95328

Органы внешних сношений. Задачи, функции, значение и роль в межгосударственном сотрудничестве

Доклад

Международные отношения

К центральным конституционным органам внешних сношений относятся: - высшие законодательные органы власти государства парламент; - глава государства единоличный или коллегиальный; - глава правительства: - правительство; - ведомство иностранных дел и другие институты государства определенные его конституцией деятельность которых...

Русский

2015-09-22

28.63 KB

1 чел.

ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВ (центральные и зарубежные). Задачи, функции, значение и роль в межгосуд. сотрудничестве МП13

Классификация органов внешних сношении

Органы внешних сношении - это органы государствен¬ной, власти и управления, отдельные лица, правомочные пред¬ставлять субъекты международных отношений, выражать его волю, защищать его интересы в международных делах и инте¬ресы его граждан.

Система государственных органов внешних сношений:

ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ:

1 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ (внутренние)

- Конституционные

- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ( конвенционные)

2 ЗАРУБЕЖНЫЕ

- ВРЕМЕННЫЕ

- ПОСТОЯННЫЕ

К центральным конституционным органам внешних сношений относятся:

- высшие законодательные органы власти государства (парламент);

- глава государства (единоличный или коллегиальный);

- глава правительства:

- правительство;

- ведомство иностранных дел и другие институты государства, определенные его конституцией, деятельность которых носит политический характер и имеет формальную дипломатическую природу.

Специальные или конвенционные органы реализуют межгосударственные связи в узких специализированных областях (например, почта и телеграф). Их деятельность дипломатической не является и обычно регламентируется международными соглашениями, конвенциями или установив¬шимися традициями и обычаями (поэтому они и называются конвенционными). Как правило, они соответствуют определен¬ным министерствам данной страны.

Зарубежные органы внешних сношений государства могут функционировать на постоянной и временной основе.

Постоянными являются:

- посольства и миссии:

- консульства;

- постоянные представительства при международных организациях;

- торгпредства.

Из них к дипломатическим органам можно отнести по¬сольства, миссии и постоянное представительство при между¬народных организациях.

К временным зарубежным органам можно отнести различного рода делегации, комиссии и даже отдельных деятелей, лиц. выполняющих ограниченные во времени задачи, причем эти задачи могут носить дипломатический или специальный характер.

Парламент

Роль парламента в дипломатии тех или иных государств различна. Например, в государствах с республиканской фор¬мой правления он является высшим государственным органом в области внешних сношений.

В настоящее время наблюдается тенденция снижения значения -законодательных органов и возрастание роли исполнительных органов в сфере внешних сношений. В неко¬торых странах господствующие политические группировки стремятся оттеснить парламент от внешней политики.

В рамках внешнеполитической деятельности законодатель¬ные органы:

- рассматривают вопросы (законы) ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты госграницы, объявления войны и заключения мира;

- утверждают руководителей ведомства иностранных дел;

- обсуждают доклады правительственных делегаций на важнейшие международные конференции и переговоры:

- осуществляют запросы в адрес органов исполнительной власти по поводу тех или иных внешнеполитических событии или мероприятий правительства;

- напрямую участвуют во внешних сношениях государства, направляя собственные делегации за границу и принимая иностранные делегации и отдельных государст¬венных деятелей у себя;

- организуют и ведут работу парламентских комитетов и комиссий по международным делам и т. п.

Глава государства

Под главой государства понимается высший по консти¬туции данной страны орган государственного руководства (единоличный или коллегиальный) и внешнего правительства страны. В монархических странах таковым является монарх.

Он осуществляет повседневное представительство государ¬ства, руководство международными отношениями, непосред¬ственно поддерживает контакт с главами других государств, оформляет договоренности по внешнеполитическим вопросам.

От него зависит назначение на высшие должности различных чиновников, именем этого органа объявляется мир, к нему направляются и от него посылаются дипломатические представители в рангах послов и посланников и т. п.

Однако следует отметить, что роль главы госу дарства в разных странах различна и зависит от их конституции.

