95337

Формирование национальной доктрины СССР в 1941-1945 гг.: новые подходы и ориентиры

Доклад

История и СИД

С началом Великой Отечественной Войны советские государственные деятели выступают с речами, которые носят характер, направленный против агрессии фашистской Германии, что явно звучит, к примеру, в выступлении наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. 22 июня 1941г.

Русский

2015-09-22

18.27 KB

0 чел.

21. Формирование национальной доктрины СССР в 1941-1945 гг.: новые подходы и ориентиры.

Разработка национальной доктрины связана с определением характера войны, целей, задач в борьбе против фашистов. Они даны в выступлениях главных государственных деятелей СССР. 

С началом  Великой Отечественной Войны советские государственные деятели выступают с речами, которые носят характер, направленный против агрессии фашистской Германии, что явно звучит, к примеру, в выступлении наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. 22 июня 1941г. В первом же с момента начала войны выступлении И.В. Сталина 3 июля 1941 г. войне приписывается ярко выраженный классовый характер, ибо это столкновение фашизма, ударной силой империализма, с первого в мире государства рабочих и крестьян, а также войне придается народный характер, не просто столкновение 2 армий, а борьба всего народа поскольку она видится сквозь призму борьбы всего народа против фашистских захватчиков. Кроме того, ставится задача не только освободить территорию СССР но и помочь и другим народом в сопротивлении фашизму, а значит, война имеет и освободительный характер. Таким образом, речь Сталина 3 июля, выдержанная в духе коммунистических стандартов, определяющих фашизм как власть помещиков, капиталистов; провозглашающая формирование нового образа большевика – патриота (ведь в ходе 1 МВ большевики за поражение в войне и т.д.); питающая иллюзии по поводу того, что мы, мол, «в этой войне не одиноки», поскольку немецкий народ, порабощенный немецкими авантюристами, - наш первейший союзник, делала акцент в первую очередь на революционную, классовую войну (хотя все это основывалось на пропагандистских клише революции 1917г. )

Разворачивается Московская битва, и  уже в речи Сталина 6 ноября явно прослеживается двойственность оценок войны: с одной стороны, война, начавшаяся для немцев в 1939г., идет уже 2 года, и наметился поворот среди тех, кто против войны, а значит, существует вулкан, который вот-вот рванете; с другой же стороны, - акцент все больше делается на характер войны как войны народной и на достижение тех целей, которые обусловливает этот характер. Так, становятся заметны новые акценты в пропаганде: из речей Сталин исчезает слово «фашисты», он все больше говорит непосредственно о «немцах», одно из стихотворений Ильи Оренбурга, написанных в тот период, также носит название «Убей немца».

В создавшейся обстановке определяются новые пропагандистские акценты: 10 декабря появляется директива по оформлению газет, в которой предписывается использование лозунга «Смерть немецким оккупантам», в то время как лозунг «пролетарии всех стран, соединяйтесь» остается лишь для внешнего использования.

Русский этнос – первый выступает в этой народной войне. 

В Москве и Ленинграде начинают возникать первые народные ополчения, создаваемые русским этносом, все более активно звучит тема русского патриотизма по мере расширения территорий военных действий. А 7 ноября, заявив в выступлении, что острие фашизма направлено на уничтожение русского этноса, что фашизм  - угроза существования именно русского этноса, и призывая быть верным заветам Суворова, Сталин, тем самым, придает импульс идее русского патриотизма, идее русскости. С этого момента новый подходом и ориентиром в формировании национальной доктрины СССР становится непосредственная ее связь с ролью и местом русского этноса, как ядра, объединяющего вокруг себя другие народы многонационального государства в едином патриотическом порыве. Русский этнос принимает активное участие в боевых действиях, и на повестку дня советским руководством постепенно выдвигается тема русского патриотизма и героизма – лейтмотив всей в последующем оформленной национальной доктрины.  В печати возникают известные произведения на русскую тематику: пьеса  «Русские люди» К.М. Симонова, рассказ «Русский характер» А.К. Толстого, снимаются киноленты, такие, как «Иван Никулин – русский матрос» (режиссер – Игорь Савченко»; создаются русский народный хор, музей русской архитектуры и т.д.

