95337

Формирование национальной доктрины СССР в 1941-1945 гг.: новые подходы и ориентиры

Доклад

История и СИД

С началом Великой Отечественной Войны советские государственные деятели выступают с речами, которые носят характер, направленный против агрессии фашистской Германии, что явно звучит, к примеру, в выступлении наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. 22 июня 1941г.

Русский

2015-09-22

18.27 KB

0 чел.

21. Формирование национальной доктрины СССР в 1941-1945 гг.: новые подходы и ориентиры.

Разработка национальной доктрины связана с определением характера войны, целей, задач в борьбе против фашистов. Они даны в выступлениях главных государственных деятелей СССР. 

С началом  Великой Отечественной Войны советские государственные деятели выступают с речами, которые носят характер, направленный против агрессии фашистской Германии, что явно звучит, к примеру, в выступлении наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. 22 июня 1941г. В первом же с момента начала войны выступлении И.В. Сталина 3 июля 1941 г. войне приписывается ярко выраженный классовый характер, ибо это столкновение фашизма, ударной силой империализма, с первого в мире государства рабочих и крестьян, а также войне придается народный характер, не просто столкновение 2 армий, а борьба всего народа поскольку она видится сквозь призму борьбы всего народа против фашистских захватчиков. Кроме того, ставится задача не только освободить территорию СССР но и помочь и другим народом в сопротивлении фашизму, а значит, война имеет и освободительный характер. Таким образом, речь Сталина 3 июля, выдержанная в духе коммунистических стандартов, определяющих фашизм как власть помещиков, капиталистов; провозглашающая формирование нового образа большевика – патриота (ведь в ходе 1 МВ большевики за поражение в войне и т.д.); питающая иллюзии по поводу того, что мы, мол, «в этой войне не одиноки», поскольку немецкий народ, порабощенный немецкими авантюристами, - наш первейший союзник, делала акцент в первую очередь на революционную, классовую войну (хотя все это основывалось на пропагандистских клише революции 1917г. )

Разворачивается Московская битва, и  уже в речи Сталина 6 ноября явно прослеживается двойственность оценок войны: с одной стороны, война, начавшаяся для немцев в 1939г., идет уже 2 года, и наметился поворот среди тех, кто против войны, а значит, существует вулкан, который вот-вот рванете; с другой же стороны, - акцент все больше делается на характер войны как войны народной и на достижение тех целей, которые обусловливает этот характер. Так, становятся заметны новые акценты в пропаганде: из речей Сталин исчезает слово «фашисты», он все больше говорит непосредственно о «немцах», одно из стихотворений Ильи Оренбурга, написанных в тот период, также носит название «Убей немца».

В создавшейся обстановке определяются новые пропагандистские акценты: 10 декабря появляется директива по оформлению газет, в которой предписывается использование лозунга «Смерть немецким оккупантам», в то время как лозунг «пролетарии всех стран, соединяйтесь» остается лишь для внешнего использования.

Русский этнос – первый выступает в этой народной войне. 

В Москве и Ленинграде начинают возникать первые народные ополчения, создаваемые русским этносом, все более активно звучит тема русского патриотизма по мере расширения территорий военных действий. А 7 ноября, заявив в выступлении, что острие фашизма направлено на уничтожение русского этноса, что фашизм  - угроза существования именно русского этноса, и призывая быть верным заветам Суворова, Сталин, тем самым, придает импульс идее русского патриотизма, идее русскости. С этого момента новый подходом и ориентиром в формировании национальной доктрины СССР становится непосредственная ее связь с ролью и местом русского этноса, как ядра, объединяющего вокруг себя другие народы многонационального государства в едином патриотическом порыве. Русский этнос принимает активное участие в боевых действиях, и на повестку дня советским руководством постепенно выдвигается тема русского патриотизма и героизма – лейтмотив всей в последующем оформленной национальной доктрины.  В печати возникают известные произведения на русскую тематику: пьеса  «Русские люди» К.М. Симонова, рассказ «Русский характер» А.К. Толстого, снимаются киноленты, такие, как «Иван Никулин – русский матрос» (режиссер – Игорь Савченко»; создаются русский народный хор, музей русской архитектуры и т.д.