Характерной чертой современной дипломатии является активное участие в межгосударственном общении лидеров государств, проведение саммитов, т. е. встреч в верхах (так называемая «персональная дипломатия»). Многие встречи стали серийными (регулярными), например, такие, как хорошо известные совещания лидеров восьми наиболее развитых стран мира.

. Правительство

Под правительством понимается коллегиальный высший орган государственного управления, как правило, руко¬водящий и внешней политикой государства. Это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти.

В различных государствах оно имеет различные наименования (совет министров, государственный совет, кабинет). Правительство состоит из руководителей централь¬ных органов государственного управления (министры, государственные секретари, статс-секретари и др.) во главе с председателем (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер, председатель кабинета министров и т. п.) или президентом в президентской республике.

По существу, все внешние сношения государств сосредоточены в руках правительства, оно фактически решает все вопросы внешней политики государства.

В большинстве стран правительства назначают и отзывают дипломатических представителей в ранге ниже посла, посланников, глав и членов делегаций для переговоров и заключения договоров, не требующих ратификации, торговых представителей.

Как и глава государства, глава правительства представляет государство во внешних сношениях в рамках своих полномочии и ведет повседневную оперативную деятельность в этой области, причем ему не требуется дополнительных полномочий для выполнения своих функций на международной арене.

Для развитых стран сегодня характерно возрастание роли исполнительной власти в международных делах. Все чаще эти органы прибегают к таким актам внешних сношений, которые не требуют ратификации, не обязательны для публикации, являются неформальными письмами, документами внутрен¬него пользования и т. п. Таким образом, они обращаются к методам «тайной дипломатии» в интересах тех политических сил, которые стоят за спиной данных органов исполнительной власти.

Ведомство иностранных дел

Этот центральный орган осуществляет на практике внеш¬нюю политику государства, ведет повседневную оперативную дипломатическую деятельность в столице своего государства е иностранными представительствами, а также за границей по¬средством руководства работой зарубежных органов внешних сношений, прежде всего дипломатических, консульских, деле-гациями.

Ведомство иностранных дел в большинстве стран называется Министерством иностранных дел, но в некоторых государствах они имеют другие наименования: в США - Государственный департамент, в Швейцарии - Политический департамент, в Ливии - Народное бюро по внешним связям и т. д.

Глава ведомства иностранных дел. как и глава государства, и глава правительства- выполняет свои функции без получения особых на то полномочий. Находясь за границей, они поль¬зуются всеми правами, иммунитетами и привилегиями.

Ведомство иностранных дел занимает центральное место в системе дипломатической службы государства, с ним тесно взаимодействуют и координируют свою деятельность органы военно-дипломатической службы.

Министерство иностранных дел решает следующие задачи:

- повседневно представляет данное государство во внешних сношениях:

- готовит информацию для правительства по вопросам внешней политики, реализует принятые решения в этой области:

- в ряде стран министерство иностранных дел ведет систематическое наблюдение за деятельностью всех ведомств, которые в своей работе соприкасаются с вопросами внешней политики и сношений с иностранными государствами, и оказывает этим ведомствам помощь в осуществлении задач, возложенных на них правительством;

- осуществляет подготовку дипломатических кадров:

- ведет работу со средствами массовой информации и внешней пропаганды по вопросам внешней политики:

- - руководит разработкой архивных материалов по вопросам внешней политики:

- следит за осуществлением законодательства, относя¬щегося к внешним сношениям:

- изучает международное положение, внешнюю и внутреннюю политику иностранных государств, международ¬ных организаций и движений:

- своевременно информирует правительство о всех заслуживающих внимания международных событиях:

- вносит предложения о необходимых шагах на международной арене:

- решает другие задачи, относящиеся к внешнеполити¬ческой деятельности государства.

В большинстве стран мира организационная структура ведомства иностранных дел имеет в своей основе примерно одинаковую схему (рис. 2). Центральный аппарат (руковод¬ство министерства), оперативные, административные и хозяйственные подразделения.

Руководство МИДа образуют министр иностранных дел. его заместители и непосредственно их обеспечивающие структуры (например, коллегия — совещательный орган при министре).