Все эти  действия можно трактовать как шаги на пути консолидации общества в борьбе с общим врагом, причем ядром этого процесса консолидации должен был стать именно русский этнос. Ввиду необходимости дальнейшего углубления существовавших консолидирующих тенденций советское руководство развивает отношения с Русской Православной Церковью.  Весьма показателен тот факт, что до 1945г. даже в речах Сталина звучит религиозно-православное обращение «братья и сестры», замененное впоследствии на «соотечественники и соотечественницы». В СССР прекращается атеистическая пропаганда, устраняется Лига безбожников СССР, а митрополиты Алексий и Николай включаются в комиссию по расследованию преступлений фашизма, в то время как местоблюститель митрополит Сергий объявляет Сталина «богоизбранным» вождем. С официального разрешения в стране в 1942г. празднуются Рождество и Пасха, начальником Генштаба не случайно становится Василевский (закончил духовную семинарию), а 4 сентября 1943г. по результатам приглашения на встречу в Кремль Алексия, Сергия и Николая возрождается Священный Синод; также религиозная литературы вновь издается и получает распространение, и работают религиозные курсы. А через три дня после встречи в Кремле иерархи РПЦ собираются в Москве, где принимают решение об учреждении патриаршества, причем первым патриархом Московским и всея Руси становится Сергий. Безусловно, налаживание контактов с церковью явилось важнейшей составляющей национальной доктрины, поскольку позволило путем содействия пропаганде форсировать консолидацию общества (нельзя не отметить огромную роль партии в этом процессе). К тому же, церковь, помимо содействия в пропаганде (здравицы в честь славянских воинов), внесла и существенный материальный вклад в дело победы. После смерти в 1944г. первого патриарха Сергия, его пост переходит к Алексию.

Итак, налицо единство русского православного общества перед угрозой фашизма

Партия же, в свою очередь, добивается еще больших успехов в деле консолидации. Известно, что для советских граждан и прежде всего воинов в годы ВОВ был характерен, на первый взгляд, малообъяснимый феномен массового героизма (подвиг Александра Матросова, повторенный еще несколькими сотнями советских солдат). Однако данный феномен можно объяснить высокой степенью политизации армии, в которой около 75% воинов являлись уже членами коммунистической партии, либо комсомольцами, что еще раз подчеркивает важную роль идеологии в достижении поставленной цели.

В стране и за рубежом происходит мобилизация общественного мнения. Начинают создаваться антифашистские комитеты молодежи, советских женщин, а также национальные антифашистские комитеты, в связи с чем возникает проблема создания еврейского антифашистского комитета. Дело в том, что Сталин выступает категорически против осуществления подобной идеи, поскольку считает, что задача партии «консолидировать, а не разводить по национальным квартирам». Однако уже возникший вопрос так просто с повестки дня не снимается. 24 августа 1941 проходит радиомитинг советских евреев, в котором принимают участие С.Я. Маршак, С. М. Михоэлс, С.М. Эйзенштейн, который оказывает широкое воздействие на все мировое сообщество. По всему миру создаются еврейские комитеты в поддержку Красной Армии (к примеру, комитет в США возглавляет сам Эйзенштейн), и около пяти миллионов долларов собирается на поддержку Красной Армии. В связи с этими событиями Берия вновь ставит перед Сталиным вопрос о создании еврейского антифашистского комитета. И в феврале 1942г., с согласия Сталина, принимается решение о его создании.

После победных военных действий советской армии, выхода к границам и Баренцеву морю, Сталиным ставится задача не допустить превращения народной войны в войну революционную. Следовательно, ставится вопрос о роспуске Коминтерна, который произошел в июне 1943г. Роспуск Коммунистического Интернационала мотивировался несколькими доводами: во-первых, тем, что создание Коминтерна не было обусловлено изначально стремлением большевизировать Европу и вмешиваться в ее внутренние дела, во-вторых, этот акт должен был продемонстрировать, что коммунисты Европы не пятая колонна СССР, что они вполне самостоятельны; и наконец, роспуск Коминтерна был залогом выполнению важнейшей задачи – формирования единого антифашистского движения, а не всего лишь объединения коммунистов.

В 1944г. рождается концепция национальной идеологии СССР, в основе которой лежали сплав коммунистической идеологии и национальной идеи величия российского государства. Уже 24 мая 1945г. (первое и последнее обращение к русскому народу, к которому раньше не обращался, поскольку это дало бы пищу для антирусской пропаганды, с одной стороны, и с другой, - поскольку главная цель - единство) в послании Сталина звучит, что русский народ – самая выдающаяся нация СССР, что он руководящая сила среди народов СССР, что доверие русского народа советскому правительству и большевикам  - важное условие победы в Великой Отечественной Войне.

