95327

Понятие дипломатии и ее связь с внешней политикой

Доклад

Международные отношения

Вопросы международных отношений, внешней политики и дипломатии приобретают важное значение в обстановке, в которой мир оказался сегодня. Объективные условия выдвигают на передний план внешнеполитической деятельности такие средства, которые способны обеспечить мирное решение спорных международных вопросов и других важных проблем...

Русский

2015-09-22

20.22 KB

1 чел.

МП11 ( еще раз:) из книги Ракова) Понятие дипломатии и ее связь с внешней политикой

Вопросы международных отношений, внешней политики и дипломатии приобретают важное значение в обстановке, в ко¬торой мир оказался сегодня.

Объективные условия выдвигают на передний план внеш¬неполитической деятельности такие средства, которые спо¬собны обеспечить мирное решение спорных международных вопросов и других важных проблем, стоящих перед государ¬ствами. И это, прежде всего, - дипломатические средства.

Современная дипломатическая служба государств - про¬дукт длительного исторического развития. Своим рождением дипломатия, дипломатическая служба и ее органы обязаны развитию межгосударственных отношений, их многообразию, потребности решать свойственными им методами и средства¬ми возникающие между государствами проблемы.

С развитием дипломатии появлялись и оттачивались все новые формы и методы дипломатической деятельности. Нака¬пливая многовековой опыт, дипломатия все более превраща¬ется в науку, для реализации которой на практике требуется большое искусство.

Реалии межгосударственного общения сегодняшнего дня дают основание некоторым деятелям утверждать, что дипломатия в ее классическом смысле исчезает. Однако особенно¬сти современной международной обстановки свидетельствуют об обратном: дипломатия сегодня не потеряла своего значе¬ния. Более того, роль и значение дипломатии в последние де¬сятилетия даже возросли, т. к. в международном общении ста¬ли участвовать широкие народные массы, международные во¬просы находятся в центре внимания мировой общественности, нарастает осознание того, что в ядерный век война уже не мо¬жет рассматриваться как средство достижения внешнеполити¬ческих целей.

После окончания Второй мировой войны дипломатия пре¬терпела серьезные изменения, которые наблюдаются и сегодня.

Современная дипломатия характеризуется большей откры¬тостью, опорой на специалистов и экспертов, ориентирован¬ностью на экономику, торговлю, финансы, многосторонней деятельностью, увеличением числа государственных и негосу¬дарственных участников межгосударственной деятельности, более частым применением т. н. «личной дипломатии». Растет и сфера приложения усилий дипломатии: заметен рост коли¬чества вопросов, которые она призвана решать. - от традици¬онно политических и военных до экономических- торговых и финансовых, вопросов контроля над вооружениями, безопас¬ности, окружающей среды, здоровья, борьбы с терроризмом, технологий, энергетики и т. п.

Большинство специалистов сходится на том, что потреб¬ность в дипломатах не отпадет, а сама дипломатия будет ха¬рактеризоваться широким использованием электронных и ин-формационных технологий, знаний из различных специальных областей, быстрой реакцией на события и деловым подходом.

ДИПЛОМАТИЯ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Сущность дипломатии раскрывается полнее при рассмот¬рении ее в сочетании с международными отношениями и внешней политикой.

Международные отношения - это совокупность эконо¬мических, идеологических, правовых, дипломатических, воен¬ных связей и взаимоотношений между народами, государст-вами и системами государств, между основными социальны¬ми, экономическими и политическими силами и организация¬ми, действующими на международной арене.

Это общественные отношения, вышедшие за рамки госу¬дарств. Субъектами международных отношений являются независимые суверенные государства, обладающие опреде¬ленными правами и обязанностями, регулируемыми междуна¬родным правом и обычаями.

Вступая в отношения друг с другом, субъекты междуна¬родных отношений осуществляют внешнюю политику. Внешняя политика - это более узкое понятие, чем междуна¬родные отношения, она представляет собой совокупность це¬лей и интересов, которые преследует и защищает данное госу¬дарство в своих отношениях с другими государствами, а так же тех методов и средств, которые государство применяет для достижения этих целей и интересов. Это общий курс государ¬ства в международных делах.

Внешняя политика находится в диалектическом единстве с внутренней политикой данного государства, между ними нет однозначной связи. В конечном сч ете, содержание и направ¬ленность внешней политики обусловлены природой общест¬венного строя данного государства

Регулируя отношения данного государства с другими го¬сударствами и народами в соответствии с его принципами и целями, внешняя политика осуществляется различными сред-ствами и методами, причем важнейшим из этих средств явля¬ется дипломатия (от греч. «диплома» - дощечка, которая дава¬лась греческим послам в древности в качестве верительной грамоты).