Оперативные отделы (В российском МИДе эти подразделения называются департамен¬тами. ) служат для повседневной оперативном дипломатической деятельности и по ее характеру они делятся на две группы; территориальные и функцио¬нальные.

Территориальные отделы осуществляют текущую работу по изучению политического и экономического поло¬жения в отдельных странах (группах стран, регионах). В них обрабатывается информация, поступающая от представи¬тельств за границей, направляются различного рода указания по управлению деятельностью зарубежных органов, входящих в зону их ответственности, готовятся материалы для руководства МИДа по интересующим его вопросам, поддер¬живаются отношения с дипломатическими представителями (послами) соответствующих стран.

Функциональные отделы ведают различными общими вопросами, такими, как протокольные, консульские, юриди¬ческие и т. п.

Распределение обязанностей среди этих подразделений ведомства иностранных дел общепринятое в большинстве стран.

Организационная структура ведомства иностранных дел:

Центральный аппарат

1 Оперативные подразделения

- территориальные подразделения

- функциональные подразделения

2 Административные подразделения

3 Хозяйственные подразделения

Административные и хозяйственные подразделения решают вспомогательные задачи, обслуживают аппарат ведомства и зарубежных представительств.

Организационная структура ведомства иностранных дел конкретной страны зависит от:

- величины данного государства;

- количества стран, с которыми поддерживаются отно¬шения;

- того, занимается ли внешними сношениями только министерство иностранных дел, или есть другие министерства и ведомства, которые имеют те или иные внешние функции.

Количество сотрудников тоже может колебаться от не¬скольких десятков до нескольких тысяч человек.

В одних странах ведомство иностранных дел играет серьезную практическую роль координатора всей внешней деятельности государства, в других - отраслевые министерства (например, экономики, финансов, торговли, культуры, обороны, сельского хозяйства) целиком самостоятельны в своих внешних связях.

В значительной мере это зависит от традиций страны, личности министра иностранных дел, политики главы государства

В некоторых странах внешнеполитическая деятельность сосредоточена в руках главы государства или главы правительства, для чего при них формируется даже собственный корпус дипломатических экспертов, свое¬образные параллельные органы внешних сношений, работающие непосредственно под их руководством (в США -это Совет национальной безопасности, в Великобритании -Комитеты кабинета и Секретариат кабинета, во Франции -Секретариат президента и Кабинет премьер-министра, в Германии - Ведомство федерального канцлера). В результате система внешнеполитического механизма, выработки и осуществления внешнеполитических решений становится сложной и запутанной.

Во многих случаях их деятельность носит неконсти¬туционный характер, причем их роль в дипломатии сегодня достаточно велик велика. Основная работа по подготовке внешне¬политических решений зачастую ведется в них. Для этих целей могут создаваться различные постоянные и временные комитеты.

В этой связи следует отметить и все возрастающую роль в разработке и проведении внешней политики и дипломатии всякого рода «личных советников» «личных представителей» и т. л. глав государств и глав правительств.

Внешнеторговое ведомство

В государствах, имеющих монополию внешней торговли, к центральным конституционным органам внешних сношений можно отнести ведомство внешней торговли, которое руково¬дит всей внешнеэкономической деятельностью страны.

Ему подконтрольны зарубежные органы - торговые представительства,

В Российской Федерации в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятель¬ности» эту деятельность регулирует Министерство внешне-экономических связей (МВЭС).

Кроме того, в составе Министерства иностранных дел функционирует Департамент экономического сотрудничества

Посольство и дипломатическая миссия

Посольства и миссии (во главе первого стоит посол, во главе второго - посланник) являются непосредственными представителями своих государств.

Послы аккредитуются при главе государства, а послан¬ники - при главе правительства. Следует заметить, что в настоящее время миссии как дипломатические представи¬тельства практически не встречаются.

При некоторых условиях, например, когда дипломатические отношения между двумя странами не соответствуют нормаль¬ным, во главе посольства или миссии может быть назначен поверенный в делах, который аккредитуется при министре иностранных дел страны пребывания.

