95328

Органы внешних сношений. Задачи, функции, значение и роль в межгосударственном сотрудничестве

Доклад

Международные отношения

К центральным конституционным органам внешних сношений относятся: - высшие законодательные органы власти государства парламент; - глава государства единоличный или коллегиальный; - глава правительства: - правительство; - ведомство иностранных дел и другие институты государства определенные его конституцией деятельность которых...

Русский

2015-09-22

28.63 KB

1 чел.

ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВ (центральные и зарубежные). Задачи, функции, значение и роль в межгосуд. сотрудничестве МП13

Классификация органов внешних сношении

Органы внешних сношении - это органы государствен¬ной, власти и управления, отдельные лица, правомочные пред¬ставлять субъекты международных отношений, выражать его волю, защищать его интересы в международных делах и инте¬ресы его граждан.

Система государственных органов внешних сношений:

ОРГАНЫ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ:

1 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ (внутренние)

- Конституционные

- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ( конвенционные)

2 ЗАРУБЕЖНЫЕ

- ВРЕМЕННЫЕ

- ПОСТОЯННЫЕ

К центральным конституционным органам внешних сношений относятся:

- высшие законодательные органы власти государства (парламент);

- глава государства (единоличный или коллегиальный);

- глава правительства:

- правительство;

- ведомство иностранных дел и другие институты государства, определенные его конституцией, деятельность которых носит политический характер и имеет формальную дипломатическую природу.

Специальные или конвенционные органы реализуют межгосударственные связи в узких специализированных областях (например, почта и телеграф). Их деятельность дипломатической не является и обычно регламентируется международными соглашениями, конвенциями или установив¬шимися традициями и обычаями (поэтому они и называются конвенционными). Как правило, они соответствуют определен¬ным министерствам данной страны.

Зарубежные органы внешних сношений государства могут функционировать на постоянной и временной основе.

Постоянными являются:

- посольства и миссии:

- консульства;

- постоянные представительства при международных организациях;

- торгпредства.

Из них к дипломатическим органам можно отнести по¬сольства, миссии и постоянное представительство при между¬народных организациях.

К временным зарубежным органам можно отнести различного рода делегации, комиссии и даже отдельных деятелей, лиц. выполняющих ограниченные во времени задачи, причем эти задачи могут носить дипломатический или специальный характер.

Парламент

Роль парламента в дипломатии тех или иных государств различна. Например, в государствах с республиканской фор¬мой правления он является высшим государственным органом в области внешних сношений.

В настоящее время наблюдается тенденция снижения значения -законодательных органов и возрастание роли исполнительных органов в сфере внешних сношений. В неко¬торых странах господствующие политические группировки стремятся оттеснить парламент от внешней политики.

В рамках внешнеполитической деятельности законодатель¬ные органы:

- рассматривают вопросы (законы) ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты госграницы, объявления войны и заключения мира;

- утверждают руководителей ведомства иностранных дел;

- обсуждают доклады правительственных делегаций на важнейшие международные конференции и переговоры:

- осуществляют запросы в адрес органов исполнительной власти по поводу тех или иных внешнеполитических событии или мероприятий правительства;

- напрямую участвуют во внешних сношениях государства, направляя собственные делегации за границу и принимая иностранные делегации и отдельных государст¬венных деятелей у себя;

- организуют и ведут работу парламентских комитетов и комиссий по международным делам и т. п.

Глава государства

Под главой государства понимается высший по консти¬туции данной страны орган государственного руководства (единоличный или коллегиальный) и внешнего правительства страны. В монархических странах таковым является монарх.

Он осуществляет повседневное представительство государ¬ства, руководство международными отношениями, непосред¬ственно поддерживает контакт с главами других государств, оформляет договоренности по внешнеполитическим вопросам.

От него зависит назначение на высшие должности различных чиновников, именем этого органа объявляется мир, к нему направляются и от него посылаются дипломатические представители в рангах послов и посланников и т. п.

Однако следует отметить, что роль главы госу дарства в разных странах различна и зависит от их конституции.