Отсюда вытекает следующее определение дипломатии: дипломатия - это официальная деятельность руководителей государства и других специальных органов внешних сноше¬ний по представительству государства во внешних сношениях, по осуществлению мирными средствами целей и задач его внешней политики, по защите его прав и интересов за грани¬цей. Следует отметить, что помимо дипломатии, другими средствами внешней политики являются: военная сила, внеш¬ние экономические связи, военная помощь другим государст¬вам, культурные связи (научные, в сфере образования, искус¬ства и т. п.), специальные (активные мероприятия спецслужб, подкуп, шантаж и т. п.).

Ведущее положение в своем соотношении с дипломатией занимает внешняя политика, она определяет ее цели и задачи. Вся деятельность дипломатии подчинена интересам внешней политики. Дипломатия - это главное мирное средство внеш¬ней политики. Ее призвание - предотвращение войн, насилия.

Дипломатическая деятельность основывается на следую¬щих правовых принципах:

- соответствие правовых взглядов господствующих кру¬гов правовой организации учреждений, ведающих внешними отношениями государства;

- соответствие всех аспектов внешней деятельности го¬сударства основным принципам государства и конституцион¬ным законам;

- соответствие внешней деятельности общепринятым принципам современного международного права.

Важной характеристикой дипломатии являются ее формы, методы, виды и средства.

Формы дипломатической деятельности - это те госу¬дарственные и международно-правовые институты, с помо¬щью которых организуется и ведется дипломатия, те органи¬зационные формы, в рамках которых она протекает.

К основным формам дипломатической деятельности мож¬но отнести:

- дипломатическую переписку;

- встречи представителей государств на различных уровнях;

- подготовку и заключение международных договоров и соглашений, многосторонних и двусторонних, регламенти¬рующих самые различные вопросы межгосударственных от¬ношений;

- повседневное представительство государства за грани¬цей, осуществляемое его зарубежными органами внешних сношений;

- ведение политических и иных переговоров;

- участие представителей государства в деятельности международных организаций;

- освещение в средствах массовой информации позиций правительства по тем или иным внешнеполитическим вопро¬сам, публикацию официальной информации, издание между-народных актов и документов.

Под методами дипломатии понимаются те способы воз¬действия на правительства, дипломатических представителей и влиятельные политические круги иностранных государств, которые применяет дипломатия для достижения определен¬ных внешнеполитических целей.

В своей совокупности они образуют искусство дипломатии.

Методы дипломатии многообразны, находят применение в различных ее формах в зависимости от целей внешнем поли¬тики и складывающейся обстановки. В общем случае они оп¬ределяются следующими основными факторами:

- историческими условиями данной эпохи;

- сущностью государства и его политическим режимом;

- характером проводимой им внешней политики;

- характером международной обстановки в целом;

- сложившейся в данный момент частной международ¬ной обстановкой;

- спецификой тех международных вопросов, которые подлежат дипломатическому урегулированию, и др.

Для современной дипломатии характерны следующие ме¬тоды:

- непосредственные дипломатические переговоры (дву- и многосторонние);

- привлечение широкой демократической общественно¬сти к борьбе с политикой агрессии, терроризма, национализма-расизма, радикализма и т. п.;

- «челночная дипломатия», посредничество;

- гласность в отношении действий на международной арене;

- маневрирование, использование противоречий у про¬тивников (партнеров);

- встречи в верхах, непосредственные переговоры лиде¬ров государств;

- ультиматумы;

- компромиссы;

- запугивание, шантаж, политическое, экономическое и другие виды давления, в том числе нарушая общепринятые нормы международного права;

- пропаганда в интересах достижения внешнеполитичес¬ких целей;

- использование внутренних разногласий и противоре¬чий в странах, в отношении которых осуществляется диплома¬тическая деятельность;

- активное привлечение неправительственных организа¬ций к решению задач дипломатии;

- скрытие от общественности существа и содержания межгосударственных соглашений путем обращения к таким формам договоров, которые не требуют ратификации, мани¬пуляцией дипломатической перепиской, договоренностей ме¬жду органами исполнительной власти и др.

Современная межгосударственная деятельность характе¬ризуется большим разнообразием, многонаправленностью ди¬пломатических усилий, которые охватывают несколько внеш¬них функций государства, многообразием методов и приемов действий в сношениях с другими государствами. Эти обстоя¬тельства позволяют указать на различные виды дипломатии: открытая, тайная, двусторонняя, многосторонняя, официаль¬ная, народная, личная, экономическая, военная и др.

Дипломатия как деятельность на практике реализуется в определенных организационных рамках и выступает в виде дипломатической службы, которая представляет собой си¬стему работы дипломатических кадров в ведомстве иностран¬ных дел и зарубежных представительствах, а также в других органах внешних сношений по выполнению задач диплома¬тии, а также систему дипломатических органов данного госу¬дарства, осуществляющих дипломатическую деятельность.

Дипломатическая служба в силу специфичности и важно¬сти решаемых задач, своей организацией, условий, в которых работают ее органы, имеет определенные особенности:

- политический характер возложенных на нее задач;

- глубокую специализацию работников, четкое распре¬деление функций, обязанностей, ответственности;

- большое знание задач по сбору, обработке и представ¬лению потребителям значительного объема информации;

- тесное взаимодействие с органами внешних сношений различной организационной принадлежности.

