95335

Образование СССР: объективные и субъективные факторы объединительного движения советских республик. 1 съезд Советов

Доклад

История и СИД

Помимо этого можно вспомнить о двух планах представленных Сталиным и Лениным по поводу основных деталей построения союза: Сталинский план или план автономизации предполагал что все республики входят в состав СССР на правах автономных республик. 30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР делегаты...

Русский

2015-09-22

42 KB

0 чел.

Вопрос №16 Образование СССР: объективные и субъективные факторы объединительного движения советских республик. 1 съезд Советов.

Для объединительного движения существовали следующие предпосылки:

- Исторически сложившаяся система разделения труда.

-Единая политическая система - сов. власть. Однотипность полит. режимов.

-Капиталистическое окружение; в одиночку против империализма не устоять.

Эти факторы привели к созданию, в первую очередь, хозяйственного союза

Основными направлениями деятельности для создававшегося союза стали: единая красная армия, единые структуры экономики и внешней торговли, единая финансовая система, единый транспорт и почтовая связь, и единые трудовые ресурсы. При этом, управляет политикой, фактически, РСФСР.

Следующим шагом по построению союзного государства стал дипломатический союз. Хотя Украина уже стала достаточно самостоятельной , устроив свои представительства и подписав уже ряд договоров, нужно было объединение .В 1921 г. Был подписан  Рижский договор с Польшей  по которому Белоруссия переходит к России. Помимо этого было проведено Разграничение границ с Турцией .В ходе Генуэзской конференции был образован дипломатический союз 9 стран ( РСФСР, Украина, Белорусия, Армения, Грузия, Азербайджан и другие), который явился своего рода прорывом  экономической блокады.

В 1922 году 6 республик( Армения, Грузия, Азербайджан, Украина,Белорусия, Польша) подписали с Германией договоры, аналогичный Русско -Германскому.

 Основными принципами для построения нового государства явились :отсутствие внутренних границ, единство основ государственного строя, запрет на выход из Федерации в одностороннем порядке, запрет на изменение статус, разграничение предметов ведения между центром и субъектами. 

Помимо этого можно вспомнить о двух планах, представленных Сталиным и Лениным по поводу основных деталей построения союза:

"Сталинский" план, или план автономизации  предполагал, что  все республики входят в состав СССР на правах автономных республик. Создаётся единая хозяйственная организация при едином центре, и компетенции центральных органов над республиканскими. Против: Украинна и Грузия (социал-национализм)

"Ленинский" план: не в РСФСР вступать, а РСФСР вместе с остальными вступают в союз.

Таким образом, Объединительное движение советских республик основывалось как на объективных предпосылках , так и на субъективных и отвечало коренным интересам народов этих республик. Но коммунисты не всегда умело и правильно направляли этот процесс Недооценка, а порой и пренебрежение к стремлению народов к национальному суверенитету порождали конфликты не только на местах, но и внутри ЦК РКП (б). 

30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР делегаты от РСФСР УССР, ЗСФСР и от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В январе 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР. Первый раздел — Декларация об образовании СССР. Второй раздел — расширенный договор об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР провозглашалось следующее: существование капиталистического (враждебного) и социалистического лагерей; В СССР оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов; Советская власть интернациональна по своей классовой природе;  СССР является добровольным объединением равноправных народов, за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. Высший исполнительный орган – Совет Народных Комиссаров СССР.

Касательно суверенных прав союзных республик и союзного гражданства там говорилось следующее:  Суверенитет союзных республик ограничен лишь в  пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза.  Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик.  За каждой из союзных республик сохраняется  право свободного выхода из Союза (статья 4).  Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции.  Территория  союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется  согласие всех республик,  входящих в СССР.  Для  граждан  союзных  республик  устанавливается  единое союзное гражданство. Таким образом, можно выделить основные принципы построения СССР:  СССР является добровольным объединением народов, за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза. Равноправие субъектов. СССР – социалистическая федерация, основанная на Советах при руководящей роли ВКП (б). СССР формировался по национальному признаку. Основывается на принципах демократического централизма, на котором строилась и ВКП (б): меньшинство подчиняется большинству, выполняются решения и постановления Центра, отчетность и контроль во всех направлениях

Хотя Союз ССР формально представлял собой федерацию, фактически он приобрел черты унитарного государства (власть сконцентрирована в строго централизованных структурах компартии, управление а основном осуществляется из единого центра - Москвы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58922. Реформи адміністративно-полiтичного управління 60—70-х років ХІХ ст. у підросійській Україні 88 KB
  Розвивати історичне мислення учнів та вміння порівнювати реформи минулого з сучасними перетвореннями сприяти критичному осмисленню минулого; виховувати у школярів громадянську свідомість дух патріотизму сприяти утвердженню демократичних ідеалів.
58923. Періодичний закон і періодична система хімічних елементів Д.І.Менделєєва. Будова атома 92.5 KB
  Мета. вдосконалювати вміння аналізувати порівнювати встановлювати причиннонаслідкові звязки застосовувати теоретичні знання для прогнозування; повторити і узагальнити основні поняття з теми закріпити вміння за електронною формулою атома...
58924. Звук (ж). Позначення його буквами «Ж», «ж» (же) 122.5 KB
  Обладнання: паперові сонечка жучки за кількістю учнів на лапках яких букви А О У И І Е малюнок сонця яке посміхається паперові промінчики сонця на кожного учня паперові бджілки 2 ілюстрації жуків хруща мармурового бронзівки золотистої плавунця...
58925. Повторення і закріплення вивчених літер українського алфавіту. Вправляння у звуко-буквенному аналізі слів 60 KB
  Мета. Продовжити роботу над звуковим аналізом слів, учити розрізняти голосні та приголосні звуки; будувати короткі зв язні висловлювання; розширювати знання учнів про квіти-первоцвіти; розвивати зв’язне мовлення;
58926. Лист. Адреса. Урок розвитку звязного мовлення у 5 класі 58 KB
  Повідомлення теми мети й завдань уроку Знаєте діти отримала нещодавно листа але від кого незрозуміло. Привіт Напесать листа до вас Змусили проблеми. Простенького листа неспроможний написати. Робота з таблицею Типи листів Листи Особисті приватні Службові офіційні...
58927. Ідея віротерпимості й національної толерантності у романі В. Скотта «Айвенго» 86 KB
  Мета: навчати учнів робити висновки з прочитаного ознайомити з поняттям толерантності віротерпимості конфлікту компромісу; розвивати уміння аналізувати отриману інформацію та робити висновки; виховувати повагу до думок інших людей.
58928. Шкільні речі. Кольори 42.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з новими лексичними одиницями з теми «Шкільні речі»; формувати лексичні навички шляхом багаторазового повторення; розвивати фонематичний та інтонаційний слух, слухову та зорову пам’ять...
58929. Земля — планета Сонячної системи. Форма та розміри Землі. Обертання Землі навколо своєї осі 63 KB
  Мета: дати дітям поняття про планету Сонячної системи Землю ознайомити з розмірами формою особливостями руху планети пояснити процеси що відбуваються в сонячній системі та на Землі. Основні поняття і терміни...
58930. Орфограми в коренях, префіксах, суфіксах, на межі значущих частин слова та основ 34 KB
  Мета: систематизувати і поглибити знання учнів з орфографії; розвивати орфографічну увагу; виховувати потребу в удосконаленні орфографічної грамотності.