95335

Образование СССР: объективные и субъективные факторы объединительного движения советских республик. 1 съезд Советов

Доклад

История и СИД

Помимо этого можно вспомнить о двух планах представленных Сталиным и Лениным по поводу основных деталей построения союза: Сталинский план или план автономизации предполагал что все республики входят в состав СССР на правах автономных республик. 30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР делегаты...

Русский

2015-09-22

42 KB

0 чел.

Вопрос №16 Образование СССР: объективные и субъективные факторы объединительного движения советских республик. 1 съезд Советов.

Для объединительного движения существовали следующие предпосылки:

- Исторически сложившаяся система разделения труда.

-Единая политическая система - сов. власть. Однотипность полит. режимов.

-Капиталистическое окружение; в одиночку против империализма не устоять.

Эти факторы привели к созданию, в первую очередь, хозяйственного союза

Основными направлениями деятельности для создававшегося союза стали: единая красная армия, единые структуры экономики и внешней торговли, единая финансовая система, единый транспорт и почтовая связь, и единые трудовые ресурсы. При этом, управляет политикой, фактически, РСФСР.

Следующим шагом по построению союзного государства стал дипломатический союз. Хотя Украина уже стала достаточно самостоятельной , устроив свои представительства и подписав уже ряд договоров, нужно было объединение .В 1921 г. Был подписан  Рижский договор с Польшей  по которому Белоруссия переходит к России. Помимо этого было проведено Разграничение границ с Турцией .В ходе Генуэзской конференции был образован дипломатический союз 9 стран ( РСФСР, Украина, Белорусия, Армения, Грузия, Азербайджан и другие), который явился своего рода прорывом  экономической блокады.

В 1922 году 6 республик( Армения, Грузия, Азербайджан, Украина,Белорусия, Польша) подписали с Германией договоры, аналогичный Русско -Германскому.

 Основными принципами для построения нового государства явились :отсутствие внутренних границ, единство основ государственного строя, запрет на выход из Федерации в одностороннем порядке, запрет на изменение статус, разграничение предметов ведения между центром и субъектами. 

Помимо этого можно вспомнить о двух планах, представленных Сталиным и Лениным по поводу основных деталей построения союза:

"Сталинский" план, или план автономизации  предполагал, что  все республики входят в состав СССР на правах автономных республик. Создаётся единая хозяйственная организация при едином центре, и компетенции центральных органов над республиканскими. Против: Украинна и Грузия (социал-национализм)

"Ленинский" план: не в РСФСР вступать, а РСФСР вместе с остальными вступают в союз.

Таким образом, Объединительное движение советских республик основывалось как на объективных предпосылках , так и на субъективных и отвечало коренным интересам народов этих республик. Но коммунисты не всегда умело и правильно направляли этот процесс Недооценка, а порой и пренебрежение к стремлению народов к национальному суверенитету порождали конфликты не только на местах, но и внутри ЦК РКП (б). 

30 декабря 1922 в Москве в Большом театре открылся I съезд Советов СССР делегаты от РСФСР УССР, ЗСФСР и от БССР. Съезд утвердил Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В январе 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР. Первый раздел — Декларация об образовании СССР. Второй раздел — расширенный договор об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР провозглашалось следующее: существование капиталистического (враждебного) и социалистического лагерей; В СССР оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов; Советская власть интернациональна по своей классовой природе;  СССР является добровольным объединением равноправных народов, за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. Высший исполнительный орган – Совет Народных Комиссаров СССР.

Касательно суверенных прав союзных республик и союзного гражданства там говорилось следующее:  Суверенитет союзных республик ограничен лишь в  пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза.  Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик.  За каждой из союзных республик сохраняется  право свободного выхода из Союза (статья 4).  Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции.  Территория  союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется  согласие всех республик,  входящих в СССР.  Для  граждан  союзных  республик  устанавливается  единое союзное гражданство. Таким образом, можно выделить основные принципы построения СССР:  СССР является добровольным объединением народов, за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза. Равноправие субъектов. СССР – социалистическая федерация, основанная на Советах при руководящей роли ВКП (б). СССР формировался по национальному признаку. Основывается на принципах демократического централизма, на котором строилась и ВКП (б): меньшинство подчиняется большинству, выполняются решения и постановления Центра, отчетность и контроль во всех направлениях

