95336

Конституционное оформление СССР (1923-1924) проекты, дискуссии и решения

Доклад

История и СИД

В период подготовки Союзного договора член коллегии Наркомнаца Султан-Галиев резко критиковал сталинский проект автономизации и выступал за расширение прав автономных республик и повышение их статуса до уровня равноправных с союзными республиками субъектов СССР. 30 декабря 1922 в Москве I съезд Советов СССР утвердил Декларацию...

Русский

2015-09-22

16.02 KB

0 чел.

Вопрос №17 Конституционное оформление СССР (1923-1924) проекты, дискуссии и решения.

В августе 1922 ЦК РКП (б) предложил создать комиссию, поручив ей подготовить проект усовершенствования федеративных взаимоотношений между РСФСР и другими братскими республиками.  Основные принципы создания: единство основ государственного строя; отсутствие внутренних границ; разграничение предметов ведения и определение предмета совместного ведения между Федерацией и её субъектами; запрет на выход из Федерации в одностороннем порядке; запрет на изменение статуса субъекта, на заключение сепаратных соглашения в обход центра. К середине 1922 существовало уже шесть социалистических республик — Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская. Необходимость объединения не отрицали лидеры ни одной из республик, споры вызывали его принципы и форма. Доминировали три точки зрения: конфедеративный союз, вхождение других республик в РСФСР на правах автономий, федерация равноправных республик. Раковский (Украина) - конфедерация (самостоятельность сохраняется, объединение только в обозначенной области, большие полномочия местным органам, отрицание опасности возрастания местного национализма). По проекту Сталина советские республики должны войти в РСФСР на правах ее автономий и управляться из единого центра (план «автономизации»). Курс автономизация подтверждал две исконно русские идеи: великая и неделимая Россия и подчинение национального вопроса центральной власти. На 12 съезде 1923 г. Сталин сделал доклад « О национальном вопросе», в котором говорил о «некотором ограничении независимости» республик, притом равномерном, но это компенсируется правом добровольного одностороннего выхода из союза. Факторы, которые мешали объединению - «самый заскорузлый национализм» (Сталин о великодержавном шовинизме), неравенство народностей и наций, национализм в отдельных республиках.

Существовал проект объединения Мдивани: 1) сильная республика - сильный центр; 2) представительства республик за рубежом; 3) местные власти назначают уполномоченных; 4) создание смешанных гос. и эконом, структур между субъектами; 5) национальные воинские формирования; 6) право формирования местного бюджета; 7) исключение возможности дискредитирования  гос. языка; 8) центр формулирует лишь общие принципы. В период подготовки Союзного договора член коллегии Наркомнаца Султан-Галиев резко критиковал сталинский проект "автономизации" и выступал за расширение прав автономных республик и повышение их статуса до уровня равноправных с союзными республиками субъектов СССР.

В сложившихся условиях Ленин предложил предпринять следующие меры: 1. оставить и укрепить союз социалистических республик; 2. оставить союз социалистических республик в отношении дипломатического аппарата; 3. примерно наказать товарища Орджоникидзе; 4. ввести строжайшие правила относительно употребления национального языка в национальных республиках, входящих в союз, и проверить эти правила особенно тщательно. В.И. Ленин призвал провозгласить добровольный союз суверенных и равноправных республик.

30 декабря 1922 в Москве I съезд Советов СССР утвердил Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В январе 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР. Первый раздел — Декларация об образовании СССР. Второй раздел — расширенный договор об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР провозглашалось следующее: Советская власть интернациональна по своей классовой природе;  СССР является добровольным объединением равноправных народов, за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем. За все годы существования СССР механизм выхода выработан не был.