Характерной чертой современной дипломатии является активное участие в межгосударственном общении лидеров государств, проведение саммитов, т. е. встреч в верхах (так называемая «персональная дипломатия»). Многие встречи стали серийными (регулярными), например, такие, как хорошо известные совещания лидеров восьми наиболее развитых стран мира.

. Правительство

Под правительством понимается коллегиальный высший орган государственного управления, как правило, руко¬водящий и внешней политикой государства. Это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти.

В различных государствах оно имеет различные наименования (совет министров, государственный совет, кабинет). Правительство состоит из руководителей централь¬ных органов государственного управления (министры, государственные секретари, статс-секретари и др.) во главе с председателем (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер, председатель кабинета министров и т. п.) или президентом в президентской республике.

По существу, все внешние сношения государств сосредоточены в руках правительства, оно фактически решает все вопросы внешней политики государства.

В большинстве стран правительства назначают и отзывают дипломатических представителей в ранге ниже посла, посланников, глав и членов делегаций для переговоров и заключения договоров, не требующих ратификации, торговых представителей.

Как и глава государства, глава правительства представляет государство во внешних сношениях в рамках своих полномочии и ведет повседневную оперативную деятельность в этой области, причем ему не требуется дополнительных полномочий для выполнения своих функций на международной арене.

Для развитых стран сегодня характерно возрастание роли исполнительной власти в международных делах. Все чаще эти органы прибегают к таким актам внешних сношений, которые не требуют ратификации, не обязательны для публикации, являются неформальными письмами, документами внутрен¬него пользования и т. п. Таким образом, они обращаются к методам «тайной дипломатии» в интересах тех политических сил, которые стоят за спиной данных органов исполнительной власти.

Ведомство иностранных дел

Этот центральный орган осуществляет на практике внеш¬нюю политику государства, ведет повседневную оперативную дипломатическую деятельность в столице своего государства е иностранными представительствами, а также за границей по¬средством руководства работой зарубежных органов внешних сношений, прежде всего дипломатических, консульских, деле-гациями.

Ведомство иностранных дел в большинстве стран называется Министерством иностранных дел, но в некоторых государствах они имеют другие наименования: в США - Государственный департамент, в Швейцарии - Политический департамент, в Ливии - Народное бюро по внешним связям и т. д.

Глава ведомства иностранных дел. как и глава государства, и глава правительства- выполняет свои функции без получения особых на то полномочий. Находясь за границей, они поль¬зуются всеми правами, иммунитетами и привилегиями.

Ведомство иностранных дел занимает центральное место в системе дипломатической службы государства, с ним тесно взаимодействуют и координируют свою деятельность органы военно-дипломатической службы.

Министерство иностранных дел решает следующие задачи:

- повседневно представляет данное государство во внешних сношениях:

- готовит информацию для правительства по вопросам внешней политики, реализует принятые решения в этой области:

- в ряде стран министерство иностранных дел ведет систематическое наблюдение за деятельностью всех ведомств, которые в своей работе соприкасаются с вопросами внешней политики и сношений с иностранными государствами, и оказывает этим ведомствам помощь в осуществлении задач, возложенных на них правительством;

- осуществляет подготовку дипломатических кадров:

- ведет работу со средствами массовой информации и внешней пропаганды по вопросам внешней политики:

- - руководит разработкой архивных материалов по вопросам внешней политики:

- следит за осуществлением законодательства, относя¬щегося к внешним сношениям:

- изучает международное положение, внешнюю и внутреннюю политику иностранных государств, международ¬ных организаций и движений:

- своевременно информирует правительство о всех заслуживающих внимания международных событиях:

- вносит предложения о необходимых шагах на международной арене:

- решает другие задачи, относящиеся к внешнеполити¬ческой деятельности государства.

В большинстве стран мира организационная структура ведомства иностранных дел имеет в своей основе примерно одинаковую схему (рис. 2). Центральный аппарат (руковод¬ство министерства), оперативные, административные и хозяйственные подразделения.