Все эти  действия можно трактовать как шаги на пути консолидации общества в борьбе с общим врагом, причем ядром этого процесса консолидации должен был стать именно русский этнос. Ввиду необходимости дальнейшего углубления существовавших консолидирующих тенденций советское руководство развивает отношения с Русской Православной Церковью.  Весьма показателен тот факт, что до 1945г. даже в речах Сталина звучит религиозно-православное обращение «братья и сестры», замененное впоследствии на «соотечественники и соотечественницы». В СССР прекращается атеистическая пропаганда, устраняется Лига безбожников СССР, а митрополиты Алексий и Николай включаются в комиссию по расследованию преступлений фашизма, в то время как местоблюститель митрополит Сергий объявляет Сталина «богоизбранным» вождем. С официального разрешения в стране в 1942г. празднуются Рождество и Пасха, начальником Генштаба не случайно становится Василевский (закончил духовную семинарию), а 4 сентября 1943г. по результатам приглашения на встречу в Кремль Алексия, Сергия и Николая возрождается Священный Синод; также религиозная литературы вновь издается и получает распространение, и работают религиозные курсы. А через три дня после встречи в Кремле иерархи РПЦ собираются в Москве, где принимают решение об учреждении патриаршества, причем первым патриархом Московским и всея Руси становится Сергий. Безусловно, налаживание контактов с церковью явилось важнейшей составляющей национальной доктрины, поскольку позволило путем содействия пропаганде форсировать консолидацию общества (нельзя не отметить огромную роль партии в этом процессе). К тому же, церковь, помимо содействия в пропаганде (здравицы в честь славянских воинов), внесла и существенный материальный вклад в дело победы. После смерти в 1944г. первого патриарха Сергия, его пост переходит к Алексию.

Итак, налицо единство русского православного общества перед угрозой фашизма

Партия же, в свою очередь, добивается еще больших успехов в деле консолидации. Известно, что для советских граждан и прежде всего воинов в годы ВОВ был характерен, на первый взгляд, малообъяснимый феномен массового героизма (подвиг Александра Матросова, повторенный еще несколькими сотнями советских солдат). Однако данный феномен можно объяснить высокой степенью политизации армии, в которой около 75% воинов являлись уже членами коммунистической партии, либо комсомольцами, что еще раз подчеркивает важную роль идеологии в достижении поставленной цели.

В стране и за рубежом происходит мобилизация общественного мнения. Начинают создаваться антифашистские комитеты молодежи, советских женщин, а также национальные антифашистские комитеты, в связи с чем возникает проблема создания еврейского антифашистского комитета. Дело в том, что Сталин выступает категорически против осуществления подобной идеи, поскольку считает, что задача партии «консолидировать, а не разводить по национальным квартирам». Однако уже возникший вопрос так просто с повестки дня не снимается. 24 августа 1941 проходит радиомитинг советских евреев, в котором принимают участие С.Я. Маршак, С. М. Михоэлс, С.М. Эйзенштейн, который оказывает широкое воздействие на все мировое сообщество. По всему миру создаются еврейские комитеты в поддержку Красной Армии (к примеру, комитет в США возглавляет сам Эйзенштейн), и около пяти миллионов долларов собирается на поддержку Красной Армии. В связи с этими событиями Берия вновь ставит перед Сталиным вопрос о создании еврейского антифашистского комитета. И в феврале 1942г., с согласия Сталина, принимается решение о его создании.

После победных военных действий советской армии, выхода к границам и Баренцеву морю, Сталиным ставится задача не допустить превращения народной войны в войну революционную. Следовательно, ставится вопрос о роспуске Коминтерна, который произошел в июне 1943г. Роспуск Коммунистического Интернационала мотивировался несколькими доводами: во-первых, тем, что создание Коминтерна не было обусловлено изначально стремлением большевизировать Европу и вмешиваться в ее внутренние дела, во-вторых, этот акт должен был продемонстрировать, что коммунисты Европы не пятая колонна СССР, что они вполне самостоятельны; и наконец, роспуск Коминтерна был залогом выполнению важнейшей задачи – формирования единого антифашистского движения, а не всего лишь объединения коммунистов.

В 1944г. рождается концепция национальной идеологии СССР, в основе которой лежали сплав коммунистической идеологии и национальной идеи величия российского государства. Уже 24 мая 1945г. (первое и последнее обращение к русскому народу, к которому раньше не обращался, поскольку это дало бы пищу для антирусской пропаганды, с одной стороны, и с другой, - поскольку главная цель - единство) в послании Сталина звучит, что русский народ – самая выдающаяся нация СССР, что он руководящая сила среди народов СССР, что доверие русского народа советскому правительству и большевикам  - важное условие победы в Великой Отечественной Войне.

