95320

Государственная территория

Доклад

Политология и государственное регулирование

Государственная территория это - национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства который является полноправным и единственным ее собственником что предусматривает право народа на владение пользование и распоряжение как самой территорией так и всеми ее естественными...

Русский

2015-09-22

18.94 KB

0 чел.

48 Государственная территория

Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.

Государственная территория – это:

- национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение, как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права;

- материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования);

- часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета.

Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: а) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию;б) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);в) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства);г) объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

В пределах своей территории государство осуществляет верховенство. В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:

- власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории;

- государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;

- в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства;

- высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;

- юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);

- земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Территории с международным режимом - пространств лежащие за пределами государственной территории, которые не принадлежат ни одному государству и находятся в общем пользовании всех государств (открытое море, воздушное пространство над ним, глубоководное морское дно за пределам континентального шельфа).

Открытое море - пространства Мирового океана, на которое не распространяется суверенитет какого- либо государства.

Территории со смешанным режимом - континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государства и не входят в состав государственной территории, однако каждое прибрежное государство имеет право на приоритетнук разведку и разработку природных ресурсов этих территорий. ( см. Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г.". Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.)

Космическое пространство - надземное пространство, начиная с 96 км над уровнем моря, планеты Солнечной системы. Луна, иные небесные тела. Регулируется договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Суверенитет в политической науке определяется как важнейший признак государства в виде его полной самостоятельности, то есть его верховенстве во внутренней политике и независимости во внешней. С момента появления Вестфальской системы мироустройства национальный суверенитет признавался одним из ключевых факторов независимого и равноправного существования государства в качестве субъекта системы международных отношений. Однако процессы глобализации, ныне охватывающие все новые и новые сферы общественной, политической и международной жизни, вносят существенные коррективы в содержание этого понятия. Все отчетливее проявляются противоречия между экономической и политической взаимозависимостью государств и народов, с одной стороны, и принципами национального суверенитета — с другой. Результатом этих противоречий чаще всего является девальвация понятия "национальный суверенитет" в традиционном его смысле.

Безусловно, никто еще не отменял традиционную концепцию государственного суверенитета. Формально все действия на международной арене базируются на принципах незыблемости государственного суверенитета. Однако нельзя не заметить все более нарастающее противоречие между экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной стороны, и принципами суверенитета — с другой. Также нельзя не признать, что в этом противоречии спор все чаще решается не в пользу государственного суверенитета.

Современная мировая экономика уже функционирует как единая и целостная система, в которой правила игры определяют не столько правительства отдельных стран, сколько транснациональные корпорации.

Государство (развитое и централизованное) было и в главном еще остается высшей единицей исторической и политической жизни. Однако сегодня появились новые и мощные факторы, которые, в конечном счете, ведут к тому, что оно перестает быть пределом выражаемой воли, уступая это предельное место более крупным образованиям. Ведь в последние несколько десятков лет все более важным становится процесс интеграции государств в надгосударственные объединения. При этом все яснее обнаруживается тенденция к ограничению и постепенному отказу от части национального суверенитета в пользу наднациональных и мировых сообществ, международных организаций и третейских судов. Таким образом, сегодня по сравнению с прошлым временем суверенитет совершенно свободных и самостоятельных стран стал намного меньше. И, что очень важно, государства отдают часть функций своего суверенитета действительно добровольно (исходя из меньшего зла или большей выгоды), так как случаи военного давления или тотальных санкций редки. Ряд стран стремится отдать часть своего суверенитета иногда на второй же день после того, как с муками добились его, чтобы занять места в крупных и ведущих блоках, вроде ЕС или НАТО.

Как известно, в геополитике существует такое базовое понятие, как "Большое пространство" (концепция Карла Шмитта). Это – обширная территория, на которой располагается достаточное для независимого существования количество ресурсов (людских, природных и т. д.). В известном смысле Большое пространство можно отождествить с Империей, понимаемой как мощный субъект геополитики. Большому пространству часто противостоят пространства малые, которые находятся либо вне Империи, либо созревают внутри нее. Сегодня в роли могущественного покровителя малых пространств выступают США. Это особенно ярко проявляется в той политике, которую они ведут на постсоветском пространстве. Поддержка разного рода оранжевых революций, попытка создания антироссийской оси Вильнюс-Варшава-Киев-Тбилиси – все это свидетельствует о том, какую большую роль в своей стратегии Штаты отводят малым странам.