Таким образом, можно выделить основные принципы построения СССР:  СССР является добровольным объединением народов, за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза. Равноправие субъектов. СССР – социалистическая федерация, основанная на Советах при руководящей роли ВКП (б). СССР формировался по национальному признаку. Основывается на принципах демократического централизма, на котором строилась и ВКП (б): меньшинство подчиняется большинству, выполняются решения и постановления Центра, отчетность и контроль во всех направлениях Хотя Союз ССР формально представлял собой федерацию, фактически он приобрел черты унитарного государства (власть сконцентрирована в строго централизованных структурах компартии, управление а основном осуществляется из единого центра - Москвы).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24369. Античный этап развития науки: логика и математика 104 KB
  Первые европейские ученые и философы любители мудрости Фалес Анакасимен Анаксимандр Гераклит опираясь на факты и логику впервые мыслили вещи не фантастически а стремились к естественнонаучном безличному целостному описанию природы космоса мира. Осуществляя многочисленные наблюдения за поведением планет Солнца природных и общественных явлений используя также и мифологически воззрения от них полностью устраниться не удалось они пытались найти как общие законы изменения и устройства мира так и частные его характеристики....
24370. Наука средневековья. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого 114 KB
  Начало мира это сам Бог. В результате христианское учение постепенно стало приобретать форму рациональной теологии где определенное место отводилось вопросам познания устройства мира. Предельность конечность мира в пространстве включала геоцентризм Аристотеля и Птоломея и оттеняла космическую функцию Христа. Он как бы замещал исследование причинноследственных связей превращался в важнейший способ восприятия мира и выражения опыта развивал мышление позволяя превращать истины веры в зрительные образы.
24371. Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) 127 KB
  это время становления новой современной науки. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки уже Коперник и Кеплер свою гелиоцентрическую картину мира обосновывают с помощью математического расчета. Давление воды на лопатку движение деталей насоса кузнечного молота шелкопрядильной машины включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий ставших основой механической картины мира классического идеала науки.
24372. Формирование и соотношение естественных, технических и социально-гуманитарных наук: сходство и различия 106 KB
  Лпркшпрожю Развитие технических наук стимулирует развитие естествознания их взаимосвязь не прервалась и после выделения технической науки в отдельную область знания. В то же время существует большой разрыв между действительным применением результатов технической науки на практике и занятием самой этой наукой. С методологической точки зрения исследование в технической науке не сильно отличается от естественнонаучного исследования. Таким образом в научнотехнических дисциплинах необходимо четко различать исследования включенные в инженерную...
24373. Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания 55 KB
  Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия узнавание сравнение измерение описание образуют эмпирические факты эмпирические объекты эмпирическую информацию. Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а факты в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы и б факты созданные человеком например экономика экономические отношения. Эмпирические факты обладают большей степенью общности чем единичные данные но меньшей чем...
24374. Сущность и структура теоретического знания 52.5 KB
  Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...
24375. Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и категории) 116.5 KB
  Среди идеалов и норм можно выделить два взаимосвязанных блока: а собственно познавательные установки которые регулируют процесс воспроизведения в различных формах научного знания; б социальные нормативы фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Существует еще и такое мнение что в период нормального эволюционного периода развития науки возможно бессознательное использование многих научных идеалов и норм. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики...
24376. Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации знаний, исследовательская программа) 119.5 KB
  Функции научной картины мира как онтология форма систематизации знаний исследовательская программа По Радугину стр. 93 Становление понятия научной картины мира Вопрос о существовании научной картины мира и ее месте и роли в структуре научного знания впервые был поставлен и в определенной степени разработан выдающимися ученымиестествоиспытателями М.Планк в рамках обсуждения проблемы онтологических оснований научного знания поставил вопрос о существовании научной картины мира.
24377. Понятие метода. Классификация методов – эмпирические и теоретические методы познания 66 KB
  Классификация методов эмпирические и теоретические методы познания По Радугину стр. Как стороны единого процесса познания чувственное и логическое характеризуют любое познание непосредственное отношение субъекта к объекту особенности индивидуальной познавательной деятельности. Оно относится к научному познанию и связано с анализом методов и форм познания на различных уровнях научного исследования характеризуют типы исследований. Задача теоретического уровня познания состоит в познании сущности явлений их законов.