Далее национально-державная политика Сталина развивается в следующих направлениях: с 1943г. СССР в посланиях заменяется на Россия, Сталин провозглашает себя последователем царской политики России (в отношении Курильских островов, Босфор и Дарданелл), учреждаются ордена Александра Невского, Кутузова М.И., Суворова А.В., а 1 января 1944г. рождается новый гимн СССР на музыку Александрова и слова Михалкова С.В. и Г. Эль-Регистана

Так, к концу войны сам Сталин превращается в общенационального лидера, патриота, защитника русских идей и православия, а национальная доктрина в объединение коммунистических идей и идей русского патриотизма. В обращении Сталина 9 мая 1945г. нет ни слова о социализме, коммунизме, Ленине, марксизме-ленинизме – Сталин обращается к народу-победителю и подводит итог: вековая борьба славянских народов закончилась полной и сокрушительной победой над немецкой агрессией.

Таким образом, суть национальной доктрины, сложившейся окончательно в 1945г. можно выразить в следующем: во-первых, это сплав коммунистической идеологии и национальной идеей исторического величия российского государства, а во-вторых, особый советский патриотизм, выражавшийся в соединении национальной идеи и элементами православия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32857. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КАНТ, ФИХТЕ, ШЕЛЛИНГ, ГЕГЕЛЬ 46.21 KB
  Немецкая философия конца XVIII первой половины XIX века есть завершение традиции классической европейской философии в целом. Хотя все представители этого этапа развития философии самобытные и яркие мыслители их объединяет общность разрабатываемых проблем и единство исследовательских принципов. С известными оговорками к немецкой классической философии можно отнести и ее критиков Людвига Фейербаха и Карла Маркса. Все представители этого направления европейской философии поставили философию в сердце культуры показали неотделимость...
32858. ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА 36.68 KB
  ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА. Созданная Карлом Марксом 1818-1883 в содружестве с Фридрихом Энгельсом 1820-1895 марксистская философия явилась своеобразным порождением немецкой классической философии: перевернутый объективный идеализм Гегеля здесь превратился в материализм а перевернутый антропологизм Фейербаха превратился хотя и не сразу в социологизм. Другая ее особенность в том что философия у Маркса и Энгельса оказалась тесно связанной с политэкономией и теорией социализма на основе переосмысления классической английской...
32859. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КИРЕЕВСКИЙ, ХОМЯКОВ, ГЕРЦЕН, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, ЛЕОНТЬЕВ, ДАНИЛЕВСКИЙ, ЛЕНИН, ФЛОРЕНСКИЙ 45.31 KB
  Ее феноменальность заключается в том что русская философия развивалась исключительно автономно самостоятельно независимо от европейской и мировой философии не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада эмпиризма рационализма идеализма и др. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей художественное творчество литературная критика публицистика искусство эзопов язык что...
32860. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ. АГНОСТИЦИЗМ. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ И ПОКОЙ. (ОПРЕДЕЛЕНИЯ.) ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА 35.77 KB
  В истории философии М. появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обвах древн. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. этой эпохи было стремление к анализу к разделению природы на более или менее обособленные не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития среди представителей материалистической философии...
32861. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ. СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ: ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ, ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ. АГНОСТИЦИЗМ 23.5 KB
  ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ. Таким образом лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания эмпирического и теоретического познания реальный путь к постижению истины. Проблема истины в познании Следующая важнейшая проблема в познании это проблема истины. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени.
32862. СОЗНАНИЕ И ЧЕЛОВЕК. ГИЛОЗОИЗМ, ПАНПСИХИЗМ. РЕДУКЦИОНИЗМ, ФИЗИКАЛИЗМ, МЕХАНИЦИЗМ 23.23 KB
  Проблема сознания в философии Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания его происхождения и сущности. Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. Это отличие состоит в невещественности идеальности сознания. Как же решается проблема сознания Уже в древности существовало представление о самостоятельном существовании души.
32863. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ 48.5 KB
  Это положение правильно до возникновения экологического кризиса: в нем противопоставление природы и общества превращающее общественный организм только в социальный. Биосфера это часть природы оболочка Земли в которую входят живые организмы жизнь и неживое вещество преобразуемое потребляемое и охватываемое жизнью. Географическая среда обществ это часть природы с которой данное общество взаимодействует. Единство и борьба природы и человечества сопровождается с одной стороны воздействием природы на общество а с другой стороны ...
32864. МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ТРУД. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ТРУДА. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ 81 KB
  Ключевым при изучении экономической жизни общества является анализ материального производства ибо общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Говоря о материальном производстве необходимо учитывать следующие моменты: Нередко в философской и экономической литературе понятие материального производства отождествляется с понятием общественного производства. Поскольку материальное производство является не только важнейшей но и определяющей сферой совокупного общественного производства то в...
32865. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ФАТАЛИЗМ И ВОЛЮНТАРИЗМ 51.5 KB
  ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Производственные отношения совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Производственные отношения являются необходимой стороной общественного производства. В производстве люди вступают в отношения не только к природе.