Посольство считается высшим по своему статусу дипломатическим представительством.

На него возлагаются следующие задачи:

- представительство аккредитующего государства в стране пребывания:

- защита в государстве пребывания интересов аккреди¬тующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом:

- ведение переговоров с правительством страны пребы¬вания;

- выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитирующего государства:

- поощрение дружественных отношений между аккреди¬тующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Посольство учреждается государством с согласия страны пребывания.

Структура дипломатических представительств различ¬ных стран различна. Она определяется задачами внешней политики, отношениями между странами, историческими условиями того или иного государства. Но есть и общие черты.

В общем случае организационную структуру посольства можно представить следующим образом:

1 Ведомство внешней торговли

- торг. Пред.

2 Ведомство иностранных дел

- посол

• Канцелярия

• Секретарь по вопросам протокола

• Отделы: (ПОЛИТИЧЕСКИЙ, КОНСУЛЬСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ, ПЕЧАТИ. Административно -Хозяйственный)

3 Военное ведомство

- ВАТ, ВВАТ, ВМАТ

Некоторые отделы могут иметь собственные подразде¬ления. Схема отражает тот факт, что торгпредства и аппарат военного атташе функционируют при посольстве, являясь по сути его элементами, а также характер связи между ними.

Численность персонала посольства обычно определяется двусторонним соглашением. Если таковое отсутствует, то государство пребывания имеет право предложить, чтобы эта численность была в пределах которые оно считает разумным.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы: дипломатический, административно-техничес¬кий и обслуживающий, К дипломатическому персоналу относятся все сотрудники, имеющие дипломатический статус, в том числе военный атташе. его заместитель и помощники. В число административно-хозяйственного персонала входят переводчики, референты, машинистки, радисты, шифроваль¬щики, врачи, бухгалтеры и т. п. Категория обслуживающего персонала включает в себя шоферов, поваров, уборщиц, сторожей, курьеров и т. п.

Административно-технический и обслуживающий персонал может набираться из местных граждан.

Дипломатические работники делятся на классы и ранги, причем первые относятся только к главам дипломатических представительств. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает следующие классы глав дипломатических представительств:

- послы и нунции;

- посланники и интернунции;

- поверенные в делах.

Нунции и интернунции - это исторические названия глав дипломатических представителей Ватикана.

В современной дипломатической практике посла и посланника официально принято называть: Чрезвычайный и Полномочный Посол и Чрезвычайный Посланник (Полно¬мочный Министр) соответственно.

Различие между классами заключается только в старшинстве и особенностях протокола.

Дипломатические ранги представляют собой степени различия между дипломатическими работниками, присваи¬ваемые в зависимости от квалификации и предыдущего прохождения службы.

Дипломатические ранги могут быть:

- Чрезвычайный и Полномочный Посол;

- посланник 1 класса;

- посланник 2 класса;

- советник 1 класса;

- советник 2 класса;

- 1-й секретарь 1 класса;

- 1 -и секретарь 2 класса;

- 2-й секретарь 1 класса;

- 2-й секретарь 2 класса;

- 3-й секретарь;

- атташе.

Класс главы дипломатического представительства опреде¬ляется соглашением между двумя государствами. Вопрос о дипломатическом ранге регулируется внутренним законода¬тельством каждого государства.

Среди дипломатических работников дипломатического представительства существует следующее старшинство:

1. Чрезвычайный и Полномочный посол.

2. Торговый представитель (если есть такое лицо).

3. Советник-посланник.

4. Советник.

5. Военный, военно-воздушный, военно-морской атташе.

6. 1-й секретарь.

7. Заместитель торгового представителя.

8. Помощник военного атташе.

9. 2-й секретарь.

10. 3-й секретарь.

11. Атташе.

Решая возлагаемые на него задачи, дипломатическое представительство поддерживает широкий круг связей в стране пребывания, которые можно классифицировать сле¬дующим образом:

- по степени официальности они могут быть официаль¬ными и неофициальными;

- по статусу стороны, с которой поддерживаются отношения, - с властями страны, с государственными организациями и учреждениями, с частными и общественными структурами и отдельными лицами;

- по форме реализации они бывают устными и письменными.