Руководство МИДа образуют министр иностранных дел. его заместители и непосредственно их обеспечивающие структуры (например, коллегия — совещательный орган при министре).

Оперативные отделы (В российском МИДе эти подразделения называются департамен¬тами. ) служат для повседневной оперативном дипломатической деятельности и по ее характеру они делятся на две группы; территориальные и функцио¬нальные.

Территориальные отделы осуществляют текущую работу по изучению политического и экономического поло¬жения в отдельных странах (группах стран, регионах). В них обрабатывается информация, поступающая от представи¬тельств за границей, направляются различного рода указания по управлению деятельностью зарубежных органов, входящих в зону их ответственности, готовятся материалы для руководства МИДа по интересующим его вопросам, поддер¬живаются отношения с дипломатическими представителями (послами) соответствующих стран.

Функциональные отделы ведают различными общими вопросами, такими, как протокольные, консульские, юриди¬ческие и т. п.

Распределение обязанностей среди этих подразделений ведомства иностранных дел общепринятое в большинстве стран.

Организационная структура ведомства иностранных дел:

Центральный аппарат

1 Оперативные подразделения

- территориальные подразделения

- функциональные подразделения

2 Административные подразделения

3 Хозяйственные подразделения

Административные и хозяйственные подразделения решают вспомогательные задачи, обслуживают аппарат ведомства и зарубежных представительств.

Организационная структура ведомства иностранных дел конкретной страны зависит от:

- величины данного государства;

- количества стран, с которыми поддерживаются отно¬шения;

- того, занимается ли внешними сношениями только министерство иностранных дел, или есть другие министерства и ведомства, которые имеют те или иные внешние функции.

Количество сотрудников тоже может колебаться от не¬скольких десятков до нескольких тысяч человек.

В одних странах ведомство иностранных дел играет серьезную практическую роль координатора всей внешней деятельности государства, в других - отраслевые министерства (например, экономики, финансов, торговли, культуры, обороны, сельского хозяйства) целиком самостоятельны в своих внешних связях.

В значительной мере это зависит от традиций страны, личности министра иностранных дел, политики главы государства

В некоторых странах внешнеполитическая деятельность сосредоточена в руках главы государства или главы правительства, для чего при них формируется даже собственный корпус дипломатических экспертов, свое¬образные параллельные органы внешних сношений, работающие непосредственно под их руководством (в США -это Совет национальной безопасности, в Великобритании -Комитеты кабинета и Секретариат кабинета, во Франции -Секретариат президента и Кабинет премьер-министра, в Германии - Ведомство федерального канцлера). В результате система внешнеполитического механизма, выработки и осуществления внешнеполитических решений становится сложной и запутанной.

Во многих случаях их деятельность носит неконсти¬туционный характер, причем их роль в дипломатии сегодня достаточно велик велика. Основная работа по подготовке внешне¬политических решений зачастую ведется в них. Для этих целей могут создаваться различные постоянные и временные комитеты.

В этой связи следует отметить и все возрастающую роль в разработке и проведении внешней политики и дипломатии всякого рода «личных советников» «личных представителей» и т. л. глав государств и глав правительств.

Внешнеторговое ведомство

В государствах, имеющих монополию внешней торговли, к центральным конституционным органам внешних сношений можно отнести ведомство внешней торговли, которое руково¬дит всей внешнеэкономической деятельностью страны.

Ему подконтрольны зарубежные органы - торговые представительства,

В Российской Федерации в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятель¬ности» эту деятельность регулирует Министерство внешне-экономических связей (МВЭС).

Кроме того, в составе Министерства иностранных дел функционирует Департамент экономического сотрудничества

Посольство и дипломатическая миссия

Посольства и миссии (во главе первого стоит посол, во главе второго - посланник) являются непосредственными представителями своих государств.

Послы аккредитуются при главе государства, а послан¬ники - при главе правительства. Следует заметить, что в настоящее время миссии как дипломатические представи¬тельства практически не встречаются.

