоритетом. Значительное число стран являются участниками конвенций и протоколов в сфере защиты прав и свобод граждан, признав тем самым их приоритет перед своими национальными правовыми нормами. Генезис и развитие правительственных и неправительственных м/орг. Возникновение мжд организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, мжд организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых мжд универсальных организаций — Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время мжд организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 — межправит.) позволяют говорить о системе мжд организаций, в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).Термин «мжд организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного мжд договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов.

С учетом этих признаков можно констатировать, что мжд межправит. организация — это объединение гос-в, учрежденное на основе мжд договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами мжд права. Главным признаком неправительственных мжд организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например Ассоциация мжд права, Мжд федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.). Мжд организации, как правило, разделяют на две основные группы: 1. Межгосуд. (межправительственные) организации учреждаются на основе мжд договора группой гос-в; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации. 2. Мжд неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики гос-в . Понятно, что межгос.организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на мжд-политическое развитие-в той мере, в какой главными действующими лицами на мжд арене остаются государства. Вместе с тем мжд неправит. организаций значительно больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция их увеличения.В принципе в таком развитии можно видеть предпосылки для радикальной трансформации системы МО и формирования глобального мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование общественных процессов будут осуществляться не через взаимодействие между государствами, а непосредственно, с помощью механизмов прямого действия. Мжд неправительств.организации в таком случае могут рассматриваться как элементы формирующегося глобального гражданского общества. Следует отметить, что среди специалистов нет единого мнения в трактовке этой тенденции. Но в любом случае появление все большего числа негосударственных действующих лиц (акторов), оперирующих на мжд арене параллельно с государствами и в известном смысле оспаривающих их монопольное положение, становится примечательным феноменом в развитии МО. По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на:

1. универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения.

2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации:

1. общей компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

2. специальной компетенции. Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Мжд организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгос. и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство мжд организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам.

Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС). С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на: 1.открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению); 2.закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10610. Управление на основе последовательного программирования. Управление на основе прерываний. Управление последовательностью событий и бинарное управление 480.38 KB
  Управление на основе последовательного программирования. Управление на основе прерываний. Управление последовательностью событий и бинарное управление Попытаемся проанализировать следующую проблему: могут ли задачи управления в реальном времени решаться с помощь...
10611. Генерация опорного значения. Системы, содержащие несколько контуров управления 107.1 KB
  Генерация опорного значения. Системы содержащие несколько контуров управления. Взаимосвязанные системы. Критичные по времени процессы. Сбор данных измерений и обработка сигналов. Топология информационных потоков. Интерфейс оператора. Системная интеграция и надежность...
10612. Модели, применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей 234.16 KB
  Модели применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей. Непрерывные модели динамических систем. Уравнения состояния. Нелинейные системы. Численное моделирование динамических систем. Проблема слишком большого шага. Дискретные модели динам
10613. Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики 195.59 KB
  Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики. Обработка сигналов. Дискретизация сигналов. Преобразование аналоговых и цифровых сигналов. Обработка измерительной информации. Аналог...
10614. Аналоговые (непрерывные) и дискретные регуляторы. Дискретная модель ПИД-регулятора 225.4 KB
  Аналоговые непрерывные и дискретные регуляторы. Дискретная модель ПИДрегулятора. Позиционный алгоритм. Определение частоты выборки в системах управления. Предотвращение интегрального насыщения. Регуляторы можно строить на основе как аналоговой так и цифровой те...
10615. Комбинационное и последовательностное управление. Управление на основе переключательных схем 73.32 KB
  Комбинационное и последовательностное управление. Управление на основе переключательных схем. Аппаратные и программные средства. Программируемые логические контроллеры. Эта глава посвящена бинарному комбинационному и последовательностному т. е. управление порядк...
10616. Шина VMEbus. Другие стандарты шин 61.46 KB
  Шина VMEbus. Другие стандарты шин Аббревиатура VME означает VERSA Module Eurocard. Соответственно VERSA это название более ранней версии шины разработанной компанией Моторола для процессора серии 68000 а платы Eurocard это стандарт формата плат раздел 8.2.2. Шина VMEbus была разработана г
10617. Программирование систем реального времени. Методы программирования: параллельное программирование, мультипрограммирование и многозадачность 123.5 KB
  Программирование систем реального времени. Методы программирования: параллельное программирование мультипрограммирование и многозадачность. Приоритеты процессов и производительность системы. Управление ресурсами. Обмен информацией между процессами. Последовате...
10618. Основные идеи софистов и учение Сократа 140 KB
  Основные идеи софистов и учение Сократа Жизнь Сократа и проблема источников. Открытие сущности человека (человек - это его душа). Парадоксы сократовской этики..