Дипломатические представительства должны вести сношения только с ведомствами иностранных дел страны пребывания, если нет специального соглашения на этот счет. Но это положение не относится к сношениям с организациями и учреждениями. специально предназначенными для обслуживания населения, правоохранительными и другими органами.

Формы внешнего общения дипломатического представи¬тельства в стране пребывания можно свести к следующему:

- вручение верительных грамот главой дипломатического представительства;

- визиты посла и других дипломатичес дипломатических работников к официальным лицам страны пребывания:

- беседы дипломатических работников;

- контакты дипломатов с соответствующими сотруд¬никами других посольств;

- посещение официальных приемов, которые устраи¬ваются правительством, министерством иностранных дел страны пребывания и другими посольствами:

- организация и проведение приемов в самом посольстве и в резиденции посла;

- переписка посольства;

- культурные мероприятия:

- прием посетителей в посольстве:

- интервью, пресс-конференции и выступления перед аудиторией, в средствах массовой информации посла и других дипломатов посольства:

- выпуск бюллетеней, журнала и других изданий посольства.

3.8 Торгпредство

Торгпредство - зарубежный орган внешних сношений, задачей которого является представление интересов своего государства в области внешней торговли и содействование развитию экономических отношений со стороной пребывания.

Торгпредства заключают торговые сделки, контролируют внешнеторговую деятельность других организаций своей страны, изучают рынок, условия для экономической деятельности в стране пребывания, знакомят представителей ее деловых кругов с экономическими, торговыми возможностями своего государства, консультируют заинтересованные инстанции по своей области деятельности и т. д.

Структура торгового представительства определяется ведомством внешней торговли государства по согласованию с министром иностранных дел.

Во главе торгпредства находится торгпред. Он действует на правах советника посольства (в российском представи¬тельстве).

Торгпредство, будучи составной частью дипломатического представительства, пользуется дипломатическим иммуните¬том. Это положение относится и к официальному персоналу данного учреждения. Иммунитетом пользуются не только торгпреды, их заместители и другие сотрудники (последние пользуются иммунитетом на основе специальной договорен¬ности с правительством страны пребывания), но также и помещения торгпредств, архивы, официальная корреспон¬денция.

В соглашения с государствами, в которых создаются торгпредства, оговариваются и их права пользоваться шифром.

Исходя из особого положения торгпредства, а также того факта, что торгпред назначается правительством, он заносится в дипломатический список посольства вслед за дипломатом, следующим за послом.

Деятельность торговых представительств подконтрольна и внешнеторговому ведомству, и министру иностранных дел «через послов).

В тех странах, где нет торговых представительств, его функции может выполнять группа дипломатов во главе с торговым советником, а в случаях, когда торговые отношения развиты слабо, - торговый атташе. Они заносятся в диплома¬тический список согласно должности.

3,9, Консульское представительство

Консульское учреждение (консульство) - это постоян¬ный государственный орган внешних сношений, учреждаемый в иностранном государстве на основе договора между двумя странами для выполнения консульских функций.

Консульства учреждаются там, где есть интересы данного государства, т. е. в крупных портах, в местах строительства крупных промышленных объектов и т. п.

3.10. Постоянное представительство при международных организациях

Представительства при международных организациях являются постоянно действующими дипломатическими органами внешних сношений. Это миссия, направляемая государством-членом международной организации, чтобы представлять его при данной организации. Таким образом, представительство не является частью этой организации, но в то же время оно действует в ее рамках и на основе ее документов с объемом прав и привилегий, определяемым признанными нормами международного права.

Постоянные представительства являются организующими центрами взаимосвязей государств в пределах той или иной универсальной международной организации, не зависимы от государств пребывания и автономны по отношению к самой организации.

Полномочия постоянного представителя при международ¬ной организации могут исходить от главы государства, главы правительства или министра иностранных дел,

Работа данных представительств регулируется Конвенцией 1975 г. о представительстве государств в их отношениях с ме¬ждународными организациями универсального типа.