При некоторых условиях, например, когда дипломатические отношения между двумя странами не соответствуют нормаль¬ным, во главе посольства или миссии может быть назначен поверенный в делах, который аккредитуется при министре иностранных дел страны пребывания.

Посольство считается высшим по своему статусу дипломатическим представительством.

На него возлагаются следующие задачи:

- представительство аккредитующего государства в стране пребывания:

- защита в государстве пребывания интересов аккреди¬тующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом:

- ведение переговоров с правительством страны пребы¬вания;

- выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитирующего государства:

- поощрение дружественных отношений между аккреди¬тующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Посольство учреждается государством с согласия страны пребывания.

Структура дипломатических представительств различ¬ных стран различна. Она определяется задачами внешней политики, отношениями между странами, историческими условиями того или иного государства. Но есть и общие черты.

В общем случае организационную структуру посольства можно представить следующим образом:

1 Ведомство внешней торговли

- торг. Пред.

2 Ведомство иностранных дел

- посол

• Канцелярия

• Секретарь по вопросам протокола

• Отделы: (ПОЛИТИЧЕСКИЙ, КОНСУЛЬСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ, ПЕЧАТИ. Административно -Хозяйственный)

3 Военное ведомство

- ВАТ, ВВАТ, ВМАТ

Некоторые отделы могут иметь собственные подразде¬ления. Схема отражает тот факт, что торгпредства и аппарат военного атташе функционируют при посольстве, являясь по сути его элементами, а также характер связи между ними.

Численность персонала посольства обычно определяется двусторонним соглашением. Если таковое отсутствует, то государство пребывания имеет право предложить, чтобы эта численность была в пределах которые оно считает разумным.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы: дипломатический, административно-техничес¬кий и обслуживающий, К дипломатическому персоналу относятся все сотрудники, имеющие дипломатический статус, в том числе военный атташе. его заместитель и помощники. В число административно-хозяйственного персонала входят переводчики, референты, машинистки, радисты, шифроваль¬щики, врачи, бухгалтеры и т. п. Категория обслуживающего персонала включает в себя шоферов, поваров, уборщиц, сторожей, курьеров и т. п.

Административно-технический и обслуживающий персонал может набираться из местных граждан.

Дипломатические работники делятся на классы и ранги, причем первые относятся только к главам дипломатических представительств. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. устанавливает следующие классы глав дипломатических представительств:

- послы и нунции;

- посланники и интернунции;

- поверенные в делах.

Нунции и интернунции - это исторические названия глав дипломатических представителей Ватикана.

В современной дипломатической практике посла и посланника официально принято называть: Чрезвычайный и Полномочный Посол и Чрезвычайный Посланник (Полно¬мочный Министр) соответственно.

Различие между классами заключается только в старшинстве и особенностях протокола.

Дипломатические ранги представляют собой степени различия между дипломатическими работниками, присваи¬ваемые в зависимости от квалификации и предыдущего прохождения службы.

Дипломатические ранги могут быть:

- Чрезвычайный и Полномочный Посол;

- посланник 1 класса;

- посланник 2 класса;

- советник 1 класса;

- советник 2 класса;

- 1-й секретарь 1 класса;

- 1 -и секретарь 2 класса;

- 2-й секретарь 1 класса;

- 2-й секретарь 2 класса;

- 3-й секретарь;

- атташе.

Класс главы дипломатического представительства опреде¬ляется соглашением между двумя государствами. Вопрос о дипломатическом ранге регулируется внутренним законода¬тельством каждого государства.

Среди дипломатических работников дипломатического представительства существует следующее старшинство:

1. Чрезвычайный и Полномочный посол.

2. Торговый представитель (если есть такое лицо).

3. Советник-посланник.

4. Советник.

5. Военный, военно-воздушный, военно-морской атташе.

6. 1-й секретарь.

7. Заместитель торгового представителя.

8. Помощник военного атташе.

9. 2-й секретарь.

10. 3-й секретарь.

11. Атташе.