Далее национально-державная политика Сталина развивается в следующих направлениях: с 1943г. СССР в посланиях заменяется на Россия, Сталин провозглашает себя последователем царской политики России (в отношении Курильских островов, Босфор и Дарданелл), учреждаются ордена Александра Невского, Кутузова М.И., Суворова А.В., а 1 января 1944г. рождается новый гимн СССР на музыку Александрова и слова Михалкова С.В. и Г. Эль-Регистана

Так, к концу войны сам Сталин превращается в общенационального лидера, патриота, защитника русских идей и православия, а национальная доктрина в объединение коммунистических идей и идей русского патриотизма. В обращении Сталина 9 мая 1945г. нет ни слова о социализме, коммунизме, Ленине, марксизме-ленинизме – Сталин обращается к народу-победителю и подводит итог: вековая борьба славянских народов закончилась полной и сокрушительной победой над немецкой агрессией.

Таким образом, суть национальной доктрины, сложившейся окончательно в 1945г. можно выразить в следующем: во-первых, это сплав коммунистической идеологии и национальной идеей исторического величия российского государства, а во-вторых, особый советский патриотизм, выражавшийся в соединении национальной идеи и элементами православия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74861. Тема солдатчины и военной службы в фольклоре 99.82 KB
  Точка зрения раскрытия темы: Раскрытие темы со стороны родственников людей не связанных напрямую с военной службой причитания сказки новеллистические баллады Раскрытие темы со стороны солдат причитания солдатские песни исторические песни анекдоты пословицы поговорки сказки новеллистические Предмет изображения произведений данного тематического круга: Тяготы военной службы причитания солдатские песни пословицы поговорки баллады Бытовые ситуации отдельные сцены солдатской жизни анекдоты пословицы и...
74862. Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки» 66.32 KB
  Волшебная сказка древнее феодализма создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого важно определить при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка. Сказка как явление надстроечного характера Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства при которой она существует. Сказка и социальные институты прошлого.
74863. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТАХ ПРОППА РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС И РЫБАКОВА ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СКАЗАНИЯ. БЫЛИНЫ. ЛЕТОПИСИ 49.27 KB
  Проппа Русский героический эпос – первая и остающаяся до сих пор единственной монография посвящённая русским былинам. Автором рассмотрены все многообразные сюжеты так что возможно использовать книгу в качестве справочника по эпосу. Народ вкладывает в эпос свои стремления содержание песен настраивает его на высокий моральный уровень.
74864. Частушки (происхождение, темы, поэтика) 61.23 KB
  Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями подвергаясь мелким крупным изменениям.
74865. Роды и виды детского фольклора 57.99 KB
  Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки”, “Сорока” и др.) и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.
74866. Исторические песни о событиях 16-17 веков 111.49 KB
  Исторические песни как эпический жанр очень близки к былинам но все же отличны от былин по содержанию форме. Термин исторические песни является не народным он введен исследователями фольклора. Чаще всего люди не занимающиеся фольклористикой не выделяют исторические песни как особый жанр называют наравне с былинами старинастаринка.
74867. Духовные стихи и песни (темы, образы, сюжеты, стиль) 109.26 KB
  Основа Духовных стихов –книжные повести церковного происхождения источник –Священное Писание. Функции Духовных стихов Назидательная Дидактическая Форма исполнения: песенная этим отличается от легенды. Духовные стихи в отношении формы и стиля делятся на Лирические Эпические более древние Общим для лирических эпических и лироэпических стихов является их несомненная зависимость от книжных источников...
74868. Предания. Бывальщины. Былички. Народная демонология 129.68 KB
  Определение жанра как устного повествования о событиях выпадающих из хода повседневной жизни: стихийные бедствия социальные аномалии в том числе войны экстремальные жизненные ситуации в быту на работе на промысле в дороге. Проблема обособления бывальщины как фольклорного жанра в ряду бытовых рассказов. Связь бывальщины с другими жанрами сказками и др. Тематический спектр жанра: рассказы о встречах взаимоотношениях с домовым банником водяным лешим русалкой чертом покойником; о колдунах проклятых; о кладах; о гаданиях и...
74869. Основные понятия финансового менеджмента 1.06 MB
  Основные понятия финансового менеджмента Понятие финансового менеджмента: принципы цели задачи и функции Обеспечение финансового менеджмента Базовые концепции финансового менеджмента Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений связанных с формированием распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение оно прямо или косвенно...