Задачи постоянного представительства при международ¬ной организации можно свести к следующему:

- слежение за соблюдением положений устава данной организации в ее деятельности;

- слежение за информацией, поступающей в органы данной организации;

- подготовка соответствующих предложений для своего правительства по вопросам, обсуждаемым в организации;

- выступление в органах организации по поручению правительства своей страны в соответствии с полученными указаниями;

-- поддержание контактов с представителями других стран при данной организации и др.

Постоянные представительства при международных орга¬низациях пользуются целым набором иммунитетов и привиле¬гий, предоставляемых дипломатическим представительствам и их персоналу, особое место среди которых принадлежит не¬прикосновенности персонала, помещений и документов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51393. Прямые измерения активного электрического сопротивления.(Измерения омметром, мультиметром и мостом) 1.4 MB
  Цель работы Получение навыков измерения активного электрического сопротивления далее сопротивления. Ознакомление с методами измерения активного сопротивления. Сведения необходимые для выполнения работы Перед выполнением работы повторите вопросы обработки и представления результата прямых и косвенных измерений и ознакомьтесь со следующими вопросами: Измерение электрического сопротивления постоянному току методами непосредственной оценки и сравнения с мерой.
51394. Измерение постоянного напряжения методом компенсации 978 KB
  Измерение постоянного напряжения методом компенсации Получение сведений о погрешностях измерения напряжения компенсационным методом. Устройство принцип действия и основные характеристики делителя постоянного напряжения. Компенсаторы потенциометры постоянного тока предназначены для измерения методом сравнения с мерой ЭДС напряжения и величин функционально с ними связанных.
51395. Индуктивные измерительные преобразователи. Измерение перемещения 589.46 KB
  Цель работы Ознакомление с устройством и применением индуктивного измерительного преобразователя на примере измерителя перемещения изучение метрологических характеристик измерительных преобразователей и схем их включения. В измерительной технике используются конструкции преобразователя с переменным воздушным зазором и соленоидные или плунжерные преобразователи которые и изучаются в данной работе. Это вызывает изменение магнитного сопротивления и индуктивности преобразователя L. При некоторых допущениях индуктивность преобразователя можно...
51397. Создание блок-схем с помощью MS Visio 381.5 KB
  Фигуры готовые символы включенные в поставку Visio это ключ к быстрому созданию эффективных диаграмм. Наилучшим способом создания новой диаграммы является использование шаблона файла включающего все инструменты стили параметры и фигуры которые потребуются для создания определенного типа схемы или диаграммы. Например если нужно создать блоксхему используйте шаблон Bsic Flowchrt Базовая блоксхема включающий фигуры которые представляют данные процессы решения и другие элементы. Категория шаблонов Назначение Block Digrm...
51398. Начертательная геометрия 11.87 MB
  Начертательная геометрия входит в состав учебной дисциплины федерального значения, название которой в зависимости от специальности: «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Инженерная и машинная графика» или просто «Инженерная графика». Инженерная графика – это единственная дисциплина целью, которой является непосредственно обучение студентов работе с различной по виду и содержанию графической информацией
51399. РАБОТА С ТЕСТАМИ 53 KB
  Теперь с помощью панели Формы построим кнопку для ответа на первый вопрос и выполним для нее макрос через правую кнопку. В окне Назначить макрос объекту нажмите кнопку Записать а в следующем окне Запись макроса ОК. Создадим еще одну кнопку для результата. Всем кнопкам 1го ряда надо дать имя ДА кнопкам 2го ряда – НЕТ а последнюю кнопку назовем Ваши баллы.
51400. Типизированные файлы 46 KB
  В перечисленных ниже задачах разрешается использовать при необходимости не более одного массива и не более одного вспомогательного файла. В каждом варианте необходимо: Разработать программу которая формирует типизированный файл по заданию имя файла обязательно запрашивается с клавиатуры. С ее помощью создать и заполнить содержимым необходимое количество исходных файлов.