Решая возлагаемые на него задачи, дипломатическое представительство поддерживает широкий круг связей в стране пребывания, которые можно классифицировать сле¬дующим образом:

- по степени официальности они могут быть официаль¬ными и неофициальными;

- по статусу стороны, с которой поддерживаются отношения, - с властями страны, с государственными организациями и учреждениями, с частными и общественными структурами и отдельными лицами;

- по форме реализации они бывают устными и письменными.

Дипломатические представительства должны вести сношения только с ведомствами иностранных дел страны пребывания, если нет специального соглашения на этот счет. Но это положение не относится к сношениям с организациями и учреждениями. специально предназначенными для обслуживания населения, правоохранительными и другими органами.

Формы внешнего общения дипломатического представи¬тельства в стране пребывания можно свести к следующему:

- вручение верительных грамот главой дипломатического представительства;

- визиты посла и других дипломатичес дипломатических работников к официальным лицам страны пребывания:

- беседы дипломатических работников;

- контакты дипломатов с соответствующими сотруд¬никами других посольств;

- посещение официальных приемов, которые устраи¬ваются правительством, министерством иностранных дел страны пребывания и другими посольствами:

- организация и проведение приемов в самом посольстве и в резиденции посла;

- переписка посольства;

- культурные мероприятия:

- прием посетителей в посольстве:

- интервью, пресс-конференции и выступления перед аудиторией, в средствах массовой информации посла и других дипломатов посольства:

- выпуск бюллетеней, журнала и других изданий посольства.

3.8 Торгпредство

Торгпредство - зарубежный орган внешних сношений, задачей которого является представление интересов своего государства в области внешней торговли и содействование развитию экономических отношений со стороной пребывания.

Торгпредства заключают торговые сделки, контролируют внешнеторговую деятельность других организаций своей страны, изучают рынок, условия для экономической деятельности в стране пребывания, знакомят представителей ее деловых кругов с экономическими, торговыми возможностями своего государства, консультируют заинтересованные инстанции по своей области деятельности и т. д.

Структура торгового представительства определяется ведомством внешней торговли государства по согласованию с министром иностранных дел.

Во главе торгпредства находится торгпред. Он действует на правах советника посольства (в российском представи¬тельстве).

Торгпредство, будучи составной частью дипломатического представительства, пользуется дипломатическим иммуните¬том. Это положение относится и к официальному персоналу данного учреждения. Иммунитетом пользуются не только торгпреды, их заместители и другие сотрудники (последние пользуются иммунитетом на основе специальной договорен¬ности с правительством страны пребывания), но также и помещения торгпредств, архивы, официальная корреспон¬денция.

В соглашения с государствами, в которых создаются торгпредства, оговариваются и их права пользоваться шифром.

Исходя из особого положения торгпредства, а также того факта, что торгпред назначается правительством, он заносится в дипломатический список посольства вслед за дипломатом, следующим за послом.

Деятельность торговых представительств подконтрольна и внешнеторговому ведомству, и министру иностранных дел «через послов).

В тех странах, где нет торговых представительств, его функции может выполнять группа дипломатов во главе с торговым советником, а в случаях, когда торговые отношения развиты слабо, - торговый атташе. Они заносятся в диплома¬тический список согласно должности.

3,9, Консульское представительство

Консульское учреждение (консульство) - это постоян¬ный государственный орган внешних сношений, учреждаемый в иностранном государстве на основе договора между двумя странами для выполнения консульских функций.

Консульства учреждаются там, где есть интересы данного государства, т. е. в крупных портах, в местах строительства крупных промышленных объектов и т. п.

3.10. Постоянное представительство при международных организациях

Представительства при международных организациях являются постоянно действующими дипломатическими органами внешних сношений. Это миссия, направляемая государством-членом международной организации, чтобы представлять его при данной организации. Таким образом, представительство не является частью этой организации, но в то же время оно действует в ее рамках и на основе ее документов с объемом прав и привилегий, определяемым признанными нормами международного права.

Постоянные представительства являются организующими центрами взаимосвязей государств в пределах той или иной универсальной международной организации, не зависимы от государств пребывания и автономны по отношению к самой организации.