Иногда на дипломатию смотрят как на науку о внешних сношениях и как на искусство ведения переговоров. Не со¬ставляя предмета отдельной самостоятельной науки, имеющей свой особый круг деятельности, дипломатия опирается на данные некоторых общественных наук. Среди них прежде все¬го следует назвать международное право, экономические нау¬ки, историю международных отношений, право отдельных го¬сударств и др. Знания этих наук образуют научный фундамент дипломатического искусства, который представляет умение, мастерство, необходимое для решения задач дипломатии, применение выводов из научного изучения внешней политики, внутренней жизни отдельных стран, международной жизни в целом и практической деятельности дипломатов. Таким обра¬зом, научно-познанная объективная закономерность претворя¬ется в творческую деятельность людей, которая ставит своей целью изменение действительности.

Методы дипломатии применяются в постоянно меняю¬щейся обстановке и рассчитаны на достижение целей, обу¬словленных изменениями конкретной политической действи¬тельности. Поэтому они не могут быть стандартным набором неизменных правил для типовых ситуаций. Дипломатия — это искусство, опирающееся на выводы науки, где необходимо приспосабливать формы и методы деятельности к неожиданно меняющейся обстановке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53910. Розвязування квадратних рівнянь 181 KB
  Тема: Розвязування квадратних рівнянь. Мета: Узагальнити способи розвязування квадратних рівнянь формувати вміння і навики досліджувати і розвязувати квадратні рівняння розвивати пізнавальний інтерес цікавість увагу память. Сьогодні предметом дослідження на уроці буде тема Розвязування квадратних рівнянь і застосування різних способівâ. Чому стільки часу відводиться для вивчення цієї теми Тому що багато задач економіки фізики зводяться до розвязування квадратних рівнянь.
53911. Система роботи з підвищення кваліфікації вчителів 59 KB
  Корисно знайомитися з результатами новітніх досліджень в області викладання науки методичними прийомами роботи вивчати технічні засоби навчання заслуховувати доповіді та повідомлення вчителів про результати своєї діяльності. У процесі спостереження уроків бесід вони знайомляться з методами та прийомами роботи свого керівника спільно складають тематичні плани вивчають літературу з окремих питань взаємно відвідують уроки і ретельно аналізують їх відбираючи і закріплюючи все те цінне що сприяє ефективності роботи. Проблемні групи спільно...
53912. Класичний квартет 43.5 KB
  Вокальний твір без віршованого тексту. Музичносценічний твір в яких думки і почуття передаються мімікою і танцем. Питання до класу: Як ви розумієте слово квартет Відповіді: Коли чотири музиканти виконують музичний твір. Музика Василя Барвінського українського композитора твір написаний на українські народні пісні.
53913. Квест «Математика?! Да не только…» 118 KB
  Цель. Сплотить коллективы команд; поговорить о математике и в шутку, и всерьез; создать дух состязания; узнать интересные факты об истории школы. Все задания выдаются в запечатанных конвертах. Зеленый зал старт Кабинет математики.
53914. Финансовый леверидж и его оценка 27.5 KB
  Финансовый леверидж показывает зависимость между структурой источников средств и величиной чистой прибыли. Его действие проявляется в том, что любое изменение прибыли до вычета процентов и налогов порождает более существенное изменение чистой прибыли.
53915. Квіти. Урок трудового навчання 1 клас 950 KB
  Виховувати любов до рідної землі бережливе ставлення до природи навколишнього середовища формувати естетичні смаки. Дикий мак хотів підслухать Не розчув й почервонів. Як ви думаєте чому мак хотів підслухать розмову джмеля з ромашкою Мак був допитливим. Чому мак почервонів Йому стало соромно.
53916. Чарівна квітка України 76.5 KB
  Квітка Цісик. Судячи з імені вона напевно походила з Карпат чи Прикарпаття бо саме там жінкам нерідко дають такі поетичні імена Квітка Зірка Ружана. Вона це американська співачка українського походження Квітка Цісик.
53917. Конспект розваг на основі матеріалів Конвенції про права дитини 45.5 KB
  Пашко Ведуча. Ведуча виносить велику квітку від якої будуть відривати пелюстки. Ведуча. Ведуча відриває пелюстку.
53918. Літературно-музична композиції “Душа-квітка”, присвячена життю і творчості К.Білокур 151.5 KB
  Білокур Мета: познайомити учнів із самобутнім майстром пензля його картинамизалучати до світу прекрасного засобами словамузики та мистецтва виховувати почуття гордості за своїх пращурів та прагнення наслідувати їх. Білокур Виходить молода К. На слайдах портрети видатних особистостей культури мистецтва різних епох та країн і разом з ними портрет К Білокур Ведучий. Катерина Білокур Художник.