Хотя Союз ССР формально представлял собой федерацию, фактически он приобрел черты унитарного государства (власть сконцентрирована в строго централизованных структурах компартии, управление а основном осуществляется из единого центра - Москвы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23781. Предмет культурології. Підходи до визначення культури 154.5 KB
  Предмет культурології — обєктивні закономірності світових і національного культурного процесів, памятники і явища матеріальної й духовної культури, фактори й передумови, що управляють виникненням, формуванням і розвитком культурних інтересів і потреб людей
23782. Задачи на движение по реке 94.5 KB
  Что мы научились находить в задачах на движение по реке Скорость по течению скорость против течения собственную скорость скорость течения. Какой ещё вы можете сделать вывод из условия задачи Плот плывёт с той же скоростью что и река значит скорость плота равна скорости течения. S плот 0 40 1 катер 4 5 1 скорость течения = = 1 : = 5 Каков способ решения аналогичных задач Всё расстояние принимаем за 1 а дальше используем выведенные формулы. 1 1 : 7 = пути собственная скорость катера.
23783. Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости 42.5 KB
  На доске: Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой. 1 ; О 2 32a=32; Ь 3 ; П 4 a : 01=23 С 5 x 1=1; О 6 2x1=12; Т 7 4у=0 С 8 2х3=х2 Л 9 х: 2 7=8 К Дети изображают точки у которых координаты корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ Что мы можем изображать на плоскости Могу я на плоскости изобразить координатный угол Изобразите на плоскости координатный угол. Отметьте точки: А2; 5 В5; 2 С3; 0...
23784. Отрицание высказываний о существовании 90 KB
  Какими ещё бывают высказывания Высказывания о существовании. Чем отличаются высказывания о существовании от высказываний общих В высказываниях о существовании условие выполняется хотя бы для одного элемента множества. 7; 8; 6; 5; 42; 43; Индивидуальное задание: Постройте отрицание высказывания: Некоторые обыкновенные дроби больше единицы. Возможен ответ: Неверно что некоторые обыкновенные дроби больше единицы Для какого высказывания вы строили отрицание Для высказывания о существовании.
23786. Высказывания. Общие утверждения 95 KB
  Номера заданий из которых предлагается осуществлять отбор заданий для урока Урок № Урок 21 20 Урок 22 21 К № 213220 № 232 П № 221 224 № 235 238 225 242 Д п.2 № 246 247 249 С № 231 № 250 Уроки 23−24 22−23. Номера заданий из которых предлагается осуществлять отбор заданий для урока Урок № Урок 23 22 Урок 24 23 К № 252 255 № 256 258 П № 259 261 264 270 № 260 265 269 278 1 Д п.
23787. Решение уравнений с модулями 108 KB
  Мотивация к учебной деятельности Цель: 1 включение учащихся в учебную деятельность; 2 организовать определение типа урока; 3 организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: уравнения; 4 создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения Цель: 1 организовать самостоятельное воспроизведение способов действий достаточных для построения нового способа действий; 2 зафиксировать...
23788. Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. 101.5 KB
  Основные цели: 1 формировать способность выводить правила на примере правила умножения и деления десятичных дробей на 10 100 1000 тренировать умение применять новое знание на практике точно и последовательно выстраивать рассуждения переходя от частного к общему оценивать собственную деятельность на уроке; 2 сформировать умение умножать и делить десятичные дроби на 10 100 1000 и т. Демонстрационный материал: 1 план работы по теме: ДРОБИ ОБЫКНОВЕННЫЕ ДЕСЯТИЧНЫЕ ЗАПИСЬ ЗАПИСЬ ПЕРЕВОД СРАВНЕНИЕ СРАВНЕНИЕ СЛОЖЕНИЕ И...
23789. Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. 2.69 MB
  Мотивация к учебной деятельности Цель: 1 включение учащихся в учебную деятельность; 2 организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: действия с десятичными дробями. Цель: 1 организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для построения нового знания: запись и чтение десятичных дробей представление десятичных дробей в виде обыкновенных дробей критерий перевода обыкновенных дробей в десятичные дроби построение моделей умножение и деление дробей и смешанных чисел на натуральные числа; 2...