Полномочия постоянного представителя при международ¬ной организации могут исходить от главы государства, главы правительства или министра иностранных дел,

Работа данных представительств регулируется Конвенцией 1975 г. о представительстве государств в их отношениях с ме¬ждународными организациями универсального типа.

Задачи постоянного представительства при международ¬ной организации можно свести к следующему:

- слежение за соблюдением положений устава данной организации в ее деятельности;

- слежение за информацией, поступающей в органы данной организации;

- подготовка соответствующих предложений для своего правительства по вопросам, обсуждаемым в организации;

- выступление в органах организации по поручению правительства своей страны в соответствии с полученными указаниями;

-- поддержание контактов с представителями других стран при данной организации и др.

Постоянные представительства при международных орга¬низациях пользуются целым набором иммунитетов и привиле¬гий, предоставляемых дипломатическим представительствам и их персоналу, особое место среди которых принадлежит не¬прикосновенности персонала, помещений и документов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31988. Физическое лицо – предприниматель: вопросы правового регулирования в РФ 567.5 KB
  Правовое регулирование деятельности предпринимателя 33 2. Понятие предпринимательской деятельности 33 2. Практика российского хозяйствования показывает что наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как: индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица частное предприятие общество с ограниченной ответственностью акционерное общество. Как показывает мировой опыт чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей тем...
31990. Выявление особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг 158 KB
  В отличие от неорганизованной туристской поездки регламентируемой множеством разнообразных гражданскоправовых договоров заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания. Цель моей дипломной работы является в выявлении особенностей заключения и содержания договора на оказание туристских услуг. Указанная цель конкретизируется в...
31992. Технология швейных изделий 219.5 KB
  В процессе дипломного проектирования студент систематизирует, закрепляет и расширяет свои знания на основе последних достижений науки и техники, новейших прогрессивных форм организации и технологии производства, при высоком уровне механизации и автоматизации производственных процессов. Основным показателем качества дипломного проекта должна служить экономическая эффективность проектируемого потока, определяемая в результате сопоставления технико-экономических показателей проекта и предприятия.
31993. Побудова бази маркетингового дослідження за клієнт-серверною технологією 1.93 MB
  0 Інші Обєкти Реляційні дані XML Програма LINQ to SQL SQL Server LINQ запит SQL запит Записи Обєкти Керуючий додаток синхронізації Служба синхронізації Служба синхронізації Сеанс синхронізації Сховище даних Сховище даних WEBсайт Сервіс синхронізації WEBСервіс Мобільний пристрій Сервер БД ЗМІСТ ВСТУП 9 Постановка задачі .22 Вибір системи керування базами даних . 55 Вибір технології доступу до даних . 69 Вибір технологій доступу до даних .
31994. Розробка БД для системи WebФактор 595.5 KB
  Зміст пояснювальної записки перелік питань що їх потрібно розробити вступ аналіз предметної галузі постановка задачі опис концептуальної моделі опис програмної реалізації опис роботи програми охорона праці висновок список використаних джерел. Зміст Вступ Прогнозування в усьому безлічі економікоматематичних методів завжди займало особливе місце викликало активний інтерес з боку практичних працівників оскільки завдання прогнозування є актуальними для всіх ієрархічних рівнів економіки на будьяких...
31995. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Вологодского структурного подразделения ОАО «РЖД» 932 KB
  Исследование теории нематериальных активов . Совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот предприятия нематериальных активов. Мероприятия по совершенствованию нематериальных активов в инновационной деятельности. Оценка внутренней стоимости и эффективности использования нематериальных активов.
31996. Электронные словари и их применимость для традиционного машинного перевода 350 KB
  Добролюбова дипломная работа на тему Электронные словари и их применимость для традиционного машинного перевода Выполнил: студент гр. 33 Классификация систем машинного перевода по Лари Чайлду. 35 Системы машинного перевода. Данная работа посвящается изучению указанных проблем а также анализу некоторых лингвистических программных продуктов направленных на автоматизацию процесса перевода.