Все государства являются равно суверенными, обладают одинаковыми суверенными правами и соответствующей договорной правоспособностью. Однако реальные возможности государств существенно различны. На протяжении всей истории серьезное значение имела проблема взаимодействия великих и малых держав. На протяжении истории великие державы господствовали в мировой политике. Они устанавливали выгодный им порядок и соответствующее право без участия других государств. Международные проблемы, затрагивающие интересы многих государств, решались заключаемыми ими договорами. Они же решали вопрос о привлечении или непривлечении к участию других государств.

Великие державы присвоили себе право решать по своему усмотрению судьбы народов других стран, особенно народов Азии и Африки. Решающим фактором для определения международного положения государства было его военное и экономическое могущество. Отношение к малым странам определялось интересами великих держав. Положение начало меняться лишь с созданием всеобщих международных организаций, в которых малые государства получили право голоса и могли быть услышаны. Создание ООН, демократизация международных отношений и рост авторитета международного права, прежде всего его основных принципов, привели к относительному снижению значения военного потенциала государства. Устав ООН создал правовую основу нового положения великих держав. Он подтвердил принцип суверенного равенства государств. С учетом особой роли великих держав им был придан статус постоянных членов Совета (Китай, Франция, СССР, Великобритания и США). Предусмотрено, что решения Совета, состоящего из 15 членов, будут приниматься, когда за них поданы голоса не менее 9 членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов (ст. 27). В результате каждый из постоянных членов получил право вето. Вместе с тем ни одно решение не может быть принято без согласия по крайней мере пяти других членов Совета, не являющихся великими державами.

Государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой составляю мировое геополитическое пространство.

Это пространство в свою очередь подразделяют на геостратегические регионы.

Геостратегический регион - образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике 1 представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния Число таких регионов обычно крайне ограничено, т.к. они занимают громадные пространства и определяются расположением центров силь в мировом сообществе. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов.

Геополитический регион - это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.

Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линий. Под ними понимаю оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качеств! таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные и шоссейные дороги, морские и океанские пути движени: судов и т.п.); направления распространения культур, религий, идеологий, линии сотрудничества или соперничества между государствами.

Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория "граница".

С юридической точки зрения граница - это линия, фиксирующая пределы государственной территории. В политологическом плане по, границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. В геополитике согласно определению американского теоретика Н. Спайкмена, граница трактуется как "некий символ, который ориентирует ландшаф-вовнутрь, к сердцевине нации, и таким образом является мощным централизующим элементом". Граница это не просто линия, механическ! обозначающая размеживание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающи: жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национально! идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы I авторитета в международном сообществе. Как показывает исторический опыт, распад государств часто начинался с размыва их границ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48642. Расчет параметров состояния энергетических характеристик газотурбинного двигателя 1009 KB
  Рассчитаны параметры состояния в характерных и нескольких промежуточных точках идеализированного цикла ГТД, определены изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии, теплоты, удельные работы процессов и за цикл...
48643. РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1.39 MB
  КОРОЛЕВА Расчетно-пояснительная записка курсовой работе РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Вариант 19 В результате работы определены: параметры состояния рабочего тела в термодинамических процессах идеального цикла газотурбинного двигателя его энергетические показатели. Результаты расчетов характеристик идеального цикла ГТД представлены в графической форме. Содержание Расчёт состава рабочего тела цикла Расчет состава рабочего тела Расчет оптимального значения степени повышения давления...
48644. Расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме 338.5 KB
  Цель работы – расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме, а также в волноводе для приведенных в задании параметров. Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей.
48645. Створення поліграфічного комплексу 2.76 MB
  До цього слід додати ще такі фактори як зменшення трудомісткості монтажу і демонтажу друкарських форм; регулювання суміщення форм з пульта дистанційного керування; застосування автоматизованих систем миття фарбових апаратів і циліндрів а також систеи сканування форм які дають змогу видавати інформацію про потребу у фарбі лдя програмування балансу фарби та води систем автоматичного регулювання зволожування та ін. Зенефельдером в 1796 відтвореного зображення за допомогою спеціальної фарби наносилося на камінь. Нанесення шару лаку і фарби....
48646. Расчет структуры электромагнитных полей 508 KB
  Цель работы – расчет структуры полей внутри и вне цилиндра, а также в волноводе для приведенных в задании геометрических и электрических параметров
48647. Расчет структуры электромагнитных полей. Общее задание 210 KB
  Решение проводится в цилиндрической системе координат связанных с центром основания цилиндра где r радиусвектор точки наблюдения ось x направлена вдоль приложенного магнитного поля рис.1 методом разделения переменных в соответствии с которым решение  будем искать в виде произведения двух функций каждая из которых зависит только от одной координаты:...
48648. Расчет структуры электромагнитных полей 575 KB
  Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей